Основы международно-правовой защиты подводного культурного наследия

(Бабекин Д. В.) ("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 1) Текст документа

ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Д. В. БАБЕКИН

Бабекин Д. В., научный сотрудник РНИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Многие следы человеческой жизнедеятельности, будучи порой единственным источником знания о некоторых исторических событиях, процессах, эпохах, ввиду отсутствия воздействия кислорода и света, а также благодаря их трудной досягаемости сохраняются намного лучше под водой, чем на суше. Так, поднятие у кенийского побережья затонувших в XV в. китайских кораблей обеспечило доказательство торговых связей между Китаем и Африкой, существовавших в то время <1>. Происходит целенаправленное разграбление подводного культурного наследия, свидетельством которого, например, является особый интерес "черных археологов" к драгоценному содержимому затонувших каравелл и других судов, гордости португальского флота, бороздивших в XVII в. морские пути к Индии. Свободная продажа культурных ценностей с затонувших у берегов Мозамбика кораблей грозит утратой последних исторических свидетельств об их постройке, поскольку большинство документов, относящихся к тому периоду, было уничтожено во время землетрясения в Лиссабоне в 1755 г. <2>. Кроме того, беспечные туристы в поисках сувениров, развитие портов и нефтепроводов, промышленная разработка полезных ископаемых и ловля рыбы с помощью тралов, природное воздействие (эрозия, приливы, цунами и т. п.) - все это угрожает подводному культурному наследию, имеющему столь важное научное, историческое, культурное значение и все больше нуждающемуся в международно-правовой защите. -------------------------------- <1> Guerin U., Koller K. Of shipwrecks, lost worlds and grave robbers // A world of science. Vol. 7. N 2. April - June 2009. <2> Коштял У. Подводное наследие нуждается в защите международного законодательства // Курьер ЮНЕСКО. 2009. N 1.

Интерес, проявляемый международным сообществом к подводному культурному наследию, стремительно возрастает и имеет "в эпоху глобализации особую актуальность в доктринальном и практическом плане" <3>, а его защита и сохранение для будущих поколений становятся одной из важнейших целей современного международного права. -------------------------------- <3> Павлова Л. В. Статус всемирного культурного наследия в международном праве // Журнал международного права и международных отношений. 2007. N 4.

Среди ученых и юристов, занимавшихся проблемами защиты подводного культурного наследия, следует отметить труды Г. Брайса, Э. Брауна, П. О'Кифа, К. Мартина, Дж. Нафцигера, Л. Протта, А. Страти, Дж. Чабе, а также М. М. Богуславского, А. И. Вилкова, И. Э. Мартыненко и К. Е. Рыбака. Понятийный аппарат исследуемого института международного права составляет целый комплекс понятий, закрепленный в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г. Под внутренними водами понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходной линии (линии наибольшего отлива), проводимой прибрежным государством, а также воды исторических заливов и морей (например, залив Петра Великого на Дальнем Востоке и Белое море). Под территориальным морем (территориальными водами) понимается полоса морского пространства, предельная ширина которого согласно ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. <4> 12 морских миль. -------------------------------- <4> Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. URL: www. un. org/ Depts/ los/ convention_agreements/ texts/ unclos/ closindx. htm.

Под архипелажными водами понимаются пространства, заключенные между исходными линиями, проведенными между крайними точками крайних островов, составляющих всю территорию государства (например, таких как Индонезия, где в районе о. Суматра была найдена джонка "Тек Синг") <5>. -------------------------------- <5> Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте. Правовые аспекты. М.: Юрист, 2005. С. 46 - 47.

Под прилегающей зоной понимается морской район, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях (контроль за соблюдением собственного таможенного, налогового, санитарного и т. д. законодательств), прилегающая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий. Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией 1982 г. Прежде всего это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Континентальный шельф прибрежного государства - это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории. В соответствии с Конвенцией 1982 г. континентальный шельф прибрежного государства простирается за пределы его территориального моря до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря <6>. -------------------------------- <6> Вылегжанин А. Н. Международное право: Учебник. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 814 - 817.

