Налоговое администрирование как элемент антикоррупционной политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

(Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2011, N 3) Текст документа

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) <*>

О. О. ЖУРАВЛЕВА, Л. Ю. ИСМАИЛОВА

Журавлева Оксана Олеговна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансово-правовых дисциплин "Институт "ЮрИнфоР-МГУ".

Исмаилова Лариса Юсифовна, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник "Институт "ЮрИнфоР-МГУ".

В статье предложены правовые и организационные меры, направленные на снижение уровня коррупции в государствах различного уровня экономического развития. В частности, разработаны предложения по улучшению контроля за получением незаконных доходов, а также за расходами чиновников.

Ключевые слова: коррупция, взятка, налог, преступление, взаимная правовая помощь.

The author suggests legal and organizational measures aimed at lower corruption rate in states with different economic development level. Among those measures are suggestions to improve the control over illegal income as well as expenditures of state officials.

Key words: corruption, bribe, tax, crime, mutual legal help.

Транснационализация инвестиций и деятельности субъектов, большая динамичность статусов публичных и частных субъектов, динамика статусов субъектов налогообложения проявили проблемы взаимодействия различных правовых систем в налоговой сфере, в том числе проблемы согласования подходов к налоговому администрированию. Поскольку манипулирование подходами к реализации принципов государственного финансового надзора зачастую приводит к разрушению связанных с ним финансовых институтов и становится элементом недобросовестной конкуренции на уровне отдельных юрисдикций и территорий, а также создает угрозу глобальной нестабильности, то международная Организация экономического сотрудничества (далее - ОЭСР) <1> предпринимает шаги по стандартизации подходов к налоговому администрированию. -------------------------------- <1> ОЭСР (OECD) - Organisation for Economic Co-operation and Development - Организация экономического сотрудничества и развития - была основана в 1961 г. с целью содействия политике, улучшающей экономическое и социальное положение людей по всему миру. ОЭСР проводит исследования, обсуждения и вырабатывает стандарты, которые охватывают различные сферы государственного управления, экономической и социальной жизни. Организуемые обсуждения нередко завершаются заключением международных соглашений. ОЭСР обеспечивает площадку, на которой государства могут работать совместно в поисках решения общих проблем и выявления возможностей влияния на глобальные тренды. ОЭСР осуществляет свою деятельность на основе Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г., заключенной в Париже (см.: Convention on the Organisation for Economic Co-operation and Development. 14.12.1960. Paris (URL: http://www. oecd. org/document/7/0,3746,en_2649_201185_1915847_1_1_1_1,00.php. В ее состав по состоянию на 2011 г. входят 34 страны (Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чили, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, США, Великобритания). В настоящее время рассматривается возможность присоединения к ОЭСР России, ЮАР, Бразилии, Китая, Индии, Индонезии. URL: http://www. oecd. org/document/25/0,3746,en_36734052_36761800_36999961_1_1_1_1,00. html.

Степень противодействия недобросовестным действиям налогоплательщиков, по мнению ОЭСР <2>, во многом обусловливает не только качество налогового администрирования в части сбора налогов, но и в части противодействия взяточничеству и коррупции, из-за которых подвергаются рискам ослабления институциональные системы и, как следствие, теряется их легитимность <3>. Декларируя неприемлемость коррупционных действий, на деле многие государства совершенно по-разному оценивают их в тех случаях, когда осуществлялся подкуп должностных лиц внутри страны и за рубежом. В частности, до вступления в силу Конвенции 1997 г. <4> законодательство многих стран не квалифицировало подкуп должностных лиц иностранных государств как преступление. -------------------------------- <2> См.: Руководство ОЭСР по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества от 25 сентября 2009 г. C(2009)64. См.: OECD Bribery Awareness Handbook for Tax Examiners. 25.09.2009 C(2009)64. С. 3. URL: http://www. oecd. org/ctp/nobribes. <3> См.: No longer Business as usual Fighting Bribery and Corruption. OECD. Paris, 2000. P. 22. <4> См.: Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. Конвенция ОЭСР была принята Конференцией представителей 21 ноября 1997 г. Подписана 17 декабря 1999 г. Вступила в силу с 15 февраля 1999 г. См.: OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: http://www. oecd. org/daf/nocorruption/convention.

