Распоряжение товарами по таможенному законодательству Республики Беларусь

(Гараев А. А.) ("Таможенное дело", 2011, N 2) Текст документа

РАСПОРЯЖЕНИЕ ТОВАРАМИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ <*>

А. А. ГАРАЕВ

Гараев А. А., заместитель начальника отдела Смоленской таможни, кандидат юридических наук.

В статье осуществлен анализ процедуры распоряжения имуществом, находящимся под контролем таможенных органов. Приведен сравнительный анализ белорусского и российского законодательства по этому вопросу. Описан порядок учета, хранения, оценки, реализации и уничтожения имущества, находящегося под контролем таможенных органов Республики Беларусь: конфискованного имущества, задержанного имущества, скоропортящегося товара. Указаны особенности процедуры распоряжения ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, оружием, денежными средствами, иностранной валютой, возврата денежных средств. Произведено изучение процедуры распоряжения задержанным имуществом по Таможенному кодексу Таможенного союза. По результатам изучения белорусского законодательства сделаны выводы.

Ключевые слова: задержанное имущество, оценка имущества, учет имущества таможенным органом, реализация конфиската.

This article was realized the analysis by the management properties procedure, which check under the customs control. By this question, it was reduction the comparative analysis of the Belarus and Russian legislation. Also, it was described order of the control, storing, valuation, realization and the destruction property, which check over the customs control of republic Belarus: the forfeit property, the distrained property and the perishable commodity. It was indicated peculiarities of the procedures by the disposal of securities, precious metal and of the precious stones, weapon, funds, foreign currency and the funds return. It was caused study of the management distrained properties procedure by the Customs Code of the Customs Union. The author perfect conclusions.

Key words: distrained property, the valuation property, the customs registration of property, the sale of the forfeit property.

Принятый 27 ноября 2009 г. в Минске Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза меняет процедуру таможенного регулирования. Одним из составных элементов таможенного регулирования является распоряжение товарами, в отношении которых своевременно не были приняты меры по таможенному оформлению. В Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) этот вопрос регулировался гл. 41. Вещественные доказательства, по которым было принято решение об их возврате законным владельцам, могут остаться не востребованными их законными владельцами в течение длительного срока. В этом случае таможенное законодательство предусматривало составление таможенными органами актов, фиксирующих факт истечения срока для их востребования (ст. 430 ТК РФ). Распоряжение товарами, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек, осуществляется на основании специально установленной формы акта (ст. 429 ТК РФ). Одновременно административным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение сроков временного хранения (ст. 16.16 КоАП РФ). Среди практических работников конкуренция норм административного и таможенного законодательства по этому вопросу вызывала затруднение в правоприменении. Дальнейшая процедура распоряжения этими товарами не работала, так как Правительство РФ не определило порядок распоряжения имуществом уполномоченной организацией по распоряжению товарами и порядок выплаты денежных средств, полученных от реализации товаров, не обращенных в федеральную собственность их законным владельцам. Проект постановления Правительства РФ, который должен определить механизм распоряжения имуществом организацией, которой будут передаваться товары для распоряжения, процедуру распределения денежных средств, увяз в межведомственных согласованиях между министерствами <1>. Поэтому из-за правового пробела для распоряжения имуществом, длительное время хранящимся на складах, применяется процедура по признанию этого имущества бесхозяйным. -------------------------------- <1> См.: Протокол от 23 декабря 2005 г. N 5 заседания Консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России. С. 19 - 20.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) также содержит правовые нормы, определяющие процедуру распоряжения товарами, срок хранения которых под контролем таможенных органов истек (ст. 148, 149 ТК ТС). При конструировании этих норм за основу был взят опыт белорусских коллег, а именно ст. 310 и 311 Таможенного кодекса Республики Беларусь <2>. -------------------------------- <2> См.: Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 204-3 // Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 января 2007 г., рег. N 2/1301, опубликован 24 января 2007 г. N 17.

