Судебный механизм защиты конституционных прав граждан, страдающих психическими расстройствами

(Абрамян С. К.)

("Общество и право", 2011, N 1)

Текст документа

СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН,

СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

С. К. АБРАМЯН

Абрамян Сюзанна Кароевна, преподаватель кафедры основ права и социально-гуманитарных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России.

Работа посвящена рассмотрению правового положения граждан с психическими расстройствами, судебной защите прав и законных интересов указанной категории лиц.

Ключевые слова: психические расстройства, психически больные, защита и принципы защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами.

The article is devoted consideration of legal position of citizens with psychical disorders, relief of rights and legal interests of the indicated category of persons.

Key words: mental insanities, mentally ill patients, protection of Persons with Mental illness, principles for the Protection of Persons with mental illness.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его государственные органы и должностные лица):

- признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;

- соблюдает эти права и свободы, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не осуществляет контроль за волеизъявлением избирателя, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);

- защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Россия как правовое государство берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах. Для выполнения этой публично-правовой обязанности Российская Федерация располагает законодательной базой и системой органов правоохраны, к которым относятся также и суды.

Право на судебную защиту является единым понятием, имеющим два аспекта:

право на восстановление нарушенных прав, право на возмещение ущерба, то есть право на удовлетворение материального требования (материальный аспект права на судебную защиту);

право на обращение в судебные органы, то есть право на судебное разбирательство заявленного требования (процессуальный аспект права на судебную защиту).

Право на судебную защиту - это субъективное право лица, реализация которого целиком зависит от его личного усмотрения. Субъективное конституционное и процессуальное право создает условия для свободы действий со знанием дела, учетом личного и публичного интересов.

В качестве основных элементов принципа доступности судебной защиты рассматриваются:

право на обращение в суд за судебной защитой, которое включает в себя право на иск; право на обращение с жалобой или заявлением по делам неисковых производств;

основания процессуального интереса к делу, которые могут быть в виде как материально-правовой заинтересованности участников спорного правоотношения, так и должностных обязанностей прокурора по защите прав граждан, а равно служебных обязанностей должностных лиц органов государственных власти;

обращение в суд заинтересованных лиц происходит по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Судебная защита - это важнейший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она представляет собой самостоятельное направление государственно-властной деятельности, осуществляемое специально созданными для этой цели органами - судами.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита в настоящее время занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным, ведущим способом восстановления нарушенных прав. В рамках данного параграфа рассмотрим весь конституционно-судебный механизм судебной защиты прав граждан при оказании психиатрической помощи, включая решения Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда России, Верховного Суда России и иных судов. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека особую роль играет Европейский суд по правам человека при Совете Европы (Страсбург). Этот суд, при котором Россия имеет своего уполномоченного, основывает свою деятельность на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [1]. Он рассматривает индивидуальные жалобы граждан государств-участников на нарушения их прав, закрепленных в Конвенции и дополняющих ее Протоколах, которые ратифицированы Россией 30 марта 1998 г. [2].

Европейский суд по правам человека является международным европейским судебным органом, созданным с целью реализации дополнительной возможности защитить свои права любым физическим и юридическим лицам из европейского государства, присоединившегося к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), а также Протоколам к этой Конвенции. Практически любой человек может искать защиту своих прав не только в национальном, но и в международном суде. Защита прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами, осуществляется различными правовыми средствами, включающими право обращаться за защитой своих прав в российские суды. Кроме того, на основании ч. 3 ст. 46 Конституции России существует возможность в случае ненахождения, по мнению заявителя, справедливого решения в национальном суде обратится в международные судебные органы. Таким образом, установлены два условия обращения гражданина в эти органы: во-первых, это должно быть предусмотрено международными договорами РФ, и, во-вторых, должны быть исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты нарушенного права.

В период с 1959 по 1998 г. Европейский суд рассмотрел свыше 1000 дел. Принятые судом за 50 лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.

С 5 мая 1998 г., с даты вступления в силу для Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейский суд по правам человека поступило свыше 30 тыс. жалоб от граждан России (95%) и иных лиц, проживающих в Российской Федерации (5%), в которых государством-ответчиком выступает Российская Федерация [3].

Практика показывает, что каждый четвертый рассматриваемый Европейским судом по правам человека иск - российский. Как заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдхабер, по данным на сентябрь 2006 г., в суд поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков [4]. В то же время нельзя говорить о том, что Европейский суд рассматривает больше дел в отношении России, чем в отношении других стран, входящих в Совет Европы. С 1999 по 2006 г. Европейский суд рассмотрел 207 дел в отношении России. Для сравнения: за тот же период по Турции было рассмотрено 1310 дел, по Великобритании - 206 дел. В 2008 году Европейский суд вынес 1543 постановления по существу (для сравнения: в 2007 году - 1503, в 2005 году - 1105, в 2004 году - 718, в 2003 году - 703 постановления). Наибольшее число постановлений в 2008 году (62% от общего количества) вынесено по жалобам против Турции (264), России (244), Румынии (199), Польши (141) и Украины (110).

Жалоба о нарушении прав человека Европейским судом рассматривается в случае соблюдения условий приемлемости жалобы, к которым относятся:

а) юридический факт имел место после вступления в силу для Российской Федерации Европейской конвенции по правам человека, т. е. после 5 мая 1998 г.;

б) обратившееся в Европейский суд по правам человека лицо исчерпало все средства судебной защиты в Российской Федерации, т. е. судебное дело прошло все необходимые стадии обжалования в российских судах;

в) после вступления в силу российского судебного решения прошло не более шести месяцев.

Большинство обращений отклоняются по причине несоответствия условиям приемлемости жалоб, нарушения правил их оформления и направления.

Следует отметить, что систематические нарушения Конвенции и невыполнение решений Европейского суда могут привести к применению к государству - участнику Конвенции самых серьезных санкций вплоть до исключения из Совета Европы. Конституционный Суд России в своих решениях регулярно ссылается на различные решения Европейского суда по правам человека, тем самым признавая прецедентный характер выносимых решений [5]. В настоящее время Европейским судом по правам человека вынесено несколько решений в отношении российских властей, которые нарушили права лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Достаточно было Европейскому суду продемонстрировать образец судебного разбирательства случаев недобровольной госпитализации и указать российским судам на несовершенство их работы, как сразу выяснилось, что российские суды тоже могут быть объективными и беспристрастными и выносить справедливые решения в пользу пациентов. А вскоре Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2003 г. разъяснил судам, что при принятии решения следует учитывать "постановления Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле".

Практика рассмотрения в судах дел о защите нарушенных прав граждан при оказании психиатрической помощи подтверждает, что европейские стандарты требуют жесткого судебного контроля за применением недобровольных мер в психиатрии. В России такой контроль пока недостаточно эффективен. Обращение в Европейский суд - это не самый быстрый, но действенный механизм защиты нарушенных прав, и российские правозащитники научились им пользоваться. В стране созданы десятки правозащитных организаций, специализирующихся на международной защите прав граждан. В них работают грамотные юристы, многие из которых прошли стажировку на Западе и хорошо разбираются в европейском законодательстве.

Литература

1. См.: Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. "Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека" // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1540.

2. См.: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 4.

3. Нешатаева Т. Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М.: Городец, 2007. С. 12.

4. http://www. espch. ru.

5. Российская газета. 2007. 28 апр.

6. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 12 марта; Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2009 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В. Ф. Алдошиной и Т. С.-М. Идалова" // Российская газета. 2009. 16 декабря.

Название документа