Торговля на расстоянии

(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 39)

Текст документа

ТОРГОВЛЯ НА РАССТОЯНИИ

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Постановлением Правительства России от 27.09.2007 N 612 регламентированы Правила продажи гражданам товаров дистанционным способом.

Понятие дистанционного способа продажи товара было введено в Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в начале 2005 года. Данный способ подразумевает продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, представленным:

- в каталогах, проспектах, буклетах;

- на фотоснимках или посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других);

- иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

До сегодняшнего дня продавцы, осуществляющие торговлю дистанционным способом, руководствовались в своей деятельности Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.97 N 918, поскольку дистанционный способ продажи всегда рассматривался как частный случай торговли по образцам.

Само понятие "продажа по образцам" подразумевает, что договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя не только с образцом товара, но и с его описанием, каталогом товаров и т. п. (п. 1 ст. 497 ГК РФ). Аналогичная формулировка содержится в п. 2 Правил продажи товаров по образцам - "...на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров".

Как видно, приведенные определения охватывают в том числе интернет-торговлю - в чем тогда смысл введения новых правил, регулирующих, в общем-то, то же самое? Вопрос пока неясен...

При этом существуют также и Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55), п. 4 которых касается осуществления розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах. Дистанционный способ продажи можно рассматривать и как разновидность нестационарной торговли.

Следовательно, установленный названным пунктом запрет на продажу вне стационарных мест торговли продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных нужно учитывать и при осуществлении торговли дистанционным способом. По крайней мере, таково было мнение Роспотребнадзора, высказанное в письме от 08.04.2005 N 0100/2569-05-32 "О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара".

Таким образом, законность весьма распространенной сегодня торговли лекарствами и ювелирными изделиями "через Интернет" ставится под сомнение. Отметим при этом, что сами Правила продажи товаров дистанционным способом запрещают осуществлять по этому методу только продажу алкогольной продукции, а также иной продукции, ограниченной в свободной реализации.

------------------------------------------------------------------

Название документа