Участие России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко-правовой аспект
(Александров А. А.)
("Право и управление. XXI век", 2011, N 1)
Текст документа
УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
А. А. АЛЕКСАНДРОВ
Александров А. А., канд. ист. наук, профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) МИД России.
В статье показывается практическое значение международного взаимодействия в области культуры для современной внешней политики. Цель статьи - выявление проблем историко-юридической науки в сфере правового регулирования участия России в интернациональном культурном сотрудничестве.
Ключевые слова: культурные ценности, история права и государства, международные отношения.
Participation of Russia in the international co-operation in the field of cultural values: the historical-legal perspective
A. Aleksandrov
Aleksandrov A., candidate of sciences (history), professor, PhD, department of legal support for administrative work, MGIMO(University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia.
The article focuses on the practical significance of international cultural co-operation in terms of current foreign policy. The aim of the article is to highlight the law history issues related to the law governing Russia's engagement in international cultural co-operation.
Key words: cultural values, history of state and law, international relations.
Цель статьи - привлечь внимание научного сообщества к историко-юридическим аспектам изучения правового регулирования участия России в международном культурном сотрудничестве.
Значение темы определяется, прежде всего, практическим значением межгосударственного и межнационального взаимодействия в сфере культурных ценностей для современного мира. "Наши общие успехи в политике и экономике в немалой степени обусловлены гуманитарными связями" - отметил Президент России 25 февраля 2011 г. на открытии выставки полотен из собрания Национального музея Прадо в Государственном Эрмитаже. Вернисаж ознаменовал начало Года России в Испании и Года Испании в России. Речь Президента была обращена к присутствовавшему на церемонии королю Испании. Думается, цитируемые слова могут служить эпиграфом ко всей теме "Внешняя политика и гуманитарное взаимодействие". В них точно подчеркивается неразрывная связь международных отношений и культурной жизни, причем не только в границах европейских держав, но и всего мирового сообщества.
Культура, как известно, включает широкий круг материальных и нематериальных явлений. Данная статья посвящена правоотношениям, связанным с материальными движимыми и недвижимыми объектами. Термин "культурные ценности" многогранен. Он понимается в данной работе в том смысле, который в него вкладывается действующими российскими законами. Среди которых основное значение имеют Федеральные законы от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Укажем и на международно-правовую интерпретацию термина, учтенную в статье. Речь идет об основополагающих международных актах: Конвенции от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Конвенции от 16 ноября 1972 г. об охране Всемирного культурного и природного наследия, Конвенции Международного института унификации частного права (УНИДРУА) от 24 июня 1995 г. по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, Европейской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей от 23 июня 1985 г.
Значение международного сотрудничества в области культуры
для международных отношений, внешней политики
Российской Федерации
Глобализация делает все более значимым мирный диалог различных культур. Он приобретает ясный и недвусмысленный внешнеполитический и внутриполитический резонанс. В Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. среди основных целей внешней политики страны названо развитие партнерства цивилизаций. Культура - один из приоритетов устойчивого развития, на котором Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы для обеспечения национальной безопасности, что объясняется целом рядом факторов:
- необходимостью обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие внутри России;
- стремлением последовательно формировать общее пространство с Европейским союзом в сфере культуры;
- национальными интересами России в условиях многополярного - и, заметим, поликультурного - мира [1].
В важнейших государственных актах нашей страны подчеркивается, что нельзя изолировать международное сотрудничество в сфере культуры от иных форм межгосударственного взаимодействия. Искусство, образование и наука неразрывно взаимосвязаны с идеологическими, политическими и экономическими явлениями современности.
Место и авторитет государства в мире определяются не только энергетическими, военно-политическими, материальными ресурсами, но и его культурным достоянием. Это подчеркивается в программном документе 2004 г. "Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами". Культурные связи - один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука - достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Именно культурный обмен обеспечивает взаимопонимание и уважение друг к другу представителей различных цивилизаций, отмечает МИД России. Культурные связи, как неоднократно подчеркивали представители внешнеполитического ведомства России, могут и должны разрушать антироссийские стереотипы, искусственные границы между народами. В Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)", утвержденной Правительством Российской Федерации, подчеркивалось: "Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений".
