Доходы судей в странах Европы

(Акимова Е. Я.) ("Российский судья", 2011, N 4) Текст документа

ДОХОДЫ СУДЕЙ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ <*>

Е. Я. АКИМОВА

Акимова Екатерина Яковлевна, заместитель начальника Управления международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля Конституционного Суда Российской Федерации.

Автор статьи предлагает читателям журнала оценить статус судьи в разных странах Европы, показать, как осуществляются отбор и подготовка судей и в каком размере оценивается профессиональный труд судей в тех или иных зарубежных странах.

Ключевые слова: кандидат в судьи, судья, денежное содержание.

The author proposes to the readers of the journal to evaluate the status of judge in different countries of Europe, shows how selection and training of judges are being effectuated and in what amount professional labor of judges in these foreign countries are being evaluated.

Key words: nominee for judge's office, judge, financial allowance.

В 2010 г. широкая общественность в нашей стране впервые получила возможность узнать об уровне доходов российских судей. На официальных сайтах судов, в том числе и высших, были опубликованы сведения о доходах представителей судебной власти. Между тем в странах Европы информация о доходах судей не является тайной, а сравнительные исследования проводятся довольно давно и регулярно. Еще в 2001 г. Европейское объединение судей (EVR), отделение Международной организации судей, провело опрос судей из 29 стран Европы об их содержании и доходах. Целью опроса была попытка сравнения ситуации с доходами судей в отдельных странах Европы, с одной стороны, со средней зарплатой других релевантных групп в соответствующих государствах, с другой стороны. На вопросы ответили судьи 29 стран (частично, к сожалению, неполно), а именно Австрии, Бельгии, Хорватии, Кипра, Чехии, Дании, Англии, Эстонии, Финляндии, Франции, Македонии, Германии, Исландии, Ирландии, Италии, Литвы, Латвии, Лихтенштейна, Люксембурга, Молдавии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Словакии, Словении, Испании, Швеции и Швейцарии.

Доходы судей в 2001 г. (евро):

brutto без brutto без налогов налогов

Австрия 39524 32428 Лихтенштейн 106500 96000

Бельгия 37600 21900 Литва 12380 8295

Хорватия 13709 9973 Люксембург 53228 34986

Кипр 47193 35333 Молдавия 11364 10488

Чехия 11100 7900 Голландия 50252 --

Дания 72551 40306 Норвегия 65625 49500

Эстония 11057 8342 Польша 11181 10014

Финляндия 39780 26280 Португалия 40985 30404

Франция 37758 -- Словакия -- --

Македония 5448 5004 Словения 23641 18185

Германия 35316 26088 Испания 30256 22636

Исландия 37843 24192 Швеция 55000 33000

Ирландия 80071 60054 Швейцария 96910 76910

Италия 37185 27528 Англия 127000 88900

Латвия 5976 4392

Исследование показало, что имеются существенные различия между доходами судей стран новой демократии, т. е. бывших членов Восточного блока, и доходами судей остальной Европы. Самый низкий годовой доход после вычета налогов размером 8000 евро и ниже имел начинающий судья в возрасте 35 лет в трех прибалтийских республиках и Македонии, а также в Чехии. Далее следовали Хорватия, Польша и Молдавия примерно с 10000 евро. Западные страны Европы можно разбить на группы, отнеся к одной Бельгию, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Исландию, Испанию, Португалию - с 22000 до 30000 евро; к другой - Австрию, Данию, Люксембург, Швецию и Кипр - с 31000 до 40000 евро; и к третьей - Норвегию, Швейцарию, Лихтенштейн, Ирландию и Англию - с 41000 до 60000 евро. Доходы стран последней группы объясняется тем обстоятельством, что здесь фактически речь идет не о начинающих, а об опытных судьях (за исключением Лихтенштейна). Впоследствии в начале 2005 г. Европейским объединением судей было решено провести повторный аналогичный опрос, для того чтобы проследить динамику развития. Чтобы обеспечить сопоставимость первых результатов с текущими, все вопросы первого опроса были сохранены, но были добавлены и несколько дополнительных. В опросе в целом участвовали 31 страна: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Македония, Германия, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Англия и Уэльс). Частично выводы обзора базируются не на ответах по анкете, а на прочем статистическом материале, который был предоставлен в распоряжение другими учреждениями такими, в частности, как Европейское агентство статистики (Евростат). Повторное исследование, проведенное через пять лет после первого сравнительного анализа, показывает значительные различия в судейских доходах в Европе. Все еще наблюдаются значительные различия между среднеевропейскими и юго-восточноевропейскими государствами, а также остальными участвующими в опросе государствами. Экономическому положению этих государств соответствуют и довольно низкие доходы судей. Отчетливое различие наблюдается в государствах, которые набирают своих судей из опытных профессиональных адвокатов, по сравнению с теми странами, где судьями становятся с начала профессиональной карьеры. Значительно интереснее и рациональнее сравнивать в пределах соответствующей группы. Для лучшего понимания приведенных таблиц необходимо заметить, что чистый доход был определен как доход за вычетом налогов, однако без учета возможных расходов по социальному страхованию. Все суммы указаны в евро.

