Некоторые аспекты деятельности современных транснациональных корпораций на примере автомобильных концернов

(Халидов Р. А.) ("Административное и муниципальное право", 2011, N 6) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНЦЕРНОВ

Р. А. ХАЛИДОВ

Халидов Рустам Ахмедович, аспирант кафедры информационного обеспечения внешней политики РФ факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова.

На протяжении последних 25 лет мы наблюдаем необыкновенную глобализацию производства, основанную не просто на экспорте сырья или готовой продукции, но на межнациональной организации самого производства. Наиболее широко известными и мощными движущими силами этого процесса являются транснациональные корпорации. Оценить современные тенденции их развития и проследить изменение роли традиционных отраслей в деятельности ТНК на примере автомобильной промышленности - таковы основные задачи данной статьи.

Ключевые слова: глобализация, транснационализация, транснациональные корпорации (ТНК), автомобильные концерны, автомобильная промышленность, слияния и поглощения (M&A), диверсификация, концентрация, глокализация.

Some Aspects of Activities of Modern Transnational Corporations: Case Study of Automobile Corporate Groups R. A. Khalidov

Over the last 25 years we've been witnessing an outstanding glocalizatin of industry based not only on exports of feedstock or end products, but also on transnational arrangement of the industry itself. Transnational corporations are the most famous and powerful drivers of this process. The main goals of this article are to analyze the modern tendencies in their development and to study transformation of the role of traditional industries in the activities of transnational corporations based on the case of automobile industry.

Key words: globalization, trans nationalization, transnational corporations, automobile corporate groups, mergers and acquisitions (M&A), diversification, concentration, glocalization.

Автор разделяет определение транснациональной корпорации, данное ООН, в соответствии с которым к ТНК следует относить компании, у которых не менее 10% активов размещено за рубежом <1>. Сегодня по крайней мере 10 тыс. компаний, основанных в развитых странах, имеют ответвления за пределами собственной страны, и более 2 тыс. компаний - в шести или более странах <2>. Размеры, значение и политическое могущество этих игроков на общемировой сцене неуклонно возрастает. -------------------------------- <1> World Investment Report. UN., N. Y.; Geneva, 1999. P. 465. <2> http://www. corpo. su/node/568

Малахов В. С. выделяет следующие главные характеристики современных ТНК <3>: -------------------------------- <3> См.: Малахов В. С. Государство в условиях глобализации. М., 2007. С. 34.

- осуществление предпринимательской деятельности в нескольких странах; - международная диверсификация активов; - широкое использование мирового рынка для формирования финансовых ресурсов; - управление глобальными потоками товаров и капиталов. В своем формировании и развитии транснациональные корпорации прошли следующие фазы <4>: -------------------------------- <4> Gilpin R. The Political Economy of International Relations. Princeton: Princeton University Press, 1987. P. 238 - 245.

1500 - 1800 гг. - эксплуатация колониальных природных ресурсов и сельскохозяйственных угодий с помощью поддерживаемых государством компаний (меркантильный капитализм); 1800 - 1875 гг. - зачатки контроля над потребительским рынком посредством приобретения собственности, возникновение финансовых сообществ, инвестировавших в транспорт и строительство (предпринимательский и финансовый капитализм); 1875 - 1945 гг. - стремительное расширение капиталовложений в добывающую промышленность и в поиск новых рынков; рост международных картелей на основе американского капитала (интернациональный капитализм); 1945 - 1960 гг. - американское господство в сфере прямых иностранных инвестиций. Распространение экономического материализма, расширение сферы действия и масштабов ТНК (транснациональный капитализм). Так, американская автомобильная компания General Motors к концу 1960-х - началу 1970-х гг. достигла пика своей мощи и стала крупнейшей ТНК мира. Ее торговый оборот превышал суммарный ВВП всех стран Африки, вместе взятых. По данным французских экономистов, выпустивших в 1970 г. исследование "Словарь капитализма", годовой торговый оборот General Motors превышал стоимость государственного бюджета Франции, объем чистой прибыли компании был равен объему продаж всех крупнейших французских автомобильных компаний, а капитализация превышала стоимость всех ценных бумаг, котировавшихся на Парижской фондовой бирже. Количество акционеров GM составляло 1,4 млн. человек, а число занятых на предприятиях корпорации в США и за рубежом равнялось 0,7 млн. человек <5>; -------------------------------- <5> Bleton Pierre, Lecuir Jean, Mathieu Gilbert. Dictionnaire du capitalisme. P., 1970. P. 262.

