Правовые аспекты интеграционных процессов в международной торговле

(Андреева Е. И., Вермке П.) ("Административное право и процесс", 2011, N 6) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Е. И. АНДРЕЕВА, П. ВЕРМКЕ

Андреева Елена Ислямовна, заведующая кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент.

Вермке Петра, заместитель руководителя органа по сертификации ДИНГОСТТЮФ.

В статье приведены закономерности интеграционных процессов в мировой практике и трудности, возникающие при формировании Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.

Ключевые слова: интеграция, таможенное регулирование, Таможенный союз, Комиссия Таможенного союза, Комитет регулирования внешней торговли, суд ЕврАзЭС, ФТС России, ТН ВЭД, Таможенный тариф.

Legal aspects of integration processes in international trade E. I. Andreeva, P. Vermke

The article presents the patterns of integration processes in the world and the difficulties in forming a customs union of Russia, Kazakhstan and Belarus.

Key words: integration, customs regulation, Customs Union, Commission of the Customs Union, Committee of Regulation of External Trade, Court of the EurAsEC, FCS of Russia, FEACN, Customs tariff.

В научных кругах в последние годы проходят многочисленные дискуссии на тему создания Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси (далее - ТС РКБ). Сложности, которые появляются при согласовании документов по создаваемому таможенному союзу, - это естественный процесс, при этом каждое государство понимает, что рано или поздно процесс интеграции начнется. Однако сегодня высказываются противоречивые мнения по этому поводу. Большая часть аналитиков считает, что чем раньше процесс интеграции начнется, тем менее болезненно для экономик стран - участниц таможенного союза будет идти процесс его формирования <1>. Высказываются также и противоположные точки зрения, например, что Таможенный союз на данном этапе развития не может строиться по подобию Евросоюза в силу объективных причин. При этом высказываются опасения, что Таможенный союз останется только "Бумажным союзом". По словам некоторых авторов, причиной этого может послужить политика в странах-участницах, не в полной мере соответствующая демократическим нормам, за которые выступает Евросоюз <2>. -------------------------------- <1> Андреева Е. И. и др. О правовом регулировании таможенной экспертизы в Таможенном союзе // Бизнес в законе. 2010. N 4. <2> Суздальцев А. И. Политика впереди экономики: риски и перспективы Таможенного союза ЕврАзЭС // Россия в глобальной экономике. 2010. N 1.

Несмотря на разные экономические и политические суждения по созданию Таможенного союза, этот шаг был предопределен желанием России вписаться в мировой порядок, ускорителем данного процесса все-таки выступил мировой экономический кризис. Всем стало понятно, что в одиночку из него выбраться значительно труднее. На наш взгляд, процесс формирования Таможенного союза приобрел необратимый характер и его создание принесет пользу как гражданам трех стран, объединяющихся в Таможенный союз, так и бизнесу. Для бизнес-структур трех стран создаются благоприятные условия для развития деятельности, расширения производственно-технологических операций и реализации совместных проектов. Единый емкий внутренний рынок позволит снять торговые барьеры, улучшить инвестиционный климат и значительно увеличить товарооборот. В целом интеграционные процессы в мировой практике - уже состоявшееся явление. Их можно проследить начиная с "Большой двадцатки" и заканчивая рассматриваемым нами Таможенным союзом. Безусловными предпосылками к экономической интеграции является сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, географическая близость и проблемы, которые приходится им решать. К сожалению, в процессе глобализации изменениям подвержены не только позитивные стороны развития данных процессов, но и негативные - это вызовы и угрозы, которые возникают при этом. Что касается вызовов и угроз, то они фактически для всех стран являются одинаковыми. Сегодня уже практически нет государств, которые могли бы сказать, что у них свои специфические вызовы и угрозы в вопросах внешней торговли, потому что нет такой специфики. Для всех проблемой являются: терроризм, незаконное перемещение оружия и наркотиков, перемещение литературы террористического характера, нарушение прав интеллектуальной собственности и т. д. Безусловно, интеграция в зависимости от степени готовности государств, которые входят в интеграционный процесс, бывает на различных уровнях <3>. Поэтому, анализируя ход интеграционных процессов с позиции таможенного регулирования, можно выделить пять уровней интеграции: -------------------------------- <3> Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 2000. 734 с.

