Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам в сфере торговли людьми

(Камчатов К. В., Янчуркин О. В., Журавлева А. С.) ("Юридический мир", 2013, N 11) Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

К. В. КАМЧАТОВ, О. В. ЯНЧУРКИН, А. С. ЖУРАВЛЕВА

Камчатов Кирилл Викторович, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Янчуркин Олег Владимирович, научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Журавлева Анна Сергеевна, младший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД и участия прокурора в уголовном судопроизводстве НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассматриваются актуальные проблемы осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам в сфере торговли людьми. Анализируются практика прокурорского надзора по указанному направлению деятельности, международные документы, статистические данные. Приводятся примеры расследования уголовных дел рассматриваемой категории. Предлагаются меры по совершенствованию эффективности осуществления прокурорского надзора и действующего законодательства Российской Федерации и стран СНГ в сфере торговли людьми. В качестве выводов предлагается: принять правоохранительными органами России совместный нормативный акт, определяющий перечень составов преступлений по торговле людьми, так, как это сделано, например, по преступлениям экстремистской, коррупционной направленности и террористического характера; в интересах правоохранительных органов стран - участниц СНГ обосновывается необходимость создания единой базы криминалистического учета; а также в целях обеспечения беспрепятственного, оперативного, в том числе и на международном уровне, участия потерпевших в уголовном судопроизводстве аргументируется целесообразность расширения механизмов применения в рамках уголовно-процессуального регулирования цифровых технологий: видеоконференцсвязь, СМС-сообщения, интернет-телефония, электронные подписи, создания информационно-консультативных веб-сайтов с доступом только для потерпевших и лиц, защищающих их права, и др.

Ключевые слова: прокурорский надзор, дознание, следствие, торговля людьми, уголовные дела, потерпевшие, несовершеннолетние, проституция, порнография, организованная преступность.

The prosecutor's supervision of the procedural activities of agencies of inquiry and preliminary investigation on criminal cases in the sphere of human trafficking K. V. Kamchatov, O. V. Yanchurkin, A. S. Zhuravleva

Kamchatov Kirill Viktorovich, leading researcher at the department of problems of prosecutor's supervision of execution of laws in effectuation of operative-search activities and participation of the prosecutor in criminal judicial proceeding of the Science research institute of the Academy of the General prosecution office of the Russian Federation, candidate of juridical sciences.

Yanchurkin Oleg Vladimirovich, researcher at the department of problems of prosecutor's supervision of execution of laws in effectuation of operative-search activities and participation of the prosecutor in criminal judicial proceeding of the Science research institute of the Academy of the General prosecution office of the Russian Federation.

Zhuravleva Anna Sergeevna, junior researcher at the department of problems of prosecutor's supervision of execution of laws in effectuation of operative-search activities and participation of the prosecutor in criminal judicial proceeding of the Science research institute of the Academy of the General prosecution office of the Russian Federation.

The article considers topical problems of effectuation by the prosecutor of supervision of procedural activities of agencies of inquiry and preliminary investigation on criminal cases in the sphere of human trafficking; analyses the practice of prosecutor's supervision in the said sphere of activities, international documents, statistical data; presents examples of investigation of criminal cases of the said category; proposes measures on improvement of efficiency of prosecutor's supervision and the current legislation of the Russian Federation and the CIS states in the sphere of human trafficking. The authors made the following conclusions: to adopt by the law-enforcement agencies of Russia the joint regulatory act establishing the list of elements of crimes on human trafficking, as it was done for instance on crimes of extremist, corruption and terrorist character; in the interests of law-enforcement agencies of the CIS states the necessity of creation of the uniform data-base of criminalistic record is substantiated; and for the purpose of ensuring of a smooth, operative, including on the international level, participation of complainants in the criminal judicial proceeding the authors explain the feasibility of broadening the mechanisms of application within the framework of criminal-law regulation of digital technologies: video conference, SMS, VoIP telephony, electronic signatures, creation of information-consultative web-sites with access only for complainants and persons protecting the rights thereof.

Key words: prosecutor's supervision, inquiry, investigation, human trafficking, criminal cases, complainants, minors, prostitution, pornography, organized crime.

