Об изменениях правового регулирования систем страхования депозитов в США и ЕС под влиянием мирового финансового кризиса
(Турбанов А. В., Евстратенко Н. Н.) ("Банковское право", 2010, N 6) Текст документаОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ В США И ЕС ПОД ВЛИЯНИЕМ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА <*>
А. В. ТУРБАНОВ, Н. Н. ЕВСТРАТЕНКО
Турбанов Александр Владимирович, генеральный директор государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", доктор юридических наук.
Евстратенко Николай Николаевич, заместитель начальника управления планирования и стратегического развития государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", кандидат экономических наук.
В статье рассматривается влияние, которое оказывают реформы систем регулирования финансового сектора, осуществляемые в Соединенных Штатах Америки и Европейском сообществе, на роль, функции и полномочия, а также основные параметры национальных систем страхования депозитов. На основе анализа происходящих в США и странах ЕС изменений оценивается степень соответствия российского законодательства о страховании вкладов, о несостоятельности кредитных организаций и о санации банков современным тенденциям, формулируются предложения по совершенствованию российской системы страхования вкладов.
Ключевые слова: государственная корпорация, страхование вкладов, защита потребителей, реструктуризация кредитных организаций, ликвидация кредитных организаций, системно значимые банки.
The article considers effect of financial sector regulation reforms in the United States of America and the European Union on the role, functions and powers of national deposit insurance systems. Based on analysis of changes implemented in the U. S. and the EU the authors assess how the Russian legislation in the area of deposit insurance and bank resolution corresponds with current trends and formulate proposals for enhancement of the Russian deposit insurance system.
Key words: state corporation, deposit insurance, consumer protection, restructuring of credit organizations, liquidation of credit organizations, systemically important banks.
Одним из результатов мирового финансового кризиса стало принятие рядом государств новых законодательных актов, вносящих существенные изменения в регулирование деятельности систем страхования депозитов. Эти изменения призваны повысить эффективность существующих систем защиты вкладчиков, вывести на новый качественный уровень механизмы регулирования финансового сектора и способствовать более справедливому отношению банков и других участников финансового рынка к потребителям финансовых услуг. Среди наиболее значимых и представляющих практический интерес событий последнего времени можно выделить реформы, проводимые в США и Европейском сообществе.
США
В июле 2010 г. вступил в силу целый комплекс законов США, объединенный общим названием "Закон Додда - Фрэнка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей" <1>. Ряд норм нового законодательства непосредственно влияет на круг функций и полномочий Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (FDIC). -------------------------------- <1> Dodd - Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act. Public th Law 111-203, 111 Congress.
Закон предусматривает создание Совета по надзору за финансовой стабильностью как межведомственного органа, возглавляемого Министром финансов и состоящего из 10 членов с правом голоса, включая председателя FDIC, а также 5 членов, не имеющих права голоса. Задачей Совета является своевременное выявление системных рисков и оперативное реагирование на них в целях поддержания финансовой стабильности в стране. Наряду с прочими круг полномочий Совета включает отнесение финансовых организаций к числу системно значимых, в отношении которых могут применяться процедуры так называемой упорядоченной ликвидации (orderly liquidation) под управлением FDIC. В качестве критериев для отнесения финансовой организации к числу системно значимых Закон, в частности, называет ее размер <2>, объем операций, долю рынка, возможные негативные последствия ее краха для рынков и других финансовых институтов, а также для финансовой стабильности в целом. -------------------------------- <2> В частности, к числу системно значимых финансовых организаций отнесены любые банковские холдинговые компании с совокупными активами, превышающими 50 млрд. долл. США.
Законодательно запрещается оказание государственной поддержки отдельным действующим финансовым институтам. В отношении системно значимых организаций вводится процедура упорядоченной ликвидации, которая служит альтернативой традиционной процедуре банкротства. При этом данная процедура впервые будет применяться в отношении признанных системно значимыми банковских холдингов и небанковских финансовых институтов, таких, как брокеры, дилеры и страховые компании <3>. Ее применение требует признания Министром финансов (по согласованию с FDIC <4> и Советом Федеральной резервной системы и после проведения консультаций с Президентом США) того, что компания находится на грани краха, ее ликвидация с использованием стандартной процедуры банкротства будет оказывать серьезное негативное влияние на финансовую стабильность США, и не имеется возможности предотвратить крах компании без задействования средств государства (в рамках частного сектора). Обязанность управлять процедурами упорядоченной ликвидации возлагается на FDIC (или Корпорацию по защите инвесторов в ценные бумаги (SIPS) - в отношении брокеров и дилеров - участников SIPS). -------------------------------- <3> За исключением страховых компаний с лицензиями штатов, которые санируются или ликвидируются на основе применения законодательства соответствующего штата. <4> FDIC заменяется соответственно SEC или Федеральным офисом по страхованию, если компания или ее крупнейшая дочерняя компания является брокером и/или дилером или страховой компанией; в этих случаях в процессе признания наличия системного риска FDIC выступает в качестве консультанта.
