Международное сотрудничество стран - участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС по предупреждению преступлений в сфере обеспечения экономической безопасности

(Есаян А. К.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 1) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ, ЕВРАЗЭС, ШОС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ <*>

А. К. ЕСАЯН

Есаян Армен Карленович, соискатель Академии экономической безопасности МВД РФ, кандидат юридических наук.

В статье проводится анализ правовых форм сотрудничества в обеспечении экономической безопасности стран - участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС.

Ключевые слова: международный договор, исполнение обязательств, сотрудничество государств, экономическая безопасность.

The article conducts analysis of legal forms of cooperation in ensuring economic security of states-members of the CIS, EurAsEC, SCO.

Key words: international contract, performance of obligations, cooperation of states, economic security.

Среди важнейших задач в области борьбы с преступлениями в сфере экономической безопасности Концепции национальной безопасности государств - членов евразийских организаций называют укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих транснациональной организованной преступности, создание условий для их эффективной деятельности... расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ, ЕврАзЭс, ШОС... <1>. Основываясь на международных соглашениях, государствам - участникам евразийских организаций необходимо эффективно сотрудничать друг с другом, правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с экономической преступностью, шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия транснациональным преступлениям. -------------------------------- <1> Закон Республики Молдова от 22 мая 2008 г. N 112-XVI "Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Молдова" // Официальный монитор Республики Молдова. 2008. N 37. Ст. 409; Закон Кыргызской Республики от 31 января 2003 г. "О национальной безопасности". http:// www. base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Regnom= 3555; Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 г. N 233-1 "О национальной безопасности Республики Казахстан". http:// www. base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Regnom= 1228; Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170; Указ Президента Республики Беларусь 17 июля 2001 г. N 390 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 69. 1/2852.

Относительно определения международного сотрудничества в обеспечении экономической безопасности среди ученых отсутствуют диаметрально противоположные позиции. Р. Х. Кубов определяет международное сотрудничество по борьбе с преступностью в сфере экономической безопасности как деятельность специальных субъектов, основанную на нормах международного, регионального и внутригосударственного права, направленную на противодействие (предупреждение, пресечение, раскрытие, обеспечение уголовного преследования виновных лиц) экономическим преступлениям международного характера и транснациональным преступлениям <2>. -------------------------------- <2> Кубов Р. Х. Актуальные проблемы международного сотрудничества по противодействию организованной преступности // Российский следователь. 2007. N 19.

Ю. Н. Седлецкий, Т. Т. Кердивара под международным сотрудничеством в борьбе с преступностью понимают регулируемую нормами международного и внутригосударственного права деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных и имеющих транснациональный характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок <3>. -------------------------------- <3> Седлецкий Ю. Н., Кердивара Т. Т. Оказание международной правовой помощи по уголовным делам: некоторые проблемы и перспективы совершенствования в законодательстве Республики Молдова // Международное публичное и частное право. 2008. N 1.

Системный подход к трактовке термина "сотрудничество государств", по справедливому мнению В. Ф. Цепелева, предполагает понимание его в двух значениях: как принципа международных отношений и как определенной деятельности. В деятельностном аспекте международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях <4>. -------------------------------- <4> Цепелев В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 11.

Относительно форм международного сотрудничества позиции ученых разделились. А. Г. Волеводз выделяет четыре основные формы международного сотрудничества в борьбе с экономическими преступлениями: 1) сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности; 2) сотрудничество в сфере осуществления уголовного правосудия; 3) техническое сотрудничество; 4) оказание правовой помощи и принятие предварительных мер <5>. -------------------------------- <5> См.: Волеводз А. Г. Межгосударственное сотрудничество в розыске, аресте и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем // Прокурорская и следственная практика. 1998. N 4.

По мнению Р. Х. Кубова, наиболее эффективными формами практической деятельности правоохранительных органов в рамках международного сотрудничества государств - участников евразийских сообществ являются: 1) участие в создании и гармонизации международного законодательства в сфере борьбы с преступностью; 2) проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях и совещаниях; 3) обмен оперативной информацией; исполнение запросов общего и конфиденциального характера; 4) проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций; 5) розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация <6>. -------------------------------- <6> Кубов Р. Х. Указ. соч.