Район представляет собой дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы являются общим достоянием всего человечества. В соответствии со ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г. <7>: -------------------------------- <7> Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г. URL: http:// www. unesco. org/ en/ underwater - cultural - heritage/.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет, такие как: (i) объекты, сооружения, здания, артефакты и человеческие останки вместе с их археологическим и природным окружением; (ii) суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением; (iii) предметы доисторического характера. Трубопроводы и кабели, проложенные по дну моря, не считаются подводным культурным наследием. Иные установки, не являющиеся трубопроводами или кабелями, которые размещены на дне моря и продолжают использоваться, не считаются подводным культурным наследием. "Деятельность, направленная на подводное культурное наследие" означает деятельность, основным объектом которой является подводное культурное наследие и которая прямо или косвенно может нарушить физическое состояние подводного культурного наследия или может иным образом причинить ему ущерб. "Деятельность, которая может случайно воздействовать на подводное культурное наследие" означает деятельность, основным объектом или одним из объектов которой не является подводное культурное наследие, но которая тем не менее может нарушить физическое состояние подводного культурного наследия или иным образом причинить ему ущерб. "Государственные суда и летательные аппараты" - военные корабли и другие суда или летательные аппараты, которые принадлежали государству или эксплуатировались им и использовались в то время, когда они затонули, только в правительственных некоммерческих целях и которые идентифицированы в качестве таковых и отвечают определению подводного культурного наследия. Важным представляется рассмотреть основные источники международного права по защите подводного культурного наследия и проследить те изменения и дополнения, которые претерпевали международно-правовые нормы по защите подводного культурного наследия до принятия Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. Первым международным документом, в котором упоминалась (но ни в коей мере не была сформулирована) концепция подводного культурного наследия, были Рекомендации, определяющие принципы международной регламентации археологических раскопок, принятые ЮНЕСКО в 1956 г. Эти Рекомендации распространялась на "любые исследования, направленные на обнаружение предметов археологического характера, вне зависимости от того, связаны ли эти исследования с раскопками земли или систематическим изучением ее поверхности, либо они осуществляются на дне или в недрах дна внутренних или территориальных вод государства-члена". Рекомендации ЮНЕСКО никогда и ни для кого не были обязательными, однако игнорировать их нельзя. Они являются существенной составной частью общепринятых международно-правовых принципов, и государства - члены ЮНЕСКО обязаны относиться к ним со всей ответственностью; по возможности выполнять их и сообщать в Секретариат Организации о мерах, принятых во исполнение этих Рекомендаций <8>. -------------------------------- <8> Горбенко И. Международно-правовое регулирование охраны подводного культурного наследия // DiveTek. 2004. N 1.

В соответствии с Рекомендацией об охране движимых культурных ценностей, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 28 ноября 1978 г., под движимыми культурными ценностями понимаются все движимые ценности, которые являются выражением или свидетельством творчества или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной или технической точек зрения, в частности находки в результате наземных и подводных археологических исследований и раскопок. К середине 70-х годов XX в. очевидной стала проблема принятия международного правового акта по вопросам подводного культурного наследия. Работы в данном направлении стали проводиться под эгидой ЮНЕСКО и Международного совета по памятникам и достопримечательным местам, других партнерских неправительственных организаций. В частности, в 1976 г. Комиссия Совета Европы по культуре и образованию приступила к изучению данной проблемы. Однако после нескольких лет работы текст международного акта одобрен не был. И только на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета по памятникам и достопримечательным местам, проходившей в Софии 5 - 9 октября 1996 г., был одобрен Международный устав об охране и управлении подводным культурным наследием (International Charter on the Protection and Management of the Underwater Cultural Heritage) <9>. -------------------------------- <9> Мартыненко И. Э. Охрана подводного археологического наследия: международно-правовой и национальный аспекты // Журнал международного права и международных отношений. 2009. N 1.

