Обеспечение действенности руководящих принципов ООН в области предупреждения преступности

(Троицкий С. В.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 4) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОСТИ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ООН В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ <*>

С. В. ТРОИЦКИЙ

Троицкий Сергей Владимирович, адъюнкт кафедры прав человека и международного права МосУ МВД России.

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов обеспечения действенности руководящих принципов Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности. В данной статье освещена позиция автора, направленная на усовершенствование системы противодействия преступности. Акцентируется внимание на трех различных типах мер по предупреждению преступности, которые являются результативными в плане снижения уровня преступности, а также рассматриваются принципы, образующие основу успешных программ по предупреждению преступности.

Ключевые слова: международное право, принципы Организации Объединенных Наций, предупреждение преступности, противодействие.

The present article is devoted to consideration of theoretical aspects of ensuring efficiency of governing principles of the United Nations Organization in the sphere of prevention of crime. The said article reveals the author's stance aimed at improvement of the system of counteraction of crime. The author draws attention to three different types of measures aimed at prevention of crime which are efficient in reduction of level of crime and also considers the principles forming the basis for successful programs of prevention of crime.

Key words: international law, principles of United Nations Organization, prevention of crime, counteraction.

Разрушительное воздействие преступности ощущают на себе прежде всего представители бедных слоев населения - и это всего лишь одна из причин, по которым предупреждение преступности должно быть частью системы обеспечения верховенства права в любой стране. Преступность и виктимизация негативно отражаются на развитии государства: снижается качество жизни граждан; как следствие давления на предпринимательские структуры ухудшаются перспективы трудоустройства. В отсутствие атмосферы безопасности высокие расходы на борьбу с преступностью и осуществление уголовного правосудия ведут к сокращению объема средств, предназначенных для социального развития. Объявленное ООН стратегическое направление противодействия преступности получило в последние годы отчетливое правовое и организационное закрепление <1>. Действенной основой в процессе противодействия преступности является использование разнообразных мер по ее предупреждению <2>, которые могут способствовать обеспечению защиты и безопасности граждан и их имущества, а также повышению качества жизни в общинах во всем мире <3>. -------------------------------- <1> См.: Рахманова Е. Н. Стратегии сдерживания преступности в условиях глобализации: Материалы международной научной конференции, посвященной 160-летней годовщине со дня рождения проф. И. Я. Фойницкого. Санкт-Петербург, 11 - 12 октября 2007 г. <2> Информационный бюллетень ООН N 5/2010. URL: http://www. crimecongress2010.com. br. <3> См.: Резолюция 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г. "Меры по содействию эффективному предупреждению преступности".

Существует три различных типа мер по предупреждению преступности, являющихся результативными в плане снижения уровня преступности, как при непосредственном применении, так и в различных сочетаниях друг с другом. Речь идет о социальном, общинном и ситуационном предупреждении преступности. Стратегия социального предупреждения преступности ориентирована на повышение благосостояния целевой группы. Содействуя улучшению перспектив доступа к таким социальным благам, как здравоохранение, безопасная и здоровая окружающая среда, трудоустройство и образование, социальное предупреждение преступности нацелено на сокращение числа факторов, побуждающих лиц из числа маргинализированных групп рассматривать преступную деятельность в качестве приемлемого варианта решения жизненных проблем. Общинное предупреждение преступности нацелено на изменение условий жизни в районах проживания бедноты с характерным для них низким уровнем социальной сплоченности, где традиционно велика опасность быть вовлеченным в преступную деятельность или стать ее жертвой. Ситуационное предупреждение преступности направлено на сокращение возможностей и стимулов для совершения правонарушений за счет максимизации риска быть пойманным и минимизации выгод от преступных действий. Оно предусматривает такие меры, как надлежащая организация среды общественных мест и жилых районов и обеспечение помощи для жертв преступлений. Существует немало документально подтвержденных и апробированных примеров успешного применения трех вышеупомянутых типов предупреждения преступности. Общую основу успешных программ по предупреждению преступности образуют такие принципы, как: 1) руководящая роль государства на всех уровнях, с целью формирования и обеспечения функционирования институциональных рамок для предупреждения преступности; 2) интеграция деятельности по предупреждению преступности в политику социально-экономического развития; 3) сотрудничество государственных институтов, гражданского общества и бизнеса; 4) устойчивый характер и подотчетность; 5) научный подход; 6) соблюдение прав человека, верховенство закона, популяризация правовой культуры; 7) учет связи правонарушений на местном уровне с транснациональной организованной преступностью; 8) использование различных стратегий для различных групп населения, в частности для юношей и девушек, мужчин и женщин, слабозащищенных членов общества. Применительно к развивающимся странам данные принципы могут казаться слишком масштабными и трудновыполнимыми. Вместе с тем, как заметил Президент США, "...предупреждение преступности вначале может показаться неоправданно затратной мерой, однако в долгосрочной перспективе оно оказывается менее дорогостоящим, нежели его альтернативы, с точки зрения качества жизни и прямых расходов на борьбу с преступностью" <4>. Наряду с этим Д. А. Медведев подчеркнул, что "предупреждение преступности является приоритетным направлением государства, несмотря на его масштабность" <5>. -------------------------------- <4> 64 session of General assembly of the United Nations. URL: http://www. un. org/ru. <5> Заседание коллегии Министерства внутренних дел в 2009 г. URL: http://www. kremlin. ru/news/6909.

