Систематизация английского законодательства

(Кананыкина Е. С.) ("История государства и права", 2011, N 1) Текст документа

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>

Е. С. КАНАНЫКИНА

Кананыкина Елена Сергеевна, начальник юридического отдела аппарата главы Думы МО г. Нягань, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена анализу систематизации английского права. Приводя примеры, автор показывает положительные и отрицательные стороны данного законодательства.

Ключевые слова: кодификация, система прецедентов, английский парламент, консолидация.

The present article is devoted to the analysis of systematization of the English law, on the basis of examples the author shows positive and negative features of this legislation.

Key words: codification, system of precedents, English Parliament, consolidation.

Проблемы систематизации существуют в правовых системах, относящихся к различным типам. Сравнительный анализ показывает, что их решение касается не только законодательной техники, но и сущностных вопросов права. Каждая правовая система предлагает свои методы и виды систематизации. В зависимости от этого в целом говорят о "кодифицированных" и "некодифицированных" правовых системах. Английское право действует только на территории Англии и Уэльса. В Шотландии - свое, шотландское, право. Особенности многовекового развития права Англии как права прецедентного предопределили внутреннюю противоречивость его силы, которая в целом плохо поддается систематизации <1>. -------------------------------- <1> Романов А. К. Правовая система Англии. М.: Дело, 2000. 344 с.

Отсутствие кодификации - одна из особенностей английского права наряду с преемственностью права (continuity), системой прецедентов, корпусом судей, независимостью от Короны, общим правом и правом справедливости, а также состязательностью судебной процедуры <2>. -------------------------------- <2> Дженкс Э. Английское право / Под ред. Л. А. Лунц. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947. 378 с.

Ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью. Задачу кодификации права рассматривают как политическое требование, а не как назревшую задачу правового развития, поскольку английское право - достаточно гибкий и социально ориентированный инструмент. Обобщенное наименование, консолидированное законодательство - это работа по кодификации английского права. Среди наиболее важных консолидированных законодательств нет законодательства об образовании. Суть в том, что перед консолидированным законодательством не ставится задача полной кодификации отрасли права. Их задача - систематизировать и упорядочить нормы права применительно к отдельным институтам. Консолидируются нормы, ранее разработанные по отдельным статутам, принятым в разное время и по различным поводам, объединенным по предметному признаку в одном акте. В настоящее время статуты рассматриваются как наиболее значимый источник правовых норм. Таким образом, английская правовая система - традиционный представитель правовых систем, определяемых как "некодифицированные". Длительное время вопрос о систематизации английских законов практически не ставился, что было обусловлено малозначительной ролью законов (статутов) в системе, где доминировал прецедент. В период государственно-монополистического капитализма, когда наблюдается укрепление положения закона в английском праве, возрастает комплекс вопросов, связанных с данной формой <3>. -------------------------------- <3> Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право. 1971. N 9. С. 11 - 18.

Необходимость систематизации на современном этапе связана, прежде всего, с увеличением количества законов. За многовековую деятельность английского парламента им принято значительное число статутов. Как уже говорилось, в английском праве можно встретить акты парламента, принятые в XIV - XV вв. и до сих пор используемые в судебной практике. Кроме того, с каждым годом число статутов продолжает расти. Специфика решения проблемы систематизации в английском праве диктуется рядом его особенностей, прежде всего характером источников. Тесное переплетение всех форм права, максимальная детализация содержащихся в них правовых норм, принципы применения - все это обусловило сложность развития систематизации путем кодификации. Реально в английском праве до сих пор речь идет лишь о систематизации путем консолидации - процесса соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт. Но несмотря на то, что в парламенте много говорилось о необходимости развития консолидации, практические сдвиги были незначительны. Более существенные шаги были предприняты в XIX в. Так, в 1825 г. были заменены 425 законов. В 1859 г. в Докладе правовой Комиссии говорилось о целесообразности консолидировать все действующие законы (300 - 400) в ближайшие два года. Однако бурная деятельность правовых комиссий не встречала реальной поддержки парламента: с 1870 по 1892 г. из 59 подготовленных законопроектов было принято только 36. Несмотря на столь глубокие исторические корни законов, их консолидация продолжает вызывать в английском праве множество проблем. Длительное время наиболее дискуссионным являлся вопрос о пределах консолидации, т. е. о допустимости включения новых законодательных положений в консолидирующий акт. Опасение вызывал тот факт, что для консолидируемых актов, в силу того, что они включили в себя уже утвержденные законодательные положения, была определена более простая процедура прохождения в парламенте. Последнее положение не могло распространяться на консолидирующие акты в том случае, если они включали в себя новые положения, ибо тогда нарушался принцип парламентского верховенства, согласно которому "ничто, вызывающее изменение в действующем праве, не может быть издано без тщательной проверки в парламенте" <4>. -------------------------------- <4> Бошно С. В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных актов // Современное право. 2003. N 12. С. 35.