Непосредственно о подводном культурном наследии, хотя и самым общим образом, говорится в ст. ст. 149 и 303 Конвенции 1982 г. Наиболее широкое по содержанию правило включено в п. 1 ст. 303 Конвенции 1982 г. Там записано следующее: "Государства обязаны охранять археологические и исторические объекты, найденные в море, а также сотрудничать для этой цели". Попытка более конкретно определить, какому государству могут принадлежать найденные на морском дне культурные ценности, была сделана в ст. 149 Конвенции 1982 г. В этой статье установлено следующее правило: "Все археологические и исторические объекты, найденные в районе, сохраняются или используются на благо всего человечества, причем особое внимание уделяется преференциальным правам государства или страны происхождения, или государства культурного происхождения, или государства исторического и археологического происхождения". В этой статье наряду с общим положением о необходимости бережного отношения к культурным ценностям хотя и в мягкой форме, но все же закрепляется преимущественное право на находки за государством или страной происхождения, под которой понимается страна, не обладавшая правами государства на момент происхождения предмета. Под государством происхождения, очевидно, следует понимать государство, из которого была вывезена морским путем культурная ценность. Под государством культурного происхождения или государством исторического и археологического происхождения можно понимать государство, где была создана эта ценность или где она была найдена в результате археологических раскопок <10>. -------------------------------- <10> Богуславский М. М. Указ. соч. С. 47 - 48.

В п. 2 ст. 303 Конвенции 1982 г. определено, что в целях борьбы с торговлей археологическими и историческими объектами, найденными в море, прибрежное государство может при применении статьи Конвенции о прилежащей зоне предположить, что их извлечение со дна моря в этой зоне без его одобрения приведет к нарушению в пределах его территории или его территориального моря законов и правил, упомянутых в указанной статье. Иными словами, извлечение археологического наследия в пределах 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, может осуществляться только с разрешения прибрежного государства <11>. -------------------------------- <11> Рыбак К. Е. Международно-правовые вопросы охраны подводного культурного наследия и защиты культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. 2006. N 1.

Среди не столь уж многочисленных международных правовых актов, действующих в области охраны подводного наследия, особое место, как видится, занимает Европейская конвенция об ущербе, наносимом культурной собственности, принятая Советом Европы в 1985 г. В отличие от большинства документов такого рода, принимаемых во всемирных организациях (ООН и ее спецучреждения), решения Совета Европы носят практически обязательный характер для государств-членов. В данной Конвенции государства-члены признают свою обязательную общую ответственность и солидарность в деле охраны и защиты европейского культурного наследия и принимают обязательства по введению всех необходимых мер уголовного и административного характера по предупреждению ущерба, наносимого культурной собственности, и наказанию за его нанесение. Приводимый в Добавлении 11 весьма подробный список подлежащей охране культурной собственности включает и подводную культурную собственность. Конвенция применима ко всем видам культурной собственности, обнаруженным на дне внутренних вод и территориальных морей государств - членов СЕ, а также на дне районов открытого моря <12>. -------------------------------- <12> Горбенко И. Международно-правовое регулирование охраны подводного культурного наследия // DiveTek. 2004. N 1.

Согласно ст. 1 Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной) от 16 января 1992 г. <13> "археологическое наследие включает строения, сооружения, ансамбли зданий, освоенные места, движимые объекты, памятники другого рода, а также окружающее их пространство, находящиеся на суше или под водой", следовательно, все ее нормы распространяются и на подводное культурное наследие. Говоря о Конвенции 1992 г., нельзя не упомянуть Рекомендацию Парламентской ассамблеи Европы N 848 (1978) о подводном культурном наследии, некоторые элементы которой были включены в Конвенцию 1992 г. -------------------------------- <13> Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная) от 16 января 1992 г. // КонсультантПлюс.

Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия была принята Генеральной конференцией на 31-й сессии 2 ноября 2001 г. и вступила в силу 2 января 2009 г. Основными причинами возникновения необходимости в ее принятии являются следующие: 1. Добиться всеобъемлющей охраны подводного культурного наследия независимо от того, где оно расположено. Правовая охрана подводных археологических объектов в настоящее время регулируется недостаточным образом, в частности когда они находятся в международных водах. В соответствии с международным правом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) и другими договорами, лишь небольшая часть Мирового океана, прилежащая к национальным территориям, - так называемое территориальное море - подпадает под действие исключительно национальной юрисдикции. В большинстве морских зон власть того или иного государства является очень ограниченной. В открытом море лишь государство флага обладает юрисдикцией над судами и гражданами. Государства не могут, таким образом, запрещать судам других государств заниматься деятельностью на объектах, расположенных в международных водах, так как такого рода объекты не подпадают под их юрисдикцию. Лишь государство, гражданином которого является тот или иной "охотник за сокровищами", может запретить ему спускаться под воду к остаткам кораблекрушения, расположенным в международных водах, независимо от того, насколько ценным в культурном отношении является данный объект. Такое отсутствие правовой охраны подводного культурного наследия заставило государства призвать к заключению международно-правового акта с целью регулирования вопросов сотрудничества между государствами и координации охраны подводных археологических объектов во всех морских зонах. 2. Обеспечить гармонизацию охраны подводного культурного наследия с охраной такого наследия, расположенного на суше. Находящееся под водой культурное наследие охранялось в меньшей степени, чем культурное наследие на суше, в результате воздействия того факта, что последний был объектом археологических исследований в течение более длительного периода. В связи с тем что подводное культурное наследие стало доступным лишь относительно недавно, фактически с 1940-х годов, а также учитывая, что подводная археология является все еще зарождающейся научной дисциплиной, нормы охраны такого наследия пока еще не разработаны до конца и требуют совершенствования. 3. Снабдить археологов руководящими указаниями в отношении методов обращения с подводным культурным наследием. В соответствии с широко применяемым и признаваемым приложением к Конвенции 2001 г. устанавливаются очень необходимые в современной обстановке этические нормы и правила, предназначенные для специалистов по подводной археологии <14>. -------------------------------- <14> Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия (2001 г.). Часто задаваемые вопросы. URL: http:// www. unesco. org/ en/ underwater - cultural - heritage/. С. 6 - 7.

Так, на сегодняшний день основным и, пожалуй, единственным полноценным источником международного права по защите подводного культурного наследия является Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г. Итак, рассмотрим основные положения Конвенции 2001 г. Согласно ст. 2 цель Конвенции 2001 г. - это обеспечение и укрепление охраны подводного культурного наследия в соответствии с общими принципами: - государства-участники сотрудничают в деле охраны подводного культурного наследия; - государства-участники сохраняют подводное культурное наследие на благо человечества в соответствии с положениями настоящей Конвенции; - государства-участники, в зависимости от обстоятельств по отдельности или совместно, принимают в соответствии с настоящей Конвенцией и международным правом все надлежащие меры, необходимые для охраны подводного культурного наследия, используя для этого наилучшие имеющиеся в их распоряжении практически применимые средства в зависимости от своих возможностей; - до разрешения любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, или до начала осуществления такой деятельности в качестве приоритетного варианта рассматривается возможность сохранения подводного культурного наследия in situ; - извлеченное подводное культурное наследие помещается на хранение, консервируется, и управление им осуществляется таким образом, который обеспечивает его долговременное сохранение; - подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях; - в соответствии с практикой государств и международным правом, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву, ничто в настоящей Конвенции не должно толковаться как изменяющее нормы международного права и практику государств, относящиеся к суверенному иммунитету, а также права любого государства в отношении его государственных судов и летательных аппаратов; - государства-участники обеспечивают должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах; - поощряется ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования in situ подводного культурного наследия в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ несовместим с его охраной и управлением; - никакой акт или действие, осуществляемые на основе настоящей Конвенции, не создают оснований правопритязания, оспаривания, отстаивания каких-либо претензий в отношении национального суверенитета или юрисдикции. Статья 3 устанавливает следующее: "Ничто в настоящей Конвенции не наносит ущерба правам, юрисдикции и обязанностям государств по международному праву, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву. Толкование и применение настоящей Конвенции осуществляются в контексте и в соответствии с международным правом, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву". Необходимо отметить, что каждое государство-участник использует наилучшие имеющиеся в его распоряжении практически применимые средства для предотвращения или смягчения любых возможных неблагоприятных последствий подпадающей под его юрисдикцию деятельности, которая может случайно воздействовать на подводное культурное наследие (ст. 5 Конвенции 2001 г.), что прямо указывает на универсальность подхода Конвенции к значению подводного культурного наследия. Статья 6 Конвенции 2001 г. поощряет заключение государствами-участниками двусторонних, региональных или других многосторонних соглашений в целях сохранения подводного культурного наследия. Ранее подобного рода соглашения также имели место. Например, между США и Канадой было достигнуто соглашение о неприменении к подводному наследию Договора от 18 мая 1908 г. о взаимных правах Соединенных Штатов и Канады в передаче пленных, лиц, находящихся под стражей, и потерпевших крушение и затонувших судов и их останков, а также в проведении спасательных и судоподъемных работ <15>. -------------------------------- <15> Рыбак К. Е. Указ. соч.

