Международное право и противодействие потреблению табака

(Салагай О. О.) ("Медицинское право", 2011, N 1) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОТРЕБЛЕНИЮ ТАБАКА

О. О. САЛАГАЙ

Салагай Олег Олегович, кандидат медицинских наук, референт Правового департамента Минздравсоцразвития России.

Статья посвящена описанию норм действующих международных актов, в том числе актов "мягкого" права, предметом регулирования которых выступает борьба с табаком. Анализ, проведенный в рамках настоящей работы, позволяет прийти к выводу о том, что к текущему моменту в международном праве активно формируется довольно детализированный межотраслевой институт, обеспечивающий реализацию мер, направленных на снижение потребления табака. Изучение данного вопроса представляет немалый научный и практический интерес как в свете необходимости совершенствования национального законодательства Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, так и для обеспечения оптимальной эффективности наших усилий в сфере здравоохранительной дипломатии на глобальном уровне.

Ключевые слова: международное право, курение, табак.

International law and tobacco control O. O. Salagaj

The article describes existing international legal instruments, including soft law acts, which regulate tobacco control measures. The analysis performed by author follows to the conclusion that in international law detailed interdisciplinary institution, providing the implementation of measures aimed to reduce tobacco consumption, is actively formed. The study of this issue is of scientific and practical interest in the light of the need to improve the national legislation of the Russian Federation with regard to universally recognized principles and norms of international law and to ensure optimum effectiveness of our efforts in public health diplomacy on the global level.

Key words: international law, smoking, tobacco.

Несмотря на то что начиная с 1950 г. было проведено более 70 тысяч научных исследований, доказывающих, что употребление табака вызывает болезнь, инвалидность и смерть <1>, каждую минуту в мире продолжает продаваться около 12 миллионов сигарет <2>. Порядка 5 миллионов человек на планете ежегодно умирают по причине заболеваний, ассоциированных с употреблением табака, а к 2030 г. это число может достигнуть 8 миллионов <3>. Такое положение вещей заставляет государства усиливать международное сотрудничество в целях получения передового опыта сокращения табак-ассоциированных потерь для внедрения на национальном уровне, а также совместного противодействия глобальной табачной эпидемии. В настоящее время Российская Федерация принимает активное участие в международной здравоохранительной деятельности по линии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также ряда других межправительственных организаций. -------------------------------- <1> US Department of health and human services. Preventing tobacco use among young people: A Report of the Surgeon General. Washington: US Government Printing Office, 1994. <2> World Health Organization, 2002. URL: http:// www. wpro. who. int/ media_centre/ fact_sheets/ fs_20020528.php (дата доступа: 25 августа 2010 г.). <3> Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии MPOWER // Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2008.