В результате в английском праве сложилось три типа консолидирующих актов: 1) чисто консолидирующие акты, непосредственно объединяющие законодательные положения; 2) консолидирующие акты, принимаемые в соответствии с Законом о процессе консолидации 1949 г.; 3) консолидирующие акты, принимаемые в соответствии с поправками, предложенными правовой Комиссией. Последние два типа составляют "широкую" консолидацию. Формальное различие между консолидирующими актами, принимаемыми на основе Закона о процессе консолидации, и консолидирующими актами, принимаемыми на основе предложений правовой Комиссии, заключается в объеме вносимых изменений в действующее законодательство. Закон 1949 г., устанавливая особую процедуру прохождения консолидирующих биллей, по сути, расчленяет их положения на составные части - положения "чистой" консолидации и положения, содержащие новые законодательные предложения. Последние фиксируются в меморандуме лорда-канцлера с объяснением их цели. Лицам, чьи интересы затрагиваются законопроектом, предоставляется право вносить свои предложения по его содержанию. Подобные законопроекты рассматриваются объединенным Комитетом, который решает в конечном счете, какие предложения включать в законопроект, и докладывает об этом спикеру палаты общин и лорду-канцлеру. При условии, что данные лица согласны с решением объединенного комитета, билль признается в качестве консолидирующего закона с добавлениями и изменениями. В Законе 1949 г. особо оговаривается, что изменения, вносимые консолидирующими актами, после их принятия имеют силу закона <5>. -------------------------------- <5> Бриксов В. В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 82.

Хотя акт парламента и допускал возможность внесения консолидирующим законом изменений, но делал это еще весьма осторожно. Он устанавливал, что изменения, вносимые консолидирующими законами, не должны быть столь существенны, чтобы требовать принятия отдельного закона. Так как на практике консолидирующий законопроект может объединять признаки всех типов консолидации, то в таком случае он обычно относится к третьей группе и проходит как консолидирующий акт, предложенный правовой Комиссией. С другой стороны, разработанный правовой Комиссией консолидирующий законопроект может проходить по процедуре, предусмотренной Законом 1949 г. Таким образом, на практике в качестве единственного критерия разграничения типа консолидирующего акта выступает целесообразность выбора той или иной процедуры прохождения законопроекта. Сложность составления консолидирующих биллей во многом определяется особенностью составления английских законов. Они не только чрезвычайно детализированы, но и включают в себя массу вопросов. Как отмечает английский исследователь Ф. Беннион, каждый раздел закона, по сути, является самостоятельным законом. Английское право далеко от утверждения принципа "один закон регулирует единый круг отношений". Против такого положения поддерживаемого Обществом статутного права, категорически высказалась и Комиссия П. Рейтона, созданная для дачи заключения по вопросу о состоянии подготовки законодательства. "Подобное предложение, на наш взгляд, - отмечалось в ее заключении, - основывается на ошибочном предположении, что каждый статут может быть полностью понят как изолированный акт, без обращения к каким-либо другим статутам". Сам Ф. Беннион, как председатель Общества статутного права, стоит на той позиции, что подобный принцип привел бы к организации отраслей права как последовательно цельной, единой системы <6>. Консолидация как раз и способствует этому, так как в ее процессе идет перегруппировка составных частей законов. Консолидация должна проводиться фактически постоянно с тем, чтобы учитывать все текущие изменения в действующих статутах. Причем поправки к старым законам в Великобритании принимаются в виде отдельных актов (Amendment Acts), которые действуют фактически самостоятельно. При парламентском обсуждении проектов этих законов действует Доктрина о "четырех углах", согласно которой парламент не обязан рассматривать поправку к закону в свете основного закона, а может ограничиться текстом самой поправки. При консолидации подобный подход невозможен, так как положения законов должны быть согласованы друг с другом. -------------------------------- <6> Bennion F. Statute law. 1999. P. 8; Cretnnk S. The Codification of family law // Modern Law Rev. 1981. Vol. 44. N 1. P. 11.