В документах Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству справедливо отмечается, что в условиях глобализации и усиливающихся попыток расколоть мир по цивилизационному признаку эффективное использование на международной арене культурного потенциала России способно стать действенной силой для практических задач внешней политики государства.
Как неоднократно подчеркивалось на официальном уровне, взаимодействие дипломатии и культуры, которое имеет давние исторические традиции, и сегодня служит национальным интересам государства. Зачастую шедевры искусства, символы прошлого непосредственно вовлечены в дипломатические отношения [2]. Приведем недавний пример - в ходе официального визита Президента России в Корею в ноябре 2010 г. состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхон флага героического крейсера "Варяг". Отныне гюйс, поднятый с погибшего корабля еще в 1905 г., будет храниться в Военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Передача реликвии была оценена Президентом как символ и великой истории, и сегодняшних дружественных двусторонних отношений.
Нельзя не учитывать, что в культурном сотрудничестве участвуют не только дипломатические структуры, но и различные государственные и негосударственные организации. Главную роль играют музеи, библиотеки, архивы, частные лица (деятели искусства, коллекционеры, предприниматели). Ошибкой является недооценка значения институтов гражданского общества для современных международных отношений. Более того, в XX веке были заложены основы современных профессиональных сообществ (работников музеев, библиотекарей, архивистов).
Следует специально отметить международные аспекты деятельности музеев. Особое воздействие оказывают музеи на массовое сознание. Музеи способны участвовать в формировании общественного мнения в различных регионах и странах мира. Ведь международные выставки - формы непосредственного культурного диалога между народами. Они влияют на общественное мнение и поэтому являются одним из факторов, определяющим климат международных отношений. "Визиты" Моны Лизы - Джоконды в США в 1963 г., в СССР и Японию в 1974 г. стали одним из символов нового периода международных отношений, последовавшего за годами холодной войны. То, что сотни тысяч человек посетили выставку Пикассо в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2010 г. - году Франция - Россия, яркий знак международного культурного сотрудничества. Совместная работа музеев различных стран мира создает мосты для взаимопонимания, для пропаганды культуры мира, дружбы между народами.
Проведение музейных выставок сопровождают государственные визиты глав государств, встреч на высшем уровне. Музей становится местом дипломатического взаимодействия. Например, 1 марта 2010 года российский и французский Президенты открыли в Лувре выставку "Святая Русь: искусство с древнейших времен до Петра I". Начало работы уникальной выставки ознаменовало официальное открытие Года России во Франции и Года Франции в России. На официальной пресс-конференции Президент России охарактеризовал выставку как "масштабное событие" двусторонних отношений, "которое в полной мере отражает глубину нашего исторического соприкосновения и интерес друг к другу".
Социальная (в том числе и международная) значимость архивов пропорциональна ценности хранимой и распространяемой ими информации. Российские и зарубежные специалисты отмечают многогранное влияние архивов на современное общество. Ключевые факторы, которые определяют роль архивов в международном взаимодействии:
- практическая ценность хранимой ими информации для внешней политики различных стран мира;
- важность исторических данных, которые имеют не только научное и просветительское, но и политическое значение, влияние на общественное мнение, представления о стране и ее прошлом;
- способность архивных учреждений (и контролирующих их деятельность учредителей или государственных органов) содействовать распространению информации. Возможность ограничивать доступ специалистов, общественности к информации;
- рост международного сотрудничества профессиональных архивистов, ученых, архивов в научной и хранительской деятельности.
Архивные документы уникальны, что подчеркивает их особое место в культурном наследии человечества. Архивный документ является не только материальным носителем информации. Он приобретает значимость символа истории международных отношений. Традиционным экспонатом на выставках, посвященных знаменательным датам в истории дипломатии, является экземпляр исторического договора, реляции послов. На книжных иллюстрациях, на сайтах публикуются изображения архивных документов, олицетворяющих собой саму историю внешней политики.
