История развития государственного регулирования миграционных процессов в России

(Рощин Ю. В.)

("Миграционное право", 2011, N 3)

Текст документа

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Ю. В. РОЩИН

Выбранная мною тема является весьма актуальной, так как до сих пор не выработано ясного определения о том, какова роль государства в управлении миграционными процессами и что должно включать в себя государственное управление этими процессами.

Однако, прежде всего, необходимо определиться, что следует рассмотреть: государственное регулирование миграционных процессов, как это заявлено в теме, или управление миграционными процессами?

Мы полагаем, что это не идентичные понятия. В результате разное их восприятие ограничивает сферу практической деятельности в области государственной миграционной политики. Регулирование миграционных процессов подразумевает главным образом направление миграционных потоков, государственный контроль за их содержанием и прохождением в соответствии с правовыми нормами, установленными национальным законодательством. Управление же миграционными процессами имеет отношение ко всем аспектам сложного социально-экономического процесса, каким является миграция населения. Оно включает, наряду с иммиграцией, эмиграцию и внутреннюю миграцию, которые также требуют государственного управления. Причем, что особо отметим, требуют на всех трех стадиях миграционного процесса: на первой стадии, подготовленной, когда происходит формирование миграционной подвижности населения (потенциальной миграции); на второй стадии, основной, - когда осуществляется непосредственное переселение населения; на третий стадии, заключительной, - когда происходит адаптация мигрантов, их социально-экономическая и этнокультурная интеграция, "вживание" в новый социум - правовое, этническое, конфессиональное и др. на новом месте жительства. Причем третья стадия наиболее сложная, требует особого участия государства, в том числе немалых финансовых затрат, и вряд ли может рассматриваться только в контексте регулирования.

Поэтому нам представляется более целесообразным рассматривать историю управления миграционными процессами, а не только их регулирования.

Управление миграцией населения со стороны государства началось в России еще в ее княжеский период: в эпоху колонизации Северо-Восточной Руси, когда большие массы восточных славян под натиском неблагоприятных обстоятельств мигрировали с днепровского Юго-Запада и новгородского Северо-Запада на земли Окско-Волжского междуречья.

В результате в Северо-Восточной Руси образовалось сильное государство - Великое московское княжество.

Миграционная политика того периода не была отражена в каких-либо специальных актах по миграции, однако движение населения в Северо-Восточную Русь не было случайным и хаотичным - оно выражало стремление как простых людей, так и княжеской власти переселяться в эти земли для того, чтобы спасти свой народ, свою веру и создать свою новую государственность. Это было внутреннее осознание всеми потоками колонистов цели миграционной политики, а точнее, миграционной стратегии как жизненной необходимости для русского народа и его государства, что и стало основным мотивом колонизационного движения в Северо-Восточную Русь.

В междуречье Верхней Волги и Оки образовался новый очаг народной жизни, сформировалось ядро великорусского народа.

С венчанием на царство Ивана IV на смену княжеского правления русскими землями - княжеской Руси пришло царское правление царской Руси - России.

Произошла трансформация и государственной миграционной политики: по сути, от внутренней колонизации, способствовавшей заселению Северо-Восточной Руси, к внешней колонизации - расширению территории за счет присоединения соседних земель. Если княжеская Русь направляла свою энергию на решения, по сути, внутренних проблем - собирание в Северо-Восточной Руси и заселение их славянами, то перед царской Россией остро встали внешние проблемы.

Для молодого государства было жизненно важно не допустить дальнейшего натиска на Россию католического Запада, а также обезопасить ее от постоянных разорительных набегов наследников Золотой Орды с востока и юга.

Одновременно требовалось решать и другую историческую задачу - продолжить расширение территории, которую царская Россия унаследовала от княжеской Руси.

При Иване IV, Грозном, Российское государство вектор миграционной политики решительно повернуло на восток - в сторону Сибири. С завоевания Казанского ханства "ворота" в Сибирь были распахнуты, и она была колонизирована всего за одно XVII столетие. Для того чтобы в такой относительно короткий срок перебросить от Урала до Камчатки большие массы русского населения, потребовалась огромная энергия как государственной власти, так и российского народа - непосредственных колонистов Сибири. Это был результат проявления народом не просто энергии, а пассионарной энергии, востребованной необходимостью, как для самого народа, так и для его государства в целом - России.

