Европейская пенитенциарная политика в области мер, не связанных с тюремным заключением
(Абатуров А. И.) ("Российская юстиция", 2014, N 1) Текст документаЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
А. И. АБАТУРОВ
Абатуров А. И., кандидат юридических наук, начальник кафедры организации исполнения уголовных наказаний Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России.
В статье рассматриваются Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением ("Токийские правила"), с целью приведения российской пенитенциарной политики в соответствие с международными соглашениями и правовыми актами по вопросам обращения с лицами, отбывающими наказание, не связанное с лишением свободы. В статье представлены теоретико-прикладные точки зрения по данному вопросу, а также авторское видение проблемы.
Ключевые слова: европейская пенитенциарная политика, Токийские правила.
In the article the UN standard Minimum rules regarding the measures of non-custodial ("the Tokyo rules") with the aim of bringing the Russian penal policy in line with international agreements and legal acts concerning the treatment of persons serving punishment not related to deprivation of liberty are considered. The article presents theoretical-applied points of view on this issue, as well as the author's position on the matter.
Key words: european penitentiary policy, the Tokyo rules.
В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) <1>, которые стали первым универсальным специализированным документом, определившим основные принципы применения альтернативных (не связанных с лишением свободы) наказаний. Следует подчеркнуть, что в данном акте впервые на международном уровне сформулированы вопросы оказания минимальной гарантированной помощи лицам, к которым применяются альтернативы тюремному заключению начиная от стадии возбуждения уголовного дела до освобождения правонарушителя от отбывания наказания и оказания ему помощи в социальной адаптации. В Токийских правилах приводится примерный перечень наказаний и мер, альтернативных лишению свободы, который может быть дополнен каждым государством с учетом особенностей своей правовой системы, экономических и социальных условий. -------------------------------- <1> Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (приняты на 68 пленарном заседании 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс" (официальный сайт). URL: http://base. consultant. ru/cons/ cgi/online. cgi? req=doc;base=InT.
Помимо норм, касающихся досудебной стадии применения альтернативных мер и этапа вынесения приговора, Токийские правила содержат общие требования к исполнению этих мер: уважение человеческого достоинства правонарушителя, недопущение медицинских или психологических экспериментов над осужденными, обеспечение их права на жизнь. В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи правонарушителям для их быстрого возвращения к нормальной жизни в обществе Токийскими правилами предусмотрена линейка альтернативных мер, принимаемых после вынесения приговора. Этот сегмент анализируемого международного акта заслуживает нашего внимания и является предметом отдельного исследования. В соответствии с п. 9.2 Токийских правил компетентный орган после вынесения приговора может применять к правонарушителям следующие меры: - отпуск и помещение в исправительные учреждения полутюремного типа; - освобождение в связи с работой или учебой; - различные формы освобождения под честное слово; - сокращение срока; - помилование. Альтернативные меры, принимаемые европейским законодателем после вынесения приговора, можно сгруппировать в два блока. В первый следует отнести меры, направленные на постепенную интеграцию заключенного к жизни вне стен тюрьмы без полного освобождения (отпуск, помещение в исправительные учреждения полутюремного типа и освобождение в связи с работой или учебой). Во вторую группу мы предлагаем объединить альтернативные меры, непосредственным образом связанные с поведенческой установкой заключенного и освобождением его из мест лишения свободы, учитывая этот факт (освобождение под честное слово, сокращение срока и помилование). Временное освобождение, включающее отпуск домой (тюремный отпуск), освобождение в связи с работой и освобождение в связи с учебой, направлено на содействие постепенному переходу заключенного от жизни в местах лишения свободы к жизни в обществе <2>. Отпуск домой подразумевает краткосрочное освобождение из тюрьмы во время отбывания наказания с целью содействия заключенным в восстановлении социально полезных связей (в Сербии, например, до 7 дней в году <3>, в Македонии отпуск не может быть больше 3 дней в течение месяца, но не более 15 дней в течение одного года <4>, в Чехии заключенный освобождается на срок до 20 дней <5>, в Испании заключенные второго класса временно выходят на свободу на 36 дней, а осужденные третьего класса имеют право на отпуск продолжительностью в 48 дней в году <6>). Представляет интерес позиция законодателя Португалии, который нормативно закрепил возможность находиться заключенному в частном доме во время тюремного отпуска, если атмосфера в семье заключенного не подходит для отпуска последнего <7>. Заключенным может быть разрешено временно покидать тюрьму в