В некоторых случаях архивные документы являются непосредственными "объектами" межгосударственных отношений. Примером служит судьба архивных документов княжеского дома Лихтенштейна и архива Н. А. Соколова (документы о гибели Николая II, его семьи и сопровождавших его лиц). Архивные документы княжеского дома Лихтенштейн были вывезены в нашу страну из Австрии в 1945 г. Эта коллекция включала документы по национальной истории, экономике Лихтенштейна. Для того чтобы возвратить их в княжество, властями Лихтенштейна на международном аукционе Sotheby's были приобретены материалы уголовного расследования гибели в Екатеринбурге в 1918 г. семьи и близких последнего русского царя. Этот архив Н. А. Соколова, возглавлявшего следственную комиссию, представлял особую ценность для нашей страны. Состоялся межгосударственный обмен [3]. Международный договор от 3 сентября 1996 г. был заключен в форме обмена письмами между Министром иностранных дел Российской Федерации Е. М. Примаковым и правящим князем Лихтенштейна Хансом-Адамом II.
В Минском соглашении 1999 года было подчеркнуто, что страны СНГ "рассматривают обмен архивной информацией как важнейшую форму сотрудничества" [4]. В документе были намечены практические шаги по гармонизации архивной работы в Содружестве: создание единой системы баз данных о фондах государственных архивов на основе автоматизации центральных фондовых каталогов, развитие информационного и научного обмена.
Принципиальной особенностью современной, компьютерной эпохи становится большая открытость архивов. Это происходит не только благодаря традиционным публикациям документов, научных исследований, но и электронным проектам, интернет-сайтам. Благодаря электронным публикациям архивных документов усиливается влияние архивов на общественное мнение, что создает интеллектуальный контекст межгосударственного сотрудничества. В Интернете действуют сайты различных международных проектов, посвященные межгосударственным отношениям, а также изучению истории международных отношений и внешней политики России.
Международное сотрудничество архивов, научных центров, ученых позволяет открыть новые информационные ресурсы для изучения международных отношений и внешней политики России.
Давнюю традицию имеет и сотрудничество библиотек различных стран. Отметим, что библиотеки:
- оказывают значительное воздействие на развитие культуры и общественные настроения;
- являются основой научной работы и просвещения во всем мире;
- за последние годы превращаются в общедоступные интернет-центры электронной документации и информации [5].
Базовым принципом современного общества является норма, зафиксированная в преамбуле Федерального закона от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле". Библиотеки призваны на национальном и международном уровне обеспечивать права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
В международных отношениях непременной частью является сотрудничество в сфере библиотек. Примером служит Модельный библиотечный кодекс для государств - участников СНГ [6], в котором содержатся принципы и основные нормы библиотечного дела. Этот Кодекс был принят в рамках усилий по созданию единообразных подходов к государственному регулированию библиотечной работы.
Особого внимания заслуживает характерный для сегодняшнего дня проект "Европейская библиотека" - общедоступный электронный ресурс, объединяющий электронные каталоги и иные ресурсы 48 национальных ("главных") библиотек на 35 языках [7].
Подчеркнем еще раз, что международное профессиональное общение специалистов, совместные научные проекты - это форма народной дипломатии, которая способствует росту взаимопонимания между различными народами и культурами. Музейные и архивные сайты, портал "Европейская библиотека", проект Europeana наглядно показывают возможности новых информационных технологий по развитию социальных коммуникаций в мире.
Культурное сотрудничество - значимый элемент международных экономических отношений. Исследования показывают, что суммарная стоимость проданных на мировом рынке произведений искусства и антиквариата исчисляются миллиардами евро [8]. За три дня продажи частной коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в феврале 2009 г. было получено, как отмечалось в прессе, почти полмиллиарда долларов [9]. 11 июня 2010 года РИА "Новости" сообщило, что суммарная стоимость произведений русских мастеров на торгах ведущих аукционных домов Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's от "русских торгов" в первые недели лета 2010 года составила около 45,6 миллиона фунтов.