Упорядоченная ликвидация должна осуществляться способом, позволяющим минимизировать системный риск, возлагающим убытки на акционеров и кредиторов, обеспечивающим отстранение менеджмента компании и привлечение к ответственности всех лиц, чьи действия повлекли убытки компании. FDIC запрещается любое владение акциями или долями финансовых компаний и банков. Однозначно запрещается использовать деньги налогоплательщиков для предотвращения ликвидации финансовых организаций. Для финансирования процедур упорядоченной ликвидации предусматривается создание Министерством финансов специального Фонда упорядоченной ликвидации. За счет средств этого Фонда должны финансироваться расходы FDIC, связанные с проведением упорядоченных ликвидационных процедур, включая предоставление кредитов и выкуп обязательств и/или активов несостоятельной финансовой организации, а также финансирование деятельности переходных финансовых компаний (аналог бридж-банка). Формирование Фонда осуществляется путем зачисления в него средств, направляемых Министерством финансов на выкуп облигаций, выпускаемых FDIC в пределах 90 процентов от справедливой стоимости активов ликвидируемой организации. Погашение облигаций осуществляется FDIC за счет выручки от реализации активов ликвидируемой организации (требования FDIC, возникшие после назначения ее конкурсным управляющим, имеют приоритет по отношению к требованиям иных кредиторов), а также взимания FDIC специальных, основанных на учете рисков, сборов с системно значимых небанковских финансовых организаций и банковских холдингов с совокупными активами 50 и более млрд. долл. США <5>. -------------------------------- <5> Сумма и порядок взимания этих специальных взносов будут определяться исходя из необходимости обеспечить погашение облигаций в течение 60 месяцев (пяти лет) с даты их выпуска.
Существенной содержательной стороной упорядоченной ликвидации финансовой организации является возможность "спасения" ее определенных финансовых контрактов (qualified financial contracts), которые FDIC может переводить в другую финансовую организацию или в специально созданную переходную компанию "в течение одного рабочего дня после ее назначения" конкурсным управляющим. Таким образом, речь может идти о сохранении определенной части бизнеса, но не самой системно значимой финансовой организации; сама организация в итоге упорядоченно ликвидируется. Создается Бюро по защите потребителей финансовых услуг, обладающее полномочиями выпускать регулятивные акты по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, проводить проверки и применять меры надзорного воздействия в отношении небанковских финансовых институтов, а также банков, чьи совокупные активы превышают 10 млрд. долл. США <6>. Бюро является независимым государственным органом, созданным и финансируемым Федеральной резервной системой. Директор Бюро назначается Президентом США по согласованию с Сенатом и по должности входит в состав совета директоров FDIC. -------------------------------- <6> Надзор за соблюдением законодательства о защите потребителей банками с активами, не превышающими 10 млрд. руб., остается в ведении их пруденциальных регуляторов.