наконец, период с 1960-х гг. по н. в. - переход от капиталовложений в добывающую промышленность и в расширение рынков сбыта к капиталовложениям в пространственную оптимизацию производства; рост прямых иностранных инвестиций европейского и японского происхождения (именно японцы и подкосили GM), а с начала XXI в. - инвестиций развивающихся стран; расширение сферы межкорпоративных альянсов и совместных предприятий (joint ventures) (глобализирующийся капитализм). Именно в этот период и происходит формирование глобальных ТНК. Автомобилестроение и производство связанных с ним товаров и услуг - добыча и переработка нефти, строительство бензозаправочных станций, отелей и мотелей, а также скоростных автодорог - является одной из самых глобализированных отраслей экономики. Доминирующую роль в ней играет небольшое число крупнейших корпораций. Все они являются транснациональными. Господствующие позиции в отрасли сегодня принадлежат 14 - 15 компаниям или альянсам компаний. К их числу относят три американские (General Motors, Ford, Chrysler), четыре японские (Toyota, Honda, Nissan, Mitsubishi), две немецкие (Volkswagen, Daimler), две французские (Renault, Peugeot-Citroen), одна из Республики Корея (Hyundai-Kia), одна итальянская (Fiat). Долгое время крупнейшим в мире производителем автомобилей были США, в начале 1980-х гг. место Америки заняла Япония - сегодня четверть всех проданных в США автомобилей составляют японские машины. Если говорить о масштабах деятельности и размерах современных ТНК в целом, то нельзя не отметить, что и на них сказался кризис 2007 - 2008 гг. Но при этом масштабы снижения объемов продаж и добавленной стоимости зарубежных филиалов транснациональных корпораций в 2008 и 2009 гг. не достигали размеров спада мировой экономики. В результате доля зарубежных филиалов ТНК в общемировом валовом внутреннем продукте достигла рекордно высокого уровня в 11% (см. таблицу 1). Несколько возросла в 2009 г. численность работников ТНК за рубежом, составившая 80 млн. человек.

Таблица 1

Отдельные показатели ПИИ и международного производства, 1990 - 2009 годы

Стоимостной объем в Годовой прирост (в %) текущих ценах (в млрд. долл.)

Показатель 1990 2005 2008 2009 1991 - 1996 - 2001 - 2008 2009 1995 2000 2005

Приток ПИИ 208 986 1771 1114 22,5 40,0 5,2 -15,7 -37,1

Вывоз ПИИ 241 893 1929 1101 16,8 36,1 9,2 -14,9 -42,9

Объем 2082 11525 15491 17743 9,3 18,7 13,3 -13,9 14,5 ввезенных ПИИ

Объем 2087 12417 16207 18982 11,9 18,4 14,6 -16,1 17,1 вывезенных ПИИ

Объем продаж 6026 21721 31069 29298 8,8 8,2 18,1 -4,5 -5,7 зарубежных филиалов ТНК

Валовое 1477 4327 6163 5812 6,8 7,0 13,9 -4,3 -5,7 производство зарубежных филиалов ТНК

Совокупные 5938 49252 71694 77057 13,7 19,0 20,9 -4,9 7,5 активы зарубежных филиалов ТНК

Экспорт 1498 4319 6663 5186 8,6 3,6 14,8 15,4 -22,2 зарубежных филиалов ТНК

Занятость в 24476 57799 78957 79825 5,5 9,8 6,7 -3,7 1,1 зарубежных филиалах ТНК (тыс. чел.)

Для справки

ВВП (в 22121 45273 60766 55005 5,9 1,3 10,0 10,3 -9,5 текущих ценах)

Экспорт 4414 12954 19986 15716 7,9 3,7 14,8 15,4 -21,4 товаров и услуг

В международных структурах производства ТНК четко прослеживается повышение удельного веса развивающихся стран и стран с переходной экономикой, что отражает общую тенденцию роста инвестиций из развивающихся стран на протяжении последних лет. В настоящее время в этих странах занята большая часть рабочей силы зарубежных филиалов ТНК. К тому же в 2008 году на них приходилось 28% из существующих в мире 82000 ТНК, что на два процентных пункта выше, чем в 2006 году. В порядке сравнения, 15 годами ранее, в 1992 году, этот показатель не достигал и 10%, что отражает растущее значение указанных стран и в качестве стран базирования. Источник: World Investment Report. N. Y. & Geneva: UN, UN CTAD, 2010. Активы зарубежных филиалов ТНК к концу десятилетия выросли на 7,5%, в значительной мере благодаря 15% увеличению суммарного объема ввезенных ПИИ до 18 трлн. долларов. Прирост суммарного объема ПИИ объяснялся существенным повышением активности на глобальных фондовых рынках, а также сохраняющимся притоком ПИИ, темпы расширения которых оставались положительными, хотя и значительно снизились <6>. -------------------------------- <6> World Investment Report. N. Y. & Geneva: UN, UN CTAD, 2010.

