Особенности применения принудительных мер административно-медицинского характера к ВИЧ-инфицированным иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим на территории РФ

(Зеленская Е. Л.) ("Медицинское право", 2011, N 3) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПРЕБЫВАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Е. Л. ЗЕЛЕНСКАЯ

Зеленская Елена Львовна, старший преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института.

В статье исследуются вопросы, возникающие при принятии решений о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации, раскрывается несовершенство правового регулирования правоотношений в исследуемой сфере, предлагаются пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, ВИЧ-инфекция, сертификат, депортация, пребывание.

Features of application of forced measures of administrative-medical character to infected with a virus of immune deficiency of the person to foreign citizens and persons without the citizenship, staying in territory of the Russian Federation E. L. Zelenskaja

In article the questions arising at acceptance of decisions on deportation of foreign citizens and persons without citizenship, staying (living) on territory of the Russian Federation are investigated, imperfection of legal regulation of the legal relations arising in researched sphere is opened, ways of the decision of the revealed problems are offered.

Key words: foreign citizens, persons without citizenship, HIV-infection, the certificate, deportation, stay.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" <1> (далее - Закон о ВИЧ) "дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации". -------------------------------- <1> Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Российская газета. 1995. 12 апреля.

Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1158 <2>. Отметим, что сертификат действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования. -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1158 "Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 49. Ст. 4800.

Проанализируем возможные последствия реализации данной нормы на практике. Право на въезд предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства, который прошел обследование максимум три месяца назад и если анализ проведен в период, когда возможны "ложноотрицательные" тесты на ВИЧ (стадия "серонегативного окна") <3>, наличие сертификата фактически не гарантирует отсутствие ВИЧ-инфекции у данного лица. Однако, несомненно, данная мера способствует ограничению допуска на территорию Российской Федерации ВИЧ-инфицированных. -------------------------------- <3> Стадия серонегативного окна - это период с момента заражения до появления антител, который продолжается, как правило, от двух недель до трех месяцев // Серонегативное окно при ВИЧ-инфекции. URL: http://www. u-hiv. ru.

В связи с вышеизложенным предлагаем рассмотреть возможность сокращения сроков: - действительности сертификата - до одного месяца; - пребывания на территории Российской Федерации, когда необходимо предоставление сертификата, - до одного месяца. То есть сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции будет требоваться при получении служебных и обыкновенных виз (учебных, деловых, частных, рабочих), на туристических и транзитных визах предлагаемые нововведения не отразятся <4>. -------------------------------- <4> См. также: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" // Российская газета. 2003. 17 июня.

Предложенные изменения позволят получить более реальные данные о количестве ВИЧ-инфицированных, пересекающих границу Российской Федерации, и оценить влияние миграционных процессов на состояние заболеваемости ВИЧ/СПИД в России. На практике неоднократно фиксировались случаи выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан во время пребывания их на территории Российской Федерации. Последствия в данной ситуации определяются п. 2 ст. 11 Закона о ВИЧ: в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное положение стало предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. По мнению заявителя (гражданина Украины Х.), п. 2 ст. 11 Закона о ВИЧ, п. 13 ст. 7 и п. 13 ст. 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <5> не соответствуют Конституции Российской Федерации <6>, ее статьям 2, 7, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 2 ст. 19, ч. ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41 и ч. ч. 2 и 3 ст. 55, поскольку нарушают его права проживать совместно с семьей, заботиться о ребенке и воспитывать его, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливают дискриминационные правила, нарушающие баланс прав и свобод человека и допустимых в демократическом обществе ограничений <7>. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 31 июля. <6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. <7> Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 155-О "По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 5.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 <8> болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации. -------------------------------- <8> Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 апреля.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, законодательство Российской Федерации рассматривает депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства как законную меру административного принуждения, не являющуюся мерой административного наказания (п. 3.2 Определения). Однако меры государственного принуждения, применяемые к гражданину Украины Х., затрагивают права не только самого заявителя, но и членов его семьи. В связи с вышеизложенным представляется справедливым следующий вывод Конституционного Суда Российской Федерации: положения, содержащиеся в п. 2 ст. 11 Закона о ВИЧ и п. 13 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации". Депортацию ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, несомненно, можно отнести к мерам административного принуждения, но присутствует ли в рассматриваемых правоотношениях "медицинский компонент"? Непосредственно депортацию осуществляют Федеральная миграционная служба Российской Федерации и ее территориальные органы во взаимодействии с Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. А. С. Лукьянов упоминает о таком специфическом методе административно-правового регулирования, как институт нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации. Его основное отличие от депортации и административного выдворения в том, что на принятие такого решения не влияет сам факт нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Его основанием является сама возможность (угроза) въезда и пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации. Депортация является лишь обеспечительной мерой воздействия по отношению к исполнению решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации <9>. -------------------------------- <9> Лукьянов А. С. Административное выдворение и депортация в системе административно-правовых методов миграционной политики России // Российская юстиция. 2009. N 4. С. 42.

