Реализация идей конституционализма в Англии и во вновь образованных колониях в XVII - XVIII вв

(Миряшева Е. В.) ("История государства и права", 2011, N 16) Текст документа

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В АНГЛИИ И ВО ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ КОЛОНИЯХ В XVII - XVIII ВВ. <*>

Е. В. МИРЯШЕВА

Миряшева Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена анализу реализации конституционализма в Англии и вновь образованных колониях.

Ключевые слова: конституционализм, конституции штатов, конституционная система, английская Конституция, особенности "справедливой" конституции, конституционный строй.

The present article is devoted to analysis of realization of constitutionalism in England and newly formed colonies.

Key words: constitutionalism, constitutions of states, constitutional system, English constitution, peculiarities of "just" constitution, constitutional regime.

Американский тип конституционного строя берет свое начало задолго до начала истории американской Конституции. Некоторые важные принципы конституционализма существовали задолго до основания Соединенных Штатов, некоторые из этих принципов, хотя и довольно слабо, ведут свое происхождение с Великой хартии вольностей. Это означает, что для того, чтобы знать полностью воздействия и идеи, повлиявшие на конституционную систему США, необходимо знать основной курс истории английской Конституции. Возьмем простой пример: в Конституции Соединенных Штатов условия и положения раскрывают свой полный смысл только тогда, когда изучишь часть английской истории - судебный приказ о передаче арестованного в суд, парламентский закон о конфискации имущества и лишении прав состояния, общего права, суд присяжных и другое. Кроме того, данные институты не родились неожиданно в Америке XVIII в., прежде всего во вновь образованных колониях. Когда эти колонии стали штатами, их институты были отражением в большей мере тех принципов, по которым они жили как колонии в предыдущие десятилетия. Создатели федеральной Конституции, в свою очередь, руководствовались конституцией штатов; они не ставили своей задачей игнорирование прошлого; они не стремились в какой-либо значительной степени изобретать что-то новое и неопробованное. Таким образом, полная история Конституции Соединенных Штатов будет включать в себя, прежде всего, отпечатки колониального развития. Действительно, штаты в их нынешнем состоянии являются частью системы правления и исчерпывающим отражением американской истории, необходимостью связывать происхождение и развитие государственных законодательных форм. Например, иметь дело с двухпалатной системой и с позицией и полномочиями губернатора. Ведь если ему приходится делать свою работу в пределах контролируемых и четко написанных ограничений, он должен был отыскать истоки, которые работали в предыдущих столетиях. История конституции, если рассматривать ее во всей полноте, имеет почти неограниченное пространство; для того чтобы постичь его полностью, нужно учитывать социальные и экономические изменения в обществе. Институты и принципы не разрабатываются и не перемещаются в вакууме; они несут печать фактических социальных нужд и необходимых регулирований, даже если с течением времени кажется, что бесполезно изучать прошлый опыт. Нужно исследовать вопросы социальной и экономической жизни, которые вызывают конституционные противоречия, и учитывать важные постановления и решения законодательных органов и судов. Цель этой статьи - более подробно остановиться на появлении конституционной системы, закрепленной в Конституции Соединенных Штатов. Определенное внимание нужно уделить превращению колоний в самоуправляющиеся содружества, а также принципов, на которых основана конституция штатов, то, что было сердцем революции. Причина вооруженного конфликта, который сломал империю на две части, уже довольно часто описывалась компетентными специалистами. Нашей главной целью должен быть поиск идей, анонсирование доктрин, раскрытие принципов, которые имеют важное значение потому, что они вошли в американскую конституционную систему, когда эта система начала реально существовать. Существуют два основных направления, в которых можно проследить эти идеи в течение трех десятилетий до 1788 г.: 1) одна из них отмечает направление развития принципов ограничения правительства, который должны охранять свободу личности. Юридически ограничение форм правления являлось