Европейские стандарты правового регулирования освещения терроризма в СМИ

(Смирнов А. А.) ("Административное право и процесс", 2014, N 1) Текст документа

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В СМИ

А. А. СМИРНОВ

Смирнов Александр Александрович, докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается проблема освещения терроризма в СМИ. Обосновывается тезис о необходимости законодательного закрепления рамочных правил освещения терроризма в СМИ. Анализируется содержание международных актов Совета Европы в данной области, и дается оценка возможности их использования в Российской Федерации.

Ключевые слова: терроризм, средства массовой информации, правовое регулирование, свобода выражения мнения, Совет Европы.

European standards of the legal regulation of the media coverage of terrorism A. A. Smirnov

Smirnov Aleksandr Aleksandrovich, doctoral student of the All-Russia Science Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article is dedicated to studying of a problem of the media coverage of terrorism. The thesis substantiates need of framework legal regulation of the media coverage of terrorism. The contents of the relevant international acts of the Council of Europe are analyzed and the assessment of possibility of their use in the Russian Federation is given.

Key words: terrorism, mass media, legal regulation, freedom of expression, Council of Europe.

Терроризм продолжает оставаться актуальной угрозой национальной и международной безопасности. В условиях глобального информационного общества важную роль приобретает информационная составляющая деятельности террористических формирований. "Завоевание информационного пространства - такова первоочередная задача, которую пытаются решить современные террористические организации", - отмечает российский исследователь В. А. Гарев <1>. -------------------------------- <1> Гарев В. А. Информационные угрозы современного международного терроризма. М.: Институт Африки РАН, 2010. С. 6.

Одной из целей террористов в информационном пространстве является обеспечение медийного освещения своей идеологии и совершаемых террористических актов. СМИ как наиболее мощный источник трансляции информации в массы рассматривается ими как ключевой канал донесения своих устрашающих "посланий" до общества и оказания давления на органы власти. Как отмечает Б. Накос, "прибегая ко все более зрелищным и жестоким действиям и, таким образом, повышая порог насилия, террористы уверены в самом широком освещении своих действий в прессе и общественном внимании" <2>. Планирование многих террористических актов осуществляется так, чтобы сделать их максимально "зрелищными" в расчете привлечь как можно больше внимания СМИ, а значит, и общества в целом. -------------------------------- <2> Nacos B. L. Terrorism and media: from Iran Hostage to the World Trade Center Bombing. N. Y., 1994. P. 7 - 8.

Ученый из Университета Джорджа Вашингтона Дж. Пост называет терроризм "медиафеноменом" и предлагает рассматривать его как особую форму психологической войны, ведущуюся через масс-медиа <3>. Специалисты отмечают высокий профессионализм информационной деятельности современных террористических формирований: "правильный выбор объекта для создания коммуникативного резонанса, постоянная стимуляция обсуждения проблемы, многоканальность воздействия на аудиторию и т. д. наглядно демонстрируют хорошую подготовленность террористов к проведению многоуровневых психологических операций в информационном пространстве других стран" <4>. -------------------------------- <3> North A. How Media Coverage Influences Terrorism // BuzzFeed. April 19, 2013. URL: http://www. buzzfeed. com/ annanorth/ how-media-coverage-influences - terrorism (дата обращения: 14.08.2013). <4> Гарев В. А. Информационные угрозы современного международного терроризма. С. 6.

Со своей стороны СМИ также заинтересованы в освещении действий террористов, поскольку любой террористический акт рассматривается ими как значимый информационный повод, приковывающий внимание аудитории и поднимающий рейтинг просмотра. По мнению германского ученого Н. Больца, существует целая "мультимедийная индустрия страха" <5>. Некоторые исследователи подчеркивают, что, широко освещая теракты, СМИ лишь отвечают на запросы аудитории, которой интересны шокирующие факты насилия <6>. Подобная "спайка" интересов террористов и СМИ способствует дальнейшему раскручиванию маховика террористической активности. -------------------------------- <5> Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. С. 79. <6> North A. How Media Coverage Influences Terrorism.

