Проблемы соотношения международного и национального права в сфере здравоохранения
(Помазкова С. И.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 3) Текст документаПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ <*>
С. И. ПОМАЗКОВА
Помазкова Светлана Ивановна, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Российского нового университета, кандидат юридических наук, доцент.
В статье поднимаются проблемы международно-правового регулирования охраны здоровья и оказания медицинской помощи в странах СНГ и доказывается необходимость исследования соотношения международных, региональных международных и национальных норм в области здравоохранения.
Ключевые слова: право на охрану здоровья, медицинскую помощь, стандарт прав личности, интеграционные процессы в области здравоохранения, региональное международное право.
The article touches upon the problems of international-law regulation of health care and rendering medical assistance in the states of the CIS and proves the necessity of research of correlation of international, regional international and national norms in the sphere of health care.
Key words: right to health care, medical assistance, standard of rights of a person, integration processes in the sphere of health care, regional international law.
Среди неотъемлемых прав человека в международном праве называется право на медицинскую помощь. Согласно ст. 25 Всемирной декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Право человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи предусмотрено ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Далее указываются основные направления действий государств для реализации этого права: обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Для достижения поставленных целей была создана Всемирная организация здравоохранения, которая является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения <1>. -------------------------------- <1> URL: http:// www. who. int/ about/ role/ ru/ index. html
Закрепление права на охрану здоровья и оказание медицинской помощи в международных договорах показывает стремление государств возвести в стандарт права личности, обеспечить их реализацию и защиту. Эта тенденция отмечается в исследованиях, посвященных международным аспектам прав человека. Так, Г. В. Игнатенко отмечает, что "в международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека" <2>. Решение проблем соотношения международного и национального права в области здравоохранения должно осуществляться в рамках принципов международного права, являющихся базисными постулатами, стоящими над прочими нормами и определяющими их содержание. Ю. Н. Малеев утверждает, что "принципы международного права выражают основополагающие идеи, цели, стержневые положения международного права. Они проявляются в устойчивой международной юридической практике, способствуют поддержанию внутренне согласованной и эффективной системы международного права" <3>. -------------------------------- <2> Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 458. <3> Международное право: Учебник / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 106.
"Принципы международного права" - термин, обозначающий самые разнообразные, но при этом особо важные и общезначимые правила поведения его субъектов. Важно, что в международном праве принцип имеет ясное нормативное содержание. Термин "принципы" применяется в разных значениях: как родовой - для обозначения всей системы базовых норм международного права; как видовой - для обозначения его конкретных важнейших норм в целом, или отдельных его отраслей и институтов, или сфер сотрудничества <4>. -------------------------------- <4> См.: Иваненко В. С. Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М.: Норма-Инфра-М, 2010. С. 169.
Нормативность принципов международного права подчеркивается и В. Я. Суворовой: "Принципы - это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность" <5>. -------------------------------- <5> Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. С. 131.
Императивность принципов международного права следует из самой Декларации о принципах международного права: "Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права" <6>. -------------------------------- <6> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.
Высшая юридическая сила принципов международного права подчеркивается в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.), по смыслу ст. 53 которой под общепризнанными принципами международного права понимаются императивные нормы общего международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Императивность принципов международного права подчеркивается и российской судебной практикой. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" было дано разъяснение: "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо" <7>. -------------------------------- <7> Российская газета. 2003. 2 дек. N 244.