впечатляющим достижением поколения, которое сформировала конституцию штатов и привела Соединенные Штаты к политической системе в том виде, в котором она существует в настоящее время; 2) другой основной артерией является та особая форма правления, которую взяли на себя Соединенные Штаты: принятием федеральной Конституции как основы федеративного государства. Как система политического порядка федерализм характеризуется распределением основных полномочий суверенной власти между правительствами. Каждое правительство имеет долю отдельных полномочий, и до тех пор, пока система остается неизменной, каждый имеет свое неприкосновенное управление в своей сфере деятельности. Если сказать конкретнее, Соединенные Штаты являются федеративным государством, потому что эта система является составной и сложной частью политической организации. Она имеет качество диверсификации, а не концентрации или полной консолидации. Центральное правительство, с одной стороны, и каждый штат - с другой, имеют свои индивидуальные сферы правовых полномочий. США отличаются от добровольно объединенных суверенных государств и от полностью унитарных государств. Если мы рассмотрим революционный период как период, в котором конституционные принципы были развиты, и нашли свое отражение, и в какие институты были включены; если мы, не беря во внимание войну и распад старой империи, проанализируем творческие черты этих лет, мы обнаружим два основных достижения, которые уже были упомянуты: создание ограниченного правительства и создание федеративного государства. Это и были результаты обсуждений и стремлений. Каждый период в истории должен оцениваться по его результатам. Только таким образом можно осмыслить его в реальной жизни. Революционный период, через который прошло целое поколение и который завершился принятием федеральной Конституции, характеризовался цикличностью, богатой идеями, принципами и политической философией практического характера, которое вылилось в успешную политическую структуру. Многое из того, что очень важно как свидетельство созидательной деятельности революционного периода, обнаруживается при изучении доказательств, используемых в годы перед войной. Вероятно, это поможет лучше понять государственных деятелей того времени, всю важность их дискуссий, потому что были результаты. Наш интерес к процессу этих обсуждений обусловлен не желанием обнаружить, на чем основывалась конституционная система старой империи, была ли позиция, занятая колонистами юридически обоснованной или нет. Мы должны видеть исторические процессы предшествующих десятилетий, а также последующие споры. Необходимо выбрать те моменты, которые привели в итоге к созданию институтов и кристаллизации принципов американской конституционной системы. Когда кто-то рассматривает речи, инструкции и резолюции, которые были выдвинуты для того, чтобы поддержать колониальную позицию, он обнаруживает, вполне естественно, что, с одной стороны, их деятельность привела к ограничению правительства и была предназначена для защиты свободы личности, а с другой стороны, привела к окончательному закреплению федеративного государства, т. е. две черты прогресса, отобранные для тщательного изучения в этой статье, представлены как взаимоподдерживающие друг друга аргументы и утверждения. Заявления против парламентских налогообложений включают потребность в защите личности от произвольного налогообложения, а также право колоний как составной части империи облагать налогом самостоятельно. К ним относится, таким образом, стремление для личных прав и признание колониальных компетенций. Права личности и права каждой колонии определились, вполне логично и отличаются, опираясь на общественную основу. Если хронологический порядок более последователен, чем чисто логический, то можно рассчитывать найти это переплетение и в целом определить аргументы и факты, которые привели к конечной цели ограничения правительства, охраняемые написанной конституцией, или доказать принципы диверсификации, которые воплотились в штатах. В сознании людей того времени неизбежные и целиком развитые результаты их слов не являлись, конечно, совершенным фактом. Они были участниками большого движения, абсолютный продукт которого не мог быть тогда оценен полностью. Было бы легче описать Соединенные Штаты как организм, в котором суверенитет делится между государством и нацией. И вероятно, это так и определялось людьми в конце XVIII в. Но, здесь