О новых формах интеграционных процессов на пространстве СНГ

(Золотухин С. А.)

("Общество и право", 2010, N 5)

Текст документа

О НОВЫХ ФОРМАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

С. А. ЗОЛОТУХИН

Золотухин Сергей Анатольевич, кандидат социологических наук, доцент, доцент английского отделения факультетов "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Экономика", "Международные отношения" Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова.

Статья посвящена актуальным вопросам развития интеграционных процессов между странами СНГ и перспективам их развития в условиях выхода из кризиса и современных процессов модернизации.

Ключевые слова: всемирный финансово-экономический кризис, региональная евразийская консолидация, Евразийский экономический союз, геоэкономическое положение, Таможенный союз.

This article is about actual questions of development of integrational processes between countries of CIS and perspectives of its growing up in condition of escape out of crisis and modern tendencies of modernization.

Key words: word financial-economical crisis, regional eurosian consolidation, European-Asian economical unite geoeconomical situated, customs Unite.

Всеобъемлющий характер современных политических, экономических реформ, предусматривающих политику принципиальных изменений тенденций форм собственности, систем управления и динамичного регулирования политических, социально-экономических, стратификационных процессов в обществе в условиях адаптации к рыночной экономике обусловливает и предопределяет направленность вектора политико-социальных перемен в продолжающихся процессах модернизации постсоветского пространства.

Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся на фоне нестабильной международно-политической обстановки, финансовых и др. проблем, свидетельствует о комплексном сбое всей системы мирового менеджмента. Ежедневные информационные сводки о крушении фондовых индексов, росте официальной и скрытной безработицы, кризисах компаний, разорении банков далеко не всегда отражают истинную суть происходящих тенденций мирового порядка. Но, если абстрагироваться от очевидных реалий повседневности, то становится очевидным, что в мировой политике и экономике происходят глобальные сдвиги, требующие изменения концептуальных подходов к регулированию мирового макроэкономического порядка.

Всемирные экономические процессы, динамично разрастаясь, постоянно находятся в поиске оптимальных путей развития как для покупателей, так и для изготовителей. Бизнес всех стран добивается снятия барьеров и препятствий на пути логистики движения своих товаров, особенно при воздействии на внешний рынок. При протекании процессов глобализации требования к уровню открытости национальных экономик заметно выросли. В то же самое время политики, экономисты пытаются найти различные тарифные и нетарифные способы защиты внутреннего рынка, возвести искусственные барьеры для ввоза ликвидных и др. товаров, проводят антидемпинговые расследования, либерализация экономического пространства объективна. Борьба за внешние рынки, потребителя особенно обострилась в период глобального мирового кризиса. Протекционисты под значительным прессом национальных товаропроизводителей, понесших значительный урон от сокращения спроса, сужения рынков сбыта, пытаются ситуацию стабилизировать. Очевидно, что самый простой способ - не допускать иностранного производителя внутрь государства. Между тем глобализационные процессы, взаимозависимость государств, специализация регионов мира сегодня очевидны. Реально нет ни одной страны, не участвующей в мировой торговле, кооперационном производстве. Те же самые сторонники протекционизма наносят ущерб своим товаропроизводителям, продукция которых нацелена на экспорт. Все попытки получить одностороннюю выгоду от внешней торговли обречены. Мир уже неоднократно проходил этапы, периоды торговых войн, закрытия границ, возведения мыслимых и немыслимых таможенных барьеров. Однако после взаимно ощутимых обменов ударами лидеры вновь садились за стол переговоров и искали пути оптимального торгово-экономического взаимодействия. В результате появилось Уругвайское соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), а затем на его основе и ВТО. Наряду с ними возникло более 200 различных интеграционных, экономических и таможенных союзов, зон свободной торговли.

Сегодня идея региональной евразийской консолидации стран требует нового осмысления в контексте современных проблем, обеспечивающих адекватные вызовам современности решения по преодолению кризиса. Поэтому политическая, социальная, экономическая, духовная, в том числе научная и образовательная, интеграция стран СНГ на потенциальном евразийском пространстве нацелена на новые открытия, базирующиеся на межэтническом согласии и понимании, взаимопомощи и взаимоуважении, осознании и принятии факта многообразия и единства культурно-исторических основ окружающих стран.

Формально с точки зрения политики и экономики евразийское пространство никогда не пустовало, всегда было заполнено, всегда было функционально. За столетия его существования сложились определенные культурные и, что очень важно, политические, социальные, экономические традиции. И невозможно изменить эти связи и инфраструктуру, да и было бы неверно не использовать тот потенциал, который был наработан столетиями.

15 лет назад - в марте 1994 года - в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев выступил с инициативой создания Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Выдвинутая идея базировалась на добровольной, равноправной интеграции, совместном политико-экономическом развитии постсоветских государств, общем продвижении стран СНГ на фундаментальные позиции в мире глобальных отношений современности.

