Дефиниция коррупции во внутригосударственном механизме реализации принципа международного сотрудничества

(Макаров А. В., Жукова А. С.) ("Юридический мир", 2014, N 1) Текст документа

ДЕФИНИЦИЯ КОРРУПЦИИ ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

А. В. МАКАРОВ, А. С. ЖУКОВА

Макаров Андрей Владимирович, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет", доктор юридических наук, профессор.

Жукова Александра Сергеевна, старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса юридического факультета ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет".

Обширные основы международного сотрудничества Российской Федерации в противодействии коррупции определены участием РФ в ряде международно-правовых документов, в частности в Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, что определяет необходимость внутригосударственного юридического механизма исполнения конвенционных норм. Особенности применения норм конвенций связаны с имплементацией международных норм в российское законодательство с учетом норм международного и национального права. Авторы придерживаются мнения: "Основополагающая задача современных исследований в области коррупции - это определение "коррупции" как международного негативного явления, необходима формулировка понятия "международное сотрудничество в противодействии коррупции" и разработка международной стратегии противодействия коррупции".

Ключевые слова: государство, коррупция, страны СНГ, организационные основы противодействия коррупции, международное сотрудничество, правовая основа, имплементация, демократия, права человека и гражданина, стратегия предупреждения преступности.

Definition of corruption in domestic mechanism of realization of the principle of international cooperation A. V. Makarov, A. S. Zhukova

Makarov Andrej Vladimirovich, dean of the law faculty of the Federal state budgetary educational establishment of higher professional education "Transbaikal state university", doctor of juridical sciences, professor.

Zhukova Aleksandra Sergeevna, senior teacher of the chair of criminal law and criminal procedure of the law faculty of the Federal state budgetary educational establishment of higher professional education "Transbaikal state university".

The authors hold an opinion that the fundamental task of contemporary studies in the sphere of corruption is the definition of corruption as an international negative phenomenon; the formulation of the concept of international cooperation in fighting corruption and elaboration of international strategy for counteraction of corruption are necessary.

Key words: state, corruption, CIS states, organizational fundamentals of fighting corruption, international cooperation, legal ground, implementation, democracy, human rights, strategy of crime prevention.

Наряду с глобальными негативными факторами современности коррупция является первоочередной проблемой, борьба с которой ведется как на внутригосударственном уровне, так и на уровне международного сообщества. Современные транснациональные формы проявления коррупции стали серьезным противоречием глобализации и вызовом мировому сообществу. Это обусловливает серьезную угрозу международной безопасности. Масштаб угрозы выражается в серьезной озабоченности мирового сообщества и принятии многочисленных международных актов и документов о борьбе с коррупцией. Судебная практика "диктует" необходимость приведения национального уголовного законодательства в соответствие с международными стандартами, выработанными международно-правовыми документами. Есть много определений коррупции, однако чаще всего под ней понимается "злоупотребление доверенной властью, совершаемое ради личной выгоды, сопряженное с взяточничеством, конфликтом интересов, вымогательством, хищением и мошенничеством" <1>. -------------------------------- <1> Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. и др. Правовые средства противодействия коррупции: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Н. А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.

В России под коррупцией понимается <2>: -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный) В. В. Григорьева включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <2> Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный). Деловой двор, 2013.

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Закон Азербайджанской Республики трактует "коррупцию" как незаконное получение должностными лицами материальных и прочих благ, льгот или привилегий с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, а также привлечение физическими и юридическими лицами данных должностных лиц на свою сторону путем незаконного предложения или обещания либо передачи им отмеченных материальных и прочих благ, льгот или привилегий <3>. -------------------------------- <3> Закон Азербайджанской Республики "О борьбе с коррупцией" от 13 января 2004 г. N 580-ПГ (в ред. Законов Азербайджанской Республики от 1 апреля 2005 г. N 875-IIQ; 1 сентября 2005 г. N 982-IIQD; 1 октября 2007 г. N 420-IIIQD; 7 декабря 2007 г. N 510-IIIQD) // Справочно-правовая система "Гарант" (19 окт. 2013 г.).

По закону Республики Молдова "коррупция - противоправное деяние, сказывающееся на нормальном исполнении должностных обязанностей и заключающееся в использовании субъектом акта коррупции или факта коррупционного поведения своего должностного положения для принятия или согласия на принятие, прямо или опосредованно, для себя или для другого лица, материальных благ или непричитающейся выгоды либо в незаконном обещании, предложении или предоставлении субъектам актов коррупции материальных благ или непричитающихся выгод; - материальные блага - материальные или нематериальные, движимые или недвижимые ценности, полученные любыми средствами, а также юридические акты или другие документы, удостоверяющие право на них; - непричитающаяся выгода - услуги, привилегии, льготы, освобождение от обязательств и другие выгоды, незаслуженно улучшающие ситуацию по сравнению с той, в которой находилось лицо до совершения акта коррупции или факта коррупционного поведения" <4>. -------------------------------- <4> Закон Республики Молдова "О предупреждении коррупции и борьбе с ней" от 25 апреля 2008 г. N 90-XVI (в ред. Законов Республики Молдова от 2 декабря 2011 г. N 245, 27 декабря 2011 г. N 277) // Справочно-правовая система "Гарант" (19 окт. 2013 г.).

