Формирование универсального международного права: отношения ЕС со странами южного полушария
(Рыжов В. Б.) ("Право и политика", 2011, N 7) Текст документаФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ОТНОШЕНИЯ ЕС СО СТРАНАМИ ЮЖНОГО ПОЛУШАРИЯ
В. Б. РЫЖОВ
Рыжов Валерий Борисович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заместитель главного редактора журнала "Международное право и международные организации".
В статье анализируется опыт сотрудничества Европейского союза со странами Африки, Азии и Латинской Америки. Говорится о современном подходе к международным отношениям Евросоюза в рамках глобализации политики содействия развитию. Прослеживаются международно-правовые аспекты таких взаимоотношений.
Ключевые слова: юриспруденция, международное право, европейское право, право международных организаций, международное сотрудничество, право международной экономической помощи, Европейский союз, развивающиеся страны, региональные интеграционные объединения, принципы сотрудничества.
Formation of the universal international law: relations between the EU and the states of the Southern hemisphere V. B. Ryzhov
Ryzhov Valeriy Borisovich - PhD in law, associate professor of the department of theory and history of state law of the law faculty of the Moscow state humanitarian university named after M. A. Sholokhov, vice-editor-in-chief of the journal "International law and international organizations".
The article is devoted to the experience of cooperation of the EU with the states of Africa, Asia and Latin America. The author studies the modern approach to the relations of the EU within the framework of the globalization policy of facilitation of development, he pays attention to international legal aspects of such relations.
Key words: jurisprudence, international law, the European law, law of international organizations, international cooperation, law of international economic aid, the EU, developing states, regional integration unions, principles of cooperation.
Одна из характерных черт внешней политики ЕС начиная с конца XX века - активное развитие отношений со странами Африки, Азии и Латинской Америки. Анализ этих отношений показывает, что каждое из направлений строится примерно по одним и тем же канонам и ведет к образованию похожих норм.
1. Формирование и развитие политики содействия развитию
Политика отношений ЕС со странами Африки, Азии и Латинской Америки берет свое начало в 1970-х годах XX века и постоянно меняется. Поначалу это была исключительно региональная политика, сегодня она сочетает в себе как региональный, так и глобальный подходы. Такой подход к внешней политике ныне вполне соответствует распределению сил между странами южного и северного полушарий. Необходимость сотрудничества со странами Азии и Латинской Америки как части внешней политики всегда признавалась в Европе. Об этом свидетельствует преамбула Римского договора, в которой шесть стран, стоящих у истоков создания европейского пространства, констатировали свое желание "подтвердить связи солидарности, которые существуют между Европой и заморскими странами и территориями", а также выразить свое "желание участвовать в развитии благополучия данных стран в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций". Общие формулировки преамбулы Римского договора и ссылка на Устав ООН позволили придать данным положениям широкую интерпретацию и расширить действие внешней политики содействия развитию на отношения со многими странами мира. Однако Сообщество, созданное в соответствии с Римским договором, сосредоточилось вначале на внешней политике регионального характера, поскольку во всем мире шел процесс деколонизации и мир был чрезвычайно нестабилен. Политика Сообщества по большей части была нацелена на африканский континент, с конца 1960 гг. в эту политику вовлекаются и страны Средиземноморского бассейна. Смена курса в отношениях между странами северного и южного полушарий наметилась начиная с Парижского Саммита в октябре 1972 г. К этому времени стало ясно, что внешняя политика содействия развитию должна выходить за рамки регионального подхода и постепенно приобретать глобальный характер. На Парижском саммите в 1972 г. было констатировано, что "Сообщество, осознающее важность проблемы отсталости некоторых стран в мире, заявляет о намерении усилить борьбу с этим явлением в рамках глобальной политики и приложить усилия по помощи и содействию развитию данных стран (...)" <1>. -------------------------------- <1> Sommet de Paris des Chefs d'Etat et de gouvernement de la CEE, 19 et 20 oct. 1972, Bull. CE oct. 1972. P. 9 a 27.