Вводится требование о предоставлении крупными небанковскими финансовыми организациями, поднадзорными Федеральной резервной системе, и банковскими холдингами с активами более 50 млрд. долл. так называемых прижизненных завещаний, содержащих существенную информацию о структуре собственности, активах и обязательствах, а также способах, посредством которых эта организация может противостоять угрозе разорения при возникновении кризисных явлений либо ликвидироваться. Анализ прижизненных завещаний будет осуществлять FDIC совместно с Федеральной резервной системой, и они могут устанавливать в отношении компании пруденциальные требования, превышающие стандартные, а также обязывать организацию избавиться от определенных активов или направлений бизнеса, если это будет признано способствующим ее упорядоченной ликвидации (при возникновении необходимости). Закон предоставляет FDIC полномочия проводить специальные проверки финансовых организаций, поднадзорных Федеральной резервной системе, и банковских холдинговых компаний с активами не менее 50 млрд. долл. США, если совет директоров FDIC установит, что они необходимы для определения финансового состояния организации для целей подготовки к ее упорядоченной ликвидации. Все финансовые регуляторы, включая FDIC, должны исключить любое полагание на кредитные рейтинги, присваиваемые рейтинговыми агентствами, заменив их собственными стандартами оценки кредитоспособности. В частности, FDIC должна исключить рейтинговые агентства из числа источников информации для оценки рисков банков - участников системы страхования депозитов. Законодательство закрепляет за FDIC полномочия реализовывать программы поддержки гарантирования обязательств, которые могут вводиться в действие в периоды финансовой нестабильности и должны быть широко доступны для здоровых банков и банковских холдинговых организаций. Примером таких полномочий могут служить программы FDIC, реализовывавшиеся в период нынешнего кризиса, - программа гарантирования обязательств кредитных организаций <7> и программа гарантирования средств на трансакционных счетах <8>. В случае дефолта компании-должника FDIC имеет право инициировать банкротство такой организации или исключить ее из числа застрахованных. -------------------------------- <7> Действовала с 14 октября 2008 г. по 31 октября 2009 г. Общая сумма обязательств, которые были прогарантированы FDIC, составила 300 млрд. долл. США. Участники программы уплачивали комиссию за полученную гарантию в размере 50, 75 или 100 базисных пунктов годовых (в зависимости от срока действия гарантируемого обязательства). <8> Действие программы, также начатой 14 октября 2008 г., продлено до 31 декабря 2012 г. Она предусматривает полную гарантию FDIC по всем трансакционным не приносящим процентного дохода счетам юридических и физических лиц (счета до востребования, текущие и расчетные счета и пр.). Участие банков в программе также добровольное и платное, т. е. банки-участники уплачивают комиссию в размере 10 базисных пунктов от суммы прогарантированных FDIC средств (остатки на трансакционных счетах сверх 250 тыс. долл. США - лимита страхового возмещения).
Размер страхового возмещения увеличен до 250 тыс. долл. США на одного вкладчика. Установлено, что данная норма распространяется на все страховые случаи, начиная с 1 января 2008 г. <9>. До принятия рассматриваемого Закона увеличение лимита с 100 тыс. долл. до 250 тыс. долл. действовало как временная мера, введенная в октябре 2008 г. на период до конца 2009 г., затем ее действие было продлено до 31 декабря 2013 г. Сейчас она будет действовать на постоянной основе. -------------------------------- <9> В связи с этим FDIC в июле 2010 г. выплатила дополнительное страховое возмещение (разницу между прежним лимитом в размере 100 тыс. долл. и новым лимитом - 250 тыс. долл.) вкладчикам шести банков, в которых страховой случай произошел в период с 1 января 2008 г. по 3 октября 2008 г. (см. http:// www. fdic. gov/ news/ news/ press/ 2010/ pr10162.php).
Установлен новый целевой уровень значения коэффициента резервирования (отношение фонда к объему застрахованных депозитов или сопоставимой расчетной базе). Вместо интервала от 1,15% до 1,50% размер фонда страхования депозитов должен поддерживаться на уровне 1,35% от объема застрахованных депозитов или от сопоставимой расчетной базы. Изменена расчетная база для исчисления страховых взносов банков. При расчете страховых взносов, подлежащих уплате в фонд страхования депозитов, ставка взноса будет применяться не к объему страхуемых депозитов, а к средним совокупным активам за минусом среднего материального капитала (tangible equity). В настоящее время FDIC в сотрудничестве с другими ведомствами США разрабатывает комплекс регулятивных актов, направленных на обеспечение выполнения положений нового законодательства. В самой FDIC созданы два новых подразделения - Офис комплексных финансовых институтов и Департамент защиты вкладчиков и потребителей.
Европейское сообщество
Глобальный финансовый кризис стимулировал осуществление Европейским сообществом (далее - ЕС) целого ряда мер по совершенствованию систем гарантирования депозитов <10>, направленных на повышение уровня предоставляемой вкладчикам защиты, ускорение сроков выплаты возмещения, повышение требований к банкам в плане учета их обязательств перед вкладчиками и информирования населения о параметрах систем гарантирования депозитов. -------------------------------- <10> В Европейском сообществе и некоторых странах других регионов вместо термина "страхование депозитов" используются термины "гарантирование депозитов" или "компенсации по депозитам". По смыслу они являются синонимами и их использование зависит от терминологии национальных законодательств.
