Роль международных организаций в формировании государственной политики Украины в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

(Волощук А. Н.) ("Административное право и процесс", 2011, N 9) Текст документа

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

А. Н. ВОЛОЩУК

Волощук Анатолий Николаевич, ректор Одесского государственного университета внутренних дел, заслуженный юрист Украины, кандидат юридических наук, доцент.

Об актуальности проблемы совершенствования государственной политики Украины в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов свидетельствует значительное ухудшение криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков, существенный рост преступности, связанной с повышением уровня распространения наркомании и наркобизнеса. Данная проблема актуальна не только для Украины, она носит глобальный характер.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, прекурсоры, наркобизнес, международное сотрудничество, конвенция, экстрадиция наркокурьеров.

Role of international organizations in formation of state policy of Ukraine in the sphere of counteraction of illegal turnover of narcotic means, psychotropic substances and precursors A. N. Voloshhuk

The topicality of problem of improvement of state policy of Ukraine in the sphere of counteraction of illegal turnover of narcotic means, psychotropic substances, precursors and analogues thereof is proved by the serious deterioration of criminogenic situation in the sphere of illegal turnover of narcotic means, material increase of criminality connected with increase of the level of spread of narcotic addiction and drug-dealing. The said problem is topical not only for Ukraine, it has a global character.

Key words: illegal turnover of drugs, precursors, drug-dealing, international cooperation, convention, extradition of drug couriers.

Незаконный оборот наркотиков представляет серьезную угрозу как на национальном, так и на международном уровне, тем самым привлекая внимание государственных органов, общественных и международных организаций. Правительства стран, сталкивающихся с проблемой незаконного оборота наркотиков, хорошо понимают, что данную проблему невозможно решить в одностороннем порядке. В данном случае как никогда актуальна пословица "Один в поле не воин", поскольку ни одно отдельно взятое государство не может рассчитывать на успех в борьбе с незаконным оборотом наркотиков без широкого международного сотрудничества. Международная система контроля над наркотиками формировалась постепенно начиная с XX в. На сегодняшний день этим вопросом занимается довольно большое количество региональных и международных организаций, в частности Организация Объединенных Наций (далее - ООН), которая является одним из основных инструментов в осуществлении политики противодействия незаконному обороту наркотиков. Именно Генеральной Ассамблеей ООН 7 декабря 1987 г. провозглашен Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, который отмечается 26 июня. ООН осуществляет непосредственное влияние на формирование государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков (приблизительно 74% всех стран мира, в том числе и Украины), прежде всего, через подписанные и ратифицированные этими странами международные договоры по контролю над наркотиками. Конвенция ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. определяет в качестве главного инструмента международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков отслеживание, замораживание и конфискацию доходов и имущества, полученных за счет незаконного оборота наркотиков; экстрадицию наркокурьеров; их выдачу для судебного преследования. ООН осуществляет влияние на формирование государственной политики многих стран, в том числе и Украины, в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков через деятельность ряда различных управлений, комитетов, комиссий и программ по противодействию незаконному обороту наркотиков, среди которых необходимо выделить следующие: - Комиссия по наркотическим средствам (далее - Комиссия) как вспомогательный орган Экономического и Социального совета ООН (далее - Совет), который в свою очередь несет ответственность за формирование антинаркотической политики ООН, а также за координацию действий по контролю над наркотическими средствами, надзор за выполнением международных конвенций и разработку рекомендаций правительствам. Данная комиссия является центральным органом в системе ООН по формированию политической линии по вопросам контроля над оборотом наркотиков. В ее функции входит мониторинг новых тенденций, подготовка проектов международных конвенций, совершенствование системы контроля над наркотиками и контроль над выполнением странами международных обязательств; - Управление ООН по наркотикам и преступности (далее - Управление) - специализированное учреждение ООН, занимающееся борьбой с незаконным оборотом наркотиков и связанной с ним преступностью. Управление концентрирует свое внимание на сборе и обработке профессиональных и технических данных, касающихся контроля над наркотическими средствами; готовит доклады по проблемам борьбы с наркоманией для генерального секретаря, Экономического и Социального советов и Комиссии по наркотическим средствам; разрабатывает и осуществляет программы сокращения спроса на наркотические средства; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных <1>. -------------------------------- <1> Управление ООН по наркотикам и преступности // URL: http:// www. un. org/ ru/ ecosoc/ unodc/.