Такой выход внешней политики ЕС на глобальный уровень был откликом на призыв Нидерландов и Германии начать политику содействия развитию универсального, глобального уровня, то есть политику, которая бы не ограничивалась местным, региональным подходом. Такое изменение масштаба европейского внешнего сотрудничества является отрывом от старых принципов европейской помощи, распределяемой между некоторыми регионами и ограничиваемой некоторыми странами, что спровоцировало установление новых принципов, в соответствии с которыми сотрудничество и помощь распределяются в рамках всего мира и по отношению ко всем странам южного полушария. "Высказываясь за глобальный или универсальный подход в рамках помощи развитию, Сообщество окончательно отказалось от регионального подхода в данном вопросе" <2>. -------------------------------- <2> A. Le Naelou. Politiques europeennes avec les pays du Sud, L'Harmattan, Paris, 1995. P. 65.
Сообществу, основываясь на относительно абстрактных положениях Римского договора, пришлось приложить немало усилий для достижения баланса между формулированием внешней политики, соответствующей современным реалиям, и в то же время не выйти за рамки компетенции, переданной ему государствами-членами. В рамках такой расширенной политики были заключены несколько соглашений с так называемыми развивающимися странами, входящими в семейный круг ЕЭС. Действительно, был заключен ряд соглашений о сотрудничестве в рамках европейской политики "пространства Средиземного моря", первые из которых были подписаны в 1976 г. Начиная с 1975 г. была также создана так называемая политика Ломе, которая связала Сообщество с государствами Африки, Карибского региона и государствами Тихоокеанского бассейна. Параллельно ЕЭС также взяло на себя обязательство сотрудничать с азиатскими и латиноамериканскими развивающимися странами. Таким образом, Сообщество решило установить со многими из этих стран договорные отношения, принимающие форму как привилегированных, так и непривилегированных торговых соглашений. Не вызывает сомнения и тот факт, что расширение ЕЭС отразилось на сотрудничестве Европы с развивающимися странами Азии и Латинской Америки, в первую очередь с вступлением в ЕЭС Великобритании, а затем и государств юга Европы - Испании и Португалии. Тем не менее, даже если Сообщество и распространило действие своей внешней политики на новые географические зоны мира, и в частности на Латинскую Америку и Азию, и стало строить, таким образом, свое международное сотрудничество не на региональном, а на универсальном уровне, оно все же продолжало проводить иерархию между своими партнерами. Действительно, первоначальное различие происходило между ассоциированными развивающимися странами (или привилегированными партнерами) и неассоциированными развивающимися странами (или непривилегированными партнерами). С африканскими и средиземноморскими странами были сохранены наиболее значимые соглашения, основанные на статье 310 Римского договора. Эти соглашения подчеркивали традиционно крепкие связи европейского континента с этими странами. Они предусматривали преференциальный (привилегированный) режим сотрудничества и сопровождались значительным финансированием этого сотрудничества с европейской стороны. В отличие от этого, с развивающимися странами Азии и Латинской Америки, которые были исключены из данной ассоциативной политики, даже после присоединения к ЕЭС Испании и Португалии, отношения с Сообществом основывались на документах, предусматривающих более умеренное сотрудничество. Здесь необходимо объяснить, в чем состоит различие между понятиями ассоциированного и неассоциированного государства, хотя в настоящее время первоначальное проводимое резкое различие между государствами, не входящими в состав ЕС, сегодня смягчается. Действительно, ассоциативная политика ЕС находится в постоянной эволюции. Эта эволюция объясняется тремя причинами. Она связана в первую очередь "с расширением и углублением интеграции ЕС, а также в связи с политическими и экономическими изменениями, которые претерпевают внешние партнеры ЕС, которые все более и более испытывают на себе давление глобализации и требований ВТО" <3>. Также она вписывается в логику экономического регионализма Сообщества, целью