Проблемы репатриации адыгов на историческую родину

(Кушнир М. В.) ("Миграционное право", 2011, N 2) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РЕПАТРИАЦИИ АДЫГОВ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ

М. В. КУШНИР

Кушнир М. В., соискатель кафедры зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

"Эффект глобализации" серьезно активизирует миграционные потоки и, соответственно, интенсифицирует межэтнические коммуникации, создавая условия не только для диалога культур, но и для их конфликта. Активные миграционные процессы предопределяют количественное и качественное развитие сообществ мигрантов - диаспор, укореняющихся в принимающем обществе и способных оказывать значительное воздействие на его социально-политическую стабильность. Кроме того, укрепление диаспор неизбежно отражается на их взаимодействии со странами исхода и/или так называемым материнским этносом, оставшимся на исторической родине. Адыги - само название одного из древних автохтонных народов Северного и Северо-Западного Кавказа, относящегося к абхазо-адыгской группе северокавказской языковой семьи. Современные адыги делятся на три ветви, сохранившие в духовной и материальной культуре много общих элементов: адыгейцы, кабардинцы, черкесы. Последний этноним стал трансэтническим обозначением всех выходцев с Северного Кавказа, проживающих на Ближнем Востоке. Черкесская диаспора возникла в результате массового переселения народов Северного и Северо-Западного Кавказа на территорию Османской империи по политическим мотивам, связанным с неприятием их лидерами активного проникновения российского влияния на Кавказ и активной внешнеполитической позиции России. Сегодня адыги проживают более чем в 50 государствах. Общая их численность, по разным оценкам, колеблется от полутора до трех миллионов человек. Актуальность исследуемой в данной статье проблемы объясняется тем, что черкесская диаспора в странах Ближнего Востока выступает как высокостатусная группа, обладающая широким спектром институциональных, организационных, интеллектуальных и материальных ресурсов. Данное обстоятельство делает ее удобным инструментом воздействия на этнополитические процессы на Северном и Северо-Западном Кавказе со стороны государств, заинтересованных в укреплении своего влияния в этом регионе, дестабилизации политического пространства России и подрыве ее авторитета на международной арене. Дополнительным фактором, расширяющим деструктивные возможности "ближневосточных" черкесов, является сложная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе, отличающаяся такими негативными характеристиками, как этностатусные конфликты (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея), этнотерриториальные претензии (осетино-ингушский конфликт), неконтролируемые миграционные потоки, наличие проблемы разделенных этносов (лезгины, осетины), клановость во властных структурах, обусловленная высоким авторитетом традиционных социальных институтов и отношений, конфликты социально-экономического характера, высокий уровень национализма, специфическая политическая культура, периодически проявляющиеся антирусские настроения т. д. Очевидно, что все перечисленные факторы не способствуют формированию в регионе атмосферы стабильности и конструктивного сотрудничества. Одним из деструктивных факторов может рассматриваться репатриация адыгов на историческую родину. Под "репатриантами" в трех северокавказских субъектах РФ (Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии), а также в Абхазии понимают вернувшихся на историческую родину потомков мухаджиров (от арабского - "переселенцы"), вынужденных эмигрировать после Кавказской войны 1817 - 1864 гг. Проблема репатриации черкесов возникла еще в первые годы после их массовой депортации в Османскую империю в XIX в. Оказавшись в непривычных и тяжелых условиях, группы иммигрантов стали стремиться к возвращению на родину. В последующие годы многие зарубежные черкесы регулярно предпринимали официальные и неофициальные попытки к возвращению на Северный Кавказ. Со второй половины 1930-х гг. контакты представителей зарубежной диаспоры с исторической родиной были полностью прекращены. Долгие годы Правительство СССР под различными предлогами отказывало зарубежным черкесам в возвращении на свою родину. В 1960-е гг. же некоторые черкесские семьи из Сирии, Турции и Иордании стали переселяться в Кабардино-Балкарию и Адыгею частным путем. На местах они сталкивались с различными бюрократическими препятствиями; усложненным процессом оформления советского гражданства и прописки, устройства на работу, обмена валюты и т. п. Некоторые из репатриантов не выдерживали такого противодействия и покидали негостеприимную родину. Отмечены были и случаи, когда местные власти насильственно выдворяли из страны соотечественников - туристов, пожелавших остаться на исторической родине <1>. -------------------------------- <1> URL: http:// adyg. info/ forums. php? m= posts&q= 1360.