В связи с этим существенно возрастает актуальность изучения международного права, создающего фундамент для межгосударственной здравоохранительной дипломатии и определяющего рамки для принимаемых в ходе ее осуществления решений. Изложенное определило цель настоящей работы, заключающуюся в краткой характеристике норм международного права, регулирующих отдельные вопросы противодействия потреблению табака. В рамках ВОЗ вопрос противодействия распространению табака, а также его пагубных последствий впервые был поднят на 23-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения с принятием резолюции N 23.32, призвавшей всех участников Ассамблеи воздержаться от курения в помещениях, где проводились заседания, а также предложившая Генеральному директору ВОЗ сделать курение темой Международного дня здоровья, рассмотреть возможность создания соответствующей рабочей группы, изучить методы, которыми можно было бы препятствовать началу курения молодежи, а также обратить внимание Международной сельскохозяйственной организации на необходимость проведения исследования по замене выращивания табака в государствах, частью экономики которых является такое выращивание. В последующем Всемирной ассамблеей здравоохранения были приняты резолюции WHA56.1, WHA54.18, WHA53.16, WHA52.18, WHA49.17, WHA49.16, WHA48.11, WHA46.8, WHA45.20, WHA44.26, WHA43.16, WHA42.19, WHA41.25, WHA40.38, WHA39.14, WHA33.35, WHA31.56, WHA29.55, WHA24.48, посвященные весьма широкому кругу вопросов, среди которых прозрачность в контроле над табаком, курение в ООН, курение и путешествия и многое другое. Однако наибольшее значение сыграли резолюции 49.17 и 56.1, которыми Ассамблея, соответственно, приняла решение о подготовке Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а также приняла данную конвенцию. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (далее - РКБТ), открытая для подписания с 16 по 22 июня 2003 г. в Женеве и впоследствии с 30 июня 2003 г. по 29 июня 2004 г. в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, которая выступает Депозитарием этого договора, к настоящему времени насчитывает 171 сторону, являясь самым массовым и самым быстро ратифицируемым международным соглашением в рамках ООН. Целью РКБТ согласно ее ст. 3 является защита нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака, подлежащих осуществлению сторонами на национальном, региональном и международном уровнях, с тем чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма. Следует заметить, что защита здоровья людей от негативных последствий потребления табака, по существу, является обеспечением права каждого на наивысший достижимый уровень здоровья, закрепленного в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения, а также в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом в преамбуле РКБТ стороны указали на существование еще одного права - права государства на защиту здоровья людей, что вызывает немалый интерес, поскольку традиционно право на охрану здоровья понималось преимущественно как право гражданина, обеспечиваемое соответствующей обязанностью государства, а не как право государства <4>. Очевидно, что пределы реализации названного выше права в контексте обсуждаемой тематики фактически определяются рамками мер конвенции и характеризуют степень дискреции государства parens patriae при предупреждении негативных последствий употребления табака. Что же касается других правоотношений в сфере охраны здоровья, то здесь определение таких пределов может вызвать определенные затруднения. -------------------------------- <4> См., например, ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Структура конвенции включает в себя 11 частей, определяющих понятийный аппарат, устанавливающих цели РКБТ и ее связь с другими международными документами, руководящие принципы и общие обязательства, меры, касающиеся сокращения спроса и поставок табака, охраны окружающей среды, научно-технического сотрудничества и передачи информации, организационные и финансовые вопросы и т. д. Следуя нормам конвенции, в