1. Преференциальные соглашения. Они предусматривают определенные отступления от общих правил применения национальных тарифов в отношении друг друга. Например: Соглашение между Россией и Югославией от 28 августа 2000 г., где установлены некоторые изъятия в двусторонней торговле между Россией и Югославией. При этом предусматривается безусловное сохранение национальных тарифов каждой из подписавших его стран, никаких межгосударственных органов для управления этими преференциальными соглашениями не создается и никаких упрощений с точки зрения технологии прохождения через таможенную границу и иного таможенного администрирования подписавших соглашение тоже не предусматривается. 2. Зона свободной торговли (ЗСТ). Это более глубокий тип интеграции, он предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле. Прежде всего, речь идет об импортных тарифах. При сохранении национальных тарифов в отношении с третьими странами, не вошедшими в ЗСТ. При этом уже появляются межгосударственные органы, которые, однако, не носят нормативного или регулирующего характера. Это организационно-координирующие органы - рабочие группы, комиссии, советы и т. д. Но при этом между странами, вошедшими в соглашение о ЗСТ, также сохраняются таможенные границы, на них сохраняется таможенный контроль, и никаких отступлений в вопросах таможенного администрирования в отношении этих стран не делается. Речь идет только о тарифах. Примеры мировых ЗСТ - это АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Североамериканская ЗСТ (США, Канада и Мексика) и Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ, которая в настоящее время уже интегрируется в Евросоюз. Для России таким примером является ЗСТ внутри Содружества Независимых Государств (СНГ), но с определенными допущениями, поскольку Россия не подписала соглашение о ЗСТ, а внедряла принципы этого соглашения в двусторонних договорах с каждым государством - участником СНГ. Иными словами, принципы соглашения ЗСТ в СНГ для России также введены, но только на основе двусторонних отношений. 3. Таможенные союзы. Таможенный союз предполагает согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран, а также образование единой таможенной территории. Страны - участницы таких соглашений создают наднациональные регулирующие органы, которые, впрочем, не имеют исполнительских и регулирующих функций, т. е. они не могут давать прямые указания, требовать неукоснительного соблюдения своих решений и привлекать кого-то к ответственности либо применять какие-то санкции в случае невыполнения решений этих наднациональных органов. При этом отменяются ограничения во взаимной торговле и ликвидируются пограничные таможенные пункты пропуска на совместной границе. В то же время полномочия по таможенному администрированию сохраняются на национальном уровне, таможенные службы стран-участниц продолжают подчиняться исключительно национальным правительствам. Решения наднациональных органов применяются только после того, как они будут ратифицированы в установленном порядке. То есть принимается надгосударственное решение, рассылается в правительства, и только когда правительство даст указание своим подчиненным органам это решение выполнять, только тогда оно начинает выполняться. Это отличительная черта управленческой системы таможенного союза. 4. Общий рынок. При достижении четвертого уровня интегрирующие страны договариваются о свободе движения через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала, рабочей силы и всего, что с этим связано. Таким образом, формируется общее рыночное пространство, и это требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Это значит, создаются более разветвленные системы уже централизованного наднационального управления, применение в этих вопросах властных полномочий. Создаются органы, которые следят за соблюдением достигнутых соглашений, они устанавливают нормативы, контрольные показатели - уровень инфляции, степень поддержки сельского хозяйства и т. д. То есть в этих вопросах государство уже не является суверенным, поскольку часть своих национальных прав делегирует на наднациональный орган, следовательно, государства обязаны исполнять директивы, которые поступают с этого органа, в безусловном порядке. Но речь идет все-таки об организационных моментах, т. е. когда наднациональный орган видит, что где-то степень поддержки сельского хозяйства достаточно высока, дает той или иной стране поручение предпринять те или иные действия. Например, мы помним, как в Европе вино выливали на землю и давили виноград тракторами. 