Содействие и противодействие расовой дискриминации в практике Верховного суда США: от "Плесси" до "Брауна"

(Николаев Б. В.) ("История государства и права", 2011, N 10) Текст документа

СОДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ПРАКТИКЕ ВЕРХОВНОГО СУДА США: ОТ "ПЛЕССИ" ДО "БРАУНА" <*>

Б. В. НИКОЛАЕВ

Николаев Борис Викторович, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ПГПУ, кандидат исторических наук.

В статье анализируется практика Верховного суда США в связи с проблемой противодействия дискриминации по признаку расового и национального происхождения в системе образования. Именно в этой сфере принимались ключевые решения Верховного суда, определявшие доктрину и практику государственно-правовой политики в сфере межрасовых и межнациональных отношений на долгие годы.

Ключевые слова: дискриминация, Верховный суд, Конституция, межэтнические отношения.

In article practice of the Supreme court of the USA in connection with a problem of counteraction of discrimination on the basis of a racial and national origin in an education system is analyzed. In this sphere the key decisions of the Supreme court defining the doctrine and practice of the state-legal policy in sphere of interracial and international relations for many long years were made.

Key words: discrimination, the Supreme court, the Constitution, interethnic relations.

Десегрегация социальной жизни и системы высшего образования в частности продолжает оставаться одной из наиболее значимых и исследуемых проблем американского общества. Государство играет все более последовательную роль не только в прекращении дискриминационной практики, но и в преодолении последствий расовой дискриминаций для значимых групп североамериканского общества. На всех этапах развития правовой и государственной системы США Верховный суд играл важную, а подчас и ключевую роль в определении государственной политики в сфере межэтнических отношений. Не всегда, однако, судебный активизм демонстрировал позитивные демократические общественные ценности. Именно решение Верховного суда США по делу Плесси стало основанием развития одного из наиболее несправедливых и позорных институтов американской правовой и социальной системы: расовой сегрегации. Но именно решение суда по делу Брауна положило начало преодолению подобной практики. Одну из ключевых ролей в достижении идеалов равноправия в различных сферах американской жизни играет Верховный суд США. Конституционной основой практики Верховного суда США стали положения XIV поправки (1868 г.) к Конституции США. Первый раздел поправки запрещает штатам "издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; ...лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; ...отказывать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите на основе законов". Именно клаузулы XIV поправки о "надлежащей правовой процедуре" и "равной защите на основе закона" стали наиболее эффективным основанием судебного воздействия на правовую систему США и практику общественных отношений. Клаузула о "равной защите на основе закона" сыграла во многом решающую роль в десегрегации образования в целом и высшего образования в частности. Парадоксально, но, несмотря на, казалось бы, окончательную победу принципа равноправия в военных конституционно-правовых сражениях эпохи Гражданской войны, практика американской жизни продемонстрировала удивительную адаптируемость расизма к новым политическим и правовым условиям. Одним из наиболее значимых и поворотных решений в этом направлении в сфере высшей школы стало решение Верховного суда США по делу "Плесси против Фергюсона" (Plessy v. Ferguson). Впервые доктрина "разделенные, но равные", "одна из наиболее исторически значимых в конституционной истории США" <2>, была провозглашена судом штата Массачусетс в деле "Робертс против Бостона" (Roberts v. Boston) в 1850 г. Суд заявил, что "общий принцип равенства всех перед законом не может применяться к разнообразным общественным условиям как таковой, поскольку "бесконечное разнообразие обстоятельств общественной среды" предполагает законодательное регулирование, учитывающее такие условия жизни, в том числе в сфере публичного образования <3>. Конституционные и законодательные реформы 1860-х гг., казалось, создали надежный барьер расовой сегрегации, однако последняя в 1870 - 1890-е гг. получила поддержку со стороны судов таких штатов, как Индиана, Калифорния, Миссури, Нью-Йорк, Огайо <4>, а в 1896 г. и Верховного суда США. -------------------------------- <1> Plessy v. Ferguson, 163 U. S., 537, 544 (1896) // Kirp D. L., Yudof M. G. Educational policy and the law. Cases and materials. Berkeley: McCutchan, 1974. P. 281 - 288; См. также: Plessy v. Fergusson: a brief history with documents / Ed. by Brook Th. Boston, N. Y.: Bedford / St. Martin's, 1997. 205 p. <2> Kern A., Erwin S. S. College and University Law. Charlottes Ville (Va): Michie Co., 1972. P. 308. <3> Kern A., Erwin S. S. College and University Law. Charlottes Ville (Va): Michie Co., 1972. P. 13 - 14; Edwards H. T., Nordin V. D. Higher Education and the Law. Cambridge (Mass.): IEM, Harvard univ. press, 1979. P. 512 - 513. <4> Edwards H. T., Nordin V. D. Higher Education and the Law. Cambridge (Mass.): IEM, Harvard univ. press, 1979. P. 514.

