Значение норм международного финансового права в предотвращении негативных последствий финансовых кризисов на национальных рынках

(Петрова Г. В.) ("Финансовое право", 2011, N 7) Текст документа

ЗНАЧЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ <*>

Г. В. ПЕТРОВА

Петрова Галина Владиславовна, заведующая кафедрой международного частного права и гражданского процесса Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена вопросам международного финансового права. Автором определяется место, предмет и метод международного финансового права, а также значение норм МФП в предотвращении негативных последствий финансовых кризисов на национальных рынках.

Ключевые слова: международное финансовое право, экономическое право, финансово-правовые отношения, финансовый кризис.

The article is devoted to the issues of international financial law. The author determines the place, subject and method of international financial law and also the significance of norms of IFL in prevention of negative consequences of financial crises on national markets.

Key words: international financial law, economic law, financial-law relations, financial crises.

Роль государства по управлению финансовыми отношениями в обществе понимается не только как его "обязанность" активно влиять на институциональную среду организации финансовой деятельности государственных органов, но и как "комплекс правоприменительных функций", отражающий основные подходы к реализации норм финансового законодательства. Финансовая деятельность государства динамична и подчинена как национальным, так и международным проблемам экономического развития, кризисам и колебаниям. Эффективность правоприменения в финансовой деятельности государства стала напрямую зависеть от таких негативных или сомнительных факторов, как финансирование терроризма, "организация финансовых кризисов", коррупция, трансграничная финансовая преступность, офшорные юрисдикции, электронная коммерция, финансовые пирамиды, "дикие скачки" на фондовом рынке, "импорт финансового кризиса". Нормы международного финансового права регулируют отношения, вытекающие из делового финансового общения, финансового сотрудничества между разными странами направлена на предотвращение негативных последствий финансовых кризисов на финансовых рынках. Особенности современного МФП в том, что финансово-правовые отношения возникают в условиях международного общения, они могут быть без участия иностранцев, но иметь в своем составе иностранный элемент, который требует применения норм и категорий международного финансового права. Мировой финансовый правопорядок означает наличие устойчивой системы международного правового регулирования взаимодействия в мировой финансовой сфере юридических лиц, государственных органов и международных финансовых организаций. Как следствие "слабой" урегулированности финансовой сферы нормами международного и национального права государств возникли благоприятные условия для финансирования терроризма, коррупции и легализации преступных доходов <1>. Безоговорочно относя валютную систему, сложившуюся под эгидой США, к "добросовестной валютной системе", не уделяется серьезного внимания вопросам современной оценки эффективности международно-правовых основ валютного и финансового регулирования, обеспечения безопасности национальных бюджетов и финансовых рынков от мировых кризисов, коррупции, финансирования терроризма. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. Г. Вилковой "Договорное право в международном обороте" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004. ------------------------------------------------------------------ <1> См. подробнее о правовом регулировании современного финансового оборота: Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. М.: Дело, 2004; Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004; Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002; Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. М.: Дело, 2004; Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции; право и практика. М., 1994; Международное частное право / Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2006; Комаров А. С. Ответственность в международном коммерческом обороте. М., 1992; Лунц Л. А. Международное частное право. М., 1973; Попондопуло В. М. Международное коммерческое право. СПб., 2000; Петрова Г. В. Международное частное право. М., 2006; Скаридов А. С. Международное частное право. СПб., 2004; Шумилов В. М. Международное финансовое право. М., 2004.

