К вопросу о предмете и источниках международного валютного права

(Кучеров И. И.) ("Финансовое право", 2011, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И ИСТОЧНИКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ПРАВА <*>

И. И. КУЧЕРОВ

Кучеров Илья Ильич, заведующий кафедрой финансового и налогового права ВГНА Минфина России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Необходимость урегулирования на межгосударственном уровне проблем, связанных с обращением валют, предупреждением валютных кризисов и устранением их последствий, предполагает использование соответствующих международно-правовых средств, которые в своей совокупности и формируют международное валютное право. В статье анализируется место международного валютного права в системе международного права, его предмет и метод.

Ключевые слова: международное право, валюта, валютная конкуренция, международное валютное право, валютно-правовое регулирование, предмет, метод.

The necessity of regulation at the state level of problems related to turnover of currencies, prevention of currencies crises and elimination of consequences thereof presupposes the use of relevant international-law means which in aggregate form international currency law. The article analyses the place of international currency law in the system of international law, the subject and method thereof.

Key words: international law, currency, currency competition, international currency law, currency-law regulation, subject, method.

Известно, что порядок совершения валютных операций на территории того или иного государства определяется установленным в нем национальным валютно-правовым режимом. Однако ничем не ограниченное право государств по регулированию внутреннего валютного рынка, обусловленное наличием у них валютного суверенитета, в определенных случаях может породить ситуацию, которая может быть охарактеризована как недобросовестная валютная конкуренция. В мировой практике известны примеры, когда отдельные страны, стремясь обеспечить режим исключительного благоприятствования для национальной валюты, фактически прибегали к политике валютного протекционизма, заключающегося в дискриминации иностранных валют. В этих целях применяют самые различные средства, включая некорректные механизмы курсообразования, множественность валютных курсов, несправедливые условия обмена валют, блокирование валютных счетов и т. д. Противоположной направленностью характеризуется валютная политика, которая основывается на целенаправленной девальвации национальной валюты, - валютный демпинг. Такая политика позволяет снизить стоимость экспортируемых товаров и тем самым существенно повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. Следствием этого является удорожание импортных товаров, сочетающееся со снижением спроса на них, что идет вразрез с экономическими интересами тех государств, на территории которых они производятся. В свое время в этой связи А. А. Соколовым отмечалось, что "с точки зрения международного хозяйственного оборота и восстановления правильных международных торговых сношений никак нельзя признать желательным такое положение вещей, когда каждая страна будет вести свою валютную политику, идущую вразрез с политикой других стран, когда, например, одна страна будет стремиться к повышению покупательной силы денег, другая к понижению ее, третья к стабилизации ее на прежнем уровне" <1>. -------------------------------- <1> См.: Соколов А. А. Валютный вопрос как международная проблема и восстановление денежного обращения в России // Очередные вопросы финансовой политики: Сборник Института экономических исследований НКФ. Вып. I. М., 1922. С. 22.

Тем не менее сходные проблемы, являющиеся следствием полного игнорирования отдельными государствами интересов других стран при проведении своей валютной политики в угоду сугубо национальным интересам, имеют место и в современной действительности. Данные крайние проявления валютной конкуренции позиционируются как "валютные войны". Мировое сообщество порицает подобную практику, поскольку она не способствует установлению должного международного сотрудничества в области экономики и финансов. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) <2>, провозглашено, что государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях. -------------------------------- <2> Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65 - 73.

Очевидно, что наличие обширной сети мирохозяйственных связей требует универсального правового регулирования, поскольку в современном мире взаимодействие физических и юридических лиц, имеющих разные гражданство и национальную принадлежность, движение капиталов, товаров и услуг приобрело всеобщий характер. Экономические проблемы и кризисы все чаще обретают глобальный масштаб, а успех национальных экономик тесно связан с благополучием мирового хозяйства в целом <3>. В Концепции внешней политики Российской Федерации <4> указано, что в современных условиях интересам России отвечает полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы. -------------------------------- <3> См.: Васильев Е. А. Валютно-финансовый кризис и международное право. М., 1982. С. 23. <4> Российская газета. 11.07.2000. N 133.