Проблема торговли людьми как общемировое антисоциальное явление вызывает серьезную обеспокоенность во многих цивилизованных странах. По данным международных организаций, ежегодно в мире около 4 млн. человек становятся жертвами современных форм рабства (принудительные браки, эксплуатация женщин-иммигранток, незаконных мигрантов, поставка дешевой рабочей силы и др.) <1>. -------------------------------- <1> См.: Кобец П. Н. Законодательные основы противодействия преступлениям, связанным с торговлей людьми (иммигрантами и незаконными мигрантами), в западноевропейских странах и США // Миграционное право. 2008. N 4.

Увеличивающийся уровень преступности в данной сфере заставляет государства объединять усилия в борьбе с торговлей людьми. Так, для предупреждения, защиты, поддержки жертв и преследования торговцев в 2012 г. Европейская комиссия приняла стратегию Евросоюза на 2012 - 2016 гг. по искоренению торговли людьми. В соответствии с законодательством Европейского союза к преступлениям в сфере торговли людьми относят не только сексуальную или трудовую эксплуатацию человека, но и нарушения его фундаментальных прав <2>. -------------------------------- <2> Российская газета. 2012. 19 июля.

Повышенное внимание этой проблеме уделяется и в российской правоохранительной системе. Согласно пункту 1.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности" надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе ее предупреждении в сфере торговли людьми, является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Более того, пунктом 11.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" предусмотрено усиление прокурорского надзора за исполнением требований главы 50 УПК РФ при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети; за законностью и обоснованностью принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел данной категории или их прекращения; обеспечение в рамках предоставленных полномочий соблюдения прав детей, потерпевших от преступлений данного вида, с обеспечением конфиденциальности полученной информации и права на реабилитацию с применением предусмотренных законом мер безопасности. С целью повышения эффективности прокурорского надзора в рассматриваемой сфере прокурорам следует применять как отечественный, так и зарубежный опыт профилактики рассматриваемых преступлений, использовать предусмотренные международными договорами и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) возможности правового сотрудничества по уголовным делам. Согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. <3>, ратифицированного Российской Федерацией 26 апреля 2004 г., к преступлениям, связанным с торговлей людьми, следует относить противоправные деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): 120 (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации), 127.1 (торговля людьми), 127.2 (использование рабского труда), 240 (вовлечение в занятие проституцией или принуждение к занятию проституцией), 241 (организация занятия проституцией), 242 (незаконное распространение порнографических материалов или предметов), 242.1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), 242.2 (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов). -------------------------------- <3> Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3884.

Вместе с тем представляется целесообразным принятие правоохранительными органами России совместного нормативного акта, определяющего перечень составов преступлений по торговле людьми, так, как это сделано, например, по преступлениям экстремистской, коррупционной направленности и террористического характера <4>. -------------------------------- <4> Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 52-11 и МВД России N 2 от 15 февраля 2012 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (перечни N 20, 22, 23).

Согласно данным официальной статистики уровень преступности в анализируемой сфере в сравнении с зарегистрированными общеуголовными преступлениями остается достаточно низким. Так, в 2011 г. количество зарегистрированных и находящихся в производстве уголовных дел и материалов проверок рассматриваемой категории составило 2981 из 2 815 231 преступлений (0,1%), в 2012 г. зарегистрировано 3348 из 2 688 776 (0,1%), и за первое полугодие 2013 г. количество зарегистрированных и находящихся в производстве уголовных дел и материалов проверок составило 2518 из 1 507 579 преступлений (0,2%) <5>. -------------------------------- <5> Статистические данные о состоянии преступности за период с 2011 по первое полугодие 2013 г. // Статистика ГИАЦ МВД России за январь - декабрь 2011 года. Ф. 491-КН.1. URL: http://mvd. ru/presscenter/statistics/reports (дата обращения: 30.09.2013).