Российское государство осуществляло колонизацию Сибири, в отличие от государств - колонизаторов Запада, в основном мирным путем, не уничтожало ее коренные народы, а социально и экономически интегрировало их в общее Российское государство. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что подавляющее число народностей Сибири не только сохранились до наших дней, но наиболее многочисленные из них имеют даже свою территориальную автономию, чего лишены были завоеванные западными странами аборигены Америки и Австралии, которые с лица колонизированных земель просто "стирались".

Наряду с колонизацией, в царской России осуществлялось государственное управление иммиграцией - притоком иностранцев в страну.

Прибытие ратных слуг из-за границы имело место издавна, особенно из Литвы и татарских улусов.

Отношение к приглашению иностранцев в Россию коренным образом изменилось при Петре I, когда он стал приглашать иностранцев на службу, европейских специалистов.

В Манифесте от 16 апреля 1702 г. им были обещаны равные права, привилегии и свобода вероисповедания.

При Елизавете Петровне усиливается стремление Правительства к заселению иностранными "переселенцами" южных пустынных окраин России. Но здесь акцент делается уже на крестьянские массы.

Более массовый же характер иммиграции в Россию приобретает во времена царствования Екатерины II, стремление которой к дальнейшему расширению империи неизбежно требовало роста населения. В своем "Наказе" (своеобразная программа нового царствования) она указывает на необходимость "максимального размножения населения и колонизации пустынных пространств".

Плотность населения России была небольшой по сравнению с развитыми европейскими государствами. Огромные территории на востоке и юге России оставались малозаселенными или пустующими. Поэтому иммиграционная политика Екатерины II была направлена на то, чтобы с помощью иностранных переселенцев освоить эти земли. По этой причине принятые ею Манифесты в 1762 - 1764 гг. были направлены на привлечение иностранцев на пустующие земли, в частности между Доном и Волгой.

В Манифесте от 22 июля 1763 г. сказано, что "...население иностранных делать многими фамилиями и целыми колониями...". Для этих целей в Санкт-Петербурге в 1763 г. было учреждено специальное ведомство - "Канцелярия опекунства иностранных граждан". При переселении в Россию иностранным колонистам предоставлялись определенные льготы. Им гарантировались религиозные права, свобода от платежей и податей на несколько лет, свобода от военной службы, невмешательство чиновников во внутренние дела колоний иммигрантов.

За время царствования Екатерины II в Россию переселилось более 300 тыс. немцев. В целом же, по данным десятой ревизии (1857 г.), к этому времени всех колонистов было более 450 тыс. человек. Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что именно во время правления Екатерины II были заложены правовые основы деятельности колонистов. И если первоначальной целью миграционной политики было увеличение населения путем переселения иностранцев в Россию, то в дальнейшем основная задача состояла в том, чтобы коренное население заимствовало у переселенцев "улучшенные способы обработки земли, разведения скота и вообще лучшие правила ведения хозяйства". В 1804 г. было принято решение допускать к иммиграции хороших специалистов: земледельцев, скотоводов - и была установлена квота - 200 семей в год. Тем самым мы видим один из ярких примеров действия избирательной миграционной политики. Государство применяло эффективные рычаги формирования миграционных потоков.

Таким образом, это была, как мы сейчас говорим, селективная государственная иммиграционная политика с введением квот ежегодного приема иностранцев.

За период с 1764 по 1866 г., т. е. за 100 лет, в России было основано иностранными переселенцами разных национальностей 549 колоний, в которых было свыше 200 тыс. колонистов только мужского пола, в том числе 58 колоний в Саратовской губернии. Большая часть колонистов поселилась на Украине и в Молдавии.