Так, компания Toyota за пределы Японии вышла позже, чем другие японские автомобильные компании (свой успех Toyota ковала на территории GM - на американском рынке автомобилей), но сегодня объем международной деятельности концерна приобрел поистине огромный размах. Из-за денежного запаса компании, который на начало 2000-х гг. оценивался в 20 млрд. долл., ее даже стали называть "банк Toyota". Концерн Volkswagen сегодня является поистине мировым предприятием. Его заводы действуют в 18 странах. Большое внимание Volkswagen уделяет рынкам Южной Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди экономистов нет единого мнения в отношении того, какое влияние современные ТНК оказывают на государство. Очевидным является только тот факт, что у ТНК существуют собственные интересы и они могут идти как вразрез с интересами их "домашних" наций, так и наоборот. Так, "британские" ТНК нарушали эмбарго Великобритании, "американские" - установки США относительно арабского бойкота израильских фирм, а в период эмбарго ОПЕК транснациональные компании распределяли поставки между странами в соответствии со своими собственными решениями, а не с национальными. Лояльность по отношению к своей нации быстро исчезает, когда в другом месте открываются большие возможности, поэтому ТНК переводят из страны в страну рабочие места, обходят законы об охране природы и натравливают друг на друга враждующие страны. Так, за последние годы в Германии происходит массовый перевод ряда производств, особенно по выпуску простейших деталей, в другие страны, в частности в страны Восточной Европы. Лидерами автомобильного аутсорсинга являются многие крупные компании. Автомобили немецких марок в результате почти наполовину стали состоять из иностранных комплектующих (см. таблицу 2).

Таблица 2

Масштабы автомобильного аутсорсинга в Германии

Модель Сборка Двигатель Доля немецких деталей, %

Mercedes Германия Германия 65 E-Class

Porsche 911 Германия Германия 65

VW Passat Германия Германия, Венгрия 60

Audi 4 Германия Венгрия 55

Audi 6 Германия Венгрия 55

BMW X5 Германия Австрия, Германия, 55 Великобритания

VW Golf Германия, Бельгия, Германия, Венгрия, 50 Словакия Польша

Ford Германия, Испания Великобритания 45 Fiesta

Ford Германия, Испания Великобритания 40 Focus

Opel Германия, Испания Австрия, Венгрия, 35 Corsa Германия, Польша

Porsche Словакия, Германия Германия 35 Cayenne

VW Polo Словакия, Испания Германия, Чехия 35

Audi TT Венгрия Венгрия 30

Audi 7 Словакия Венгрия 30

BMW X3 Австрия Австрия, 30 Великобритания, Германия

Opel Германия, Бельгия, Австрия, Венгрия, 30 Astra Великобритания, Польша Германия, Польша

Основные причины переноса производства в другие страны - более дешевая рабочая сила и более низкие налоги. Причем в Германии перевод автопроизводства в другие страны достиг таких масштабов, что вызвал возмущение даже самих топ-менеджеров некоторых автомобильных компаний. Так, председатель совета директоров Porsche Венделин Видекинг назвал политику выведения производства из Германии безответственной и аморальной <7>. -------------------------------- <7> В работе: Черникова Г. П., Черниковой Д. А. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2008. С. 86.

Источник: CAR, см.: Сумленный С. Не немецкий автопром // Эксперт. 2006. 6 - 12 ноября. N 41. С. 58. Таким образом, иногда ТНК кооперируются со своими "родными нациями", иногда эксплуатируют их, могут выступать как проводниками национальной политики, так и использовать государство для реализации собственной стратегии. С этой точки зрения существование ТНК нельзя считать ни положительным, ни отрицательным явлением в экономике. При всем том следует отметить, что в своей деятельности ТНК не являются абсолютно "экстерриториальными" образованиями. Они происходят из определенного национального государства и опираются на это государство. При всей разветвленности своих сетей и при значительной доле иностранного капитала Nokia остается финской, BP - британской, а Sony - японской компанией. ТНК наиболее активны в таких сферах, как автомобилестроение (Renault-Nissan, BMW-Rolls Roys), бытовая электроника (Philips, Sony, Sharp), фармацевтика (десятки компаний), табачная промышленность (Philip Morris, British Tobacco), безалкогольные напитки (Coca Cola, Pepsi Cola), фастфуд (MacDonald's, Pizza Hut), отели повышенной комфортности (Hilton, Hyatt). В последнее время сюда добавились финансовое консультирование, авиаперевозки, страхование и банковское дело и, самое главное, телекоммуникации и информация. Содержательным, с точки зрения нашего анализа представляется сравнение автомобильных компаний, представляющих собой традиционную отрасль современной экономики, с отдельными производственными показателями высокотехнологичных компаний. Так, к концу прошлого тысячелетия три крупнейшие американские автомобильные корпорации - General Motors, Ford и Chrysler - применяли в совокупности труд 1,1 млн. работников и продавали продукции на 372,5 млрд. долл. В это же время три лидера компьютерной индустрии - Intel, Microsoft и Cisco System - имели персонал в 80 тыс. человек и обеспечивали объем продаж в 33,6 млрд. долл. При этом суммарная капитализация упомянутых автомобильных компаний составляла 103 млрд. долл., а компьютерных - 270 млрд. долл. По итогам 1996 года Intel и Microsoft впервые вошли в десятку крупнейших корпораций мира, заняв седьмое и восьмое места с рыночной капитализацией в 107,5 и 98,8 млрд. долл. соответственно; в конце 1997 г. Microsoft была уже третьей - с капитализацией более 140 млрд. долл., а в январе 1999-го она вышла на первое место в мире с рыночной стоимостью, превышающей 400 млрд. долл. Вместе с тем как по размерам основных производственных фондов, так и по объемам продаж Microsoft остается лишь во второй сотне крупнейших американских фирм <8>. И даже через несколько лет автомобильным компаниям не удалось достичь показателя капитализации Microsoft 1999 г., в 2006 г. крупнейшая из автомобильных компаний - японская Toyota - достигла размера капитализации "только" в 196,7 млрд. долл. <9>. -------------------------------- <8> http://www. corpo. su/node/584 <9> Financial Times. Ведомости. 2006. 13 июня.