Необходимость урегулирования на межгосударственном уровне проблем, связанных с обращением валют, предупреждением валютных кризисов и устранением их последствий, предполагает использование соответствующих международно-правовых средств, которые в своей совокупности и формируют международное валютное право. Существование последнего получило свое подтверждение на теоретическом уровне уже достаточно давно <5>. -------------------------------- <5> См., напр.: Альтшулер А. Б. Международное валютное право. М., 1984.

В этой связи возникает вопрос относительно того, какое место занимает международное валютное право в системе международного права. Последнее, как известно, являет собой совокупность договорных, обычных и других норм, создаваемых государствами и международными организациями и регулирующих межгосударственные и иные международные отношения. Общеобязательность таких норм, которые находят закрепление в международных договорах, обычаях, актах международных организаций и итоговых документах международных конференций, обеспечивается силой государственного принуждения государств, их согласовавших. В отличие от национального (внутригосударственного) права, международное право регулирует общественные отношения, не ограничивающиеся территорией какого-либо государства, т. е. складывающиеся вне пределов одной национальной юрисдикции. В соответствии с правовой теорией система международного права включает относительно обособленные совокупности норм, регулирующих определенный род или вид международных отношений. Позиционируя международное валютное право в этой системе, следует исходить из того, что международные валютные отношения, которые и составляют предмет международного валютного права, являются составной частью международных экономических отношений, поэтому следует ориентироваться на соответствующую сферу правового регулирования. С учетом этого в качестве определяющего может быть принят во внимание тот факт, что в системе международного права выделяется международное экономическое право - отрасль права, правовое регулирование которой охватывает весь процесс создания на международном уровне материальных ценностей, их движение и финансовое обеспечение <6>. -------------------------------- <6> См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. фр. М., 2001. С. 5.

Развитие международного экономического сотрудничества, которое в современном мире характеризуется небывалой интенсивностью, соответствующим образом сказывается и на состоянии международно-правового регулирования. В настоящее время данностью является существование международного экономического правопорядка <7>. Его основу составляет соответствующее международно-правовое регулирование, которое динамично развивается. На базе международного экономического права фактически сформировалось несколько крупных обособленных совокупностей международно-правовых норм, регулирующих определенные отношения, которые, в свою очередь, вполне могут рассматриваться в качестве его отраслей или подотраслей. К числу таковых относится и международное валютное право, с которым "соседствуют" международное патентное право, международное коммерческое право, международное инвестиционное право, международное банковское право и др. -------------------------------- <7> См., напр.: Шумилов В. М. Международное публичное экономическое право: Учебное пособие. М., 2001. С. 13 - 33.

Следует заметить, что нормы международного валютного права пребывают в тесной взаимосвязи с нормами других отраслей и подотраслей международного права. Например, отдельные специалисты рассматривают международный механизм валютного регулирования как институт международного инвестиционного права <8>. Подобное позиционирование международного валютного права имеет известные основания, обусловленные "сквозным" характером международных валютных отношений, возникающих в рамках коммерческой, инвестиционной, банковской и другой деятельности. -------------------------------- <8> См. подробнее: Трапезников В. А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. М., 2004.

Вместе с тем, исходя из положений общей теории финансового права, международное валютное право следует рассматривать в качестве одной из подотраслей международного финансового права. Это обусловлено тем, что предмет первого соотносится с предметом второго как частное с общим, ведь международные отношения, связанные с оборотом валютных ценностей, являются разновидностью международных финансовых отношений. Наряду с международным валютным правом система международного финансового права включает также такие подотрасли, как международное платежное право, международное кредитное право, международное долговое право, международно-правовое регулирование рынка финансовых услуг и др. <9>. -------------------------------- <9> См.: Шумилов В. М. Международное финансовое право: Учебник. М., 2005. С. 120 - 121.

В самом общем виде международное валютное право можно представить как международное право конвертируемости. Предметом регулирования в данном случае в первую очередь выступают отношения, возникающие по поводу обмена валюты одного государства на валюту другого государства, отношения, связанные с их обратным обменом, а также отношения, возникающие в связи с обменом этих валют на валюты третьих стран. Основная цель регулирования в данном случае состоит в "устранении препятствий межгосударственному движению национальных и иностранных средств платежа (валюты), мешающих росту мировой торговли" <10>. -------------------------------- <10> См.: Эбке В. Международное валютное право / Пер. с нем. М., 1997. С. 15.

