Правовое регулирование возмещения налога на добавленную стоимость на Украине

(Савченко С. В.) ("Финансовое право", 2011, N 8) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА УКРАИНЕ <*>

С. В. САВЧЕНКО

Савченко Светлана Витальевна, судья Донецкого окружного административного суда, аспирант 2-го года обучения кафедры финансового права Национального университета государственной налоговой службы Украины.

Статья посвящена правовому регулированию возмещения налога на добавленную стоимость на Украине. Автором проводятся анализ и сравнение ранее действовавшего законодательства в данной области и норм Налогового кодекса Украины, вступившего в силу 1 января 2011 г.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, Украина, камеральная проверка, автоматическая система получения бюджетного возмещения.

The article is devoted to legal regulation of VAT reimbursement in Ukraine. The author analyses and compares earlier legislation in this sphere and the norms of the Tax Code of Ukraine enacted on th 1st of January 2011.

Key words: value added tax, Ukraine, in-office audit, automatic system of budgetary reimbursement.

Первого января 2011 г. состоялись значительные изменения в порядке администрирования бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что вместо п. 1.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", где были даны определения бюджетного возмещения как суммы, которая подлежит возврату налогоплательщику из бюджета в связи с чрезмерной его уплатой в бюджет, новым Налоговым кодексом Украины, в частности ст. 14.1.8, бюджетное возмещение определено как возмещение отрицательного значения налога на добавленную стоимость на основании подтверждения правомерности такого возмещения по результатам документальных проверок. В абзаце "а" ст. 200.4 Кодекса конкретно определены порядок и форма уплаты отрицательного значения налога в бюджет, которое формирует бюджетное возмещение. Так, официально признано право плательщика декларировать бюджетное возмещение в случае импорта товарно-материальных ценностей и уплаты налога на добавленную стоимость на таможне (раньше такой порядок применялся только на основании разъяснительных писем Государственной налоговой службы Украины), кроме того введен порядок декларирования бюджетного возмещения в случае получения услуг от нерезидента. Оптимизирован и перечень условий, при которых плательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения: теперь такое право не будут иметь только такие плательщики, которые были зарегистрированы меньше 12 месяцев и имели объемы налогооблагаемых операций за 12 месяцев меньше, чем задекларированное бюджетное возмещение (кроме операций с основными фондами). Старая - уже известная схема подтверждения декларации, которая предусматривает проведение камеральной или документальной проверки. При этом перечень оснований для проведения выездной проверки утвержден Кабинетом Министров Украины. Предполагается, что перечень таких оснований будет содержать противоположные автоматическому возмещению условия. Кое-что изменилось и в сроках проведения проверок по обычной схеме возмещения. Так, срок 30 дней для камеральной проверки и следующие 30 дней для документальной проверки будут исчисляться исходя из предельного, а не фактического (как раньше) срока подачи декларации. Автоматическая система получения бюджетного возмещения прежде всего определит перечень плательщиков, которые будут иметь право на получение такого возмещения. Статьей 200.20 Налогового кодекса Украины предусмотрен автоматический, на протяжении 15 дней, режим определения перечня плательщиков, которые будут отвечать соответствующим критериям. Обязанностью налогового органа также будет информирование плательщиков об отсутствии у них права на получение бюджетного возмещения в автоматическом режиме. Время для этого весьма ограниченно - всего лишь два дня после предельного срока определения перечня плательщиков. А поторопиться действительно придется - в случае несообщения или несвоевременного сообщения предприятию об отказе в автоматическом возмещении налога согласно новому порядку такое предприятие будет считаться получившим право на автоматическое возмещение налога на добавленную стоимость. Основания для получения автоматического возмещения предусмотрены ст. 200.19 Налогового кодекса Украины - таких оснований законодателем предусмотрено семь. Конечно же, выполнение указанных условий формирует положительный образ налогоплательщика, а такой плательщик должен: - не находиться в стадии банкротства; - не иметь проблемных записей в системе Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц предпринимателей; - иметь более 50% налогооблагаемых операций в общем объеме операций, которые облагаются по нулевой ставке, и не иметь значительных сумм расхождений по задекларированным суммам налога с контрагентами; - иметь соответствующую законодательным условиям среднюю заработную плату, численность работающих, основные фонды, соблюдать налоговую нагрузку при отсутствии налогового долга. Вообще, внедрение автоматической системы возврата налога на добавленную стоимость даст возможность налоговым органам осуществлять в оперативном режиме своевременное возмещение налога на добавленную стоимость добросовестным плательщикам, т. е. быстро и без контакта с налоговой службой. На основании нового определения бюджетного возмещения можно предположить, что новый порядок возмещения более детальный, в том числе относительно подтверждения правомерности возмещения налога из бюджета по результатам проверки плательщика. Порядок исчисления объекта налогообложения (определение положительного или отрицательного результата налога) отчетного периода не изменился. Как и раньше, положительный результат налога отчетного периода подлежит уплате в бюджет, а отрицательный - уменьшает налоговый долг тому налогу либо переносится в уменьшение налоговых обязательств следующего отчетного периода (п. п. 200.1 - 200.3 ПКУ), и, если в следующем отчетном периоде результат вновь окажется отрицательным, можно начинать мечтать о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета (п. 200.4 ПКУ). В соответствии с