связи с работой или в образовательных целях (в Чехии директор тюрьмы может раз в две недели выдать заключенному разрешение на временный выход из тюрьмы на 24 часа <8>), при этом в некоторых странах предусмотрена процедура обязательной сдачи заключенными анализов для проверки наличия наркотиков в его организме <9> или нормативно закреплена возможность возврата заключенного в тюрьму в любое время, независимо от того, были ли нарушены какие-либо нормы закона или нет <10>. -------------------------------- <2> В Шотландии законодательно закреплены также короткие отпуска домой, рождественские и летние отпуска и отпуск для предварительного обучения. Пункт 41 "Тюрьмы для молодых правонарушителей (Шотландии)". (Вступил в силу 5 февраля 1996 г.). URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/7323. <3> Статья 131 Закона об исполнении уголовных наказаний и санкций Сербии (Официальный вестник Сербской Республики от 17 декабря 2001 г. N 64/01). URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/6313. <4> Статья 157 Закона об исполнении наказаний Македонии (2006 г.). URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/5650. <5> Статья 56 (1) Закона о тюремном заключении Чешской Республики (Закон SB. от 30 июня 1999 г. N 169/1999). URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/5799. <6> Пункт 2 ст. 47 Общего закона тюрьмы Испании. Закон от 26 сентября 1979 г. URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/3740/. <7> Статья 51 Декрета-Закона от 1 августа 1979 г. N 265/79 "Осуществление мер, связанных с лишением свободы". URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/4424. <8> Пункт 51 (5) Положения о тюремном заключении Чехии (принят 21 декабря 1999 г.). URL: http://www. legislationline. org/documents/action/popup/id/5799. <9> Пункт 1 ст. 30 Пенитенциарных принципов Нидерландов. URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/4692. <10> Пункт 27 (3) Свода тюремных правил для молодых правонарушителей (Северная Ирландия) URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/7329.
В Европейских пенитенциарных правилах система увольнительных из пенитенциарного учреждения считается не только мерой подготовки заключенных к освобождению на более поздних стадиях заключения, но и неотъемлемой частью тюремного режима (правило 103.6). Ярким примером тому служит Шотландский пенитенциарный опыт предоставления заключенным "местного отпуска", который означает временное освобождение из тюрьмы на срок, не превышающий 8 часов, для того чтобы дать ему возможность встретиться с любым человеком в городе, в котором находится тюрьма, или в другом месте, утвержденном губернатором <11>. -------------------------------- <11> Пункт 41 "Тюрьмы для молодых правонарушителей (Шотландии)" (вступил в силу 5 февраля 1996 г.). URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id7323.
Анализируя применение данной формы оказания помощи заключенным в европейских государствах, мы выделили ряд стран, в которых эта функция применяется наиболее активно: Бельгия, Венгрия, Германия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Хорватия. Помещения в исправительных учреждениях полутюремного типа обычно представляют собой места группового проживания в общине для заключенных незадолго до их освобождения или для только что освобожденных заключенных, которые обеспечивают структурную основу для осуществления заключенными перехода из тюрьмы в общество. В данном контексте уместно также осветить такой вид наказания, как "полусвобода" или "тюрьма открытого типа", состоящий в том, что осужденный проводит часть срока приговора без изоляции от общества, а часть - в тюрьме; в соответствии с приговором ему может быть вменено в обязанность оставаться в тюрьме на ночь или в определенные дни недели. Главной задачей тюрем открытого типа является либо подготовка заключенных, отбывающих длительный срок наказания, к возвращению в общество, либо размещение правонарушителей, которые вряд ли совершат побег и для которых такие условия могут оказаться благоприятными в плане реабилитации. Кроме того, тюрьма открытого типа может быть целесообразно использована для размещения заключенных, осужденных за относительно незначительные преступления и обязанных пребывать в тюрьме лишь непродолжительное время. Поэтому тюрьмы открытого типа являются важной промежуточной мерой между заключением в тюрьмы с более высокой степенью изоляции и наказаниями в виде общественно полезных работ и другими, не связанными с лишением свободы наказаниями. Так, во Франции при назначении тюремного заключения суд может вынести решение о его исполнении в режиме полусвободы, принимая во внимание следующие факторы: осуществление осужденным профессиональной деятельности, стремление к получению образования, наличие соответствующего стажа или временной работы с целью социальной реадаптации, активное участие в жизни своей семьи, либо необходимость пройти курс лечения <12>. -------------------------------- <12> Статья 132-25 Уголовный кодекс Франции / Науч. редактирование канд. юрид. наук, доц. Л. В. Головко, канд. юрид. наук, доц. Н. Е. Крыловой; перевод с французского и предисловие канд. юрид. наук, доц. Н. Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 131.