Самостоятельное значение имеет и социальное измерение "экономики искусства". Эксперты указывают, что в Европейском союзе в инфраструктуре рынка художественных ценностей работает больше 220 тысяч человек: реставрация, транспорт, страховка, логистика, охрана. Как видно, это важная часть политики обеспечения занятости, регулирования рынка высококвалифицированного труда. Необходимо учитывать экономические факторы внешнеполитических решений в сфере культуры, выражающихся в налоговых и таможенных льготах, регулировании инвестиций, ввоза и вывоза культурных ценностей, прав на объекты исторического наследия и произведения искусства.
Исторические аспекты регулирования международной торговли произведениями искусства имеют самостоятельное значение. Опубликованные архивные документы показывают, что в 1930 - 1931 гг. в числе пятидесяти четырех видов товаров, реализованных СССР в США, названы "античные вещи" и "кустизделия" (включавшие декоративно-прикладные изделия народных промыслов [10]). Как известно и в научной литературе, и в средствах массовой информации содержится критическая оценка продажи за рубеж художественных и исторических ценностей страны в довоенный период.
Объектом международных экономических отношений служат не только движимые культурные ценности (картины, книги и т. д.), но и недвижимость. Земля и сооружения - основа экономики любой страны, а значит, они важны в контексте ее внутренней политики. Косвенно - а в ряде случаев и непосредственно - экономические интересы, стремление получить права на религиозные, исторические памятники, определяли внешнюю политику.
При изучении экономических аспектов международного культурного сотрудничества следует выделить три явления, которые непосредственно связаны с недвижимостью. Это:
- международное финансирование, организация и проведение работ по сохранению ансамблей;
- иностранные инвестиции в культурные памятники в различных регионах мира (покупка, аренда);
- международный туризм.
Актуальной научной и практической проблемой является влияние туризма на развитие международной экономики [11]. В центре внимания массового туриста неизменно оказывается "историческая достопримечательность". Она (как и природные зоны отдыха) - традиционный центр привлечения внимания. Приведем характерные статистические данные. По данным международной неправительственной организации World Monuments Fund, собор Парижской Богоматери посещают до 12 миллионов туристов в год, Великую Китайскую стену - 10 миллионов, Лувр - 8,5 миллиона, пирамиды Египта - 3 миллиона. Речь идет о массовом феномене, воздействующем на экономику, общественный климат международных отношений. Международный совет по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) констатирует, что "познавательный туризм является формой туризма, одной из целей которого является выявление памятников и достопримечательностей и обеспечение их содержания и защиты" [12].
В международных договорах России подчеркивалось, что "туризм является важным средством экономического развития, достижения взаимопонимания, проявления доброй воли и укрепления дружественных отношений" между государствами [13].
Международные отношения и туризм неразрывно связаны. Недаром объектом нападения террористов во всем мире становятся исторические достопримечательности, посещаемые туристами. В 1997 г. боевики расстреляли в музейном и археологическом комплексе города Луксора более 50 иностранных туристов. В августе 2006 г. взрывы прогремели в исторических кварталах ряда городов Турции. По данным СМИ, террористы прямо заявляли, что цель их атак - иностранцы. 22 февраля 2009 г. в результате террористического акта в туристическом центре Каира (у древних мечетей и популярной среди иностранцев гостиницы) пострадали граждане четырех государств, причем одна француженка погибла. Стремясь достичь свои политические цели, террористы наносят удар по туристическому бизнесу. Их непосредственными жертвами становятся граждане различных стран. Страдают исторические памятники.
При изучении влияния туризма на международные отношения следует учитывать человеческий фактор - ведь согласно официальным данным, за год в мире совершаются сотни миллионов международных туристических поездок ("туристических прибытий"). Этим определяется социальная роль туризма, ставшего неотъемлемой частью жизни миллионов людей по всему миру.
Само определение правонарушений, связанных с культурными ценностями, дается для государств - членов Совета Европы в третьем приложении Европейской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей (ETS N 119), заключенной 23 июня 1985 г. Подчеркнем, что Конвенция не вступила в силу на 25 января 2011 г. Российская Федерация в ней не участвует [14].