В белорусском законодательстве такие товары называются задержанными. В ТК РФ при истечении сроков востребования на товары составлялся акт об истечении срока востребования (ст. 429 и 430 ТК РФ). ТК ТС предусмотрена несколько другая процедура распоряжения имуществом. При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. В этом случае на товары составляется протокол, по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза (ст. 145 ТК ТС) <3>. Если эти товары не были востребованы их владельцами в месячный срок (по скоропортящемуся товару в 24 часа, товары, запрещенные к ввозу или вывозу, - 3 суток), то они подлежат реализации, уничтожению или иному использованию товаров в соответствии с законодательством государства - участника Таможенного союза. -------------------------------- <3> См.: решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" // Таможенный вестник. 2010. N 15.

Будет интересным изучить белорусский опыт реализации и иного использования задержанных товаров. Этот вопрос регламентирует Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 декабря 2005 г. N 100 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, предварительной оценки и передачи для реализации или иного использования товаров, транспортных средств и иных предметов, изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение таможенными органами Республики Беларусь либо в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства". Существенной особенностью данного Постановления Государственного таможенного комитета является то, что оно согласовано со смежными заинтересованными ведомствами: - Министерством Финансов Республики Беларусь; - правлением Национального банка Республики Беларусь; - управляющим делами Президента Республики Беларусь; - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; - Министерством внутренних дел Республики Беларусь; - Министерством культуры Республики Беларусь; - Министерством торговли Республики Беларусь; - Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь; - Министерством природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь. Инструкция о порядке учета, хранения, предварительной оценки и передачи для реализации или иного использования товаров, транспортных средств и иных предметов, изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение таможенными органами Республики Беларусь либо в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства (далее - Инструкция), принята во исполнение Таможенного кодекса Республики Беларусь, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Налогового кодекса Республики Беларусь, Декрета Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2003 г. N 23 "Об упорядочении задержания товаров и транспортных средств при проведении таможенного контроля, их хранения, возврата и реализации" <4>, Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2006 г. N 559 "О работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства". Данная Инструкция регулирует порядок учета, хранения, предварительной оценки и передачи для реализации или иного использования должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь товаров, транспортных средств, иных предметов и документов на них, изъятых, арестованных, задержанных при проведении таможенного контроля, принятых на временное хранение на склады временного хранения, учрежденные таможенными органами, либо в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства и (или) обращенных в доход государства. -------------------------------- <4> См.: Декрет Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2003 г. N 23 "Об упорядочении задержания товаров и транспортных средств при проведении таможенного контроля, их хранения, возврата и реализации" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 129, 1/5101.

Инструкция распространяет свое действие на товары, транспортные средства и иные предметы (далее - товары, имущество): - изъятые по признакам контрабанды и административных таможенных правонарушений (далее - АТП); - изъятые по делам о контрабанде и АТП; - изъятые в счет обеспечения штрафа по делам об АТП; - арестованные по делам о контрабанде и АТП; - арестованные в целях обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей; - задержанные при проведении таможенного контроля в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2003 г. N 23 (далее - задержанные); - принятые на временное хранение на склады временного хранения (далее - СВХ), учрежденные таможенными органами; - в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства. Функциональные обязанности по учету товаров, на которые распространяется действие данной Инструкции, возлагаются на отделы обеспечения таможенных операций, отделы по работе с изъятыми и конфискованными товарами и другие отделы таможни в соответствии с приказами начальников таможен. Опись задержанных товаров оформляется на бланке строгой отчетности протокола задержания товаров, транспортных средств и документов на них. При задержании транспортного средства дополнительно составляется акт осмотра механического транспортного средства в соответствии с законодательством. Порядок заполнения бланков строгой отчетности установлен Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. N 70 "О бланках строгой отчетности, используемых в таможенных органах Республики Беларусь, и о порядке их заполнения" <5>. -------------------------------- <5> См.: Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. N 70 "О бланках строгой отчетности, используемых в таможенных органах Республики Беларусь, и о порядке их заполнения" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 205, 8/15363.