В октябре 2008 г. на совещании министров финансов стран ЕС было принято решение о повышении минимального предельного уровня защиты депозитов во всех государствах - членах ЕС с 20 тыс. евро до 50 тыс. евро, а также о разработке поправок в действующую Директиву ЕС "О системах гарантирования депозитов", принятую в 1994 г. (94/19/EC). Некоторые государства, включая Бельгию, Кипр, Грецию, Литву, Люксембург, Мальту, Португалию, Испанию и Нидерланды, в конце 2008 г. увеличили размер страхового возмещения до 100 тыс. евро, а такие страны, как Австрия, Венгрия, Германия, Дания и Словения, на период до завершения кризиса ввели неограниченную гарантию государства по банковским вкладам. В марте 2009 г. Директивой 2009/14/EC <11> были внесены поправки <12> в Директиву ЕС от 1994 г., в соответствии с которыми закреплено увеличение лимита возмещения до 50 тыс. евро на период до конца 2010 г., а также установлено, что не позднее 31 декабря 2010 г. он должен быть установлен всеми странами-участницами на одном уровне - 100 тыс. евро. Директивой также отменен институт франшизы (coinsurance), в соответствии с которым допускалась возможность возмещать депозит на 90 процентов. Определено, что выплата возмещения должна быть начата в течение 5 рабочих дней с даты наступления страхового случая и осуществлена в течение 20 рабочих дней со дня начала выплат (с возможностью продления этого срока еще на 10 рабочих дней). Одновременно установлены требования к банкам в плане информирования вкладчиков о системе гарантирования депозитов и о том, является ли конкретный депозит гарантируемым этой системой. -------------------------------- <11> Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 16 May 1994 on deposit-guarantee schemes // OJ. L 135. 31.05.1994. P. 5 - 14. <12> Directive 2009/14/EC of the European Parliamentand of the Council of 11 March 2009 amending Directive 94/19/EC on deposit-guarantee schemes as regards the coverage level and the payout delay // OJ. L 68. 13.03.2009. P. 3 - 7.
В июле 2010 г. Европейская комиссия опубликовала новые предложения по внесению дополнительных кардинальных изменений в указанную Директиву ЕС <13>, которые после их публичного обсуждения и рассмотрения руководящими органами ЕС предполагается принять до конца 2010 г. -------------------------------- <13> URL: http:// ec. europa. eu/ internal_market/ bank/ docs/ guarantee/ 20100712_proposal_en. pdf.
В числе предлагаемых изменений можно назвать: - переход всех систем гарантирования депозитов на авансовое финансирование (ex-ante); - установление единого целевого размера фонда гарантирования депозитов на уровне 1,5% от объема застрахованных депозитов (должен быть достигнут за 10 лет); - возможность взимания с банков чрезвычайных взносов для пополнения фонда гарантирования депозитов; - возможность взаимного кредитования национальными системами гарантирования депозитов друг друга; - введение системы дифференцированных взносов в фонды гарантирования депозитов, основанной на единых для всех стран - членов ЕС показателях и диапазоне ставок взносов (от 75% до 200% базовой ставки); - унификацию круга страхуемых инструментов с исключением из числа гарантируемых депозитов счетов государственных органов и финансовых организаций; - возможность установления повышенного размера возмещения для отдельных депозитов, возникающих в результате сделок с недвижимостью и определенных событий в жизни (получение наследства и т. п.) на период до 12 месяцев; - возмещение начисленных, но не причисленных к сумме депозита процентов; - сокращение предельного срока осуществления выплат до 7 календарных дней (в том числе за счет осуществления перевода гарантированных обязательств в другую, финансово устойчивую кредитную организацию); - отмену зачета встречных требований при расчете возмещения; - регулярное стресс-тестирование систем гарантирования депозитов; - возложение на банки обязанности быть способными в любое время по требованию системы гарантирования депозитов определить размер гарантированных обязательств и проинформировать о нем систему; - установление единого стандарта информирования вкладчика при приобретении депозитного продукта (о распространении на него гарантии и порядке получения возмещения). Предлагаемые Европейской комиссией меры направлены на серьезное реформирование и дальнейшую унификацию систем гарантирования (страхования) депозитов стран - членов ЕС с перспективой создания в дальнейшем единой общеевропейской системы.
