Экстрадиция: есть ли альтернатива временному аресту?

(Быкова Е. В.) ("Российский судья", 2011, N 7) Текст документа

ЭКСТРАДИЦИЯ: ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА ВРЕМЕННОМУ АРЕСТУ? <*>

Е. В. БЫКОВА

Быкова Елена Викторовна, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются разные подходы к одному из этапов экстрадиционного процесса. Делается акцент на обязательности временного ареста для достижения целей экстрадиции. Подчеркивается необходимость соблюдения обязательств, принятых государствами в соответствии с международными конвенциями и договорами.

Ключевые слова: экстрадиция, временный арест.

The article considers various approaches to one of the stages of extradition process; the accent is made on the obligatoriness of temporary arrest for achievement of purposes of extradition. The author stresses the necessity of observance of obligations taken by the states in accordance with international conventions and contracts.

Key words: extradition, temporary arrest.

Борьба с преступностью, предполагающая применение принудительных мер к лицам, совершающим уголовно наказуемые деяния, не только не исключает принцип защиты прав индивидов, подвергающихся процедуре экстрадиции, а, наоборот, исходит из его незыблемости. Государство, экстрадирующее индивида, не может абстрагироваться от возможного предсказуемого нарушения его прав. Современный экстрадиционный процесс неотделим от согласования интересов государств в борьбе с преступностью с интересами защиты прав человека <1>. -------------------------------- <1> Сафаров Е. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2005. С. 11.

Общепризнанно, что право на свободу и личную неприкосновенность в определенных случаях может быть нарушено. Для рассматриваемой ситуации это прежде всего подпункт "f" пункта 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Такое ограничение свободы относится к числу допускаемых Конвенцией юридических средств, направленных на обеспечение экстрадиции запрашиваемого лица. Законность такого ареста предполагает: осуществление принудительных мер в точном соответствии с международным и национальным законодательством; применение исключительно с указанной целью. Это положение дает лицу право знать о причинах ареста на понятном ему языке. Однако при рассмотрении Европейским судом по правам человека так называемых экстрадиционных дел указывается на длительность содержания под стражей в ожидании решения вопроса об экстрадиции. При этом подпункт "f" пункта 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод не ставит временных ограничений продолжительности содержания под стражей, предполагается, что вопрос должен быть решен без необоснованных проволочек. Логично, что содержание под стражей может быть оправданно до тех пор, пока не закончена процедура экстрадиции. Следует учесть, что в ряде случаев длительное нахождение лица под стражей является результатом действий самого задержанного, естественно, в этом случае государство не несет ответственности. Экстрадиция - одна из тех сфер международного сотрудничества, существование и развитие которой зависит от уровня взаимоотношений государств. Тенденция развития института экстрадиции характеризуется, с одной стороны, стремлением к упрощению процедуры, с другой - расширением круга лиц, подлежащих выдаче, и круга преступлений, обусловливающих выдачу. Европейская конвенция о выдаче, двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях предусматривают применение временного ареста для обеспечения экстрадиции. Необходимость такого ареста предусматривается не только в многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах, но и в национальном законодательстве, причем его применение возможно и до получения запроса о выдаче. Поэтому наряду с общими правилами, предусмотренными международными нормами, существуют особенности правового регулирования и практики выдачи в различных странах. Экстрадиционный процесс предусматривает временный арест лица, в отношении которого направлен и рассматривается соответствующий запрос. Только эта мера пресечения обеспечит выдачу запрашиваемого лица. Обеспечение прав и свобод индивида, являясь краеугольным камнем всего процесса экстрадиции, на этом этапе достигает особой значимости. Вместе с тем, как уже отмечалось, разным странам присуща определенная специфика. Так, независимо от того, является ли США запрашивающей или запрашиваемой стороной, они могут на основании условий соответствующего договора послать или получить ходатайство о "предварительном аресте" запрашиваемого лица до получения или направления формального требования о выдаче и соответствующих документов. Данный арест направлен на то чтобы избежать риска побега запрашиваемого лица. Период задержания регулируется договором, как правило, он составляет 45 дней. Если запрашивающее государство не успевает предоставить необходимые документы по истечении этого срока, запрашиваемое лицо освобождается, что не является препятствием для повторного обращения о выдаче. Обязательным условием удовлетворения ходатайства о предварительном аресте являются два обстоятельства: срочность в связи с возможным побегом запрашиваемого лица; уверенность в том, что требование о выдаче будет обязательно направлено. Международное сотрудничество по вопросам выдачи в Германии осуществляется в рамках Европейской конвенции о выдаче 1957 г., Протоколов к ней, двусторонних договоров, национального Закона "О международной правовой помощи по уголовным делам", где специально для выдачи предусмотрены меры пресечения в виде ареста, временного ареста и предварительного задержания. Так же как и в США, лицо может быть арестовано и до получения официального запроса о выдаче. Срок содержания лица под стражей до получения запроса о выдаче может составлять два месяца, примечательно, что если речь идет о неевропейском городе - 3 месяца. В случае непоступления документов в срок лицо освобождается из-под стражи. Приказ об аресте также отменяется по устранении оснований ареста. В то же время при необходимости возможно продление срока содержания под стражей. Во Франции также существует национальный Закон "О выдаче иностранцев", который применяется при отсутствии соответствующих многосторонних и двусторонних договоров. Характерно, что Франция относится к числу тех стран, которые в случае коллизии международных и внутренних норм предпочтение отдают национальному законодательству. Обеспечению прав и свобод человека придается особое значение, поэтому в течение 24 часов с момента ареста лицо, запрошенное к выдаче, допрашивается прокурором. Во Франции, в отличие от большинства государств, регламентирован срок рассмотрения дела о выдаче в обвинительной камере апелляционного суда, оно должно быть начато в течение 8 суток с момента предъявления запрашиваемому лицу материалов дела. Следует отметить, что обвинительная камера в любой момент производства может освободить лицо из-под стражи. Лицо находится под предварительным арестом до момента выдачи, этот срок составляет 40 дней. Если за это время запрос не поступил, лицо освобождается <2>. -------------------------------- <2> Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение / Под ред. Г. В. Дашкова М., 1998. С. 63.