Процесс консолидации осложняется тем, что статуты достаточно часто изменяются. Всякий раз, отмечает английский юрист Ф. Беннион, когда вы смотрите акт, необходимо обращаться к дополнительным источникам, чтобы узнать, не было ли за это время принято каких-либо добавлений к акту или не были ли отменены отдельные его положения. Ф. Беннион приводит следующий весьма наглядный пример <7>. В процессе консолидации учитываются не только поправки к законам, но и делегированное законодательство. В английской практике имеются случаи, когда статутные акты становились в процессе консолидации частями нового закона <8>. -------------------------------- <7> The Educational Act. Charles knight, 1944. <8> К примеру, Закон о государственном страховании 1965 г. большей частью базируется на правилах, принятых на основании законов, взятых для консолидации.

Будучи ведущей формой систематизации в английском праве, консолидация вместе с тем приводит на практике к существенным затруднениям. Хотя идея кодификации возникала в разные периоды развития права <9>, более активно она стала обсуждаться после того, как в первой программе правовой комиссии кодификация была объявлена одним из важных направлений ее работы. -------------------------------- <9> Ее сторонниками были И. Бентам, Дж. Остин, Ш. Амос, Дж. Стефен, Ф. Поллок, Д. Ллойд и др.

Вместе с тем необходимо учитывать, что данный вопрос в англосаксонском праве был всегда достаточно спорным. Сложность его заключается в том, что при кодификации систематизируются не только нормы статутного права, но и прецеденты. Для английского юриста кодекс в любом случае является "законом", который суммирует не только предшествующее законодательство, но также прецедентное право и право справедливости по данному вопросу. Создать подобный кодекс достаточно сложно: в Великобритании действует около 800 тыс. прецедентов, а статуты занимают в общей сложности около 50 томов. Проблемы касаются как способов их компиляции, так и вопросов принятия и действия кодексов. Особенность техники составления английских кодексов диктуется в первую очередь требованиями принципов судебного применения. При применении актов парламента английские суды опираются главным образом на буквальное правило, которое исходит из точного прочтения каждого статута, а не из его общего смысла. Поэтому введение обобщенных положений, как в европейских кодексах, в английском праве вызывает возражения <10>. К примеру, если статья кодекса будет применять термин "права и обязанности родителей", не раскрывая содержания этих понятий, то суд будет вынужден вновь обратиться к разъяснениям прецедентного права. -------------------------------- <10> Bennion F. Statute law. 1999. P. 8.

Юристами высказывались различные предположения закрепления в статутной форме положений прецедентного права. Еще И. Бентам предлагал создать кодекс, представляющий собой систематизированное изложение действующего права, разделенное по предметам регулирования. Его идеи получили реализацию в США. Великобритания до сих пор не знает кодекса, даже подобного американскому <11>. -------------------------------- <11> Burgess T. Education after school. Great Britain: Penguin Books, 1977. P. 23.