В целом ведение бизнеса в глобальной экономической среде дает транснациональным корпорациям ощутимые конкурентные преимущества, среди которых можно выделить следующие: - возможность приобретения и использования передовых технологий; - способность минимизировать затраты на приобретение сырья и заработной платы за счет размещения производства в наиболее привлекательных для инвестиций регионах мира; - оптимизация налогообложения путем применения трансфертных цен и аккумулирования финансовых ресурсов в офшорных зонах; - привлечение заемных средств на наиболее льготных условиях; - возможность избежать уплаты высоких таможенных пошлин. Следует подчеркнуть, что парадокс развития современной экономики состоит в том, что расширение каналов мобилизации дополнительных ресурсов с целью их инвестирования в реальный сектор ведет к оттеснению на второй план именно этого (реального) сектора. Так, по данным лауреата Нобелевской премии по экономике Мориса Алле, на рубеже столетий ежедневный объем мировой торговли реальными товарами составлял 12 млрд. долл., тогда как объем финансовых сделок превышал 400 млрд. долл. <10>. Ключевую роль начинают играть такие факторы экономического роста, как управленческие, инновационные, информационные услуги. К примеру, тому же основателю и владельцу компании Microsoft Биллу Гейтсу, в отличие от Генри Форда, не пришлось создавать промышленную империю - гораздо более эффективным источником накопления капитала для него явился рынок ценных бумаг. -------------------------------- <10> См.: Гусаков Н. П. В сборнике "Глобализация мировой экономики и место России". М., 2002. С. 65.

Сегодня главной формой прямых инвестиций ТНК становятся слияния и поглощения компаний, в том числе крупнейших и ведущих. ТНК сливаются через границы, трансформируясь из транснациональных в многонациональные (МНК), например, англо-американская BP, добавившая затем еще и российский актив в лице Тюменской нефтяной компании, англо-голландские Royall Dutch/Shell и Unilever, немецко-американская DaimlerChrysler AG (в 2007 г. 80% подразделение Chrysler Group было продано и название концерна изменено на Daimler AG). Немецкий автоконцерн также приобрел 11% акций российского ОАО "КАМАЗ". Процесс концентрации в мировом автомобилестроении привел к образованию гигантских транснациональных стратегических альянсов. Наибольшую известность из них приобрел франко-японский союз, состоящий из двух групп: французской Renault и японской Nissan. Сегодня эти компании представлены в 100 странах мира. По объединенным показателям группа Renault-Nissan находится на четвертом месте в рейтинге крупнейших автомобильных концернов мира. В марте 1999 г. компания Nissan Motors представляла собой тяжело больное звено японской экономики. Отягощенная огромными долгами (свыше 22 млрд. долл.), компания была обречена на неминуемую смерть. И когда Карлос Гон, заместитель директора Renault, выступая от ее имени, заявил, что возродит Nissan за 3 года, это заявление не вызвало доверия. Программа Карлоса Гона, которого прозвали "убийцей издержек", включала в себя сокращение расходов на персонал, особенно управленческий, избавление от акций компаний-поставщиков, принадлежащих Nissan, закрытие одного завода в Японии. Его амбициозный план Nissan-180, декларировавший достижение одного миллиона дополнительно проданных автомобилей, увеличение операционной прибыли до 8% и сведение к нулю задолженности, был полностью выполнен <11>. -------------------------------- <11> См.: Гон Карлос, Риэ Филипп. Гражданин мира. М., 2005. С. 296.

Если для Nissan создание союза с европейской компанией преследовало цель выйти из финансово-экономического кризиса и повысить свой рейтинг, то для Renault важное значение имело расширение международных экономических связей. Благодаря слиянию с японской Nissan французская Renault усилила свои позиции на рынках Северной Америки (4%), Японии (15,3%), стран АТР (10,8%), Австралии и Океании (6%). В ее распоряжении в какой-то степени оказалась не только сбытовая сеть японского партнера, но и его производственные мощности. Японцы, в свою очередь, получили возможность расширить деятельность в Западной Европе и Латинской Америке. По мнению экспертов, в общей структуре производства и продаж нового альянса нет ярко выраженного доминирования кого-то из участников. Хотя следует отметить, что Renault обладает почти 45% акций Nissan, а Nissan владеет 15% акций Renault <12>. -------------------------------- <12> См.: Громов А. Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения // МЭиМО. 2005. N 7. С. 80.

