Коносамент в российском и зарубежном законодательстве

(Ротко С. В.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 1) Текст документа

КОНОСАМЕНТ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ <*>

С. В. РОТКО

Ротко Светлана Владимировна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российской академии правосудия (Ростовский филиал), кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается вопрос определения правовой природы коносамента как товарораспорядительной ценной бумаги. Автором анализируются отдельные виды коносаментов, раскрываются отдельные особенности обращения коносамента.

Ключевые слова: морская перевозка, ценная бумага, коносамент, именной коносамент, ордерный коносамент, коносамент на предъявителя, чистый коносамент, правильный коносамент, чартерный коносамент.

In article the question of definition of the legal nature of the bill of lading as goods-administrative security is considered. The author analyzes separate kinds of bills of lading, separate features of the manipulation of the bill of lading reveal.

Key words: Sea transportation, security, the bill of lading, the straight bill of lading, the order bill of lading, the bill of lading to bearer, the clean bill, the correct bill of lading, the charter bill of lading.

Коносамент остается одним из главных инструментов в сделках, связанных с использованием морского транспорта. Отметим, что существование коносамента было предопределено развитием международной морской перевозки. В юридической литературе существует две устоявшейся позиции в отношении истоков практики составления коносамента. Так, в частности, А. Ф. Федоров <1> указывал, что история составления коносамента ведет свое начало со времен составления писцами судов выписок из грузовых реестров <2>. Г. Ф. Шершеневич, В. А. Белов, напротив, утверждают, что коносамент происходит от документов, которые выдавались капитанами судов и совмещали в себе характеристики как коносамента, так и чартера <3>. -------------------------------- <1> См.: Федоров А. Ф. Морское право. Одесса, 1913. С. 140. <2> В юридической литературе дореволюционного периода можно даже встретить ошибочное положение, согласно которому коносаменты и грузовые росписи являются идентичными по своему содержанию. На это обращает внимание и В. А. Белов. Он указывает: "Это не соответствует действительности. Коносамент - это документ, исходящий от самого корабельщика либо его представителя (капитана судна); грузовая роспись - документ судового писаря, не представлявшего ни корабельщика, ни тем более капитана; лица, ведшего учет принятого к перевозке груза от своего имени и под свою личную ответственность" (см.: Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по специальному курсу: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. Т. II. М.: Центр ЮрИнфоР, 2007. С. 233). На это также в свое время обращал внимание и Г. Ф. Шершеневич, отмечая следующее: "В нашей практике грузовую роспись принято понимать в смысле коносамента. Но нельзя не заметить, что такое понимание не вполне соответствует сущности коносамента. Коносамент содержит указание товаров, принятых от данного отправителя, а в грузовую роспись вносятся все товары, принятые на корабль" (см.: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М.: Статут, 2003. Том III: Вексельное право. Морское право. С. 276). <3> См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 276; Белов В. А. Указ. соч. С. 234.

Исследуя историю возникновения коносамента, В. А. Белов, ссылаясь на монографию А. С. Кокина <4>, отмечает, что подобные документы датируются 1248 годом и содержали обязанность подписавшего лица перевести на собственном судне определенный товар. Данные документы предшествовали выписке и составлялись не писарями судна. Они могли быть подписаны только судовладельцем или капитаном, выдавались только отправителю груза. Неизвестным остается лишь факт: "...сохранялся ли он в руках отправителя после приема груза к перевозке и выдачи выписки, или же выписка выдавалась на основании такого документа" <5>. В. А. Белов отмечает, что если сохранялся, то, очевидно, ради его последующей отсылки отправителем груза грузополучателю <6>. -------------------------------- <4> См.: Кокин А. С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте. М., 2000. <5> Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. С. 235. <6> См.: Белов В. А. Указ. соч. С. 235.

Затем в этом документе вместе с его собственными чертами соединились характеристики выписки из грузового реестра, что и стало основой современного коносамента. Точкой отсчета появления коносамента на законодательном уровне в Советской России по праву можно считать Положение о морской перевозке от 28 мая 1926 г. <7>. Именно в этом Положении появились нормы, касающиеся правового регулирования коносамента, воспринятые Кодексом торгового мореплавания СССР от 14 июня 1929 г. <8>, который с течением времени был заменен Кодексом торгового мореплавания Союза ССР от 17 сентября 1968 г. <9>. -------------------------------- <7> Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 28 мая 1926 г. "Положение о морской перевозке" // Собрание законов СССР. 1926. N 39. Ст. 284 (утратило силу). <8> Кодекс торгового мореплавания СССР от 14 июня 1929 г. // Собрание законов СССР. 1929. N 41. Ст. 365, 366 (утратил силу). <9> Кодекс торгового мореплавания Союза ССР от 17 сентября 1968 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 39. Ст. 351 (утратил силу).