Рядом специалистов в области права (Маколей, Поллак) высказывалось мнение, что кодексы должны снабжаться иллюстрациями, разъясняющими их положения. Иллюстрации выполняют техническую роль и имеют своей целью корректировать судейскую практику. Подобная модель кодекса, по их мнению, должна органично вписываться в английскую правовую систему. Прецеденты, включенные в кодекс, имеют большую силу, чем обычные прецеденты, так как прямо утверждены законодательным органом. Сложность практической реализации предложений по кодификации в прошлом заключалась в том, что большая часть права содержалась в форме прецедентов, что затрудняло формирование единой общей нормы из статутов и соответствующих прецедентов. Поэтому вопрос решался очень медленно <12>. -------------------------------- <12> Зивс С. Л. Развитие формы права в современных империалистических государствах. М., 1966. С. 129 - 132.

Не менее существенным вопросом, чем проблема законодательной техники составления кодекса, является введение его в английское право. Кодификация - процесс сложный, для Великобритании исторически неизвестный. Создатели кодекса не стремятся провести реформу в один прием, которую считают в принципе невозможной, а предлагают длительное "вживание" кодекса в английское право. Оно выражается не только в сложности принятия кодекса по частям, но и в том, что наряду с кодексом будут действовать статутные и прецедентные нормы, определяющие различные составы преступлений. Другая, не менее важная проблема - соотношение кодекса с прецедентами толкования, которые будут образовываться в процессе его применения судами. Все предложения по увеличению роли правовой комиссии по надзору за прецедентами путем наделения ее более весомыми полномочиями, в том числе путем увеличения юридической силы ее актов по установлению специального контроля за отменой прецедентов толкования, носят общий характер и детально не разработаны. Вероятно все же, что введение кодекса в английское право потребует определенной перестройки, как бы ни хотелось избежать этого создателям его проекта <13>. Поскольку за многовековую деятельность английского парламента статутов скопилось достаточное количество, кроме того, многие законы были отменены, изменены, то в современной Великобритании очень остро стоит вопрос о таком издании статутов, который отвечал бы состоянию действующего права <14>. -------------------------------- <13> Morris L., Cohen K., Olson G. Legal Research in a Nutshell. St. Paul, 7 ed. 2000. P. 79 - 300. <14> Богдановская И. Ю. Закон в английском праве. М.: Наука, 1987. 184 с.

Большим подспорьем всегда являлись неофициальные издания статутов. Среди них можно отметить издания Плутона, Кебле, Гокинса, Кея, Томлинса и Райтсли, Пикеринга. В XIX в. было положено начало, пожалуй, наиболее интересному изданию английских статутов - Statutes in Practice, которое охватывало акты, начиная с Великой хартии вольностей до 1910 г. Издание было продолжено годовыми приложениями вплоть до 1948 г., после чего прекратило существование. Интерес этого издания, хотя и предназначавшегося только для практических юристов и охватывавшего лишь наиболее применяемые статуты, объясняется тем, что статуты располагались в нем не в хронологическом порядке, как во всех английских изданиях, а были сгруппированы по предметам регулирования. Наиболее полным современным изданием является издание Халсбери. Первый выпуск охватывал акты парламента до 1951 г., второй - все публичные статуты до настоящего времени. В Англии существует три официальных выпуска пересмотренных статутов (Statutes Revised): 1885 г. (8 томов); 1888 - 1929 гг. (24 тома); 1950 г. (32 том). После 1950-х гг. подобные издания не выпускались. Основным недостатком всех этих изданий является то, что статуты расположены в них в хронологического порядке и по ним очень сложно определить изменения, внесенные парламентом в текст статута. Существенно подсобное издание представляет собой Current La Citator - сборники, периодически публикующие действующие статуты. Но по ним можно только выяснить, не отменен ли статут. С 1981 г. началась подготовка нового официального издания "Действующих статутов" (Statutes in Force). Оно в корне отличается от предшествующих изданий. Прежде всего, статуты располагаются в нем по разделам (всего 126 разделов). Кроме того, статут со всеми последующими изменениями составляет отдельный буклет, который по мере необходимости будет заменяться новым. Подобное издание, несомненно, облегчит ориентацию в действующем законодательстве <15>. -------------------------------- <15> Богдановская И. Ю. Правовые системы Канады, Австралии и Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. 2002. N 8. С. 21.