основу усилий по борьбе с употреблением табака должны быть положены семь принципов, которые могут быть кратко резюмированы как: необходимость рассмотрения на правительственном уровне соответствующих мер для информирования каждого о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности употребления табака; решительная политическая приверженность делу разработки и поддержки на национальном, региональном и международном уровнях всесторонних межсекторальных мер и скоординированных ответных действий, в том числе для защиты всех людей от воздействия табачного дыма, предотвращения употребление табачных изделий в любой форме, учет социальных, культурных и гендерных аспектов при разработке стратегий борьбы против табака; важность международного сотрудничества, сопряженного с передачей технологий, знаний и оказанием финансовой помощи, предоставлением соответствующих экспертных услуг для создания и осуществления эффективных программ борьбы против табака с учетом местных культурных условий, социальных, экономических, политических и юридических факторов; важность регулирования сторонами ответственности за нарушение положений РКБТ; учет необходимости технической и финансовой помощи лицам, выращивающим табак, и работникам табачной промышленности, средства к существованию которых во многом зависят от антитабачных кампаний стороны, а также необходимость участия гражданского общества. Ратифицировав РКБТ, стороны приобретают прежде всего так называемые общие обязательства (ст. 5), заключающиеся в принятии национальных планов и стратегий по борьбе против табака, создании национальных координационных механизмов, предупреждении влияния табачной промышленности на политику общественного здравоохранения, а также в широком сотрудничестве в том числе с межправительственными и иными органами. Особо следует отметить положения п. 3 ст. 5 РКБТ, устанавливающие, что при разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством. Влияние табачной индустрии на политику в области охраны здоровья и ранее становилось объектом внимания Всемирной организации здравоохранения, принявшей на Всемирной ассамблее здравоохранения резолюцию N 54.18, в которой Ассамблея настоятельно призвала ВОЗ и государства-члены проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности продолжать практику по подрыву роли правительств и ВОЗ в осуществлении политики общественного здравоохранения в области борьбы против табачной эпидемии и обеспечивать невмешательство на любых совещаниях ВОЗ и правительств отдельных стран. Исследователи данного вопроса отмечают весьма широкое вмешательство табачной индустрии в политику охраны здоровья, выражающееся наиболее часто в лоббировании политических решений и подготовке толерантных к табаку законопроектов, обещании ввести саморегулирование, предложении государственным органам партнерства, продвижении программ так называемой корпоративной социальной ответственности, попытках принять участие в обсуждении вопросов борьбы с табаком, инициации судебных процессов и т. д. <5>. Так, в частности, Smith K. E. et al. (2010) сообщают о влиянии корпорации British American Tobacco на антитабачную политику Европейского союза посредством влияния на процесс оценки последствий принятия решений (impact assesment) <6>, а Gilmore A. B. et al. (2007) <7> указывают на практику нарушения конкуренции BAT в Узбекистане, что препятствует ходу справедливой приватизации. -------------------------------- <5> Protecting against tobacco industry interference: the 2008 global tobacco treaty action guide // Corporate Accountability International, 2008. 28 p. <6> Smith K. E. et al. "Working the system" - British American tobacco's influence on the European union treaty and its implications for policy: an analysis of internal tobacco industry documents / K. E. Smith et al. // PLoS Med. 2010. N 7(1): e1000202. <7> Gilmore A. B. et al. The invisible hand: how British American Tobacco precluded competition in Uzbekistan / A. B. Gilmore, M. McKee, J. Collin // Tobacco Control. 2007. N 16 (4). P. 239 - 247.