Минимальный и максимальный доходы

Таблица 1 показывает минимальные и максимальные доходы одного неженатого, бездетного судьи, отсортированные по величине дохода с учетом налогов (1-й столбец).

Таблица 1

Минимум Минимум, Максимум Максимум, netto netto

Объединенное Королевство 166950,00 114629,00 274072,00

Ирландия 110069,52 78582,43 197886,72 129888,65

Лихтенштейн 106500,00 96000,00

Исландия 86275,00 58485,00 110067,00 73153,00

Дания 82500,00 41250,00 117360,00 58680,00

Норвегия 79340,00 47600,00 114390,00 77780,00

Нидерланды 61892,00 38173,00 109983,00 61256,00

Кипр 60751,00 49795,00 107989,00 87156,00

Швеция 55054,00 33316,00 92862,00 49952,00

Люксембург 45600,00 40800,00 78000,00 73000,00

Финляндия 45281,00 29433,00 106150,00 66975,00

Австрия 42688,00 27917,00 123501,00 69161,00

Бельгия 40608,00 23652,00 105084,00 58644,00

Израиль 38525,00 61438,00

Германия 38356,00 30558,00 93621,00 75687,00

Италия 37185,00 28409,00 154941,00 104974,00

Португалия 32272,00 25020,00 77583,00 54696,00

Испания 30256,00 125000,00 95000,00

Мальта 26713,00 36300,00

Словения 23977,00 19143,00 49066,00 38305,00

Эстония 22157,00 16675,00 30466,00 22824,00

Хорватия 21966,00 13143,00 54414,00 29194,00

Польша 20000,00 18000,00 45000,00

Чехия 18590,00 37680,00

Венгрия 17400,00 12066,00 34032,00 17380,00

Латвия 13670,00 9410,00 21530,00 14980,00

Словакия 13058,80 9836,40 18862,70 14691,40

Литва 12703,00 8462,00 42470,00 22575,00

Македония 12105,00 7027,00 15545,00 7889,00

Румыния 7200,00 6000,00 20000,00 16600,00

Болгария 4032,00 2460,00 10560,00 6442,00

Покупательная способность

Чтобы достичь более реалистичной оценки доходов, сбор информации EVR проводился исходя из доходов с учетом налогов по индексу Евростата для сравнения покупательной способности (Purchasing Power Parities, сокр. РРР), по которому исчисляется покупательная способность при самом низком доходе (MinPPP), по унифицированным показателям представлены следующее данные (табл. 2).

Таблица 2

Минимальная покупательная Максимальная покупательная способность (MinPPP) способность (MaxPPP)

