О формировании правовых основ пресечения транснациональных преступлений на единой территории Таможенного союза

(Вихляева А. О.) ("Таможенное дело", 2011, N 1) Текст документа

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

А. О. ВИХЛЯЕВА

Вихляева А. О., главный специалист отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

В данной статье описывается формирование правовых основ пресечения транснациональных преступлений и дается краткое описание работ в сфере договорно-правовой базы Таможенного союза.

Ключевые слова: Таможенный союз, Единый таможенный тариф, декларирование, контрабанда.

The present article describes formation of legal grounds for suppression of trans-boundary crimes and gives a short description of works in the sphere of contract-law base of the Customs Union.

Key words: Customs Union, Uniform Customs Tariff, declaration, contraband.

Работа по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС осуществлялась согласно Плану действий по формированию Таможенного союза, утвержденному решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. N 1. К настоящему времени реализованы мероприятия по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, Единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Продолжается работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза. Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 и N 19 с 1 января 2010 г. Комиссия была наделена полномочиями в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе согласно принятым международным договорам. В сфере таможенно-тарифного регулирования Комиссией был утвержден Единый таможенный тариф Таможенного союза. С момента передачи Комиссии соответствующих полномочий по предложениям сторон было принято более 30 решений, касающихся изменений ставок ввозных таможенных пошлин, вопросов предоставления тарифных льгот и установления тарифных квот в отношении ряда товаров, происходящих из третьих стран. На основании полномочий по нетарифному регулированию Комиссией были утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, а также Положения о применении соответствующих ограничений. Выполняя функции принятия решений по применению мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, с 1 января 2010 г. Комиссия приняла свыше 20 решений, уточняющих ряд разделов и положений указанного Единого перечня товаров. Вместе с тем требует решения вопрос о целесообразности применения запретов и ограничений неэкономического характера во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза. В этих целях ведется работа по подготовке проектов нормативных актов, регламентирующих обращение на единой таможенной территории Таможенного союза отдельных товаров, к которым в соответствии с международными договорами применяются ограничительные меры (опасные отходы, наркотики, служебное и гражданское оружие, спецтехника и т. п.). С вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время завершается реализация Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. В развитие норм названного Кодекса приняты 83 нормативных документа, которые отнесены к компетенции Комиссии. Стороны ведут работу по приведению национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. Необходимым условием эффективного правоприменения законодательства Таможенного союза является унификация уголовных, административных и гражданских законодательств государств - членов Таможенного союза в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Анализ соответствующих норм уголовного законодательства трех государств позволяет сделать вывод о различных подходах к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте, а также несогласованности законодательных предписаний относительно оснований конфискации товаров, являющихся предметом контрабанды. В этой связи требуется унификация определения предмета контрабанды и положений о конфискации имущества за контрабанду, а также внесение поправок в соответствующие статьи уголовного и административного законодательства государств - членов Таможенного союза, которые приведут термины указанных отраслей права в соответствие с терминологией и понятиями таможенного законодательства Таможенного союза. 5 июля 2010 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) было подписано решение N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам". Данным решением Межгосударственный совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств предписывает принять Договор "Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза", Соглашение "О правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях". Также было принято решение Правительствам государств - членов Таможенного союза обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с вышесказанными международными договорами. В ч. 2 ст. 3 Договора "Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза" сказано, что каждая сторона обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Уже ведется работа по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Формирование Единого экономического пространства может вестись по всем основным направлениям, при условии синхронного принятия взаимных обязательств сторон и соответствующей корректировки их национальных законодательств. Таможенный кодекс Таможенного союза не раскрывает понятия "таможенная граница Республики Беларусь", "таможенная граница Республики Казахстан" и "таможенная граница Российской Федерации", так как в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенной границей Таможенного союза являются пределы таможенной территории Таможенного союза. В уголовных кодексах и кодексах об административных правонарушениях законодателями не заменены "термины "таможенная граница Республики Беларусь", "таможенная граница Республики Казахстан" и "таможенная граница Российской Федерации" на "таможенную границу Таможенного союза". Уголовным законодательством Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан единообразно закреплена система преступлений, посягающих на установленный порядок перемещения товаров и иных предметов (ценностей) через таможенную границу. К таким преступлениям относятся: контрабанда; уклонение от уплаты таможенных платежей; невозвращение объектов культурного наследия на территорию государства, из которого они были вывезены; незаконный экспорт объектов экспортного контроля; невозвращение валюты из-за границы. Контрабанда является наиболее распространенным и общественно опасным преступлением, поскольку нарушается