При задержании должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь товаров, транспортных средств и документов на них, которые не являются непосредственными объектами административного таможенного правонарушения, но в силу запретов и ограничений, установленных законодательством и международными договорами Республики Беларусь, не подлежат перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, составляется протокол задержания товаров, транспортных средств и документов на них (далее - протокол задержания). Протокол задержания составляется должностным лицом таможенного органа, непосредственно проводившим таможенный контроль данных товаров, транспортных средств и документов на них с использованием программного обеспечения, и распечатывается на бланках строгой отчетности для компьютерного заполнения. В исключительных случаях при невозможности применения компьютерной техники при задержании товаров протокол задержания заполняется от руки на бланке строгой отчетности для ручного заполнения. Не позднее рабочего дня, следующего за днем задержания, должностным лицом, составившим протокол задержания, в обязательном порядке формируется электронная копия данного протокола. В случае хранения задержанных товаров на складе таможенного органа второй экземпляр протокола задержания вместе с товарами передается материально ответственному лицу на склад, в отдел бухгалтерского учета и контроля для постановки товаров на учет передается ксерокопия протокола задержания. После получения товаров владельцем либо при истечении сроков хранения задержанных товаров второй экземпляр протокола передается по реестру в отдел бухгалтерского учета и контроля. Для постановки товаров на учет описи товаров, описи наличных денежных средств протоколы задержания не позднее следующего рабочего дня после их составления передаются в отделы бухгалтерского учета и контроля. Протоколы задержания, составленные с нарушениями требований законодательства, отделами бухгалтерского учета и контроля, не принимаются. Протоколы задержания на бумажных носителях принимаются отделами бухгалтерского учета и контроля при условии представления электронных копий этих документов в формате, необходимом для автоматизированного ввода данных в базу данных программным комплексом "Галактика". Должностное лицо таможенного органа, составившее протокол задержания, обязано обеспечить соответствие данных, содержащихся в электронной копии, информации, распечатанной на бумажном носителе. Для постановки товаров на учет к протоколам задержания должностным лицом, составившим их, прилагаются другие необходимые документы: копии протоколов, на основании которых было произведено изъятие (наложение ареста), грузовых таможенных деклараций, акты осмотра механического транспортного средства, заключения органов ветеринарного надзора, фитосанитарного контроля, экспертные заключения и др. При составлении протоколов, на основании которых осуществляется задержание товаров, производится предварительная оценка товаров. Предварительная оценка задержанных товаров производится должностными лицами таможен и используется для обеспечения надлежащего первичного учета и их сохранности, а также для оперативного принятия в необходимых случаях решения о возбуждении уголовного дела. Таможенный орган Республики Беларусь производит оценку товаров на основании государственных регулируемых цен (если таковые на эти товары установлены), а в других случаях - на основании свободных (рыночных) цен. Для предварительной оценки товаров могут использоваться данные бухгалтерского учета юридических лиц. При невозможности произвести оценку в указанном порядке она производится на основании заключения эксперта (специалиста). В этом случае к документам, служащим основаниями для постановки товаров на учет, прилагается заключение эксперта (специалиста). При проведении предварительной оценки Инструкция рекомендует руководствоваться следующими документами: - Временным республиканским классификатором амортизируемых основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. N 186 <6>; -------------------------------- <6> См.: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. N 186. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 114, 8/7489.

- Правилами определения стоимости транспортных средств, утвержденными Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 30 июня 1997 г. <7>; -------------------------------- <7> См.: Правила определения стоимости транспортных средств, утвержденные Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 30 июля 1997 г. // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. N 16; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 74, 8/8202.

