Детерминанты религиозного экстремизма в государствах Центральной Азии

(Бердалиев К. Ч.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 2) Текст документа

ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ <*>

К. Ч. БЕРДАЛИЕВ

Бердалиев Кайрат Чолпонкулович, адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России.

В статье анализируются внешние и внутренние детерминанты религиозного экстремизма. Описываются "сценарии развития" религиозного экстремизма в государствах Центральной Азии. Подчеркивается концептуальная важность классификации детерминантов религиозного экстремизма по принципу приоритетности.

Ключевые слова: исламистский экстремизм, причины и условия экстремизма, религиозный экстремизм, Центральная Азия.

The article analyses external and internal determinants of religious extremism; describes "development scenarios" of religious extremism in the states of the Central Asia; stresses the conceptual importance of classification of determinants of religious extremism with regard to principle of priority ranking.

Key words: islamic extremism, causes and conditions of extremism, religious extremism, Central Asia.

Экстремизм - проблема, требующая сегодня глубокого изучения и эффективного решения. В анализе этой проблемы мы констатируем наличие развитого понятийного аппарата, апробированных методов исследования. Тем не менее нередко имеет место поверхностное объяснение содержания и сущности проблемы, внутреннего содержания и генезиса данного социального явления. Сложность экстремизма как социально-правового явления во многом обусловлена многоаспектной природой его возникновения и многовариантными формами протекания в обществе. Это прежде всего объясняется тем, что каждый человек представлен в обществе в различных аспектах: - как лицо определенной расы, национальности или этноса; - как человек, исповедующий или не приемлющий какую-либо религию; - как гражданин, имеющий политические симпатии и антипатии. "К конфликтному обострению ведут лишь острые трудноразрешимые противоречия, связанные с неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп. Их причиной являются несовместимые взаимоисключающие интересы, потребности и ценности. Они, как правило, трансформируются в реальное противоборство - открытую или скрытую борьбу сторон" <1>. -------------------------------- <1> Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. М., 2006. С. 8.

Следовательно, проявления религиозного экстремизма возникают там, где сталкиваются интересы субъектов, противостоящих друг другу в идеологическом и мировоззренческом плане <2>. -------------------------------- <2> Яворский М. А. Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир. 2008. N 11. С. 23.

Для каждой конкретной группы, общества и государства причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разными в зависимости от ряда субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее существуют базисные условия, обусловливающие возникновение и распространение данного социально-правового явления, применимые практически для любого общества и государства. Д. Ольшанский, к примеру, выделяет следующие основные причины данного феномена: - социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня значительной части населения; - деформация политических институтов и структур власти, их неспособность решать назревшие проблемы общественного развития; - тоталитарный характер политического режима, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия, национальный гнет, стремление отдельных групп ускорить решение своих задач, политические амбиции лидеров и т. д. <3>. -------------------------------- <3> Ольшанский Д. Психология террора. Екатеринбург, 2002. С. 320.

Е. Л. Забарчук, добавил к вышеуказанным причинам "наплыв мигрантов, этническую преступность", отдельно выделив политические и духовно-религиозные и идеологические причины, - использование провокаций в политической борьбе, популистские действия отдельных политиков, деятельность зарубежных агентов влияния и распространение экстремистской литературы, размещение экстремистских сайтов в Интернете, деятельность иностранных миссионеров, распространение деструктивных культов и сект соответственно" <4>. -------------------------------- <4> Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. N 6. С. 7.

Особенностью в классификации причин и условий, по М. А. Яворскому, является "амбициозность лидеров политических партий и групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач, и т. п. " <5>. -------------------------------- <5> Яворский М. А. Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир. 2008. N 11. С. 23.

По мнению С. Н. Фридинского, "обострение социальной напряженности в стране, криминализация многих сфер жизнедеятельности, снижение уровня занятости населения и другие криминализирующие общество факторы оказывают влияние на рост преступлений экстремистской направленности" <6>. -------------------------------- <6> Фридинский С. Н. Некоторые проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Право и безопасность. 2006. N 1. С. 70.