По общим размерам финансово-экономических позиций Nissan сегодня превосходит Renault. Анализ региональной структуры производства и сбыта участников альянса позволяет сделать вывод, что французская корпорация доминирует в Европе и Латинской Америке, а позиции японской стороны сильны в США, Мексике, Японии и странах АТР. Создание альянса содействует экономической интеграции его членов, усиливая связи и технико-экономическое сотрудничество. Растет число совместных проектов, особенно в рамках соглашения 2001 г. об усилении взаимного участия в капитале. "Альянс добивается успехов, потому что он строится на уважении особенностей его участников. И это уважение не сводится к пассивной позиции. Оно предполагает активные действия", - говорит руководить альянса Renault-Nissan Карлос Гон <13>. -------------------------------- <13> См.: Гон Карлос, Риэ Филипп. Гражданин мира. М., 2005. С. 299.

Карлос Гон выступает за дальнейшее расширение альянса. В частности, он участвовал в переговорах о создании союза с General Motors и другими компаниями США и Европы. Гон говорит о том, что сегодня "...крупные изменения происходят на традиционных зрелых рынках, в особенности в США, где лишь две компании из числа "большой тройки" продолжают работать под американским флагом. Да и так ли уж велика теперь эта "большая тройка"? Toyota вышла на второе место в мире по объему продаж (2006 год. - Прим. автора), уступая лишь General Motors и опередив Ford. И уже недалеко то время, когда третью ступень своего рода пьедестала почета займет альянс Renault-Nissan. Всего лишь 6 лет назад подобные амбиции считались бы утопическими, сейчас они выглядят вполне реалистичными" <14>. -------------------------------- <14> См.: Там же.

Крупнейшие международные слияния и поглощения прошлого года представлены в нижеследующей таблице.

Таблица 3

Крупнейшие трансграничные сделки M&A в 2010 г.

Стоимость Приобретенная Сфера Страна Компания - сделки (млн. компания деятельности покупатель долл. США)

I квартал 2010 г.

7603 Solvay Фармацевтические Бельгия Abbott США Pharmaceuticals препараты Laborato - SA ries

5195 UnityMedia Кабельное Германия Liberty США GmbH телевидение Media Corp

4469 Egyptian Co Радиотелефонные Египет France Франция for Mobile коммуникации Telecom SA Services

4000 LibertyGlobal Кабельное США KDDI Corp Япония Inc - телевидение Subsidiaries

3700 Kraft Foods Пищевая США Nestle SA Швейца - Inc-North промышленность рия American Pizza Business

3363 Springer Книги, Германия Group of Guern - Science+Busi - публикации и Investors sey ness Media печать Deutschland GmbH

II квартал 2010 г.

12769 Cadbury PLC Конфеты и Велико - Kraft США другие британия Foods Inc кондитерские изделия

10700 Zain Africa BV Радиотелефонные Нигерия Bharti Индия коммуникации Airtel Ltd

2496 T-Mobile Радиотелефонные Велико - Франция Франция (UK)Ltd коммуникации британия Telecom SA

7325 Fomento Производство Мексика Group of Нидер - Economico пива Investors ланды Mexicano SAB de CV-Beer Operations

5516 ZAO Kyivstar Радиотелефонные Украина Vimpelkom Россия GSM коммуникации

4242 Republic of Нефтегазовая Венесу - Group of Индия Venezuela - промышленность эла Investors Carabobo Block

4031 OSI Фармацевтические США Astellas Япония Pharmaceuti - препараты Pharma Inc cals Inc

3200 Bunge Partici - Пищевая Бразилия Vale SA Брази - pacoes e промышленность лия Investimentos SA

3426 Tandberg ASA Радио, ТВ и Норвегия Cisco США коммуникационное Systems оборудование Inc

3160 Tommy Hilfiger Текстильная Нидер - Phillips - США Corp промышленность ланды Van Heusen Corp

3100 Bridas Corp Нефтегазовая Арген - CNOOC Китай промышленность тина

III квартал 2010 г.