Ввиду необходимости обеспечения методической основы для противодействия табачной индустрии на третьей сессии Конференции сторон РКБТ были приняты Руководящие принципы по реализации статьи 5.3 <8>. Указанными принципами сторонам, в частности, рекомендовано: увеличивать осведомленность относительно вредоносности табачных изделий и вмешательства табачной индустрии в антитабачные программы сторон; установить меры, ограничивающие взаимодействие с табачной индустрией и делающие такое взаимодействие прозрачным; отклонять любые формы соглашений с табачной индустрией; избегать возникновения конфликта интересов у государственных служащих; требовать, чтобы информация, предоставляемая табачной индустрией, была прозрачной и точной; денормализовать и, насколько это возможно, регулировать деятельность, описываемую как "социальная ответственность" табачной индустрии; не предоставлять преференций табачным компаниям и не делать различия между государственными и негосударственными табачными компаниями. -------------------------------- <8> Guidelines for implementation of Article 5.3 of the WHO Framework Convention on Tobacco Control // World Health Organization, 2009. 70 p.

Конвенция подразделяет все меры по борьбе против табака на две основные группы: касающиеся сокращения спроса на табак и касающиеся сокращения поставок табака. Меры по сокращению спроса на табак включают ценовые и налоговые меры, а также неценовые меры. Ценовые меры, т. е. осуществление налоговой и ценовой политики в отношении табачных изделий, содействуя сокращению их потребления, являются исключительно эффективным средством снижения потребления табака, что продемонстрировано широким кругом научных исследований. Так, в частности, Jha P. and Chaloupka F. J. (2000) <9> отмечают, что эластичность цен на сигареты в странах с высоким уровнем доходов составляет в среднем 0,4, то есть 10%-ное увеличение цены на сигареты уменьшает потребление на 4%. Для стран с низким и средним уровнем доходов эластичность еще ниже: в Индии для "биди" (вид самокруток) она составляет до 0,92 <10>. Описываемые меры способны также существенно увеличить поступления в федеральный бюджет. Показателен пример Украины, в которой за счет последовательного повышения акциза на табачные изделия доходы бюджета, равные в 2005 г. 1,78 млрд. гривен (от реализации 116 млрд. сигарет), составили в 2009 г. 9,06 млрд. гривен (от реализации 112 млрд. сигарет) <11>. -------------------------------- <9> Jha P., Chaloupka F. J. (eds.) Tobacco Control in Developing Countries. New York: Oxford University Press, 2000. <10> John R. M. Price elasticity estimates for tobacco products in India / R. M. John // Health Policy Planning. 2008. N 23 (3). P. 200 - 209. <11> Янин Д. Почему в России не будет табачных бунтов // Forbes. ru, 16 июня 2010 г. URLL: http:// www. forbes. ru/ blogpost/ 51237- pochemu - v - rossii - nebudet - tabachnyh - buntov (дата доступа: 11 августа 2010 г.).

Неценовые меры по сокращению спроса на табак предполагают защиту от воздействия табачного дыма, регулирование состава табачных изделий и раскрытие их состава, надлежащую упаковку и маркировку табачных изделий, просвещение, передачу информации, подготовку и информирование населения, ограничения рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака и меры по сокращению спроса, касающиеся табачной зависимости и прекращения употребления табака. Защита населения от табачного дыма видится особенно важной, принимая во внимание тот факт, что около 600000 человек ежегодно умирают по причине воздействия вторичного табачного дыма, т. е. дыма, который в их присутствии выдыхают курильщики. Запрет курения в общественных местах (в том числе на рабочих местах), являясь довольно непопулярной мерой (в рамках ЕС запрет на курение во всех закрытых общественных местах действует лишь в Ирландии и Великобритании), демонстрирует, однако, высокую эффективность в плане предупреждения воздействия табачного дыма, а также стимулирования отказа от курения. Так, Fichtenberg C. M., Glantz S. A. (2002) пришли к выводу, что запрещение курения на рабочих местах в Великобритании дает приблизительно такой же эффект, как увеличение налогов на сигареты с 3.44 до 6.59 фунта-стерлингов <12>. -------------------------------- <12> Fichtenberg C. M., Glantz S. A. Effect of smokef ree workplaces on smoking behaviour: systematic review / C. M. Fichtenberg, S. A. Glantz // British Medical Journal. 2002. Vol. 325. P. 188 - 195.

Маркировка табачных изделий, как неценовая мера, должна, с одной стороны, надлежащим образом информировать население о содержании вредных веществ и негативном воздействии табака на здоровье, с другой стороны - исключать или сводить к минимуму рекламное воздействие на покупателя. С этой целью могут использоваться как текстовые сообщения, так и графические изображения, причем последние производят достоверно больший эффект на потребителя. Сегодня предупредительные изображения размещаются на пачках сигарет в Канаде, Бразилии, Венесуэле, Таиланде, Австралии, Уругвае, Новой Зеландии и ряде других государств. Положения РКБТ, регламентирующие сокращение поставок табака, содержат нормы, обязывающие противодействовать незаконной торговле табачными изделиями, продаже табака несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также поддерживающие альтернативные виды экономически жизнеспособной деятельности. Видится целесообразным кратко остановиться на вопросе ликвидации незаконной торговли табачными изделиями ввиду особого международного внимания к нему. По данным общественной организации Framework Convention Alliance, незаконная торговля табаком лишает государства 40 - 50 млрд. американских долларов ежегодно, что больше внутреннего валового продукта двух третей стран мира. При этом выручка от нелегальной торговли табачными изделиями является источником финансового обеспечения противоправной деятельности, в том числе террористических актов. Так, Shelly L., Melzer S. (2008) сообщают, что такие организации, как Хезболла, Рабочая партия Курдистана, а также сын Саддама Хусейна Удей получали средства для осуществления своей противозаконной деятельности в том числе за счет контрабанды сигарет <13>. -------------------------------- <13> Shelly L., Melzer S. The Nexus of Organized Crime and Terrorism: Two case studies in Cigarette Smuggling / L. Shelly, S. Melzer // International Journal of Comparative and Applied Criminal Justice. 2008. N 32 (1). P. 43 - 65.

