Содержание и правовое регулирование свободы религии: опыт европейских государств

(Гимгина М. Е.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 6) Текст документа

СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ РЕЛИГИИ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

М. Е. ГИМГИНА

Гимгина Марина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры международного и европейского права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Статья посвящена содержанию понятий "свобода религии" и "свобода вероисповедания". Рассматриваются правовое регулирование и конституционное закрепление этих свобод в конституциях государств Европы.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода религии, государственная религия, личные убеждения.

Content and legal regulation of freedom of religion: the experience of European countries M. E. Gimgina

The article is devoted to the notions of "freedom of religion" and "freedom of belief". Legal regulation and constitutional recognition of these freedoms in the constitutions of the European states are considered.

Key words: freedom of conscience, freedom of belief, freedom of religion, state religion, personal beliefs.

Современный подход к пониманию содержания прав и свобод человека складывался на протяжении столетий. Особенно это утверждение верно в отношении понятий, которые существуют так же давно, как само человечество. Это касается, например, свободы религии. Определить содержание свободы религии не так просто, как представляется на первый взгляд. Специалисты в области прав человека совершенно справедливо указывают, что "религия и вера являются категориями, которые не поддаются точному правовому определению: они относятся к области теологии и философии и подвержены сильному влиянию истории и политики, традиций и культуры. Граница, отделяющая религиозные верования от политических убеждений, также размыта, и не только потому, что религия часто используется в политических целях" <1>. Более того, в течение довольно длительного времени содержание понятия "свобода религии" тесно переплеталось с содержанием свободы совести. В настоящее время многие специалисты также полагают, что содержание понятия "свобода совести" главным образом связано с религиозными воззрениями. Именно поэтому часто говорят о "свободе совести и вероисповедания". Так, по мнению О. А. Иванюка, понимание свободы совести исторически и содержательно неразрывно связано с осмыслением свободы вероисповедания. При этом определение соотношения понятий "свобода совести" и "свобода вероисповедания", в том числе с позиции их юридического содержания, невозможно без обращения к категориям вероисповедания и веры как таковой <2>. -------------------------------- <1> Лестер Э. Свобода слова и религия - вечный конфликт в период избирательной модернизации // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. N 3. С. 49. <2> Иванюк О. А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журн. рос. права. 2010. N 9; СПС "КонсультантПлюс".

Авторы научно-практического комментария к Конституции РФ полагают, что такая тесная взаимосвязь понятий "совесть" и "свобода совести" объясняется тем, что "на протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы были тесным образом связаны с религиозным мировоззрением, решались с позиций религиозного понимания, религиозной морали. Религиозная догматика лежала в основе всех представлений о мире, была исходным пунктом развития и содержания юриспруденции, естествознания и философии и т. д." <1>. -------------------------------- <1> Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. коммент. / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997. С. 228; См. также: Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1985. С. 31.

Другие специалисты рассматривают указанную категорию несколько шире, в частности отмечают, что "с религиозной свободой свобода совести соотносится как видовое и родовое понятия, как частное и общее. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, так как к последней, в политико-юридическом значении этой категории, относится, помимо свободы выбора религии и свободы отправления религиозных культов, еще и право не исповедовать религии вообще, право быть атеистом и иметь право и реальную возможность распространять атеистическую пропаганду" <1>. -------------------------------- <1> Шибанова М. А. Конституционное право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 50 - 51.

В изданиях Совета Европы можно встретить утверждения, что свобода совести - понятие, которое больше было раскрыто доктринальной наукой, нежели юридической практикой, поскольку убеждения выглядят более четко структурированными, чем мысли индивида <1>. Там же высказывается мнение, что свобода совести находится где-то посредине между свободой мысли и свободой религии. Если исходить из юридической практики Европейского суда по правам человека, можно сделать вывод, что свобода совести подразумевает всю совокупность личных убеждений: политических, философских, нравственных и, естественно, религиозных. Личные убеждения - это больше, чем просто мнения. Можно утверждать, что наличие или отсутствие каких-либо убеждений обеспечивает человеку определенный уровень не только интеллектуального и духовного, но и физического развития. Убеждения надо отличать от личной мотивации в той мере, в какой запросы могут рассматриваться как выражение персонального взгляда на фундаментальные проблемы. Пацифизм, например, можно с уверенностью считать "убеждением". -------------------------------- <1> Birsan C. Le juge , la de et de conscience. Droit & Justice, 2004.