- каталогами товаров и цен, справочной ценовой информацией (прайс-листы товаросопроводителей о стоимости изделий, торгующих организаций об уровне цен и т. д.). При предварительной оценке могут быть учтены следующие нормы: по табачным изделиям и алкогольной продукции - нормативные правовые акты Министерства экономики Республики Беларусь об установлении цен на табачную и алкогольную продукцию; - по автомобилям и транспортным средствам - справочные каталоги Super SCHWACKE (Супер Шваке), SCHWACKE (Шваке); - по сложнобытовой технике, товарам, не имеющим аналогов в Республике Беларусь, промышленному оборудованию, оборудованию неполной комплектации предварительная оценка производится совместно с приглашенными специалистами и экспертами; - по мелким партиям часто повторяющихся наименований товаров - действующие свободные (рыночные) цены с учетом оценки идентичных товаров комиссиями по работе с имуществом, обращенным в доход государства (далее - комиссии), согласно актам описи и оценки имущества; - ценовая информация, заявленная в товарно-сопроводительных документах, а также в имеющихся квитанциях и ярлыках, чеках, инвойсах с учетом таможенных платежей, счетах-фактурах; - информация из каталогов соответствующих организаций-производителей или сети Интернет. Предварительная оценка производится за единицу товара в белорусских рублях с точностью до одного рубля. Результаты предварительной оценки имеют юридическое значение до момента оценки товаров комиссией в соответствии с действующим законодательством. Места хранения товаров до передачи их для реализации или иного использования определяются таможенными органами в порядке, установленном законодательством. Товары могут храниться: - на складах таможенных органов; - на складах, арендуемых таможенными органами; - на складах временного хранения; - в других местах хранения по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и региональными представительствами Департамента. До получения письменного решения комиссии или Департамента об установлении иного места хранения, чем определенное таможенным органом, товары хранятся в местах, определенных этим органом. Хранение товаров осуществляется в соответствии с нормативной документацией по стандартизации, санитарными правилами, правилами пожарной безопасности. С организациями, определенными в качестве хранителей товаров, заключаются договоры хранения в соответствии с действующим законодательством. Таможни осуществляют хранение задержанных товаров, за исключением задержанных товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, в течение одного месяца, а скоропортящихся задержанных товаров - в течение 24 часов. Задержанные товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, хранятся таможнями в течение трех суток. Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня, следующего за днем задержания. Таможни передают на последующий учет в комиссии материалы по задержанным товарам. Решение о передаче комиссиям материалов по задержанным товарам, не востребованным их собственниками (владельцами), принимается начальником таможни или его заместителем в срок не более трех рабочих дней с момента истечения установленных сроков хранения, а в отношении скоропортящихся задержанных товаров - в течение суток, следующих за днем задержания. Неполучение владельцем товаров, в отношении которых имеется вынесенное в соответствии с законодательством решение о возврате в установленный срок, либо отказ владельца в письменном виде от их получения признаются действиями, определенно свидетельствующими о его устранении от владения, пользования и распоряжения товарами без намерения сохранить какие-либо права на эти товары. Подлежащие возврату товары могут храниться в соответствующих местах хранения не более двух месяцев со дня извещения таможенным органом владельца об условиях возврата. Если извещение не вручено владельцу по причине невозможности установления его места нахождения (жительства) либо по причине уклонения владельца от его получения, срок хранения подлежащих возврату товаров исчисляется со дня уведомления таможни о невручении извещения. Решение о передаче материалов по товарам в комиссии в таком случае либо ином распоряжении данными товарами принимается начальником таможни или его заместителем в срок не более трех рабочих дней с момента истечения установленных сроков хранения либо с даты получения письменного уведомления таможни владельцем об отказе от получения товаров. Материалы по имуществу направляются в комиссию при условии предварительного согласования с комиссией возможности использования данного имущества. Единичные и небольшие партии изделий, не представляющие ценности для государства, а также опасности для окружающей среды, могут уничтожаться специально созданной комиссией из должностных лиц таможни на месте хранения путем механического разрушения и вывоза остатков на объекты размещения отходов с составлением акта на уничтоженное имущество. Соответствующее решение принимается начальником таможни по представлению данной комиссии. При постановке на учет задержанного имущества после истечения установленных сроков хранения в комиссию передается решение таможенного органа о передаче имущества для реализации или иного использования, заполненное на бланке письма таможенного органа по установленной форме, подписанное начальником таможни или его заместителем и заверенное печатью таможенного органа. В отношении механических транспортных средств, тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин решение является основанием для их регистрации (после реализации) соответствующими подразделениями Государственной автомобильной инспекции, инспекциями государственного технического надзора в порядке, установленном законодательством. После получения акта описи и оценки имущества таможенный орган не позднее следующего рабочего дня в письменном виде, средствами факсимильной связи, извещает реализующие организации о необходимости получения имущества для реализации. В случае неполучения реализующей организацией имущества в течение десяти рабочих дней после даты направления ей извещения таможенный орган информирует об этом комиссию. Передача товаров для реализации или иного использования осуществляется по актам передачи