Краткий анализ восьмой поправки к Уголовному кодексу КНР, отменяющей смертную казнь как меру наказания за 13 составов преступлений
(Ли Гоцян) ("Российский юридический журнал", 2011, N 4) Текст документаКРАТКИЙ АНАЛИЗ ВОСЬМОЙ ПОПРАВКИ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ КНР, ОТМЕНЯЮЩЕЙ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ КАК МЕРУ НАКАЗАНИЯ ЗА 13 СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ГОЦЯН ЛИ
Ли Гоцян, заместитель начальника отдела по международному обмену и сотрудничеству, доцент факультета русского языка школы иностранных языков Китайского политико-юридического университета (Пекин, Китай).
Анализируются причины и смысл отмены смертной казни в качестве меры наказания за 13 составов экономических преступлений ненасильственного характера, введенной восьмой поправкой к Уголовному кодексу КНР, а также отношение к системе смертной казни в Китае с точки зрения международной тенденции к ее отмене и строгому ограничению применения. Решение об отмене смертной казни за данные виды преступлений - важный вклад в развитие мировой культуры законности, оно воплощает уважение права на жизнь, гуманизм и культуру уголовного права социализма с китайской спецификой, доказывает практическую значимость реформы для системы смертной казни в КНР.
Ключевые слова: восьмая поправка к Уголовному кодексу, экономическое преступление, ненасильственное преступление, смертная казнь как мера наказания, отмена смертной казни.
Brief analysis of the eighth amendment to the Criminal Code of PRC canceling of death sentence as punitive measure for 13 types of crimes Li Guoqiang
Reasons and purport of canceling of death sentence as punitive measure for 13 types of economic crimes of nonviolent character are analyzed. Attitude towards modern condition of punitive measures system in PRC taking in account international tendency of canceling and strict limitation of death sentence use is described. The author considers that death sentence canceling for such types of crimes is an important measure of supremacy of law development, represents embodiment of respect for right to life, reveals humanism and criminal law of socialism with Chinese specificity and proves big practical importance of death sentence reform development in China.
Key words: eighth amendment to the Criminal Code of PRC, economic crime, nonviolent crime, death sentence as punitive measure, death sentence canceling.
Восьмой проект поправок к Уголовному кодексу КНР был подан на рассмотрение на 11-м заседании ПК ВСНП 11-го созыва в августе 2010 г. По результатам соцопросов данные поправки были утверждены на 19-м заседании ПК ВСНП 11-го созыва 25 февраля 2011 г. и вступили в силу с 1 мая 2011 г. Новая редакция УК КНР была принята в 1997 г. Предыдущие изменения производились в 1999, 2001 (дважды), 2002, 2005, 2006 и 2009 гг. По сравнению с прошлыми поправками главным предметом интереса общественности в восьмой поправке стал вопрос отмены смертной казни как меры наказания. Согласно восьмой поправке к УК КНР смертная казнь отменяется по 13 составам экономических преступлений ненасильственного характера. В этот перечень входят: контрабанда культурных ценностей; контрабанда драгоценных металлов; контрабанда ценных животных и продукции из них; контрабанда иных товаров и предметов, запрещенных государством к ввозу и вывозу; мошенничество с финансовыми векселями; мошенничество с использованием заведомо фальшивых или поддельных переводных векселей, простых векселей и банковских чеков; мошенничество с аккредитивами; фиктивная выписка специальной квитанции об уплате налога на добавленную стоимость или неправомерная выписка иных квитанций, на основании которых производятся возврат экспортной пошлины или уменьшение налогов; подделка или продажа поддельных специальных квитанций об уплате налога на добавленную стоимость; кража общественной или частной собственности; обучение способам преступной деятельности; тайные раскопки и разграбление памятников древней культуры, древних захоронений, представляющих историческую, культурную и научную ценность; тайные раскопки и разграбление окаменелостей древнего человека и древних позвоночных животных, находящихся под охраной государства и имеющих научную ценность. К отмене смертной казни за данные преступления общественность проявила самый пристальный интерес. В ситуации, когда условия КНР не позволяют полностью отменить смертную казнь, рассматриваемое решение отражает стремление соответствовать тенденции развития мировой культуры законности, проявляющейся в гуманизме уголовного права. Данный прецедент, будучи первым с момента обнародования Общей части УК в 1979 г., имеет большое значение для дальнейшего развития уголовного права КНР: сейчас можно говорить о строгом ограничении применения смертной казни и возможности ее окончательной отмены.