Кыргызский исследователь Э. Т. Жээнбеков наряду с прозвучавшими причинами распространения религиозного экстремизма в Кыргызской Республике назвал следующие: - слабая деятельность традиционных религиозных организаций; - недостаточное внимание к данной проблеме правоохранительных и других государственных органов; несовершенство законодательства" <7>. -------------------------------- <7> Жээнбеков Э. Т. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму (по материалам Кыргызской Республики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.

Помимо основных детерминантов, в научной литературе также выделяют группу дополнительных детерминантов, косвенно способствующих возникновению и распространению религиозного экстремизма. К ним могут быть отнесены: "неэффективность международной или внутригосударственной системы борьбы с проявлениями экстремизма; низкая политическая и правовая культура населения, отдельных его групп; ухудшение межгосударственных отношений и др." <8>. -------------------------------- <8> Авдеев Ю. И. Терроризм как социально-политическое явление. Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 40 - 41.

Совершенно очевидно, что данная совокупность причин и условий, как уже выше отмечалось, не в состоянии объяснить проявление того или иного экстремистского акта, потому что в каждом отдельном случае экстремизма, в конкретном государстве, обществе вступают в силу собственные, специфические детерминанты. Основным недостатком представленных выше причинно-факторных анализов является отсутствие ранжирования и одновременно анализа взаимосвязи и взаимовлияния детерминантов религиозного экстремизма. В первом случае проблема заключается в том, что исследователи, обозначая общий круг детерминирующих элементов, как правило, не пытаются выстроить при этом иерархию системы путем их расположения по принципу приоритетности, в зависимости от того или иного региона или государства. Кроме того, общая совокупность источников данного социально-правового явления объективно не способна объяснить принцип взаимодействия и взаимовлияния данных детерминантов, что затрудняет, к примеру, объяснение причин возникновения и распространения условно "христианского религиозного экстремизма" от "исламистского религиозного экстремизма" и т. д. В настоящее время наиболее дискуссионным является вопрос о том, что считать первостепенным, а что второстепенным в развитии исламистского религиозного экстремизма. Является ли экстремизм производным от внутренних факторов или данный феномен возник вследствие модернизации и глобализации? В этом контексте присутствуют различные концептуальные подходы к изучению факторов распространения исламистского религиозного экстремизма. Одним из таких факторов является подход, сторонники которого считают, что государственный организм может "заразиться вирусом" экстремизма только при условии его внутренней слабости, т. е. при наличии проблем внутреннего характера: социально-экономических, внутриполитических и т. д. Так, по мнению С. Акимбекова, влияние из-за рубежа носит ярко выраженный вторичный характер и может иметь место при готовности к такому влиянию <9>. -------------------------------- <9> Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы: КИСИ, 1998. С. 82 - 83.

Вместе с тем в научной среде условно можно выделить и сторонников подхода доминирующего положения внешних причин. В рамках данного подхода основным является наличие мощного внешнего катализатора распространения религиозного экстремизма. Сторонники данного подхода говорят, что едва ли не в каждом конкретном проявлении исламистского экстремизма удается обнаружить наличие внешнего воздействия как определяющего, тем самым отмечается "вероятность" рассматриваемого явления <10>. -------------------------------- <10> См. подробнее: Косиченко А. Религиозный фактор в современном терроризме // Казахстан-Спектр. 2002. N 4 (22). С. 6; Игнатенко А. "Нутряное" и "ветряное": об аналитических подходах к исламистскому экстремизму в эпоху глобализации. URL: http:// subscribe. ru/ archive/ russ. politics/ 200103/ 29144211.php.