возникает вопрос, может ли суверенитет быть разделен, и определенная неясность приведенного выше представляется здесь определяющей. Если суверенитет является абсолютной политической единицей, то представляется только единственный владелец суверенитета в политической системе, а именно власть, которая может внести поправку в Конституцию Соединенных Штатов. В середине XVIII в. Великобритания была огромной империей. Она сталкивалась с трудностями, врагами, исчерпанным лимитом терпения. Империя была мощной и процветающей. Тщательные усилия предпринимались исходя из меркантильности построения империи, которая поддерживает саму себя. Строгие законодательные акты были приняты для того, чтобы предотвратить вторжения коммерческих соперников и провести прибыль империи в собственные руки. Имели место некоторые попытки упростить колониальную систему, которые, однако, были довольно сложными, продвигались без четкого определенного плана. Существовали два вида колоний: корпоративные колонии и провинции. Корпоративные колонии выбирали своих представителей и имели налог без существенного вмешательства Англии в их внутренние дела. Существовали два вида провинций: собственнические, с представлением хартии, обладающей значительными полномочиями; и королевские провинции (только Массачусетс имел хартию), в них королевский губернатор как представитель короны должен был осуществлять королевские указы. Совершенно очевидно, что именно королевские колонии наиболее эффективно контролировались Лондоном. В каждой колонии была ассамблея, в которой как минимум одна палата - избиралась. И эти ассамблеи не страдали отсутствием самоуважения или недостатком активности. Королевские управляющие жаловались на упрямство законодательных органов иметь свой собственный путь, на игнорирование указаний отправленных через океан. В значительной степени колонии решали свои собственные внутренние вопросы, иногда сдерживаемые королевскими инструкциями и упразднением колониальных актов. Их внешние дела находились в руках короны. Акты парламента, особенно различные меры, направленные на развитие внешней торговли, были приняты и были более или менее исполнены. Бесспорным является тот факт, что существует сложность в существовании имперской системы, в которой существует значительная степень самоуправления колониями. В колониях ежедневно росли самодисциплина, экономическое благосостояние и политические знания; и приближалось время, когда они были готовы объявить свои права или гарантии. Не то чтобы чувствовался дух нелояльности или намеренной независимости; но колонии жили своей собственной жизнью, не без сдерживания, но со значительной степенью свободы. Вирджинии, например, удавалось решать свои внутренние дела более века. Ее политический потенциал был очень высок, и при малейшей попытке изменить политическую систему путем посягательства на колонии, особенно в вопросах налогообложения, активизировались оппозиционные силы. Коннектикут, корпоративная колония с предоставленным самоуправлением, служит еще одним примером. Рассмотрим более подробно развитие конституционных начал в некоторых штатах. В начале XVII в. на землях Коннектикута насчитывалось приблизительно 7 тыс. индейцев. Наиболее мощной этнической группой коренных американцев Коннектикута были индейцы племени пекот (Pequot), которые жили на востоке штата, на побережье пролива Long Island Sound - на землях, отвоеванных в XVI в. в борьбе с другими индейскими племенами штата. В начале XVII в. множество индейцев откололись от главного племени пекот. Под управлением своего вождя по имени Анкас (Uncas) они захватили побережье реки Темз (Thames River) и стали называть себя "мохиген" (могикане) (Mohegan). Другие родственные группы индейцев поселились на северо-востоке Коннектикута и назвали свое племя нипмак (Nipmuc). Индейцы племени ниэнтик (Niantic) жили на восточном побережье, а на центральных и западных землях штата поселились племена хаммонасет (Hammonasset), квиннипиэк (Quinnipiac), пагассетт (Paugussett), сиваной (Siwanoy), поданк (Podunk), покванок (Poquonock), массако (Massacoe) и танкси (Tunxi). В течение следующих двух лет (1634 - 1635 гг.) колонисты с побережья залива Массачусетс основывали новые города, сформировавшие вскоре ядро колонии штата Коннектикут. Колонисты полагали, что сам Бог дал им право осваивать Новый Свет. Они считали индейцев презренными дикарями, которых нужно поставить на путь истинный, обратив их к