Преступления против культурного наследия не ограничены государственными границами. Речь, в частности, идет о:
- хищении произведений искусства и исторических артефактов;
- незаконном вывозе этих памятников за границу;
- подделке памятников;
- нелегальной торговле (торговле похищенным у собственников, нарушением правил о торговле произведениями искусства и антиквариатом, "отмывании денег", полученных преступным путем);
- уничтожении объектов культурного наследия по идеологическим причинам как проявлении религиозной и социальной нетерпимости.
В Концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается, что организованная преступность носит глобальный характер и требует адекватного ответа со стороны всего международного сообщества. Непосредственную угрозу безопасности нашей страны составляет перемещение через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей.
Криминалисты приводят данные ФБР и Интерпола, согласно которым годовой оборот "черного рынка" произведений искусства в мире составляет 5 млрд. долларов, а в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности эксперты отводят ему четвертое место после торговли наркотиками, оружием и отмыванием денег.
Следует обозначить еще одну проблему истории межгосударственных отношений. Особое значение имеет проблема культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. Для ее регулирования потребовалось принятие Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Закон вызвал широкую дискуссию за рубежом. Он был предметом рассмотрения в Конституционном Суде России в 1999 г.
Трагическое звучание имеет судьба культурных памятников, погибших и незаконно вывезенных с территории России в ходе Второй мировой войны.
Подведем некоторые итоги. Памятники прошлого, произведения искусства занимают значимое место в деятельности на мировой арене различных структур: от частных лиц и фондов до правительств национальных государств и международных организаций.
Международное взаимодействие в сфере культурного наследия включает:
- сохранение памятников для будущих поколений (реставрация и консервация, безопасное использование, борьба с организованной преступностью и актами вандализма);
- организацию культурного диалога между народами, в котором объекты культуры играют многогранное общественное значение (выставочная работа, туризм и др.);
- экономическую составляющую - трудовую занятость квалифицированных специалистов; развитие взаимосвязанных отраслей (транспорт, страхование, сервис); инвестирование в памятники как материальные ценности; глобальный рынок искусства и антиквариата;
- научный труд, который может быть эффективным только в условиях сотрудничества, кооперации усилий, диалога между учеными разных стран;
- развитие культурного богатства народов современного мира.
Памятники прошлого играют символическую роль, воздействуя на общественное мнение (формируя образ страны, того или иного явления национальной истории, истории международных отношений).
Экономические аспекты внешней политики в сфере культуры определяются ростом мировой торговли предметами искусства и антиквариата, миллиардными валютными инвестициями в памятники искусства и истории (в том числе, в недвижимость). Международный туризм стал важным резервом экономического развития. Рынок искусства и антиквариата дает работу сотням тысяч человек. Усиливается взаимовлияние межгосударственных отношений и международного экономического сотрудничества в области культуры.
Болезненным явлением является рост с 1970-х гг. интернациональной организованной преступности, наносящий вред культурному наследию. Роль государства в противодействии данной угрозе определена международными конвенциями, российскими стратегическими актами о внешней политике и национальной безопасности. Сегодня эффективной может быть только совместная борьба против международной преступности государственных и неправительственных структур различных стран, интернациональных организаций. Назовем только некоторые действия, которые совершаются институтами гражданского общества. Это создание широкой системы общественной защиты памятников истории и искусства от посягательств, распространение информации о похищенных объектах, разработка этических норм в системе торговли и коллекционировании, контроль за соблюдением норм профессиональной этики.
Международное взаимодействие в сфере культурного наследия - эффективный способ реализации внешнеполитической доктрины России и один из факторов, обеспечивающих достойный нашей страны статус на мировой арене. Культурные связи - один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, научное знание, культурные традиции - достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Объединяющее начало подлинного искусства, образования и науки - мощная социальная сила. Современная эффективная дипломатия невозможна без учета культурного контекста, исторического прошлого. Однако не только интересы внешней политики и экономические приоритеты делают значимым международное сотрудничество России в сфере исторических и художественных ценностей. Культура - "сама по себе" - способна содействовать построению более гуманной системы международных отношений.