Отмена и строгое ограничение применения смертной казни в контексте общей международной тенденции
Отмена смертной казни соответствует тенденции развития общей мировой практики и законодательства в сфере уголовного права. В докладах, опубликованных организацией "Международная амнистия" (The Amnesty International) в 2009 и 2010 гг., говорится о том, что в 2009 г. в мире насчитывалось 95 государств, полностью отменивших смертную казнь (как на практике, так и на законодательном уровне). Сегодня более чем в 50 государствах смертная казнь закреплена на законодательном уровне, но лишь в 18 государствах она применяется на практике (2009 г.) (в основном в Азии, Центральной, Восточной и Северной Африке). Так, 1 января 2010 г. президент Монголии, провозгласив курс на отмену смертной казни, ввел мораторий на исполнение смертных приговоров, хотя законодательно такой вид наказания существует. Вопросы сохранения или отмены смертной казни, несомненно, сложны. Кроме того, назначение наказания в виде смертной казни тесно связано с социально-политическими и другими факторами. В США формально смертная казнь была отменена в 1967 г., но в связи с ростом преступности и под давлением консерваторов уже в 1976 г. в некоторых штатах она была возобновлена. Сейчас США - единственное государство на американском континенте, применяющее смертную казнь. Разумеется, до всеобщей отмены смертной казни мировому сообществу предстоит пройти долгий путь. Однако за последние 10 лет, утверждается в докладе организации "Международная амнистия" за 2010 г., движение за отмену смертной казни стремительно развивается. Более того, страны, продолжающие применять смертную казнь, обрекают себя на международную изоляцию. Согласно требованиям международных соглашений в государствах, применяющих смертную казнь, действуют строгие ограничения. Так, ч. 2 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. гласит: "В стране, не отменившей смертную казнь, смертный приговор может быть только высшей мерой наказания". В ст. 1 Конвенции "Меры по обеспечению и защите прав приговоренного к смерти", принятой в 1984 г. Экономическим и Социальным советом ООН, дается подробное разъяснение понятия "тяжкое преступление": "В странах, которые не отменили смертную казнь, смертный приговор может быть вынесен лишь за самые серьезные преступления, причем предусматривается, что их состав ограничивается преднамеренными преступлениями со смертельным исходом или другими чрезвычайно тяжелыми последствиями". Так, в США смертная казнь может быть назначена только за убийство или совершение действий, непосредственно повлекших смерть человека. Кроме того, необходимо наличие одного из отягчающих обстоятельств. Китай подписал Международный пакт о гражданских и политических правах в 1998 г. До сих пор ПК ВСНП не ратифицировал этот документ, однако рано или поздно ему придется это сделать. Поэтому отмену смертной казни за отдельные преступления следует расценивать как шаг, направленный на приведение уголовного законодательства КНР в соответствие с международными требованиями.
Современное состояние системы смертной казни в КНР
Уголовный кодекс КНР 1979 г. предусматривал 27 составов преступлений, за которые назначалась смертная казнь. Позднее сфера применения смертной казни постоянно расширялась через внесение изменений отдельными законами. В 1997 г. в УК закреплялся уже 71 состав преступлений, за которые назначалась смертная казнь. В новой редакции (1997 г.) они были упорядочены, их количество снизилось до 68. После принятия законодательным органом КНР седьмой поправки к Уголовному кодексу 1997 г. количество составов преступлений не изменилось, сфера применения смертной казни по какому-либо конкретному составу не расширилась <1>. -------------------------------- <1> Минсюань Г., Шаолян Х. Размышление о значимости отмены смертной казни // Правоведение. 2010. N 12. С. 2.