Участие органов обеспечения экономической безопасности в международном сотрудничестве является одним из условий борьбы с транснациональной экономической преступностью, влияющей на стабилизацию криминогенной обстановки в стране. В этой связи к основным формам международного сотрудничества компетентных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономической безопасности целесообразно отнести: - обмен информацией путем направления и исполнения запросов об оказании содействия в проведении проверочных действий в отношении юридических и физических лиц; - взаимодействие по вопросам проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласованных и скоординированных операций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экономических преступлений; - осуществление координации научно-исследовательской деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; - проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с экономическими преступлениями; - оказание правовой помощи по уголовным делам. Сложность обмена международной информацией, различие национальных законодательств обусловливают необходимость централизации международного взаимодействия в целях координации, методического руководства, контроля сроков и правильности исполнения запросов. Необходимо организовать формирование информационного банка по направленным и поступившим запросам, содержание которого должно вестись в электронной и документарной формах. В связи с тем что в ответах на запросы из-за рубежа могут содержаться указания на национальные нормы права, в соответствии с которыми были проведены те или иные действия, эта информация должна поступать в банк данных для дальнейшего использования в случае возникновения аналогичной ситуации. Обработка запросов должна производиться по нескольким массивам, в рамках которых возможны поиск и фильтрация по нескольким критериям. Среди массивов следует назвать: учетный (время получения/отправки, адресаты/инициаторы, регион направивший/исполняющий запрос); содержательный (вид запроса по поиску: лиц, фирм, имущества, денежных средств; состав преступлений по УК РФ); аналитический (краткие фабулы; вид ОРМ; ссылки на соглашения). В связи с тем что не проявляется должной активности взаимодействующих сторон в пополнении банков данных и недостаточно проработан и нормативно урегулирован механизм сбора, накопления и обмена оперативно значимой информацией, получаемой из различных источников, приоритетным направлением становится дальнейшее развитие механизмов, ориентированных на налаживание эффективной системы обмена информацией по вопросам противодействия преступности в сфере экономической безопасности. Необходимо активизировать деятельность по созданию налаженного механизма использования всех возможных форм взаимодействия внутри всей системы органов внутренних дел. В частности, представляется необходимым провести ряд организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия с компетентными органами государств - членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС по выявлению экономических преступлений: - ежеквартально обмениваться с центральными подразделениями по экономическим преступлениям органов внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ, ЕврАзЭс, ШОС оперативной и иной информацией о выявленных или разрабатываемых лицах и преступных группах, совершающих преступления в сфере экономики; - проводить регулярные рабочие встречи представителей указанных оперативных подразделений государств евразийских сообществ, органов внутренних дел приграничных регионов для выработки конкретных, совместных и согласованных оперативно-розыскных мер по борьбе с организованными преступными формированиями в той или иной отрасли экономики; - рассмотреть вопрос о целесообразности организации совместных оперативных групп органов внутренних дел заинтересованных государств с учетом оперативной обстановки, складывающейся в приграничных районах, на территории которых действует преступная группа; - разработать нормативную правовую базу для создания в короткие сроки совместных оперативных групп по разработке конкретных организованных преступных структур, совершающих экономические преступления, имеющие трансграничный характер. Исходя из анализа состояния и содержания международного сотрудничества правоохранительных структур государств - членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС можно определить основные способы организации сотрудничества этих структур: - использование оперативных возможностей правоохранительных органов государств для предупреждения и пресечения экономических преступлений, включая специальное сопровождение оперативно-розыскной деятельности; - организация на основе национального законодательства и условиях паритетности постоянного обмена информацией об источниках и каналах контрабанды, контрафакта, распространения фальшивок, легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, и т. д.; - осуществление на постоянной основе проверок вызывающих сомнения экспортно-импортных контрактов с целью выявления и раскрытия экономических преступлений; - введение в практику деятельности ОВД проведения на таможенных переходах и в приграничных районах совместных мероприятий, направленных на выявление контрабанды и других экономических преступлений; - внесение предложений о разработке на межгосударственном уровне порядка получения необходимых сведений сопредельными сторонами по всем видам банковских операций по возбужденным уголовным делам. Решение проблем совершенствования координации исследований различных аспектов борьбы с преступностью в сфере экономической безопасности, укрепления взаимодействия научных подразделений правоохранительных органов стран - участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС может быть осуществлено в следующих основных организационных формах: - проведение по единой методике совместных исследований наиболее актуальных для практики проблем, например по борьбе с контрабандой, перекрытию каналов распространения контрафактной продукции и др.; - разработка проектов модельных законодательных и иных нормативных актов; - подготовка и издание совместных научно-практических комментариев конвенций, соглашений, договоров между участниками СНГ; - взаимный обмен научными планами, результатами исследований, опубликованными работами; - издание совместных информационных бюллетеней по новым методическим разработкам; - взаимные стажировки, проведение семинаров; - установление на постоянной основе научного сотрудничества между научно-исследовательскими и учебными учреждениями МВД стран СНГ, ЕврАзЭс, ШОС и др. Интересы борьбы с преступностью диктуют необходимость особого подхода к организации целенаправленного обучения (повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, совершенных организованными преступными группами, по специально разработанному курсу (программе) в учебных заведениях МВД государств - членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, предусмотрев при этом стажировки за границей и обучение на основе обменов слушателями полицейских учебных заведений. "Подготовка судей, прокуроров и полицейских должна содержать международные аспекты преступности, а также вопросы техники и практики международного сотрудничества", - говорится в обязательных для СНГ, ЕврАзЭс, ШОС Рекомендациях Комитета министров Совета Европы от 5 сентября 1996 г. "По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе" <7>. -------------------------------- <7> См.: Уголовное право. 1999. N 4. С. 88.

