Экономико-правовые проблемы валютной реинтеграции на постсоветском пространстве

(Шаповалов М. А.) ("Финансовое право", 2011, N 5) Текст документа

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ <*>

М. А. ШАПОВАЛОВ

Шаповалов Михаил Алексеевич, старший преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук.

Автором анализируются процессы, происходящие в международной финансовой системе на рубеже веков, в частности региональная валютная интеграция на постсоветском пространстве. В статье рассматриваются международно-правовые и экономические предпосылки создания валютного союза в рамках СНГ. С целью форсирования валютной интеграции автором выдвигается предложение по реформированию структуры и функций Межгосударственного банка СНГ.

Ключевые слова: мировая валюта, валютный союз, эмиссионный центр.

The author analyzes the processes occurring in the international financial system at the turn of the century, in particular the regional monetary integration in the CIS. The article deals with international legal and economic preconditions for monetary union within the CIS. With a view to speeding up monetary integration the author puts forward proposals for reforming the structure and functions of the CIS Interstate Bank.

Key words: world currency, the currency union, the issue center.

Мировая валютная система, сформировавшаяся во второй половине XX в., несла в себе риски как для мировой экономики в целом, так и для отдельно взятых национальных экономик по причине своего однополюсного характера. Во многом именно в силу этого обстоятельства ей суждено было подстраиваться под новый миропорядок. Начиная с 70-х годов прошлого века монопольная роль доллара как мировой резервной валюты начинает ослабевать. В то время как укрепление экономического потенциала европейских государств способствует стабилизации курсов национальных валют, которые все в большей мере начинают участвовать в международных расчетах. Первого апреля 1978 г. на смену Бреттон-Вудским соглашениям приходят Ямайские соглашения, которые отменяют золотое содержание национальных валют, т. е. золото более не используется в качестве мировых денег. Во многом лоббирование США перехода на новую валютную систему было обусловлено тем фактом, что доллар фактически перестал иметь золотое обеспечение. Как справедливо отмечает член-корреспондент РАН, доктор экономических наук В. Н. Шенаев, "...ни одна национальная валюта, на какую бы экономическую и политическую мощь государства она ни опиралась, не может стать полноценными мировыми деньгами. Эмиссия доллара главным образом определяется потребностями экономики США, а поступление долларов в международный платежный оборот связано с пассивом платежного баланса США, а не с реальными потребностями международных расчетов" <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Шенаев В. Н. Мировые деньги: история и перспективы. Мировая валютная система и проблема конвертируемости рубля. М.: Международные отношения, 2006. С. 16 - 29.

Неэффективность Ямайской валютной системы усилила центростремительные интеграционные процессы в Европе, направив ее по пути формирования собственной региональной валютной системы. Автор настоящей статьи не ставит перед собой цели рассмотрения истории становления Европейского валютного союза, однако позволит себе лишь напомнить читателю, что этот процесс, начавшийся в 70-х годах XX в., с успехом завершился 1 января 1999 г. введением евро сначала в безналичное денежное обращение и позднее в 2002 г. в наличное <2>. -------------------------------- <2> См., напр.: Gaston-Breton T. Banque de France deux siecles d'histoire. Paris, 1999. P. 85 - 88.

Следует отметить, что на рубеже веков интеграционные экономические процессы усилились в различных регионах мира: на постсоветском пространстве было образовано новое межгосударственное объединение - СНГ; в Западном полушарии начала функционировать Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), основанная на модели Европейского сообщества, объединившая Канаду, США и Мексику, в рамках которой многими специалистами предвещалось образование единой валютной зоны <3>; на базе Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки образуется Экономическое сообщество, в рамках которого используется общая валюта - франк КФА, имеющая хождение также и на территории Западноафриканского экономического и валютного союза; государства Азиатского региона также предпринимают реальные шаги к созданию собственного валютного объединения. -------------------------------- <3> См., напр.: Сударев В. П. Межамериканская система: генезис и эволюция (конец XIX - начало XXI в.): Учебное пособие. М.: МГИМО-Университет, 2008. С. 209 - 229.