В странах еврозоны такая функция службы пробации законодательно закреплена в Ирландии, Италии и Франции. Из всех перечисленных мер особый интерес представляет "освобождение под честное слово" (parole). "Освобождение под честное слово" считается одним из самых эффективных способов содействия социальной реинтеграции заключенных путем обеспечения их планомерного и постепенного возвращения в общество. Однако для того, чтобы такое освобождение достигло своей реинтеграционной цели, оно должно сопровождаться надлежащей поддержкой со стороны учреждений, ответственных за помощь бывшим заключенным в период их освобождения (например, службы пробации), других социальных учреждений, семьи и общественности. Не во всех системах уголовного правосудия применяется термин "пэроул", или "освобождение под честное слово". Поэтому термин "условно-досрочное освобождение" (далее - УДО) или как обозначил законодатель Сербии "условно-досрочное освобождение под честное слово" <13>, на наш взгляд, может быть более подходящим. Условно-досрочное освобождение означает досрочное освобождение осужденных заключенных на индивидуальных условиях, которые должны соблюдаться в период после освобождения. Такое освобождение может быть обязательным, когда оно происходит автоматически после отбытия минимального срока или установленной части срока наказания, или дискреционным, когда для УДО заключенного после отбытия им определенного периода срока наказания должно быть принято решение. Условно-досрочное освобождение всегда сопровождается общим условием о том, что заключенный должен воздерживаться от участия в преступной деятельности. Однако это далеко не единственное налагаемое условие. Освобождение может быть определено как "условно-досрочное" лишь в том случае, когда на заключенного также может быть наложена обязанность соблюдения дополнительных условий в той мере, в какой они являются целесообразными и необходимыми для его успешной реинтеграции. -------------------------------- <13> Статья 190 Закона об исполнении уголовных наказаний и санкций Сербии (Официальный вестник Сербской Республики от 17 декабря 2001 г. N 64/01). URL: http://www. legislationline. org/ documents/action/popup/id/6313.
"Освобождение под честное слово" в различных национальных законодательствах имеет свои особенности и правовые нюансы. Так, в соответствии с уголовным кодексом Дании <14> данный вид освобождения возможен только с разрешения Министра юстиции и должен быть обусловлен обязанностью освобожденного под честное слово не совершать любые наказуемые деяния во время действия всего срока. В качестве одного из условий освобождения под честное слово может быть юридически предусмотрено, что освобожденное лицо в течение всего или части срока действия досрочного освобождения обязано вести законопослушный образ жизни и находиться под надзором службы пробации <15>. -------------------------------- <14> Уголовный кодекс Дании (распоряжение от 12 августа 1997 г. N 648 с изменениями, внесенными Законом от 26 июня 1998 г. N 403, Законом от 1 июля 1998 г. N 473 и Законом от 17 марта 1999 г. N 141) / Научное редактирование и предисловие С. С. Беляева, канд. юрид. наук (МГУ им. М. В. Ломоносова) / Перевод с датского и английского яз. канд. юрид. наук С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 230 с. <15> Пункт 2 § 39 Уголовного кодекса Дании (распоряжение от 12 августа 1997 г. N 648 с изменениями, внесенными Законом от 26 июня 1998 г. N 403, Законом от 1 июля 1998 г. N 473 и Законом от 17 марта 1999 г. N 141) / Научное редактирование и предисловие С. С. Беляева, канд. юрид. наук (МГУ им. М. В. Ломоносова); перевод с датского и английского яз. канд. юрид. наук С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 230 с.