Эффективно осуществлялось в царский период государственное управление и внутренней миграцией. После отмены крепостного права в 1861 г., а также с изменением прав и свобод жителей России в стране обострялись социально-экономические проблемы, особенно в аграрном секторе. В конце XIX в. в стране насчитывалось 2 млн. крестьянских хозяйств, без земельных наделов, а около 10 млн. хозяйств имели земельные наделы, не позволявшие прокормить семью. По данным статистики поземельной собственности, в 1877 - 1878 гг. у 73% бывших помещичьих крестьян приходилось на мужскую душу не более 4 десятин, в том числе у 18% - не более 2 десятин земли.

В начальный период после (до 1880 г.) крестьянской реформы 1861 г. царское Правительство в интересах помещиков сдерживало переселение крестьян из малоземельных районов европейской России.

Однако бедственное положение крестьян после реформы 1861 г. и продолжавшееся их обезземеливание вследствие роста численности сельского населения порождало в обществе нарастающее недовольство политикой Правительства в крестьянском вопросе и вело к открытому протесту и социальному взрыву.

Понимая это, Правительство стало искать меры хотя бы ограниченного решения этой острейшей проблемы. В этих целях в 1880 г. была назначена сенаторская ревизия для изучения всех сторон крестьянского быта, по результатам которой был определен план модернизации реформы 1861 г. с учетом новых обстоятельств. В числе мер, предусмотренных этим планом, было решение приступить к переселению крестьян из европейской России в малозаселенные регионы Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока, возложив управление этим миграционным процессом на специально созданные для этого государственные органы и выделяя на это значительные средства из бюджета. Таким образом, царское Правительство приступило к государственному управлению переселенческого движения.

В июне 1889 г. был утвержден Общий закон о переселении, который предусматривал следующие льготы: переселенцы, не платившие подушной платы на родине, не облагались ею и на новом месте; освобождались на ряд лет, с учетом района вселения, от арендной платы; лицам мужского пола, достигшим в год переселения призывного возраста, исполнение воинской повинности отсрочивалось на 2 - 3 года; переселенцы освобождались от выплаты недоимок прошлых лет; им выдавались ссуды на путевые расходы и на хозяйственное обзаведение: на строительство дома в Сибири - 250, а на Дальнем Востоке - 400 золотых рублей и бесплатно рубить в казенном лесу бревна, сколько их требуется на постройку дома. Главное же - переселенцам предоставлялось не менее 20 десятин земли.

Начавшееся с 1892 г. строительство Сибирской железной дороги явилось мощным фактором, способствующим усилению и упорядочению переселенческого движения. Правительство окончательно признало, что переселение является мероприятием большой государственной важности, о чем свидетельствует учреждение в 1887 г. в составе ведомства, занимающегося земельными вопросами, особого Переселенческого управления с правами департамента, на которое возлагалось заведование всем переселенческим делом. Принятые государством меры, стимулирующие переселение крестьян на свободные земли за Уралом, способствовали резкой интенсификации процесса переселения, и оно возросло за год на 65 тыс., до 200 тыс. человек.

Однако социальное положение крестьян Центральной России в связи с продолжавшимся обезземеливанием продолжало обостряться. В связи с этим Указом от 9 ноября 1905 г. была проведена вторая аграрная реформа - "столыпинская", как ее стали называть. Она была попыткой перевести сельское хозяйство на капиталистический путь развития. Одновременно она явилась мощным толчком в развитии переселенческого движения.

Расходы Правительства на переселенческое дело возросли. Начавшиеся в 1894 г. с одного миллиона рублей в год, они стали быстро увеличиваться и уже в 1911 г. составили 26 млн. руб.

В результате за период 1896 - 1914 гг. было переселено всего 639,4 тыс. семей и 205,8 тыс. одиноких с общей численностью переселенцев 4 млн. 162 тыс. человек, или свыше 270 тыс. человек в среднем за год.

Эффективная государственная переселенческая политика царского Правительства позволила включить в сельскохозяйственное производство в Сибири 20 млн. десятин степи и тайги, никем ранее почти не использовавшихся и находившихся вблизи государственной границы, что также в немалой степени способствовало безопасности государства.