Великобритания
Свои особенности имеет реформа системы компенсаций потребителям финансовых услуг Великобритании (FSCS - Financial Services Compensation Scheme, далее - Система <14>). Она также была вызвана кризисными явлениями в банковском секторе страны, возникшими в конце 2007 г. (банк Nothern Rock), и впервые анонсирована органами финансового регулирования - Банком Англии, Органом по надзору в сфере финансовых услуг (FSA - Financial Services Authority) и Казначейством в январе 2008 г. Окончательная редакция изменений была опубликована в июле 2009 г. в Заявлении о политике FSA "Реформа банковского регулирования и системы компенсаций" <15> по результатам широкомасштабных консультаций с финансовым сектором экономики. Реформа имеет фундаментальный характер, рассчитана на двухлетний переходный период и идет по следующим основным направлениям. -------------------------------- <14> Аналог системы страхования вкладов. Включает в число участников как банки, так и иные финансовые организации. <15> В последующем FSA как регулятор сектора финансовых услуг внес соответствующие изменения и дополнения в свои нормативные правовые акты, касающиеся функций и полномочий FSCS.
Повышен лимит компенсаций (возмещения) для всех классов финансовых продуктов, имеющих страховую защиту: по депозитам - до J50 тыс. (с 07.10.2008, т. е. еще до внесения поправок в Европейскую директиву), по инвестициям и финансированию домохозяйств - до J50 тыс. (с 01.01.2010), отменена франшиза при страховании депозитов (с 07.10.2008). В дальнейшем лимит страховой защиты будет увеличен в соответствии с положениями Директивы ЕС до эквивалента 100 тыс. евро (с 31.12.2010). Устанавливается новый стандарт для срока выплат - до 7 календарных дней с момента объявления о неплатежеспособности участника Системы (до 20 рабочих дней для отдельных вкладов, информация по которым требует дополнительного уточнения, например размещенных номинальными держателями) - стандарт вступает в силу с 31.12.2010. Упрощены правила (критерии) для определения допустимых получателей страховки - сняты ограничения на получение компенсаций для директоров и менеджеров несостоятельной компании - участника Системы, их близких родственников и аудиторов компании (с 01.08.2009). Фактически теперь застрахованы все физические лица, а также малые предприятия, имеющие до 50 работников, валюту баланса до 3,2 млн. фунт. стерл. и годовой оборот до 6,3 млн. фунт. стерл. Упрощаются правила расчета суммы возмещения - без зачета встречных требований (с 31.12.2010). Введены стандартные требования к реестру обязательств участника Системы перед клиентами, сформированному по принципу единого клиента (SCV - Single Customer View), и установлена обязанность каждого участника поддерживать данные о клиентах в актуальном состоянии, обеспечивая возможность предоставить такой реестр в электронном виде в течение 72 часов с момента получения запроса либо наступления страхового случая. Данное правило SCV не распространяется на "спящие счета" и счета номинальных держателей, а также не действует в отношении небольших финансовых организаций, имеющих до 5000 клиентских счетов. Закреплено право FSCS на делегирование любых своих полномочий третьим лицам (платежным и другим агентам). Установлено право FSCS выплачивать компенсации любым доступным способом или комбинацией способов. Устанавливается право FSCS в определенных случаях выплачивать страховку без получения письменного заявления вкладчика (с 31.12.2010). Устанавливается право FSCS выплачивать страховку по срочным депозитам с пропорциональным начислением процентов на дату страхового случая (с 31.12.2010, ранее проценты компенсировались только в случае истечения срока депозита). Банковским Актом 2009 г. <16> и Законом о финансовых услугах 2010 г. <17> расширены полномочия FSCS в части формирования источников экстренного финансирования компенсационных выплат за счет дополнительных взносов участников Системы и кредитов из Фонда национальных займов, установлена обязанность FSCS участвовать в финансировании мероприятий по урегулированию несостоятельности участника Системы в объеме, не превышающем потенциальные компенсационные выплаты. -------------------------------- <16> Banking Act 2009. 12th February 2009. URL: http:// www. legislation. gov. uk/ ukpga/ 2009/ 1/ contents. <17> The Financial Services Act 2010. 11th October 2010. URL: http:// www. legislation. gov. ukuksi/ 2010/ 2480/ contents/ made.