Главный вопрос для судьи Брауна, представлявшего мнение большинства, состоял в определении соответствия доктрины "разделенные, но равные" XIV поправке к Конституции США. "Целью поправки являлось, несомненно, обеспечение абсолютного равенства двух рас перед законом, но в самой природе вещей она не предназначалась для уничтожения различий, основанных на цвете кожи, или обеспечения социального, как отличного от политического, равенства. Предположение и даже требование законодательного регулирования разделения представителей двух рас в местах, где они способны контактировать, не обязательно предполагают более низкое положение одной расы по отношению к другой. Наиболее общим примером может послужить существование раздельных школ для белых и чернокожих американцев, что рассматривается обоснованным осуществлением законодательной власти даже судами штатов, где политические права цветного населения имели наиболее длительное и последовательное обеспечение" <5>. -------------------------------- <5> Plessy v. Fergusson: a brief history with documents / Ed. by Brook Th. Boston, N. Y.: Bedford / St. Martin's, 1997. 205 p.

Единственным несогласным с данным решением стал судья Джон Маршалл Харлан, заявивший о том, что сама цель сегрегации - исключение объединения чернокожих и белых - направлена на сохранение статуса белых как доминирующей расы, хотя Конституция США, "безразличная к цвету" (color blind), "не знает и не терпит каких-либо классов среди граждан". Решение по делу "Плесси против Фергюсона" почти на полстолетия способствовало консервации политики расовой дискриминации и сегрегации в США, в том числе в сфере высшего образования <6>. -------------------------------- <6> Kern A., Erwin S. S. College and University Law. Charlottes Ville (Va): Michie Co., 1972. P. 515; Edwards H. T., Nordin V. D. Higher Education and the Law. Cambridge (Mass.): IEM, Harvard univ. press, 1979. P. 475.

Уже в 1906 г. в деле Береа-колледж против штата Кентукки (Berea College v. Kentucky) Верховный суд США применил данную доктрину к высшей школе, подтвердив право штата на запрещение обучения даже в частном колледже белых и черных студентов в одном и том же учебном пространстве <7>. Береа-колледж с момента своего основания в 1859 г. обеспечивал взаимодействие белых и черных в рамках образовательного пространства. Однако штат Кентукки законодательно потребовал от этого частного института обучать белых и черных студентов в различных помещениях в различное время: "...если XX в. и будет являть собою процесс прогресса и развития цивилизации, то не только благодаря неиспорченной (unadultered) крови англосаксонской белой расы, но и благодаря выдающимся представителям и гениям этой расы". Верховный суд подтвердил такое "расистское" по содержанию и форме законодательное решение <8>. Таким образом, принцип конституционности сегрегационного законодательства штатов был впервые судебным решением распространен и на частные институты высшего образования. Вновь горячо возражал большинству судья Харлан, выступая против "произвольного нарушения прав свободы и собственности, гарантированных XIV Поправкой от враждебных действий штата" <9>. -------------------------------- <7> Millington W. J. The law and the college student: justice in evolution. St. Paul (Minn.): West publ., 1979. P. 312. <8> Lewis E. Why History Remains a Factor in the Search for Racial Equality // Gurin P., Lehman J. S., Lewis E. Defending Diversity: Affirmative action at the University of Michigan. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004. P. 24. <9> Kern A., Erwin S. S. College and University Law. Charlottes Ville (Va): Michie Co., 1972. P. 519.