В целом же рассмотрение миграционной политики царской России свидетельствует о ее определяющем вкладе в превращении России в великую державу.

Государственное управление миграцией в советский период, в условиях отмены частной собственности и ее национализации, а также жестокого централизованного планирования, еще более усилилось.

Оно не было, как и в царский период, гладкой и ровной "столбовой" дорогой, сочетало в себе как экономические стимулы для добровольного переселения больших масс перемещения населения, так и жесткие принудительные меры.

Однако часть положительного в государственном управлении миграционными процессами в советский период заслуживает серьезного рассмотрения и в определенной мере использования и сегодня.

Основной целью государственной миграционной политики того периода было перераспределение трудовых ресурсов с учетом размещения производительных сил.

Основными формами государственного управления миграционными процессами были следующие:

- экономические формы, суть которых состояла в том, что государство вводило дополнительные льготы и стимулы для добровольного привлечения трудовых ресурсов в экономически значимые для страны районы и возведение крупных промышленных объектов, в том числе: освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМа), комплектование квалифицированными рабочими кадрами вводимых в страну ВАЗа и КамАЗа и других объектов;

- административно-организационные формы - продолжение государством добровольного сельскохозяйственного переселения в районы Дальнего Востока с полным хозяйственным обустройством переселенцев в местах нового жительства; проведение организованного набора рабочих на основе государственного финансирования для работы в строительстве, лесной промышленности и на рыбной путине;

- административно-общественные формы, в основе которых был общественный призыв молодежи поехать по комсомольским путевкам поднимать и осваивать целинные земли на Алтае и в Казахстане, а также на ударные комсомольские стройки для возведения Братской, Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, Западно-Сибирского металлургического завода и других, особо значимых для экономики страны предприятий.

Миграционная политика советского периода, включая ее негативные формы, в целом способствовала тому, чтобы Советский Союз стал второй в мире экономической сверхдержавой.

Таким образом, рассмотрение практики управления миграционными процессами в царский и советский периоды России показывает, что управление этими процессами на всех прошлых этапах российской истории осуществлялось государством, причем целенаправленно, вкладывая значительные средства, которые впоследствии с лихвой окупались.

Эффективно осуществляемая миграционная политика в большой мере способствовала формированию Российского государства и превращению его в мощную мировую державу, практически содействовала экономическому развитию страны и укреплению ее безопасности.

Какова же роль государственного управления миграционными процессами в постсоветский, современный период истории России, причем не менее сложный, чем предыдущие периоды?

В стране снова изменился общественно-политический строй, что кардинально повлияло на характер миграционных процессов. В 90-е годы интенсивность внутренней миграции снизилась в 2 раза, и поменялись векторы ее направления на противоположные, что создает проблемы для обеспечения трудовыми ресурсами многих экономически и стратегически важных для страны районов.

В то же время возникли массовые потоки внешней миграции, имевшей главным образом остро вынужденный характер.

В этот период государству потребовалось в соответствии с новыми условиями создавать практически с нуля миграционную систему и законодательную базу для решения острых проблем, возникших в области миграции и в первую очередь по оказанию помощи и поддержки вынужденным переселенцам, численность которых, только зарегистрированных созданной Федеральной миграционной службой России, составила свыше 1,4 млн. человек.

С начала XX столетия характер внешней миграции изменился - она стала главным образом добровольно-экономической, прежде всего трудовой. В результате потребовалась и корректировка государственной миграционной политики, адекватной возникшим проблемам в области миграции, в том числе проблема нелегальной миграции.

ФМС России проводит значительную работу для решения этих проблем. Приняты Федеральные законы: в 2002 г. - Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; в 2006 г. - Закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и другие нормативно-правовые акты, направленные главным образом на регулирование иммиграционных потоков.

Разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Вместе с тем отвечает ли проводимая в настоящее время государственная миграционная политика полному кругу проблем, возникших в этой области в последнее время, и тем вызовам, с которыми Россия столкнулась в новом столетии?