Богу. Несчастье заключалось в том, что поселенцы считали себя выше во всем, и даже по отношению к индейцам, которые приняли христианскую веру. В 1637 г. штат Коннектикут официально объявил войну племени пекот. Союзниками белых в этой войне выступили индейцы племен могикан и наррагансетт (Narragansett). Война началась с внезапного нападения объединенных сил на деревню пекотов близ реки Мистик (Mystic River). Белые и их краснокожие союзники сожгли деревню и истребили ее жителей. Сотни пекотов, включая женщин и детей, были убиты. В результате этой короткой войны почти все пекоты были истреблены, многие из них захвачены в плен и проданы в рабство. Те пекоты, что выжили, - бежали с земель Коннектикута и рассеялись по территории Новой Англии. Четырнадцатого января 1639 г. была официально учреждена колония Коннектикут и колонисты проголосовали за ее основной свод законов Fundamental Orders, установив свой собственный порядок правления. Этот документ можно назвать первой конституцией в истории Америки. Свод законов, оформленный Хукером, Лудлоу, Джоном Хейнесом и другими лидерами колонии, провозглашал ее самоуправление. Жители колонии должны были защищать ее территорию и быть более преданными именно ей, а не Англии. Были учреждены два основных собрания: законодательное и судебное. В эти собрания были выбраны представители от каждого города. Губернатор колонии залива Массачусетс Джон Хейнес (John Haynes) был избран первым губернатором колонии Коннектикута. По сравнению с Соглашением Mayflower (Mayflower Compact), которое декларировало, что право принятия решений в интересах общего благосостояния принадлежит большинству, Fundamental Orders устанавливали подробную схему управления, в котором верховная власть не принадлежала никому. Во всем документе не содержится ни единого упоминания о короле. Этот документ был шагом в сторону будущей демократии, и особая заслуга ее создателей в том, что он явился примером письменной конституции как основы управления - конституции, которая могла быть прочитана и понята всеми и каждым и не могла быть изменена по желанию одного человека или небольшой группы людей. Свобода, порядок и правосудие, как было замечено, являются главными целями американского конституционализма. Они являются, вероятно, самыми важными и всеобъемлющими из многих целей, которые преследовались на протяжении веков. Значение свободы, порядка и правосудия отражено также и в других конституциях штатов. Так, в Конституции штата Вермонт, принятой 25 мая 1787 г., в главе I "Декларация прав жителей штата Вермонт" говорилось: "Все люди рождаются свободными, их естественные права, рабство запрещено. Все люди рождаются одинаково свободными и независимыми и имеют определенные природные, присущие и неотчуждаемые права, среди которых право на защиту жизни и свободы, приобретение, хранение и защиту собственности, а также получение безопасности, поэтому ни один человек, который родился в нашей стране, не должен быть удержан законом, служить, как раб или ученик, достигнув 21-летнего возраста, если это не связано с собственным согласием лица или с выплатой долгов, убытков, штрафов, затрат и тому подобное". Конституция штата Нью-Гэмпшир, принятая 31 октября 1783 г., в ст. 1 утверждает, что "Все люди рождены одинаково свободными и независимыми; поэтому любое правительство исходит от людей, основано на их согласии и учреждено для общего блага", а в ст. 2 констатирует, что "все люди обладают определенными естественными, основными и неотъемлемыми правами; например, наслаждаться жизнью и свободой и защищать их; приобретать собственность, обладать ею и защищать ее и, одним словом, искать и находить счастье. Согласно закону равенство прав не должно отрицаться или ограничиваться этим штатом по расе, вероисповеданию, цвету кожи, полу и национальному происхождению". Конституция штата Массачусетс (1780 г.) формулирует свою цель, которая должна гарантировать "народу исключительное право самоуправления в свободном, суверенном и независимом штате; и обладает, пользуется ныне и в будущем всеми теми полномочиями, компетенцией и правами, которые непосредственно не переданы им Соединенным Штатам Америки в лице Конгресса США" (ст. 4). В ст. 5 фиксируется, что "вся власть изначально принадлежит народу и исходит от него, все представители власти и должностные лица, которым дана законодательная, исполнительная либо судебная власть, являются его доверенными лицами и агентами и всегда