Международно-правовое регулирование деятельности, связанной с оказанием помощи в социальной адаптации лицам, отбывшим уголовное наказание

(Трубецкой В. Ф., Юсуфов Р. Ш.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2011, N 1) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОКАЗАНИЕМ ПОМОЩИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ <1>

В. Ф. ТРУБЕЦКОЙ, Р. Ш. ЮСУФОВ

Трубецкой В. Ф., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат медицинских наук, доцент, член Ассоциации юристов России.

Юсуфов Р. Ш., начальник отдела Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат медицинских наук.

На протяжении всего периода серьезного пересмотра отечественного уголовно-исполнительного законодательства, появления новых международных пенитенциарных стандартов и правил в литературе всестороннего обсуждения определения понятий "подготовка осужденного к освобождению" и "содействие в социальной адаптации после освобождения" не было. Соответственно, не рассматривался теоретический аспект подготовки к освобождению и содействия в социальной адаптации после освобождения применительно к осужденным, страдающим социально значимыми заболеваниями. Вместе с тем на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы возникли и продолжают развиваться разнообразные формы помощи в социальной адаптации лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы. Складывающиеся при этом общественные отношения не всегда в необходимой степени урегулированы правовыми средствами. Исследуя обсуждаемую проблему по существу, большинство авторов сосредоточивают свои усилия на рассмотрении различных аспектов подготовки осужденных к освобождению или оказания им социальной помощи после освобождения (применительно к разным категориям осужденных, с использованием различных методов, организационно-правовых форм и т. п.), не подвергая детальному анализу сами понятия "подготовка к освобождению" и "содействие в социальной адаптации после освобождения". Таким образом, в настоящее время сложилась объективная необходимость достижения на доктринальном уровне определенного консенсуса относительно содержания понятий "подготовка осужденного к освобождению" и "содействие в социальной адаптации после освобождения", а также их соотношения. В УИК РФ вопросы подготовки осужденного к освобождению регламентируются главным образом статьями, составляющими главу 22. Так, ст. 180 содержит сразу целый комплекс ключевых для рассматриваемой проблемы положений. Часть 1 ст. 180 УИК РФ предписывает администрации исправительного учреждения в установленные сроки уведомить органы местного самоуправления и территориальный орган федеральной службы занятости о предстоящем освобождении осужденного, с указанием сведений о наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях. Важно, что согласно приведенной норме закона такое уведомление направляется вне зависимости от желания осужденного и без его просьбы. В ч. 2 ст. 180 УИК РФ устанавливается, что "с осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности". При этом законодатель не раскрывает содержание воспитательной работы. Согласно ч. 3 ст. 180 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой либо второй группы либо достигшие возраста 60 (для мужчин) и 55 (для женщин) лет, по их просьбе и по представлению администрации исправительного учреждения могут быть направлены в подведомственные органам социальной защиты учреждения, предназначенные для постоянного пребывания инвалидов и престарелых. Статья 181 УИК РФ посвящена оказанию помощи освобождаемым от отбывания наказания. Содержащиеся в этой статье нормы регламентируют порядок предоставления освобождаемым осужденным бесплатного проезда к избранному месту жительства, а также одежды по сезону, питания, денежных пособий. Кроме того, в ряде случаев предусматривается обязанность администрации исправительного учреждения известить родственников осужденного о предстоящем освобождении с целью обеспечить его сопровождение в пути следования либо организовать такое сопровождение силами учреждения. Статьи 182 и 183 УИК РФ содержат бланкетные нормы, предусматривающие, что права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство, другие виды социальной помощи, а также контроль за ними должны быть урегулированы законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Отдельные вопросы, которые можно отнести к подготовке к освобождению осужденных к лишению свободы, регламентированы ст. 173 УИК РФ (входит в главу 21); это обязанность администрации исправительного учреждения заблаговременно принять меры по получению паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения (при их отсутствии или истечении срока действия паспорта); в ч. 7 ст. 173 УИК РФ содержатся также особые указания относительно обязанности начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, разъяснить осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав. Таким образом, деятельность по подготовке к освобождению осужденных регламентирована Уголовно-исполнительным кодексом недостаточно, а вопросы содействия в социальной адаптации осужденных после освобождения вообще не затрагиваются данным законом. Нормы, на которые ссылается УИК РФ в части предоставления социальной помощи и содействия в трудовом и бытовом устройстве, рассредоточены по различным нормативным правовым актам и не образуют системы. Подготовка к освобождению и постпенитенциарная реабилитация предусматриваются рядом ключевых международных актов в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. В Минимальных стандартных правилах по обращению с заключенными (ООН, 1955 г.) отношениям осужденных с внешним миром и опеке после освобождения посвящен соответствующий раздел. Положения этого раздела регламентируют основные принципы деятельности исправительного учреждения, направленной на последующую реинтеграцию осужденного в общество. Так, предписывается уделять внимание "укреплению связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон" (п. 79). Кроме того, исправительное учреждение должно помогать осужденному взаимодействовать с находящимися вне этого учреждения организациями и лицами, которые смогли бы оказать ему содействие в социальной адаптации после освобождения (п. 80). Применительно к теме нашего исследования наибольший интерес представляет п. 81 Минимальных стандартных правил... Согласно этому пункту (ч. 1) на государственные и иные организации, участвующие в оказании помощи осужденным в социальной адаптации, возлагается обязанность обеспечивать (при наличии возможности) получение осужденным при освобождении необходимых документов, одежды, средств для проезда к месту жительства и существования сразу после освобождения. Часть 2 того же пункта гласит: "Аккредитованные представители таких учреждений должны иметь возможность посещать тюремные заведения и заключенных в них лиц. С ними следует консультироваться о перспективах дальнейшей жизни заключенных с самого начала срока их заключения". В ч. 3 того же пункта указывается на целесообразность обеспечения координации работы такого рода учреждений, что способствовало бы максимальному повышению эффективности их работы. Европейские пенитенциарные правила также содержат специальный раздел, посвященный подготовке к освобождению осужденных. В частности, предусматривается, что содействие осужденным, ожидающим освобождения, оказывается заблаговременно и в виде "процедур и специальных программ, обеспечивающих переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни в обществе". Причем для осужденных, отбывших значительный срок лишения свободы, рекомендуются особые процедуры, предусматривающие предоставление социальной поддержки наряду с мерами по контролю за их поведением. Специально оговаривается возможность доступа в исправительное учреждение представителей служб и организаций, обеспечивающих социальную помощь осужденным после освобождения. Как указывается в документе, это делается для того, чтобы "они могли оказывать заключенным содействие в подготовке к освобождению и планировать программы работы с освобожденными". Предусмотренные Правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишенных свободы <2>, мероприятия по оказанию несовершеннолетним осужденным помощи при возвращении в общество, к семейной жизни, по их обучению или трудоустройству после освобождения включают в себя "специально разработанные процедуры", в том числе специальные курсы (п. 79); несовершеннолетнему после освобождения должны быть обеспечены надлежащее жилье, работа, одежда и достаточные средства для проживания после освобождения, с тем чтобы содействовать успешной реинтеграции (п. 80); в случае необходимости, по согласованию "с соответствующими органами", принимаются меры для продолжения проводившегося во время лишения свободы психиатрического лечения и после освобождения (п. 53); одним из условий реализации предусмотренных названным документом мероприятий является деятельность специализированных служб (наделенных соответствующими полномочиями), оказывающих осужденным несовершеннолетним помощь в вопросах ресоциализации как на финальном этапе отбывания наказания, так и после освобождения (п. 80). -------------------------------- <2> Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (ООН, 14 декабря 1990 г.).