Исходя из того что налогообложение и реализуемые соответствующей юрисдикцией подходы к налоговому администрированию имеют существенное значение для выбора лицом территории и организационно-правовой формы осуществления деловой активности, места и формы размещения капитала, они неизбежно оказывают влияние на глобальное перераспределение ресурсов и, как следствие, на стабильность не только национальных экономик и их развитие, но и на глобальную экономику в целом. В этой связи в июне 1994 г. Комитет по бюджетно-финансовым делам ОЭСР (КБФД), который является главным органом налоговой политики ОЭСР, начал выявление любых нормативно-правовых положений в национальных законодательствах стран - членов ОЭСР и международных договорах, прямо или косвенно поощряющих подкуп должностных лиц иностранных государств. КБФД пришел к выводу, что в тех случаях, когда такие положения действительно существуют и когда их изменение будет реально снижать уровень коррупции должностных лиц иностранных государств, следует поощрять внесение подобных изменений. В апреле 1996 г. по предложению КБФД Совет ОЭСР принял Рекомендации по налоговой вычитаемости взяток должностным лицам иностранных государств - C(96)27/FINAL <5> (далее - Рекомендации 1996 г.), законодательство которых допускало вычитаемость таких взяток, пересмотреть свою политику и запретить подобные вычеты. -------------------------------- <5> См.: Рекомендации по налоговой вычитаемости взяток должностным лицам иностранных государств - C(96)27/FINAL. См.: OECD Recommendation on the Tax Deductibility of Bribes to Foreign Public Officials (adopted by Council on 11 April 1996 at its 873rd session [C/M (96)&PROV]. URL: http://www. oecd. org/officialdocuments/displaydocumentpdf2cote=c(96)27/final&doclanguage=en.

Совет ОЭСР признал, что тенденция к рассмотрению взяток должностным лицам иностранных государств как незаконного действия может способствовать мерам по борьбе с коррупцией. Кроме того, в Рекомендациях 1996 г. КБФД поручалось осуществлять текущий контроль за исполнением Конвенции и ее продвижением, в том числе в ходе контактов с государствами, которые не входят в ОЭСР. Положения рассматриваемого документа были подкреплены рекомендациями Совета по борьбе с подкупом при осуществлении международных деловых операций от 23 мая 1997 г. <6> (далее - Рекомендации 1997 г.), которые также призывали государства - члены ОЭСР незамедлительно реализовать Рекомендации 1996 г. -------------------------------- <6> См.: Рекомендации Совета по борьбе с подкупом при осуществлении международных деловых операций от 23 мая 1997 г. См.: OECD Revised Recommendation on the Tax Deductibility of Bribes to Foreign Public Officials (adopted by Council at its 901rd session on 23 May 1997 [C/M (97) 12 PROV]. URL: http://www. oecd. org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=C(97)123/FINAL&docLanguage=En.