На систему смертной казни КНР постоянно обращают внимание организация "Международная амнистия" и западные страны, однако на нынешнем этапе развития КНР не может полностью отменить смертную казнь. Смертная казнь - один из древних видов наказаний, который существовал и в Китае. Укоренившийся в обычаях некоторых народов принцип талиона (возмездия) - "убийство за убийство" - трудно изменить уже на протяжении длительного периода. Пока сохранение смертной казни играет определенную роль в духовном равновесии общества. "Наиболее важным фактором является то, что КНР относится к развивающимся странам, при явном присутствии общественных противоречий уровень преступной деятельности довольно ощутим, что не позволяет прийти к отмене смертной казни" <2>. В КНР много лет проводится политика реформ и открытости, экономика стремительно развивается, уровень жизни также значительно вырос. Однако по-прежнему существуют различия между западом и востоком страны, городом и деревней. Социальная нестабильность приводит к возникновению условий для совершения тяжких уголовных и экономических преступлений. Все это свидетельствует о невозможности отмены смертной казни. Лишь при помощи постоянного укрепления законности, выраженного в поднятии правосознания граждан и уровня культуры, возможны изменения. Сегодня смертная казнь все еще эффективно противодействует преступности и играет устрашающую роль, благодаря чему достигается цель предупреждения преступлений и благоприятного воздействия на защиту общественного спокойствия. -------------------------------- <2> Отмена смертной казни по 13 видам преступлений в КНР // URL: http:// finace. ifeng. com/ roll/ 20110226/ 3511822.shtml.
Вместе с тем в Китае стремятся применять смертную казнь, во-первых, реже, во-вторых, только после тщательного изучения обстоятельств дела. В связи с этим были выработаны меры, регламентирующие назначение, объект применения и порядок исполнения смертной казни. Например, ст. 48 УК КНР устанавливает общее положение о том, что "смертная казнь предусмотрена только за особо тяжкие преступления". В той же статье говорится: "Приговоры к смертной казни утверждаются Верховным народным судом, за исключением тех, которые были вынесены им самим". Статья 49 гласит: "К лицам, не достигшим 18 лет, и беременным женщинам смертная казнь не применяется". Для ограничения сферы применения смертной казни с немедленным исполнением ст. 48 УК КНР предусматривается индивидуальная отсрочка исполнения смертного приговора: "Для лиц, приговоренных к смертной казни, если приговор не требует немедленного исполнения, смертная казнь может быть отсрочена на два года". Наличие данных законов и мер свидетельствует о существовании конкретных ограничений применения смертной казни. Вступившая в силу 1 мая 2011 г. восьмая поправка к Уголовному кодексу о 13 видах экономических преступлений ненасильственного характера уменьшает общее количество преступлений, за которые назначается смертная казнь, с 68 до 55, или на 19,1%. Данное действие - важная мера на пути ограничения применения смертной казни в КНР.
