О сроках уведомления консульских учреждений о задержании или аресте иностранных граждан

(Нагаев Е. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

О СРОКАХ УВЕДОМЛЕНИЯ КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ О ЗАДЕРЖАНИИ ИЛИ АРЕСТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12 декабря 2013 года

Е. А. НАГАЕВ

Нагаев Евгений Анатольевич, к. ю.н., доцент (ФГКУ "ВНИИ МВД России").

Вопросы задержания и ареста гражданина иностранного государства на территории Российской Федерации регламентируются уголовно-процессуальным законодательством, в частности ст. 1, 3, 96 и 108 УПК РФ. Многие важные организационные положения по вопросам задержания и ареста иностранных граждан были ранее закреплены в межведомственном нормативном акте - Инструкции о порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан (утв. Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР, МВД СССР, МИД СССР и КГБ СССР 5 июня 1987 года N 39/17/144/35/107/35 - утратила силу). Согласно ст. 3 УПК РФ "производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса". Следовательно, применение мер процессуального принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ. В соответствии с ч. 1, 3 ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого, который является гражданином или подданным другого государства, уведомляют посольство или консульство этого государства. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство не содержит никаких сроков уведомления посольства или консульства иностранного государства об аресте гражданина или подданного этого государства и не включает это в обязанности дознавателя или следователя. Следует отметить, что 12-часовой срок уведомления посольства или консульства иностранного государства о задержании гражданина или подданного также закреплен в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. N 156. 11.07.2012.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О полиции" содержит указание, что "о задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации" (п. 10 ст. 14) <2>. -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

В Приказе МВД России от 02.03.2009 N 185 (в ред. от 13.08.2012) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" закреплено, что "в случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства сотрудником принимаются меры по уведомлению посольства (консульства) соответствующего государства" (п. 196.1) <3>. -------------------------------- <3> Российская газета. N 122. 07.07.2009.

Рассматриваемый вопрос находит свое закрепление и в нормах международного права, в частности в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года <4>, Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <5>, а также в многочисленных двусторонних консульских договорах и конвенциях, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами. -------------------------------- <4> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 12. Ст. 275. <5> Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 147 - 157.

В соответствии со ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях консульское учреждение представляемого государства должно быть безотлагательно уведомлено о том, что гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, если иностранный гражданин этого потребует. В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, провозглашается, что "если задержанное или находящееся в заключении лицо является иностранцем, ему должно быть без промедлений сообщено о его праве связаться с помощью надлежащих средств с консульством или дипломатическим представительством государства, гражданином которого оно является или которое иным образом правомочно получить такое сообщение в соответствии с международным правом...", при этом "любое уведомление, упомянутое в настоящем принципе, должно отправляться или разрешаться компетентным органом без промедления" (п. 2, 4 Принципа 16). Вместе с тем 12-часовой срок уведомления, который закреплен в ч. 1 ст. 96 УПК РФ и в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", не согласуется ни с одним из сроков, установленных в нормах международного права, а также двусторонних консульских конвенциях и договорах, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами. Так, в ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 17.10.1996 <6> закреплено, что об аресте гражданина консульское учреждение уведомляется безотлагательно в срок до 4 суток. В ст. 13 Консульского договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 25.04.2002 <7> закреплено, что в случае задержания, ареста или лишения свободы любыми другими способами гражданина представительство уведомляется в течение 3 рабочих дней. В ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Корея от 18.03.1992 <8> говорится, что об аресте гражданина консульское учреждение уведомляется немедленно. -------------------------------- <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 37. Ст. 3709. <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 4. Ст. 244. <8> Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 55 - 80.