Государство не должно оказывать давление на индивида в вопросах свободы совести. В данном случае речь идет прежде всего об убеждениях и взглядах личного и религиозного характера, которые иногда еще называют взглядами, содержащимися "в глубине души". Однако отсутствие давления или влияния государства не означает, что в рамках общественных отношений возможно любое поведение, исходящее из каких-либо убеждений. В частности, исключается получение привилегий или отказ подчиниться законодательству, которое ясно и четко регламентирует жизнь государства и общества, на основании убеждений. М. А. Шибанова отмечает, что одним из аспектов свободы совести или свободы убеждений является внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе идеал и поклоняться ему. "Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества - это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести" <1>. -------------------------------- <1> Шибанова М. А. Указ. соч. С. 55 - 56.

Следует отметить, что есть два понятия, на первый взгляд идентичных: свобода религии и свобода вероисповедания. Так, Большой юридический словарь, не давая определения понятия "свобода религии", трактует свободу вероисповедования как "одну из основных личных свобод человека, включающую право индивидуально или совместно с другими лицами исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними" <1>. -------------------------------- <1> Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2010. С. 665.

Приходится констатировать, что понятие "свобода религии" с юридической точки зрения не раскрыто, хотя исходя, например, из практики Европейского суда по правам человека можно сделать некоторые выводы относительно того, что же понимают под религией и свободой религии на современном этапе в европейском регионе. Прежде всего понятие религии не должно рассматриваться в ограничительном смысле. Авторы постатейного комментария к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод верно отмечают, что "в компетенцию Европейского суда не входит давать определение религии, да органы Конвенции и не преследовали этой цели, но представляется, что понятие религии не должно рассматриваться в узком смысле" <1>. Религиозные верования не должны ограничиваться "большими религиями". Тем не менее необходимо, чтобы религия была идентифицируемой и определялась не только желанием людей придать их убеждениям религиозный характер. -------------------------------- <1> Renucci J.-F. Introduction la Convention des Droits de l'Homme. Droits garantis et de protection / Edition du Conseil de l'Europe. Strasbourg, 2005.

По нашему мнению, понятие "свобода религии" является более общим, чем "свобода вероисповедания". На это ориентирует и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Полагаем, что свобода религии может проявляться по-разному. Исповедовать религию можно индивидуально или коллективно, в публичном или частном порядке, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов (ст. 9 Европейской конвенции), путем пропаганды религии, осуществления благотворительной деятельности <1> и т. д. Все перечисленные составляющие следует объединить в этом понятии, только тогда оно будет раскрыто. -------------------------------- <1> Бурьянов С. А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. доклад. М., 2007. С. 7. Цит. по: Омарова З. А. Головной убор как реализация права на свободу вероисповедания // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Практически во всех конституциях (основных законах) европейских государств говорится о "свободе вероисповедания" и крайне редко - о "свободе религии", в то время как в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используется именно последнее понятие. Возможно, данная ситуация объясняется тем, что государства в своих конституциях (основных законах) ориентировались прежде всего на индивида, защиту прав конкретного человека, отсюда и использование слова "вероисповедание". Кроме того, в конституциях разных европейских государств свобода религии или свобода вероисповедания иногда просто закреплена в качестве гарантии, но абсолютно не раскрыто содержание этих свобод. При этом даже при наличии в конституциях довольно подробной регламентации свободы религии или вероисповедания возникают сложности, касающиеся возможностей реализации и защиты (особенно судебной) данной свободы. Так, согласно ст. 6 Конституции Нидерландов <1> каждый имеет право свободно исповедовать свою религию или религиозные убеждения индивидуально либо в сообществе с другими верующими при условии соблюдения ограничений, установленных законом. Из текста видно, что право гарантируется, но сразу же сопровождается ограничением. Пункт второй той же статьи закрепляет возможность для парламента установить ограничения. -------------------------------- <1> Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 2001.