п. 200.4 ст. 200 Налогового кодекса Украины бюджетному возмещению подлежит часть отрицательного значения налога, перенесенного из предыдущего отчетного периода, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в государственный бюджет, а в случае получения от нерезидента услуг на таможенной территории Украины - сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий отчетный период за полученные от нерезидента услуги получателем товаров/услуг. Остаток отрицательного значения включается в налоговый кредит следующего отчетного налогового периода. Как и раньше, возмещению подлежит лишь оплаченная в предыдущих периодах часть отрицательного значения налога предыдущих отчетных периодов, а неоплаченная часть переносится дальше. При этом узаконено возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного в государственный бюджет, например, на таможне, а также налога, начисленного налоговым агентом на сумму полученных от нерезидента услуг. В Налоговом кодексе Украины вдвое сократился перечень лиц, лишенных права на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета. Среди бесправных остались лица с незначительным "стажем" плательщика налога на добавленную стоимость (менее 12 месяцев) и лица с малыми объемами налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев (менее чем заявленная сумма бюджетного возмещения). При этом по хозяйственным операциям по приобретению (сооружению) основных фондов право на возмещение налога на добавленную стоимость осталось без ограничений у всех без исключения (п. 200.5 Налогового кодекса Украины). При наличии достаточных оснований, которые свидетельствуют о нарушениях, налоговики имеют право провести документальную внеплановую выездную проверку в течение 30 календарных дней после истечения срока проведения камеральной проверки (п. п. 200.10, 200.11 Налогового кодекса Украины). Согласно п. 200.11 перечень достаточных оснований, которые дают право налоговым органам на внеплановую выездную документальную проверку плательщика НДС для определения достоверности начисления бюджетного возмещения, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Такой перечень утвержден Постановлением от 27.12.2010 N 1238. Главным нововведением в этой части процедуры возмещения налога на добавленную стоимость является необходимость применения перечня достаточных оснований, которые дают право налоговым органам проводить выездные проверки. Хотя радость от этого частично нивелируется отсутствием самого перечня непосредственно в Налоговом кодексе и переведением полномочий на Кабинет министров, у которого появляется мощный, тяжело оспариваемый рычаг оперативного влияния на скорость хода процедуры возмещения НДС. Остальные завершающие технические моменты возмещения налога на добавленную стоимость не испытали существенных изменений. После проведения проверки налоговый орган обязан в пятидневный срок предоставить вывод с указанием суммы, которая подлежит возмещению в Государственное казначейство Украины, которое, в свою очередь, на протяжении пяти операционных дней после получения заключения налогового органа перечисляет такую сумму на счет плательщика (п. п. 200.12, 200.13 Налогового кодекса Украины). Если подсчитанная налоговым органом сумма бюджетного возмещения не совпадет с заявленной суммой, то плательщику отправят налоговое уведомление-решение, в котором будет обозначено, сколько налога подлежит возмещению (кстати, не исключено, что это может быть и ноль). Налоговое уведомление-решение можно обжаловать в административном или судебном порядке. Порядок автоматического возмещения, установленный п. 200.18 Налогового кодекса Украины, отличается от обычного: а) сокращением срока проведения камеральной проверки от 30 до 20 дней; б) возможным отсутствием проведения выездной проверки органом налоговой службы; в) сокращением сроков предоставления налоговым органом заключения в Государственное казначейство с 5 до 3 дней; г) сокращением срока перечисления на счет плательщика Государственным казначейством Украины суммы возмещения с 5 до 3 дней. Рассмотренный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, по сути, является лишь полуавтоматическим. Истинный автоматический порядок возмещения, в отличие от полуавтоматического, предусматривает лишь пятидневный срок проведения камеральной проверки, которая к тому же начинается сразу после представления декларации. Для того чтобы заслужить возможность воспользоваться таким быстрым возмещением, нужно 36 месяцев подряд отвечать критериям, которые устанавливаются Кабинетом министров Украины. Согласно п. 200.18.3 ст. 200 Налогового кодекса Украины должностные лица органов государственной налоговой службы и органов Государственного казначейства Украины в случае нарушения определенных в п. 200.18 этой статьи сроков возмещения несут ответственность согласно закону. По сути, п. 200.18.3 ст. 200 Налогового кодекса Украины ничего нового не означает, он лишь повторяет то, что уже сказано в п. 21.2 ст. 21 Налогового кодекса Украины. Дело в том, что нарушение сроков возмещения означает ненадлежащее выполнение налоговыми органами своих обязанностей, а согласно п. 21.2 ст. 21 Налогового кодекса Украины за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностные лица контролирующих органов несут ответственность согласно закону. И в завершение еще одно положительное изменение - в порядок возмещения вернулась норма о выплате в пользу плательщиков пени за задержку возмещения. Согласно п. 200.23 ст. 200 Налогового кодекса Украины не возмещенные плательщикам на протяжении соответствующего срока суммы налога на добавленную стоимость считаются задолженностью бюджета, на сумму которой начисляется пеня на уровне 120% учетной ставки НБУ.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Украины (ред. от 01.01.2011 на основании Закона Украины N 2856-17) // Официальный сайт Верховной Рады Украины. URL: http://portal. rada. gov. ua. 2. Податкiвiцi розробили механiзм автоматичного вiдкодування ПДВ // Економiка. 2011. 24 сiчня [NEWSru. ua]. 3. Савицький О., Дубовик А. Новый Налоговый кодекс // День (ежедневная украинская газета). 16.06.2010. N 103.

Название документа