Объединенное 200340,00 328886,40 Королевство

Ирландия 147493,16 265168,20

Норвегия 117423,20 169297,20

Исландия 105255,50 134281,74

Дания 100650,00 143179,20

Люксембург 98952,00 169260,00

Нидерланды 74270,40 131979,60

Швеция 63862,64 107719,92

Финляндия 52073,15 122072,50

Австрия 51652,48 149436,21

Кипр 49208,31 87471,09

Бельгия 47105,28 121897,44

Германия 41040,92 100174,47

Италия 39044,25 162688,05

Испания 29650,88 122500,00

Португалия 23558,56 56635,59

Мальта 19233,36 26136,00

Словения 18941,83 38762,14

Чехия 13013,00 26376,00

Эстония 11078,50 15233,00

Венгрия 10788,00 21099,84

Польша 9400,00 21150,00

Словакия 7051,75 10185,86

Литва 6097,44 20385,60

Латвия 6014,80 9473,20

Румыния 2232,00 6200,00

Болгария -- --

Хорватия -- --

Македония -- --

Израиль -- --

Лихтенштейн --

Отношение к среднему доходу

Для объективной картины судейских доходов в отдельных государствах исследование представляет сравнение самого низкого и самого высокого дохода судей со средним доходом работников в соответствующей стране (например, в Германии самый низкий доход судьи (38356,00 евро) составляет 1,4-кратный среднего дохода работника, размер которого составляет 26790,00 евро). На основании самого низкого дохода судьи получается следующая картина (табл. 3). Удивительно, что в таких экономически высокоразвитых государствах, как Люксембург, Австрия и Германия, минимальный доход судьи несущественно превышает средний доход наемного работника. С учетом того факта, что уровень дохода должен отражать статус соответствующей профессии, это положение не ободряется организацией, заказавшей исследование. Сравнение результатов исследования 2001 г. и данных нового исследования показывает, что в некоторых странах в период с 2000 по 2006 гг. ежегодная инфляция не сопровождалась индексированием зарплаты, в "старых" государствах ЕС к этому числу относятся только Австрия, Португалия и Германия. Несколько новых государств - участников ЕС и стран - кандидатов на вступление, а также Исландия и Израиль сократили доходы своих судей. Из старых государств - участников ЕС только Германия предприняла сокращение судейских зарплат путем сокращения или полной отмены отпускных и рождественских выплат. Франция и Испания ввели - по очень разным критериям - дополнительные компоненты в судейское жалованье. Швеция последует их примеру с 1 октября 2006 г.

Таблица 3

Средняя зарплата Минимальный Максимальный показатель показатель

Объединенное 35821,00 4,7 7,7 Королевство

Португалия 8005,00 4,0 9,7

Эстония 5539,00 4,0 5,5

Латвия 3620,00 3,8 5,9

Ирландия 31088,00 3,5 6,4

Польша 6631,00 3,0 6,8

Кипр 20229,00 3,0 5,3

Венгрия 5820,00 3,0 5,8

Румыния 2450,00 2,9 8,2

Литва 4554,00 2,8 9,3

Чехия 6870,00 2,7 5,5

Словакия 4917,00 2,7 3,8

Израиль 14658,00 2,6 4,2

Хорватия 8800,00 2,5 6,2

Исландия 38499,00 2,2 2,9

Болгария 1968,00 2,0 5,4

Норвегия 42039,00 1,9 2,7

Испания 17104,00 1,8 7,3

Швеция 31440,00 1,8 3,0

Словения 13990,00 1,7 3,5

Нидерланды 37400,00 1,7 2,9

Финляндия 28800,00 1,6 3,7

Германия 26790,00 1,4 3,5

Австрия 30960,00 1,4 4,0

Люксембург 38400,00 1,2 2,0

Доходы в различных инстанциях

Как уже было установлено в исследовании 2001 г., жалованье судьи варьируется в разных государствах Европы в зависимости от судебной инстанции, в которой он работает. Для примера была выбрана зарплата (без вычета налогов) 45-летнего не состоящего в браке, бездетного судьи, который работает, соответственно, в первой, во второй и в третьей инстанции (для Германии, соответственно, судьи земельного суда, верховного земельного суда и федерального суда). В итоге исследования была получена следующая картина (табл. 4, отсортировано в алфавитном порядке по названию стран). Обращает на себя внимание существенный разрыв в доходах между разными судебными инстанциями в некоторых странах. Если сопоставить доходы в отдельных инстанциях, то получится следующая таблица 5 (отсортировано по латинскому алфавиту). Отношение доходов во второй инстанции по отношению к первой составляет незначительную разницу. Кроме того, четвертый столбец таблицы показывает соотношение самого низкого к самому высокому судейскому доходу без учета доходов председателей суда.

Таблица 4

1-я инстанция 2-я инстанция 3-я инстанция

Бельгия 58104,00 71496,00 89640,00

Болгария 5280,00 8610,00 10380,00

Дания 82500,00 89500,00 117360,00

Германия 57745,00 63458,00 90055,00

Эстония 22157,00 24927,00 30466,00

Финляндия 52074,00 52475,00 106150,00

Ирландия 110069,52 186971,76 197886,72

Исландия 86275,00 110067,00

Израиль 38525,00 45693,00 61438,00

Италия 95176,00 117863,00 143564,00

Хорватия 24163,00 35351,00 48746,00

Латвия 13610,00 17220,00 21530,00

Лихтенштейн 130000,00 143000,00

Литва 26059,00 27588,00 32763,00

Люксембург 68000,00 74000,00 74000,00

Мальта 26713,00 31429,00 36300,00

Македония 12105,00 11796,00 13382,00

Нидерланды 61892,00 80204,00 109983,00

Норвегия 79340,00 87330,00 114390,00

Австрия 67222,00 75006,00 89895,00

Польша 20000,00 35000,00 45000,00

Португалия 70999,00 75323,00 77583,00

Румыния 13200,00 15600,00 20000,00

Швеция 57044,00 57044,00 92862,00

Словакия 13058,80 13784,30 18862,70

Словения 27400,00 35101,00 40202,00

Испания 75000,00 80000,00 120000,00

Чехия 26940,00 29730,00 37680,00

Венгрия 22952,00 25326,00 32450,00

Объединенное 166950,0 251712,0 274072,00 Королевство

Кипр 79435,00 107988,00 107989,00

Таблица 5

Соотношение Соотношение Соотношение Соотношение 1-й/2-й 1-й/3-й 2-й/3-й миним. и инстанции инстанции инстанции максим.