Вместе с тем количество преступлений, совершенных в сфере торговли людьми, с каждым годом увеличивается. Так, в 2011 г. по данной категории преступлений зарегистрировано 2981 уголовное дело и материал проверок, в 2012 г. - 3348, за первое полугодие 2013 г. - 2518 преступлений и сообщений о преступлениях, что дает основание предполагать дальнейший рост числа преступлений в сфере торговли людьми. Динамика отдельных составов преступлений по указанной категории дел за анализируемый период выглядит следующим образом. Так, по сути, недействующим составом является ст. 120 УК РФ, по которой не зарегистрировано ни одного преступления. По всем остальным составам отмечается ежегодное увеличение их количества (ст. 127.1 УК РФ - 99, 123, 105; ст. 127.2 - 23, 31, 18; ст. 240 - 484, 688, 409; ст. 241 - 955, 842, 525; ст. 242 - 852, 1012, 692; ст. 242.1 - 568, 646, 758; ст. 242.2 УК РФ (криминализирована 29.02.2012) - 6, 11 на фоне преимущественно отрицательной динамики выявления лиц, их совершивших (ст. 127.1 - 26, 58, 22; ст. 127.2 - 11, 11, 7; ст. 240 - 173, 160, 69; ст. 241 - 701, 687, 366; ст. 242 - 338, 257, 146; ст. 242.1 - 127, 145, 85; ст. 242.2 - 3, 1) <6>. -------------------------------- <6> Там же.

Как видно из представленного анализа, большинство уголовных дел рассматриваемой категории расследуется по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 240, 241, 242 и 242.1 УК РФ. Например, в ОП N 1 УМВД России по г. Омску поступило сообщение о деятельности Ш. по организации занятием проституцией. При проведении проверки установлено, что Ш. направила В. и К. в сауну для оказания сексуальных услуг. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела Ш. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ, дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Оперативным отделом "К" УМВД России по Омской области в СО по РПТО ОП N 6 СУ УМВД России по г. Омску предоставлены материалы проверки, по которым возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица о распространении в сети Интернет материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. В ходе расследования установлено, что преступление совершено Н., и уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Омский районный суд г. Омска. По результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор. Имеются случаи незаконного возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 241 УК РФ. Например, отделом дознания ОМ-2 УВД по г. Таганрогу в отношении К. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ. В ходе расследования дела установлено, что в действиях К. формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ, однако отсутствует объективная сторона данного преступления - систематическое предоставление помещения для занятия проституцией, что означает его предоставление не менее трех раз в течение определенного времени. В ходе дознания вина подозреваемого К. доказана только по двум фактам предоставления помещения для занятия проституцией. В связи с этим по результатам расследования ОД УМВД России по г. Таганрогу вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении К. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ. Практика расследования уголовных дел в сфере торговли людьми показывает, что в большинстве случаев меры государственной защиты потерпевших, установленные Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", не применяются. Предварительное следствие по указанным составам преступлений осуществляется с нарушением сроков, установленных УПК РФ, по причине сложности расследования и значительного числа эпизодов преступной деятельности. Среди других причин выделяют длительность проведения судебных экспертиз и значительный объем следственных действий. Допускаются нарушения закона и в судебных стадиях. Так, Постановлением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия уголовное дело в отношении Ф., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 242 и п. "в" ч. 3 ст. 146 УК РФ, возвращено прокурору Пролетарского района г. Саранска на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом в связи с нарушением права обвиняемого на защиту. В ходе предварительного расследования Ф. предъявлено обвинение, он ознакомлен с постановлениями о назначении экспертиз и заключениями экспертов, допрошен в качестве обвиняемого, уведомлен об окончании следственных действий и ознакомлен с материалами уголовного дела фактически без участия защитника, поскольку лицо, осуществлявшее его защиту, было лишено статуса адвоката. Отмечаются факты частичного отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения по уголовному делу. В качестве примера можно привести практику Кемеровского областного суда, где государственный обвинитель отказался от обвинения Л. по п. "а" ч. 2 ст. 240 УК РФ по эпизоду вовлечения потерпевшей Б. в занятие проституцией с применением насилия и угрозой его применения, поскольку последняя ранее занималась проституцией и продолжала заниматься ею самостоятельно и независимо от действий Л. В ходе осуществления прокурорского надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия выявляются случаи отмены решений об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду ненадлежащего выполнения необходимых проверочных мероприятий и неисполнения органом дознания в полном объеме ранее данных прокурором указаний. Небольшое количество сообщений о преступлениях в сфере торговли людьми (0,1%) от общего количества зарегистрированных преступлений свидетельствует не столько об отсутствии фактов торговли людьми и использования рабского труда, сколько о латентном характере данных видов преступлений. Такое суждение подтверждается общемировой практикой, что, в свою очередь, затрудняет получение четкой картины, свидетельствующей о масштабах проблемы <7>. Ситуация осложняется еще и тем, что потерпевшими, в отношении которых совершаются рассматриваемые преступления, являются лица из социально неблагополучных слоев населения, для которых получение вознаграждения за предоставление сексуальных услуг является основным источником дохода, что обосновывает их нежелание сообщать в правоохранительные органы о совершенных в отношении их преступных действиях. Кроме того, потерпевшие не желают контактировать с представителями правоохранительных органов из-за боязни мести со стороны преступников. Некоторые потерпевшие отказывались признавать себя таковыми, указывая на то, что занимались проституцией по своей инициативе. Особую сложность представляет процесс доказывания преступления, когда потерпевшим является новорожденный или малолетний. -------------------------------- <7> Права человека. Изложение фактов. Центр по правам человека ООН, 1991.