установленный порядок таможенного регулирования (составной части внешнеторговой деятельности), причиняется вред либо создается угроза его причинения налоговой системе (при незаконном перемещении обычных товаров и иных предметов, поскольку в бюджет государства не поступают взимаемые таможенными органами налоги); экономической безопасности (снижается конкурентоспособность товаров, произведенных государствами - членами Таможенного союза); общественной безопасности и здоровью населения (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и других веществ, огнестрельного оружия и т. д.); национальной безопасности, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании); интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей). Цель данной научно-исследовательской работы состоит в разработке модельной статьи государств - членов Таможенного союза, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду, и в рассмотрении вопроса о возможном присоединении к данной модельной статье потенциальных государств - членов Таможенного союза. Наибольшие перспективы на вступление в Таможенный союз имеют Республика Украина и Кыргызская Республика. Анализ соответствующих норм уголовных кодексов государств - членов Таможенного союза, а также Республики Украины и Кыргызской Республики выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте. Данное обстоятельство предопределило разделение уголовно наказуемой контрабанды на два вида: экономическую и контрабанду предметов, которые требуют особого порядка перемещения через таможенную границу. Субъектами контрабанды в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, а также Республики Украины и Кыргызской Республики могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. При этом очень важно, что уголовным законодательством этих стран закреплено обстоятельство, отягчающее наказание за привлечение лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Один из видов квалифицированной контрабанды может быть совершен специальным субъектом - должностным лицом. За исключением Республики Украины, поскольку Уголовным кодексом не установлено специальное наказание за совершение контрабанды должностным лицом. В уголовном законодательстве Республики Беларусь один из видов квалифицированной контрабанды может быть совершен лицом, ранее судимым за контрабанду. Республика Казахстан данный вид квалифицированной контрабанды закрепляет как деяние, совершенное неоднократно. Уголовное законодательство Российской Федерации, Республики Украины и Республики Кыргызия не выделяет повторное совершение контрабанды в квалифицированный вид, но за рецидив преступления предусматривается ужесточение наказания. Субъективная сторона контрабанды в уголовном законодательстве характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает осознание фактических обстоятельств преступления, их общественную опасность и желание их совершить. Большое значение для характеристики состава контрабанды имеет объект преступления. В качестве объекта неквалифицированной экономической контрабанды в Российской Федерации (ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации) выступают товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте, при наличии двух условий: а) если они не относятся к числу названных в ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации; б) если они перемещаются в крупном размере. Согласно законодательству Республики Казахстан под предметами экономической контрабанды понимаются любые движимые предметы материального мира, в том числе валюта, валютные ценности, транспортные средства, электрическая, тепловая или иные виды энергии. К предметам экономической контрабанды Республика Казахстан относит также культурные ценности, имеющие значение художественного, научного, исторического и археологического достояния народов, произведения искусства, предметы старины и иные имеющие указанное значение предметы, объекты интеллектуальной собственности, виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты. За незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан указанных, а также иных, не изъятых или не ограниченных в обращении, предметов (например, продукты питания, одежда, обувь и др.) установлена ответственность ст. 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Конструкция объективной стороны данного состава преступления, а также его предмет имеют как общие, так и различные черты от аналогичных норм в уголовных законах Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Украины и Кыргызской Республики. Общим является крупный размер перемещаемых через таможенную границу предметов. Однако этот размер определяется законодателем всех государств по-разному. Уголовные законы по-разному определяют предмет контрабанды. Так, если Уголовные кодексы Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики используют термин "товары или иные предметы", то диспозиция ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь говорит о незаконном перемещении товаров и ценностей. Вышеуказанное терминологическое разночтение не влияет на квалификацию, поскольку очевидно, что речь идет об одних и тех же предметах. Принципиальным моментом будет являться то, что ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса Республики Украины указывает на перемещение товаров и ничего не сказано об иных предметах (например, валюта). Уголовным законодательством Республики Украины предусмотрены действия, выраженные в перемещении через таможенную границу товаров вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, но ничего не сказано про обманное использование документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. В уголовном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики все эти моменты объективной стороны контрабанды учтены. В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь образуют состав контрабанды указанные действия, совершенные в отношении товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает ответственность за экономическую контрабанду товаров, вещей и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, только в случае их недекларирования или недостоверного декларирования. Уголовный кодекс Российской Федерации и Кыргызской Республики в составе экономической контрабанды вовсе не содержит упоминания о товарах или иных предметах, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу. Уголовный кодекс Республики Украины одним составом предусматривает ответственность за перемещение товаров, запрещенных и