Статьи 14, 15 и 16 Конвенции 2001 г. предусматривают профилактику ее нарушений. Так, соответственно, государства-участники принимают меры: - по предотвращению ввоза на их территорию подводного культурного наследия, которое было незаконным образом экспортировано и/или извлечено в нарушение настоящей Конвенции, торговых операций с ним или владения таким наследием; - для запрета использования своей территории, включая морские порты, а также искусственных островов, установок и сооружений, находящихся под их исключительной юрисдикцией или контролем, для целей содействия любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, осуществляемой в нарушение настоящей Конвенции; - по недопущению любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, осуществляемой в нарушение настоящей Конвенции, со стороны своих граждан и судов под своим флагом. Каждое государство-участник устанавливает адекватные по строгости наказания санкции за нарушение мер, принятых им во исполнение Конвенции 2001 г. (ст. 17). В связи с установлением титульного права на подводное культурное наследие особенно ярко проявляется принцип международного права о мирном решении споров, вследствие чего в п. 1 ст. 25 Конвенции 2001 г. отражено, что любой спор между двумя или более государствами-участниками относительно толкования или применения Конвенции подлежит урегулированию путем переговоров в духе доброй воли или иными мирными средствами по собственному выбору государств-участников <16>. -------------------------------- <16> Там же.

Для обеспечения должного выполнения Конвенции 2001 г. государства-участники учреждают компетентные ведомства либо в соответствующих случаях укрепляют существующие ведомства в целях создания, поддержания и обновления реестра подводного культурного наследия, его эффективной охраны, консервации, показа публике и управления им, а также в исследовательских и образовательных целях (ст. 22). Если подводное культурное наследие обнаружено во внутренних территориальных или архипелажных водах, находящихся под юрисдикцией прибрежного государства, то данное государство, реализуя свой суверенитет, имеет "исключительное право регулировать и разрешать деятельность, направленную на подводное культурное наследие" (ст. 7 Конвенции 2001 г.). Если же подводное культурное наследие находится в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, где юрисдикция прибрежного государства распространяется только на природные ресурсы, то все государства-участники несут ответственность за его охрану (п. 1 ст. 9 Конвенции 2001 г.). Поэтому при обнаружении в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе какого-либо государства подводного культурного наследия или деятельности в отношении его такое государство ставит в известность Генерального директора ЮНЕСКО, который информирует об этом другие государства - участники Конвенции (пп. 3 - 4 ст. 9 Конвенции 2001 г.). Однако приоритетную роль в охране подводного культурного наследия играет государство нахождения такого наследия, которое согласно Конвенции получает статус координирующего государства. Последнее имеет право путем консультации с другими государствами принимать все необходимые меры в соответствии с международным правом в целях предотвращения любой непосредственной опасности, угрожающей подводному культурному наследию, включая мародерство, выдает все необходимые разрешения в отношении таких согласованных мер (п. 5 ст. 10 Конвенции 2001 г.). Кроме того, это государство имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на подводное культурное наследие для предотвращения нарушения его суверенных прав и юрисдикции, установленных международным правом, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Если подводное культурное наследие находится в районе дна мировых океанов и морей за пределами национальной юрисдикции провозглашенного Конвенцией 1982 г. общим наследием человечества, приоритет принадлежит международным органам - Генеральному директору ЮНЕСКО и Международному органу по морскому дну. Государство, обнаружившее подводное культурное наследие, информирует об этом Генерального директора ЮНЕСКО, который приглашает все государства - участники Конвенции, заявившие о своей заинтересованности, а также Международный орган по морскому дну для проведения консультации относительно наиболее эффективных способов охраны подводного культурного наследия и назначения государства-координатора, которое имеет аналогичные вышеизложенные функции относительно согласованных мер охраны и выдачи необходимых разрешений (ст. 12 Конвенции 2001 г.) <17>. -------------------------------- <17> Павлова Л. В. Указ. соч.