В ряде случаев Рекомендации 1996 г. требовали, чтобы криминализация взяток должностным лицам иностранных государств - членов ОЭСР сопровождалась изменением налогового законодательства с тем, чтобы воспрепятствовать необлагаемости налогом взяток в странах, субъекты которых осуществляют подкуп. Данное положение распространялось на страны, на которые распространяется ее действие. В 1997 г. ОЭСР была принята Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций (далее - Конвенция), и стала осуществляться последовательная деятельность, направленная на реализацию ее положений в национальных законодательствах стран - участниц ОЭСР и стран, присоединившихся к Конвенции. Таким образом, данная Конвенция ОЭСР является важным этапом в согласовании усилий международного сообщества, направленных на криминализацию подкупа (объявление его преступлением по закону) и снижение безудержной коррупции в разных странах. Одной из целей Конвенции является искоренение взяток при совершении международных сделок и подкрепление антикоррупционных усилий национальных правительств, направленных на повышение качества управления и активизацию роли гражданского общества. Конвенция обязывает все подписавшие ее страны принять национальное законодательство, в соответствии с которым подкуп должностных лиц иностранных государств объявляется преступлением наравне с подкупом своих должностных лиц. Конвенция определила термин должностных лиц в широком смысле, отнеся к ним всех физических лиц, отправляющих государственные функции. Таким образом, было расширено традиционное для многих правовых систем понимание должностных лиц только как государственных и муниципальных служащих. Существенной новацией Конвенции было появление требования не только действенного, соразмерного и неотвратимого наказания подкупа должностных лиц иностранных государств, но и наказания аналогичного тому, которое применимо в случае подкупа собственных государственных чиновников. Впоследствии в условиях финансового кризиса ОЭСР был разработан ряд новых документов <7>, в том числе в сфере налогового администрирования и противодействия коррупции на уровне национальных налоговых систем. Исходя из основных задач ОЭСР по установлению и продвижению антикоррупционных стандартов и принципов упомянутые выше документы в основном направлены на практическую унификацию подходов по реализации положений Конвенции. -------------------------------- <7> См.: 1) Lobbyists, Governments and Public Trust, Volume 1 Increasing Transparency through Legislation. 2009. ISBN Number: 9789264073364; 2) Recommendation of the Council on Tax Measures for Further Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions ANTI-CORRUPTION 25 May 2009 - C(2009)64; 3) OECD Bribery Awareness Handbook for Tax Examiners. 25.09.2009; 4) OECD Principles for Integrity in Public Procurement. ISBN Number: 9789264055612. 2009; 5) OECD Recommendation on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying 18 February 2010 - C(2010)16.

В докладе ОЭСР 2008 г. "Борьба с коррупцией в Восточной Европе и Центральной Азии. Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией: достижения и проблемы" <8> отмечается, что "коррупция является ключевой угрозой надлежащему управлению, демократическим процессам и справедливой практике ведения бизнеса". -------------------------------- <8> См.: Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией: достижения и проблемы - ISBN 978-92-64-05583-4 - OECD. 2008. P. 3. URL: http://www. oecd. org.

Так, по оценкам Ernst&Young <9> в период кризиса процент менеджеров, готовых ради спасения бизнеса осуществить дачу взятки, увеличился во всех 25 странах, где проводился опрос. Треть опрошенных лиц, среди которых были как рядовые сотрудники, так и руководители крупных европейских компаний, готова была лично совершить дачу взятки или оплату представительских расходов. 40% опрошенных отметили, что проблема взяточничества и коррупции усугубилась у них именно в кризис. -------------------------------- <9> См.: Воробьева И. Западные менеджеры научились давать взятки, как в России. 19.05.2011. URL: http://www. rbcdaily. ru/2011/05/19/focus/562949980268928.