Наоборот, довольно подробно регламентирована свобода религии в Конституции Польши <1>. Так, в п. 2 ст. 53 предусмотрено, что свобода религии охватывает свободу исповедовать или принимать религию по собственному выбору, а также проявлять индивидуально или вместе с другими, публично или частным образом свою религию посредством отправления культа, молитв, участия в обрядах, практик и обучения; свобода религии охватывает также владение храмами и иными культовыми местами в зависимости от потребностей верующих, а также право лиц пользоваться религиозной помощью там, где они находятся. -------------------------------- <1> Конституции государств Европы.

Наиболее деликатным является вопрос о "малых религиях" и небольших религиозных группах <1>. Из-за отсутствия однозначного определения религии постоянно возникают проблемы юридического характера, связанные с деятельностью сект (особенно актуальны в отношении детей). Европарламент даже принял в 1984 г. резолюцию о совместных действиях государств-членов по противодействию различным нарушениям закона, совершенным организациями, работающими под прикрытием свободы религии. Безусловно, необходимо решить вопрос сект более четко, так как сегодня Европейский суд по правам человека считает, например, что все религиозные группировки и их адепты пользуются равными гарантиями с точки зрения Конвенции. Более того, Европейская комиссия по правам человека в период своего существования ни разу не использовала термин "секта" <2>. -------------------------------- <1> Gonzales G. La Convention des Droits de l'Homme et la des religions. P., 1997. <2> Renucci J.-F. L'article 9 de la Convention des Droits de l'Homme. La de , de conscience et de religion / Edition du Conseil de l'Europe. Strasbourg, 2004.

Отношения "больших религий" с государствами складывались веками и давно урегулированы, т. е. являются стабильными, тем не менее возникает ряд проблем, которые нашли разрешение на европейском уровне. По нашему мнению, принуждение к исповедованию какой-либо религии на государственном уровне представляет собой нарушение свободы религии. Это не означает, что государственная религия должна быть запрещена. Запрет должен распространяться лишь на возможность обязать гражданина быть приверженцем такой религии. Применительно к свободе религии используется понятие позитивного обязательства <1>. В самом общем смысле это означает, что государство, даже если в нем существует государственная религия, не должно чинить препятствий к использованию людьми своего права на выбор религии. Исходя из практики Европейского суда по правам человека понятие позитивного обязательства может быть расширено: государство должно защитить возможность людей вообще не раскрывать своего отношения к религии, так как желание сохранить в тайне наличие личных убеждений тоже заслуживает уважения. -------------------------------- <1> Frozein J. A., Pettiti L.-E., Decaux E., Imbert P.-H. La Convention des droits de l'homme. Commentaire article par article. P., 1999.

В ст. 3 раздела второго "Отношения Церкви и государства" Конституции Греческой Республики от 11 июня 1975 г. <1> закреплено: "1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же, как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года. 2. Существующий в определенных районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта. 3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается". Статья 13 устанавливает: "1. Свобода религиозного сознания неприкосновенна. Пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого. 2. Всякая известная религия свободна, и отправление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается. Прозелитизм запрещается. 3. Служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии. 4. Никто не может по причине своих религиозных убеждений быть освобожден от выполнения обязанностей перед государством или отказаться подчиняться законам. 5. Никакая клятва не применяется без закона, определяющего ее форму". -------------------------------- <1> Конституции государств Европы. Т. 1. С. 646 - 696.

Итак, в Конституции Греции закреплена государственная религия и в то же время максимально гарантированы другие возможности, предоставляемые в рамках свободы религии. По нашему мнению, следует согласиться с теми специалистами, которые считают, что закрепление в основном законе государства того или иного права или свободы, а также провозглашение возможности человека пользоваться конституционными правами и свободами отнюдь не означает, что реализация и защита этих прав и свобод гарантируются автоматически. "Определение основного права влечет за собой далеко идущие последствия. Достаточно ли назвать и признать право ("Признается свобода мнений и вероисповеданий")? Или положение гражданина становится более прочным лишь при наличии большей точности? И какова оборотная сторона медали при детализации?" <1>. -------------------------------- <1> Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма) / Пер. с венг. М., 2001. С. 289.