Бельгия 1,2 1,5 1,3 2,6

Болгария 1,6 2,0 1,2 2,6

Дания 1,1 1,4 1,3 1,4

Эстония 1,1 1,4 1,2 1,4

Финляндия 1,0 2,0 2,0 2,3

Германия 1,1 1,6 1,4 2,3

Ирландия 1,7 1,8 1,1 1,8

Исландия 1,3 1,3

Израиль 1,2 1,6 1,3 1,6

Италия 1,2 1,5 1,2 4,2

Хорватия 1,5 2,0 1,4 2,5

Латвия 1,3 1,6 1,3 1,6

Лихтенштейн 1,1 0,0 0,0 0,0

Литва 1,1 1,3 1,2 3,3

Люксембург 1,1 1,1 1,0 1,6

Мальта 1,2 1,4 1,2 1,4

Македония 1,0 1,1 1,1 1,3

Нидерланды 1,3 1,8 1,4 1,8

Норвегия 1,1 1,4 1,3 1,4

Австрия 1,1 1,3 1,2 2,8

Польша 1,8 2,3 1,3 2,3

Португалия 1,1 1,1 1,0 2,4

Румыния 1,2 1,5 1,3 2,8

Швеция 1,0 1,6 1,6 1,7

Словакия 1,1 1,4 1,4 1,4

Словения 1,3 1,5 1,1 2,0

Испания 1,1 1,6 1,5 4,0

Чехия 1,1 1,4 1,2 2,0

Венгрия 1,1 1,4 1,3 2,0

Объединенное 1,5 1,6 1,1 1,6 Королевство

Кипр 1,4 1,4 1,0 1,8

Отношение к содержанию депутатов

С точки зрения сравнения доходов законодательной и судебной власти между ними нет пропорциональности. Только в Дании, Эстонии, Исландии, Люксембурге, Норвегии, Словакии и Объединенном Королевстве минимальный доход судьи столь же высок или даже выше, чем минимальный доход депутата парламента. В других странах доход последних вдвое выше, к примеру в Австрии, Бельгии, Германии (депутаты Бундестага), Словении и Испании. Таблица 6 демонстрирует в деталях содержание депутата (без возмещения депутатских расходов) по отношению к самому низкому (минимальная зарплата судьи/содержание депутата) и самому высокому судейскому доходу (максимальная зарплата судьи/содержание депутата).

Таблица 6

Содержание депутатов Мин. судьи/ Макс. судьи/ сод. депутата сод. депутата

Бельгия 84000,00 0,5 1,3

Дания 75300,00 1,1 1,6

Эстония 22157,00 1,0 1,4

Финляндия 71484,00 0,6 1,5

Германия 84108,00 0,5 1,1

Ирландия 115000,00 1,0 1,7

Исландия 63907,00 1,4 1,7

Израиль 63179,00 0,6 1,0

Хорватия 37222,00 0,6 1,5

Латвия 15700,00 0,9 1,4

Литва 14197,00 0,9 3,0

Люксембург 48000,00 1,0 1,6

Мальта 31429,00 0,8 1,2

Нидерланды 86768,00 0,7 1,3

Норвегия 69740,00 1,1 1,6

Австрия 103861,00 0,4 1,2

Польша 35000,00 0,6 1,3

Португалия 49348,00 0,7 1,6

Румыния 19500,00 0,4 1,0

Швеция 61554,00 0,9 1,5

Словакия 13608,70 1,0 1,4

Словения 50816,00 0,5 1,0

Испания 72000,00 0,4 1,7

Чехия 30000,00 0,6 1,5

Объединенное 84675,00 2,0 3,2 Королевство

Кипр 55924,00 1,1 1,9

Обеспечение судей в отставке

Особые опасения внушает тенденция, которую установило новое исследование о динамике обеспечения судей в отставке. Во многих европейских странах пенсионное содержание судей сокращается по причине изменения условий достижения полного пенсионного обеспечения. В Западной Европе размер судейской пенсии колеблется между 40 и 80%, при этом базовая ставка - это частично размер последнего дохода, а частично средний доход за все или последние 10 - 15 лет службы. Обычный пенсионный возраст колеблется частично в зависимости от инстанции и находится между 60 (Мальта) и 70 годами (13 опрошенных государств), более 70 лет - только в Польше (75 лет), разумеется, там можно вместо выхода на пенсию в размере 80% уйти в отставку уже с 60 лет и получать 75% пенсии (соответственно последнего дохода). В большинстве опрошенных государств возможен досрочный уход в отставку с определенного возраста (между 55 и 65 годами) с частичными вычетами из денежного содержания в отставке и частичными сокращениями размера денежного содержания при досрочном увольнении на пенсию в зависимости от стажа судейской деятельности.

Название документа