Это еще раз подтверждает уязвимость современных правопорядков и правильность выбранных приоритетов ОЭСР в сфере борьбы против коррупции: криминализация подкупа с одновременным расширением категории лиц, относимых к должностным. Также следует признать верным и применяемый ОЭСР комплексный подход к противодействию подкупу, включающему как его криминализацию так и обеспечение соответствующих мер в сфере налоговой политики. В апреле 2009 г. было принято Руководство ОЭСР по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества (далее - Руководство), подготовленное в развитие Рекомендаций ОЭСР 1996 г. по налоговой вычитаемости взяток должностным лицам правительств иностранных государств. Данное Руководство одобрено 38 странами (из которых 30 - страны - члены ОЭСР, а 8 таковыми не являются). Фактически Руководство создает методологическую базу для реализации положений Конвенции ОЭСР "О борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций". Появление Руководства ОЭСР по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества стоит рассматривать если не как реальный шаг по созданию унифицированных налоговых регламентов, то по крайней мере как шаг в установлении и продвижении антикоррупционных стандартов и принципов. Несмотря на то что оно имеет рекомендательную силу, его появление говорит о наступлении нового этапа в осуществлении политики борьбы со взятками, создавая ориентиры для практической имплементации положений Конвенции. Для членов ОЭСР Руководство может служить основой для разработки национальных административных регламентов в налоговой сфере. Предлагаемые ОЭСР концептуальные подходы направлены на повышение уровня легальности бизнеса в разных странах и в целом на общее сокращение серого и теневого сегментов. Последние, по оценкам официальных лиц, увеличивают расходы не только развитых, но и наиболее уязвимых развивающихся экономик. Так, например, расходы африканских стран, по мнению экспертов ОЭСР, увеличены на более чем 150 млрд. долларов в год, или в процентном выражении на 25% ВВП. При этом размер уклонений от уплаты налогов в этих странах превышает почти в десять раз объем международной помощи <10>. -------------------------------- <10> В своем выступлении на совместной конференции ОЭСР и G-20 "Объединение усилий по борьбе с коррупцией бизнеса стран G-20 и власти", проводившейся 27 - 28 апреля 2011 г. в Париже, министр Франции по вопросам сотрудничества Хенри де Ранкур в своем приветствии участникам отметил, что коррупция является основным препятствием на пути устойчивого экономического роста в развивающихся странах. По оценкам Всемирного банка, стоимость контрактов в этих странах выросла на 25% из-за коррупции. В сфере налогов разрыв является более значительным, так как суммы, ежегодно укрываемые от налогообложения, в развивающихся странах почти в 10 раз превышают объем международной помощи. См.: Intervention de Henri de Raincourt - Conf rence G20-OCDE: "Ensemble contre la corruption: entreprises et pouvoirs publics du G20". URL: http://www. oecd. org/document/59/0,3746,fr_264937447477353551113744700.php.

Различный промышленный и ресурсный потенциал территорий, а также их инфраструктурные различия требуют настройки систем налогового администрирования всех уровней. Это влияет как на межнациональные, национальные, региональные и отраслевые особенности применения налоговых инструментов, так и на налоговую конкуренцию. В этой связи возникает вопрос о способах и степени имплементации предлагаемых ОЭСР подходов национальными налоговыми системами и практикой правоприменения, их согласовании с подходами ряда других международных объединений. Поскольку сама правовая система должна придавать большое значение правоприменению, которое в определенном смысле и создает правовую систему как таковую, то международные процедуры в сфере налогового права также призваны содействовать обеспечению действенности правоприменения уполномоченных субъектов, в том числе судебных решений. Следовательно, возникают новые требования к выработке правовых инструментов, в том числе налоговых. Фактически это приводит к пересмотру традиционных подходов к взаимодействию налоговых регуляторов и субъектов, осуществляющих правоприменение в сфере налогов <11>. -------------------------------- <11> 18 августа 2009 г. Европейская комиссия одобрила план по перестройке регулирования административного сотрудничества, который имеет своей целью улучшение административного сотрудничества и усиление борьбы с мошенничеством с НДС. Данный план предполагает не только ускорение обмена информацией и административное сотрудничество, которое позволит странам - членам Союза иметь автоматический доступ к специальным объектам данных, связанных с идентификацией налогообязанных лиц и их деятельности, которые содержатся в базах данных других членов ЕС. Кроме того, предполагается создать европейскую систему, состоящую из чиновников национальных налоговых администраций, Еврофиск. Ее целью будет улучшение сотрудничества для того, чтобы выявлять налоговые мошенничества на ранних стадиях. Другой задачей на последующих стадиях могло бы стать установление механизма анализа рисков на уровне ЕС. См.: Press release IP/09/1239, Proposal COM/2009/427. URL: http://ec. europa. eu/taxation_customs/index_en. htm.