Урегулирование отношений валютного обмена, а также иных отношений, связанных с использованием валют, возможно на основе двух - и многосторонних соглашений, различие между которыми определяется, как известно, числом сторон-участников. Двусторонние соглашения, к примеру, позволяют урегулировать проблемы международных расчетов во внешней торговле, возникающие между двумя странами. Так, в период масштабного кризиса, поразившего мировую экономику в первой трети XX в., широкое распространение получила практика заключения соглашений о валютных клирингах <11>. Их содержание предполагало наличие договоренности о том, что стороны обязывают свои национальные или иные специально уполномоченные банки осуществлять учет взаимных долгов и требований, возникающих во внешней торговле, а также в результате совершения иных операций, которые подлежат взаимному зачету, без перевода иностранной валюты. В условиях острого валютного кризиса количество таких соглашений исчислялось десятками. К примеру, использование клиринговых счетов предусматривалось в Торговом и платежном соглашении между СССР и Турецкой Республикой (Анкара, 8 октября 1937 г.) <12>. В соответствии с его ст. 4 по общему правилу всякого рода платежи СССР в Турции должны были осуществляться посредством внесения причитающихся сумм в Центральный банк Турецкой Республики. Последний обязывался записывать инкассированные таким образом суммы в кредит беспроцентного клирингового счета в фунтах стерлингов, открытого на имя Внешторгбанка. Аналогичным образом последний учитывал платежи Турции в СССР на клиринговом счете Центрального банка Турецкой Республики. -------------------------------- <11> См. подробнее: Фрей Л. И. Международные расчеты и финансирование внешней торговли иностранных государств. Вып. 1. М., 1944. С. 208 - 211. <12> Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 г.). Т. 2. М., 1977. С. 209 - 214.

Постепенно на смену валютному клирингу пришла система международных расчетов в свободно конвертируемой валюте, что также получило оформление в виде соответствующих соглашений. Примером такого соглашения может служить Соглашение в форме обмена Нотами между СССР и Бразилией о производстве платежей с 1 мая 1969 г. в свободно конвертируемой валюте (Рио-де-Жанейро, 14 апреля 1969 г.), которым в свое время было закреплено, что "...согласно достигнутой между Договаривающимися сторонами договоренности, все платежи между Союзом Советских Социалистических Республик и Бразилией, начиная с 1 мая 1969 г., будут производиться в свободно конвертируемой валюте". Довольно примечательным в этом плане является Соглашение в форме обмена письмами между торговым представителем Российской Федерации в Народной Республике Бангладеш и объединенным секретарем Министерства коммерции Правительства Народной Республики Бангладеш по вопросу изменения валюты клирингового счета с фунтов стерлингов на доллары США (Дакка, 7 июня 1993 г.) <13>, в котором определено, что "в частичное изменение положений ст. 8 Торгового соглашения от 31 марта 1972 г. валютой счетов, открытых на имя друг друга Внешэкономбанком (бывшим Банком для внешней торговли СССР) и Сонали Банком (клиринговые счета для погашения кредита <...>), будут являться доллары США. Внешэкономбанк и Сонали Банк согласуют сальдо счетов, произведут переоформление валюты счетов с английских фунтов стерлингов на доллары США и внесут соответствующие изменения в действующее межбанковское соглашение". -------------------------------- <13> Бюллетень международных договоров. 1994. N 5. С. 37.

Предметом интересующих нас двусторонних международных соглашений отчасти может являться и урегулирование проблем, связанных с погашением внешних государственных долгов <14>. К примеру, в Протоколе между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о порядке урегулирования платежей по специальным кредитам, предоставленным для финансирования поставок в Алжир специального имущества (Алжир, 22 декабря 1992 г.), получил закрепление порядок урегулирования платежей, причитающихся за ранее осуществленные в Алжир поставки специального имущества, предусматривающий частичное погашение задолженности свободно конвертируемой валютой в сочетании с поставками товаров алжирского производства. -------------------------------- <14> В данном случае нормы международного валютного права сочетаются с нормами международного долгового права. Предметом последнего являются международные отношения, возникающие в связи с образованием у государств внешних долгов, обусловленных предоставлением им кредитов иностранными лицами публичного или частного права, а также - погашением таких долгов.