Наиболее известной и широко применяемой частью Конвенции 2001 г., без сомнения, является приложение к ней. Оно на сегодняшний день представляет собой один из важнейших сводов правил, имеющихся в распоряжении подводных археологов. В приложении к Конвенции 2001 г. содержатся подробные, имеющие практический характер Правила, касающиеся деятельности, направленной на подводное культурное наследие. Они включают: - общие принципы охраны подводного культурного наследия и деятельности, направленной на него (1 - 8); - положения, регламентирующие перечень и процедуру использования проектной документации (9 - 13); - описание предварительной работы, цели, методологии и технических средств осуществления проекта (14 - 15, 16); - процедуру финансирования (17 - 19); - сроки и график осуществления проекта (20 - 21); - руководящие указания, касающиеся компетенции и квалификации, необходимые для тех, кто занимается соответствующей деятельностью (22 - 23); - программу консервации и управления объектом (24 - 25); - программу и состав документального обеспечения проекта (26 - 27); - разработку техники безопасности и мер по охране окружающей среды (28, 29); - порядок сдачи отчетности (30 - 31); - правила хранения проектных архивов (32 - 34); - распространение информации о результатах проекта (35 - 36). С годами эти правила стали отправным документом для проведения подводных раскопок и археологии, в котором содержатся положения ответственного управления культурным наследием. Любой специалист, работающий в области подводного культурного наследия, должен самым строгим образом соблюдать нормы указанных Правил <18>. -------------------------------- <18> Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия (2001 г.). Часто задаваемые вопросы. С. 9.

Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г. представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на все большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия <19>. -------------------------------- <19> Там же. С. 5.

В общем, международно-правовой механизм Конвенции 2001 г. предусматривает защиту подводного культурного наследия от большинства угроз, но он очень "молод" (Конвенция 2001 г. вступила в силу 2 января 2009 г.) и на данный момент в большей степени ориентирован на будущее. К тому же количество государств - участников Конвенции 2001 г. видится сравнительно небольшим. Но нельзя забывать об осознании мировым сообществом важности подводного культурного наследия и озабоченности его сохранением для последующих поколений, о чем, например, свидетельствуют "совместные исследования ЮНЕСКО и Европейского союза, посвященные изучению последствий климатических изменений для объектов культурного наследия" <20> (в том числе и подводного), а также стремительный рост числа государств - участников Конвенции 2001 г. (с момента вступления Конвенции в силу 02.01.2009 по 28.09.2010 количество государств-участников выросло с 20 до 35). -------------------------------- <20> Коштял У. Указ. соч.

Что касается России, то, имея множество объектов подводного культурного наследия, участницей Конвенции 2001 г. она не является, а внутреннее законодательство в части, касающейся охраны подводного культурного наследия, слабо применимо на практике. Процесс ратификации Конвенции 2001 г., как утверждают многие теоретики и практики права, представляется либо очень затруднительным, либо вообще невозможным. В связи с чем первым этапом в довольно длительном процессе формирования комплекса правовых норм по защите подводного культурного наследия в России видится законодательное закрепление понятия "подводное культурное наследие", предусмотренного Конвенцией 2001 г., в новом Федеральном законе "О культуре в Российской Федерации", в проекте которого понятие "нематериальное культурное наследие", предусмотренное Конвенцией о нематериальном культурном наследии 2003 г., закреплено, хотя Россия участницей Конвенции 2003 г. также не является. Использование общепризнанных, закрепленных в международных соглашениях понятий позволит избежать возможных правовых противоречий в будущем.

Название документа