Широко известное постановление Европейского суда по правам человека по делу "Теодорос Александридис против Греции" от 21 февраля 2008 г. демонстрирует, что проблема существует и пока не нашла сколько-нибудь приемлемого решения. При рассмотрении данной жалобы Суд в очередной раз напомнил, что в соответствии со ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод свобода мысли, совести и религии представляет собой одну из основ демократического общества. Эта свобода фигурирует, в ее религиозном измерении, среди наиболее важных элементов идентификации верующих и их концепции жизни, но она также важна для атеистов, агностиков и всех остальных. Она предполагает свободу придерживаться либо не придерживаться какой-либо религии, а также свободу исповедовать или не исповедовать ее. Суд констатировал, что процедура принесения адвокатом присяги в том виде, в каком она была представлена Суду, отражает наличие презумпции, что адвокат является православным христианином и желает принести религиозную присягу. Таким образом, заявитель вынужден был заявить, что не является православным христианином, а значит, объявить о своих религиозных взглядах, чтобы иметь возможность принести присягу. В соответствии с § 1 ст. 19 Кодекса государственных служащих Греции присяга, которую должны давать все служащие, носит религиозный характер. Заинтересованное лицо, чтобы получить разрешение сделать торжественное заявление, вынуждено объявлять открыто, что является атеистом или же придерживается других религиозных взглядов, которые не позволяют ему вообще давать какие-либо клятвы. Европейский суд констатировал, что имело место нарушение ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вывод ЕСПЧ был следующим: свобода религии имеет и негативный аспект: у индивида есть право не проявлять свои религиозные взгляды, а также не демонстрировать каким-либо образом свою реакцию, на основании которой можно было бы делать выводы о наличии или отсутствии у него вообще каких-либо религиозных взглядов. Это тем более важно в том случае, когда речь идет об условиях осуществления каких-либо должностных полномочий. Представляется, что опасность слишком большой детализации не так уж значительна, если говорить об обеспечении свобод всех и каждого. По крайней мере, наличие подобных случаев означает, что конституционные положения должны быть дополнены законодательными актами, которые бы более четко регулировали эти вопросы с учетом интересов абсолютно всех людей.

References

Birsan C. Le juge , la de et de conscience. Droit & Justice, 2004. Bol'shoj yuridicheskij slovar' / Pod red. A. Ya. Suxareva. M., 2010. Bur'yanov S. A. Svoboda ubezhdenij, sovesti i religii v sovremennoj Rossii: specializir. inform.-analit. doklad. M., 2007. Frozein J. A., Pettiti L.-E., Decaux E., Imbert P.-H. La Convention Europeenne des droits de l'homme. Commentaire article par article. P., 1999. Gonzales G. La des Droits de l'Homme et la des religions. P., 1997. Ivanyuk O. A. Svoboda sovesti i svoboda veroispovedaniya: sootnoshenie ponyatij i granicy zakonodatel'nogo regulirovaniya // Zhurn. ros. prava. 2010. N 9. Konstitucii gosudarstv Evropy: V 3 t. / Pod obshh. red. L. A. Okun'kova. M., 2001. Konstituciya Rossijskoj Federacii: Nauch.-prakt. komment. / Pod red. B. N. Topornina. M., 1997. Lester Eh. Svoboda slova i religiya - vechnyj konflikt v period izbiratel'noj modernizacii // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2006. N 3. Omarova Z. A. Golovnoj ubor kak realizaciya prava na svobodu veroispovedaniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2010. N 2. Renucci J.-F. Introduction la Convention des Droits de l'Homme. Droits garantis et de protection / Edition du Conseil de l'Europe. Strasbourg, 2005. Renucci J.-F. L'article 9 de la Convention des Droits de l'Homme. La liberte de pensee, de conscience et de religion / Edition du Conseil de l'Europe. Strasbourg, 2004. Rozenbaum Yu. A. Sovetskoe gosudarstvo i cerkov'. M., 1985. Shajo A. Samoogranichenie vlasti (kratkij kurs konstitucionalizma) / Per. s veng. M., 2001. Shibanova M. A. Konstitucionnoe pravo cheloveka i grazhdanina na svobodu sovesti i veroispovedaniya v sovremennoj Rossii: Dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2009.

Название документа