Причины отмены смертной казни по 13 составам экономических преступлений ненасильственного характера
Восьмая поправка была принята для приведения Уголовного кодекса в соответствие с современными реалиями, международной тенденцией к отмене смертной казни, а также для усовершенствования системы уголовных наказаний в КНР с точки зрения научного и рационального подходов. Так называемые экономические преступления ненасильственного характера - это экономические преступления, в результате которых не причиняется вред человеку. В Уголовном кодексе КНР 1979 г. в основном не был урегулирован вопрос о применении смертной казни за экономические преступления. В результате осуществления реформ и политики открытости экономика КНР стала непрерывно развиваться, с каждым днем сфера внешнеэкономических отношений расширялась, объемы внешнеэкономических операций постоянно возрастали, следовательно, стали совершаться экономические преступления различных форм и видов. Для эффективной борьбы с преступлениями законодательные органы КНР издали несколько постановлений, предусматривавших смертную казнь как меру наказания, в частности Постановление об усилении наказания за экономические преступления 1982 г. (за тайное хищение); Дополнительное постановление о наказании за преступления, связанные с контрабандой, 1988 г. (утратило силу); Дополнительное постановление о наказании за преступления, направленные на кражу древних культурных ценностей, разграбление могил, 1991 г. Мошенничество с квитанциями об уплате налога на добавленную стоимость, мошенничество, связанное с аккредитивами, и еще шесть видов финансовых преступлений карались в соответствии с Постановлением о наказании за преступления против финансового порядка 1995 г. смертной казнью. Данные виды преступлений были внесены в новую редакцию Уголовного кодекса КНР в 1997 г. Среди ключевых факторов, повлиявших на выбор 13 видов экономических преступлений ненасильственного характера, за которые была отменена смертная казнь, можно назвать следующие. 1. Ни в одной стране мира не устанавливается смертная казнь за экономические преступления, так как "причина экономического преступления имеет много сторон и складывается из влияния экономических, политических и правовых факторов, поэтому сдерживание такого рода преступлений, опираясь на смертную казнь, не является эффективным" <3>. -------------------------------- <3> Минсюань Г., Хуэйю С., Чжиган Ю. Так начинается путь к отмене смертной казни. Восьмой проект поправки к УК КНР: вопросы смертной казни // Правоведение. 2010. N 9. С. 4.
2. Объектом экономических преступлений выступают не личные права человека, а общественно-экономический строй или имущественные права. С точки зрения теории права наиболее важно среди личных прав право на жизнь. Следовательно, смерть за экономические преступления - это несоразмерное наказание. "Вне зависимости от того, насколько велика ценность имущества, она не может превосходить ценность человеческой жизни, применение смертной казни как наказания и устрашения за преступление, совершенное в стремлении к наживе, вовсе не рационально. Следует принимать во внимание необходимость постепенной отмены смертной казни по отношению к данным преступлениям другими видами наказаний" <4>. -------------------------------- <4> Бинчжи Ч. Последовательная отмена смертной казни за ненасильственные преступления в Китае // Политика и закон. 2005. N 1.
3. Среди преступлений, за которые отменена смертная казнь, большинство имеет низкий процент совершения. Например, наказание за обучение способам преступной деятельности было включено в список в 1982 г. В то время под данными способами подразумевалось подстрекательство молодежи к преступной деятельности, которая наносила обществу большой вред. Однако после введения новой редакции УК КНР в 1997 г. не было зарегистрировано ни одного смертного приговора по данной статье. "Отмена смертной казни за специально установленные преступления позволяет ликвидировать те методы давления, которые применялись судебными органами при рассмотрении подобных преступлений в прошлом". Отмена смертной казни за 13 видов экономических преступлений позволила устранить сомнения в стабильности и общественном порядке в КНР. 4. Применение смертной казни за преступления чисто экономического характера называют расточительством ресурсов. Во многих странах, в том числе в КНР, затраты на содержание приговоренного к смертной казни с момента вынесения приговора до его исполнения довольно высоки. Кроме того, "принимая во внимание государственную и общественную пользу, применение смертной казни за экономическое преступление является крайне неэкономичным. Нанесенный обществу и государству экономический ущерб преступником, совершившим серьезное экономическое преступление, приговоренным к длительному или пожизненному тюремному заключению, как минимум компенсируется через принудительный бесплатный труд. Применение же смертной казни (физическое устранение) фактически лишает возможности компенсировать нанесенный экономический ущерб при помощи принудительного бесплатного труда" <5>. -------------------------------- <5> Минсюань Г., Хуэйю С., Чжиган Ю. Указ. соч. С. 4.