Нормативное регулирование и правоприменительная практика
международного сотрудничества России в сфере культурных
ценностей как особый объект изучения
историко-правового знания
История правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей в XX в. является актуальной научной проблемой. Ее значимость обусловлена, прежде всего, практическими потребностями современной политической, общественной, экономической жизни.
Отечественная и зарубежная юриспруденция давно исследует международные взаимосвязи в сфере культуры [15]. Подготовлены и специальные работы по рассматриваемым аспектам истории права [16]. Характерно, что даже в специализированных работах по самым злободневным проблемам российской юриспруденции предлагаются вопросы, непосредственно связанные с историей государственного регулирования международного культурного сотрудничества [17]. В отечественной и зарубежной научной литературе существуют различные оценки генезиса современного права, регулирующего культурное взаимодействие различных стран. Имеется ряд неисследованных историко-правовых вопросов. Назовем те из них, которые непосредственно касаются международного сотрудничества нашей страны в сфере культурных ценностей.
Историко-юридическая наука призвана реконструировать формирование в XX в. конституционных прав на участие в культурной жизни, реализацию творческого потенциала, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Очевидно, что границами одной страны действие этого права ограничено быть не может. На становление прав человека влиял культурный диалог между народами.
Актуальной проблемой является становление права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, прямо закрепленного Конституцией России. Как происходил генезис данного правового института в XX столетии? Особенно значимо исследование развития норм российского и международного права, регулирующих международное сотрудничество библиотек и архивов.
Нельзя не отметить, что исследования требует не только история правового регулирования межгосударственного сотрудничества. Необходимо изучить генезис норм о приграничном взаимодействии, сотрудничестве на уровне регионов и муниципалитетов. Международным культурным связям посвящен целый блок актов субъектов Федерации, которые составляют самостоятельный корпус источников историко-правовой информации [18]. Следует отметить, что самостоятельной и неизученной научной темой является процесс формирования права субъектов Российской Федерации, регулирующих их участие в международном культурном сотрудничестве.
Самостоятельная тема - история правового регулирования участия общественных организаций (Международного совета музеев, Международного совета архивов и других) в культурном сотрудничестве. Особенно актуальным является процесс создания норм международных профессиональных организаций, профессиональных обычаев и их влияние на отечественное правотворчество.
Центральной проблемой остается процесс формирования правового режима культурных ценностей в российском праве. Речь идет о совокупности норм ряда отраслей российского и международного права, регулирующих общественные отношения, связанные с объектами истории и культуры.
Актуальными являются и исторические аспекты регламентации деятельности музеев. Как создавались нормы, регулирующие международную деятельность музеев? Как создавались правила музейной работы? Важно провести комплексный историко-правовой анализ формирования современного "музейного права".
Нельзя не учитывать современные международные коллизии, связанные с отдельными артефактами, коллекциями. В качестве иллюстрации наиболее дискуссионных проблем зарубежных музеев, имеющих международную значимость, назовем:
- формально законные приобретения западных музеев XVIII - XX вв., воспринимаемые рядом специалистов и общественных групп (в том числе и зарубежными организациями) как нелегитимные. Продолжаются дискуссии о реституции музейных ценностей, собранных в Европе в колониальный период;
- "музеи империй". Вопрос касается предметов и коллекций, полученных ранее из регионов, получивших впоследствии независимость от страны местонахождения музея;
- проблемы произведений искусства, перемещенных вследствие Второй мировой войны.
Совершенно очевидно, что без исследования истории права невозможно оценить юридическую обоснованность претензий, которые обосновываются событиями столетней, полувековой давности.
Среди наиболее актуальных историко-правовых проблем регулирования международной деятельности в сфере архивов:
- генезис норм о международном сотрудничестве в сфере архивного дела (в рамках Международного совета архивов и других структур);
- процесс разработки унифицированных норм хранения и использования архивных фондов для их максимально эффективного введения в научный оборот;
- возвращение в Россию документов и архивов, представляющих особый интерес для нашей страны.