В Великобритании также существует национальный Закон об экстрадиции, который предусматривает предварительный арест как чрезвычайную процедуру, направленную на задержание скрывающегося лица, причем до получения официального запроса лицо может быть выпущено под залог. Такую возможность не предусматривает больше ни одно государство. Великобритания в отличие от Франции ориентируется на 18-дневный срок, предусмотренный Европейской конвенцией о выдаче, который, в свою очередь, может быть продлен до 40 дней. Разумеется, при неполучении запроса в срок лицо немедленно освобождается, что не препятствует повторному аресту на основании официального запроса. В случае необходимости срок содержания лица под стражей может быть продлен. Предусматривается еще ряд сроков: выдача может быть произведена в течение двух месяцев после ареста; в течение одного месяца после выдачи ордера на экстрадицию, если не подана апелляция; одного месяца после окончания судебных слушаний; одного месяца, если лицо согласно с выдачей <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 71.

Что касается Скандинавских стран, то в вопросах выдачи друг с другом действуют минимальные требования. Примечательно, что по отношению к Европейскому союзу действуют более жесткие требования, чем к другим странам. Скандинавские страны в своих внутренних законах содержат одинаковые требования к процедуре выдачи и обязательное соблюдение прав человека. Применительно к аресту запрашиваемого к выдаче лица представляет интерес законодательство Италии. УПК Италии предусматривает арест как до получения запроса, так и на любой стадии экстрадиционной процедуры. Первоначальный срок ареста составляет 96 часов, который может быть продлен соответствующим решением, в противном случае лицо освобождается. Также законодательство Италии предусматривает упрощенную процедуру выдачи, когда при согласии с выдачей запрашиваемого лица не проводятся экстрадиционные слушания. В Испании также действует Закон об экстрадиции, срок для ареста запрашиваемого лица составляет 40 дней. При непоступлении запроса в течение этого времени лицо освобождается. После принятия запроса судом срок может быть продлен еще на 40 дней. В Греции запрашиваемое лицо предварительно арестовывается и при непоступлении запроса в сроки, предусмотренные договором, лицо освобождается. Страны Бенилюкса взаимодействуют в вопросах выдачи на основе многосторонних, двусторонних договоров и национального законодательства, где предусмотрен арест запрашиваемого лица с целью последующей выдачи <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 90, 95.