Институт помилования - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Так, в Федерации Боснии и Герцеговины <16>, Болгарии <17>, Словении <18> и Черногории <19> это исключительная прерогатива Президента (в ФРГ <20> - Федерального Президента), в Португалии Президент по вопросам помилования должен предварительно консультироваться с Правительством <21>, в Нидерландах помилование реализуется королевским указом по рекомендации суда <22>, в Княжестве Монако право помилования реализовывает Князь, но только после консультации с Советом Короны <23>, а Президент Республики Греция имеет право, в соответствии с рекомендацией министра юстиции и после консультаций с советом, состоящим в основном из судей, помиловать заключенных, смягчить или уменьшить приговоры судов <24>. -------------------------------- <16> Статья 7 Конституции Федерации Боснии и Герцеговины (официальный вестник в Федерации Боснии и Герцеговины). URL: http://www. legislationline. org/ download/action/download/id/1577/ file/cf85ae3b01c1adcd1b6eed4a3b84.php/ preview. <17> Пункт 11 ст. 98 Конституции Республики Болгария. URL: http://www. legislationline. org/documents/action/popup/id/8933/preview. <18> Статья 107 Конституции Республики Словения. URL: http://www. legislationline. org/download/action/download/id/1634/file/54703541b10ddc68eb07167e2a2e. htm/preview. <19> Пункт 9 ст. 95 Конституции Черногории. URL: http://www. legislationline. org/ download/action/download/id/900/ file/36020fdb68da5a1415a004e3a73b. htm/ preview. <20> Пункт 2 ст. 60 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.). URL: http://vivovoco. rsl. ru/VV/LAW/BRD. HTM. <21> Пункт "е" ст. 134 Конституции Португальской Республики. URL: http://www. legislationline. org/download/ action/download/id/1696/file/ 5b9c1103a855967f0d5979c86a02.php/preview. <22> Пункт 1 ст. 122 Конституции Королевства Нидерланды (опубликована Министерством внутренних дел и по делам Королевства, конституционным вопросам и законодательству Департамента в сотрудничестве с департаментом Министерства иностранных дел). URL: www. minbzk. nl. <23> Статья 15 Конституции Княжества Монако от 17 декабря 1962 г. (в редакции Закона от 2 апреля 2002 г. N 1249). URL: http://www. legislationline. org/documents/ section/constitutions. <24> Пункт 1 ст. 47 Конституции Греции. URL: http://wwwhri. org/docs/syntagma/ artcl50.php#A47.
В соответствии с законодательством Албании и Румынии данный институт сформулирован как "акт прощения", и если в Албании компетентный орган или исключает лицо полностью либо частично от отбытия наказания суда, или заменяет более легким видом наказания <25>, то в Румынии "прощение" полностью или частично отменяет выполнение уголовных наказаний, за исключением преступлений против человечества <26>. -------------------------------- <25> Статья 70 Уголовного кодекса Албании (исправленный Законом от 24 января 2001 г. N 8733, ст. 7). Закон Народного собрания Республики Албания от 27 января 1995 г. N 7895, исправленный Законом от 10 апреля 1997 г. N 8204, исправленный Законом от 15 января 1998 г. N 8279, исправленный Законом от 24 января 2001 г. N 8733). Уголовные кодексы мира (официальный сайт). URL: http://ugolovnykodeks. ru/2011/11/ ugolovnyj-kodeks-albanii/20. <26> Статьи 145(1)-146 (2) Уголовного кодекса Румынии (принят в 2004 г.). Уголовные кодексы мира (официальный сайт). URL: http://ugolovnykodeks. ru/category/ ugolovnykodeksromania.
Таким образом, мы приходим к ряду выводов. Во-первых, являясь одним из ключевых нормативных документов международного права в сфере наказаний, не связанных с лишением свободы, Токийские правила призваны способствовать рационализации уголовной и пенитенциарной политики в области уголовного правосудия с учетом необходимости соблюдения прав человека, требований социальной справедливости. Во-вторых, анализируя альтернативные меры, применяемые после вынесения приговора и предусмотренные Токийскими правилами, можно констатировать, что в российском национальном законодательстве применяются идентичные формы пенитенциарных и постпенитенциарных альтернативных тюремному заключению мер. Однако следует подчеркнуть, что интенсивность использования сформулированных в Токийских правилах мер оказания доверия лицам, отбывающим уголовные наказания, в России крайне ничтожна. Переломить эту тенденцию возможно только в результате согласованных действий органов всех ветвей власти, консолидированными усилиями сотрудников российской пенитенциарной системы и гражданского общества.
Список использованной литературы
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // СПС "КонсультантПлюс". 2. Уголовный кодекс Франции / Под науч. ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 3. Уголовный кодекс Дании / Под науч. ред. С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
Название документа