Истоки международного права. От jus naturale к jus gentium

(Безбородов Ю. С.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 1) Текст документа

ИСТОКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. ОТ JUS NATURALE К JUS GENTIUM <*>

Ю. С. БЕЗБОРОДОВ

Безбородов Юрий Сергеевич, доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В работе в свете эволюции международного права исследуются истоки его теории - философские концепции Древней Греции и Древнего Рима. Анализируются категории jus naturale и jus gentium применительно к системе международного права.

Ключевые слова: история международного права, эволюция, истоки, jus gentium.

The work studies the sources of theory of international law in light of evolution thereof - philosophical conceptions of Ancient Greece and Ancient Rome. The author analyses categories of jus naturale and jus gentium as applicable to the system of international law.

Key words: history of international law, evolution, sources, jus gentium.

В настоящее время мы являемся свидетелями уникальных событий, происходящих в мире и связанных с глобализацией (экономической, правовой). Именно эти события связаны со стремительным расширением отношений, регулируемых международным правом. Последнее обстоятельство означает и стремительное расширение всей международно-правовой системы. Действительно, сейчас "происходит поистине ошеломляющее развитие международного публичного права", еще более ускоряющееся в нынешнем столетии <1>. С. Ю. Марочкин полагает, что "роль права в жизни мирового сообщества будет усиливаться", а что касается международного права, то "в начале нового века и тысячелетия есть основания говорить об очевидном усилении субординационных элементов" <2> в нем (речь идет об усилении некоторых международных структур, в частности их юрисдикций). -------------------------------- <1> Brian Urquhart and Eskin Childers. A world in Need of Leadership: Tomorrow's United Nations, Dag Hammarskjold Foundation, Uppsala, Sweden, 1996. <2> Марочкин С. Ю. Международное право: 60 лет после создания ООН // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 123.

Уже сейчас в связи со значительным расширением сферы общего международного права сам термин "международное право" не вмещает и не отражает картину мира, сильно изменившегося от последствий глобализации, в совершенно естественных условиях которой международное право, эволюционировав за века из jus gentium, в настоящее время представляет собой совершенно особую, находящуюся в постоянном развитии правовую систему будущего, поскольку в концентрированном виде содержит в себе все те ценности и достижения, которые за тысячелетия выработало человечество. Таким образом, с прогностических позиций определенный интерес представляет изучение истоков возникновения и развития теории международного права, чтобы узнать третью категорию, скрывающую весь правовой массив, предназначенный для регулирования международных отношений, третий этап развития международно-правовой системы - после jus gentium и самого международного права. В отечественной доктрине международного права существует немного монографических работ, посвященных истории международного права. И те, которые есть, заслуживают отдельного внимания. Это "История международного права" Ю. А. Баскина и Д. И. Фельдмана (М., 1990. 205 с.) и работа О. В. Буткевич "У истоков международного права" (М., 2008. 881 с.). Данные работы отличаются по содержанию и методу исследования. Монография Ю. А. Баскина и Д. И. Фельдмана написана строго хронологически и охватывает четыре "периода" в эволюции международного права: "Возникновение" (с Древнего мира), "Становление", "Зрелость" и "К международному праву мира". Работа О. В. Буткевич построена на иных принципах - более аналитических, нежели исторических, основанных на периодизации. В монографии даны теоретическое обоснование исторического развития международного права, генезис и становление международно-правовых взглядов в древности. Учитывая время создания первой монографии, авторы не имели возможности пользоваться большим количеством иностранных источников - работ и документов, содержащихся в библиотеках ведущих европейских вузов. Настоящей работой (первой из предполагаемого цикла) мы хотели бы продолжить и усилить линию, начатую Ю. А. Баскиным и Д. И. Фельдманом, основанную на четкой хронологизации и историзме. Право на это нам дают возможности, которые появились у ученых после распада СССР, связанные со свободным доступом к трудам зарубежных классиков - теоретиков международного права. Первым историческим зафиксированным упоминанием о международном праве можно считать факт подписания в 3100 г. до н. э. важного договора между правителями государств Лагаш и Умма (район Месопотамии) <3>. Следующий известный историкам факт подписания международного договора произошел приблизительно через тысячу лет после первого. Это был договор о вечном мире и братстве между Рамзесом II и королем хеттов <4>. Вероятнее всего, что есть упоминания и подревнее, поскольку есть цивилизации древнее - индийская и, может быть, китайская <5>. -------------------------------- <3> Подробнее: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. История международного права. М.: Международные отношения, 1990. С. 15. <4> Там же. См. также: Malcolm N. Shaw. International law. Cambridge, 2003. P. 14. <5> Подробнее см.: Nagendra Singh. India & International Law. New Delhi, 1969: Le Droit des Gens et le Chine Antique. Paris, 1926.

Однако такие упоминания являются одиночными, разовыми, не дающими основания говорить о начале формирования прообраза системы международного права. Вообще, современное международное право, существующее в том виде, в котором мы его изучаем сейчас, обязано своим появлением испанским философам (Витториа, Суарез и др.) и тем временам, когда Испания была сильнейшим государством Европы и мира. Но прообраз, идею и зачатки международного права можно проследить уже в системе права Древнего Рима, где в 242 г. до н. э. в продолжение развития римского позитивного права возникло jus gentium - право народов. Таким образом, именно римское право является наиболее удобной и логически верной отправной точкой в процессе изучения истории развития международно-правовой теории. Главной целью jus gentium было разрешение конфликтов, возникающих с "неримлянами", конфликтов, которые не подпадали под юрисдикцию jus civile. Однако Др. Филлипсон подчеркивает, что jus gentium претерпело множество изменений со становлением Римской империи, и в то время оно существовало как правовой принцип, без каких-либо изменений <6>. -------------------------------- <6> Coleman Phillipson. International law and custom in Ancient greece and Rome. Vol. 1. London, 1911. Chapter 1 - 3.