имущества для реализации или иного использования, которые являются бланками строгой отчетности. В случае изменения в полученном из комиссии акте описи и оценки имущества наименований товаров (единиц измерения, количества) комиссии вместе с актом описи и оценки имущества направляют в таможни копии документов, послуживших основанием для внесения таких изменений. В таможне в этом случае составляется акт на пересортицу, в котором указанные реквизиты приводятся в соответствие с актом описи и оценки имущества. Суммы, полученные от реализации задержанных товаров, зачисляются в доход республиканского бюджета на транзитные счета управлений государственного казначейства Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску, открытые для зачисления платежей, контролируемых таможенными органами (далее - транзитные счета). Товары, в отношении которых имеется вынесенное в соответствии с законодательством решение о возврате, либо задержанные товары, востребованные владельцами до истечения установленных сроков хранения, возвращаются их владельцам. Товары, задержанные при вывозе за пределы таможенной территории Республики Беларусь, возвращаются их собственникам (владельцам) для использования на территории Республики Беларусь, если владение этими задержанными товарами допускается законодательством. Задержанные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товары, за исключением задержанных товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, возвращаются собственникам (владельцам) для обратного вывоза за границу либо могут быть разрешены для использования на таможенной территории Республики Беларусь в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства. Задержанные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, возвращаются их собственникам (владельцам) только для обратного вывоза за границу. В случае реализации задержанных товаров владельцу возвращаются денежные средства, поступившие в республиканский бюджет от реализации этих товаров. При этом из сумм, поступивших от реализации задержанных товаров, удерживаются: - таможенные платежи в отношении ввезенных задержанных товаров, которые подлежали бы уплате, если бы они были выпущены для свободного обращения. Расчет подлежащих уплате сумм таможенных платежей производится отделом таможенных платежей таможни; - расходы на транспортировку, хранение задержанных товаров и иные расходы, связанные с их реализацией. Расчет данных сумм производится отделом бухгалтерского учета и контроля таможни. При поступлении денежных средств на транзитные счета от реализации задержанного имущества после полного расчета реализующей организации с бюджетом за данное имущество таможенный орган: - производит расчет остатка денежных средств, которые могут быть возвращены владельцу с учетом удержаний, указанных в части второй настоящего пункта; - при наличии указанного остатка в десятидневный срок с момента поступления денежных средств заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещает лиц, в собственности (владении) которых находились соответствующие задержанные товары (если эти лица установлены таможнями), о возможности получения денежных средств от реализации задержанных товаров. Основанием для возврата сумм от реализации задержанных товаров является обращение их собственника (владельца) в течение трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств на соответствующие транзитные счета. В отношении учета и хранения задержанного огнестрельного оружия и боеприпасов установлены специальные правила. Учет и хранение задержанного огнестрельного оружия, запасных частей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и специальных средств самообороны (газового оружия и боеприпасов к нему (далее - спецсредства)) ведутся отдельно от других товаров по перечисленным видам в журналах учета вооружения в оперативно-дежурных отделах таможни, в книгах учета имущества в отделах бухгалтерского учета и контроля таможен. Обязанности материально ответственного лица по учету и хранению оружия и боеприпасов в таможенных органах возлагаются на должностное лицо оперативно-дежурного отдела таможни (главного инспектора по вооружению). Переданные на хранение в оперативно-дежурный отдел таможенными органами оружие и боеприпасы хранятся в комнате для хранения оружия. Задержанные взрывные устройства промышленного или самодельного изготовления, взрывчатые вещества и средства взрывания подлежат уничтожению подрыванием в соответствии с законодательством. В Инструкции также установлен особый порядок распоряжения драгоценными металлами. Задержанные драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, родий, рутений, иридий, осмий) в любом виде и состоянии, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, изделиях, ломе и отходах производства и потребления, драгоценные камни (природные алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, природный жемчуг (за исключением пресноводного), уникальные природные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь, не позднее следующего рабочего дня после дня изъятия (наложения ареста, задержания) передаются на хранение материально ответственному лицу таможенного органа. После получения в необходимых случаях заключений соответствующей экспертизы задержанные драгоценные металлы и изделия из них могут сдаваться на хранение в банки или иные небанковские кредитные финансовые организации, их обособленные (структурные) подразделения (далее - учреждения банков) либо в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Гохран). Передача на хранение в учреждения банков оформляется описью по установленной форме в четырех экземплярах. Один из экземпляров описи вкладывается в посылку вместе с ценностями, два экземпляра с сопроводительным письмом направляются вместе с посылкой в учреждение банка, один экземпляр остается в таможне. Сдача ценностей в Гохран производится в соответствии с Инструкцией о порядке приемки и отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, Государственным хранилищем ценностей Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. N 69 <8>. -------------------------------- <8> См.: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. N 69 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 88, 8/11017.