9743 Brasilcel NV Радиотелефонные Бразилия Telefonica Испания коммуникации SA

9012 Lihir Gold Ltd Золотодобыча Папуа - Newcrest Австра - Новая Mining Ltd лия Гвинея

6127 Millipore Corp Лабораторные США Merck KGaA Герма - приборы ния

5959 Sybase Inc Упаковка США SAP AG Герма - ния

4931 Ratiopharm Фармацевтические Германия Teva Pharm Израиль International препараты Inds Ltd GmbH

4320 Tom kins PLC Автотранспортное Велико - Onex Corp Канада оборудование британия

4110 DenwayMotors Автозапчасти и Гонконг GAIG Китай Ltd аксессуары

4052 AXA SA-Life Страхование Велико - Resolution Guer - Assurance жизни британия Ltd nsey Business, UK

3717 Valeant Фармацевтические США Valeant Канада Pharmaceuti - препараты Pharmaceut cals icals International Inc

3713 Piramal Фармацевтические Индия Abbott США Healthcare Ltd препараты Labora - - Healthcare tories Solutions Business

3679 Abertis Строительство Испания CVC Велико - Infraestruc - Capital брита - turas SA Partners ния Ltd

3330 Interactive Информационно - США Interac - США Data Corp поисковые tive Data услуги Corp SPV

3164 Arrow Energy Нефтегазовая Австра - Royal Нидер - Ltd промышленность лия Dutch ланды Shell PLC

3100 BP PLC-Permian Нефтегазовая США Apache США Basin Assets промышленность Corp

IV квартал 2010 г.

9056 EDF-Energy PLC Электротехничес - Велико - Group of Гонконг - UK Power кие услуги британия Investors Distribution Business

7625 E. ON US LLC Дистрибуция США PPL Corp США природного газа

7111 Repsol YPF Нефтегазовая Бразилия Sinopec Китай Brasil SA промышленность Group

4540 Porsche Автомобиле - Австрия Porsche Герма - Holding GmbH строение Automobil ния Holding SE

4517 Pactiv Corp Производства США Rank Новая пластмасс Group Зелан - Ltd дия

3397 HS1 Ltd Железнодорожная Велико - Group of Канада отрасль британия Investors

3374 Andean Золотодобыча США Goldcorp Канада Resources Ltd Inc

3270 General Growth Инвестиции в США Brookfield Канада Properties Inc недвижимость Asset Mgmt Inc

3269 Sunrise Радиотелефонные Швей - CVC Люксем - Communications коммуникации цария Capital бург AG Partners Ltd

3250 BP PLC - Нефтегазовая Канада Apache США Western промышленность Corp Canadian Upstream Gas Assets

3119 Dimension Data Компьютерные Южная Nippon Япония Holdings PLC системы Африка Telegraph & Telephone

3090 Intoll Group Инвестиционная Австра - Canada Канада деятельность лия Pension Plan

3019 RBS WorldPay Банковский Велико - Group of США депозитарий британия Investors

Источник: UNCTAD "Глобальные и региональные тенденции прямых иностранных инвестиций в 2010 году". В последние годы большая часть трансграничных слияний и поглощений происходит в добывающей отрасли и в сфере телекоммуникаций и информации (по 20% рынка M&A), а также в фармацевтической (11% сделок) и легкой промышленности (18%). На автомобильную промышленность и связанное с ней производство в прошлом году пришлось 7% рынка слияний и поглощений. Под воздействием мирового финансово-экономического кризиса 2007 - 2008 гг. и последующего ужесточения финансово-инвестиционного законодательства с рынка M&A практически полностью ушли банковская сфера и страхование. Следует также отметить, что в условиях глобальной нестабильности и мирового финансового кризиса, опасаясь банкротства компаний и связанных с этим социальных последствий, правительства стали всемерно содействовать практике поглощений их национальных ведущих компаний иностранцами, в то время как ранее всячески противодействовали этому. Одна из форм такого содействия - предоставление компании, являющейся потенциальным банкротом, субсидии или кредита на время подыскания ею партнера, достойного ее поглощения, или - что еще лучше - слияния с ней. Объединяющиеся же компании все чаще сохраняют за собой активы лишь в тех отраслях, где они наиболее конкурентоспособны. Все прочие сферы деятельности либо продаются, либо ликвидируются. Процесс дедиверсификации, деконгломерации - явление новое и развивающееся по нарастающей. Это дает ТНК возможность концентрировать основные усилия и направлять свои финансовые, научно-технические и трудовые ресурсы в такие производственные ниши рынка, которые будут освоены с наибольшей эффективностью. В зарубежной литературе процесс избавления от непрофильных активов называется аутсорсингом. Такие корпорации, как "Кока-Кола", IBM, "Дюпон", "Дженерал Электрик", "Истмэн Кодак", "Метрополитэн Лайф" и многие другие, в середине 90-х гг. продали большинство непрофильных фирм, приобретенных ими в 80-е гг., и сосредоточили усилия на основных направлениях своей деятельности. Например, финская Nokia избавилась от подразделения, которое занималось компьютерным бизнесом, продав его английской фирме ISL. Произошло это несмотря на то, что Nokia производила специализированные компьютеры "Микро-Микко" и программное обеспечение для торговли и банковского сектора и уже имела свою определенную нишу на рынке. Тем не менее руководство компании решило "не распыляться" и совершить прорыв в производстве средств связи, прежде всего, мобильных телефонов, которые завоевали сначала локальный рынок Северной Европы, потом европейский континент в целом, а теперь и значительный сегмент мирового рынка. По аналогичному пути идут и многие российские ТНК. Так, ОАО "ЛУКОЙЛ" в период 2003 - 2006 гг. провело реформирование своей структуры, выведя на аутсорсинг все непрофильные активы - бурение (от "ЛУКОЙЛа" отделилась буровая компания "Евразия"), транспорт, сервис и обслуживание. По тем же "рельсам" движется и реформа ОАО "Российские железные дороги" - РЖД избавляется от бизнеса, не связанного напрямую с грузо - и пассажироперевозками, - это строительство и ремонт подвижного состава (выделилось в ОАО "Трансмашхолдинг"), содержание путей сообщения (отдельные заводы, обслуживающие рельсы, щебень для путей и т. п.) и даже пригородное сообщение. Другая особенность развития ТНК на современном этапе, вызванная перетягиванием ресурсов из реального сектора экономики в финансовый, где прибыли более высоки, но менее надежны, - изменение организационной структуры и системы управления ТНК в сторону ее децентрализации. Если в 1950 - 60-е гг. подразделения ТНК, образованные по продуктовому, региональному и функциональному принципам, обязаны были лишь строго соблюдать предписания материнского холдинга, то в 1970-е гг. они получили право закупать по собственному усмотрению промежуточную продукцию на открытом рынке, если она там стоит дешевле, чем у родственных организаций. В свою очередь, 1980 - 90-е гг. ознаменовались развитием договорных отношений. Договоры между материнской компанией и ее "дочками" предусматривают предоставление последним юридической, хозяйственной и финансовой самостоятельности, возможности самостоятельно разрабатывать стратегические направления производственной, сбытовой и научно-исследовательской деятельности в рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры <15>. -------------------------------- <15> См.: Белоус Т. Я. В сборнике "Глобализация мировой экономики и место России" / Под ред. М. Н. Осьмовой. М., 2002. С. 194.

