Международно-правовые гарантии статута Суда Евразийского экономического сообщества

(Фоков А. П.) ("Российский судья", 2011, N 5) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СТАТУТА СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА <*>

А. П. ФОКОВ

Фоков Анатолий Павлович, доктор юридических наук, профессор.

В процессе анализа текста законопроекта "О ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества", внесенного Президентом РФ Д. Медведевым в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, автор полагает, что принятие закона повысит международно-правовые гарантии обеспечения деятельности Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Ключевые слова: Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Таможенный кодекс, законопроект, статут Суда, международно-правовые гарантии.

In the process of analysis of the text of draft law "On Ratification of the Statute of the Court of the Eurasian Economic Community" introduced by the President of the RF D. Medvedev into the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the author believes that adoption of the law would increase international-law guarantees of ensuring activity of the Customs Union within the frames of the Eurasian Economic Community.

Key words: Eurasian Economic Community, Customs Union, Customs Code, draft law, statute of the Court, international-law guarantees.

Президент Российской Федерации Д. Медведев 3 марта 2011 г. внес в Государственную Думу Федерального Собрания законопроект от 3 марта 2011 г. N 509674-5 "О ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества" (Российская газета. 2011. 3 марта. URL: www. rg. ru). Решение о предоставлении права Президенту Российской Федерации Д. Медведеву о внесении законопроекта "О ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества" было принято на заседании Правительства Российской Федерации 20 января 2011 г. Документ определяет структуру, состав Суда Евразийского экономического сообщества, порядок назначения на должность и освобождения судей, их полномочия, привилегии и иммунитеты судей, а также должностных лиц и сотрудников Секретариата Суда. Согласно документу Суд "возглавляет председатель", а его функции исполняют "судьи суда поочередно на ротационной основе в порядке русского алфавита, исходя из названия государств, в течение двух лет". Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял ранее решение обеспечить ратификацию статута Суда до 1 мая 2011 г. Суд ЕврАзЭС образуется и действует в соответствии со ст. 8 Договора об учреждениях Сообщества от 10 октября 2000 г. и Статутом. Статут Суда Евразийского экономического сообщества подписан 5 июля 2010 г. в Астане - столице Республики Казахстан. В соответствии со ст. 13 Статута "Суд обеспечивает единообразное применение действующих в рамках Сообщества, Таможенного союза международных договоров и принимаемых решений органами Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза, а также осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках Сообщества и Союза, и решений их органов". Финансирование деятельности Суда производится за счет средств бюджета ЕврАзЭС в порядке, определенном Межгосударственным советом Сообщества (на уровне глав государств). Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгоссовета Сообщества. В состав Суда входят по два судьи от каждой стороны, срок их полномочий составляет шесть лет. Статутом определяются организация деятельности Суда, его компетенция и порядок судопроизводства, особенности судопроизводства в рамках Таможенного союза, а также предоставление консультативных заключений. Местопребывание Суда - г. Минск (столица Республики Беларусь). Как мы писали ранее, развитие мировой экономики в условиях финансового кризиса, начало которого относим ко второй половине 2008 г., ускорил процессы по формированию Таможенного союза (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также активизировал деятельность входящих в него государств (России, Республики Беларусь и Республики Казахстан) по его международно-правовому обеспечению в рамках Таможенного кодекса. Исторически этому предшествовало образование Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 1995 г., а затем присоединившимися Киргизской Республикой (1996 г.), Республикой Таджикистан (1999 г.) и предполагало экономическое объединение с единой таможенной территорией. Впоследствии, используя международно-правовые документы, а также накопленный опыт таможенного и торгового регулирования государств - участников СНГ, в рамках ЕврАзЭС было инициировано формирование нового Таможенного союза (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан). На Саммите в Душанбе (6 октября 2007 г.) в рамках ЕврАзЭС были подписаны международные договоры, в соответствии с которыми государства Россия, Беларусь и Казахстан обязались в окончательном виде привести