В настоящее время правовое регулирование обращения коносамента осуществляется нормами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. <10> (далее - КТМ РФ), Гамбургских правил 1978 г. <11>, Международной конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. с поправками, внесенными протоколами 1968 г. и 1979 г. (Гаагско-Висбийские правила) <12>. -------------------------------- <10> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207. <11> Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила) (заключена в г. Гамбурге 31 марта 1978 г.) // СПС "КонсультантПлюс". <12> Протоколом от 23 февраля 1968 г. (п. 2 ст. 12) и Протоколом от 21 декабря 1979 г. (п. 2 ст. VII) установлено: "Присоединение к настоящему Протоколу влечет присоединение к Конвенции". Присоединение России к Конвенции установлено Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 17-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 года, измененной Протоколом от 23 февраля 1968 года" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 2. Ст. 244. Текст Конвенции (неофициальный перевод на русский язык) см.: Многосторонние международные соглашения о морском транспорте (условия перевозок) / Сост. А. Л. Маковский. Торгово-промышленная палата СССР. Секция торгового мореплавания и морского права. М., 1983. С. 48 - 72.

Действующее законодательство не содержит определения коносамента, хотя достаточно подробно регламентирует отношения по коносаменту. Можно определить, что коносаментом является ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки. Коносамент выполняет три основные функции <13>: -------------------------------- <13> Подробнее о функциях товарораспорядительных бумаг вообще и коносамента в частности см.: Кокин А. С. Коносамент: правовые аспекты. М., 1987; Кокин А. С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте. М., 2000; Кокин А. С. Международная морская перевозка груза: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.

1) является свидетельством заключения договора перевозки; 2) является распиской в получении груза перевозчиком; 3) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Товарораспорядительный характер коносамента заключается в возможности смены собственника груза путем передачи коносамента, пока груз плывет в порт назначения. КТМ РФ не указывает, какие действия со стороны перевозчика означают выдачу коносамента. В "выдаче" отражены действия сторон, претворяющие в жизнь достигнутую договоренность. Закон закрепляет лишь общий способ приобретения права владения коносаментом - по договору. Это означает, что понятие "выдача коносамента" связано с добровольной, сознательной передачей перевозчиком документа и добросовестным приобретением документа отправителем груза. Согласно закону движимыми признаются любые вещи, не отнесенные им к недвижимым (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Коносамент входит в число движимых вещей. Поскольку добросовестность участника гражданского правоотношения предполагается (п. 3 ст. 10 ГК РФ), под понятие "выдача" приходится подводить и всякое получение коносамента, хотя бы оно последовало без согласия перевозчика <14>. -------------------------------- <14> Кокин А. С. Международная морская перевозка груза: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа. В коносамент согласно п. 1 ст. 144 КТМ РФ должны быть включены определенные данные. Следует отметить, что при составлении коносамента не требуется написания его на какой-либо определенной бумаге, бланке, определенным языком или способом написания, также не требуется указание реквизитов коносамента в строго определенном порядке (необходимо только наличие их всех). Наряду с обязательными реквизитами в коносамент по соглашению сторон могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент должен быть подписан <15> перевозчиком или лицом, имеющим полномочия перевозчика (согласно КТМ РФ таким лицом является капитан судна). -------------------------------- <15> А. С. Кокиным отмечено: "Отсутствие собственноручной подписи не в состоянии заменить ни написание текста обязательства самим обязующимся лицом, ни включение имени последнего в текст документа. Ограничений в части пользования различными языками не существует. Подпись может быть сделана и на другом языке по сравнению с тем, на котором написан текст документа" (см.: Кокин А. С. Международная морская перевозка груза: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007).