Схема

Систематизация Хронологическая - законодательства - Предметная - это форма это установление это форма объединения структуры отрасли кодификации, а законодательства законодательства также издания по хронологи - в порядке консо - консолидированных ческому лидации, инкорпо - единых текстов принципу рации, кодификации законодательных (что является норм частным случаем инкорпорации), в значительной мере опреде - ляется сло - Кодификация - жившимися в создание новых стране формами крупных, официальной органически публикации целостных актов, нормативных охватывающих актов целую отрасль права или законодательства

Инкорпорация - Консолидация - объединение внешняя обработка и объединение нормативного материала без нормативного материала без внесения в него каких-либо внесения в него каких-либо изменений изменений по существу

официальная неофициальная многочисленных неофициальных собраний законодательных актов, Модель - которые формально именуются ный ко - кодексами декс об обра - Кодекс зовании Основы законодательства законов о (для об образовании публичном региона) образовании Италии Устав образовательного учреждения Основы об образо - вании Венесуэлы Положения Кодексы чести и Собрание законодательства норм об образовании Колумбии Модельный Кодекс пове - кодекс об об дения образовании обра - Основные положения обра - (для зова - зования Чили сообщества) нии

Правовые системы общего права (анализ законодательства Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Северной Ирландии, Австралии, Канады)

Виды актов Виды отношений в образовании Про - цент До - Школь - На - Сре - Выс - Пост - До - Финан - Соци - эффек - школь - ное чаль - днее шее уни - пол - совое, ально - тив - ное ное про - про - вер - ни - нало - трудо - ности про - фес - фес - сите - тель - говое вое реали - фес - сио - сио - тское ное регу - обес - зации сио - наль - наль - лиро - пече - акта наль - ное ное вание ние ное участ - ников обра - зова - тель - ного про - цесса

Уровень высших государст - венных органов

Между - народные конвенции, X X X X X X X 30 соглашения, договоры

Конституция X X 10 страны

Закон страны X X X X X X X X X 60

Кодексы об 0 образовании

Распоряжения прави - тельства (Директивы Государст - X X 10 венного совета по образованию)

Договоры между органами 0 власти о разгра - ничении полномочий

Ордонанс и указ главы 0 государства

Приказы, распоряжения, инструкции Министерства X X 20 образования, решения министерских коллегий

Циркуляры, инструкции, рекоменда - тельные X X X 35 письма, рекомендации Министерства образования

Уровень региональных государствен - ных органов:

конституции, уставы, декларации региона го - X X X 50 сударства (субъекта федерации, провинции)

Договоры и соглашения между исполнитель - 0 ными органами региональной власти по вопросам образования

Законы регионов X X X X X X X X X 80

Указы губернаторов X X X 20

Постановления губернского X X 10 правительства

Приказы руководителей департаментов X X X X X X X X X 50 образования субъекта, провинции (инструкции ректора учебного округа)

Уровень местных органов государственной власти:

Приказы, распоряжения администрации X X X X X X X X 60 школьных округов, комитета по образованию (структур департамента)

Директивы суперинтендантов, X X X X X X X X X 70 управляющих школьных округов

Решения советов школьных округов X X X X X X X X X 70

Постановления и распоряжения главы 0 муниципального образования

Договоры о разграничении полномочий 0 между местными органами управления образования

Иные внешние договоры по вопросам 0 регулирования образовательных отношений

Уровень образовательных учреждений:

