Таможенный союз: статистика взаимной торговли

(Ступников А.) ("ЭЖ-Юрист", 2011, N 21) Текст документа

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: СТАТИСТИКА ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ

А. СТУПНИКОВ

Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.

Одной из форм государственного контроля и наблюдения за внешнеторговой деятельностью, то есть экспортом и импортом товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также за географической направленностью движения товаров, работ и услуг является статистическая отчетность. Какие изменения произошли в порядке такой отчетности в условиях Таможенного союза?

Механизма не было

Правовая база для ведения внешнеторговой статистики РФ - ст. 48 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", учреждающая федеральную систему статистической отчетности. Последняя формируется в том числе из отчетности Федеральной службы государственной статистики России (первичная статистика) и таможенной статистики Федеральной таможенной службы России (вторичная статистика) <1>. Подобное юридическое разграничение статистики на первичную и вторичную достаточно условно. В юридической литературе отмечается, что таможенная статистика является вторичной, так как она представляет собой необособленный статистический учет, который осуществляется в процессе выполнения ФТС России своих административно-управленческих задач, не связанных с формированием информационной инфраструктуры, но которые необходимо выполнять исключительно для таможенных целей <2>. -------------------------------- <1> Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / Под ред. А. Н. Козырина. <2> Там же.

Предмет наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли - внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта <3>. -------------------------------- <3> Основы таможенного дела / Под ред. В. Г. Драганова. М: Экономика, 1998. С. 433.

В зависимости от сферы применения таможенной статистики ее можно разделить на общую таможенную статистику и специальную, формируемую в целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы. По объекту статистического исследования выделяют таможенную статистику внешней торговли и статистику взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза. Участники внешнеэкономической деятельности, представляя таможенным органам декларации на товары и иные документы, тем самым формируют таможенную статистику внешней торговли. В отличие от таможенной статистики внешней торговли необходимость ведения статистики взаимной торговли возникла только после образования Таможенного союза. Одним из принципов создания единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации является принцип свободного перемещения товаров во взаимной торговле <4>. Таможенным кодексом Таможенного союза <5> не предусмотрено совершение таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых между государствами - членами Таможенного союза. Таким образом, Российская Федерация фактически была лишена возможности отслеживать движение товаропотоков внутри Таможенного союза. В то же время статистика перемещения товаров внутри ТС необходима для стратегического планирования развития экономики страны в целом и отдельных отраслей промышленности. -------------------------------- <4> Договор от 06.10.2007 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552. <5> Договор от 27.11.2009 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в ред. Протокола от 16.04.2010).

Товары Таможенного союза

Между Правительствами РФ, Республики Казахстан и Республики Беларусь 25.01.2008 было подписано Соглашение "О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза" <6>. Статья 3 данного Соглашения закрепляет, что исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза при взаимной торговле. -------------------------------- <6> Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь // Бюллетень международных договоров. 2010. N 2.

Правовой механизм представления участниками внешнеэкономической деятельности статистических сведений о торговле между государствами - членами Таможенного союза был введен Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40 <7> (далее - Правила ведения статистики взаимной торговли), которое вступает в силу с 01.06.2011. -------------------------------- <7> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.03.2011 N 151, от 31.03.2011 N 231) // СЗ РФ. 2011. N 6. Ст. 889; 2011. N 10. Ст. 1419; 2011. N 14. Ст. 1954.

В соответствии с данным Постановлением источником формирования статистики взаимной торговли являются все товары Таможенного союза, перемещаемые между Российской Федерацией и государствами - членами Таможенного союза, за исключением: - товаров, перемещаемых для личного пользования физическими лицами; - перемещаемых лицами, пользующимися преимуществами, привилегиями или иммунитетами в соответствии с международными договорами; - перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами, международными организациями государств - членов Таможенного союза и персоналом этих представительств; - транзитных товаров (товаров Таможенного союза, пунктом отправления и пунктом назначения которых являются другие страны Таможенного союза. - А. С.); - товаров, перемещаемых в целях ремонта; - временно ввозимых на территорию Российской Федерации или временно вывозимых с территории РФ товаров. Отдельно оговаривается, что товары, предназначенные для внутренней или внешней переработки и арендуемые на срок более одного года, подлежат статистическому учету на общих основаниях. Товарами Таможенного союза применительно к Правилам ведения статистики взаимной торговли в соответствии со ст. 2 Соглашения являются следующие: - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Таможенного союза, то есть не вывезенные с таможенной территории ТС; - полностью произведенные в государствах - членах Таможенного союза; - выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза; - изготовленные в государствах - членах Таможенного союза из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории ТС.