Расчетная база страховых взносов участника Системы, привлекающего депозиты, устанавливается в зависимости от размера страховой ответственности по данному участнику (ранее - от размера всей депозитной базы). Этот подход стимулирует и фактически предполагает формирование участником Системы реестра обязательств на дату расчета взносов, а также более равномерно распределяет финансовую нагрузку между участниками (с 31.12.2011).
* * *
Изменения в регулировании финансового сектора и систем страхования депозитов, происходящие в мире, могут послужить основой для выработки предложений по совершенствованию соответствующего законодательства в России. Следует отметить, что многие меры, принимаемые в указанных странах, уже реализованы в российской практике. В частности, изначально российская система страхования вкладов финансируется авансовым методом; установлены требования к банкам в отношении ведения учета обязательств перед вкладчиками, позволяющего в самые сжатые сроки сформировать реестр для осуществления страховых выплат, а сами выплаты могут осуществляться через аккредитованные банки-агенты. С октября 2008 г. был в очередной раз повышен лимит страхового возмещения (до 700 тыс. руб.), отменена десятипроцентная франшиза. Одновременно с этим представляется целесообразным обсуждение вопроса о создании в России аналога американского Совета по надзору за финансовой стабильностью, а также специализированного органа, отвечающего за защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Заслуживают внимания и такие реализуемые в зарубежной практике меры, как установление специального режима регулирования и ликвидации в отношении системно значимых банков и банковских холдингов, распространение страховой защиты на предприятия малого бизнеса, отмена встречных требований при определении суммы страховых выплат вкладчикам и осуществление самих выплат без заявлений вкладчиков. Представляет значительный практический интерес опыт стран ЕС, США и других государств по внедрению систем дифференцированных взносов и использованию средств фонда страхования вкладов для реструктуризации и ликвидации проблемных и несостоятельных кредитных организаций.
Приложение
Ключевые показатели систем страхования депозитов (ССВ) стран ЕС, США и России
ЕС Наименование США Россия показателя В настоящее время Предложения Еврокомиссии <1>
Сумма 50 тыс. евро 100 тыс. евро 250 тыс. долларов 700 тыс. руб. возмещения (с 31 декабря <2> <3> 2010 г. во всех странах - членах ЕС будет установлен единый лимит - 100 тыс. евро)
Сроки начала В течение трех С 31 декабря Не установлены, В течение выплаты месяцев 2013 г. срок но на практике 14 дней (с возможностью начала выплаты обязательства продления этого возмещения должен по депозитам, срока до девяти быть сокращен до как правило, месяцев). 7 календарных дней переводятся После 31 декабря в другой банк, и 2010 г. выплата вкладчики, возмещения должна желающие забрать быть начата в деньги, могут это течение 20 рабочих сделать начиная со дней с даты следующего наступления рабочего дня после страхового случая наступления страхового случая <4>
Финансирование Авансовое Предложено обязать Авансовое Авансовое (ex-ante) все страны ЕС (ex-ante) (ex-ante) финансирование иметь ССВ, ССВ используется финансируемые в 21 стране ЕС, авансовым методом в 6 странах ЕС ССВ финансируются по факту (ex-post) <5>
Целевой Установлен в 10 Фонд каждой ССВ 1,35% от объема Не установлен размер фонда из 27 стран ЕС - должен составлять застрахованных (в наст. время на уровне от 1,5% от объема депозитов 1,4% объема 0,1% (Мальта) застрахованных застрахованных до 5% (Бельгия) депозитов (срок депозитов) от объема для достижения застрахованных этого уровня - депозитов 10 лет)
Система ставок Дифференцированная Дифференцированная Дифференцированная Единая ставка взносов (с учетом риска) - (с учетом риска) (с учетом риска) (без учета 9 стран, риска) единая ставка (без учета риска)
Круг Юридические и Юридические и Юридические Физические страхуемых физические лица физические лица и физические лица лица депозитов (допускаются (сокращается число исключения) исключений)
Зачет Встречные Встречные Встречные Встречные встречных требования требования требования по требования требований могут вычитаться не вычитаются просроченным вычитаются кредитам могут вычитаться
Название документа