Последнее возможно при условии достижения межнационального налогового согласия по некоторым ключевым вопросам налогообложения и если не выработки единых подходов к налоговому администрированию, то по крайней мере принятия и обеспечения правил "этики" налогового администрирования. По мнению авторов, указанное Руководство ОЭСР следует рассматривать как документ, задающий вектор практической направленности и основу для выработки концепции имплементирования положений названной выше Конвенции в национальные регламенты налогового администрирования, а также развития механизмов международного сотрудничества налоговых органов. Таким образом, обозначается намерение осуществить переход от задания концептуальных основ международного сотрудничества в данной сфере к созданию национальных законодательных основ его обеспечения. Однако, как отмечалось выше, Руководство не имеет обязательной силы даже для стран - участниц Конвенции и внедряется в налоговую практику стран-участниц постепенно. Так, страны - участницы Конвенции могут использовать его по своему усмотрению: при осуществлении обучения сотрудников налоговых органов (налоговых администраций), для создания национальных руководств с учетом специфики национального законодательства и управления налоговым администрированием. Отметим, что отсутствие документов, имеющих обязательную силу в данной сфере, является одним из следствий проблем взаимодействия налоговых правовых систем, которые строятся на различных принципах <12>. -------------------------------- <12> См.: Журавлева О. О., Исмаилова Л. Ю. Проблемы взаимодействия налоговых правовых систем в условиях глобализации // Финансовое право. 2010. N 7. С. 37 - 39.

По всей видимости, согласование такого рода документов следует рассматривать на первых порах как признание государствами необходимости взаимодействия в такой традиционно суверенной сфере, как налоговое администрирование, и готовность пересматривать национальное законодательство в той мере, в которой это необходимо в целях предотвращения угроз глобальной стабильности. Возможные последствия для публичных субъектов их объединений, для которых рассматриваемые документы имеют различную юридическую обязательность, требуют дальнейшего осмысления. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере юрисдикции различных публичных субъектов, возможные последствия состоят в ограничении возможностей необоснованного занижения налогооблагаемой базы по отдельным налогам за счет неправомерного использования налоговых преференций, предоставляемых различными налоговыми системами, и неосведомленности должностных лиц налоговых органов относительно особенностей квалификации юридических фактов и их отражения в бухгалтерских регистрах в иных налоговых правовых системах <13>. -------------------------------- <13> Пунктом 29 ст. 8 Добавления A Комментария к Конвенции ОЭСР о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций оговаривается, что одним из прямых следствий реализации Конвенции сторонами явится то, что компаниям, от которых требуется публиковать финансовые отчеты с указанием существенных условных обязательств, понадобится принимать во внимание все потенциальные финансовые обязательства, вытекающие из Конвенции, в частности из ее ст. ст. 3 и 8, а также другие убытки, которые могут быть понесены вследствие осуждения самой компании или ее представителей за дачу взяток. Это также скажется на выполнении аудиторами их профессиональных обязанностей в той их части, которая относится к выявлению признаков, свидетельствующих о фактах дачи взяток иностранным государственным должностным лицам. Кроме того, правонарушения в области бухгалтерского учета, упоминаемые в ст. 8, будут, как правило, совершаться в той стране, где компания была официально зарегистрирована, в то время как само преступление в форме дачи взятки могло быть совершено в другой стране, и это позволит ликвидировать "мертвые зоны" в фактической сфере действия Конвенции.