Jus gentium как принцип в основе своей имеет концепцию естественного права (jus naturale), разработанную древнегреческими стоиками. Согласно этой концепции jus naturale означало "применение в отношении людей в первую очередь принципов справедливости помимо каких-либо других установлений, в том числе локальных или старинных обычаев" <7>. Аристотель определял этот принцип как "естественный и универсальный принцип права для всех существующих людей... действующий для правомерного и неправомерного поведения... <8> Этот закон был претворен в жизнь не сегодня и не вчера. И никто не знает, откуда и как появились эти правила" <9>. Аристотель также описывает это право как "то, которое обладает одинаковой силой по всему миру; и не зависит от воли законодателя. То, которое существует по своей природе как твердый и неизменный закон, и имеет равную силу всюду так же, как если бы пожар прошел и здесь, и в Персии" <10>. -------------------------------- <7> Sir Frederick Pollock. Essey in the Law. London, 1922. P. 35. <8> Принцип, по которому Антигона, по словам Аристотеля, была вынуждена обратиться, когда поклялась похоронить своего брата Полиника вопреки запрету Креона, что по природе своей было правомерным (в соответствии с естественным правом). Подробнее: http://ru. wikipedia. org/wiki/Антигона. <9> Цит. по: Nicomachean Ethics. B. 5. Chapter 10. <10> Там же.

Таково понимание jus naturale Аристотеля, и, по мнению проф. Штраусса, оно отличается от понимания его Платоном. По Платону, естественное право - это право, соответствующее природе, естественному началу; например, сумасшедший человек не имеет права на возвращение ему опасного объекта, хотя объект юридически принадлежит ему и может быть возвращен согласно закону государства. Сумасшедший наделяется правом владения именно согласно принципу справедливости, который стоит вне законов государства. Аристотель ограничивает эту тему лишь политическими (цивильными) правами, не в опровержение или отрицание других прав, но потому, что "только среди граждан существуют отношения, которые являются предметом права и при которых справедливость достигает своей наивысшей точки" <11>. Политические права Аристотеля основаны на тех же самых абстрактных принципах, и они в основном неизменны, исключая чрезвычайные ситуации. Он подчеркивает это в отличие от Макиавелли, рассматривавшего данные отношения без крайних ситуаций. -------------------------------- <11> Цит по: International law in the enlightenment the background of Emmerich de Vattel's Le Droit des Gens. Francis Stephen Ruddy. New York, 1975. P. 5.

Сущность "греческой" философии естественного права (jus naturale) состоит в существовании внешнего критерия правильного поведения, что значит никакой человек или государство не могут охватить этот принцип или управлять им. В процессе расширения Римской империи различными путями в Рим и в римское право были привнесены основные постулаты греческой философии. Идеи греческих философов интегрировались в философию римлян и стали частью традиции Древнего Рима. Проявившись в римской философии, греческая философия продемонстрировала и оказала "невообразимое влияние, оставаясь лишь философской абстракцией" <12>. -------------------------------- <12> Giorgio Del Vecchio. Formal Bases of Law. New York, 1921. P. 22.

Появление в 242 г. права народов (jus gentium) связано именно с греческим влиянием в Риме. Хотя не столько в теоретическом, сколько в практическом плане jus gentium и jus naturale (естественное право) были практически идентичны. В то время как первое понятие представляло собой метод рассмотрения юридических проблем, а последнее - скорее являлось лишь философским принципом, Эрнест Баркер и Генри Мэйн приводят доказательства, что эти понятия постоянно путались и упоминались попеременно <13>. В итоге на практике сложилось следующее: jus gentium как часть римского права применялось или распространялось как на римлян, так и на иностранцев. В отличие от этого римское гражданское (цивильное) право (jus civile) применялось только к римлянам. Проф. Йолович отметил, что это различие "превосходно соответствовало" идее Аристотеля о различии между естественным правом (Phusikon) и правом, созданным человеком (Nomikon) <14>. Таким образом, "греческое" естественное право (Jus naturale) достигло юридического признания, а международное право (Jus gentium) - право народов стало системой права, основанного на неизменных принципах, а не на одном принуждении. -------------------------------- <13> International law in the enlightenment the background of Emmerich de Vattel's Le Droit des Gens. Francis Stephen Ruddy. New York, 1975. P. 14. <14> Jolowicz H. F. Introduction to the Study of Roman Law. Cambrige, 1954. P. 103.

Однако на практике идея jus gentium была далека от совершенного выражения идеи jus naturale. На практике естественное право не имело преимущества позитивного права до такой степени, что в случае конфликта должны были применяться именно его нормы - нормы jus naturale. Доказательством является то, что даже сотни лет спустя рабство допускалось и оправдывалось византийскими юристами. Ценность jus gentium состояла в том, что оно было средством признания и отправной точкой инкорпорации jus naturale в римскую юридическую систему. В этом контексте выразился проф. Зом (Sohm): "С появлением jus gentium исчезает римское право как право локальное, чьи нормы сменяются нормами, действующими для всего мира вообще" <15>. Тем не менее выдающийся римский юрист Домиций Ульпиан в своих работах, вошедших в Дигесты Юстиниана <16>, отмечал, что различие между jus gentium и jus naturale все еще оставалось и оно было существенным. -------------------------------- <15> Цит. по: Hannis Taylor. The Science of Jurisprudence. New York, 1908. P. 36. <16> URL: http:// www. gumer. info/ bibliotek_Buks/ Pravo/ digest/ in-dex. php. Многие авторы отмечают, что именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Запад.

Название документа