Мировой финансовый правопорядок включает, с одной стороны, национальные и международные унифицированные нормы о финансовой деятельности частных субъектов, коллизионные и обычные нормы в сфере учета, оборота финансов, финансовых операций частных лиц. С другой стороны, он предусматривает публичные договоренности государственных органов и международных организаций по защите финансовой системы и финансовой стабильности. Международная финансовая деятельность государств динамична и подчинена как национальным, так и международным проблемам экономического развития, кризисам и колебаниям. Поэтому законность и эффективность правоприменения в финансовой деятельности государств стали напрямую зависеть от таких негативных или сомнительных факторов, как финансирование терроризма, "организация финансовых кризисов", коррупция, трансграничная финансовая преступность, офшорные юрисдикции, электронная коммерция, финансовые пирамиды, "дикие скачки" на фондовом рынке, "импорт финансового кризиса". Как результат - государства вынуждены искать через международные органы и организации наднациональные механизмы объединения усилий по обеспечению международного правопорядка. Таким образом, вопрос о месте международного финансового права решается не по характеру его источников, а по тому, какие финансовые отношения являются предметом регулирования. Например, отношения по страхованию кредитных рисков в операциях транснациональных банков не могут рассматриваться как отношения межгосударственные, хотя и регулируются межгосударственными соглашениями о сотрудничестве в рамках МВФ. Место международного финансового права в системе российского права и права зарубежных государств определяется его предметом, юридической природой норм, методом, уровнем кодификации, унификации и гармонизации. Сотрудничество между различными государствами в экономической и финансовой области находит выражение в многообразных отношениях как между самими государствами, так и между их гражданами и организациями (юридическими лицами). Международное общение по финансовым вопросам, международный финансовый оборот представляют собой как совокупность межгосударственных отношений, так и совокупность отношений между гражданами, организациями различных стран, транснациональными и международными организациями. Понятие и содержание международного финансового права раскрывается через систему норм международного финансового права. В состав системы международного финансового права как специальной отрасли правоведения входят вопросы: - правового статуса и деятельности в Российской Федерации иностранных кредитных организаций; - налогоплательщиков иностранных юридических и физических лиц, вопросы валютного регулирования деятельности иностранных лиц в России; - кредитно-расчетные отношения с международными финансовыми организациями, финансирование иностранных инвестиций, страхование финансовых рисков; - финансовые операции с участием транснациональных финансовых, кредитных, страховых организаций, международных фондовых бирж, депозитарных и клиринговых центров; - коллизия норм о налоговой, расчетной, кредитной, страховой деятельности частных субъектов разных государств; вопросы унификации материальных и процедурных норм финансового законодательства различных стран; - вопросы международного налогового процесса, мониторинга, банковского, страхового надзора, надзора за рынком ценных бумаг, международные налоговые проверки, деятельность международных финансовых организаций. Возможности МФП в предотвращении негативных последствий финансовых кризисов определяются тем, что в международном финансовом праве речь идет о комплексном регулировании отношений финансово-правового характера. В соответствии с этим система науки международного финансового права должна по возможности включать: 1) нормы и принципы международных финансовых отношений; 2) международные типовые финансовые контракты; 3) международные финансовые операции; 4) нормы и обычаи международных финансовых организаций; 5) международные финансовые институты; 6) международно-правовой режим оборота финансовых средств в банковской деятельности; 7) международно-правовой режим оборота ценных бумаг; 8) международно-правовые валютные отношения; 9) международно-правовой режим налогообложения; 10) международно-правовой режим страхования; 11) международно-правовой режим финансового контроля; 12) международно-правовой режим учета финансовых обязательств; 13) международно-правовой режим финансирования инвестиций и др. Финансово-правовые вопросы межгосударственных отношений составляют область международного публичного права, а финансово-правовые вопросы отношений между гражданами и организациями, возникающие в международной жизни, относятся к сфере международного частного права. К области международного финансового права, например, относятся частноправовые вопросы о правоспособности в сфере финансов иностранных и транснациональных юридических лиц, об отношениях по внешнеэкономическим финансовым операциям, связанным с расчетами, кредитованием, международным налогообложением и инвестированием (важнейшая часть международного финансового права), и многие другие вопросы подобного