Тот факт, что ряд стран не осуществляет эффективных мер борьбы с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам, поскольку не квалифицирует это как правонарушение в рамках своей юрисдикции, обусловливает и различия в квалификации сумм платежей, составляющих подкуп, налоговыми администрациями в процессе налогообложения. Поскольку некоторые налоговые правовые системы не рассматривают доходы в виде взятки как объект налогообложения и таким образом исключают их из сферы внимания налоговых инспекторов, сужая круг лиц, осуществляющих контроль за соблюдением основ правопорядка. Таким образом, в этих случаях налоговое администрирование не может быть использовано как элемент антикоррупционной политики и противоречит базовым подходам ОЭСР. Кроме того, это нарушает принципы паритета в налоговой сфере и может иметь серьезные последствия в условиях кризиса. Страны, подписавшие и ратифицировавшие названную выше Конвенцию, обязались оказывать друг другу взаимную правовую помощь, а также принимать все необходимые меры в соответствии с законами и правилами, регламентирующими (1) ведение бухгалтерского учета и других учетных документов, (2) раскрытие сведений в финансовых отчетах, а также определяющими нормы и правила учета и аудита, чтобы воспрепятствовать созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, записи несуществующих расходов, записи пассивов с неправильной идентификацией их объекта, а также использованию ложных документов теми компаниями, которые являются субъектами указанных норм и правил, с целью дачи взятки иностранным государственным должностным лицам или факта ее сокрытия <14>. При этом отдельного детального рассмотрения требуют регулирование налогового администрирования, налогообложения доходов, получаемых от зарубежных источников, подходы к определению консолидированных групп (в том числе транснациональных) и их налогообложению, а также избираемые суверенными государствами и их союзами способы регулирования уменьшения, избежания и уклонения от уплаты налогов, способы контроля за трансфертным ценообразованием и борьбы с карусельными схемами. -------------------------------- <14> См.: ст. 8 Конвенции ОЭСР о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций.

Таким образом, от имевших место первых этапов деятельности ОЭСР в сфере борьбы с коррупцией, направленных на: 1) непосредственное изменение законодательного регулирования подходов к учету взятки в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогам на доходы юридических лиц, 2) признание в законодательстве стран - членов ОЭСР и иных стран подкупа иностранных должностных лиц в качестве уголовно наказуемого деяния, акценты переносятся на практику правоприменения в этой сфере. Это достигается за счет мониторинга реализации рекомендаций ОЭСР не только в нормах национального законодательства, но и в практике правоприменения, а также путем выработки мер по устранению факторов, непосредственно способствующих коррупции, созданию институтов, способных противодействовать ей изнутри общества (защита информаторов, активное включение частных лиц в борьбу с коррупцией). В ОЭСР создана Рабочая группа, которая оказывает содействие государствам, присоединившимся к Конвенции по совершенствованию национальных законодательств и правоприменительной практики. Многие страны, которые уже реализовали в своем национальном законодательстве ряд положений Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, находятся на следующем этапе. В связи с этим Рабочей группой ОЭСР по противодействию взяточничеству при осуществлении международных деловых операций странам, представившим свои очередные доклады (Болгарии, США, Исландии, Германии, Финляндии, Канада), были сделаны конкретные рекомендации по дальнейшему продвижению в вопросах борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и установлены сроки представления последующих отчетов об их реализации. Кратко проанализируем их. Болгария, используя Руководство ОЭСР, должна будет обеспечить своих налоговых инспекторов рекомендациями о типах расходов, которые могут образовывать взятку иностранному должностному лицу <15>, а также принять и ввести в действие законодательные средства противодействия налоговой вычитаемости взяток, включая платежи иностранным должностным лицам, и с этой точки зрения пересмотреть свое налоговое законодательство, чтобы выявить и устранить возможные пробелы, способствующие сокрытию фактов подкупа иностранных должностных лиц путем включения соответствующих платежей в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. -------------------------------- <15> См.: Compilation of Recommendations made in the Phase 3 Reports. Application of the Convention on Combating Bribery of Foreign Officials in International Business Transactions and the 2009 Revised Recommendation on Combating Bribery in International Business Transactions. Last updated March 2011. P. 5. 02.06.2011. URL: http://www. oecd. org/dataoecd/14/38/46384563.pdf.02.06.2011.

