Интернациональные браки: проблема опеки над детьми
(Пестрикова А. А.) ("Цивилист", 2011, N 3) Текст документаИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ: ПРОБЛЕМА ОПЕКИ НАД ДЕТЬМИ
А. А. ПЕСТРИКОВА
Пестрикова Анастасия Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Самарской гуманитарной академии.
Принятие Федерального закона от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" <1> приводит к необходимости для Российской Федерации пересмотреть ряд норм семейного законодательства. В частности, это коснется регулирования отношений в интернациональных браках, а также решения вопроса об опеке над детьми, рожденными в таких браках, в случае развода. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3242.
Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей заключена в Гааге 25 октября 1980 г. Она призвана способствовать эффективному соблюдению в присоединившихся странах прав опеки и доступа, предусмотренных национальным законодательством каждой из них. Положения Конвенции применяются к детям в возрасте до 16 лет, один из родителей которых проживает в России, а второй - на территории иной страны, также подписавшей документ. В России ежегодно регистрируется 60 - 70 тыс. браков с иностранцами <2>, многие из которых заканчиваются разводами, и возникает вопрос, с кем из родителей останется ребенок. Практика показывает, что не всегда данная проблема решается по соглашению родителей, особенно если родители проживают в разных государствах. В последнее время для России эта проблема стала особенно актуальной. Известны многочисленные факты незаконного вывоза детей за пределы России либо их невозвращение в РФ, а также отказа одного из родителей, проживающего за пределами России, в обеспечении доступа другого родителя к общению с ребенком и участию в его воспитании. -------------------------------- <2> См.: Малым не покажется // Версия. 2011. 23 - 29 мая. N 19 (294).
Известный пример поочередного "похищения" ребенка после развода - дело Салонен. Конфликт между финном Пааво Салонен и его бывшей супругой Риммой Салонен возник после развода, когда россиянка в 2008 г. увезла сына Антона в Нижегородскую область, в Финляндии ее обвинили в похищении ребенка. В 2009 г. отец Антона при содействии сотрудника финского консульства в Санкт-Петербурге вывез мальчика в Финляндию. Сейчас семилетний Антон живет со своим 66-летним отцом, который в настоящее время является единственным опекуном ребенка. Римма Салонен пытается через финский суд вернуть себе право опекунства. Еще одна нашумевшая история связана с маленькой Лизой Андре, которую родители - француз Жан-Мишель Андре и россиянка Ирина Беленькая - уже трижды похищали друг у друга. Присоединение РФ к Гаагской конвенции, участниками которой в настоящее время являются 84 страны, откроет новые границы для разрешения споров с иностранным элементом, но в то же время может возникнуть и ряд проблем. В частности, среди присоединившихся государств лишь немногие имеют двусторонние договоры с Россией о взаимной правовой помощи по гражданским делам. Большинство стран Евросоюза (в том числе Франция, Финляндия, Швеция), Соединенные Штаты Америки, Израиль и другие государства таких двусторонних соглашений с Россией не имеют и неизвестно, будут ли они подписаны в ближайшее время. Конвенция предполагает предоставить детям защиту в международном масштабе от вредоносных последствий их незаконного перемещения или захвата и создать процедуры для обеспечения их незамедлительного возвращения в государство их постоянного проживания, а также обеспечить защиту прав доступа. То есть появляется правовой инструмент, позволяющий судам принимать решения, которые будут иметь правовые последствия независимо от национальной принадлежности родителей. Важно отметить, что в законодательстве РФ отсутствует определение понятия "похищение ребенка одним из родителей", в этом случае применяется норма ст. 68 Семейного кодекса РФ, согласно которой родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав. При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства. Согласно ст. 152 ГПК РФ в редакции ФЗ от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2715.
Но ситуация усложняется многократно, когда ребенок тайно вывозится за рубеж. Начинаются дипломатические переговоры, суды выносят противоположные решения, к решениям российских судов в других странах относятся индифферентно, так что защитить права и законные интересы российских родителей и детей представляется практически невозможным. Поэтому присоединение к Конвенции, которая обязывает все государства-члены найти местонахождение ребенка и вернуть его в государство постоянного проживания, поможет гарантировать права детей при разводе родителей, а также обеспечить возврат детей-сирот, незаконно вывезенных в другие государства. В Конвенции подробно прописаны действия, при которых перемещение или удержание ребенка расценивается как незаконное. Статья 3 Конвенции предусматривает, что перемещение или захват расцениваются как незаконные, если при этом нарушаются права попечительства над ребенком, принадлежащие какому-либо лицу, учреждению или иному органу, коллективному или индивидуальному, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или захвата; и если в момент перемещения или захвата эти права эффективно осуществлялись, коллективно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не перемещение и захват. В соответствии со ст. 8 Конвенции любое лицо, учреждение или иная организация, заявляющие, что ребенок был незаконно перемещен или удерживается в нарушение прав опеки, могут обратиться в центральный орган государства постоянного проживания ребенка или в центральный орган иностранного государства за содействием в возвращении ребенка. При этом определен шестимесячный срок для принятия соответствующего решения. В России такие функции будут возложены на Министерство юстиции. В связи с этим необходимо внести поправки в действующее российское законодательство, обязывающие суды более оперативно разрешать подобные споры, чтобы не нарушать установленный Конвенцией шестимесячный срок. Практическое значение имеет определение в Конвенции понятий "права попечительства", которые включают права, относящиеся к заботе какого-либо лица в отношении ребенка, и в частности, право определять место жительства ребенка, и "права доступа", включающие право взять ребенка на ограниченное время в место иное, чем место его постоянного проживания. Центральные инспекции <4> обязаны, благодаря положениям о сотрудничестве, изложенным в ст. 7 Конвенции, содействовать мирному осуществлению прав доступа и выполнению любых условий осуществления этих прав. Центральные инспекции предпринимают шаги, насколько это возможно, для устранения всех препятствий к осуществлению таких прав. Центральные инспекции сотрудничают друг с другом и содействуют сотрудничеству между компетентными властями своих государств с целью обеспечения незамедлительного возвращения детей и достижения других целей Конвенции. -------------------------------- <4> Общий термин для органов, осуществляющих контроль за реализацией Конвенции в присоединившихся государствах, в РФ подобные функции возложены на Министерство юстиции.