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в диаспоре вновь активизировалось стремление вернуться на историческую родину. Наблюдая за переменами, происходившими в СССР и постсоветской России в то время, многие надеялись на облегчение процедуры репатриации. В Кабардино-Балкарию, Абхазию и другие республики приезжали как отдельные семьи, так и целые группы семей. Однако подавляющее число репатриантов того периода вернулось обратно. Неразбериха в законодательных положениях, общая нестабильность не позволили им остаться. Руководством адыгоязычных субъектов России (РА, КБР) был принят ряд мер по решению данной проблемы. В целях оказания содействия репатриантам в Кабардино-Балкарии в июне 1991 г. был учрежден благотворительный фонд "Хэкужь" ("Родина"), который начал оказывать помощь реэмигрантам в решении двух основных проблем - в оформлении документации и приобретении жилья. В 1992 г. филиалы этого фонда были открыты при черкесских благотворительных обществах в Турции и США. Аналогичные фонды содействия репатриантам также были основаны в Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике. В мае 1993 г. была сформирована комиссия Кабинета министров РА по вопросам репатриации, главной целью которой стала реализация государственной политики РА в области репатриации зарубежных черкесов. 29 мая 1997 г. Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея принял Закон "О репатриантах", создавший более благоприятные условия для репатриантов. В декабре 1997 г. был образован Общественный фонд помощи репатриантам Республики Адыгея, деятельность которого направлена на финансирование специальных программ помощи репатриантам, а также оказание им непосредственной помощи. В августе 1998 г. при Министерстве труда и социального развития РА был учрежден Центр адаптации репатриантов, целью которого является: обеспечение репатриантов временным жильем, организация социально-бытового и медицинского обслуживания, организация помощи в социально-психологической адаптации к новым условиям жизни. В 1999 г. была учреждена общественная организация "Дом репатриантов", целью которой является оказание помощи, прежде всего юридической, адыгам - репатриантам в РА. В КБР в 1992 г. при Министерстве внешних связей был образован Департамент репатриации. В том же году Верховный Совет КБР принял специальную Программу по репатриации соотечественников, проживающих за рубежом, однако большая часть предусмотренных в ней задач не была реализована. Недостаточно эффективной оказалась деятельность указанных Комиссии и Департамента в связи с отсутствием конкретного закона, регулирующего репатриацию зарубежных соотечественников. В 1998 г. произошел первый прецедент официального возвращения зарубежных соотечественников на историческую родину. В Адыгею прибыло около 35 семей косовских адыгов. В связи с обострением противоречий между албанцами и сербами, переросших в вооруженные столкновения, черкесы вынуждены были покинуть свои селения в Косово и отправиться на историческую родину. После обращения косовских адыгов с просьбой о предоставлении им права на репатриацию, Международная черкесская ассоциация <2> трижды ставила вопрос о косовских адыгах (черкесах) на заседаниях Организации Непредставленных Наций и Народов. Трижды принимались положительные резолюции по этой проблеме. Резолюция по данной проблеме была принята и Комитетом по правам человека ООН. Руководство Республики Адыгея обратилось к Правительству РФ с просьбой о предоставлении косовским адыгам права возвращения в Республику Адыгея. -------------------------------- <2> Международная черкесская ассоциация (МЧА) - создана 19 - 21 мая 1991 г. в г. Нальчике. Основными целями и задачами этой организации заявлено координирование усилий всех черкесских общественных организаций по воссоединению всех черкесов.