отечественное законодательство в соответствие с международными требованиями. Более того, они дали взаимное согласие ускорить процедуры вступления международных договоров в законную силу и завершить формирование Таможенного союза ЕврАзЭС. В октябре 2008 г. после вступления международных договоров в законную силу была сформирована Комиссия Таможенного союза ЕврАзЭС трех государств. Рабочим органом Комиссии ТС стал Секретариат во главе с академиком РАН С. Н. Глазьевым, который на первом заседании 4 февраля 2009 г. предложил государствам-участникам в течение текущего года завершить формирование Единого таможенного тарифа товаров, ввозимых на их территории, принять в окончательной редакции Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС и Статут Суда. С 1 июля 2010 г. введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, который оказал влияние и на таможенное законодательство стран - участниц Таможенного союза. Законодательная деятельность в области таможенного регулирования в Российской Федерации затронула изменения в сфере особенностей исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным, и иные положения. С учетом изменений, вступивших в законную силу с 1 октября 2009 г., а в части финансового обеспечения таможенных платежей банковской гарантией, действующего с 1 января 2010 г., Таможенный кодекс Российской Федерации стал соответствовать международным стандартам. Россия законодательно с 16 ноября 2009 г. закрепила условия, сроки и процедуры прохождения таможенной декларации товаров для вывоза за пределы таможенной территории страны, определила ставки таможенных пошлин и порядок их выплаты. Тем самым Россия не только реализовала международные требования для вступления страны в ВТО, но и подтолкнула государства СНГ для устранения подобных законодательных погрешностей в таможенной сфере. Самое главное, страны - участницы союза закрепили единый порядок определения страны происхождения товара, изложили все правовые нормы с учетом международных договоров и отечественного права, унифицировали таможенное законодательство в соответствии с текстом Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС. В основном Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС корреспондирует с содержанием Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию от 26 июня 1999 г. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что юридический текст перевода Конвенции на русский язык содержит терминологию Конвенции в ее точном выражении и содержании, соответствующую оригиналу на официальном английском языке. Подтверждением этого факта является присоединение Республики Казахстан в начале 2009 г. к Киотской конвенции. Положения и стандарты Конвенции Киото в основном вошли в нормативную базу Таможенного кодекса Таможенного союза. В настоящее время текст Таможенного кодекса Таможенного союза как по форме, так и по своему внутреннему содержанию отвечает особому характеру уникального наднационального кодифицированного правового акта непосредственно прямого действия. При этом Кодекс, бесспорно, должен занять ключевое место в регулировании внешнеторговой деятельности единой таможенной территории и заложить в числе других правовых актов надежную основу дальнейшего развития Евразийского экономического сообщества. Уникальность Таможенного кодекса Таможенного союза в том, что в его нормах закреплено естественное правовое положение о том, что каждое лицо должно точно знать, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке обязано совершать при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Необходимо особо подчеркнуть, что основой таможенного регулирования на таможенной территории Евразийского таможенного союза является деятельность таможенных служб государств союза по реализации задач в области таможенного регулирования и единообразному применению таможенного законодательства на таможенной территории Евразийского таможенного союза в пределах национальных суверенных территорий. Нормы Международной конвенции (далее - Конвенция Киото) направлены на оказание помощи в развитие таможенных процедур и их всемирной глобализации для обеспечения деловой стабильности и действенности, которые требуются для мировой торговли. Современное производство и системы доставки грузов, соединенные с потенциалом новых форм электронной коммерции, делают быстрые и прогнозируемые таможенные формальности и процедуры одной из предпосылок для национального процветания. С момента принятия Конвенции Киото Республикой Казахстан она как международный договор пользуется преимуществом по сравнению с национальным законодательством как Республики Казахстан, так и Беларуси и России в соответствии с договоренностями о создании таможенного союза нашими странами. Конечно же большая роль в обеспечении полноценной работы Таможенного союза принадлежит Секретариату, так как именно этот орган осуществляет