5. Экономический союз. В данном случае помимо общего тарифа, свободного движения товаров и факторов производства уже идет речь о координации макроэкономической политики, унификации законодательства в ключевых областях государственного строительства, как экономические отрасли государства: валютное, бюджетное, денежное, так и законодательство, касающееся гражданского состояния: гражданское, административное и т. д. Примером является Евросоюз, о котором можно сказать, что экономически он является одним государством. В современной международной практике существует много интеграционных примеров, их насчитывают более 30, причем каждый из них находится на различном уровне своего развития. Степень достижения поставленных целей у них весьма различна. Пока нельзя сказать, что большинство из них в полной мере выполнили цели интеграции. Мы это видим в том числе и на примере Евросоюза. Противоречия возникают сегодня между старыми и новыми членами Евросоюза, при этом откладывается ряд решений, которые должны были быть приняты. Например, одно из условий создания Евросоюза (тогда еще ЕЭС - Европейского экономического сообщества) - это отсутствие свободных экономических зон (СЭЗ), которые пока не везде еще ликвидированы. Мировая практика свидетельствует, что значительно проще реализовывать начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Проблемы появляются на уровне таможенного союза, когда приходится часть национальных прав делегировать на некий наднациональный орган. Независимо от провозглашенных целей и названий, большинство группировок в настоящее время находится на втором уровне экономической интеграции - это зона свободной торговли (ЗСТ). Этот уровень не включает в себя каких-либо обязательств государств по согласованию или унификации макроэкономической политики и закона. Наиболее развитым интеграционным объединением сегодня, безусловно, является Евросоюз. Строительство Таможенного союза в Европе продолжалось более 20 лет. Решение о его создании было принято в 1959 г., однако началось его создание с 1 июля 1968 г. Доклад Еврокомиссии о том, что Таможенный союз создан, был сделан в 1992 г. В нем было указано, что датой окончательного формирования Союза следует считать 1 января 1993 г. Именно с этого дня в торговле между странами ЕС были окончательно сняты все торговые барьеры. В отличие от Европейского таможенного союза, процесс формирования которого шел поэтапно, создание ТС РКБ идет значительно интенсивнее. Основным принципом принятия решений в ЕС является консенсус, т. е. до тех пор, пока все страны не договорились, решение откладывается. В связи с этим ряд решений в ЕС переносится до сих пор. На первом этапе создания Европейского таможенного союза применялись директивы. Они не были облечены в единый документ, и только в 1990 г. Еврокомиссия представила первый Таможенный кодекс, который был уже цельным документом. На протяжении 15 лет в него вносилось 5 блоков существенных поправок, а в 2005 г. принято решение о его пересмотре, т. е. фактически заново был написан Таможенный кодекс Евросоюза, который был принят в 2008 г. Однако и в новой редакции в полном объеме он пока не вступил в силу. На более длительный срок откладываются, например, положения по обязательному предварительному информированию и по 100-процентному электронному декларированию товаров и транспортных средств. Таким образом, строительство таможенного союза в Европе резко контрастирует с созданием ТС РКБ, для которого практически за полгода был написан Таможенный кодекс. И это вполне естественно, что он является компромиссным документом, в отличие от европейского Таможенного кодекса, создаваемого более продолжительное время и на основе консенсуса. Компромисс - решение, которое не устраивает ни одну из участвующих сторон в полном объеме. В Таможенном кодексе ТС РКБ содержится более 600 различных отсылок, причем определенные нормы Таможенного кодекса могут быть реализованы только в том случае, если они будут развернуты в подзаконных актах, указанных в ссылках. Тем не менее 1 января 2010 г. начальный этап создания ТС РКБ был ознаменован подписанием большого количества договоров. В их числе договоры: о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза; о Комиссии ТС; по применению единого тарифа и единых мер нетарифного регулирования; по плану действий по формированию таможенного союза и др. Несмотря на ряд несогласованных моментов, с 6 июля 2010 г. Таможенный кодекс ТС РКБ вступил в силу. Следует отметить, что вне зависимости от интенсивности интеграционных процессов закономерности по возникновению при этом трудностей остаются стабильными. Этим объясняется тот факт, что по аналогии с Таможенным кодексом Евросоюза с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС РКБ ряд технологических моментов будет откладываться на более дальние сроки. Окончательный этап формирования Таможенного союза запланирован на 