Правительство РФ положительно решило данный вопрос; было принято Постановление от 3 июля 1998 г. "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея". На сегодняшний день это пока единственный случай массового возвращения зарубежных черкесов на Северный Кавказ. Шестого июля 2001 г. Совет Республики (парламент) КБР принял Закон "О репатриантах", в котором определены: государственная политика в области содействия репатриантам; приобретение статуса репатрианта, права и обязанности репатрианта на территории КБР и др. Первыми на историческую родину устремились соотечественники - представители в основном двух социальных слоев - патриотически настроенная интеллигенция, заявившая о своей готовности переносить все неудобства переселения, и бизнесмены, стремившиеся наладить выгодные дела на Кавказе. Более половины всех репатриантов составили граждане Сирии. Численность черкесских репатриантов стала увеличиваться также в связи с тем, что российские посольства получили право рассматривать вопросы о предоставлении гражданства соотечественникам, предки которых эмигрировали с территории России. Так, в 1992 г. российское посольство в Сирии выдало черкесам 120 паспортов <3>. -------------------------------- <3> URL: http:// adyg. info/ forums. php? m= posts&q= 1360.

В Адыгею начали возвращаться зарубежные соотечественники, главным образом после 1990 г., когда Адыгейская автономная область была преобразована в Республику и получила новые полномочия. Правительство этой Республики предприняло ряд мер по содействию репатриантам; сократило сроки рассмотрения их документов для получения гражданства до 6 месяцев, предоставило гостиницу для их временного проживания и т. д. В 1991 - 1994 гг. Отдел виз и регистрации МВД Республики Адыгея выдал репатриантам 767 видов на жительство, 84 репатрианта получили российское гражданство. В июне 2006 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Под "соотечественниками" в этом документе понимаются лица или потомки лиц, имевших гражданство СССР и Российской империи. Указ ознаменовал активизацию усилий государства по переселению желающих из числа зарубежных соотечественников в Россию <4>. Однако под действие данного Закона потомки мухаджиров-переселенцев не подпадают, так как они не были ни гражданами СССР, ни подданными Российской империи. Главное же требование черкесов зарубежья - включить их в разряд соотечественников. В сентябре 2008 г. данная проблема озвучена президентом федерации черкесских организаций Турции Джиханом Джандемиром на встрече с главой МИДа РФ Сергеем Лавровым <5>. -------------------------------- <4> Ивлетшин Д. "Карта диаспор" как фактор геополитики // URL: http:// www. warandpeace. ru/ ru/ analysis/ view/ 32502/. <5> URL: http:// www. regnum. rU/ news/ 1192852.php.

В настоящее время многие зарубежные черкесы - бизнесмены и специалисты заявляют о своем желании и готовности переселиться на историческую родину или открыть там совместные предприятия. Но при этом они требуют предоставления государственных гарантий в обеспечении безопасности их предпринимательской деятельности, их имущества, банковских вкладов и т. п. Главным препятствием для репатриации является сформировавшееся в течение полутора веков различие черкесских идентичностей внутри России и за ее пределами. Серьезной проблемой для репатриантов стала и криминогенная обстановка в Северо-Кавказском регионе. Многие из них подверглись преследованиям со стороны преступного мира. Нередки были случаи ограблений, вымогательств денег у репатриантов. Все эти негативные реалии постсоветского общества послужили охлаждающим фактором в процессе репатриации. Уже после 1993 г. поток зарубежных черкесов, прибывающих на Северный Кавказ, стал уменьшаться <6>. -------------------------------- <6> URL: http:// adyg. info/ forums. php? m= posts&q= 1360.

В целом репатриация зарубежных черкесов не приняла широкого размаха. К концу 2000 г. общая численность репатриантов-черкесов в Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике достигла 2335 человек. По данным ОВИР МВД РА, виды на жительство получили 820 адыгов-репатриантов. Гражданство РФ получили 242 репатрианта. Общая численность адыгов-репатриантов в РА составила 1062 человека. По данным ОВИР МВД КБР, вид на жительство получил 891 человек адыгов-репатриантов. Гражданство РФ получили 382 репатрианта. Общая численность адыгов - репатриантов в КБР составила 1273 человека <7>. -------------------------------- <7> Статистические данные приведены по: Кушхабиев А. В. И дольше века длится путь на родину. Проблемы зарубежных черкесов // URL: http:// abazapress. chat. ru/ cbackru. htm.

Новые сведения содержатся в докладе Президента МЧА Заурби Нахушева на VI Конгрессе, проходившем 17 - 18 августа 2003 г. в Нальчике: "За последние десять лет МВД КБР зарубежным соотечественникам было выдано 1360 видов на жительство, а в Адыгее 1143". Незначительное количество возвращающихся адыгов, по мнению Президента МЧА, объясняется тем, что "диаспора хорошо информирована о тяжелейшей ситуации в экономике России" <8>. -------------------------------- <8> Адыгская (черкесская) энциклопедия. М., 2006. С. 472.

На сегодняшний день проблема репатриации остро не стоит, поскольку желающих действительно вернуться не так много. Идею репатриации поддерживают в основном молодые люди до 25 лет, которые более мобильны и эмоциональны. Адыги 40 - 60 лет также поддерживают эту идею, хотя и в меньшей степени. Черкесы наиболее продуктивного возраста (25 - 40 лет) в основном видят свое будущее и карьеру в странах проживания, а тем, кому уже за 60 лет, боятся отказаться от всего и вернуться на историческую родину. Многих останавливает криминогенная обстановка и экономическая нестабильность, старшее поколение беспокоится за безопасность своих детей. Многие репатрианты ясно представляют, что им придется столкнуться с языковым барьером, трудностями в обустройстве и поиске работы. Тот факт, что зарубежные черкесы, неоднократно заявлявшие о своем желании возвратиться на Кавказ, не воспользовались такой возможностью, появившейся в постсоветский период (до принятия нового Закона о гражданстве РФ), свидетельствует о том, что массовые миграции населения слабо связаны с факторами идеологического, пропагандистского или патриотического характера. Только острые социально-экономические и политические причины (войны, дискриминационные меры, репрессии и т. п.), а также природные катастрофы (засуха, землетрясения, наводнения и др.) могут вынудить к переселению части диаспор. Возвращение на историческую родину лишь незначительного числа зарубежных черкесов также показывает, что массовая репатриация невозможна в частях и стихийном порядке, без планомерной и действенной помощи органов власти принимающего государства. В дальнейшем можно предполагать, что процесс репатриации зарубежных черкесов в большей степени будет зависеть от внутриполитической ситуации в странах их проживания. Если в странах проживания зарубежных черкесов будет сохраняться сегодняшний курс правительств по отношению к черкесским общинам, то численность зарубежных черкесов, стремящихся к репатриации, вряд ли будет возрастать. Их численность может возрасти в том случае, если в странах проживания будут предпринимать по отношению к черкесским общинам какие-либо дискриминационные меры <9>. -------------------------------- <9> Кушхабиев А. В. Указ. соч.