В этой связи полагаем целесообразным провести классификацию действующих двусторонних консульских договоров и конвенций, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами, исходя из срока уведомления консульского учреждения иностранного государства о задержании или аресте гражданина представляемого государства. Анализ действующих двусторонних консульских договоров и конвенций, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами показал, что в них закреплены следующие сроки уведомления консульских учреждений и представительств иностранных государств о задержании или аресте гражданина представляемого ими государства: 1) немедленно (незамедлительно), безотлагательно, в разумно короткий срок; 2) в течение 2-х рабочих дней; 3) незамедлительно в течение 3-х суток; 4) безотлагательно в срок до 4-х суток; 5) безотлагательно в срок до 5-ти суток; 6) не позднее 6-ти дней; 7) в пределах 7-ми дней. Так, к 1-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 29.09.1978 <9> (статья 35); Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 02.12.1965 <10> (статья 36); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Народной Республикой Бангладеш от 03.09.2007 <11> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой от 26.10.2001 <12> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Индией от 21.12.1998 <13> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Куба от 23.03.1998 <14> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан от 08.07.1997 <15> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.1995 <16> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Литовской Республикой от 08.09.1992 <17> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Армения от 22.12.1992 <18> (статья 39); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Маврикия от 29.08.1984 <19> (статья 34); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Республики Экваториальная Гвинея от 03.11.1983 <20> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Боливия от 18.03.1980 <21> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Эквадор от 10.12.1982 <22> (статья 28); Консульская конвенция между СССР и Республикой Мали от 12.06.1980 <23> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Никарагуа от 19.03.1980 <24> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Греческой Республикой от 06.09.1978 <25> (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Мексиканскими Соединенными Штатами от 18.05.1978 <26> (статья 32); Консульская конвенция между СССР и Республикой Кипр от 08.02.1978 <27> (статья 37); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Сирийской Арабской Республики от 03.06.1976 <28> (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Республикой Острова Зеленого Мыса от 27.11.1976 <29> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Гвинейской Республикой от 23.04.1976 <30> (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Республикой Гвинея-Бисау от 16.04.1976 <31> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Иракской Республикой от 15.04.1975 <32> (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Королевством Норвегии от 07.12.1971 <33> (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Швецией от 30.11.1967 <34> (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Соединенными Штатами Америки от 01.06.1964 <35> (статья 12); Консульская конвенция между СССР и Французской Республикой от 08.12.1966 <36> (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Швецией от 30.11.1967 <37> (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Японией от 29.07.1966 <38> (статья 32); Консульская конвенция между СССР и Финляндской Республикой от 24.01.1966 <39> (статья 30). -------------------------------- <9> Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 34. Ст. 552. <10> Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 41. Ст. 370. <11> Собрание законодательства РФ. 2012. N 33. Ст. 4620. <12> Собрание законодательства РФ. 2003. N 41. Ст. 3948. <13> Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3710. <14> Собрание законодательства РФ. 1999. N 47. Ст. 5627. <15> Собрание законодательства РФ. 2002. N 47. Ст. 4636. <16> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 613. <17> Собрание законодательства РФ. 2000. N 5. Ст. 464. <18> Собрание законодательства РФ. 2005. N 17. Ст. 1486. <19> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 76 - 88. <20> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 88 - 99. <21> Ведомости ВС СССР. 1986. N 20. Ст. 341. <22> Ведомости ВС СССР. 1984. N 35. Ст. 606. <23> Ведомости ВС СССР. 1982. N 47. Ст. 864. <24> Ведомости ВС СССР. 1982. N 20. Ст. 336. <25> Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVI. М., 1982. С. 31 - 44. <26> Ведомости ВС СССР. 1979. N 37. Ст. 606. <27> Ведомости ВС СССР. 1979. N 39. Ст. 634. <28> Ведомости ВС СССР. 1979. N 13. Ст. 202. <29> Ведомости ВС СССР. 1978. N 50. Ст. 829. <30> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 49 - 61. <31> Ведомости ВС СССР. 1977. N 14. Ст. 220. <32> Ведомости ВС СССР. 1976. N 9. Ст. 155. <33> Ведомости ВС СССР. 1974. N 18. Ст. 273. <34> Ведомости ВС СССР. 1968. N 37. Ст. 334. <35> Ведомости ВС СССР. 1968. N 29. Ст. 261. <36> Ведомости ВС СССР. 1969. N 41. Ст. 363. <37> Ведомости ВС СССР. 1968. N 37. Ст. 334. <38> Ведомости ВС СССР. 1967. N 32. Ст. 437. <39> Ведомости ВС СССР. 1966. N 51. Ст. 1042.

Ко 2-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 15.01.2001 <40> (статья 41). -------------------------------- <40> Собрание законодательства РФ. 2004. N 18. Ст. 1691.