Реакционная по своему содержанию доктрина была, однако, использована судами в целях обеспечения общественного прогресса. Дело "Мюррей против Пирсона" стало первой победой в борьбе за равные возможности в высшем образовании. Дональд Мюррей не был принят в юридическую школу Университета штата Мериленд только на том основании, что она закрыта для черных. Мюррей отказался поступать в другой институт штата или в юридическую школу за его пределами. Суд издал приказ о зачислении его в Юридическую школу штата Мериленд <10>. В деле 1936 г. "Гейнс против Канады" суд применил доктрину "разделенные, но равные" для защиты прав чернокожего выпускника Университета Линкольна и гражданина штата Миссури, которому было отказано в приеме в Юридическую школу в указанном штате только на том основании, что он чернокожий. Власти штата согласились на оплату его обучения в другом штате до момента открытия в Миссури юридической школы для негров. Верховный суд США заявил, что штат должен решать проблему равной защиты со стороны закона в пределах собственной юрисдикции, таким образом сформулировав непростую для сегрегированных штатов дилемму: "...либо постараться дублировать профессиональные институты образования для белых и черных... либо уничтожить такие институты для белых" <11>. -------------------------------- <10> Lewis E. Why History Remains a Factor in the Search for Racial Equality // Gurin P., Lehman J. S., Lewis E. Defending Diversity: Affirmative action at the University of Michigan. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004. P. 26. <11> Millington W. J. The law and the college student: justice in evolution. St. Paul (Minn.): West publ., 1979. P. 313; Kern A., Erwin S. S. College and University Law. Charlottes Ville (Va): Michie Co., 1972. P. 521 - 522.

В деле 1948 г. Сипуэль Верховный суд США предписал штату Оклахома три возможных варианта преодоления дискриминации: открыть юридическую школу для черных, закрыть юридическую школу для белых, обеспечить доступ чернокожих студентов в действующую юридическую школу. Штат Оклахома отреагировал с открытым "презрением", власти отвели специальное помещение для особого обучения Ады Сипуэль. Несмотря на протесты, суд санкционировал подобные действия как обеспечение равных возможностей <12>. -------------------------------- <12> Lewis E. Why History Remains a Factor in the Search for Racial Equality // Gurin P., Lehman J. S., Lewis E. Defending Diversity: Affirmative action at the University of Michigan. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004. P. 30.

В деле МакЛаурин суд предписал штату Оклахома принять шестидесятилетнего Джорджа МакЛаурина в Университет Оклахомы для обучения в докторантуре. Университет выполнил предписание, создав, однако, наихудшие условия пребывания в классе, библиотеке, столовой. В 1950 г. Верховный суд США принял решение по обоим делам в пользу истцов, поддержав при этом и политику сегрегации. Признав, что индивиды сохраняют право ассоциироваться с другими по собственному выбору, суд заявил, что штат не может обеспечить меры по прекращению такого взаимодействия и тем самым объявил незаконной практику санкционирования штатом отдельных рабочих и учебных мест и иных подобных действий. В то же время эти решения не стали долгожданным полным отказом от доктрины Плесси <13>. -------------------------------- <13> Lewis E. Why History Remains a Factor in the Search for Racial Equality // Gurin P., Lehman J. S., Lewis E. Defending Diversity: Affirmative action at the University of Michigan. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004. P. 31 - 32.

Судебным решением, осуществившим переворот в теории и практике десегрегации вообще и в сфере образования в частности, стало дело Брауна (Brown v. Board of Education), рассмотренное Верховным судом США в 1954 г. <14> и в 1955 г. <15>. Оно до настоящего времени является одним из наиболее уважаемых и цитируемых прецедентов в практике федеральных судов и судов штатов. Рассматривая апелляции на судебные решения, вынесенные судами штатов Канзас, Южная Каролина, Вирджиния и Делавэр по спорам относительно запрета приема чернокожих детей в школы на несегрегированной основе, Суд признал применимость доктрины "разделенные, но равные" в нескольких случаях к учреждениям образования, но впервые смело озвучил главный концептуальный вопрос спора - "влияние самой сегрегации на публичное образование". Кроме того, суд более широко рассмотрел контекст данного вопроса, не ограничиваясь лишь обращением "к 1868 г., году принятия поправки, или 1896 г. - году вынесения решения по делу Плесси против Фергюсона". "Мы должны рассматривать публичное образование в свете его полноценного развития и его современного положения в жизни всей Нации". Тем самым, применяя доктрину судебного активизма, суд изначально отклонил позицию минималистов, настаивающих либо на классическом прецедентном толковании данного дела, либо на столь же классическом, "оригинальном" истолковании воли законодателей, принявших соответствующую поправку. -------------------------------- <14> Brown v. Board of Education 347 U. S. 483 (1954) // Kirp D. L., Yudof M. G. Educational policy and the law. Cases and materials. Berkeley: McCutchan, 1974. P. 291 - 296. <15> Brown V. Board of Education 349 U. S. 294 (1955) // Kirp D. L., Yudof M. G. Educational policy and the law. Cases and materials. Berkeley: McCutchan, 1974. P. 303 - 304.