1 января 2012 г., после вступления в силу Соглашения по единому экономическому пространству. Именно с этой даты предполагается отменять принцип резидентства и взимание экспортных пошлин во взаимной торговле союзных стран. Следует остановиться на институтах наднационального регулирования и управления в ТС РКБ, среди которых в настоящее время выделяют три структуры: - Межгоссовет ЕврАзЭС (проводится на уровне глав государств или глав правительств); - Комиссия ТС РКБ; - Суд ЕврАзЭС. В подчинении этих структур есть ряд рабочих органов, которые не имеют властных полномочий, но тем не менее имеют свое место и роль в принятии решений внутри таможенного союза. Межгоссовет ЕврАзЭС - это межполитический орган. Когда он собирается на уровне глав государств, решения принимаются политической принципиальной направленности, определяется степень и глубина интеграции. Принимаются решения: в каких процессах и с какой глубиной следует интегрироваться. Примеры таких решений - подписание Таможенного кодекса Таможенного союза, определение даты создания единой таможенной территории и т. д. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав правительств решает вопросы определения механизмов, которые будут применены для реализации тех решений, которые принимаются на уровне глав государств, т. е. с помощью каких экономических, административных и иных механизмов будут реализовываться решения по той или иной глубине интеграции. Когда создание нормативной базы таможенного союза вошло в решающую стадию, было выявлено такое серьезное упущение, что субъекты хозяйствования не могут никак влиять на административные решения Таможенного союза, т. е. получается наднациональный произвол. В принципе может быть принято любое решение, которое ущемит права хозяйствующих субъектов и они это решение нигде не смогут обжаловать. Согласно статусу Суда ЕврАзЭС, в нем могут рассматриваться споры только между государствами. А если какой-либо участник внешнеэкономической деятельности из России, Беларуси или Казахстана усмотрит нарушения законодательства или каких-то других своих законных прав в одном из решений Комиссии ТС, он никак не может повлиять на процесс пересмотра этого решения. В этой связи был создан квазисудебный орган - Экспертный совет, подчиняющийся Межгоссовету ЕврАзЭС. В него должны войти представители государств, не являющиеся государственными чиновниками. С одной стороны, это не должны быть чиновники, которые участвуют в принятии решений, с другой стороны, это не могут быть судьи, которые отделены от исполнительной власти, потому что это не судебный орган. В итоге выбрана такая модель Экспертного совета, куда должны войти опытные, известные и авторитетные специалисты в области внешней торговли, которым доверяют и государство, и бизнес-сообщества. Этому наблюдательному совету дается право принимать и рассматривать жалобы от бизнес-сообществ и давать рекомендации для Комиссии ТС. Но при этом эти рекомендации не обязательны для исполнения. При определенных обстоятельствах Комиссия их может принять и рассмотреть, в результате согласиться с ними или нет, может не рассматривать. Права и полномочия Экспертного совета как квазисудебного органа до конца пока не очерчены. Очевидно, что должен появиться орган, где будут рассматриваться хозяйственные споры и споры хозяйствующих субъектов, которые будут обязательны для дальнейшего исполнения. Комиссию ТС сегодня возглавляют три человека - заместители председателей правительств трех стран. При этом трудно определить их основную роль, поскольку заместители председателей правительств принимают решения, которые потом поступают в свои государства, и председатели правительств уже обязаны их исполнять в той части, в которой были делегированы суверенные полномочия. Поэтому этот орган, исходя из описанных выше функций, весьма противоречив. Юридически этот орган только регулирующий, т. е. он принимает решения, которые затем должны соответствующим образом, единообразно применяться в каждом из государств. И для того, чтобы соблюсти это единообразие, у Комиссии ТС есть функции мониторинга применения этих решений (т. е. как рассматриваются вопросы, как даются поручения на заседаниях правительств и пр.). И вот из-за этой противоречивости сейчас возникают основные проблемы функционирования этого органа. Следует отметить, что аналогичная Комиссия европейских сообществ имеет властные полномочия и издает обязательные для применения директивы государству. Очевидно, что этот орган, исходя из тех функций и полномочий, что он должен решать, не справляется с тем потоком решений, который ему необходимо принимать на данном этапе. Сегодня имеется ряд решений Комиссии ТС с прямыми поручениями органам исполнительной власти, например Федеральной таможенной службе Российской Федерации. Юридически это не верно, но по факту такие решения уже имеют место быть. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, встанет вопрос о функциях и полномочиях Комиссии ТС. Иначе работа Комиссии ТС будет в определенной степени парализована. То, что необходимо сделать на уровне Комиссии, невозможно будет провести юридически. Очевидно, что Комиссии ТС необходимо придать исполнительные функции, развив ее до определенного разветвленного органа. В нем должны быть созданы тематические департаменты - по сельскому хозяйству, по законодательству, по таможенно-тарифному регулированию и т. д. Функции, которые сегодня закреплены за Комиссией ТС: - исполнение решений, принятых Межгоссоветом; - осуществление мониторинга исполнения международных договоров; - разработка рекомендаций для высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; - обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров ТС; - оказание содействия сторонам в урегулировании споров в рамках ТС; - осуществление в пределах своих полномочий взаимодействия между органами государственной власти сторон; - выполнение функции депозитария международных договоров; - осуществление функций таможенного регулирования. Иными словами, исполнительских функций на Комиссию ТС не возложено, однако из-за отсутствия площадки, где можно было бы решить вопросы практической реализации решений Комиссии ТС, этими вопросами приходится заниматься Комиссии ТС. Комиссия состоит из трех человек, она является постоянно действующим органом, собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц, и принципы голосования распределены соответствующим образом: для принятия решений должно быть 75% голосов, при этом у Российской Федерации 57% и у Беларуси с Казахстаном по 21,5%. Это означает, что одна Российская Федерация не может принять решения и Беларусь с Казахстаном, консолидировавшись, тоже не смогут принять решения. Решение может быть принято только в том случае, если Россия получит поддержку одного из государств, Беларуси или Казахстана. В том случае, если одна сторона не удовлетворена таким решением, у нее есть право письменно его обжаловать на уровне Межгоссовета. В этом случае реализация решения Комиссии приостанавливается до рассмотрения его на Межгоссовете. Ряд наиболее принципиальных чувствительных решений, например по единому таможенному тарифу, может быть принят только консенсусом. Для того чтобы эти решения были подготовлены и по ним не возникали споры в ходе заседания Комиссии ТС РКБ, при ней создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли (далее - Комитет). В его функции входит подготовка решений по ставкам таможенного тарифа, а также по нетарифным мерам регулирования, для дальнейшего рассмотрения Комиссией ТС РКБ. Регламент работы очень сложен, потому что трижды проходит круг внесения и вынесения вопросов из Комитета на согласование. Например, если у какой-то стороны созревает замысел изменить ставку, эта сторона направляет предложения другим сторонам и в этот Комитет. В Комитете предложения рассматриваются, готовятся рекомендации и направляются сторонам. Стороны, получив рекомендации Комитета, а также получив предложения от других сторон, формируют свою позицию и направляют опять в Комитет, где выносится какое-то решение и отправляется каждой стороне. В результате таких обсуждений Комитет направляет свои рекомендации в Комиссию ТС. При этом выработка этих рекомендаций - достаточно сложная процедура. Члены Комитета (представители стран) собираются для того, чтобы разобраться в том, какие принципиальные разногласия есть с каждой стороны, и обсудить возможности их устранения. Затем в своей стране получают директивы и вновь собираются и обсуждают. Это закреплено юридически, однако практически (например, по вопросам, которые сейчас рассматриваются по изменению единого тарифа) эта процедура не выдерживается так, как она прописана, т. е. налицо внутренние противоречия. Останавливаясь на третьем, исключительно важном органе в структуре института наднационального регулирования и управления в ТС РКБ - Суде ЕврАзЭС, следует отметить, что в настоящее время по нему не принято никаких решений, что является тормозом для создания ТС РКБ. Статус этого суда содержит определенные моменты, которые не позволяют в той или иной степени учитывать интересы государств, исходя из степени интеграции в Таможенном союзе. Государства, особенно Российская Федерация, опасаются того, что, если будет выполняться то, что написано, то этот орган получится не только наднациональным, а наднаднациональным, т. е. он будет самостоятельно принимать решения и эти решения будут обязательны для исполнения в каждом государстве. Поэтому