Обвинения в адрес масс-медиа со стороны общественности и правоохранительных органов в том, что своей деятельностью они способствуют развитию терроризма, успешно парируются аргументом, согласно которому СМИ просто выполняют свою основную функцию - информирование общества о событиях в стране и мире. А замалчивание совершенных терактов противоречит принципам демократического устройства государства и нарушает конституционное право на свободный доступ к информации. Впрочем, следует отметить, что представители медиасреды признают существование самой проблемы. В аргументах каждой из сторон присутствует определенная доля истины. Выход из ситуации нам видится в проведении консультаций между государственными органами, институтами гражданского общества и СМИ с целью выработки единого подхода относительно формы и содержания распространения информации о терроризме в масс-медиа. Наиболее чувствительным вопросом здесь является освещение происходящего в реальном времени террористического акта и его последствий. Вместе с тем полагаем, что государство обязано также закрепить правовые основы освещения терроризма в СМИ, включая установление необходимых ограничений и юридической ответственности за их нарушение. В данном контексте представляет интерес изучение международных стандартов и зарубежного опыта решения данного вопроса. В настоящей статье мы кратко осветим региональные стандарты, выработанные в рамках Совета Европы, участником которого является наша страна. Отправное значение для правового регулирования деятельности СМИ в Совете Европы имеет ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее - ЕКПЧ), провозглашающая свободу выражения мнения (Freedom of expression). Согласно ей каждый имеет право свободно выражать свое мнение, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Вместе с тем ч. 2 ст. 10 ЕКПЧ предусматривает возможность ограничения данной свободы: "Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия". Правомерность ограничения свободы выражения мнения в соответствии с ч. 2 ст. 10 ЕКПЧ многократно была подтверждена в судебной практике Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ). При этом ЕСПЧ проверяет соблюдение четырех основных критериев допустимости такого ограничения, согласно которым оно должно: 1) преследовать законную цель; 2) быть предписано законом; 3) быть необходимым в демократическом обществе; 4) быть пропорциональным достигаемой легитимной цели <7>. -------------------------------- <7> Свобода выражения мнения в Интернете. Отчет представителя по вопросам СМИ ОБСЕ Д. Миятовича. ОБСЕ, 2011. С. 14.

В прецедентной практике ЕСПЧ имеется ряд дел, непосредственно затрагивающих изучаемую проблему. Одним из них является дело "Шенер против Турции", Постановление по которому вынесено в 2000 г. Его суть в следующем. В Турции стамбульским судом государственной безопасности на основании закона о предупреждении терроризма был осужден редактор еженедельного обозрения "Хаберле йорумда герчек" гр. Шенер за публикацию статьи, посвященной обсуждению курдской проблемы. По мнению турецких властей, в данной статье Шенер пропагандировал сепаратизм, называя поддержку террористических действий против государства единственным средством разрешения курдского вопроса. Однако ЕСПЧ не согласился с доводами турецкой стороны и выразил мнение, что, хотя оспариваемая статья и содержала определенные фразы, высказанные в агрессивном тоне, в целом она не восхваляла насилие и не возбуждала в людях чувство ненависти, мести или стремление к вооруженному сопротивлению. Напротив, ЕСПЧ счел статью вдумчивым анализом курдской проблемы, призывающим к концу вооруженного конфликта. Он пришел к мнению, что власти Турции не придали достаточного значения праву общества быть информированным о различных перспективах развития ситуации на юго-востоке страны. В итоге ЕСПЧ установил нарушение турецкими властями ст. 10 ЕКПЧ в отношении гр. Шенера <8>. -------------------------------- <8> Рихтер А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики. Издание ЮНЕСКО. М., 2011. С. 123 - 124.