В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации <10> Минздравсоцразвития России относилось к таким уполномоченным органам. С 25 декабря 2009 г. (со дня вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1002 <11>) уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) <12>. -------------------------------- <10> См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 11 апреля. <11> См.: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1002 "О внесении изменений в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации"// Российская газета. 2009. 18 декабря. <12> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // Российская газета. 2004. 8 июля.

Несмотря на то что ВИЧ-инфекция ежемесячно выявляется у лиц, прибывающих на территории Омской области <13>, УФМС по Омской области редко применяются соответствующие меры к иностранным гражданам и лицам без гражданства (из выявленных за 11 месяцев 2009 г. 221 иностранцев: отказано в выдаче разрешения на временное проживание - 2, аннулировано разрешение на временное проживание - 3), что можно объяснить отсутствием четкого алгоритма взаимодействия между УФМС и Минздравсоцразвития РФ. Появление Роспотребнадзора в вышеуказанном Перечне позволит более эффективно осуществлять межведомственное взаимодействие между службами. -------------------------------- <13> По данным Управления Роспотребнадзора по Омской области, на 1 декабря 2010 г. выявлено 3572 случая ВИЧ-инфекции, т. е. в среднем - 103 случая в месяц, из них в среднем в 20 случаях ВИЧ выявляется у иностранцев // URL: http://55.rospotrebnadzor. ru

В судебном порядке вопрос о выдаче разрешения на временное проживание рассматривался в 2009 г. один раз <14>. В последнем случае суд, рассмотрев заявление гражданина Украины, проживающего в Омской области с 2007 г. и имеющего беременную жену и дочь 2005 г. рождения (обе они здоровы), признал отказ УФМС по Омской области незаконным и обязал УФМС выдать иностранному гражданину разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Суд вынес решение на основании указанного выше Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 155-О, однако, по нашему мнению, суду следовало: -------------------------------- <14> Решение Таврического районного суда Омской области от 15 июля 2009 г.

- во-первых, указать, что соответствующим правоприменительным органом не учтены все "исключительные и заслуживающие внимания обстоятельства" дела; - во-вторых, не признавать незаконным, а отменить решение УФМС (исходя из "гуманитарных соображений") и обязать выдать разрешение на временное проживание. Следовательно, учитывая вышеизложенное, а также то, что обследование на ВИЧ-инфекцию предполагает использование специальных методов и знаний, можно сделать заключение об административно-медицинском характере рассмотренной меры административного принуждения, применяемой по отношению к ВИЧ-инфицированным иностранцам и лицам без гражданства. По нашему мнению, необходимо дополнить ст. 11 Закона о ВИЧ пунктами 3 и 4 следующего содержания: "3. Решение о депортации ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства может быть обжаловано в суд при наличии следующих обстоятельств: - если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет на иждивении несовершеннолетних и (или) нетрудоспособных членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Для целей настоящего Закона ими признаются: супруг, родители, дети (если происхождение ребенка установлено в предусмотренном законом порядке); - если иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае депортации будут лишены необходимой медицинской помощи, что приведет к значительному ухудшению состояния его здоровья. Указанное обстоятельство должно быть подтверждено заключением специализированного государственного учреждения здравоохранения о нуждаемости ВИЧ-инфицированного в медико-социальной помощи (с учетом клинической стадии заболевания). Правила оформления указанного заключения утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 4. При наличии обстоятельств, указанных в п. 3 настоящей статьи судом рассматривается вопрос о выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации". В заключение отметим, что рассмотрение вопроса об отмене норм, ограничивающих въезд и пребывание на территории Российской Федерации ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, невозможно без объективного анализа влияния миграционных процессов на эпидемиологическую обстановку в стране.

Название документа