Дочерние компании, состоящие в подрядных отношениях друг с другом и с материнским холдингом, в свою очередь, заключают договоры о субподряде со множеством посторонних фирм, главным образом средних и мелких. Следовательно, когда СМИ стран Запада сообщают, что у них 50 - 70% ВВП производятся средними и мелкими фирмами, необходимо иметь в виду, что 2/3 из них либо являются филиалами крупных компаний, в том числе ТНК, либо обслуживают их на основе подряда. Малые и средние предприятия специализируются на производстве узлов, деталей, комплектующих изделий, поставляя их крупным фирмам, выпускающим готовую продукцию, особенно в автомобиле - и авиастроении, сельскохозяйственном машиностроении, электронике. Благодаря возросшему в 1990-е гг. использованию ТНК малых форм предпринимательства для расширения своих производственных и сбытовых сетей происходит втягивание в глобальную экономику малых предприятий развивающихся стран. В тех случаях, когда при помощи ТНК удается провести технологическую модернизацию производства и обучение рабочей силы с целью повысить качество, осовременить стиль и дизайн продукции, не рассчитывая на выгоды традиционного дешевого труда, удается достичь определенного успеха. Так, даже таким странам, как Зимбабве и Мавритания, с подавляющим преобладанием отсталых мелких предприятий, удалось повысить долю готовой продукции в экспорте на 30,9% и 68% соответственно <16>. -------------------------------- <16> См.: Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // МЭиМО. 1998. N 6. С. 129.

Наконец, в современных условиях в стратегиях ТНК вырисовывается новый образ, а именно модель "глокализации" <17> политики предприятий. Цель здесь - сделать немногие ключевые компетенции ядром всемирной специализации, а по возможности - монополией, т. е. внедрять и предлагать эти компетенции (продукты или услуги) в широких масштабах во всем мире. Этот компромиссный вариант между глобализацией и специализацией производства должен укрепить независимость ТНК от предложений национальных государств, но одновременно препятствовать превращению их в колоссов. -------------------------------- <17> См.: Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. М., 2007. С. 194.