характера. К этой области относятся и вопросы международного долгового, валютного, страхового права, возникающие в условиях международной реструктуризации долгов и финансовой поддержки со стороны МВФ. В системе российского права международное финансовое право все чаще рассматривается как самостоятельная отрасль, включающая как международные публично-правовые, так и международные частноправовые нормы, связанные с положениями национального финансового права России и сложившимися обычаями деловой финансовой практики. Но хотя международное финансовое право не входит в состав международного, гражданского, коммерческого или финансового права, все же в нем используется целый ряд цивилистических, процедурно-процессуальных, учетно-финансовых категорий: финансово-правовая ответственность, юрисдикция налогоплательщика, правоспособность, дееспособность, форма волеизъявления при совершении финансовых операций, последствия несоблюдения этой формы, мониторинг международных расчетов и инвестиций и т. д. Имущественные отношения между частными субъектами мирового финансового оборота в основном регулируются путем применения ряда цивилистических категорий. Естественно, что при регулировании финансовых отношений, возникающих в условиях международной жизни, получают применение многие из тех категорий валютного, банковского, международного частного права, которыми руководствуются в области отношений гражданского права, возникающих в тех же условиях. Следовательно, международное финансовое право как отрасль права и отрасль правоведения есть область отношений как финансово-правового, так и гражданско-правового характера в указанном широком смысле слова, возникающих в международном финансовом сотрудничестве и обмене денежными средствами в коммерческом обороте. Международное финансовое право изучает финансово-правовые отношения с иностранным элементом. Но это не значит, что международное финансовое право является лишь частью финансового или международного права. Специфическим отличием финансово-правовых отношений, включаемых в международное финансовое право, является то обстоятельство, что международное финансовое право изучает лишь особую группу финансово-правовых отношений, которые имеют международный характер, а именно валютные расчеты, в том числе с участием МВФ, финансовые операции банков различной государственной принадлежности, международный мониторинг за предотвращением легализации незаконно полученных доходов, международное налогообложение, финансовую деятельность транснациональных компаний, финансирование частной торговли и инвестиций с участием лиц и международных организаций и др. Данное определение в целом отражает сложившийся научный взгляд на место норм международного финансового в системе российского права. Хотя оно пока не получило широкое подтверждение как исходное положение для отграничения указанной отрасли правоведения от смежных отраслей, думается, оно в целом отражает юридическую природу международного финансового права. Для того чтобы уточнить это определение международного финансового права, необходимо установить соотношение между финансовым, гражданским, международным частным и международным публичным правом, отраслями права, тесным образом соприкасающимися между собой при регулировании финансовых отношений с иностранным элементом. Частноправовые вопросы международного финансового права особенно тесно соприкасаются и переплетаются с вопросами международного публичного права в сфере регулирования международного налогообложения, международной поддержки бюджетных дефицитов государств, расчетно-кредитных отношений во внешней торговле и инвестиционной деятельности. В российской финансовой системе отношения межгосударственные (отношения, регулируемые договорами и соглашениями о валютных расчетах, кредитовании, предотвращении двойного налогообложения, взаимной защите инвестиций, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами) тесно связаны с отношениями обеспечения финансовой стабильности российской банковской и валютной системы. Таким образом, эти договоры и соглашения являются источниками права, регулирующего налогообложение, валютные расчеты, погашение долгов, кредитование, инвестирование с участием иностранных публичных и частных лиц. То есть эти финансовые договоры и соглашения устанавливают как межгосударственные (международные) обязательства по финансовым обязательствам РФ, так и создают финансово-правовые отношения по оплате, исчислению налогов, условиям кредитования и погашению долгов. Говоря о международном финансовом праве как отрасли права, следует особо отметить отношения между государственными органами, международными, многонациональными и иностранными организациями, выступающими субъектами международного финансового права. В данных условиях отношения между этими субъектами являются отношениями имущественного, денежного характера, а не международного публичного общения, поскольку участники финансового оборота разных стран выступают как юридические лица и споры по таким отношениям рассматриваются национальными арбитражными судами или коммерческими арбитражами при торговых палатах одной из участвующих стран. Отсюда