Таким образом, отход от протекционистских методов в экономике большинства государств мира привел к унификации основополагающих принципов построения и функционирования национальных экономик, финансовых систем и, как следствие, породил такие явления, как всеобщая глобализация и региональная интеграция. Негативные аспекты подобной взаимозависимости в очередной раз обозначил всемирный экономический кризис, который указал на необходимость совершенствования международных и региональных рычагов регулирования финансовых отношений. Мировая история образования и функционирования валютных союзов позволяет выделить два основных их типа: 1) первый тип валютного союза, в котором одно государство принимает на своей территории валюту другого государства в качестве законного средства обращения (например, в ряде государств Центральной и Южной Америки (Эквадор, Сальвадор, Панама) с целью преодоления кризисных явлений в экономике в начале XXI в. был введен доллар США в качестве национальной валюты); 2) второй тип валютного союза характеризуется введением новой валюты на территории двух и более государств, эмиссия которой осуществляется специально созданной структурой, управляемой всеми странами - членами такого союза (например, Европейский валютный союз, о котором речь шла выше). Поскольку в рамках одной статьи провести обстоятельное исследование всех существующих региональных валютных союзов и иных межгосударственных образований, которые в будущем могут стать базой для их формирования, было бы затруднительно, автор ограничился рассмотрением интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Более полувека рубль являлся единой валютой СССР и после его распада некоторое время имел хождение на территории бывших союзных республик. Однако, несмотря на имеющиеся исторические предпосылки валютной интеграции в условиях рыночной экономики, новый валютный союз создан не был, и на территориях прежних советских республик начали хождение национальные валюты. Восьмого декабря 1991 г. было принято Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств" <4>, которым Российская Федерация (РСФСР), Республика Беларусь и Украина - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 г., провозгласили прекращение существования Союза как субъекта международного права и геополитической реальности и заявили о продолжении развития отношений в рамках нового межгосударственного образования - СНГ, к которому позднее присоединились и другие страны. -------------------------------- <4> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 51. Ст. 1798.

В качестве одной из первоочередных целей образования СНГ было провозглашено сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, рынка, выработка единой таможенной политики. Следует отметить, что на данном направлении страны - участницы Содружества смогли достичь определенных успехов. Так, в частности, 27 ноября 2009 г. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС <5> был принят Таможенный кодекс Таможенного союза (Беларуси, России и Казахстана). -------------------------------- <5> Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Однако валютная интеграция в рамках СНГ, как показала история, оказалась процессом достаточно сложным и затяжным, в котором тесно переплелись экономика и политика. В 1993 г. в рамках Содружества Независимых Государств был создан Межгосударственный банк, который был призван стать одной из основополагающих международных финансовых организаций сообщества. Соглашение от 22 января 1993 г. "Об учреждении Межгосударственного банка" <6> было подписано странами - участницами СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной. -------------------------------- <6> Бюллетень международных договоров. 1994. N 12.

Статья 1 указанного Соглашения подразделяет учредителей (членов) Банка на государства рублевой зоны и государства, имеющие свою национальную валюту и принимающие участие в системе многосторонних расчетов, в лице правительств и центральных (национальных) банков. Уставными целями создания Банка были провозглашены: обеспечение организации и осуществления многосторонних расчетов между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными операциями; координация денежно-кредитной политики участников Соглашения в целях содействия экономическому сотрудничеству и развитию экономики, а расчеты, проходящие через Банк, предполагалось выполнять в рублях, эмитируемых Центральным банком РФ. Рассмотрение функций, возложенных на Межгосударственный банк СНГ, позволяет сделать вывод о наличии схожих характеристик с Европейским центральным банком. Банк СНГ также создавался с целью координации деятельности центральных банков государств-участников, их финансовой политики <7>. Кроме того, при создании Банка СНГ высказывались предложения об образовании единой рублевой зоны, которые не нашли отражения в его уставе. -------------------------------- <7> См. также: Шаповалов М. А. К вопросу о правовом положении Банка Франции в европейской системе центральных банков // Актуальные проблемы современного финансового права России: Сборник научных трудов, посвященный 80-летию д. ю.н., профессора, академика МАН ВШ Н. И. Химичевой / Под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов: ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 122 - 125.

После подписания Соглашения Межгосударственный банк СНГ так и не приступил к реальной работе. Реализация функций, возложенных на него, была затруднена из-за отсутствия практических действий по реализации положений Соглашения об его учреждении. В действительности ни одно государство Содружества не приняло решения о согласовании с Банком кредитной и эмиссионной политики своего центрального (национального) банка. Можно согласиться с мнением А. А. Моисеева, который отмечает, что многие функции Межгосударственного банка СНГ носили переходный характер и банк был призван сыграть важную роль в создании регионального многостороннего механизма расчетов - по образцу существовавшего после Второй мировой войны Европейского платежного союза. Однако на практике функционирование Банка СНГ повторило печальный опыт деятельности Межгосударственного банка экономического сотрудничества СЭВ, который, по существу, стал лишь центром по учету платежей в переводных рублях, но так и не смог обеспечить использования во взаимных расчетах национальных валют <8>. -------------------------------- <8> См.: Моисеев А. А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОМЕГА-Л, 2006. С. 130 - 142.

Мощным импульсом на пути к валютному союзу стало подписание Россией и Беларусью Договора от 12 апреля 1994 г. "Об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы" <9>, который предполагал поэтапное объединение национальных денежных систем с использованием общей денежной единицы - российского рубля в денежном обращении на территории обоих государств и в их межгосударственных расчетах с даты его вступления в силу. -------------------------------- <9> Вестник Банка России. 1994. N 6.