Особенно важно в период реформирования правоохранительных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства, проведение межведомственных семинарских занятий с руководящим составом органов внутренних дел. Целесообразно практиковать регулярное проведение научно-методических конференций, семинаров по обмену опытом и внедрению передовых достижений в работу органов внутренних дел стран СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, организовывать совместные стажировки сотрудников. В этом плане примечательны Рекомендации Международной научно-практической конференции "Совершенствование сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности", проведенной 17 ноября 2006 г. в Санкт-Петербурге <8>. В данном документе, одобренном Межпарламентской Ассамблеей СНГ, в числе необходимых мероприятий предлагается разработка единых стандартов в области подготовки специалистов для кадрового обеспечения деятельности по противодействию новым вызовам и угрозам <9>. Отсюда вполне понятно, что в юридических вузах государств - членов евразийских сообществ учебный процесс должен охватывать изучение не только правовых актов органов СНГ, но и антикриминального законодательства самих стран СНГ. -------------------------------- <8> Еникеев З. Д. Международно-правовые аспекты подготовки юридических кадров в современной России // Международное публичное и частное право. 2008. N 1. <9> См.: Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. N 39. Ч. 1. СПб., 2007. С. 105 - 115.

Оказанию квалифицированной международной правовой помощи по уголовным делам в некоторых государствах - членах евразийских сообществ препятствуют некоторые проблемы, требующие немедленного разрешения. Проанализируем направления совершенствования механизма оказания международной правовой помощи по уголовным делам в законодательстве Республики Молдова. Республика Молдова не имеет базовой концепции фактического применения в практике оказания правовой помощи по уголовным делам национального уголовно-процессуального законодательства. Не регламентировано взаимодействие судебных инстанций и органов уголовного преследования со странами, не имеющими договоров с Республикой Молдова. Солидаризуясь со стремлением разработчиков Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова законодательно разрешить комплекс вопросов, связанных с международным сотрудничеством в борьбе с преступностью в сфере экономической безопасности и применением норм международного права в уголовном процессе, следует отметить, что и в данном документе можно обнаружить некоторую противоречивость предложенных решений. УПК РМ не предусматривает процессуального порядка выполнения многих положений, указанных в международных договорах, что существенно осложняет их процессуальную реализацию, выбор и применение соответствующей нормы. Отсутствие исчерпывающего определения понятия "общепризнанные принципы и нормы международного права" и перечня этих принципов и норм в Конституции Республики Молдова и иных законодательных документах обусловило ситуацию, при которой органы уголовного преследования при производстве по уголовным делам должны произвольно применять критерии "общепризнанности" правила, не предусмотренного УПК <10>. -------------------------------- <10> Седлецкий Ю. Н., Кердивара Т. Т. Указ. соч.

Большинство принципов, отвечающих требованиям общепризнанности, относятся к принципам межгосударственного сотрудничества между государствами и должны быть изложены в п. 2 ст. 8 Конституции Республики Молдова в следующей редакции: "Республика Молдова осуществляет сотрудничество с иностранными государствами на основе соблюдения общих принципов международного права, к которым относятся: суверенное равенство государств; признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; неприменение силы и угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; принцип международного сотрудничества; добросовестное выполнение международных обязательств" <11>. -------------------------------- <11> Там же.