Смысл отмены смертной казни по 13 видам экономических преступлений ненасильственного характера
Принятие восьмой поправки к УК КНР - еще одна существенная мера для строгого ограничения использования смертной казни, следующая за признанием за Верховным народным судом права на пересмотр наказания с применением смертной казни. Исследователи отмечают, что "предпринятые шаги по отмене смертной казни еще сравнительно малы, так как не затронули такие виды преступлений, как перевозка наркотиков и торговля ими, которые также относятся к ненасильственным преступлениям. Поэтому эти поправки в большей степени имеют формальный смысл и не играют большой роли в фактическом контроле и уменьшении числа случаев применения смертной казни" <6>. Однако данные шаги в полной мере отражают суть формирующегося "гуманизма и культуры уголовного права социализма с китайской спецификой" <7>, выступают в качестве "положительного ответа на теорию строгого ограничения применения смертной казни, который играет большую стимулирующую роль в продвижении вперед реформы системы смертной казни в современном Китае" <8>. -------------------------------- <6> Причины поправки УК КНР, отменяющей смертную казнь по 13 видам преступлений. Анализ специалистов // URL: http:// news. qq. com/ a/ 20100901/ 000037_2.php. <7> Примечание и статьи к проекту поправки УК // URL: http:// www. npcgov. cn/ huiyi/ cwh/ 1116/ 2010-08/ 28/ content_1593165.php. <8> Минсюань Г., Шаолян Х. Указ. соч. С. 1.
Отмена смертной казни не означает полную отмену наказаний за данные преступления и тем более освобождение от наказания. Эти преступления по-прежнему включены в Уголовный кодекс, отменено лишь наказание в виде смертной казни. Уголовный кодекс предусматривает наказания за эти преступления, в частности лишение свободы на определенный срок, вплоть до пожизненного. Такие наказания в равной степени выполняют функции наказания за совершенное преступление, а также позволяют возместить причиненный ущерб. Вместе с тем отмена смертной казни не может ослабить роль Уголовного кодекса, поскольку использование смертной казни как средства устрашения дает лишь временный эффект. "Обеспечение трудоустройства, повышение общественного благосостояния и т. д. - вот наиболее эффективное средство предотвращения преступления; обеспечение трудоустройства позволит разрешить вопросы социального благосостояния, время существования смертной казни в основном уже сочтено" <9>. -------------------------------- <9> Чжунлинь Ч. Отмена смертной казни по 13 видам преступлений отражает уважение права на жизнь // URL: http:// news. sina. com. cn/ o/ 1011-02-27/ 034222020859.php.
Таким образом, восьмая поправка к Уголовному кодексу КНР, касающаяся отмены смертной казни по 13 видам экономических преступлений ненасильственного характера, соответствует тенденции развития международной культуры законности, является показателем уважения права на жизнь в КНР, соответствия Конституции КНР законам об "уважении и охране прав человека государством" и, без сомнения, имеет большое значение в реформировании системы смертной казни в КНР.
Bibliography
Binchzhi Ch. Posledovatel'naya otmena smertnoj kazni za nenasil'stvennye prestupleniya v Kitae // Politika i zakon. 2005. N 1. Chzhunlin' Ch. Otmena smertnoj kazni po 13 vidam prestuplenij otrazhaet uvazhenie prava na zhizn' // URL: http:// news. sina. com. cn/ o/ 1011-02-27/ 034222020859.php. Minsyuan' G., Shaolyan X. Razmyshlenie o znachimosti otmeny smertnoj kazni // Pravovedenie. 2010. N 12. Minsyuan' G., Xuehjyu S., Chzhigan Yu. Tak nachinaetsya put' k otmene smertnoj kazni. Vos'moj proekt popravki k UK KNR: voprosy smertnoj kazni // Pravovedenie. 2010. N 9.
Название документа