Учет задержанных драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, родий, рутений, иридий, осмий) во всех видах и состояниях (кроме драгоценных металлов в изделиях и ломе) осуществляется по предварительной оценке, произведенной согласно расчетным ценам из действующего на день задержания прейскуранта расчетных цен на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов при осуществлении банковских операций), утверждаемого Министерством финансов Республики Беларусь. Не востребованные владельцами в установленные сроки задержанные товары, содержащие драгоценные металлы и (или) драгоценные камни в виде металлопродукции, зуботехнических изделий, монет, лабораторного оборудования, самородков, предметов фалеристики, ювелирных изделий, сувениров, произведений искусства и предметов религиозного культа, их лома сдаются таможней в Гохран в порядке, установленном законодательством. Не востребованные владельцами в установленные сроки задержанные товары в виде лома и отходов от использования приборов, оборудования, вычислительной, медицинской и другой техники, средств связи и телекоммуникаций, комплектующих изделий из них, а также от использованных кинофоторентгеноматериалов, аккумуляторов, электропусковой аппаратуры, отходов различных производств и другого сырья, содержащего драгоценные металлы, передаются таможней научно-производственному республиканскому унитарному предприятию "Унидрагмет БГУ". Ценности передаются уполномоченным органом по акту передачи с представлением документа, подтверждающего наличие драгоценных металлов, драгоценных камней (акт экспертизы или другой документ), и с указанием их предварительной оценки. Задержанные белорусские рубли, а также иностранная валюта должны сдаваться в кассу таможенного органа либо зачисляться на текущие (расчетные) счета таможенного органа, открытые в учреждении банка, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь и нормативными документами Национального банка Республики Беларусь. Иностранная валюта, по отношению к которой Национальным банком Республики Беларусь устанавливается официальный курс белорусского рубля, принимается на учет по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату ее приема в кассу таможни либо зачисления на текущий (расчетный) счет таможни. Иностранная валюта, по отношению к которой Национальным банком Республики Беларусь не устанавливается официальный курс белорусского рубля, учитывается по условной оценке, при которой одна денежная единица иностранной валюты приравнивается к одному белорусскому рублю. После оприходования в кассу таможни и до возврата задержанных денежных средств владельцу денежные средства в белорусских рублях и (или) иностранной валюте должны сдаваться на хранение в учреждения банков либо зачисляться на текущие (расчетные) счета таможни в сроки, установленные учреждением банка в соответствии с законодательством. Денежные средства при передаче на хранение в учреждения банков подлежат упаковке в пакеты (конверты), которые должны быть опломбированы или опечатаны сургучной печатью таможенного органа. На пакетах (конвертах) указываются наименование валюты, наименование учреждения банка, в который сдается пакет, наименование таможни, сдающей пакет, дата сдачи, номер и дата описи, стоимость вложений. В пакет (конверт) вкладывается копия описи товаров либо описи наличных денежных средств. Не востребованные владельцами в установленные сроки белорусские рубли и иностранная валюта, входящая в указанный перечень, подлежат зачислению на соответствующие транзитные счета в доход республиканского бюджета. При этом белорусские рубли и (или) иностранная валюта, кроме монет, хранящихся в кассе таможни, по документам установленной формы (белорусские рубли - по объявлению на взнос наличными, иностранная валюта - по заявлению на взнос наличной иностранной валюты) сдаются в обслуживающее учреждение банка для зачисления на соответствующие транзитные счета в доход республиканского бюджета. Белорусские рубли и иностранная валюта, переданные ранее на ответственное хранение в учреждение банка, предварительно в установленном порядке получаются с ответственного хранения в учреждении банка. Белорусские рубли и иностранная валюта, зачисленные ранее на текущий (расчетный) счет таможни, платежным поручением перечисляются на соответствующие счета в доход республиканского бюджета. Задержанная и не востребованная владельцами в установленные сроки иностранная валюта, не