Элементы валютного регулирования усматриваются также в соглашениях о поощрении и защите инвестиций. Например, в ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций (Москва, 6 июля 1998 г.) <15> прописано, что каждая сторона гарантирует инвесторам другой стороны беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с инвестициями, после выполнения ими всех налоговых обязательств. При этом перевод платежей может осуществляться без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода, в соответствии с действующим валютным регулированием того государства, на территории которого эти инвестиции осуществлены. -------------------------------- <15> Бюллетень международных договоров. 2000. N 8. С. 62 - 68.

На двусторонней основе могут решаться и собственно вопросы валютного обмена, например связанные с введением национальной валюты в том или ином государстве. Так, в свое время в ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о взаимных обязательствах в связи с введением национальной валюты Эстонской Республики (Москва, 20 июня 1992 г.) определялось, что в момент введения национальной валюты Эстонской Республики обмен наличных рублей на национальную валюту должен был производиться по установленному Правительством Эстонской Республики соотношению и порядку всем жителям-резидентам. Обмен наличных рублей на национальную валюту лицам, не относящимся к резидентам Эстонской Республики, осуществлялся через соответствующие учреждения Банка России в Эстонии в размерах, установленных для резидентов, за счет средств Правительства Российской Федерации. Все наличные деньги в рублях, полученные Эстонской Республикой в ходе обмена, должны были быть переданы Банку России в течение месяца. Так же, как правило, на двусторонней основе решаются вопросы использования в качестве средства платежа валюты одного государства на территории другого государства. Подобное явление является довольно распространенным в мировой практике: в силу тех или иных причин, обычно экономического или технического характера, отдельные страны отказываются от введения национальной валюты и разрешают временно или на постоянной основе использование в качестве средства платежа на своей территории валюты того или иного иностранного государства. В ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике (Душанбе, 10 октября 1992 г.) прямо было прописано, что "на территории Сторон, заключивших настоящее Соглашение, единым законным платежным средством является рубль. Никакие ограничения на обращение рубля не допускаются". В подобных случаях фактически имеет место отказ одного из двух государств от своего права денежной эмиссии с утверждением в качестве эмиссионного центра национального банка другого государства. Так, в ст. 2 Соглашения о взаимных обязательствах и требованиях, связанных с использованием рубля - валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства на территории Республики Армения (Москва, 25 июня 1993 г.), было прописано: "Учитывая принципиальное согласие Республики Армения на использование на ее территории в качестве законного платежного средства рубля - валюты Российской Федерации, впредь до принятия соответствующего Закона Республики Армения обоснованная потребность Республики Армения в рублевой наличности будет удовлетворяться Центральным банком Российской Федерации". На двусторонней основе обычно регулируются и вопросы параллельного использования в качестве платежных средств национальной и иностранной валюты. Так, в ст. 1 Соглашения о согласованной денежно-кредитной и валютной политике Российской Федерации и Азербайджанской Республики (Баку, 30 сентября 1992 г.) в свое время определялось, что "на территории государств, заключивших настоящее Соглашение, общим законным платежным средством является рубль, эмитируемый Центральным банком Российской Федерации. На территории Азербайджанской Республики, наряду с рублем, законным платежным средством является манат, эмитируемый Национальным банком Азербайджанской Республики в пределах общей суммы рублевой эмиссии. Всякие ограничения на обращение рубля не допускаются". Следует заметить, что источниками (формами) международного валютного права могут являться не только межгосударственные или межправительственные, но и межведомственные соглашения. В этом случае зачастую сторонами соглашений являются национальные банки соответствующих государств. Так, в соответствии с Соглашением между Центральным банком России и Государственным центральным банком Туркменистана о порядке межбанковских расчетов после введения Туркменистаном национальной валюты - маната (Москва, 11 сентября 1993 г.) Центральный банк Российской Федерации и Государственный центральный банк Туркменистана договорились о том, что расчеты и платежи за товары и услуги между физическими и юридическими лицами Российской Федерации и Туркменистана по договорам (контрактам), заключенным до дня введения маната и предусматривающим расчеты в рублях, плательщиками - физическими и юридическими лицами Российской Федерации и Туркменистана совершаются в рублях (ст. 1). Что же касается расчетов и платежей по договорам (контрактам), заключаемым после введения маната, то они уже должны будут осуществляться по взаимной договоренности сторон по контракту в рублях или в манатах либо в валютах третьих стран (ст. 2). Однако глобально проблемы международных расчетов, погашения внешних государственных долгов, валютного обмена и использования валют могут быть разрешены при согласовании соответствующих позиций большим числом государств, т. е. в рамках многосторонних соглашений. В свое время целый ряд государств, образовавшихся в результате распада СССР, включая Россию, а также Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Украину, подписали Соглашение о защите интересов государств рублевой зоны в случае введения отдельными государствами национальной валюты (Москва, 6 июля 1992 г.) <16>. Данными государствами, на основе учета намерения отдельных государств выйти из единого денежного пространства (рублевой зоны) и ввести в обращение национальную валюту, было подтверждено стремление воздерживаться от любых действий, наносящих экономический ущерб интересам сторон. В частности, Соглашением предусматривалось: заблаговременное (не позже чем за три месяца) официальное уведомление всех других государств рублевой зоны о предстоящем введении национальной валюты (ст. 1); возможность осуществления взаимных расчетов государств рублевой зоны с государством, вводящим национальную валюту, по согласованию в рублях, национальной валюте или в валюте третьих стран (ст. 3); стремление к координации кредитно-денежной и валютной политики в целях обеспечения благоприятных условий для развития взаимных экономических связей (ст. 6) и др. -------------------------------- <16> Бюллетень международных договоров. 1993. N 9.