В связи с этим следует сделать вывод, что региональные связи необходимо выстраивать, ориентируясь прежде всего на общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. Международное правовое регулирование не может оставаться в стороне от политических и экономических процессов, происходящих в отдельных странах, регионах и в мире в целом. Распад СССР и образование новых самостоятельных государств вызвали к жизни центробежные силы, обусловленные желанием обеспечить свою независимость от некогда существовавшего центра. Тем не менее не все прежние связи порвались. Соседство и необходимость решать общие региональные задачи заставляют бывшие союзные республики искать новые формы взаимодействия и сотрудничества. Не в последнюю очередь это касается и права человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. Интеграционные процессы в сфере здравоохранения возникли уже в начале 90-х годов в основном среди стран, вошедших в СНГ. Так, в Соглашении о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.) определяется цель заключения данного договора: укрепление и охрана здоровья населения государств - участников Содружества в условиях происходящих социально-экономических преобразований, сохранность и развитие сложившихся взаимосвязей в области здравоохранения. В данном соглашении указаны сферы взаимодействия Договаривающихся Сторон: это прежде всего консультации и обмен опытом работы по реформе и совершенствованию управления системой здравоохранения, в том числе по введению медицинского страхования граждан, внедрению других прогрессивных форм организации здравоохранения, созданию рынка медицинских и фармацевтических услуг. Достигнута договоренность об основных принципах оказания медицинской помощи в Соглашении об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.), где гражданам гарантируется скорая и неотложная медицинская помощь беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности в следующих случаях: при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе. В развитие этого Соглашения был принят Протокол о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств в части порядка предоставления медицинских услуг (Москва, марта 1997 г.). Государства определяют порядок предоставления скорой и неотложной и плановой медицинской помощи. Основанием для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи является наличие соответствующих медицинских документов и гарантийное обязательство направляющей страны или юридического (физического) лица, представляющего интересы пациента, об оплате фактической стоимости медицинской помощи. Определяется порядок оплаты предоставляемой медицинской помощи. Существует ряд договоров, заключаемых в двухстороннем порядке. К таковым, например, относятся: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения (Баку, 7 октября 1995 г.); Соглашение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством Республики Молдова о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения (Москва, 7 октября 1996 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области предупреждения распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (Киев, 28 января 2003 г.) и др. В доктрине подчеркивается, в чем в целом должно состоять соотношение источников международного права, являющихся обязательными для всех государств (универсальные источники), и прочими. Так, Д. К. Бякишев, О. В. Гликман, Ю. М. Колосов подчеркивают: "В универсальных источниках в области прав человека содержатся так называемые международные стандарты прав человека, представляющие собой общепризнанные нормы поведения государств, которые должны соблюдаться в национальном законодательстве и практике в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Кроме того, существуют "международные региональные стандарты прав человека", выработанные государствами отдельных регионов. Региональные стандарты дополняют универсальные, способствуют их укреплению и защите прав человека на региональном уровне. Региональные стандарты позволяют учитывать специфику определенного региона, его исторические и культурные традиции. В региональных актах иногда устанавливаются дополнительные нормы более высокого уровня или дополнительные механизмы контроля в области прав человека" <8>. -------------------------------- <8> Международное право: Учебник / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. С. 293.
В связи с этим хотелось бы отметить, что образовался комплекс международно-правовых актов, которые имеют целью урегулировать политические, социально-экономические и прочие отношения стран определенного региона. Рассматривая аналогичные процессы в Европе, специалисты используют такой термин, как "региональное международное право" <9>. Представляется целесообразным обозначить совокупность норм, созданных государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, для регулирования отношений между ними, так же как региональное международное право (право стран СНГ). -------------------------------- <9> Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. С. 46.
Следует констатировать, что сопоставления международных, региональных международных и национальных (внутригосударственных) норм в области здравоохранения на постсоветском пространстве практически не производилось. Имеющиеся исследования касаются отдельных вопросов сотрудничества в сфере медицины. Авторы обращаются в основном к сравнительному анализу международного и российского права по отдельным проблемам медико-правового характера <10> (искусственное прерывание беременности, правовой статус эмбрионов, регулирование охраны здоровья иностранных граждан, суррогатное материнство и др.). -------------------------------- <10> К этим проблемам обращались В. И. Вигдорчик, М. В. Болотина, С. В. Ерофеев, В. С. Михайлов, В. Ф. Москаленко, Г. Б. Романовский, К. Н. Свитнеев и другие.
Отдельного внимания заслуживает изучение механизма защиты прав граждан при нарушении установленных международных стандартов охраны здоровья и медицинской помощи. Годы самостоятельного развития бывших советских республик привели к формированию национального законодательства в каждом государстве, в связи с чем назрела острая необходимость комплексного научного исследования соответствующего опыта правового регулирования здравоохранения в этих странах. Сравнительно-правовой анализ международного, регионального международного и национального регулирования деятельности государств СНГ в области здравоохранения поможет не только выявить этапы развития интеграции между бывшими союзными республиками, но и проследить тенденции взаимовлияния этих стран в правовом регулировании медицинской помощи и других областях здравоохранения. На современном этапе регулирования медико-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, ощущается потребность в проведении специального комплексного исследования всех основных проблем института установления содержания норм международного права и права стран СНГ в сфере здравоохранения, в том числе на основе сопоставления соответствующих нормативных правовых источников, анализа которых в российской юридической науке практически не проводилось.
Название документа