несут ответственность перед ними". Статья 6 гласит: "Ни один человек, ни одна корпорация либо объединение людей не должны иметь каких-либо преимуществ, особых и исключительных привилегий, отличных от тех, которые доступны всему обществу, если только они не явились признанием особых заслуг перед обществом; эти права не передаются по наследству и не могут быть уступлены детям либо потомкам или кровным родственникам, поскольку сама идея о человеке, рожденном представителем власти, законодателем либо судьей абсурдна и противоестественна". Что создатели Конституции имели в виду, когда они посвятили себя и своих соотечественников преследованию этих идеалов? Кратко можно дать определение этим важным словам для того, чтобы они были традиционно поняты: свобода означает отсутствие принуждения или силы, или способности человека под взглядами и оценками другого человека выполнить свои собственные планы вместо того, чтобы подвергнуться желанию другого. Закон означает распределение обязанностей и прав в обществе так, чтобы люди могли жить вместе в мире и гармонии. Под законной свободой подразумевалась свобода личности, которая признавала потребность в некотором отношении ограничить свободу и отклоняла понятие того, что у человека должна быть абсолютная свобода делать то, что ему или ей нравится независимо от прав других. Без сдержанности законности и правопорядка не может существовать свобода. Правосудие означает обеспечение людям того, что законно принадлежит им, и вознаграждение людей согласно тому, что они заработали или заслуживают. Равенство возможности и равенство перед законом обычно расцениваются как признаки правосудия в свободном обществе, в отличие от равенства результата или условия, которое должно быть наложено принуждением. Чтобы понять свободу, порядок и правосудие, думают об их противоположностях: рабство, беспорядок и несправедливость. Цель хорошей конституции состоит в том, чтобы позволить обществу иметь высокую степень свободы, порядка и правосудия. Ни одна страна никогда полностью не достигала прекрасной свободы, порядка и правосудия, и, по-видимому, ни одна страна не достигнет этого, потому что люди и человеческие общества очень несовершенны. Создатели конституций штатов не ожидали достигнуть совершенства человеческой натуры или правительства. То, что они действительно ожидали, должно было "сформировать более совершенный союз" и превзойти другие страны и эры в установлении хорошего политического закона. За столетия конституции появились в самых разнообразных видах. Они устанавливались декретом короля; их объявляли завоеватели и тираны; их давали людям религиозные пророки, такие как Моисей, который дал Десять Заповедей и законы израильтянам; они были разработаны мудрецами, такими как Солон, который дал новую конституцию жителям Афин в Древней Греции шесть столетий до Рождества Христова. Другие конституции появились из решений судей и популярного обычая, таких как английское "общее право". Почти все те конституции, которые были приняты в Европе после Первой мировой войны, разрушились на четверть века позже окончания Второй мировой войны. Многие из более новых конституций, провозглашенных в Европе, Азии и Африке до Второй мировой войны, завершившейся в 1945 г., уже были отвергнуты или больше не функционируют. Сегодня в мире больше ста действующих национальных конституций. Почти все они были написаны и приняты после Второй мировой войны. Самая старая и наиболее уважаемая конституция - Конституция Англии. Она относится ко времени начала XIII столетия. Большая часть письменной Конституции Соединенных Штатов получена из "ненаписанной" английской Конституции - или, чтобы быть точнее, из английской Конституции, поскольку она была во второй половине XVIII столетия. Для Конституции Англии, развитой и измененной за столетия, к 1774 г., когда началась американская борьба за независимость, основные законы Англии существенно отличались от того, какие они были в 1215 г., когда король Иоанн принял конституционный документ, известный как Великая хартия вольностей. Все конституции изменились за эти годы, потому что обстоятельства в стране изменились. Но хорошие конституции также содержат множество условий, которые являются постоянными. Эти условия - принципы и правовые нормы, которые предотвращают опрометчивые или поспешные изменения, которые могли бы работать во вред. В отличие от английской Конституции, которая может быть изменена простым