К сожалению, различные подходы России и Беларуси к реализации экономических реформ не позволили даже спустя два десятилетия реализовать на практике содержание указанного Договора, который так и не вступил в силу. Единая валюта в Союзном государстве Россия - Беларусь введена не была. В то же время нельзя не отметить некоторые шаги, которые страны - участницы Содружества предпринимали для создания единой валютной зоны. Так, в целях формирования единого экономического, политического, военного, таможенного, валютного, правового, гуманитарного и культурного пространства 8 декабря 1999 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был подписан Договор "О создании Союзного государства" <10>. Этот международно-правовой акт зафиксировал среди прочих положений стремление государств к созданию валютного союза. -------------------------------- <10> Бюллетень международных договоров. 2000. N 3.

Договор предусматривал создание единого эмиссионного центра с наделением его исключительной компетенцией в области осуществления эмиссии единой валюты и обеспечения ее устойчивости. Позднее в Минске было заключено Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 30 ноября 2000 г. "О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства" <11>, которое предусматривало введение единой валюты в Союзном государстве с 1 января 2008 г. Однако в соответствии со ст. 3 Соглашения Россия и Беларусь при условии наличия экономических и организационных предпосылок оставляли за собой право принять решение об использовании рубля РФ в качестве единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г. -------------------------------- <11> Бюллетень международных договоров. 2001. N 10.

С целью реализации данного Соглашения был разработан План совместных действий на период до 2005 г., который предусматривал координацию макроэкономических показателей России и Беларуси, денежно-финансовой политики двух стран. В частности, было принято решение о совместной реализации мер по снижению годового уровня инфляции, сбалансированию бюджетов, прекращению использования кредитов национальных центральных банков в целях финансирования бюджетного дефицита, по поддержанию стабильного курса белорусского рубля и созданию условий для взаимной конвертируемости валют. Кроме того, на уровне политических элит двух стран был взят курс на разработку единых правовых основ валютного регулирования и валютного контроля, осуществления банковской деятельности, а также контроля и надзора за кредитными организациями, функционирования платежных систем и правил осуществления расчетов. Однако реализовать все вышеперечисленные меры к 1 января 2005 г. странам не удалось, и перенос срока введения в обращение российского рубля еще на один год ситуации не изменил. В частности, не удалось достичь консенсуса по таким проблемам функционирования единого эмиссионного центра, как ответственность за осуществление общей денежно-кредитной политики государств, статус кредитора последней инстанции, распределение эмиссионного дохода между центральными банками России и Беларуси. Российская сторона настаивает на наделении исключительной компетенцией в области эмиссии денег Центрального банка РФ, в то время как белорусская сторона считает подобную конструкцию ущемляющей ее суверенитет и настаивает на разделении эмиссионных полномочий между Банком России и Национальным банком Беларуси. С позицией белорусской стороны по данному вопросу, по мнению автора настоящей статьи, следует частично согласиться. Думается, что валютная интеграция, при которой денежно-кредитная политика опирается на независимую структуру, а членство основывается на условиях равноправия, является все же наиболее эффективной, и она исторически оправдала себя. Несмотря на то что экономика России является более развитой и в совместном ВВП Союзного государства ее доля составляет более 90%, формирование валютного союза на заведомо неравных условиях может оттолкнуть от идеи дальнейшей интеграции не только Беларусь, но и другие страны СНГ, которые могли бы в дальнейшем к нему присоединиться. К тому же, по мнению представителей экономической науки, по причине высокого уровня инфляции и отсутствия спроса на мировых финансовых рынках рубль еще не может претендовать на звание международной валюты <12> и у бывших союзных республик есть основания для недоверия российскому рублю. -------------------------------- <12> См., напр.: Константинов Ю. А. Будущее рубля как международной валюты. Мировая валютная система и проблема конвертируемости рубля. М.: Международные отношения, 2006. С. 154 - 174.

Можно сделать вывод о том, что международно-правовые предпосылки создания валютного союза России и Беларуси с дальнейшим присоединением других стран СНГ созданы, однако, если не будут разрешены существенные политические разногласия в рамках Союзного государства, эта идея так и может остаться нереализованной. Возможно, более подробное изучение деятельности других региональных объединений, в том числе Европейского союза, позволило бы на основе положительного опыта их функционирования воссоздать Банк Содружества Независимых Государств, пересмотреть основные направления его деятельности в соответствии с приоритетами экономической политики стран-участниц и внести соответствующие изменения в его устав. К тому же ст. 12 Соглашения о его создании предусматривает возможность внесения изменений в его учредительные документы. Для эффективной работы Банка СНГ в первую очередь необходимо пересмотреть его уставные цели, в частности, функция по организации многостороннего механизма расчетов между центральными банками должна отойти на второй план, уступив содействию экономическому развитию стран-участниц посредством развития межгосударственных торговых связей. Кроме того, требует модернизации и структура управления Банком. СНГ сегодня не может не пойти по пути Европы, где сначала был создан общий рынок на основе конкуренции национальных экономик, а лишь после - единые региональные институты, тем более что исторически и экономически страны СНГ связаны друг с другом гораздо теснее, нежели государства Европейского сообщества, поэтому применительно к ним можно говорить не об интеграции, а о "реинтеграции".

Название документа