Сопроводительный документ...

Несмотря на то что органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли, является Федеральная служба государственной статистики России, на ФТС России возложена обязанность по сбору и обработке данных о статистике взаимной торговли, а также последующей передаче таких данных в Федеральную службу государственной статистики России. По нашему мнению, на ФТС России была возложена не свойственная ей функция по сбору статистики взаимной торговли - первичной статистической информации, которая, в сущности, к таможенному делу не имеет отношения. Пунктом 8 Правил ведения статистики взаимной торговли закреплено, что заполнение статистической формы осуществляется заявителем в электронном виде с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС в сети Интернет <8>, до начала перевозки товаров по территории РФ, но не ранее чем за 15 дней до ее начала. -------------------------------- <8> URL: https://edata. customs. ru/stat/

Статистическая форма на перемещаемые товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, заполняется либо лицом, заключившим сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена эта сделка, а при отсутствии сделки - лицом, имеющим право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (п. 7 Правил ведения статистики взаимной торговли). Правила ведения статистики взаимной торговли допускают внесение изменений в поданную статистическую форму, для чего не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неполноты или ошибочности сведений участник внешнеэкономической деятельности должен заполнить на официальном сайте ФТС России уточняющую статистическую форму. Очевидно, что обнаружение неполноты или ошибочности представленных статистических сведений может произойти как до, так и после фактической поставки товара. Таким образом, десятидневный срок для внесения уточнений в ранее представленные статистические сведения весьма условен: пропуск данного срока не может быть установлен и, как следствие, участник внешнеэкономической деятельности не понесет юридической ответственности за пропуск означенного десятидневного срока. Заполненная статистическая форма с присвоенным ей регистрационным номером, распечатанная на бумажном носителе, - это сопроводительный документ при перевозке товаров на всем пути их следования по территории РФ, за исключением товаров, перевозимых железнодорожным транспортом (п. 10 Правил ведения статистики взаимной торговли). Пунктом 12 Правил ведения статистики взаимной торговли закреплена декларативная норма об ответственности заявителя за своевременность подачи статистической формы, полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

...и ответственность за него

Письмом ФТС России от 28.02.2011 N 01-11/8773 <9> до таможенных органов доведено информационное письмо, подлежащее размещению на информационных стендах в пунктах пропуска через границу Российской Федерации. -------------------------------- <9> Письмо ФТС России от 28.02.2011 N 01-11/8773 // Документ опубликован не был.

Указанное информационное письмо, помимо прочего, разъясняет, что отсутствие статистической формы у лиц, осуществляющих перевозку товаров по территории РФ, влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ <10>. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в управлении водителем транспортным средством при отсутствии у него талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством РФ. -------------------------------- <10> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 21.04.2011).

Субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, - водитель транспортного средства. В случае если перевозка товаров осуществляется организацией, не являющейся стороной во внешнеэкономической сделке (например, автомобильной транспортной компанией), водитель транспортного средства, перевозящего товары, не может быть привлечен к административной ответственности по данной статье в связи с отсутствием у него умысла на совершение административного правонарушения: организация-перевозчик, не будучи стороной во внешнеторговой сделке, не обладает правом подавать статистическую форму. Комплексный анализ Правил ведения статистики взаимной торговли позволяет утверждать, что обязанность по статистическому декларированию можно считать исполненной при одновременном соблюдении двух условий: - уполномоченным лицом на сайте ФТС России заполнена статистическая форма на перевозимые товары; - распечатанный на бумажном носителе экземпляр статистической формы с присвоенным ей номером передан лицу, перевозящему товары. Причем в последнем случае, по нашему мнению, лицу, перевозящему товары, может быть передан как оригинал статистической формы, так и ее факсимильная копия, когда невозможно передать оригинал.

Название документа