Как показывает правоприменительная практика, иностранные граждане особо подвержены повторной виктимизации. Ряд присущих им социально-психологических и этнобиологических особенностей, особый правовой статус, часто встречающаяся маргинальность повышают их предрасположенность повторно стать жертвами преступлений <8>. Особо острую потребность они испытывают в психологической помощи <9> (исходя из презумпции причинения морального вреда анализируемым видом преступления). Как правило, у потерпевших отмечаются психологические комплексы в связи с характером эксплуатации жертвы в период пребывания в рабстве, пагубное воздействие на подавленную психику оказывают некорректные и сомнительные действия представителей правоохранительных органов, ответственных за принятие и рассмотрение сообщений о преступлениях <10>. Жертвы преступлений часто испытывают психосоматические боли, посттравматический стресс, находятся в неудовлетворительном физическом состоянии в результате голода, различных травм, длительного нахождения в антисанитарных условиях и пр. С целью устранения указанных последствий, порой труднопреодолимых, а также установления психологического контакта, снятия напряжения у допрашиваемого, диагностирования его психологического состояния в следственных и иных процессуальных действиях необходимо участие специалиста-психолога. -------------------------------- <8> См.: Морозов С. Л. О некоторых мерах предотвращения повторной виктимизации потерпевших иностранцев // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. Иркутск: ФГОУ ВПО "Восточ.-Сиб. ин-т МВД России", 2010. Ч. 1. С. 190. <9> См.: Варчук Т. В. Обеспечение защиты граждан от преступных посягательств, связанных с торговлей людьми (опыт виктимологического моделирования) // "Черные дыры" в российском законодательстве. М., 2010. N 6. С. 104 - 105. <10> См.: Варданян А. А. Особенности производства следственных действий, осуществляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2009. N 6. С. 115.

Транснациональный характер торговли людьми, ее связь с организованной преступностью, малоуязвимой для непосредственного антикриминального воздействия, обусловили необходимость сочетания международно-правового и внутригосударственного механизмов для борьбы с этим явлением. Одним из ключевых условий эффективности и результативности совместных усилий государств по противодействию торговле людьми является применение единого подхода к формулированию юридически значимых категорий в данной области. Так, МВД России имеет положительный опыт осуществления с зарубежными коллегами совместных оперативных мероприятий по борьбе с работорговлей в рамках соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, подписанного в 2010 г. и предусматривающего проведение мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию подобных преступлений <11>. -------------------------------- <11> См.: Москвин Г. К. Об актуализации опыта отряда специального назначения "Кобальт" МВД СССР и перспектив его применения // Административное право и процесс. 2011. N 2. С. 18 - 24.

Эффективным средством борьбы с торговлей людьми являются и информационные технологии, при использовании которых зачастую и достигаются цели и задачи правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере. Обладание информацией о преступлениях, связанных с торговлей людьми, лицах, способах и средствах их совершения и т. д. не предполагает ее безусловное и эффективное использование. Взаимный доступ к криминалистическим учетам правоохранительных органов государств - участников СНГ позволяет реализовать главный принцип правосудия - неотвратимость наказания, в том числе за преступления рассматриваемой категории. Изложенное обусловливает необходимость создания единой базы криминалистического учета в интересах правоохранительных органов стран - участниц СНГ. Значимость оперативного обмена информацией трудно переоценить, но эффективность подобной системы во многом оценивается объемом располагаемой криминалистической информации и обеспечением оперативного доступа к ней. Положительным примером построения сегментов мультисистемной сети обмена криминалистической информацией является внедрение системы межгосударственного информационного обмена министерств внутренних дел (полиций) государств - участников СНГ в работу правоохранительных органов МВД России, МВД Беларуси и МВД Таджикистана. В перспективе предполагается создание высокоскоростной сети передачи данных для защищенного обмена информацией в рамках Межгосударственного информационного банка министерств внутренних дел государств - участников СНГ <12>. -------------------------------- <12> Сотрудничество в области связи и информатизации - ключевая тема взаимодействия государств - участников СНГ в сфере экономики в 2012 году. Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www. cis. minsk. by/page. php? id=19061 (дата обращения: 10.09.2013).