В Казахстане под коррупцией понимается "не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ" <5>. -------------------------------- <5> Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" от 2 июля 1998 г. N 267-1 (по состоянию на 1 апреля 2011 г.) // Справочно-правовая система "Гарант" (19 окт. 2013 г.).

По закону Украины "коррупция - это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей" <6>. -------------------------------- <6> Закон Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" от 7 апреля 2011 г. N 3206-VI // Справочно-правовая система "Гарант" (19 окт. 2013 г.).

Изложенное свидетельствует о том, что коррупция - явление международное, а антикоррупционные принципы все больше внедряются в национальное законодательство различных государств. Соответственно, постепенно формируется тенденция развития международных антикоррупционных инструментов, которые являются основными шагами международного сообщества к комплексному противодействию коррупции. Исследуя понятие коррупции, необходимо отметить, что международное право, эволюционируя в современных условиях глобализации, все больше вовлекает в свою орбиту правовые регуляторы, направленные на противодействие новым вызовам и угрозам. Одним из таких важнейших международно-правовых регуляторов XXI в. является противодействие коррупции на международном уровне. Стремительный рост научного, а также общественного интереса к этой теме совпал с повышением внимания к коррупции в политике и соответственно усилением антикоррупционных мер, стратегий и программ как на национальном, так и на международном уровне <7>. -------------------------------- <7> Хабриева Т. Я., Тиунов О. И., Кашепов В. П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О. И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.

В современной юридической науке справедливо отмечается, что международным и национальным опытом доказана невозможность противостояния коррупции путем осуществления отдельных, разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях <8>. -------------------------------- <8> Сурков К. В. Курс общего антикоррупционного права: Учебник: В 3 ч. (Т. 1). Чита: ЗабГУ, 2013. С. 16 - 17.

Согласно докладу базирующейся в Берлине Международной неправительственной организации Transparency International, в Индексе восприятия коррупции (ИВК) в 2012 г. Россия набрала 2,8 балла и заняла 133-е место из 176 возможных (в 2011 г. - 143-е место с индексом 2,4 балла). Этот факт указывает на то, что правительства, гражданское общество и деловой сектор должны приложить гораздо больше усилий по вовлечению граждан в противостояние коррупции <9>. -------------------------------- <9> URL: http://www. transparency. org. ru/barometr-mirovoi-korruptcii/korruptciiu-pobedit-ne-pravitelstvo-a-grazhdane / Барометр мировой коррупции (19 окт. 2013 г.).

Международное сотрудничество в современный период является одним из основополагающих направлений в международно-правовом регулировании противодействия коррупции. Об этом гласит ст. 4 Федерального закона "О противодействии коррупции", принятого в 2008 г. <10>. В этом контексте, отметим, принципы антикоррупционного права и противодействия коррупции - это руководящие начала, которые связаны с попыткой обеспечить упреждение коррупции и реализовать идею экономии уголовно-правовой репрессии в этой области. В связи с этим декларируется норма-принцип о приоритете мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией <11>. -------------------------------- <10> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (в ред. от 30 сентября 2013 г. N 261-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228. <11> Сурков К. В. Курс общего антикоррупционного права. С. 55.

Государства в настоящее время на всех уровнях международного взаимодействия - универсальном, региональном и локальном - осуществляют деятельность по криминализации коррупционных деяний и налаживанию международного сотрудничества по противодействию коррупции <12>. -------------------------------- <12> Хабриева Т. Я., Тиунов О. И., Кашепов В. П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций.

Что касается России как участника международного сотрудничества, то принцип международного сотрудничества РФ в области противодействия коррупции представлен в национальном законодательстве и развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций, соглашений. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях (ст. 4 ФЗ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"): 1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; 5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией. Ратификация Российской Федерацией основных международных правовых антикоррупционных инструментов и связанное с этим участие России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), принятие и вступление в силу Федеральных законов "О противодействии коррупции" и "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции создали прочную законодательную базу для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, отвечающую международным стандартам. Целью Национальной стратегии является противодействие коррупции, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Среди основ реализации международных стандартов отметим следующие: Декларация о принципах международного права, Конвенция ООН против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 г., Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г., Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией 19 декабря 2011 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, от 10 ноября 2006 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 26 августа 2009 г. и др. Следует отметить, что каждое государство - участник Конвенции ООН против коррупции обеспечивает в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы наличие органа или, в надлежащих случаях, органов, осуществляющих предупреждение коррупции с помощью таких мер, как: проведение эффективной и скоординированной политики противодействия коррупции, способствующей участию общества и отражающей принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности и, в надлежащих случаях, осуществление надзора и координации проведения такой политики (ст. 5 Конвенции); расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции (ст. 6 Конвенции); обеспечивает органу или органам необходимую самостоятельность в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, с тем чтобы такой орган или органы могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния; обеспечить необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, какая может потребоваться для выполнения возложенных на него функций (ст. 6 Конвенции); сообщает Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций название и адрес органа или органов, которые могут оказывать другим государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции (ст. 6 Конвенции). В целях реализации вышеизложенных положений - требований Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся определения на национальном уровне органов, ответственных за реализацию указанных международных договоров, - Указами Президента РФ "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи" и "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества" <13> определены органы, ответственные за международное сотрудничество. По гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, возникающим при исполнении двух названных Конвенций, ответственным является Минюст России. По вопросам взаимной правовой помощи, возникающим при исполнении Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, по иным вопросам взаимной правовой помощи при исполнении Конвенции ООН против коррупции ответственным органом является Генеральная прокуратура РФ. -------------------------------- <13> О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества: Указ Президента Рос. Федерации от 18 декабря 2008 г. N 1800 // СЗ РФ. 2008. N 51. Ст. 6141.