Глокализация позволяет, кроме того, максимизировать рентабельность, тогда как цены на отдельные продукты или услуги минимизируются. Глокализация поливалентна в стратегически важном отношении - она позволяет одновременно выполнять многие задачи. Компания может действовать во всем мире, расширяя свою власть над национальными государствами, но используя исчерпывающим образом все возможности транснациональной рационализации. Глокализация одновременно способна удешевлять производство, повышая глобальную рентабельность. При этом, однако, глобальная бизнес-стратегия, которая в процессе управления как бы приводит в движение сеть, охватывающую весь мир, очень скоро наталкивается на внутренние пределы и противоречия: ведь данная иерархическая стратегия глобализации не только дорогостояща, но и пренебрегает новой культурной и политической автономией и значением места. В соответствии с этим у современных ТНК сегодня на слуху такие странные понятия, как "мультилокальный мультинационалист", "глобальный локалист" или даже "глокализация": региональные менеджеры обязаны выполнять как можно больше задач прямо на месте, ориентироваться на конкретном рынке в конкурентной борьбе и вместе с тем обращаться к ресурсам материнской ТНК и ее сети, охватывающей весь мир. Это может, например, означать, что определенные продукты выгоднее изготавливать крупными сериями в одном месте. Но прежде всего стратегия глокализации открывает перед предприятиями пространство космополитического опыта: теперь они могут глобально учиться на локальном опыте. Если, к примеру, в Индии зафиксирован рыночный успех, то его следует по возможности перенести в Бразилию или Нью-Йорк. Мало того, верхушки ТНК высасывают всевозможные сведения по рационализации в своей области, шпионят в университетах, институтах, за конкурентами, стремясь достичь наилучшего результата и внедряя любую разработку еще до того, как ее вынули из крестильной купели. Так, в конце 1960-х гг. Ford преобразовал всю сеть своих европейских производств, ранее существовавших в разных странах независимо друг от друга, в единую организацию - "Ford Европа". Производство фордовских автомобилей, сначала модели "Фиеста", а затем и большинства других, превратилось в интегрированный процесс, объединивший в себе различные производственные задачи, выполняемые во многих местах. В результате появилась чрезвычайно сложная сеть взаимообмена информацией, разработками и технологиями, а также автомобильными частями и элементами производственного процесса, включая не только собственно фордовские заводы в различных странах, но и сотни внешних поставщиков. Позднее такую же систему создала в Европе и General Motors. В обоих случаях существуют тесные связи с дочерними предприятиями вне Европы. Глокализованная стратегия становится возможной также благодаря новым информационным технологиям. Они позволяют осуществлять непрерывное согласование с помощью видеоконференций, электронной почты и т. п. В центральном офисе можно, при необходимости, оценить, какая модель на каком рынке в какой точке мира продается лучше всего и какие внутренние и внешние рамочные условия влияют на это. Стратегия глокализации возможна и в тех случаях, когда производственные сети, вплоть до формально самостоятельных поставщиков, анализируются на предмет дополнительной рационализации. А это, в свою очередь, позволяет устранять противоречие или по крайней мере продуктивно ограничивать его: а именно децентрализованно, т. е. локально и центрально, одновременно глобально производить, координировать и контролировать. В завершение нашей характеристики крупнейших корпораций, действующих в автомобильной промышленности, автор полагает необходимым подчеркнуть два главных фактора. Во-первых, начиная с последнего десятилетия XX в. и по сей день автомобильная промышленность стала полем, на котором ведется, по словам Карлоса Гона, "настоящая маневренная война" <18>, нацеленная на повышение концентрации капитала действующих компаний. Некоторые аналитики полагают, что в настоящее время процесс укрупнения в отрасли практически завершился (об этом также свидетельствует значительное сокращение сделок M&A на протяжении последних лет). На долю шести крупнейших промышленных групп приходится более двух третей мирового производства автомобилей, а на долю десяти крупнейших промышленных групп - более 90% <19>. -------------------------------- <18> См.: Гон Карлос, Риэ Филипп. Гражданин мира. М., 2005. С. 250. <19> См.: Грэм Макстон в работе Карлоса Гона и Риэ Филиппа "Гражданин мира". М., 2005. С. 251.

Во-вторых, в автомобильной промышленности набирает обороты процесс аутсорсинга и вывода производства в страны с более дешевой рабочей силой. Кризис, переживаемый американскими автомобильными концернами вкупе с жесточайшей конкуренцией и мировым финансово-экономическим кризисом 2007 - 2008 гг., вынуждает компании сокращать издержки и искать новые рынки сбыта. Определенное значение здесь имеет структурная перестройка производства с целью изменения технической базы. И, наконец, важным элементом программы сокращения издержек становится обращение за помощью к государству. Корпорации стараются переложить на государство огромные социальные расходы, а также предлагают государственному капиталу участвовать в финансировании НИОКР и новейших технологий. Машиностроение по-прежнему является одной из основных сил современного промышленного производства, и здесь господствуют широко известные во всем мире крупнейшие корпоративные объединения. В то же время современную автомобильную промышленность отличает сочетание, с одной стороны, высоких темпов роста производства, а с другой - наличие глубоких противоречий динамики, зачастую принимающих характер острых экономических кризисов.

Библиографический список

1. Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // МЭиМО. 1998. N 6. 2. Белоус Т. Я. В сборнике "Глобализация мировой экономики и место России" / Под ред. М. Н. Осьмовой. М., 2002. 3. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. М., 2007. 4. Гусаков Н. П. В сборнике "Глобализация мировой экономики и место России". М., 2002. 5. Гон Карлос, Риэ Филипп. Гражданин мира. М., 2005. 6. Громов А. Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения // МЭиМО. 2005. N 7. 7. Грэм Макстон в работе Карлоса Гона и Риэ Филиппа "Гражданин мира". М., 2005. 8. Малахов В. С. Государство в условиях глобализации. М., 2007.

Название документа