В частности, непосредственно или через какого-либо посредника, они принимают все подходящие меры для того, чтобы: раскрыть все подробности о ребенке, который был незаконно перемещен или захвачен; предотвратить нанесение дальнейшего вреда ребенку или ущерба заинтересованным лицам принятием временных мер; обеспечить добровольное возвращение ребенка или достижение дружественного решения проблем; предоставлять информацию общего характера, например, о законодательстве их государств в областях, регулируемых Конвенцией; инициировать судебные или административные процедуры или способствовать таким процедурам с целью добиться возвращения ребенка и, в случае необходимости, организовывать эффективное осуществление права доступа. Вместе с тем необходимо признать, что Конвенция может привести и к ущемлению прав российских родителей. Статья 12 Конвенции предусматривает, что если ребенок перемещен или захвачен и к началу процедур в судебных или административных инстанциях договаривающегося государства, где находится ребенок, минуло менее одного года с даты незаконного перемещения или захвата, соответствующие инстанции отдают распоряжение о немедленном возвращении ребенка. Однако судебные и административные инстанции, даже в тех случаях, когда процедуры начаты после истечения годичного срока, о котором говорится выше, также отдают распоряжение о возвращении ребенка, если только нет свидетельств о том, что ребенок уже вполне прижился в своей новой среде. Вызывает опасения и ст. 13 Конвенции, определяющая, что судебные или административные инстанции запрашиваемого государства не обязаны отдавать распоряжение о возвращении ребенка, если лицо, учреждение или иной орган докажут, что: a) лицо, учреждение или иной орган, осуществлявшие заботу о ребенке, фактически не осуществляли права попечительства на момент перемещения или захвата или дали согласие на перемещение или захват либо впоследствии молчаливо признали перемещение или захват; b) существует серьезный риск того, что возвращение поставит ребенка под угрозу получения физического или психологического ущерба или иным путем создаст для ребенка нетерпимую обстановку. Судебные или административные инстанции могут также отказать в распоряжении о возвращении ребенка, если они находят, что ребенок возражает против возвращения и достиг такого возраста и уровня зрелости, при котором нельзя не принимать в расчет его мнение. Рассматривая указанные обстоятельства, судебные и административные инстанции принимают во внимание информацию о социальном происхождении ребенка, представленную Центральной инспекцией страны постоянного проживания ребенка (что предусмотрено ст. 7 Конвенции). В этой части и могут возникнуть проблемы при возвращении ребенка в РФ. Не секрет, что РФ занимает далеко не первое место по уровню жизни и социальной защищенности. А кроме того, ежегодные доклады управомоченных по правам человека представляют положение по защите прав и законных интересов в РФ на международной арене не в лучшем свете. Таким образом, возникает реальная угроза решения вопроса о возвращении ребенка не в пользу российских родителей. Конечно, ратификация Конвенции является необходимым шагом в развитии международного сотрудничества и направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных либо удерживаемых в любом из государств - участников Конвенции. Кроме того, документ призван способствовать эффективному соблюдению в этих странах прав опеки и доступа, предусмотренных национальным законодательством каждой из них. Необходим дальнейший обмен опытом между Россией и ЕС в рамках принятой Конвенции, что позволит эффективнее защищать права детей, поможет установить дополнительные гарантии соблюдения прав и интересов детей в России. Должны быть созданы универсальные инструменты сотрудничества в сфере регулирования интернациональных браков и семейного законодательства. Российское семейное законодательство еще нуждается в серьезной доработке. Присоединение к Гаагской конвенции по защите прав детей является значительным шагом в развитии двусторонних отношений и создании универсального семейного законодательства.
Пристатейный библиографический список
Малым не покажется // Версия. 2011. 23 - 29 мая. N 19 (294).
Название документа