Очевидно, что, в отличие от национального уголовно-исполнительного законодательства России, рассмотренные выше международные документы предусматривают широкое участие в процессе реинтеграции в общество осужденных организаций, не принадлежащих к уголовно-исполнительной системе (включая негосударственные организации). Одновременно с этим приоритет отдается таким формам социальной помощи освобождающимся осужденным, которые охватывали бы финальный период отбывания наказания и ближайшее время после освобождения. Все это обеспечивает необходимый уровень преемственности и способствует эффективности деятельности по реинтеграции осужденных в общество в целом. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложить приведенные ниже рекомендации. Разработано операциональное определение: "Подготовка осужденного к освобождению - это инициируемый и осуществляемый администрацией исправительного учреждения с привлечением государственных и других организаций и лиц, на регулярной основе, в непосредственно предшествующий освобождению период отбывания лишения свободы специально организованный комплекс мероприятий организационного, воспитательного, социального характера, направленный на содействие в трудовом и бытовом устройстве осужденного в ближайший после освобождения период". Оказание содействия в социальной адаптации после освобождения можно определить как комплекс мероприятий по предоставлению лицу, отбывшему уголовное наказание в виде лишения свободы, различных форм социальной поддержки (предоставление временного жилья) одновременно с установлением контроля за его поведением со стороны уполномоченных государственных органов. Подготовка осужденного к освобождению и оказание ему содействия в социальной адаптации после освобождения должны рассматриваться как две последовательные фазы единого процесса. Обеспечение преемственности между двумя этими фазами возможно за счет развития взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с органами местного самоуправления и территориальными подразделениями государственных органов, обеспечивающих оказание осужденным содействия в социальной адаптации после освобождения. Интегрирующим звеном между указанными выше субъектами государственного и муниципального управления могли бы стать негосударственные организации, деятельность которых в рассматриваемой сфере необходимо урегулировать специальным законом. Обеспечение преемственности процессов подготовки осужденных к освобождению и оказание им содействия в социальной адаптации после освобождения диктуют необходимость создания условий, позволяющих обеспечивать исполнение правил выбора места отбывания лишения свободы, закрепленных в ч. 1 ст. 73 УИК РФ. Перспективным направлением развития законодательства, регламентирующего деятельность в сфере подготовки осужденных к освобождению и оказания им содействия в социальной адаптации после освобождения, можно считать создание соответствующего межотраслевого института, образованного за счет системной интеграции норм прежде всего уголовно-исполнительного права (в части детальной регламентации сроков и содержания подготовки осужденных к освобождению), права социального обеспечения (в части установления субъективных прав отбывших наказание граждан на социальное обеспечение), трудового права (в части установления дополнительных гарантий реализации права на труд для рассматриваемой категории граждан) административного права (в части установления компетенции органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления по реализации отдельных компонентов подготовки осужденных к освобождению и оказания им содействия в социальной адаптации, а также обеспечения контроля за их поведением), уголовного права (в части установления срока, в течение которого осужденный может обладать специальным правовым статусом (срок погашения или снятия судимости), а также других отраслей права. При разработке нормативного правового акта, посвященного регулированию деятельности в сфере подготовки осужденных к освобождению и оказания им содействия в социальной адаптации после освобождения, необходимо учитывать ключевые положения международных документов в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными: Европейских пенитенциарных правил, Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а также (в отношении несовершеннолетних) - Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. В частности, необходимо предусмотреть возможность создания специализированных организаций, осуществляющих деятельность по реинтеграции в общество граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Ключевая социальная функция таких организаций состоит в обеспечении преемственности между мероприятиями, проводимыми на финальном этапе отбывания наказания, с одной стороны, и в ближайший период после освобождения, с другой стороны. Подобные организации могли бы создаваться как государственными органами, так и органами местного самоуправления либо в форме негосударственных некоммерческих организаций. Их деятельность должна быть регламентирована федеральным законом. Координацию деятельности таких организаций целесообразно возложить на уполномоченный орган исполнительной власти.

Название документа