Суд признал образование "наиболее важной функцией штатных и местных властей" и "самой основой доброго гражданства" и пришел к выводу о том, что "в сфере публичного образования доктрина "разделенные, но равные" не имеет места. "Разделенные образовательные возможности являются по существу неравными". Поэтому суд признал в рассматриваемых случаях нарушение положения XIV поправки о равной защите со стороны закона. По истечении года в мае 1955 г. Суд объявил основные процедуры для обеспечения превращения сегрегированных систем в полностью интегрированные. В том же 1955 г. принципы дела Брауна были применены к высшему образованию в деле "Фрейзер против регентов Университета Северной Каролины". Судебная практика не раз подтверждала приверженность "доктрине Брауна" в деле противодействия расовой дискриминации в системе образования. Так, в решении по делу "Соединенные Штаты против губернатора Миссисипи Фордича" (United States v. Fordice, Governor of Mississippi) <16> Суд большинством в восемь голосов против одного осудил политику штата Миссисипи как продолжение доктрины "разделенные, но равные" в рамках своей публичной университетской системы. -------------------------------- <16> United States v. Fordice, Governor of Mississippi 505 U. S. 717 (1992).

Дело Брауна, несомненно, стало рубежным для образовательной системы США, американской правовой системы и общества в целом. Оно всегда включается в различные хрестоматии и сборники, содержащие важнейшие в практике Верховного суда США прецеденты. Исследователи описывают значение этого дела как "нанесение смертельного удара доктрине "разделенные, но равные" <17>, как "вероятно, наиболее важный американский государственный акт, за исключением побед в Гражданской войне и Второй мировой войне с момента принятия Декларации независимости" <18>, "поворотный момент в готовности Америки взглянуть в лицо последствиям многовековой расовой дискриминации, восходящей к первым поселениям в Новом свете" <19>. 22 декабря 2005 г. был утвержден специальный Закон о выпуске памятной монеты в честь 50-летней годовщины решения по делу Брауна, подчеркивающий, что это дело "изменило историю Америки, дав пример для выстраивания большего равноправия" <20>. В Гарварде доля цветных студентов возросла с 1,6% в 1954 г. до 32,8% в 2002 г. <21>. -------------------------------- <17> Millington W. J. The law and the college student: justice in evolution. St. Paul (Minn.): West publ., 1979. P. 317. <18> Kern A., Erwin S. S. College and University Law. Charlottes Ville (Va): Michie Co., 1972. P. 529. <19> Kluger R. Simple Justice. N. Y.: Random House Inc., 1977. P. X. <20> Public Law 109 - 146. <21> Clotfelter C. T. After Brown. The Rise and Retreat of School Desegregation. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2004. P. 148.

И процесс, и решение по делу Брауна способствовали и росту общественной активности, и развитию законодательства, направленного на преодоление практики расовой и национальной дискриминации. Именно данный момент стал переломным с точки зрения политического и общественного восприятия проблемы расовой сегрегации и других форм дискриминации. Решение по данному делу, несмотря на все его правовое и общественное значение, стало лишь началом трудного долгого пути по преодолению расовой дискриминации в американской обществе. Проблемы расовой дискриминации и в настоящее время сохраняют свою актуальность. В отчете Комиссии по обеспечению равных возможностей в сфере трудоустройства за 2006 г. отмечается, что именно жалобы на нарушение прав по признакам расы, цвета кожи и национального происхождения составляют явное большинство. В 2006 г. комиссия получила более 27 тыс. соответствующих запросов, по почти 26000 были приняты решения, обеспечившие потерпевшим сторонам возмещение на сумму более 60 млн. долл. <22>. Сохранение расизма в высшем образовании, в том числе на "структурном уровне", "трудности в налаживании межнационального диалога в академических кругах" подчеркивают и представители доктрины <23>. Несмотря на подобные тревожные факты, именно решение по делу "Браун против Совета Образования" стало той поворотной точкой, которая определила основную неизменную стратегическую линию государственно-правовой политики в сфере отношений между различными расовыми и национальными группами североамериканского общества. -------------------------------- <22> URL: http://www. eeoc. gov/types/race. html <23> Simpson J. S. "I have been waiting": race and U. S. higher education. Toronto, Buffalo, L.: The University of Toronto press, 2003. P. 5, 18.

Название документа