ясно, что частноправовые отношения по финансовым операциям иностранных хозяйственных организаций входят в сферу международного финансового права (которое тесно переплетается с международным частным правом), а не международного публичного права. К российской науке международного финансового права мы должны отнести и рассмотрение межправительственных соглашений наблюдательного, контрольного характера в той мере, в какой они определяют собой финансово-правовые отношения между государственными органами и организациями различных стран по борьбе с международными финансовыми преступлениями. Это проблема соотношения публичных норм административного, налогового, бюджетного, валютного контроля и коммерческих договоров с иностранным элементом о финансировании. В отечественной литературе указывалось на то, что вообще все отношения, которые относятся к международному финансовому праву, тесно связаны с соответствующими межгосударственными отношениями и даже неотделимы от них, и делался вывод, что нормы международного финансового права входят в состав международного экономического права в широком смысле слова. Вопросы функционирования постоянно действующих органов межгосударственного сотрудничества по борьбе с финансовой преступностью являются важнейшей областью науки международного финансового права. Изучение рекомендаций и программ таких органов приводит к заключению, что ряд административно-правовых, налоговых, финансово-надзорных институтов международного финансового права будут иметь существенное значение при дальнейшем совершенствовании правовых основ сотрудничества стран по унификации норм в финансовой сфере. Например, "40 рекомендаций" ФАТФ являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами - участниками своих законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов. В 2001 г. они были признаны МВФ и Всемирным банком в качестве международных стандартов борьбы с легализацией преступных доходов. Таким образом, в регулировании процессов международно-правового регулирования финансовых отношений юридических лиц и государственных органов применяются совокупно (комплексно) две различные правовые формы. Первая - это национальные и международные унифицированные нормы, коллизионные и обычные нормы в сфере учета, оборота финансов, финансовых операций частных лиц; вторая - это публичные договоренности государственных органов и иных уполномоченных организаций по обеспечению бюджетных интересов государств и защите финансовой системы и финансовой стабильности. В этой связи необходимо рассмотреть науку международного финансового права в том ее варианте, который отражает тенденции сотрудничества в международной финансовой деятельности и сближение в мировом масштабе национальных финансово-правовых норм. В условиях глобализации, единства мировой финансовой системы международные финансовые отношения представляются одновременно связями между суверенными государствами и между экономически и юридически самостоятельными лицами. Поэтому при их регулировании цивилистические, административно-финансовые, международно-правовые методы должны быть сведены к новому качеству. Таким образом, в науке МФП справедлива постановка вопроса о методах правового регулирования международных финансовых отношений в аспекте единства в мировом хозяйстве процессов финансовой отчетности, финансового контроля, надзора, мониторинга, финансовой поддержки "проблемных" рынков, формирования единых центров управления мировыми финансами. Процессы унификации правовых методов обеспечения мировой финансовой стабильности должны рассматриваться комплексно, как единство отношений координации мировых финансовых рынков и денежных отношений в международно-правовом порядке посредством заключения международных финансовых договоров или путем использования принятых международными финансовыми организациями механизмов рекомендаций. Создаваемая таким путем система норм международного финансового права имеет свои отличные от международного права принципы, методы, поскольку круг субъектов международного финансового права не идентичен кругу субъектов международного публичного права. Внутригосударственное регулирование финансовой деятельности в отдельных странах следует рассматривать как соотношение, переплетение, симбиоз норм международного финансового права и норм внутригосударственного права (конституционного, финансового, информационного, учетного, гражданского, административного, налогового и других отраслей права). Новым в регулировании мировых финансовых потоков можно считать то, что на основе единых принципов и стандартов международной финансовой отчетности, мирового банковского надзора, мирового страхового надзора, управления мировым рынком ценных бумаг и финансовых услуг, предотвращения финансовой преступности и других стандартов, норм и принципов происходит синхронизированное регулирование организационных и денежных кредитно-расчетных, налоговых, долговых, инвестиционных и иных отношений. В условиях глобализации международной финансовой деятельности государств финансовые отношения связаны результатами сотрудничества в рамках МВФ и других авторитетных финансовых и экономических организаций. Отсюда