Одним из мировых вызовов стала глобализация, оказывающая мощное воздействие на сферы жизни мирового сообщества. Главным следствием глобализации становится предельное ужесточение конкуренции между государствами вплоть до уничтожения конкурентов и овладения их природными ресурсами, так как они уже сегодня становятся дефицитом для поддержания высокого уровня потребления населения развитых стран и обеспечения растущего потребления остальных стран мира.

Для России вызов глобализации состоит в том, чтобы обеспечить свою независимость, защитить свой суверенитет, свою территорию и целостность своего народа, самостоятельно распоряжаться своими природными богатствами, по запасам которых ей в мире нет равных.

Однако для того, чтобы в условиях глобализации сохранить свою независимость, России необходимо выступить на равных в конкурентной борьбе с развитыми странами, для чего требуется в кратчайшие сроки ликвидировать отставание в научно-техническом прогрессе.

Для решения этой стратегической задачи необходимы не только природные, но и трудовые ресурсы в нужном количестве и соответствующего профессионального качества.

Обеспечение же трудовыми ресурсами развития экономики в условиях острого демографического кризиса в стране - другой серьезнейший вызов, с которым столкнулась Россия в новом столетии.

За период после переписи 2002 г. численность населения России сократилась еще на 2 млн. 200 тыс. человек, и сокращение продолжится.

Одним из направлений в преодолении демографического вызова должна стать иммиграция - привлечение в страну населения соответствующего количества и качества.

Имеется ряд и других проблем в области миграции, которые требуют государственного управления.

В стране крайне неблагополучно обстоят дела с внутренней миграцией. Сокращение численности населения в стратегических районах Севера и Дальнего Востока дополняется значительным оттоком жителей из этих регионов, что непосредственно отрицательно скажется на их экономическом развитии, а также угрожает безопасности страны.

Имеются сложные и жизненно важные для страны проблемы в области трудовой миграции.

Однако полного осознания остроты и опасности для страны этой проблемы нет. Отсюда нет и всесторонне продуманной оптимальной программы управления внутренней миграцией.

Следующая острая миграционная проблема - интеграция мигрантов в российское общество. Об этой сложной проблеме повседневно только говорят, но действенных практических мер не принимается. Полностью отсутствует обеспечивающая интеграцию инфраструктура.

Усиливается эмиграция, причем не только "утечка умов" - сформировавшихся научных кадров, но и "утечка мозгов" - молодежи в период или сразу же после получения высшего образования.

Что собой представляет сегодня миграционная политика? Она ситуационная и осуществляется только по отдельным направлениям в основном по контролю за иммиграционными потоками.

Необходима же перспективная миграционная политика, адекватная вызовам и проблемам, с которыми столкнулась Россия: она должна охватывать все направления в области миграции.

Для этого необходима всесторонне взвешенная Концепция государственной миграционной политики, включающей как миграционную стратегию, так и организационно-практическую деятельность по ее осуществлению.

Концепция должна определить задачи государственной миграционной политики, приоритетными в числе которых, по нашему мнению, следует рассматривать: иммиграцию - привлечение в страну населения в целях компенсации естественной убыли населения и пополнение трудовых ресурсов; оптимизацию внутренней миграции, включая повышение ее интенсификации и направление векторов передвижения населения внутри страны, без чего экономическое развитие ряда стратегически важных регионов будет невозможным; конструктивную интеграцию мигрантов, обеспечивающую их социальное, экономическое и политическое "вживание" в российское общество, вплоть до полной их натурализации - стать полноправными гражданами России.

Для решения этих первоочередных задач, как и других, необходим соответствующий механизм реализации государственной миграционной политики, который должен включить:

- совершенствование миграционной системы: кто в нее входит и какие функции выполняет;

- нормативно-правовое обеспечение;

- соответствующее финансовое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- научное обеспечение;

- кадровое обеспечение.

Роль государства в управлении миграционными процессами должна стать определяющей, как это было и в прошлой России.

Осуществляя государственную деятельность в области миграции населения, следует исходить из того главного, что эффективная государственная политика - один из важнейших ресурсов для социально-экономического развития и модернизации страны, в конечном итоге - для обеспечения ее безопасности.

Название документа