В соответствии с п. 3 ст. 14 Гамбургских правил 1978 г. подпись на коносаменте может быть сделана от руки, напечатана в виде факсимиле, перфорирована, поставлена с помощью штампа, в виде символов или с помощью любых иных механических или электронных средств, если это не противоречит закону страны, в которой выдается коносамент, а в соответствии с п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ <16> факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. -------------------------------- <16> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.07 N 333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2007. N 50. Ст. 6246.

После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к обязательным реквизитам (согласно КТМ РФ) должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза. В случае если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент <17> на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу. -------------------------------- <17> Данный коносамент является небортовым коносаментом, который не является ценной бумагой, и, как отмечено Г. Н. Шевченко: "выполняет... функции расписки груза перевозчиком и свидетельства об условиях, на которых заключен договор перевозки" (см.: Шевченко Г. Н. Указ. соч. С. 63).

В соответствии со ст. 146 КТМ РФ установлены следующие виды коносамента: именной, ордерный и на предъявителя. Именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования. В отношении данного вида коносамента М. М. Агарков отмечал, что он относится к ордерным ценным бумагам (следует учитывать, что такой вывод М. М. Агаркова базировался на анализе Положения о морской перевозке от 28 мая 1926 г.) <18>. В настоящее время исходя из действующих норм законодательства (в частности, КТМ РФ) данный вывод не имеет фактической выраженности, поскольку именной коносамент представляет собой ректа-бумагу <19>. Признаком именного коносамента является указание в нем только на личность грузополучателя, без оговорки о приказе. -------------------------------- <18> Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 292 - 293. <19> См., например: Крашенинников Е. А. Правовая природа ректа-бумаг. Очерки по торговому праву. Ярославль, 1996. Вып. 3. С. 6; Вошатко А. В. Уступка прав из ректа-бумаг. Очерки по торговому праву. Ярославль, 1999. Вып. 6. С. 83; Трегубенко Е. Ю. Ордерные ценные бумаги. Ярославль, 2002. С. 40 - 41; Чуваков В. Б. Правовая природа ректа-бумаг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 7; Белов В. А. Указ. соч. С. 253.

В отличие от именного в ордерном коносаменте присутствует оговорка о приказе, включенная в указание о личности отправителя или получателя. Ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям <20>. Коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения. -------------------------------- <20> В. А. Беловым отмечено, что ордерный коносамент, снабженный бланковой передаточной надписью, приобретает свойства бумаги на предъявителя (см.: Белов В. А. Указ. соч. С. 253).

Наибольшее распространение при перевозке грузов морем получили ордерные коносаменты и коносаменты на предъявителя, как представляющие максимум удобств при передаче прав. Основной их недостаток (как и любых других ордерных ценных бумаг и бумаг на предъявителя) заключается в риске утраты <21>. -------------------------------- <21> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г. Г. Иванова. М.: Спарк, 2000.

В международной практике морской перевозки грузов существует понятие "чистый коносамент", под которым понимается такой коносамент, который не имеет дополнительных оговорок, прямо констатирующих дефектное состояние груза или упаковки. Понятию "чистый коносамент" противопоставляется понятие "правильный коносамент" или его синоним - "коммерческий коносамент". Коносамент считается коммерческим, если состояние товара или упаковки, описанное согласно их фактическому состоянию, соответствует договорным соглашениям или торговым обычаям касательно данного товара <22>. -------------------------------- <22> См.: Кокин А. С. Международная морская перевозка груза: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.

В литературе иногда выделяют чартерный (фрахтовый) коносамент, который является документом, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента. Но коносамент, выданный по чартеру, который не включает в себя условия чартера по договору с получателем груза или индоссатом, не является фрахтовым коносаментом <23>. Выдача груза против коносамента является способом прекращения договора морской перевозки груза по коносаменту. -------------------------------- <23> Семенов А. В. Некоторые вопросы правового регулирования коносамента как доказательства договора морской перевозки грузов // Транспортное право. 2001. N 1.

Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что коносамент, пройдя исторический путь становления и развития как в национальном, так и в зарубежном законодательстве, занял одно из центральных мест в системе правового регулирования международной морской перевозки грузов. Таким образом, коносамент - товарораспорядительный документ, являющийся ценной бумагой индивидуального составления, удостоверяющей право ее законного держателя распоряжаться указанным в самой ценной бумаге грузом и получить груз после завершения перевозки.

Название документа