В интересующем нас смысле наиболее значимым является международный правовой акт, получивший наименование "Статьи Соглашения Международного валютного фонда", принятый в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США) 22 июля 1944 г. на Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций (далее - Устав МВФ) <17>. В настоящее время его подписантами являются 184 государства мира <18>, в том числе Российская Федерация, которая присоединилась к соглашению 1 июня 1992 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" <19>. Данным международным актом был создан Международный валютный фонд - международная организация, которая в первую очередь призвана способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами. Целями этой международной организации также является содействие стабильности валют, поддержание упорядоченного валютного режима, избежание использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции, а также оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. -------------------------------- <17> Статьи соглашения Международного валютного фонда (1944). Вашингтон, округ Колумбия, США: Международный валютный фонд, 1994. С. 1 - 95. <18> Советская делегация непосредственно принимала участие в работе Международной финансовой конференции в г. Бреттон-Вудс, однако, исходя из политических соображений СССР статьи соглашения Международного валютного фонда к установленному сроку (до 31 декабря 1945 г.) так и не были ратифицированы (см. подробнее: Злобин И. Д. Вторая мировая война и проблемы международных валютно-кредитных отношений. М., 1949. С. 181 - 182). СССР вступил в Международный валютный фонд лишь в 1991 г. <19> Российская газета. 29.05.1992.

В разделе 1 ст. IV Устава МВФ определено, что важнейшая цель международной валютно-финансовой системы заключается в том, чтобы служить структурной основой, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост, а также что одной из основных задач является непрерывное совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности. В связи с этим на государства-членов возлагается обязательство сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов. При этом государства-члены должны: прилагать усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств; стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев; избегать манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами. В связи с этим следует заметить, что источниками международного валютного права могут также являться акты международных организаций. Эти акты являются обязательными для всех государств-участников таких организаций, поскольку имеют наднациональный статус, и соответственно приобретают нормативный характер. К примеру, Временным комитетом Международного валютного фонда 26 сентября 1999 г. принят Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов <20>. Этим правовым актом определена "целесообразная практика обеспечения прозрачности, которой следует придерживаться центральным банкам в проведении денежно-кредитной политики и центральным банкам и другим финансовым агентствам в проведении финансовой политики". Другим примером рассматриваемых правовых актов может служить решение Экономического совета СНГ от 4 апреля 2008 г., которым одобрен проект Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ, представленный Межгосударственным валютным комитетом совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам. Более подробно вопросы участия международных организаций в деле валютного регулирования будут рассмотрены в последующем изложении. -------------------------------- <20> Вестник Банка России. 1999. N 83. С. 3 - 12.