Европейская конвенция о выдаче и Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам разрешают взятие под стражу, задержание или временный арест и до получения официального запроса о выдаче. Россия и другие страны СНГ также предусматривают обязательное заключение лица под стражу для достижения целей выдачи, руководствуясь при этом как многосторонними и двусторонними договорами, так и национальным законодательством. Таким образом, и международное, и национальное право регламентирует применение ареста или задержания лица и до получения запроса о выдаче. Лицо может быть задержано и без ходатайства о выдаче, если есть основания подозревать, что лицо, совершив преступление, влекущее выдачу, может скрыться. О произведенном аресте немедленно уведомляется запрашивающая сторона. Что касается уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, то оно прямо указывает в названии статьи цель меры пресечения: "Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица". Несмотря на то что в названии мера пресечения не конкретизируется, в самом тексте речь идет только о заключении под стражу как единственно приемлемой в данном случае. Такое положение обусловлено спецификой института выдачи и сложившийся практикой. Этот выбор диктуется и частым отсутствием у разыскиваемого лица постоянного места жительства, неотложностью, быстротой принимаемых в рамках процедуры выдачи задержания, ареста <5>. -------------------------------- <5> Мельникова Э. Б. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции. М., 2003. С. 75.

Международный уровень выдачи определяет и высокий должностной уровень лиц, компетентных информировать об избранной мере пресечения иностранному гражданину или лицу без гражданства. Это - только Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Особое содержание выдачи как процессуального действия, реализуемого на международном уровне, диктует и особенности процессуального порядка ее осуществления. Применительно к избранию меры пресечения это: - немедленное сообщение компетентному органу иностранного государства; - указание срока; - необходимость согласования сроков и места передачи лица, запрошенного к выдаче. И международные, и национальные нормы предусматривают возможность обжалования и право на защиту, также очень важным является обеспечение запрашиваемого к выдаче лица переводчиком. Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека - закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону - интересы борьбы с преступностью. Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания. Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида <6>. -------------------------------- <6> Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве. М., 1998. С. 58.

Следует также отметить рост роли суда в развитии института выдачи в целом, однако эта роль неодинакова в разных странах. В одних странах именно суд решает вопрос о выдаче (Аргентина, Бразилия, Швейцария и др.), в других - решение суда носит рекомендательный характер, окончательное решение принимает исполнительная власть. В то же время запрет выдачи носит обязательный характер (Люксембург, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция и др.). Согласно третьей системе решение суда во всех случаях носит рекомендательный характер (Польша, Австрия, Бельгия, Венгрия, Нидерланды, Япония и т. д.), а окончательное решение остается за исполнительной властью <7>. -------------------------------- <7> Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко. М., 1995. С. 113.

Современная практика такова, что при толковании договоров о выдаче страны делают упор на стремление к сотрудничеству, т. е. на придание договору эффективности. Добросовестное выполнение международных обязательств не только является принципом международного права, но и служит критерием законности деятельности государств в международных и внутригосударственных делах, выступает в качестве условия стабильности, эффективности, международного правопорядка, согласованного с правопорядком государства <8>. -------------------------------- <8> Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве. М., 1998. С. 59.

Исходя из того что экстрадиция - одно из действенных и апробированных в международной практике эффективных средств борьбы с преступностью, ее дальнейшее совершенствование и развитие, в том числе и в вопросах ареста для обеспечения выдачи, послужат интересам укрепления международного правопорядка. Применение меры пресечения в виде заключения под стражу - одна из стадий экстрадиционного процесса, которая может быть обжалована в порядке, предусмотренном законодательством запрашиваемого государства. Лишние свободы лица в рамках экстрадиционного процесса представляет собой акт международного сотрудничества <9>. -------------------------------- <9> Сафаров Н. Экстрадиция в международном уголовном праве. С. 177.

В свою очередь, защита от произвольных арестов, в том числе несовместимых с целями экстрадиции, предусматривается в ряде международных актов по правам человека. Сам факт того, что против лица ведется экстрадиционное производство, не только не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость обеспечения процессуальных гарантий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 184 - 185.

Принятие иных мер пресечения до и при получении запроса о выдаче является отходом от общепринятой международной практики вообще и ненадлежащим исполнением своих обязательств (в данном случае Европейской конвенции о выдаче) в частности.

Название документа