В этой связи перспективными направлениями совершенствования механизмов обмена информацией признано внедрение новых единых электронных форматов процессуальных документов, предусматривающих возможность передачи фотоизображений лиц, объявленных в межгосударственный розыск, похищенных культурных ценностей, дактилоскопических карт и электронных копий следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, возможность постановки на учет документов о межгосударственном установлении и розыске лиц с использованием латинской транслитерации в их установочных данных <13>. -------------------------------- <13> Решение Экономического совета СНГ от 14 сентября 2012 г., г. Ашхабад. О ходе реализации мероприятий по выполнению решения Совета глав государств СНГ от 20 декабря 2012 г. об определении сотрудничества в области связи и информатизации ключевой темой взаимодействия государств - участников СНГ в сфере экономики в 2012 году. Исполнительный комитет СНГ. URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=3545 (дата обращения: 10.09.2013).

Полагаем также, что в целях обеспечения беспрепятственного, оперативного, в том числе и на международном уровне, участия потерпевших в уголовном судопроизводстве необходимо расширять механизм применения в рамках уголовно-процессуального регулирования цифровых технологий: видеоконференцсвязь, СМС-сообщения, интернет-телефония, электронные подписи, создание информационно-консультативных веб-сайтов с доступом только для потерпевших и лиц, защищающих их права, и др. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 12 Модельного уголовно-процессуального кодекса для государств - участников СНГ <14> пунктом следующего содержания: "При проведении следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам допускается применение цифровых коммуникационных технологий общего и специального пользования в порядке, установленном настоящим Кодексом для производства указанных действий и мероприятий". -------------------------------- <14> Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств - участников СНГ (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 февраля 1996 г.) // Текст Кодекса опубликован в приложении к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 1996. N 10.

Литература

1. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3884. 2. Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств - участников СНГ (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 февраля 1996 г.) // Текст Кодекса опубликован в приложении к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 1996. N 10. 3. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 52-11 и МВД России N 2 от 15 февраля 2012 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (перечни N 20, 22, 23). 4. Варданян А. А. Особенности производства следственных действий, осуществляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2009. N 6. 5. Варчук Т. В. Обеспечение защиты граждан от преступленных посягательств, связанных с торговлей людьми (опыт виктимологического моделирования) // "Черные дыры" в российском законодательстве. М., 2010. N 6. 6. Кобец П. Н. Законодательные основы противодействия преступлениям, связанным с торговлей людьми (иммигрантами и незаконными мигрантами), в западноевропейских странах и США // Миграционное право. 2008. N 4. 7. Морозов С. Л. О некоторых мерах предотвращения повторной виктимизации потерпевших иностранцев // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. Иркутск: ФГОУ ВПО "Восточ.-Сиб. ин-т МВД России", 2010. Ч. 1. 8. Москвин Г. К. Об актуализации опыта отряда специального назначения "Кобальт" МВД СССР и перспектив его применения // Административное право и процесс. 2011. N 2. 9. Права человека. Изложение фактов. Центр по правам человека ООН, 1991. 10. Российская газета. 2012. 19 июля. 11. Решение Экономического совета СНГ от 14 сентября 2012 г., г. Ашхабад. О ходе реализации мероприятий по выполнению решения Совета глав государств СНГ от 20 декабря 2012 г. об определении сотрудничества в области связи и информатизации ключевой темой взаимодействия государств - участников СНГ в сфере экономики в 2012 году. Исполнительный комитет СНГ. URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=3545 (дата обращения: 10.09.2013). 12. Сотрудничество в области связи и информатизации - ключевая тема взаимодействия государств - участников СНГ в сфере экономики в 2012 году. Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www. cis. minsk. by/page. php? id=19061 (дата обращения: 10.09.2013).

Название документа