Изучение истории правового регулирования участия России в международном взаимодействии в сфере библиотечного дела важно для характеристики, как было уже сказано, права человека на информацию, формирование правового пространства сотрудничества библиотек различных стран.
Научной проблемой является процесс появления в XX столетии норм различных отраслей права о международном обороте культурных ценностей. Для советского периода особенно значимой является регламентация продажи произведений искусства за рубеж, да и регулирование внутреннего антикварного рынка.
Определенная правовая коллизия заключена в соотношении прав собственников (владельцев) и защищаемых государством общественных интересов. Российским ученым необходимо продолжить компаративное изучение российского, зарубежного и международного опыта обеспечения имущественных прав на объекты культурного наследия, юридических механизмов по созданию, развитию, охране и использованию культурных ценностей. И именно поэтому важно изучить формирование правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей.
Достаточно сложным остается вопрос о правовом статусе произведений искусства, которые были перемещены на территорию России в годы Великой Отечественной войны. Важно исследовать нормативное определение статуса данных памятников культуры в СССР. Причем особое внимание следует уделять актам, принятым до вступления в силу упомянутого выше Федерального закона 1997 г. Это позволит, как нам представляется, сделать максимально понятной российскую позицию в диалоге со всеми заинтересованными сторонами.
Еще одним историческим вопросом, который имеет практическое значение, является национализация частных коллекций и отдельных произведений искусства в послереволюционный период. Четкое и ясное обоснование прав Российской Федерации на национализированное имущество - вопрос злободневный. В начале января 2008 года в Великобритании вступил в силу Закон о защите от возможных исков российских культурных памятников. Закон связан с проведением в Лондоне выставки "Из России: французские и русские шедевры из Москвы и Санкт-Петербурга, 1870 - 1925". В прессе высказывались опасения, что экспонаты могут быть арестованы по требованию лиц, считающих, что Российская Федерация имеет неисполненные финансовые обязательства перед ними, или изъяты по требованию наследников собственников шедевров, национализированных в нашей стране после 1917 г.
Самостоятельной темой является реконструкция роли России в международной борьбе с преступлениями в сфере культурного наследия. Эта актуальная тема, и ее следует изучать с учетом исторической ретроспективы, ведь данная система складывалась на протяжении XX века.
* * *
Следует сделать вывод: объектом специального исследования должно стать правовое регулирование международного сотрудничества нашей страны в сфере культурных ценностей. При этом наиболее актуальным является советский период истории права.
Необходимо реконструировать цели нашего государства и принципы правового обеспечения международного культурного сотрудничества в 1917 - 1991 гг. (с учетом научно обоснованной периодизации столь значительного исторического отрезка времени).
Научное и прикладное значение будет иметь выявление отечественных нормативных актов, международных договоров 1917 - 1991 гг., государственных органов, регламентировавших международное сотрудничество нашей страны в сфере культурных ценностей.
Исследования требует:
- история изменения и развития норм отечественного частного и публичного права, международного права, которые регулировали участие государственных и общественных организаций, частных лиц в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей;
- история правового обеспечения государственного управления в области международного сотрудничества в сфере культурных ценностей;
- правоприменительная (судебная и административная) практика участия государственных и общественных организаций, граждан в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей.
Прикладную значимость имеют следующие вопросы истории права:
- нормативная база имущественных отношений в сфере культурных ценностей (включая гражданско-правовые, налоговые, таможенные правила);
- изменение норм и правоприменительной практики в сфере международной торговли произведениями искусства, антиквариатом;
- участие в международной борьбе с преступлениями в сфере культурного наследия (в частности, для понимания развития правовой защиты национальных интересов страны);
- правовое оформление участия отечественных организаций в международном взаимодействии в сфере музейного дела; библиотечного дела; архивного дела; недвижимых объектов истории и культуры (архитектура, достопримечательные места).
Изучение истории правового регулирования международного сотрудничества нашей страны по созданию, охране, развитию и использованию культурных ценностей необходимо для решения актуальных проблем историко-правовой науки, современных практических целей российской юриспруденции.