В целях координации усилий государств в части борьбы с незаконной торговлей табачными изделиями Конференцией сторон РКБТ на второй сессии было принято решение об учреждении Межправительственного органа по переговорам в отношении Протокола о незаконной торговле табачными изделиями (далее - МОП) <14>. К настоящему моменту МОП провел три сессии, в ходе которых с участием делегации РФ был подготовлен проект Протокола, судьба которого будет решена Конференцией сторон на ее четвертой сессии <15>. -------------------------------- <14> Документ Конференции сторон РКБТ FCTC/COP2(12). <15> Решение МОП от 21 марта 2010 г. FCTC/COP/IN B-IT/4(1).

Поскольку по ряду существенных положений проекта Протокола консенсуса достигнуто не было, детальное его описание затруднительно. В актуальной проектной версии Протокол включает 49 статей, определяющих терминологический аппарат, общие обязательства, взаимосвязь между протоколом и другими международными актами и др. Наиболее важными представляются положения, содержащие обязательства сторон относительно осуществления контроля за каналами поставок табачных изделий. Такой контроль предусматривает введение системы лицензирования или иного равноценного санкционирования изготовления и импорта (экспорта) табачных изделий и производственного оборудования, системы идентификации и проверки клиента, а также системы отслеживания и прослеживания. Последняя предполагает, что стороны в течение пяти лет с момента вступления в силу Протокола учреждают глобальный режим отслеживания и прослеживания, который будет включать национальные и (или) региональные системы, а также глобального координатора по обмену информацией, входящего в состав Секретариата Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В данной системе будет содержаться информация, позволяющая идентифицировать табачные изделия, их производителя, покупателя, оборудование, на котором они были изготовлены, а также предполагаемый маршрут перевозки, дата и пункт отправления и назначения. Для функционирования системы стороны Протокола должны будут в течение определенного времени организовать нанесение специальной информации на пачки и более крупные виды упаковки. Протокол предполагает также запрет на продажи табачных изделий через Интернет и в зонах беспошлинной торговли, а также криминализует ряд действий, касающихся незаконной торговли. Следует отметить, что рамочность статей РКБТ влечет необходимость определения наилучших практик их реализации. Инструментом, позволившим обозначить и унифицировать наиболее эффективные способы реализации отдельных положений конвенции, стали так называемые руководящие принципы (англ. "guidelines"). Руководящие принципы принимаются Конференцией сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в соответствии со ст. ст. 5 и 7 <16> вышеуказанной конвенции, согласно которым стороны сотрудничают в разработке предлагаемых мер, процедур и руководящих принципов осуществления настоящей конвенции и протоколов, сторонами которых они являются. Конференция сторон предлагает надлежащие руководящие принципы для осуществления положений отдельных статей конвенции. Данные документы по своей природе являются актами "мягкого" права и не носят императивного характера, не связывая Российскую Федерацию юридическими обязательствами. В то же время положения, содержащиеся в руководящих принципах, в случае их принятия многочисленными сторонами конвенции могут приобрести характер обычной нормы международного права, получив, таким образом, весьма серьезный политико-правовой вес. Следовательно, в обозримой перспективе логично ожидать определенного увеличения степени императивности указанных принципов, что обусловливает целесообразность учета их положений при совершенствовании законодательства РФ уже сегодня. -------------------------------- <16> Интересно отметить, что при подготовке руководящих принципов Секретариат РКБТ ссылается на ст. 7 Конвенции. Однако ст. 7 говорит о подготовке руководящих принципов только для реализации статей, регулирующих неценовые меры по сокращению спроса на табак (ст. 8 - 13), при том что перечень принятых и планируемых к принятию принципов выходит за пределы данного ограничения.