В Канаде было рекомендовано обеспечить специальную подготовку налоговых инспекторов, позволяющую им: 1) дифференцировать разумные и сфальсифицированные (осуществленные в рамках подкупа иностранных должностных лиц и выдаваемые за экономически обоснованные) расходы; 2) выявлять случаи иностранного подкупа, совершаемые с использованием (посредством) некоммерческих организаций <16>. Кроме того, Канаде предложено сделать обзор существующих запретов против сообщений о фактах выявления в ходе налоговых проверок неналоговых правонарушений и законодательно уполномочить исполнительную власть на осуществление действий в этой сфере, а также определить методы, позволяющие налоговым администрациям осуществлять обмен информацией о нарушениях закона о коррупции иностранных должностных лиц (Corruption of Foreign Public Officials Act - CFPOA <17>). Было рекомендовано также включать в тексты всех двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которые будут заключены в будущем, исключения из текста параграфа 12.3 комментария к ст. 26 Модельной конвенции ОЭСР <18>. -------------------------------- <16> См.: Compilation of Recommendations made in the Phase 3 Reports. Application of the Convention on Combating Bribery of Foreign Officials in International Business Transactions and the 2009 Revised Recommendation on Combating Bribery in International Business Transactions. Last updated March 2011. P. 9. Corruption of Foreign Public Officials Act. Bill S-21. Assented to 10th December. 1998 // Statues of Canada. 1998. Ch. 34. <17> См.: Corruption of Foreign Public Officials Act. Bill S-21. Assented to 10th December. 1998 // Statues of Canada. 1998. Ch. 34. <18> См.: Model Tax Convention on Income and on Capital. Condensed Version (July 2010). Paris. 2010. P. 496.

Финляндии было предложено принять четкие указания (рекомендации) налоговым инспекторам, акцентируя внимание: 1) на выявлении фактов отнесения взяток иностранным должностным лицам к расходам, которые уменьшают налогооблагаемую базу в нарушение требований раздела 16 Закона о налогообложении доходов от предпринимательской деятельности и доходов от профессиональной деятельности; 2) на выявлении фактов подкупа, завуалированных под инвестиции; 3) на обязательствах должностных лиц налоговых администраций сообщать властям о возникающих подозрениях относительно фактов подкупа иностранных должностных лиц <19>. -------------------------------- <19> См.: Compilation of Recommendations made in the Phase 3 Reports. Application of the Convention on Combating Bribery of Foreign Officials in International Business Transactions and the 2009 Revised Recommendation on Combating Bribery in International Business Transactions. Last updated March 2011. P. 14. 02.06.2011.

Также Финляндии предложено доводить до сведения налогоплательщиков, что расходы, связанные с подкупом иностранных должностных лиц, не подлежат вычетам из налогооблагаемой базы, включая не только денежные средства и чеки, но и подарки и развлечения (отдых). В отношении Германии Рабочая группа рекомендовала сделать ясной политику, связанную с заявлениями о налоговых вычетах в отношении сфальсифицированных платежей, и завершить собственную оценку существования пробелов в регламентации и проведении налоговых проверок компаний <20>. -------------------------------- <20> См.: Compilation of Recommendations made in the Phase 3 Reports. Application of the Convention on Combating Bribery of Foreign Officials in International Business Transactions and the 2009 Revised Recommendation on Combating Bribery in International Business Transactions. Last updated March 2011. P. 18. 02.06.2011.

Таким образом, на первых этапах ОЭСР концентрировала свои усилия на выработке рекомендаций по налоговой вычитаемости взяток должностным лицам иностранных государств, в том числе путем заключения Конвенции о борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при осуществлении международных деловых операций и выработке рекомендаций по этике государственных (публичных) служащих, разрешению конфликтов интересов и рекомендаций налоговым администрациям по выявлению случаев взяточничества, а также рекомендаций по осуществлению государственных закупок, рекомендаций по реализации принципов целостности и прозрачности в процессе лоббистской деятельности, противодействия подкупу иностранных должностных лиц и признания такового в качестве преступления в рамках национальных законодательств ОЭС.

Название документа