возникает повышенное значение финансовой ответственности государств, национальных и транснациональных организаций за исполнение международных финансовых обязательств. Финансовое право как наука сконструировано как из самостоятельных бюджетных, налоговых, валютных и других финансово-надзорных норм, так и посредством выделения из конституционного, административного, гражданского права специальных норм о банковских, расчетных, кредитных, долговых отношениях между публичными и частными субъектами. Поэтому МФП как наука регламентирует денежные отношения с тем новым содержанием, которое они имеют в транснациональных связях субъектов в интегрированном мировом финансовом обороте, основанном на единообразии общих финансово-правовых принципов и стандартов государств. Это вытекает из того, что сотрудничество государств в финансовой сфере есть совокупность отношений между суверенными государствами, отношений между частными лицами, международными организациями, транснациональными предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями разных государств. Международно-правовые, финансово-правовые, гражданско-правовые формы регулирования мировых стандартизированных финансовых операций взаимосвязаны и в этом смысле образуют комплекс. Но данная взаимосвязь требует точного определения, и притом определения конкретного, где каждая из указанных форм в целях эффективного регулирования должна получить свою сферу применения, вследствие чего названные правовые формы как в теории, так и в практике требуют четкого разграничения. Международно-правовые финансовые нормы-принципы являются результатом унификации и гармонизации норм международного финансового права, которые формируют базовые нормы мирового финансового оборота. Во-первых, базовые международные нормы, отражающие принцип международного финансового контроля и мониторинга за стабильностью мировой денежной системы, за правомерностью сделок в мировых финансах, за выполнением международных финансовых обязательств государствами. Функции контроля и мониторинга в определенном смысле выполняются мировыми финансовыми организациями и учреждениями, национальными органами государств и интеграционных сообществ. Во-вторых, международные нормы, реализующие принцип обеспечения сбалансированности мирового финансового оборота по отдельным финансовым, товарным рынкам, инвестиционным сферам. Он выражается в предоставлении необходимой финансовой поддержки со стороны мировых и национальных банков-кредиторов странам с развивающейся экономикой или странам, получающим субсидии в рамках интеграционных сообществ. В-третьих, международные нормы, обеспечивающие единые стандарты финансовой отчетности, финансовых процедур и методик расчета прибыли, эффективности инвестиций и обеспечения единых мировых стандартов социальной защиты. Наряду с активно развивающимися традиционными институтами международного финансового права: налоговым, валютным, банковским, страховым, о бухгалтерском учете - активно развивается международное право о финансовом контроле за предотвращением легализации незаконно полученных доходов. В некоторых случаях коллизия законов и возникновение коллизионного вопроса устраняются тем, что к данному отношению с иностранным элементом применяется не внутренний закон какой-либо страны, а общепринятые в международном финансовом обороте обычаи или обычаи международной банковской практики, получившие признание или применение на различных финансовых рынках государств. Наличие и применение такого рода обычаев, содержащих общие материальные нормы, также (если они действительно носят единообразный характер) сужают сферу действия коллизионного права, т. е. действуют тем же образом, что и унификация материального права, созданная международными соглашениями. Совпадение содержания внутренних материально-правовых норм различных стран является результатом взаимных влияний и заимствований, обусловленных объективными факторами становления национальных финансовых рынков и финансовых систем, политическими условиями, наличием сотрудничества в финансовой сфере между данными странами. Например, многие государства имеют законы о публичных и частных финансах, что позволяет кодифицировать финансовое право. Однако подобного рода сходства или совпадения финансово-правовых норм различных стран не исключают возникновения в отношениях между этими странами коллизионных вопросов. Даже при полном текстуальном совпадении законов двух стран все же возникает вопрос о том, не получили ли эти законы различную интерпретацию в судебной практике каждой из стран, нет ли в одной из них таких последующих изменений и дополнений, которых нет в другой стране. Нельзя также считать, что единообразные государственные законы различных государств, принятые по образцам, разработанным определенными международными комиссиями, исключают постановку коллизионных вопросов. В этих случаях нормы коллизионного права сохраняют значение. Коллизионная норма не имеет предпосылок для применения, когда источником данной материальной нормы является международное соглашение или международный обычай, создавший унификацию соответствующих материальных норм.

Название документа