Сотрудничество Украины с данным управлением продуктивно развивается, в частности разрабатываются и реализовываются проекты по предоставлению Украине методической помощи в обучении персонала, организации нарколабораторий и практического содействия в создании национальной базы данных по контролю над наркотиками; - Международный комитет по контролю над наркотиками (далее - Комитет) - независимый квазиюридический орган, созданный для осуществления контроля за выполнением международных конвенций по наркотикам. Комитет запрашивает государства о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозе наркотиков, осуществляет наблюдение за торговлей наркотиками, информирует государства и получает от них разъяснения по различным вопросам торговли, оборота, распределения наркотических средств. Комитет идентифицирует недостатки в национальных и международных системах по контролю над наркотиками и корректирует их. Кроме вышеперечисленных подразделений ООН, деятельность которых направлена на всестороннее решение проблемы незаконного оборота наркотиков, в рамках ООН действуют подразделения, одним из направлений деятельности которых является противодействие названному негативному явлению в мире; - Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) - является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках ООН <2>. Действующие антинаркотические конвенции устанавливают конкретные обязанности ВОЗ в борьбе с наркоманией. Так, ВОЗ активно участвовала в разработке специальных перечней наркотических препаратов; осуществляет изучение точной информации по проблемам наркомании и ее губительных последствий для здоровья и жизни людей; через свои региональные бюро анализирует и оценивает данные по профилактике наркомании, снижению спроса на наркотики и негативным последствиям потребления для здоровья; -------------------------------- <2> Информация о ВОЗ // URL: http://www. who. int/about/ru/index. html.

- Международная организация труда (МОТ) - занимается вопросами потребления наркотиков на работе; оказывает консультативную помощь правительствам в разработке политики и стратегии в области социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью; помогает в подготовке персонала и организации служб профессиональной подготовки, трудоустройстве и последующем наблюдении за такими лицами; - Центр по международному предупреждению преступности - действует в рамках Управления ООН по наркотикам и преступности - содействует укреплению международного сотрудничества в сфере предупреждения и сдерживания преступности; оказывает поддержку в развитии систем уголовного правосудия; помогает государствам-членам решать задачи и преодолевать угрозы, возникающие в связи с изменением характера транснациональной организованной преступности. В частности, решает проблемы отмывания денег, связанных с незаконным оборотом наркотиков; - Комитет ООН по правам ребенка - проводит профилактическую работу по вопросам злоупотребления и незаконного оборота наркотиков среди детей и подростков; - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - консультирует правительства о способах и средствах борьбы с наркоманией; проводит научные исследования по этим вопросам; сосредоточивает свои усилия на профилактике наркомании в школах; - Программа развития ООН (далее - ПРООН) - это глобальная сеть ООН, которая помогает странам находить собственные пути разрешения глобальных и национальных проблем, предоставляя доступ к источникам знаний, опыта и ресурсов. ПРООН включает элементы контроля над наркотиками в программы развития. Так, ПРООН при финансовой поддержке Европейской комиссии с 2003 по 2008 г. реализовывался проект "Программа по предотвращению злоупотребления и борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Беларуси, Украине и Молдове" (далее - Программа БУМАД). Главная цель этого проекта состояла в том, чтобы поддерживать развитие потенциала по предотвращению злоупотребления и борьбе с незаконным оборотом наркотиков (сбалансированный подход между сокращением спроса и сокращением поставок) в Беларуси, Молдове и Украине, а также улучшать региональное сотрудничество в этой области <3>; -------------------------------- <3> Программа по предотвращению злоупотребления и борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Беларуси, Украине и Молдове (БУМАД) // URL: http:// bumad. un. kiev. ua/ index. php? lang= ru&sID=58.

- Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия - документирует данные по наркомании и криминальному поведению. Таким образом, ООН с помощью своих структурных элементов помогает государствам в достижении целей и задач, решить которые собственными средствами они не могут или решение которых совместными усилиями может быть гораздо эффективнее, в частности в противодействии незаконному обороту наркотиков. Однако кроме ООН существует ряд других международных организаций, которые также оказывают влияние на формирование государственной политики многих стран, в том числе и Украины, в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Прежде всего, следует выделить: - Интерпол - международная организация криминальной полиции, одним из направлений деятельности которой является взаимодействие с правоохранительными органами разных стран по вопросам преступлений, связанных с наркотиками. Усилия Интерпола направлены на укрепление сотрудничества между правоохранительными органами разных стран. Для достижения наилучших результатов Интерпол использует новейшие телекоммуникационные системы. В базе данных Интерпола идентифицированы торговцы наркотиками, собрана информация по расследованиям преступлений, тактические и стратегические данные для того, чтобы органы полиции разных стран могли располагать информацией по незаконному обороту наркотиков; - Всемирная таможенная организации - ее деятельность направлена на улучшение эффективности работы таможенных органов, в том числе и касаемо противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Все вышеперечисленные международные организации осуществляют свою деятельность на общемировой арене. Однако существует также ряд региональных организаций, которые оказывают то или иное влияние на формирование государственной политики Украины в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Среди таких организаций следует выделить следующие: - Европейский союз (далее - ЕС) - принятым в 2004 г. Планом действий Украина - ЕС в сфере свободы, безопасности и юстиции (далее - План) в рамках Европейской политики соседства вопросы борьбы с наркотиками отнесены к приоритетным направлениям. План предусматривает имплементацию нашей страной национальной стратегии борьбы с наркобизнесом. С целью улучшения взаимодействия в сфере борьбы с наркобизнесом предусматривается активизация обмена стратегической информацией между правоохранительными органами ЕС и Украины, других форм международного сотрудничества. Следует отметить, что основным препятствием для реализации предусмотренных Планом мер является почти полное отсутствие их финансирования со стороны Украины. Сотрудничество между Украиной и ЕС в сфере контроля над оборотом наркотиков, интеграцию действующей национальной системы в его соответствующие структуры, согласование национального законодательства в этой сфере в соответствии с принципами ЕС следует рассматривать не только как важное направление приложения усилий к решению глобальной проблемы наркотиков, но и как существенную составляющую реализации нашей страной политики европейской интеграции <4>; -------------------------------- <4> Гриненко I. Мiжнародне спiвробiтництво у сферi контролю над обiгом наркотикiв - перспективний напрямок реалiзацii полiтики евроiнтеграцii // URL: http:// novosti. mif-ua. com/ archive/ issue-12351/ article-12397/.

- Миссия Европейского союза по предоставлению помощи в вопросах границы Украины и Республики Молдова (далее - Миссия). В компетенцию Миссии входит содействие решению ряда пограничных вопросов, в том числе и в сфере противодействия контрабанде наркотиков. Ее деятельность основана подписанием 7 октября 2005 г. Меморандума о взаимопонимании между Правительством Украины, Правительством Республики Молдова и Европейской комиссией; - Европейский полицейский офис (далее - Европол) - организация, координирующая оперативно-розыскные полицейские действия государств ЕС, сбор и обмен информацией о деятельности международных преступных организаций. Основными задачами Европола являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Европол, кроме того, способствует развитию аналитических полицейских подразделений и гармонизации методов ведения следствия в государствах - членах Союза <5>. -------------------------------- <5> Трыканова С. А., Орина И. В. Актуальные проблемы европейского права: Учебное пособие. М.: Флинта; МПСИ, 2008.