Думается, что отмеченные принципы обязаны находить отражение в национальных планах действий по предупреждению преступности каждого из государств - участников ООН. В таком плане страны четко обозначают: вызовы, причины их возникновения, объективно формулируют приоритеты и возможные решения, называют ответственных за выполнение этих решений и указывают необходимые для этого ресурсы. На местном уровне указанный план должен быть полностью детализирован. Разработка такого комплексного плана предупреждения преступности является лишь первым шагом, следует также предусмотреть механизм оценки хода его выполнения с тем, чтобы закрепленные в нем стратегии и цели сохраняли свою актуальность и эффективность. Также принятый план нуждается в устойчивом государственном финансировании. Стоит заметить, что в настоящее время существует определенный объем накопленной информации об эффективных видах практики и успешных программах по отдельным аспектам предупреждения преступности, от создания безопасных школ до организации системы безопасности в общественных местах, и эта информация доступна для всех стран - участниц Организации Объединенных Наций. Однако программы, используемые в развитых странах, могут оказаться неприменимыми для других государств, особенно при отсутствии местных данных о преступности. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы стратегии предупреждения преступности были в максимальной степени адаптированы к нуждам и обстоятельствам конкретных стран. Важным аспектом предупреждения преступности, обеспечить который не так легко, является установление рабочих связей между различными управленческими секторами и общественностью. К примеру, общественность может полагать, что обеспечение безопасности является исключительно задачей правоохранительных органов, правительственные же органы не склонны делиться информацией с другими партнерами по соображениям секретности или в силу обязательств о неразглашении конфиденциальной информации. В связи с чем считаю, что общественно-просветительская деятельность является одним из возможных способов изменить такое отношение. Например, в качестве одного из элементов стратегии предупреждения насилия в отношении женщин федеральное правительство Бразилии инициировало общественную информационную кампанию. В рамках ее с целью повышения осведомленности и активизации общественной дискуссии по этому вопросу был организован широкий доступ к информации об имеющихся специальных службах, круглосуточная "горячая линия" для жертв насилия, организована сеть общественных форумов по вопросам безопасности женщин. Подобные информационные компании существуют практически во всех экономически развитых государствах. Следует обратить внимание на то, что сейчас можно выделить значительное число принципов предупреждения преступности, отражающих лишь практику государств и иных субъектов международного права в правоохранительной сфере, их сотрудничества на международной арене. Эти принципы еще не получили всеобщего признания в качестве правовых норм. В то же время многие из них уже нашли отражение в законодательстве государств, в заключаемых ими международных договорах <6>. -------------------------------- <6> См.: Ромашев Ю. С. Международное правоохранительное право. М.: Норма, 2010.

Эффективность руководящих принципов ООН в области предупреждения преступности рассматривается в рамках сессий Конгрессов по предупреждению преступности и уголовному правосудию. На двенадцатом Конгрессе ООН была принята декларация, в которой говорится, что руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности <7> оправдали себя как конструктивный и эффективный инструмент <8>. -------------------------------- <7> См.: Руководящие принципы для предупреждения преступности. Приняты Резолюцией 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г. <8> См.: проект Сальвадорской декларации "Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире", принятой на двенадцатом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию 9 апреля 2010 г.

Считаю, что рассматриваемые принципы ООН могут быть усовершенствованы для противостояния новым и новейшим вызовам. Полагаю, что эффективное предупреждение преступности играет центральную роль в деле обеспечения устойчивого развития, поскольку снижение уровня преступности и незащищенности способствует улучшению условий предпринимательской деятельности, перспективы трудоустройства и позволяет перераспределить ресурсы из области борьбы с преступностью в сферу социально-экономического развития. Все это подтверждается созданием под эгидой ООН Центра по международному предупреждению преступности (ЦМПП), задачами которого являются содействие укреплению международного сотрудничества в деле предупреждения и сдерживания преступности; оказание поддержки в развитии систем уголовного правосудия; помощь государствам-членам в решении задач и преодолении угроз, возникающих в связи с изменением характера транснациональной организованной преступности. Также глубоко убежден, что главными составляющими более эффективной политики предупреждения преступности являются ликвидация нищеты и социально-экономическое развитие, а также содействие уважению культурного, расового и этнического многообразия. Разработка такой политики должна осуществляться на основе подхода, который предусматривал участие разных сторон, включая государства, межправительственные организации, неправительственные организации, средства массовой информации, частный сектор и общество в целом на скоординированной основе.

Название документа