Уставы образовательных учреждений Вид регулируемых отношений зависит от вида ОУ X X 80

Разнообразные положения о деятельности X X X X X X X X X 80 структур образовательного учреждения

Договоры между учредителями X X X X 30

Коллективные договоры X X X X X X X X X 60

Распоряжения руководителей ОУ (решения начальника, X X X X X X X X X 60 директора, суперинтенданта, главы)

Решения советов образовательных X X X X X X X 40 учреждений

Трудовые договоры с профессорско - X X 90 преподавательским персоналом

Внешние двусторонние соглашения с X X X X X X 20 иностранными субъектами образовательных отношений

Договоры на обучение, оказание X X X X X X X 80 образовательных услуг

Вариативность регулирования в 13 17 14 14 15 14 14 19 20 конкретном источнике права опре - деленного вида отношений: за основу взято 30 видов источников и 9 видов образовательных правоотношений. Таким образом, во всех источниках наиболее часто упоминаются социально-трудовые, финансовые и налоговые правоотношения, затем отношения, регулирующие школьное образование и высшее образование, далее следуют вопросы иного профессионального образования, и завершает комплекс правоотношений дошкольное воспитание (имеющее наибольший процент фиксации - 13% по сравнению с ранее рассмотренными системами образования: по 11% в романо-германской системе права, традиционно-религиозных и иных смешанных правовых семьях и 7% - в северной и социалистической правовой семье)

Самым распространенным источником права в данной правовой семье с учетом поправки на выбранные страны и исходя из анализа нормативной литературы являются законы регионов (если это федеративное государство США и Канада, Австралия - 80%), распоряжения Министерства образования (для Англии - 80%), приказы, распоряжения администрации школьных округов и советов школьных округов - 70%, локальные нормативные акты (коллективные договоры, распоряжения руководящего состава учреждения образования (управляющего и совета) 60 + 40%), индивидуальные договоры - 80%. Делегирование полномочий от центральных органов власти субъектам федерации установлено при создании государственной системы. В США при принятии Конституции в 1792 г., в Канаде при принятии Британского Акта Конституции 1867 г., в Австралии при вступлении в силу дарованной Конституции 1900 г. было закреплено, что образование является сферой исключительных полномочий субъектов, поэтому каких-либо нормативных договоров о перераспределении полномочий между уровнями органов власти не осуществляется. Исключением является Англия, но Великобритания - страна централизованного управления системой образования. Реализация любых полномочий местными органами образования осуществляется директивами, распоряжениями министерства образования страны, необходимости в существовании договоров не существует.

Система общего права (в данной работе отнесены к смешанным системам, упомянуты в таблице, так как система общего права является превалирующей в праве государства) Весь расчет в таблице идет без их учета.

Наиме - Форма Англий - Амери - + Re - + +Ro - Основной Первичный и нование госу - ская канская li - Cus - man - источник основной страны дарст - (Com - (Ameri - gious tom - Dutch права источники венного mon) can) ary права об устрой - образовании ства

уни - фе - % тар - де - урегулиро - ная ра - ванности ция отношений в сфере образования

1. + + + Общее Закон Союза Австра - право в (40%) - лия судебных закон штата решениях (60%)

2. + + Решения Статут Велико - высших парламента брита - судов = (50%) - ния статуты директива Министерства образования (50%)

3. + + Закон = Статут Ирла - прецедент парламента ндия (60%) - директива Министерства образования (40%)

4. + + + Прецедент Закон про - Канада = закон винции (30%) - Директива Министра образования провинции (70%)

Кипр* + + + Прецедент Закон (20%) = закон - решение муниципаль - ных властей (80%)

5. + + + Прецедент Закон (40%) Новая = закон - распоряже - Зелан - ние министра дия образования (60%)

Индия* + + + Закон Закон штата (25%) - распоряжение местных органов (75%)

Малай - + + + + Шариат = Закон страны зия* адат (30%) - ордонанс министра образования (70%)