Международные договоры о правовой помощи по уголовным делам, одной из сторон которых является Республика Молдова, должны заключаться от имени Республики Молдова и подлежат обязательной ратификации согласно Конституции РМ. Иные соглашения, в том числе межправительственные и межведомственные, не могут рассматриваться как международные договоры, они не входят в систему уголовно-процессуального права страны, поэтому не должны применяться. В связи с этим п. 3 ст. 8 Конституции РМ целесообразно изложить в следующей редакции: "Международные договоры, заключенные от имени Республики Молдова, ратифицированные в установленном законом порядке и признанные международными правовыми актами, являются составной частью правовой системы Республики Молдова, имеют приоритет перед национальными законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона". Международное сотрудничество Республики Молдова с другими государствами в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам без национального уголовного процесса осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство исполняющей страны. Необходимым условием оказания правовой помощи по уголовным делам является соответствие просьбы иностранного государства национальному законодательству исполняющей страны. Как правило, законодательство Республики Молдова не предусматривает прямого действия иностранных законов на своей территории. На территории Республики Молдова допустимы три варианта применения норм иностранного уголовного процесса: по письменной просьбе запрашивающей стороны в соответствии с международным договором; приобщение к уголовному делу процессуальных актов, исполненных на территории другого государства в соответствии с его внутренними законами; передача материалов уголовного дела из другой страны для продолжения уголовного преследования. В связи с этим п. 4 ст. 8 УПК РМ следует изложить в следующей редакции: "В Республике Молдова допускается применение уголовно-процессуального законодательства иностранного государства, исполняющего письменное поручение органов уголовного преследования Республики Молдова на основе международного договора, одной из сторон которого является Республика Молдова, или на условиях взаимности, в порядке, определенном соответствующей статьей УПК РМ. Факты, установленные за рубежом с применением уголовно-процессуального законодательства страны, исполняющей письменное поручение органов уголовного преследования Республики Молдова на основе международного договора или на условиях взаимности, в порядке, установленном УПК РМ, признаются доказательствами наравне с полученными на территории Республики Молдова". Изучение Минской конвенции <12>, других международных договоров о правовой помощи и практики их применения позволило выявить недостатки этих международных документов, связанные с наличием пробелов в решении ряда конкретных проблем; бланкетным характером многих положений; несовершенством осуществления контактов, экстрадиции и отказа в ней, исполнения следственных поручений; неконкретностью положений об аресте в качестве меры пресечения и уголовно-процессуальном задержании; нерешением вопросов о правомерности задержания, праве на защиту выдаваемых лиц, розыске обвиняемых, сроках исполнения международных процессуальных актов и др. Многие из указанных проблем и ряд смежных вопросов не получили разрешения в четырех частях девятой главы УПК РМ. -------------------------------- <12> Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Аналогичные недостатки в большей или меньшей степени свойственны целому ряду государств - членов евразийских сообществ. Подводя итог исследованию качественного параметра международного сотрудничества в обеспечении экономической безопасности стран - участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, целесообразно сформулировать ряд выводов. 1. Основные формы международного сотрудничества компетентных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономической безопасности: - обмен информацией путем направления и исполнения запросов об оказании содействия в проведении проверочных действий в отношении юридических и физических лиц; - взаимодействие по вопросам проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласованных и скоординированных операций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экономических преступлений; - осуществление координации научно-исследовательской деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; - проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с экономическими преступлениями; - оказание правовой помощи по уголовным делам. 2. В целях координации, методического руководства, контроля сроков и правильности исполнения запросов необходимо централизовать международное взаимодействие путем создания единого информационного банка по направленным и поступившим запросам. 3. В целях повышения эффективности взаимодействия с компетентными органами государств - членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС по выявлению экономических преступлений представляется необходимым осуществление ряда организационных мероприятий: - ежеквартальный обмен с центральными подразделениями по экономическим преступлениям органов внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ, ЕврАзЭс, ШОС оперативной и иной информацией о выявленных или разрабатываемых лицах и преступных группах, совершающих преступления в сфере экономики; - проведение регулярных рабочих встреч представителей указанных оперативных подразделений государств евразийских сообществ, органов внутренних дел приграничных регионов для выработки конкретных, совместных и согласованных оперативно-розыскных мер по борьбе с организованными преступными формированиями в той или иной отрасли экономики. 4. В направлении оказания правовой помощи по уголовным делам представляется целесообразным разрешить проблему упрощения порядка сотрудничества и введения прямых контактов между учреждениями уголовной юстиции государств - членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, взаимного признания приговоров иностранных судов, унификации процессуальной формы водворения и содержания под стражей выдаваемых лиц, исключения по возможности бланкетных правил и прецедентов из сферы сотрудничества, совершенствования процессуального порядка оказания правовой помощи, в том числе по внедрению видеосвязи при выполнении международных поручений в ходе собирания доказательств.

Название документа