При этом необходимо принимать во внимание, что по отдельным вопросам имеет место существенное отличие отдельных положений руководящих принципов от норм действующего федерального законодательства. Так, например, некоторые нормы упомянутых принципов предусматривают введение специальных налогов, средства от которых в последующем расходуются на антитабачные цели, что не вполне соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации <17>, а требование о лицензировании производства и продажи табачных изделий не согласуется со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <18>. -------------------------------- <17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823; 2010. N 31. Ст. 4185. <18> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430; 2010. N 23. Ст. 2791.

Следует заметить, что кроме описанного выше конвенционального механизма в рамках ВОЗ существует отдельная программа, называемая Инициатива по освобождению от табачной зависимости (Tobacco Free Initiative), предложившая членам ВОЗ комплекс мер, называемый MPOWER, представляющий собой совокупность шести стратегий: M (Monitor) - мониторинг потребления табака и стратегий профилактики, P (Protect) - защита людей от табачного дыма, O (Offer) - предложение помощи в целях прекращения употребления табака, W (Warn) - предупреждение об опасностях, связанных с табаком, E (Enforce) - обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий, R (Raise) - повышение налогов на табачные изделия. Вне сферы медицинского права имеются также международные акты, под предмет регулирования которых в отдельных случаях подпадает обращение табака. К таким актам могут быть отнесены прежде всего соглашения, составляющие базис Всемирной торговой организации: Генеральное соглашение о торговле и тарифах, Генеральное соглашение о торговле услугами, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности <19>. -------------------------------- <19> URL: www. wto. org (дата доступа: 25 августа 2010 г.).

