Некоторые правовые предпосылки создания Таможенного союза
(Быченков А. Б.) ("Таможенное дело", 2011, N 1) Текст документаНЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>
А. Б. БЫЧЕНКОВ
Быченков А. Б., аспирант Российской таможенной академии.
Данная статья содержит в себе анализ правовых предпосылок создания Таможенного союза, того правового пути, который прошли государства - участники Таможенного союза, начиная с самой идеи создания, юридически закрепленной в 1993 г., и заканчивая подписанием Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза в 2007 г. В работе рассмотрены основные международные договоры, повлиявшие на процесс создания Таможенного союза.
Ключевые слова: Таможенный союз, таможенная территория, экономическая политика.
The present article contains analysis of legal prerequisites of creation of the Customs Union. The legal way which was passed by the states-participants of the Customs Union starting from the idea of creation juridically consolidated in 1993 and ending by signing of the Treaty on Creation of Uniform Customs Territory and Formation of the Customs Union in 2007. The work considers basic international treaties influencing the process of creation of the Customs Union.
Key words: Customs Union, customs territory, economic policy.
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части данного комплекса были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил <1>, поэтому неудивительно, что дальнейшее существование государств после распада СССР практически невозможно без интеграционных процессов. Данные процессы нашли себя в ряде международных договоров, некоторые из них являются правовыми предпосылками создания Таможенного союза. -------------------------------- <1> См.: Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., 2004.
Первые предпосылки создать Таможенный союз на постсоветском пространстве берут начало в Москве, 24 сентября 1993 г., когда Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан заключили Договор о создании Экономического союза. В частности, в ст. 4 Договора указывается, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ <2>, а также указывается на Таможенный союз как на одну из форм интеграции. Можно сказать, что подписание указанного Договора свидетельствует о намерении государств в дальнейшем образовать Таможенный союз. -------------------------------- <2> См.: Договор стран СНГ от 24 сентября 1993 г. "О создании Экономического союза".
12 апреля 1994 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности". Данное Соглашение является первым примером унификации таможенного законодательства, так как предусматривает, что Республика Беларусь принимает на себя обязательства по введению таможенных тарифов, налогов и сборов в отношении ввоза и вывоза товаров, как в торговом, так и в неторговом обороте, полностью идентичных таможенным тарифам, налогам и сборам, действующим в Российской Федерации. Также Соглашение предусматривает унификацию законодательства в следующих областях: установление торгового режима в отношениях с третьими странами, нетарифного регулирования в области внешнеэкономической деятельности, валютного регулирования, порядка применения временных ограничений во взаимной торговле и в торговле с третьими странами. Благодаря данному Соглашению товары, происходящие с территории России и Беларуси, могли быть перемещены с таможенной территории одного из этих государств на таможенную территорию другого без каких-либо ограничений и взимания таможенных пошлин и налогов. Таким образом, можно констатировать, что данное Соглашение является первым шагом для последующего создания Таможенного союза. 6 января 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Соглашение о Таможенном союзе 1995 г.). Менее чем через месяц, 20 января 1995 г., Республика Казахстан решила присоединиться к данному Соглашению, одновременно подписав Договор с Россией и Беларусью, выступающими в качестве одной стороны. В 1996 г. к данным Соглашениям присоединилась Кыргызская Республика. Данное Соглашение определило цели, принципы, механизм и этапы создания Таможенного союза. Таможенный союз создается в целях: - обеспечения совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; - гарантирования устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; - укрепления координации экономической политики своих стран и обеспечения всестороннего развития национального народного хозяйства; - создания условий для формирования общего экономического пространства; - создания условий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок. В 1997 г. между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией было заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза. В 1999 г. к данному экономическому объединению присоединяется Таджикистан и также присоединяется к Соглашению о Таможенном союзе 1995 г. В 1999 г. участниками Соглашения о Таможенном союзе 1995 г. был заключен Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Договор определил цели и принципы формирования Единого экономического пространства, целая глава Договора, состоящая из трех разделов, направлена на завершение формирования Таможенного союза. Договором установлены обязательные условия, необходимые для создания Таможенного союза: наличие единой таможенной территории, общего таможенного тарифа, режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве, органов управления, проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов, упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах, также Договором вводится само понятие единой таможенной территории. Договором был определен исполнительный орган Таможенного союза, действующий на этапе формирования Таможенного союза, - Интеграционный комитет, местом нахождения которого является г. Алматы (Республика Казахстан). Учреждение в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) является важнейшим шагом по созданию Таможенного союза. Такой вывод можно сделать исходя из положений ст. 2, в которой говорится, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза <3>. -------------------------------- <3> См.: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000.
В рамках ЕврАзЭС в октябре 2003 г. было подписано Соглашение, устанавливающее единый порядок экспортного контроля, включающего в себя совокупность гармонизированных норм и правил, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в отношении отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники <4>. -------------------------------- <4> См.: Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.
6 октября 2007 г. был подписан целый ряд договоров, являющихся основополагающими в создании Таможенного союза. Во-первых, в Договор об учреждении ЕврАзЭС были внесены изменения, в соответствии с которыми образован высший орган Таможенного союза - Межгосударственный совет. Межгоссовет ЕврАзЭС является как высшим органом ЕврАзЭС, так и высшим органом Таможенного союза, но решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств - участников Таможенного союза. Также Протоколом от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., расширена компетенция Суда ЕврАзЭС, который получил право рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза, и дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, давать толкование международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза, разрешать споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. Важно заметить, что в рассмотрении дел, основанных на применении или толковании международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов органов Таможенного союза, а также дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза, участвуют судьи, являющиеся представителями государств - участников Таможенного союза. Во-вторых, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза закрепил само понятие "Таможенный союз", а также список мероприятий, необходимых для завершения формирования Таможенного союза. В-третьих, Договор о Комиссии Таможенного союза учредил новый орган - Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, одним из принципов которой является добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов. Проанализировав вышесказанное, можно сделать следующие выводы: 1. Возможность создания Таможенного союза была юридически закреплена в 1993 г. 2. Государства - участники Таможенного союза ведут согласованную деятельность по созданию Таможенного союза, принимая решения единым блоком с 1995 г.
Название документа