ограниченных в гражданском обороте, и не изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых не ограничено. Данное разночтение имеет принципиальное значение для квалификации контрабанды, совершенной на таможенной территории Таможенного союза. Перечень товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, установлен Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденным решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 19. Однако при таком подходе из состава контрабанды исключаются некоторые категории товаров, перемещение через таможенную границу которых в крупном размере причиняет существенный вред экономическим интересам государства (например, перемещение иностранной валюты), а также товаров народного потребления (одежды, продуктов питания, бытовой техники и др.). Ведь контрабанда именно таких предметов считается экономической. Данная несогласованность имеет непосредственное отношение к правоприменительной практике. Например, согласно законодательству Республики Беларусь в настоящее время отсутствуют законные основания для уголовного преследования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении организаторов незаконного перемещения крупных товарных партий. С принятием решения от 27 ноября 2009 г. N 19 Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" существенно сократился перечень товаров, которые ограничены к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям экономического характера. В этой связи сфера применения ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь сужается, так как в указанной норме речь идет только о контрабанде товаров, ограниченных или запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает ответственность за экономическую контрабанду товаров, вещей и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, только в случае их недекларирования или недостоверного декларирования. Недекларирование или недостоверное декларирование - это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов. Состав простой контрабанды по Уголовному кодексу Кыргызской Республики аналогичен составу, предусмотренному Уголовным кодексом Российской Федерации. Состав ст. 201 Уголовного кодекса Республики Украины предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Украины. Данная статья не предусматривает ответственность за перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров. Наказание за это преступление предусмотрено ст. 305 Уголовного кодекса Республики Украина. Украина вынесла данное преступление в отдельный состав. Но в ст. 201 и 305 Уголовного кодекса Республики Украина, так же как и в уголовном законодательстве Республики Казахстан, Республики Беларусь и Республики Кыргызия, не предусмотрена ответственность за контрабанду инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Уголовным законодательством Украины предусмотрены действия, выраженные в перемещении через таможенную границу товаров вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля. Проблема в том, что ничего не сказано про обманное использование документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. В уголовном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики все эти моменты объективной стороны контрабанды учтены. Важно, что уголовным законодательством Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Украина и Кыргызской Республики закреплено обстоятельство, отягчающее наказание за рецидив преступлений. Предлагаю рассмотреть вопрос об унификации подходов к установлению уголовной ответственности за контрабанду путем закрепления в уголовных кодексах государств - членов Таможенного союза единой нормы об ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу любых товаров в крупном размере, а не только включенных в перечень запрещенных и ограниченных к перемещению через таможенную границу (перемещение в крупном размере товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием). Объективная сторона контрабанды предметов, ограниченных в гражданском обороте, предусматривает совершение аналогичных действий, характерных экономической контрабанде. Незаконное перемещение указанных предметов через таможенную границу согласно законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики образует квалифицированный состав контрабанды и не выделяется в отдельный состав преступления, в отличие от Республики Казахстан, где ответственность за это преступление предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса. Что касается Республики Украина, то отдельный состав преступления образует контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров (ст. 305 Уголовного кодекса Украины). Общим для статей Уголовных кодексов Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики является отсутствие указания на размер контрабанды названных предметов, ограниченных в гражданском обороте: их перемещение через таможенную границу признается преступлением независимо от стоимости перемещаемого. Чего не сказать о Республике Украина. В соответствии со ст. 201 Уголовного кодекса Республики Украина у товаров, запрещенных и ограниченных в гражданском обороте, и не изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых не ограничено, состав преступления образует перемещение товаров через таможенную границу Украины: 1) вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля; 2) совершенное в крупных размерах. Кроме того, проблема в том, что для всех перемещаемых через таможенную границу Украины товаров или предметов предусмотрена единая объективная сторона преступления. Ее составляют действия, выраженные в перемещении через таможенную границу товаров или предметов, ограниченных и запрещенных в гражданском обороте, вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, совершенные в крупном размере. Но ничего не сказано про обманное использование документов или средств таможенной идентификации либо перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. В уголовном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики все эти моменты объективной стороны контрабанды учтены. Принципиальным отличием норм о контрабанде предметов, ограниченных и запрещенных в гражданском обороте по уголовному законодательству Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Украины и Кыргызской Республики, является несогласованность в указании некоторых категорий таких предметов, в результате чего их незаконное перемещение влечет уголовную ответственность только при наличии крупного размера стоимости перемещаемого.

Название документа