В соответствии со ст. XI ГАТТ ни одна из договаривающихся сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой договаривающейся стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов. В то же время ст. XX устанавливает ряд общих исключений из изложенного правила, представляющих собой меры, к которым могут прибегнуть стороны при условии, что данные меры не будут применяться путем, который явился бы произвольной или неоправданной мерой дискриминации между странами, где преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли. Среди общих исключений ГАТТ называет, кроме прочего, необходимость охраны жизни и здоровья человека, животных и растений. Ограничительные меры применительно к обращению табачных изделий уже становились предметом спора в рамках ГАТТ. 22 декабря 1989 г. Соединенные Штаты Америки в соответствии со ст. XXIII ГАТТ обратились к государствам - участникам данного соглашения с целью сформировать специальную группу (англ. panel) для исследования разногласий с Таиландом, возникших по причине действия в этой стране Закона о табаке, которым запрещен импорт сигарет и их составляющих, однако дозволена продажа данных товаров, произведенных внутри страны. Кроме того, сигареты облагались акцизным и муниципальным налогами, а также налогом на предпринимателя. Власти Таиланда мотивировали свое решение необходимостью защиты здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма, ссылаясь на вышеуказанную ст. XX ГАТТ, а также отмечали, что сигареты, произведенные в США, содержат в себе более высокую концентрацию химических добавок и, следовательно, более опасны, нежели местные. Всемирная организация здравоохранения, представившая свое мнение панели экспертов, подтвердила существование между сигаретами, произведенными в развивающихся и развитых странах, разницы, заключающейся в большем содержании добавок и наполнителей, что делает сигареты более удобными для курения, особенно женщинами и подростками. Однако ВОЗ обратила внимание на отсутствие научно обоснованных данных о различиях во вредоносности одного или другого из отмеченных типов сигарет. По итогам разбирательства панель экспертов приняла решение о том, что введенные ограничения импорта не были необходимыми в значении ст. XX ГАТТ, однако налоговые меры, использованные Таиландом, соответствуют Соглашению <20>. Такое толкование положений ГАТТ, однако, не могло не вызвать опасений, поскольку в нем формируется тенденция по сокращению ограничений, основанных на здравоохранении, с тем чтобы способствовать свободной торговле <21>. -------------------------------- <20> Thailand - restrictions on importation of and internal taxes on cigarettes // Report of the Panel adopted on 7 November 1990 (DS10/R - 37S/200). <21> Schoenbaum T. J. International trade and the protection of the environment: the continuing search for reconciliation / T. J. Schoenbaum // American Journal of International Law. 1997. N 91. P. 268.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в ст. XX устанавливает, что использование товарного знака в торговле не должно быть необоснованно ограничено специальными требованиями, такими как использование с другим товарным знаком, использование в специальной форме или использование способом, который может нанести ущерб его способности отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. О нарушении норм данного соглашения сообщали отдельные табачные компании в ответ на законодательное закрепление (попытки закрепления) рядом государств, в частности Австралией, Канадой, Великобританией, необходимости продажи сигарет в упаковках, лишенных логотипов компаний, брендовых изображений, цветных и рекламных текстов, замененных на подпись марки и производителя табачных изделий, выполненных в стандартном шрифте и цвете <22>, <23>, <24>. В случае с Канадой Карла Хиллз, бывший представитель США по торговле, заявила, что подобные требования к пачкам противоречат ст. ст. 16 и 26 Соглашения, а также нарушают обязательства Канады по Парижской конвенции по охране промышленной собственности и НАФТА <25>. -------------------------------- <22> Shari Roan. Australia proposes selling cigarettes in plain packages // Los Angeles Times, May 4, 2010. <23> Jamie Doward Pledge to stop law on plain cigarette packets // The Observer, 1 March. 2009. <24> Shaffer E. R, Brenner J. E, Houston T. P International trade agreements: a threat to tobacco control policy E. R. Shaffer, J. E. Brenner, T. P. Houston // Tobacco Control. 2005. N 14 (Suppl II). P. 19 - 25. <25> Carla Hills. Legal Opinion With Regard to Plain Packaging of Tobacco Products Requirement Under International Agreements.

Соглашение о технических барьерах в торговле затрагивает вопросы обращения табака по преимуществу в части его упаковки и маркировки. Так, например, принятие Канадой Акта о решительных мерах по противодействию целевой продажи табачных изделий молодежи, предусматривающего запрет добавления отдушек (кроме ментола) в сигареты, небольшие сигары и самокрутки <26>, а также размещение на потребительской таре для данных табачных изделий информационных надписей о наличии соответствующих отдушек <27>, вызвало озабоченность со стороны Малави и еще 13 государств, вынесенную на обсуждение в Комитет по техническим барьерам в торговле. По мнению Правительства Малави <28>, запрет отдушек фактически приведет к невозможности производства так называемых традиционно смешанных сигарет, составляющих одну из наиболее распространенных категорий табачных изделий в мире. -------------------------------- <26> Англ. blunt wraps. <27> Cracking Down on Tobacco Marketing Aimed at Youth Act. URL: http://pm. gc. ca/ (дата доступа: 29 июня 2010 г.). <28> Документ Комитета по техническим барьерам в торговле от 24 марта 2010 г. N G/TBT/W/329.

Некоторые международные акты регионального характера также затрагивают вопросы обращения табачных изделий. Так, например, производителями табачных изделий в рамках главы 11 Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) безуспешно обжаловались предположительно нарушающие свободу экономического пространства меры, примененные США и Канадой <29>. Введение Уругваем запрета на размещение на пачках сигарет надписей "легкие", "мягкие" и других подобных вызвали обращение крупного производителя табачных изделий в Международный центр по разрешению инвестиционных споров Всемирного банка <30>. -------------------------------- <29> NAFTA Panel Dismisses Some Claims against United States in Tobacco Settlement Dispute, Allows Others to Proceed // The American Journal of International Law. Vol. 101. N 1 (Jan., 2007). P. 223 - 225. <30> Tiscornia Fabi n Tabacalera demanda a Uruguay en el exterior // El Pa s. 27 Febrero, 2010.