огромную деятельность по подготовке и организации всего документооборота Таможенного союза. Проведенный анализ международных договоров показывает, что полноценная деятельность Таможенного союза на едином экономическом пространстве повлечет большие изменения в работе бизнес-структур, в конкурентной борьбе отечественных и иностранных производителей на наших рынках, которая потребует совершенствования деятельности таможенных органов, усиления роли Суда в защите национальных интересов. В Москве 10 марта 2011 г. состоялось 24-е заседание Комиссии Таможенного союза, на котором одобрен проект повестки дня встречи глав правительств стран Таможенного союза 15 марта в Минске (Республика Беларусь), в том числе и обсуждение совершенствования деятельности наднациональных органов, в том числе организации деятельности Комиссии Таможенного союза, формирования и организации деятельности Суда ЕврАзЭС, укрепление международно-правовых гарантий Статута Суда (Российская газета. 2011. 10 марта). В рамках встречи 15 марта 2011 г. премьер-министры стран Таможенного союза подтвердили незыблемость международно-правовых документов, обеспечивающих деятельность Таможенного союза ЕврАзЭС. В частности, рассмотрен вопрос переноса контроля с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза, что должно состояться 1 июля 2011 г. Особое внимание премьер-министры стран Таможенного союза уделили вопросам формирования Суда ЕврАзЭС, подтвердив, что вся необходимая нормативно-правовая база создана (Российская газета. 2011. 15 марта). Наконец, 15 марта 2011 г. в рамках встречи премьер-министры Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь подписали важнейшие документы, которые имеют международно-правовое значение для упрочения положения Таможенного союза ЕврАзЭС на мировом экономическом пространстве как равноправного партнера во всех областях сотрудничества (официальный сайт: www. evrazec. com). Решение от 15 марта 2011 г. N 73 "О подходах к кодификации законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая предложения по реализации Декларации о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 года" было принято единогласно. Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил: 1. Принять к сведению информацию российской стороны о подходах к кодификации законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая предложения по реализации Декларации о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. 2. Комиссии Таможенного союза начать работу по кодификации законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства. Разрешить Комиссии Таможенного союза направить остатки финансовых средств 2010 г. на счетах ее Секретариата по состоянию на 1 января 2011 г., предусмотренные на увеличение стоимости основных средств, на финансирование работ по кодификации законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства. 3. Секретариату Комиссии Таможенного союза подготовить, согласовать с государствами - членами Таможенного союза и в установленном порядке внести на заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств проект Декларации о принципах формирования Евразийского экономического союза (ЕЭС), а также предложения по договорно-правовому оформлению ЕЭС. Решение от 15 марта 2011 г. N 75 "О формировании и организации деятельности Суда ЕврАзЭС" также принято главами правительств Таможенного союза единогласно. Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил: 1. Принять к сведению прилагаемые: - доклад белорусской стороны о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества; - проект плана основных мероприятий по формированию Суда Евразийского экономического сообщества. 2. Сторонам в срок до 15 мая 2011 г. определить кандидатуры для назначения на должности судей Суда ЕврАзЭС и проработать организационно-финансовые вопросы их деятельности. 3. Просить Правительство Республики Беларусь внести в Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества материалы, необходимые для принятия в рабочем порядке решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества. В целом к осени 2011 г. предполагается выработать концептуальные подходы к кодификации 72 международных договоров Таможенного союза и 15 договоров ЕврАзЭС, что, соответственно, может дать толчок к совершенствованию кодификации национальных законодательств государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС. Формирование единого экономического пространства, безусловно, требует от его участников координации действий во всех основных сферах деятельности. В то же время документы Таможенного союза уже на данном этапе развития сообщества и в рамках единого экономического пространства требуют их систематизации и кодификации, с тем чтобы они были прозрачны и доступны, а также служили достаточной гарантией защиты в Суде Евразийского экономического сообщества.

Название документа