Бангла - + + + Законода - Ордонанс деш* тельство министра = образования прецедент (100%)

Мьянма* + + + + Прецедент Постановле - - обычай ние главы государства (80%) - распоряжение местных органов власти (20%)

Ниге - + + + + Законода - Закон феде - рия* тельство рации (60%) = - распоряже - прецедент ние министра образования (40%)

Пакис - + + + Шариат = Закон (35%) тан* адат - постанов - ление местных органов власти (65%)

Синга - + + + + Законода - Распоряжение пур* тельство министра просвещения (100%)

Танза - + + + + Закон Закон (20%)- ния* распоряжение министра просвещения (80%)

ЮАР* + + + + + Закон = Закон (50%) обычай - распоряже - ние министра просвещения (50%)

6. + + + Закон Закон (40%) Антигуа - распоряже - и ние министра Барбуда просвещения (60%)

7. + + + Закон Закон (50%) Багамы - Распоряже - ние министра просвещения (50)%

8. + + + Закон = Закон (40%) Барба - прецедент - распоряже - дос ние министра просвещения (60%)

9. + + + Закон = Закон (20%) Гаити прецедент - распоряже - ние министра просвещения (80%)

10. + + + Закон = Закон (40%) Пуэрто - прецедент - распоряже - Рико ние министра просвещения (60%)

Сен - + + + + Закон = Закон (40%) Вин - прецедент - Распоряже - сент и ние Министра Грена - просвещения дины* (60%)

Сент - + + + Закон = Закон (20%) Китс и прецедент - распоряже - Невис* ние местных органов власти (80%)

Сент - + + + + Закон = Закон (20%) Люсия* прецедент - распоряже - ние местных органов власти (80%)

Трини - + + + + Закон = Закон (20%) дад и прецедент - распоряже - Тобаго* ние местных органов власти (80%)

11. + + + Закон = Закон (50%) Ямайка прецедент - распоряже - ние министра просвещения (50%)

Гайяна* + + + + Закон = Закон (20%) прецедент - Распоряже - ние местных органов (80%)

12. США + + Закон = Закон феде - прецедент рации (30%) - закон штата (70%)

13. + + Закон = Закон (20%) Вануату прецедент - распоряже - ние местных органов (80%)

Итого 18 9 25 4 10 15 7 Закон = 29, из прецедент них 13 без * стран Закон парла - мента, поло - Вид и форма источника права об образовании не имеют сколь - жения кото - нибудь важной зависимости от правовой системы, скорее рого приме - такая зависимость существует от формы государственного няются на устройства - унитарного государства или федеративного, а 0 - 50%, также от политического режима в стране, наличия выступает господствующей идеологии. Так, и в унитарном, и в федера - как первич - тивном государстве первичной формой источника права об ный норма - образовании является закон (статут, основной закон), но тивный акт, основной формой закрепления нормы права в унитарном содержащий государстве является распоряжение Министерства образова - скорее док - ния (Департамента просвещения), а в федеральном - закон тринальные и штата (для США и Канады это органы центральной власти по декларатив - вопросам образования, а не региональной, ибо согласно ные положе - конституциям стран практически все вопросы образования ния и находятся в компетенции легислатур штатов). Норма права по распоряже - вопросам образования, закрепленная в постановлении ния, поста - профильного министерства для централизованного государства новления и в законе штата - для децентрализованного, составляют профильного закон (в материальном смысле слова), поэтому данные минис - нормативные акты являются самыми популярными "силовыми", терства и эффективно действующими. В слаборазвитых странах (Мьянма, местных Малайзия) силу закона имеет нормативный акт, исходящий от органов государственного исполнительно-распорядительного аппарата в власти силу действия сильных патриархальных традиций, (школьных неурегулированности отношений образования на округов), законодательном уровне либо отсутствия профильного закона выступающие как конк - ретно - обязатель - ные, распо - рядительные нормативные предписания, обязательные для исполне - ния

Название документа