Европол создан и функционирует в рамках ЕС и, следовательно, распространяет свою деятельность на территорию его государств-членов. Однако в качестве учреждения с правами юридического лица Европол уполномочен устанавливать сотрудничество с не входящими в Европейский союз ("третьими") государствами, а равно с международными организациями и учреждениями, включая Интерпол. Так, в 2010 г. соглашение о стратегическом сотрудничестве было заключено между Европолом и Украиной; - "Группа Помпиду" - многопрофильная координационная группа, в рамках которой осуществляется участие Совета Европы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Это межправительственный орган, членами которого являются страны, а не частные лица или национальные ведомства. В настоящее время в нее входят 34 государства. С 1991 г. оказываемое по ее линии техническое содействие было распространено на страны Центральной и Восточной Европы, не входящие в группу, в том числе и Украину. Признавая остроту проблемы незаконного оборота наркотиков, Группа выработала меры политики по сокращению рецидива и хронической наркомании. Одним из путей здесь является внедрение альтернативных мер наказания - программ терапевтического лечения, поддержка инициатив по расширению реабилитационных программ. Группа содействует сотрудничеству между полицией и таможенными органами в борьбе с контрабандой наркотиков, уделяя особое внимание аэропортам и портам на внутренних водных путях. Международный опыт борьбы с наркоманией и научно аргументированные рекомендации ООН стали предметом специального изучения и внедрения на суверенной Украине, особенно в области применения мер уголовно-правового воздействия. В Украине создаются кратко - и долгосрочные программы антинаркотической деятельности. Украина, наряду с другими странами, направляет свои усилия на то, чтобы наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры использовались только по назначению, и осуществляет мероприятия по контролю над этим процессом. С этой целью создан Государственный комитет Украины по вопросам контроля над наркотиками, признанный и зарегистрированный Международным комитетом по контролю над наркотиками как компетентный национальный орган, уполномоченный осуществлять на территории нашего государства контрольно-экспертные функции в сфере производства, хранения, импорта и реализации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Следует заметить, что современный этап развития суверенной демократической Украины отмечается необходимостью поиска новых путей дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков с учетом международного положительного опыта в этой сфере. Поэтому одним из направлений осуществления государственной политики Украины в сфере противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков согласно Концепции реализации государственной политики в сфере противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2011 - 2015 гг. является использование существующих инструментов и механизмов сотрудничества между правоохранительными органами Украины и других государств, агентствами и институтами ЕС, другими международными организациями на стратегическом и оперативном уровне, в результате чего ожидается активизация международного сотрудничества, сотрудничества между государственными органами, неправительственными организациями и общественностью <6>. -------------------------------- <6> Розпорядження Кабiнету Мiнiстрiв Украiни "Про схвалення Концепцii реалiзацii державноi полiтики у сферi протидii поширенню наркоманii, боротьби з незаконним обiгом наркотичних засобiв, психотропних речовин та прекурсорiв на 2011 - 2015 роки" вiд 13.09.2010 N 1808-р // Офiцiйний вiсник Украiни. 2010. N 70. Ст. 2533.

Необходимо подчеркнуть, что во многом вследствие влияния различных международных и региональных организаций наша страна движется к либерализации законодательства в сфере оборота наркотиков, адаптируя его к европейским нормам. Так, в 2008 г. в Украине начались кардинальные изменения, связанные с внедрением стратегии уменьшения вреда от последствий употребления наркотиков, ставших одним из основных направлений государственной наркополитики. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УООННП), Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) выработали единую позицию по вопросу о заместительной поддерживающей терапии и ее применении в ведении пациентов с опиоидной зависимостью и в профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа <7>. На их взгляд, заместительная поддерживающая терапия - один из наиболее эффективных методов лечения опиоидной зависимости как для наркоманов, так и для общества в целом. -------------------------------- <7> Заместительная поддерживающая терапия в ведении пациентов с опиоидной зависимостью и профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа. Совместная позиция ВОЗ/УООННП/ЮНЭЙДС // Наркология. N 2. 2005. С. 17 - 24.

Таким образом, в процессе анализа деятельности различных международных и региональных организаций в сфере противодействия злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков мы пришли к выводу о непосредственном и огромном влиянии этих организаций на формирование государственной политики Украины в этой сфере. Однако, на наш взгляд, находясь под непосредственным влиянием множества международных и региональных организаций в процессе осуществления противодействия незаконному обороту наркотиков и используя их разработки и программы для решения проблемы незаконного оборота наркотиков в Украине, следует обязательно учитывать ментальные и экономические особенности Украины.

Название документа