входящая в перечень иностранных валют, подлежащих зачислению на валютные счета Министерства финансов Республики Беларусь, в установленном порядке получается таможенным органом с ответственного хранения в учреждении банка и сдается на инкассо в обслуживающее учреждение банка для последующей инкассации в течение месяца в структурное подразделение Национального банка Республики Беларусь. Банкноты в иностранной валюте, платежность которых вызывает сомнение, выведенные из обращения и не подлежащие обмену банками-эмитентами либо описание которых отсутствует в справочных и информационных материалах, а также монеты всех наименований, кроме монет из драгоценных металлов, сдаются таможенным органом на инкассо в обслуживающее учреждение банка для последующей инкассации в течение месяца в структурные подразделения Национального банка Республики Беларусь. Иностранная валюта, инкассированная в Национальный банк Республики Беларусь, сдается на инкассо в зарубежные банки одновременно с вывозом других ценностей для обмена на свободно конвертируемую иностранную валюту, с зачислением ее на корреспондентские счета Национального банка Республики Беларусь с последующим перечислением в доход республиканского бюджета (за вычетом расходов, понесенных при инкассо и обмене). Национальный банк Республики Беларусь может реализовать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, обменяв ее на свободно конвертируемую иностранную валюту либо на белорусские рубли, с последующим зачислением в доход республиканского бюджета. Национальный банк Республики Беларусь представляет Министерству финансов Республики Беларусь информацию о накопившейся наличной иностранной валюте (банкноты и монеты), выведенной из обращения и не подлежащей обмену банками-эмитентами либо описание которой отсутствует в справочных и информационных материалах и которая соответственно не может быть вывезена в банк-корреспондент и зачислена на соответствующие счета в доход республиканского бюджета. После представления информации в Министерство финансов Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь самостоятельно принимает дальнейшее решение по указанной иностранной валюте. Денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, в отношении которых имеется вынесенное в соответствии с законодательством решение о возврате, могут быть возвращены их владельцам в течение установленного законодательством срока исковой давности, который исчисляется со дня извещения этого лица о принятии соответствующим органом (должностным лицом) решения о возврате. Задержанные денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, не востребованные владельцем в установленные сроки, могут быть возвращены владельцу при его обращении в течение трех месяцев с даты перечисления их в доход республиканского бюджета либо сдачи на инкассо в обслуживающее учреждение банка. Денежные средства в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, находящиеся на хранении в кассе таможенного органа, возвращаются владельцу по расходному кассовому ордеру либо сдаются на текущий (расчетный) счет таможни и в безналичном порядке перечисляются на счет владельца по его заявлению. Денежные средства в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, находящиеся на хранении в учреждении банка, получаются таможней в установленном порядке с ответственного хранения в учреждении банка и возвращаются владельцу через кассу либо сдаются на текущий (расчетный) счет таможни и в безналичном порядке перечисляются на счет владельца по его заявлению. Денежные средства в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, зачисленные на текущий (расчетный) счет таможни, получаются со счета, приходуются в кассу таможенного органа и возвращаются владельцу по расходному кассовому ордеру либо в безналичном порядке перечисляются на счет владельца по его заявлению. Возврат инкассированной в Национальный банк Республики Беларусь иностранной валюты, задержанной и не востребованной владельцем в установленные сроки, производится на основании письма таможни в Национальный банк Республики Беларусь с просьбой о возврате иностранной валюты. В письме в обязательном порядке указываются номер, дата и сумма квитанции, по которой денежные средства были сданы на инкассо в обслуживающее учреждение банка, а также банковские реквизиты таможни (номер счета, наименование и код обслуживающего учреждения банка). Письмо подписывается начальником (заместителем