В рамках координации деятельности по профилактике и борьбе с коррупцией следует рассматривать вопросы, связанные с осуществлением международного сотрудничества по реализации требований конвенций, в которых участвует Российская Федерация. В целях реализации требований Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся определения на национальном уровне органов, ответственных за реализацию указанных международных договоров, Указами Президента РФ "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи" и "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества" определены органы, ответственные за международное сотрудничество. Итак, международные договоры - главный, но не единственный источник регулирования отношений государств и международных организаций, касающихся противодействия коррупции. Восприятие международных стандартов в сфере борьбы с коррупцией в форме "молчаливого" взятия государством определенных обязательств, вытекающих из договора, в котором оно не участвует, является одним из способов расширения круга государств, обеспечивающих эти стандарты <14>. -------------------------------- <14> Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. и др. Правовые средства противодействия коррупции.

В антикоррупционном законодательстве декларируется такой принцип, как приоритет предупреждения и профилактики коррупции. Действие этого принципа предполагает выявление и нейтрализацию криминогенных факторов. Однако это не означает, что в стратегическом плане должны быть недооценены меры, связанные с применением наказания за совершение коррупционных преступлений <15>. -------------------------------- <15> Сурков К. В. Курс общего антикоррупционного права. С. 347 - 348.

Правовая политика в сфере противодействия коррупции должна быть гармонизирована с общепризнанными принципами и нормами международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированными во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В обобщенном виде меры, направленные на совершенствование нормативной правовой базы, в стратегиях могут быть представлены следующим образом: - анализ риска коррупции в государственных организациях, особо подверженных коррупции, разработка ведомственных и межведомственных программ по борьбе с коррупцией; - исключение норм, влекущих дублирование и необоснованное расширение полномочий и разрешительных функций органов государственного управления; - совершенствование правового регулирования предотвращения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей на государственной службе; - нормативное правовое обеспечение информационной прозрачности процесса принятия решений государственными органами власти; - создание правовых условий для обеспечения общественного контроля за расходованием бюджетных средств; - внесение необходимых изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное законодательство, а также в законы, регламентирующие ответственность за административные, бюджетные, налоговые правонарушения, иные нормативные правовые акты, регулирующие сферу борьбы с коррупцией, соответственно международным стандартам; - модернизация института конфискации имущества, предметов преступления и правонарушения, применяемого при совершении преступлений и административных правонарушений коррупционного характера; - создание правовых условий для эффективного применения института защиты конфиденциальности источников информации, а также свидетелей и лиц, сообщающих о фактах совершения коррупционных преступлений и правонарушений; - совершенствование системы мер, направленных на регламентацию специального финансового контроля, распространяющих свое действие на лиц, признаваемых специальными антикоррупционными законами в качестве субъектов коррупционных правонарушений, и обязывающих их представлять соответствующим органам декларации о доходах, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах; - принятие гражданско-правовых и административных мер с целью обеспечения сохранности бухгалтерских книг, записей, финансовых ведомостей или другой документации, касающейся доходов и расходов, и воспрепятствовать фальсификации такой документации. Изложенное позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, необходима разработка международной стратегии по предупреждению коррупции, состоящей из следующих основополагающих блоков: социально-политические последствия; криминогенные факторы в политической сфере; криминогенные факторы в административном ресурсе; криминогенные факторы в сфере экономики и финансов; криминогенные факторы в судебных и правоохранительных органах; правовая политика; организация контроля и снижение коррупционных рисков; антикоррупционная программа (план); механизм реализации. Во-вторых, "международное сотрудничество в противодействии коррупции" - это деятельность государственных органов (система мер) по повышению эффективности противодействия коррупции, направленная на укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества (согласованная политика, антикоррупционная стратегия и тактика) с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом.

Литература

1. Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. и др. Правовые средства противодействия коррупции: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Н. А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный) В. В. Григорьева включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ 2. Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный). Деловой двор, 2013. 3. Сурков К. В. Курс общего антикоррупционного права: Учебник: В 3 ч. (Т. 1). Чита: ЗабГУ, 2013. 4. Хабриева Т. Я., Тиунов О. И., Кашепов В. П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О. И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.

Название документа