Именно отношения международных расчетов, погашения внешних государственных долгов, защиты инвестиций, валютного обмена и использования валюты одного государства на территории другого государства составляют основу предмета международного валютного права, однако только ими он не исчерпывается. К нему, во всяком случае, относятся международные отношения, возникающие в рамках взаимной помощи по линии валютного контроля. В данном случае основой для разработки соответствующих международных правовых актов служит типовое Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1241 "О проекте типового Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля" <21>. Конкретным же примером урегулирования на межправительственном уровне вопросов взаимодействия по линии валютного контроля может служить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.) <22>. В соответствии с этим международным правовым актом органам валютного контроля обоих государств предоставлена возможность обмениваться информацией: о законодательстве и нормативных актах в области валютного регулирования и валютного контроля; об организации систем контроля за соблюдением законодательства в области валютного контроля; о нарушениях юридическими и физическими лицами национального законодательства в области валютного контроля. При этом предусмотрено непосредственное сношение органов валютного контроля в целях выявления нарушений законодательства в области валютных операций. -------------------------------- <21> Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3065. <22> Бюллетень международных договоров. 1996. N 12. С. 28 - 29.

В известной степени примыкает к предмету интересующего нас международно-правового регулирования также совокупность отношений, возникающих в процессе противодействия незаконным финансовым операциям, а также финансовым операциям, связанным с легализацией доходов, полученных незаконным путем. В преамбуле Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля, контроля за экспортно-импортными операциями и в сфере борьбы с легализацией ("отмыванием") денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (Рим, 29 июля 1996 г.) <23> констатируется, что Правительство Российской Федерации и Правительство Итальянской Республики сознают, что нарушения валютного законодательства и других нормативных правовых актов, регулирующих коммерческие и финансовые взаимоотношения, представляют опасность для надлежащего проведения международных операций и эффективного функционирования валютных и финансовых рынков, и признают реальную возможность использования валютных инструментов в целях легализации ("отмывания") денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. -------------------------------- <23> Бюллетень международных договоров. 2003. N 3. С. 52 - 55.

При определении источников международного валютного права следует исходить из того, что ими являются исключительно те акты (договоры, конвенции, соглашения, протоколы, письма), которые установлены на межгосударственном, межправительственном или межведомственном уровнях. Соответственно какие-либо иные акты таковыми не являются. В частности, нельзя рассматривать в качестве источников международного валютного права так называемые модельные акты. Примером такого рода актов может служить Модельный закон о валютном регулировании и валютном контроле (принят в г. Санкт-Петербурге 26 марта 2002 г. Постановлением 19-6 на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ). Подобные модельные (типовые) нормативные валютные акты являются одним из важнейших правовых средств унификации и гармонизации валютно-правового регулирования в рамках тех или иных межгосударственных объединений, однако они не являются правовыми актами, поскольку их предписания носят лишь рекомендательный характер. По сути, такие акты составляют своего рода юридико-техническую основу для разработки и совершенствования актов национального валютного законодательства, но не более того. Кроме того, следует разграничивать акты международного валютного права и акты национального валютного права того или иного государства, ведь последние устанавливаются им в одностороннем порядке. Соответствующие нормы национального валютного права непосредственно граничат с международным валютным правом, но все же не могут включаться в него, поскольку устанавливаются и изменяются государствами в одностороннем порядке. Вместе с тем в своей совокупности нормы международного валютного права и нормы национального валютного права применительно к тому или иному государству составляют единую систему его валютно-правового регулирования. С учетом всего изложенного международное валютное право можно определить как подотрасль международного финансового права и составную часть валютно-правового регулирования того или иного государства, представляющую собой совокупность установленных на межгосударственном уровне правовых норм, регулирующих международные валютные отношения. Предметом международного валютного права являются отношения международных расчетов, погашения внешних государственных долгов, защиты инвестиций, международного валютного обмена и использования валюты одного государства на территории другого государства, а также международные отношения, возникающие в рамках взаимной помощи по линии валютного контроля и борьбы с незаконными финансовыми операциями и финансовыми операциями, связанными с легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Название документа