В рассмотренном Постановлении ЕСПЧ сформулирована позиция лишь по одному из аспектов деятельности СМИ по освещению терроризма. Более комплексно данная проблема рассмотрена в ряде международно-правовых актов Совета Европы, среди которых Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 1706 (2005) "СМИ и терроризм" (далее - Рекомендация N 1706) и Декларация о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 2 марта 2005 г., принятая Комитетом министров Совета Европы (далее - Декларация о СМИ в контексте терроризма). Проанализируем положения данных документов. В Рекомендации N 1706 констатируется, что СМИ играют важную роль в освещении террористических актов и угроз, выступая во многом трансляторами устрашающего воздействия террористов на общество. Несмотря на это, в ней подчеркивается важность "полноценного информирования населения о террористических актах, включая страдания, причиняемые этими актами, а также социально-культурный и политический контекст таких актов" и допустимость ограничения свободы массовой информации только в обычном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 10 ЕКПЧ, без ссылки на институт дерогации в условиях чрезвычайного положения (ст. 15 ЕКПЧ). Рекомендация N 1706 предписывает государствам "воздерживаться от запрещения или даже необоснованного ограничения под предлогом борьбы с терроризмом публикации в СМИ информации и мнений о терроризме, а также о реакции государственных властей на террористические акты и угрозы" (п. III ст. 10). Схожая норма содержится и в Декларации о СМИ в контексте терроризма. По сути, данное предписание блокирует введение государством каких-либо ограничительных мер в отношении деятельности СМИ. Вместо этого данные европейские акты предполагают реализацию ряда мер самим медиасообществом в целях снижения негативных эффектов социального воздействия СМИ при освещении терроризма, включающих: - разработку кодекса поведения журналистов, фотографов и издателей, освещающих террористические акты и угрозы, и организацию учебных курсов для них; - налаживание профессионального сотрудничества для недопущения гонки за сенсационными новостями и изображениями; - недопущение содействия целям террористов, выраженного в усилении у населения чувства страха от терактов или предоставлении террористам выхода на широкую аудиторию; - нераспространение шокирующих фотографий или изображений террористических актов; - недопущение усиления социальной напряженности, в частности, воздержание от распространения высказываний, разжигающих ненависть; - недопущение создания угрозы для безопасности людей и проведения антитеррористических операций или судебного расследования террористической деятельности вследствие распространения информации в СМИ. Ряд рекомендаций адресован государственным органам. В частности, они касаются предоставления СМИ надлежащей информации при должном уважении презумпции невиновности и неприкосновенности частной жизни (Декларация о СМИ в контексте терроризма) и налаживания сотрудничества между правоохранительными органами стран с целью недопущения распространения террористами через Интернет незаконных сообщений и изображений (п. V ст. 10 Рекомендации N 1706). Еще одна Рекомендация предусматривает включение в программу школьного обучения курса медийной грамотности, с тем чтобы "научить общество критически и осознанно потреблять публикуемую в СМИ информацию, а также яснее сознавать весь ужас террористических актов" (п. IV ст. 10 Рекомендации N 1706). В целом считаем рекомендации, изложенные в указанных документах Совета Европы, весьма разумными и заслуживающими поддержки. Хотя у нас имеется и ряд возражений. Основное из них касается того, что традиционный для европейских стран акцент на саморегулирование СМИ при минимизации государственного вмешательства дает надлежащий результат только при наличии необходимых для этого условий (выстроенный институциональный механизм корпоративного саморегулирования СМИ, наработанная правоприменительная практика и устоявшиеся традиции работы такого механизма, высокий уровень правосознания руководителей медиакомпаний и др.). Нисколько не стремясь принизить российские СМИ в сравнении с их европейскими коллегами, все же полагаем, что в нашей стране пока еще не сложилась полноценная система саморегулирования в медиасфере. Это отчетливо проявилось в "печальной судьбе" нескольких инициатив такого рода, которые, будучи с высокой помпой принятыми, так и не стали реальными сдерживающими механизмами для размещения негативного контента в СМИ. Поэтому в нашей стране, на наш взгляд, требуется законодательное закрепление базовых правил и ограничений, касающихся освещения терроризма в СМИ (в Законе РФ "О средствах массовой информации", Федеральном законе "О противодействии терроризму"). Безусловно, они должны разрабатываться с учетом позиций отрасли, представители которой должны быть вовлечены в этот процесс на процедурном уровне (при разработке законопроекта и подготовке его к рассмотрению в Государственной Думе). Те разумные рекомендации, которые содержатся в рассмотренных европейских актах применительно к саморегулированию, вполне могут быть использованы при создании текста соответствующих законов. Более детальный кодекс правил освещения терроризма в СМИ (прежде всего террористических актов и их последствий) должен быть выработан и принят самим медиасообществом России. Очевидно, что для этого требуется наличие консолидированной позиции по меньшей мере наиболее влиятельных его членов. Будет ли найдена таковая, покажет время.

Литература

1. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 2. Гарев В. А. Информационные угрозы современного международного терроризма. М.: Институт Африки РАН, 2010. 3. Рихтер А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики. Издание ЮНЕСКО. М., 2011. 4. Свобода выражения мнения в Интернете. Отчет представителя по вопросам СМИ ОБСЕ Д. Миятовича. ОБСЕ, 2011. 5. Nacos B. L. Terrorism and media: from Iran Hostage to the World Trade Center Bombing. N. Y., 1994. 6. North A. How Media Coverage Influences Terrorism // BuzzFeed. April 19, 2013. URL: http://www. buzzfeed. com/ annanorth/ how-media-coverage - influences - terrorism (дата обращения: 14.08.2013).

Название документа