уставом парламента, американская Конституция может быть формально изменена только, когда значительное большинство законодателей через свои легислатуры штатов одобрят "поправку". Американская Конституция походит на английскую Конституцию в другом отношении. Они основаны на том принципе, что свободы, порядка и правосудия трудно достигнуть и они должны быть сохранены через основные законы, которые должны соблюдаться и их не легко отвергнуть, чтобы служить меньшинству или удовлетворить прихоти переходного большинства, которое существует сегодня и будет существовать завтра. Чего хорошая конституция, как предполагается, может достичь, помимо защиты свободы, порядка и правосудия? Можно привести четыре основные особенности справедливой конституции. Во-первых, такая конституция должна предусматривать стабильность и непрерывность в управлении страной. Конституция должна убедить граждан государства в том, что законы и главная государственная политика не будут изменяться из года в год. Что было законно вчера, не должно внезапно стать незаконным завтра только через формальную поправку к Конституции. Люди должны быть в состоянии жить своей жизнью согласно определенным правилам. Хорошая конституция также помогает стране достигнуть экономического процветания. Когда конституция страны не гарантирует стабильности и непрерывности, никто не сможет спланировать будущее. Когда мы принимаем решения, важно, чтобы мы с твердой уверенностью знали о том, какие будут последствия. Во-вторых, конституция должна ограничить правительство от принятия полномочий, которые законно принадлежат другим политическим единицам, семьям или людям. Это может быть достигнуто, ограничивая и разделяя власть. Мудрая конституция может делегировать определенные полномочия центральному правительству и региональным правительствам или местным органам власти или может назначить определенные функции и прерогативы каждой из главных ветвей власти - представительной, законодательной, судебной. Конечно, благоразумная конституция обеспечит гарантии против произвольных и несправедливых действий людей, имеющих власть. В-третьих, конституция должна установить постоянную договоренность, которая позволит должностным лицам и другим лицам, имеющим политическую власть, представлять людей, которыми они управляют. Чтобы представить это иначе, при хорошем конституционном порядке людьми не должны управлять группы или классы людей, сильно отличающихся от них, если у них нет в глубине души понимания интересов большинства людей. Это не обязательно означает, что конституционное правительство должно быть полностью демократичным. Это также не означает, что хорошая конституция должна обязательно предусматривать "одного человека, одно голосование". Были приличные конституционные системы, которые являлись монархическими, или аристократическими, или по которым было ограничено право голосования. В-четвертых, "справедливая" конституция считает должностных лиц непосредственно ответственными перед людьми. Это означает, что правящий класс или должностные лица должны быть ответственными - в соответствии с конституцией - в тех мерах, которые они предпринимают в то время в государстве. При действительно конституционном правлении ни мужчине, ни женщине нельзя осуществлять произвольную власть, т. е. игнорировать законы или общие права всякий раз, когда это удобно сделать. Все чиновники должны считаться ответственными перед установленными властями, такими как суды, действующие по нормам общего права, к законодательному органу и голосующей общественности, и не должны освобождать себя от законов, которые им предписаны. Должностные лица также должны считаться ответственными перед финансовыми инспекторами и должны подвергнуться от удаления из офиса до импичмента за "высокие преступления или проступки", такие как злоупотребление властью или неправильное пользование государственными средствами. Можно было бы назвать и многие другие особенности "справедливой" конституционной системы. Однако четыре вышеперечисленные особенно важны и в той или иной форме находятся в конституции каждой страны, которая обладает высокой степенью свободы, порядка и правосудия <1>. -------------------------------- <1> Dicey V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution (Indianapolis: Liberty Fund, 1982).

Эти особенности хорошей конституции помогают признать то, что может и не может быть достигнуто через конституции.

Название документа