которого является предохранение своих интересов в определенных регионах мира, что должно не позволить вытеснить Европу с динамично развивающихся рынков, имеющих огромный потенциал. Наконец, она вписывается в логику нормативного влияния, для того чтобы позволить Европейскому союзу принять участие в составлении новых правовых норм международного уровня <4>. Именно с такими целями были заключены кадровые договоры с Меркосур и с Чили <5>. Позднее новый ассоциативный договор был еще раз заключен с Чили на основании ст. 310 Римского договора <6>, а затем и с другими странами Латинской и Центральной Америки. Эта ассоциативная политика, реализуемая ЕС по отношению к государствам и интеграционным объединениям Латинской Америки, вписывается в рамки многостороннего партнерства, начавшегося с Декларации Рио-де-Жанейро, подписанной в 1999 г. -------------------------------- <3> J. Raux, Les competences expresses de caractere general - Les associations, Jurisclasseur Traite Europe, fasc. 2204. <4> См. подробнее: L. Cohen-Tanugi, L'influence normative internationale de l'Union europeenne: une ambition entravee. IFRI, Paris, 2002. 54 p.; Resolution du Parlement europeen sur les zones regionales de libre-echange et la strategie commerciale de l'Union europeenne, P5-TA-PROV [2003] 0237, avr. 2003. 11 p.; Secretariat de l'OMC, Le regionalisme et le systeme commercial mondial, Geneve, avr. 1995; P. Giordano, L'alliance strategique entre l'Union europeenne et l'Amerique latine dans le cadre du systeme commercial multilateral, Problemes d'Amerique Latine, N 51, 2003 - 2004. p. 123; S. Santander, Entre globalisation et regionalisme: la strategie de cooperation inter-regionale UE - Mercosur, AFRI 2001. P. 531. <5> По Меркосур см.: JOC E, N L 69, 19 mars 1996. P. 1; По Чили см.: JOCE, N L 209, 19 aout 1996. P. 5. <6> JOCE N L 352, 30 dec. 2002. P. 1.
Постоянная эволюция политики ассоциации и ее адаптация к требованиям государств, не входящих в состав Европейского союза, позволяют предсказать, что данные инициативы, основанные на статье 310 Римского договора, могут существовать и в современном контексте. Так, мы можем предположить, что заключение таких соглашений будет возможно в будущем и с некоторыми азиатскими партнерами. В любом случае ЕС пользуется довольно обширной свободой в оценке возможности ассоциации того или иного государства. Действительно, Римский договор формален в данном вопросе: "Сообщество может заключить соглашение об ассоциации". Таким образом, оно может расширить или не расширить круг членов ассоциации, определить конечную цель ассоциации того или иного государства, определить перспективу присоединения того или иного государства, в частности с точки зрения соблюдения им фундаментальных принципов, соблюдение которых может быть объявлено существенным и, как следствие, может сопровождаться наложением санкций. Современный подход к международным отношениям ЕС свидетельствует о том, что "регионально-универсальный" подход остается в силе. Он является важным, так как сегодня глобализация экономики и всемирное значение все большего количества различных сфер жизнедеятельности приводят к тому, что глобальный подход необходим для эффективного разрешения проблем как Европы, так и стран АЛА. Необходимо также констатировать, что за последние десятилетия произошли значительные превращения традиционных взаимозависимостей, долго преобладавших в отношениях между странами южного и северного полушарий. Действительно, уже несколько лет взаимозависимость стран южного и северного полушарий принимает новые формы. Растущая подвижность людей, капитала и других средств, а также информации, экономическое развитие как стран северного полушария, так и южного полушария, отныне вписываются в глобальный контекст. Помимо потери роли "вспомогательных сателлитов" в контексте холодной войны, страны южного полушария не играют, как это было в прошлом, стратегической роли в снабжении стран севера сырьем. Отношения стран северного и южного полушарий сегодня оформляются в других измерениях, областях и сферах жизнедеятельности, что призвано в ближайшем будущем образовать довольно важные и тесные взаимоотношения между ними. Так, например, вопросы демографии и окружающей среды, крупных эндемий (таких, как СПИД, например), а также вопросы, относящиеся к общественной безопасности (терроризм, наркобизнес и т. п.), являются темами, которые будут подниматься (и уже поднимаются) на международных переговорах Европы со странами АЛА. Следовательно, взаимозависимость Европы и стран АЛА более не является исключительно экономической. Различные проблемы, которые мы только что перечислили, не могут быть эффективно решены с помощью "изоляционистского" подхода - их универсальное значение требует универсального подхода в их решении. В связи с этим если Европейское сообщество, как и другие индустриальные страны, желает избежать последствий кризисов в различных сферах жизнедеятельности, которые испытывают на себе наименее развитые страны, то ему необходимо помогать данным странам, принимая универсальную стратегию сотрудничества с ними. Подтверждением такого подхода к отношениям с развивающимися странами служат несколько сообщений Европейской Комиссии <7>. -------------------------------- <7> Communication de la Commission au Conseil et au Parlement europeen, Integrer les questions liees aux migrations dans les relations de l'Union europeenne avec les pays tiers, Doc. COM (2002) 703 final, Bruxelles, 3 dec. 2002. 66 p.; Communication de la Commission au Conseil et au Parlement europeen, Commerce et developpement, Comment aider les pays en developpement a tirer parti du commerce, Doc. COM (2002) 513 final, Bruxelles, 18 sept. 2002. 36 p.; Communication de la Commission au Parlement europeen, au Conseil, au Comite economique et social et au Comite des regions, Vers un partenariat mondial pour un developpement durable, Doc. COM (2002) 82 final, Bruxelles, 13 fevr. 2002. 22 p.; Communication de la Commission au Conseil, au Parlement europeen et au Comite economique et social, Integrer l'environnement et le developpement durable dans la politique de cooperation en matiere d'economie et de developpement - Elements d'une strategie globale, Doc. COM (2000) 264 final, Bruxelles, 18 mai 2000. 47 p.
2. Глобализация политики содействия развитию
Параллельно с развитием отношений ЕС со странами южного полушария отмечается образование многочисленных региональных интеграционных объединений, которые строились по образцу ЕС. Все они включают ограниченное число государств, принадлежащих к одному региону, и их главная черта - предоставление друг другу преференций в экономической и особенно торговой сферах. Однако это означает формирование множества правопорядков, дискриминационных по отношению один к другому. В этом смысле они противоречат глобализации мировой экономики и урегулированию противоречий между различными экономиками и тем самым создают неравенство между однородными субъектами. В литературе высказываются мнения о том, что именно неоднородность таких региональных экономических соглашений стала причиной краха Раунда Доха <8>. -------------------------------- <8> Jack L Goldsmith and Eric A Posner, The Limits of International Law (OUP, Oxford 2005). P. 236.
Региональные интеграционные объединения в глазах многих ученых и практикующих юристов обладают некоторыми несомненными достоинствами. Их легко создавать; они создают преференциальные условия для соседних стран; они облегчают и политическое сближение стран, что способствует нормальному развитию сотрудничества. Наиболее успешные объединения создаются экономически развитыми странами. Первый пример здесь - это Европейский союз. Можно назвать и другие группы стран, как, например, США, Канада и Мексика, объединившиеся в НАФТА. Объединения менее развитых стран испытывают трудности. Так, в Африке Общий рынок для восточной и южной Африки (КОМЕСА) был создан в 1994 г. как интегрированное и конкурентоспособное экономическое сообщество, которое должно было способствовать формированию Африканского экономического сообщества <9>. КОМЕСА нацелен на создание торговой зоны со свободным движением товаров, услуг и инвестиций при устранении таможенных и нетаможенных ограничений между странами-участницами. В нем есть собственный Суд для разрешения торговых и инвестиционных споров. Отдаленная цель Общего рынка состоит в интеграции в мировую экономику. От имени государств-членов КОМЕСА ведет переговоры и заключает соглашения с ЕС. Одной из областей его деятельности является гармонизация национального права, в частности в сфере протекционизма. -------------------------------- <9> www. comesa. int