Как представляется, существует по крайней мере два основных фактора, способных увеличить поток репатриантов на историческую родину. 1-й фактор. Рост уровня экономического развития черкесских республик и улучшение уровня жизни людей, проживающих в них. Данное обстоятельство может привлечь внимание адыгов диаспоры, и они станут рассматривать возвращение на родину как экономическую миграцию с целью улучшения своих жизненных условий. 2-й фактор. Изменение общественно-политической ситуации в странах проживания. В этом случае переезд на Кавказ будет средством достижения безопасности для себя и членов своих семей. Такие примеры в новейшей истории уже имеются. Это и переселение косовских адыгов, и переговоры сирийских черкесов во время обострения отношений с Израилем <10>. -------------------------------- <10> URL: http:// yarcenter. ru/ content/ view/ 24777/ 170/.

Существенным препятствием в решении вопроса о репатриации является установление квот на количество людей, желающих переселиться в регион Северного Кавказа из дальнего зарубежья. Федеральный центр традиционно выделял небольшую квоту на регионы, мотивируя данное обстоятельство высоким уровнем безработицы и крайним развалом экономики. С учетом пожеланий лидеров адыгских общественных организаций, в 2009 г. квота для репатриантов была увеличена сразу в 28 раз - с 50 человек до 1400. Увеличение квоты вызвало, в определенной степени, интерес среди адыгов зарубежья, но не привело к увеличению желающих ею воспользоваться. Одна из главных проблем черкесских репатриантов состоит в сложной процедуре оформления документов, необходимых для получения российского гражданства. По Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 11.11.2003 N 141-ФЗ) для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории РФ не менее 1 года. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет. Для получения российского гражданства от репатрианта требуется безвыездно находиться на данной территории (в частности, в КБР, КЧР, РА) в течение 5 лет. Довольно сложно для репатриантов проходит процесс адаптации. С первых же дней по прибытии они сталкиваются с рядом проблем и, прежде всего, с поиском жилья, как временного, так и постоянного, и поиском работы. Адаптация репатриантов также осложнена и тем, что большинство их не владеют русским языком, не знают законов РФ, незнакомы с местным жизненным укладом и т. п. Столкнувшись с вышеуказанными проблемами, некоторые репатрианты оказываются в состоянии культурного стресса и возвращаются в страны прежнего проживания. С целью определения их социального самочувствия в мае 2007 г. в Республике Адыгея было проведено специальное исследование <11>. В исследовании согласились принять участие только 70 человек. Однако непосредственно ответить на вопросы относительно социальных проблем репатриантов выразили желание только 56 человек, преимущественно молодого и среднего возраста. На степени репрезентативности опроса сказалось незнание подавляющим большинством опрошенных русского языка, заполнение анкет которыми осуществлялось при помощи "третьего лица". -------------------------------- <11> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона", проект N 07-06-00767а // URL: http:// www. newlocalhistory. com/ work/ pyatigorsk2008/ hlinina. php.

Подводя итоги, можно сказать, что проблема репатриации, получившая активное звучание в 1990-х гг., стоит не столь остро, так как количество желающих вернуться на историческую родину не так велико, как раньше. Вместе с тем репатриация ближневосточных адыгов на историческую родину может повлечь за собой целый ряд опасных последствий, таких, как: 1) усиленная исламизация региона, даже тех его частей, где население до сих пор не проявляло ревностного интереса к исламу; 2) возможная интенсификация имеющихся латентных этнических конфликтов; 3) формирование альтернативных этнополитических элит в местах компактного проживания северокавказских этносов, что обусловлено социальной активностью черкесских общин, представители которых неизбежно будут стремиться к повышению своего статуса на исторической родине и пропагандистскими кампаниями, основанными на романтизации мухаджирства; 4) неизбежные внутриэтнические конфликты, сторонами которых будут репатриированные потомки мухаджиров, родившиеся и воспитанные на Ближнем Востоке, и местное адыгское население, потомки оставшихся черкесов. Таким образом, репатриация может создать широкий спектр вызовов и угроз стабильности политического пространства России на Кавказе, наличие которых диктует необходимость разработки и принятия неотложных законодательных мер, направленных на профилактику негативного воздействия диаспорального фактора на политическую стабильность в регионе Северо-Западного Кавказа.

Название документа