Как показывает мировая практика, опыт развития центрально-азиатских государств, практически невозможно однозначно определить какой-либо единый детерминант или же группу последних в качестве наиболее влиятельного компонента. Соответственно для возникновения и развития феномена исламистского экстремизма имеет место некий симбиоз внутренних и внешних детерминантов, и в этой схеме иногда весьма сложно выделить наиболее влиятельный компонент. Также для каждого государства в силу тех или иных причин возможны различные этапы развития и распространения феномена исламистского религиозного экстремизма. Понимание проблемы распространения радикальной идеологии, осознание исходящей от нее реальной угрозы для национальной безопасности той или иной страны обусловили активный поиск объяснения данного явления, выработки конкретных практических рекомендаций в решении угрозы религиозного экстремизма. Анализ процессов, связанных с политизацией ислама в Центральной Азии, позволяет выделить три основных "сценария развития" религиозного экстремизма: кланово-региональный; политически-оппозиционный; внешнее вовлечение в конфликт. Кланово-региональный сценарий был развернут в Таджикистане. После обретения республикой независимости определенные кланово-региональные элиты не были достаточно интегрированы во власть. Для продвижения своих базовых интересов одна из противоборствующих сторон по аналогии с Афганистаном использовала исламскую пропаганду <11>. -------------------------------- <11> См. подробнее: Наумкин В. В. Трансформация Партии исламского возрождения Таджикистана. URL: http://www. islamica. ru/islamism/?uid=101.

При политически-оппозиционном сценарии ислам выступает как форма "антирежимной" борьбы <12>. Данный сценарий отчетливо просматривается в крайне оппозиционной деятельности Исламского движения Туркестана, главная цель которого - свергнуть установившуюся власть в Республике Узбекистан и установить халифат в Ферганской долине. После обретения независимости оппозиционные силы Узбекистана выдвинули исламские лозунги в качестве средства политической борьбы, но, встретив жесткое давление со стороны официальной власти, были вынуждены уйти в подполье. Не имея никаких шансов участвовать в открытой политической борьбе за власть, исламское движение Туркестана выбрало крайнюю меру политической борьбы - террор <13>. -------------------------------- <12> См. подробнее: Адылова А. Исламское возрождение в Узбекистане в постсоветский период // Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. URL: http://www. islam. ru/press-club/histori/isvouzper. <13> См. подробнее: Маткаримов Н., Эргешов З. Специфика экстремистских организаций в Центральной Азии // Защита и безопасность. 2009. N 4 (51). С. 34 - 35.

Сценарий "внешнего вовлечения в конфликт" присущ Кыргызстану. После получения независимости в 1991 г. в Кыргызстане отсутствовали достаточно веские, как в "соседних" государствах, внутренние предпосылки для политизации ислама. Однако в силу непосредственной близости к той или иной "горячей точке" территория Кыргызстана была использована "закордонными" экстремистами для своих целей. Сценарий "вовлечения" фактически был осуществлен в Кыргызстане в 1999, 2000 гг. в Баткенской и Жалалабатской областях Кыргызстана во время вторжения в республику незаконных вооруженных формирований <14>. -------------------------------- <14> Омуралиев Н., Элебаева А. Баткенские события в Кыргызстане, хроника событий // Центральная Азия и Кавказ. URL: http:// www. cac. org/ journal/ cac-07-2000/ 04.omural. shtml.

В настоящее время вышеуказанные сценарии несколько видоизменились <15>, однако нынешние сценарии реализуются в определенной стране в большей мере не по критерию его насаждаемости, а по принципу его приспособляемости к конкретным общественно-политическим, социально-экономическим, духовно-идеологическим условиям. -------------------------------- <15> Таджикистану угрожает раскол правящей элиты. URL: http:// www. rosbalt. ru/ 2010/ 09/ 22/ 774145.php.

Непрофессиональный подход в ранжировании описанных выше причин и условий по принципу приоритетности, а также инертность государственной власти в определении комплекса мер по противодействию данной угрозе, непоследовательность и бессистемность в осуществлении и реализации данных мер в условиях мусульманского большинства чреваты для Кыргызстана большими и серьезными проблемами.

Название документа