КОМЕСА поддерживает отношения и с другими африканским объединениями, как, например, Южноафриканское сообщество развития. В Азии Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН) <10> была создана в 1967 г. сначала пятью государствами, к которым позднее присоединились еще пять государств. Ассоциация объединяет крупные по населению страны, которые довольно успешно развиваются, и ставит перед собой две основные цели: ускорение экономического, социального и культурного развития, а также поддержание регионального мира и стабильности. АСЕАН отвергает принудительное разрешение споров и разногласий, а также применение силы между государствами. Ассоциация поддерживает кооперационные связи в своем регионе с Зоной свободной торговли Австралии и Новой Зеландии на основе соглашений, подписанных в 2009 г. -------------------------------- <10> www. aseansec. org/stat/
Довольно давнее сотрудничество ЕС с интеграционными объединениями Латинской Америки ведет к тому, что по мере экономического развития интеграционные объединения следуют образцам внутренней политики ЕС. Например, Общий рынок южной части Латинской Америки (МЕРКОСУР) <11>, созданный первоначально как чисто торговый блок, приобретает черты политического объединения. С другой стороны, так называемая Боливарианская альтернатива для Америк (ALBA) <12> - первое региональное интеграционное объединение, которое ставит целью не следовать неуклонно стандартам рынка и глобализации, а развивать социальное процветание и справедливость. -------------------------------- <11> www. mercosur. int/msweb/ <12> www. alternativabolivariana. org
Таким образом, несмотря на некоторые особенности политики, проводимой региональными объединениями внутри и на международной арене, прослеживается тенденция следовать тенденциям, сложившимся в деятельности ЕС.
Библиография:
1. Sommet de Paris des Chefs d'Etat et de gouvernement de la CEE, 19 et 20 oct. 1972, Bull. CE oct. 1972. 2. A. Le Naelou, Politiques europeennes avec les pays du Sud, L'Harmattan, Paris, 1995. 3. J. Raux, Les competences expresses de caractere general - Les associations, Jurisclasseur Traite Europe, fasc. 2204. 4. L. Cohen-Tanugi, L'influence normative internationale de l'Union europeenne: une ambition entravee, IFRI, Paris, 2002. 5. Resolution du Parlement europeen sur les zones regionales de libreechange et la strategie commerciale de l'Union europeenne, P5-TA-PROV [2003] 0237, avr. 2003. 6. Secretariat de l'OMC, Le regionalisme et le systeme commercial mondial, Geneve, avr. 1995. 7. P. Giordano, L'alliance strategique entre l'Union europeenne et l'Amerique latine dans le cadre du systeme commercial multilateral, Problemes d'Amerique Latine, N 51, 2003 - 2004. 8. S. Santander, Entre globalisation et regionalisme: la strategie de cooperation inter-regionale UE - Mercosur, AFRI 2001. Jack L Goldsmith and Eric A Posner, The Limits of International Law (OUP, Oxford 2005).
References (transliteration):
1. Sommet de Paris des Chefs d'Etat et de gouvernement de la CEE, 19 et 20 oct. 1972, Bull. CE oct. 1972. 2. A. Le Naelou, Politiques europeennes avec les pays du Sud, L'Harmattan, Paris, 1995. 3. J. Raux, Les competences expresses de caractere general - Les associations, Jurisclasseur Traite Europe, fasc. 2204. 4. L. Cohen-Tanugi, L'influence normative internationale de l'Union europeenne: une ambition entravee, IFRI, Paris, 2002. 5. Resolution du Parlement europeen sur les zones regionales de libreechange et la strategie commerciale de l'Union europeenne, P5-TA-PROV [2003] 0237, avr. 2003. 6. Secretariat de l'OMC, Le regionalisme et le systeme commercial mondial, Geneve, avr. 1995. 7. P. Giordano, L'alliance strategique entre l'Union europeenne et l'Amerique latine dans le cadre du systeme commercial multilateral, Problemes d'Amerique Latine, N 51, 2003 - 2004. 8. S. Santander, Entre globalisation et regionalisme: la strategie de cooperation inter-regionale UE - Mercosur, AFRI 2001. Jack L Goldsmith and Eric A Posner, The Limits of International Law (OUP, Oxford 2005).
Название документа