Впоследствии мир явился очевидцем воплощения евразийской инициативы в деятельность целого ряда межгосударственных структур, таких как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и др. Сегодня страны Содружества изыскивают пути противодействия мировому кризису, ибо крайне сложно, невозможно в одиночку преодолеть экономические проблемы, судьба в очередной раз подтверждает актуальность разработки и внедрения концепции евразийского интеграционного симбиоза. В рамках ЕврАзЭС осуществлены значительные шаги по созданию режима свободной торговли товарами и услугами. Это, как отмечает Н. А. Назарбаев, позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран - участниц Сообщества в 3,5 раза, а общий объем взаимных инвестиций - почти в 5 раз [1]. В рамках ЕврАзЭС стали создаваться реальные механизмы финансовой интеграции. Например, Евразийский банк развития сегодня финансирует ряд проектов в Казахстане, России, Белоруссии и Таджикистане. На февральском саммите ЕврАзЭС в Москве приняты такие прорывные проекты, как создание совместного Антикризисного фонда в размере 10 миллиардов долларов и международного Центра высоких технологий. Эти структуры призваны смягчить удары мирового кризиса по экономике стран сообщества.

Под эгидой ЕврАзЭС стали обсуждаться и приниматься конкретные экономические проекты, например создание общей энергетической системы, единого цикла в области производства мирной атомной энергии, сооружение евразийских транспортных магистралей и др. На сегодняшней постсоветской зоне уже отчасти действует своеобразная зона свободной торговли - СНГ. Несмотря на многочисленные сложности, допущенные ошибки, постоянно ведется работа по углублению интеграционных процессов, используется опыт ЕС с опорой на многолетнее сотрудничество с соседними государствами. На этом пути сформировано ЕврАзЭС, велись интенсивные действия по образованию ЕЭП.

Подписание соглашения по созданию Таможенного союза Беларусь - Казахстан - Россия - новый этап интеграционного явления. За двадцатилетие полученной независимости три страны после неоднозначного и спорного "развода" научились жить самостоятельно, достигнув немалых успехов в своей жизнедеятельности. Несмотря на все проблемы, они смогли доказать свою состоятельность, стали известными членами мирового цивилизованного сообщества. В то же самое время необходимость их дальнейшего развития после восстановления, возрождения, укрепления национальных экономик обострила такие вопросы, как определение для них наиболее перспективных производств в настоящее время, того, продукция каких отраслей может быть востребована на мировом рынке современности. Не вызывает сомнений, что их решение для каждого отдельного государства в условиях глобализации крайне затруднено. Но, объединившись в новую структуру, они существенно могут усилить свои позиции. Казахстан, имеющий торгово-экономические взаимоотношения практически со всеми государствами мира (192 страны из 202 [2]), в последние годы становится зоной все более нарастающей международной конкуренции и все чаще сталкивается с жестким соперничеством. Государство является признанной частью мировой макроэкономики, и кризис ипотечного кредитования, который разразился в США, не обошел стороной и РК. Следовательно, одной из главнейших сегодняшних задач является достойный выход из этого проблемного положения. В этом направлении уже делается многое. Так, например, в начале 2000 года был создан Национальный фонд Казахстана. Основными задачами фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживание давления на курс национальной валюты и инфляции, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов. В настоящее время сумма накопления фонда составила более 23 млрд. долларов [3]. Тенденции вхождения в мировую экономику довольно сложны. Как и везде, есть и лидеры, и свои аутсайдеры. Ясно, что никто не хочет быть среди отстающих в мировой торговле. Человечество, являясь покупателем, определяет лидеров мировой экономики, предпочитая известные торговые марки, покупая брендовую, новую продукцию и товары.

Имея огромный опыт мировой конъюнктуры, мощный капитал ТНК, развитые страны мира постоянно наращивают свой потенциал и увеличивают отрыв от молодых, развивающихся стран. Многие из них, получив политическую свободу, не смогли преодолеть экономическую зависимость, связанную с преимущественным развитием сырьевых отраслей народного хозяйства, или, как для стран СНГ, удачно провести конверсию ВПК. В условиях интенсивного развития мирового хозяйства такие экономики пытаются активно интегрироваться в мировое хозяйство. Отечественные ученые выявляют возможные пути использования отдельных факторов производств в казахстанской экономике. Наличие значительных минерально-сырьевых ресурсов в ряде стран, имеющих их меньшие запасы (Италия, Германия, Япония и пр.), но добившихся высоких показателей экономического роста, крайне важно для дальнейшего развития республики. Казахстанцы хотят стать полноправными членами современного цивилизованного мирового сообщества. Ныне практически не бывает абсолютно самостоятельных экономик, слишком сильные технологические связи существуют между государствами, в частности, они, несомненно, существуют между Россией и Казахстаном.

Программа "30 корпоративных лидеров", автором которой является Президент страны Нурсултан Назарбаев [4], ориентирована также на создание совместных проектов с иностранными компаниями и инвесторами. Для того чтобы развивать отрасли, которые уже освоены, в которых уже есть свои основные лидеры, недостаточно иметь одни лишь денежные средства, конкуренция в любом случае будет очень жесткой и заметной. Поэтому потребуется помощь иностранных держав, вместе с которыми будут создавать совместные крупные прорывные проекты как в сырьевом секторе, который Казахстан уже успешно развивает (например, с корпорацией "ТенгизШеврОйл" в Западном Казахстане), так и в несырьевом. В целом это должно придать новый импульс развитию, модернизации республиканской экономики, росту ее авторитета среди других стран СНГ, мирового сообщества.

Литература

1. Назарбаев Н. А. Евразийский экономический союз: теория или реальность // http://eng. minplan. kz.

2. Алшанов Р. Экономика России и Казахстана: пути интеграции и развитие конкуренции. Глобальная интеграция: испытание на прочность // http://www. kazpravda. kz.

3. http://www. rbcdaily. ru.

4. http://ru. government. kz.

Название документа