К 3-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 <41> (статья 43); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией от 07.11.2005 <42> (статья 23); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Королевством Бельгия от 22.12.2004 <43> (статья 38); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Румынией от 04.07.2003 <44> (статья 20); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Монголией от 25.03.2002 <45> (статья 15); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Венгерской Республикой от 12.01.2001 <46> (статья 14); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Албанией от 11.04.1995 <47> (статья 41); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгарией от 07.09.1995 <48> (статья 50); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.03.1994 <49> (статья 38); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 <50> (статья 43); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15.01.1993 <51> (статья 13); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 02.12.1992 <52> (статья 39). -------------------------------- <41> Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1515. <42> Собрание законодательства РФ. 2008. N 34. Ст. 3905. <43> Собрание законодательства РФ. 2010. N 12. Ст. 1257. <44> Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 642. <45> Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3711. <46> Собрание законодательства РФ. 2004. N 7. Ст. 452. <47> Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2718. <48> Собрание законодательства РФ. 1997. N 23. Ст. 2665. <49> Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3949. <50> Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1515. <51> Собрание законодательства РФ. 1998. N 49. Ст. 5971. <52> Собрание законодательства РФ. 2001. N 47. Ст. 4406.

К 4-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 02.03.1994 <53> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Туркменистаном от 18.05.1995 <54> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 06.06.1995 <55> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14.12.1994 <56> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 14.06.1994 <57> (статья 12); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 25.01.1994 <58> (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14.12.1994 <59> (статья 39). -------------------------------- <53> Собрание законодательства РФ. 1999. N 5. Ст. 604. <54> Собрание законодательства РФ. 1999. N 12. Ст. 1408. <55> Собрание законодательства РФ. 1999. N 20. Ст. 2412. <56> Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 493. <57> Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 612. <58> Собрание законодательства РФ. 2001. N 47. Ст. 4407. <59> Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 493.

К 5-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Македонией <60> (статья 40); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Йеменской Республикой от 25.04.2001 <61> (статья 14); Консульская конвенция между СССР и Турецкой Республикой от 27.04.1988 <62> (статья 42). -------------------------------- <60> Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 641. <61> Собрание законодательства РФ. 2009. N 13. Ст. 1463. <62> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 1. Ст. 1.

К 6-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между СССР и Тунисской Республикой от 06.04.1977 <63> (статья 40). -------------------------------- <63> Ведомости ВС СССР. 1984. N 24. Ст. 419.

К 7-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между СССР и Республикой Гана от 22.02.1985 <64> (статья 38). -------------------------------- <64> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 37 - 50.

Приведенная классификация двусторонних консульских договоров и конвенций представляет определенный интерес с точки зрения правоприменительной практики, так как указывает на случаи несогласованности между подлежащими применению национальными и международными правовыми нормами относительно сроков уведомления консульских учреждений и представительств иностранных государств о задержании или аресте их граждан. В свою очередь, правила разрешения такого рода противоречий различаются в зависимости от вида противоречия - коллизии или конкуренции правовых норм, содержащихся в правовых актах. Первоначальная трактовка понятий "коллизия" и "конкуренция" в латинском языке не позволяет обнаружить между ними кардинальных различий. Коллизия означает столкновение, сотрясение <65>, а конкуренция - столкновение, соперничество <66>. -------------------------------- <65> См.: Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2003. С. 334. <66> См.: Там же. С. 385.

По мнению А. Ф. Черданцева, "кардинальное отличие этих явлений друг от друга состоит в том, что если коллизия норм права, как правило, представляет собой дефект в работе законодателя, то конкуренция норм права есть необходимый способ связи норм права. Конкурирующие связи норм права являются неизбежным элементом любой системы права и существуют во всех отраслях права" <67>. -------------------------------- <67> Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С. 173.

Изложенное позволяет заключить, что имеющая место несогласованность ставит правоприменителя в ситуацию выбора той или иной нормы национального или международного права. В данном случае в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная по содержанию норма содержится и в ч. 3 ст. 1 УПК РФ. Вместе с тем полагаем, что в том случае, если двусторонний договор или конвенция относятся по приведенной выше классификации ко 2 - 7 группам, то следует соблюдать 12-часовой срок уведомления консульского учреждения или представительства иностранного государства, который закреплен в ч. 1 ст. 96 УПК РФ и в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", что, в свою очередь, не будет являться нарушением правил двусторонних международных договоров или конвенций в данной части. Также в целях устранения имеющейся конкуренции правовых норм предлагается часть 3 ст. 96 УПК РФ изложить в следующей редакции: "3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то посольство или консульство этого государства уведомляется незамедлительно либо в срок, указанный в двустороннем международном договоре или конвенции Российской Федерации с данным государством". Предлагается дополнить ст. 108 УПК РФ частью 12.1 следующего содержания: "12.1. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело при заключении под стражу гражданина или подданного иностранного государства, уведомляет посольство или консульство этого государства незамедлительно либо в срок, указанный в двустороннем международном договоре или конвенции Российской Федерации с данным государством".

Название документа