статус этого суда в настоящее время не согласован, скорее всего, этот процесс будет завершен к моменту создания единого экономического пространства. До этих пор его функции будет исполнять экономический суд СНГ. Суд ЕврАзЭС должен формироваться из представителей стран - участниц таможенного союза, по два представителя от каждого государства, т. е. всего шесть судей, и назначает их Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. По представлению Межгосударственного совета ЕврАзЭС назначение осуществляется сроком на 6 лет. В компетенцию Суда ЕврАзЭС входит рассмотрение дел о соответствии актов органов таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу таможенного союза; рассмотрение дел об оспаривании действия/бездействия органов таможенного союза; толкование международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами ТС; разрешение споров между Комиссией ТС и государствами, входящими в таможенный союз, а также между государствами друг с другом. При этом не исключается тот факт, что появятся иски, которые получат мировой резонанс, т. е. появятся вопросы, которые трудно будет снять не только с точки зрения хозяйственных споров, но и с точки зрения политического текста этих споров. Поскольку имеется ряд очень серьезных лоббистских структур мирового уровня, особенно в вопросах энергетики. Функции Комиссии ТС связаны с утверждением форм правовых документов по наиболее чувствительным вопросам внешнеторговой деятельности. Например, определение порядка осуществления контроля таможенной стоимости, утверждение товарной номенклатуры и др. По решению Всемирной таможенной организации на пространстве СНГ за ведение ТН ВЭД отвечала Федеральная таможенная служба РФ. Сегодня приходится перестраивать механизм таким образом, чтобы обеспечить выполнение функций Комиссии ТС, соблюдая при этом обязательства, которые были взяты Российской Федерацией в рамках Всемирной таможенной организации по ведению ТН ВЭД. Реализация этой функции Комиссии ТС по ведению ТН ВЭД возможна при сохранении особой роли ФТС России. Необходимо учитывать, что в рамках ТС у нас три государства, а в рамках ЕврАзЭС появляются еще два, в рамках СНГ еще больше, а опыт ведения ТН ВЭД этого весьма сложного процесса имеется только у ФТС России. Как было отмечено выше, Комиссия ТС утверждает формы таможенных документов и правила их заполнения (грузовые таможенные декларации, реестры, перечни и пр.). Кроме этого ведет сбор принятых предварительных решений по классификации товаров для единообразного применения основных правил интерпретации ТН ВЭД на территории ТС РКБ. Комиссией ТС РКБ функции ведения ТН ВЭД делегируются Управлению товарной номенклатуры ФТС России, где проводится: 1) мониторинг изменения международной основы ТН ВЭД, а также пояснений и решений по ее толкованию; 2) рассмотрение и внесение предложений в Комиссию ТС о приведении Единой товарной номенклатуры в соответствие с ее международной основой; 3) составление и отправление в Комиссии таблиц соответствия кодов ТН ВЭД на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную актуализированную версию Гармонизированной системы описания и кодирования товаров - международной основы ТН ВЭД; 4) подготовка к опубликованию и направлению в Комиссию ТС товарной номенклатуры и пояснений к ней. В ФТС России выполняется техническая работа, документы на электронных и бумажных носителях направляются в Комиссию, которая публикует и распространяет их. Система управления и система принятия решения распределяются по четырем основным уровням. Ряд решений высокого уровня, таких, как Таможенный кодекс ТС, который содержит нормы прямого действия, принимается Межгоссоветом ЕврАзЭС. На уровне Комиссии ТС должны приниматься решения по практическому исполнению норм ТС РКБ, а также по регулированию тех пробелов в законодательстве, которые будут появляться. Следующий уровень - это решения национального правительства. Поскольку в Таможенном кодексе ТС имеется большой блок отсылок на национальное законодательство, то практическое применение этих отсылок будет решаться либо правительством, либо на уровне таможенных органов. Решения на уровне таможенных органов стран - участниц ТС РКБ являются завершающими в общей системе управления и системе принятия решений в ТС РКБ. Документы Межгоссовета ЕврАзЭС, Комиссии ТС РКБ, национальных правительств и таможенных органов стран - участниц таможенного союза и будут составлять нормативную правовую базу практического применения таможенного законодательства ТС РКБ. Очевидно, что решения, связанные с практической реализацией новых принципов таможенного регулирования в ТС РКБ, необходимо решать последовательно, с учетом описанных выше уровней интеграции.

Название документа