начальника) таможни и начальником отдела бухгалтерского учета и контроля - главным бухгалтером таможни и скрепляется гербовой печатью. К письму прилагается заверенная в установленном порядке копия решения о возврате. Национальный банк Республики Беларусь в течение 10 банковских дней возвращает денежные средства в обслуживающее таможенный орган учреждение банка. Обслуживающее учреждение банка не позднее следующего рабочего дня после получения от Национального банка Республики Беларусь указанных денежных средств информирует об этом таможню. Таможня в установленном порядке получает иностранную валюту в учреждении банка и возвращает владельцу через кассу таможни либо зачисляет в безналичном порядке на счет владельца по его заявлению. Возврат денежных средств производится в той валюте, в которой они были задержаны. При невозможности возврата валюты в той иностранной валюте, которая была задержана, владельцу возвращается эквивалентная сумма в белорусских рублях, рассчитанная по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату принятия решения о возврате. Принадлежность задержанных товаров к предметам, имеющим историческую, научную, художественную или культурную ценность, определяется путем проведения экспертизы с привлечением специалистов Министерства культуры Республики Беларусь. Задержанные товары, представляющие историко-культурную ценность, а также ордена и медали могут храниться в таможенном органе. Если товары требуют особых условий хранения, они передаются на ответственное хранение в учреждения Министерства культуры Республики Беларусь по акту передачи имущества на хранение в соответствии с действующим законодательством. Материалы по задержанным и не востребованным владельцами в установленные сроки предметам, представляющим историко-культурную ценность, за исключением предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, передаются в комиссии для принятия решения об их дальнейшем использовании. В процессе деятельности по распоряжению имуществом возникают расходы, связанные с исполнением данной функции государства. Таможенный орган готовит платежные документы на возмещение расходов по хранению, проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных видов экспертиз, обязательной сертификации, идентификации имущества, а также иных расходов, связанных с реализацией или иным использованием в отношении задержанного имущества. Возмещение расходов по хранению задержанного имущества, в случае возврата собственнику, а также расходов по организации и проведению экспертной оценки производится таможенным органом из средств республиканского бюджета в пределах предусмотренных в республиканском бюджете средств на его содержание. Платежные документы готовятся таможенным органом в срок не позднее пяти рабочих дней после получения документов на возмещение расходов. Возмещение расходов в отношении задержанного имущества и не востребованного владельцем в установленные сроки производится из средств республиканского бюджета по заявлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Таможня в срок не более двух рабочих дней после получения от заинтересованного лица документов на возмещение расходов проверяет указанные документы и направляет их копии с сопроводительным письмом в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь не позднее следующего рабочего дня после получения документов от таможни обращается в Министерство финансов Республики Беларусь с целью выделения денежных средств для возмещения расходов с приложением пакета документов. Таможня не позднее двух рабочих дней после зачисления денежных средств на счет территориального органа Министерства финансов в установленном законодательством порядке готовит платежные документы на возмещение указанных расходов. Выводы. 1. В настоящее время принятый курс на создание Таможенного союза Российской Федерации и Республики Беларусь направлен на сближение таможенного законодательства наших стран. 2. В законодательстве Таможенного союза за основу процедуры распоряжения имуществом была принята белорусская модель. 3. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 декабря 2005 г. N 100 достаточно детально определяет действия таможенного органа и других уполномоченных органов по распоряжению имуществом, в том числе и задержанного товара. 4. ФТС России необходимо разработать и издать аналогичный нормативный акт, затрагивающий все аспекты распоряжения имуществом.

Название документа