Литература:
1. П. 25, 52, 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.
2. Шмагин Е. А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. N 3.
3. Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте. М., 2005. С. 335.
4. Ст. 1 Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников СНГ в области использования архивной информации. Заключено в г. Минске 04.06.1999.
5. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М., 2008.
6. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств: Информационный бюллетень. 1996. N 10. С. 213 - 231; 1999. N 20. С. 156 - 168.
7. The European Library. См.: http://www. theeuropeanlibrary. org.
8. MacAndrew C. The international art market: a survey of Europe in a global context / Report prepared by Clare McAndrew. Helvoirt: The European Fine Art Foundation, 2007.
9. В прессе отмечалось, что власти Китая обратились во французский суд с требованием запретить Christie's продажу двух бронзовых артефактов, вывезенных из Китая в середине XIX в. Сделка состоялась.
10. Примерная номенклатура всесоюзных объединений по экспорту товаров в США, а также товаров, реализованных в 1930 - 1931 гг. на американском рынке // Справка об экспорте товаров в США: электронная публикация [Материалы об экспорте товаров СССР в США (двадцатые - тридцатые годы)] http:// www. economy. gov. ru/ minec/ documents/ ArchiveDocs/ spravkaAmerika2/.
11. McKercher B., Du Cros H. Cultural Tourism: the Partnership Between Tourism and Cultural Heritage Management. Haworth Press, 2002; Стригунова Д. П. Понятие международного туризма // Современное право. 2005. N 7.
12. См.: Каракая Т. Сотрудничество в области познавательного туризма в Черноморском регионе: Доклад одобрен на 25-ой Генеральной Ассамблее Парламентской Ассамблеи Организации Черноморского Экономического Сотрудничества в Киеве 9 июня 2005 года. См.: www. pabsec. org/ dosyalar/ rus/ 24CCReportRUS. doc.
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области туризма. Заключено в г. Москве 26.06.1998 // Бюллетень международных договоров. 2002. N 1. С. 77 - 78.
14. Справка к Конвенции в: КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: Справочные правовые системы. Электрон. дан. М., 1997 - 2011.
15. Основной вклад в изучение этой темы в России внес М. М. Богуславский. Кулыгин В. В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: Монография. М.: Юрист, 2006; Мартыненко И. Э. Правовая охрана историко-культурного наследия. Гродно, 2005; Молчанов С. Н. Международно-правовое сотрудничество в области культуры // Московский журнал международного права. 2002. N 4. С. 110 - 123; Рыбак К. Е. Музейное право: международно-правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005; Талимончик В. Законодательство зарубежных государств о культурной собственности // Законность. 2005. N 10; Фоков А. Современные проблемы судебной защиты права собственности и культурных ценностей в России и за рубежом: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 8; Art and Cultural Heritage: Law Policy and Practice / Ed. by Barbara T. Hoffman. Cambridge University Press, 2006; Peterson J. M. Archives and Manuscripts: Law. Basic Manual Series / J. M. Peterson, T. H. Peterson. Chicago: SAA, 1985.
16. Михайлова Н. В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX в.: Дис. ... д-ра юр. н.: 12.00.01. М., 2002.
17. См., например: Лабоськин М. А. Конвенционное регулирование предоставления таможенных и налоговых льгот культурным центрам // Налоги. 2009. N 31. С. 9 - 14. В этой работе главного государственного таможенного инспектора правовой службы Северо-Западного таможенного управления анализируются нормативные акты с 1950-х гг.
18. Ст. 17 Закона Ставропольского края от 08.04.2010 N 19-кз "О некоторых вопросах в области культуры в Ставропольском крае"; ст. 20 Закона Республики Адыгея от 15.07.1998 N 87 "О культуре"; ст. 22 Закона Сахалинской области от 16.10.2000 N 222 "О культуре"; глава 9 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 N 80-РЗ "О культуре"; ст. 30 Закона Республики Татарстан от 03.07.1998 N 1705 "О культуре" и др.
Название документа