В ряде случаев региональными объединениями государств принимаются меры, прямо направленные на противодействие потреблению табака. Примером может служить принятие в 2003 г. Советом Южноамериканского общего рынка Региональной стратегии контроля над табаком в МЕРКОСУР <31>. В качестве приложения к данной стратегии были утверждены общие стратегические направления развития регионального плана действий по контролю над табаком, предусматривающие, в частности, координацию технических и финансовых усилий государств, создание национальных комиссий по контролю за табаком, развитие исследований в приоритетных областях и формирование предложений по интегрированной политике в сфере обращения табака. -------------------------------- <31> Estrategia regional para el control del tabaco en el MERCOSUR // MERCOSUR/CMC/DEC. N 20/03.

Отдельного внимания заслуживают нормы, направленные на ограничение потребления табака, принятые в рамках Европейского союза, являющегося в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации <32> одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров России. -------------------------------- <32> Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) // СПС "КонсультантПлюс".

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы противодействия распространению табака в ЕС, являются Директива Европейского парламента и Совета 2001/37/ЕС от 5 июня 2001 г. о сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, касающихся производства, презентации и продажи табачной продукции <33>, а также Директива Европейского парламента и Совета 2003/33/ЕС от 26 мая 2003 г. о сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, касающихся рекламы и спонсорства табачной продукции <34>. Директива 2001/37/ЕС устанавливает максимальные уровни содержания смол, никотина, монооксида углерода в сигаретном дыме, требования к предупредительным надписям на упаковке, запрещает запуск на рынок табака для перорального использования (жевательного, сосательного и т. д.). Директива 2003/33/ЕС, в свою очередь, содержит запрет на спонсорство табака (т. е. любые формы публичного или частного вложения в любое событие, деятельность или физическое лицо с целью прямого или косвенного стимулирования распространения табачных изделий), радиорекламу, рекламу в печатных СМИ (за исключением специальных журналов для профессионалов или журналов, издаваемых в третьих странах и не предназначенных для государств - членов ЕС). Европейским судом справедливости выработана довольно обширная практика по делам, связанным с оспариванием табачными компаниями ограничительных мер ЕС (например, дела The Queen v. Secretary of State for Health, ex parte Gallaher Ltd, Imperial Tobacco Ltd and Rothmans International Tobacco (UK) Ltd (1993) <35>, The Queen v. Secretary of State for Health, ex parte British American Tobacco (Investments) Ltd and Imperial Tobacco Ltd (2002) <36>, и др.). -------------------------------- <33> Directive 2001/37/EC of the European Parliament and of the Council of 5 June 2001 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco products // Official Journal L 194, 18/07/2001 P. 0026 - 0035. <34> Council Directive 89/552/EEC of 3 October 1989 on the coordination of certain provisions laid down by Law, Regulation or Administrative Action in Member States concerning the pursuit of television broadcasting activities. <35> Case C-11/92. The Queen v. Secretary of State for Health, ex parte Gallaher Ltd, Imperial Tobacco Ltd and Rothmans International Tobacco (UK) Ltd. <36> Case C-491/01. British American Tobacco (Investments) and Imperial Tobacco [2002] ECR I-11453.

Резюмируя анализ, проведенный в рамках настоящей работы, можно прийти к выводу о том, что к текущему моменту в международном праве активно формируется довольно детализированный межотраслевой институт, обеспечивающий реализацию мер, направленных на снижение потребления табака. Изучение данного вопроса представляет немалый научный и практический интерес как в свете необходимости совершенствования национального законодательства Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, так и для обеспечения оптимальной эффективности усилий, совершаемых в сфере здравоохранительной дипломатии на глобальном уровне.

Название документа