Концептуальное осмысление международного договора как источника финансового права

(Еремин С. Г.) ("Российская юстиция", 2011, N 1) Текст документа

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

С. Г. ЕРЕМИН

Еремин С. Г., кандидат юридических наук, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

В данной статье международные договоры РФ исследуются в качестве особого источника финансового права. Включение норм международных договоров РФ в систему источников финансового права России, несомненно, изменяет ее структуру и содержание. Международные договоры РФ вносят разнообразие в систему источников финансового права России, превращая ее из суверенно-замкнутой, изолированной во взаимодействующую с международно-правовой системой.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, международный договор, источник финансового права, ратификация.

In given article the international contracts of the Russian Federation are investigated as a special source of the financial right. Inclusion of norms of the international contracts of the Russian Federation in system of sources of the financial right of Russia, undoubtedly, changes its structure and the maintenance. The international contracts of the Russian Federation bring a variety system of sources of the financial right of Russia, transforming it from is sovereign-closed, isolated, in cooperating with international legal system.

Международный договор как источник права исследовался в различных отраслях российского права. Среди ученых, занимавшихся данной проблемой, следует отметить: А. Б. Венгерова, Т. П. Гревцову, В. П. Звекова, С. Ю. Кашкина, Д. Н. Козака, Ю. М. Козлова, О. Е. Кутафина, Е. Б. Мизулину, Б. И. Осминина, А. О. Четверикова <1> и др. -------------------------------- <1> См. напр.: Венгеров А. Б. Научно-технический прогресс и законодательство развитого социализма // Советское государство и право. 1981. N 6. С. 31; Гревцова Т. П. Международный договор в системе источников советского внутригосударственного права. // Советский ежегодник международного права. М., 1965; Постатейный комментарий к Федеральному закону "О международных договорах РФ" / Под ред. В. П. Звекова, Б. И. Осминина. М.: Издательство "СПАРК", 1996; Право Европейского союза: Документы и комментарии / Под ред. проф. С. Ю. Кашкина. М.: Терра, 1999; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д. Н. Козака, Е. Б. Мизулиной. М., 2002; Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М., 1994. С. 56; Кутафин О. Е. Источники конституционного права. М., 2002; Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. На пути к Европейской конституции: Европейский конвент и перспективы разработки Конституционного договора (Конституции) Европейского союза // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. N 1.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно возросло значение взаимодействия российского и международного права. В центре внимания оказались прежде всего международно-правовые аспекты самой Конституции РФ. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <2> было установлено, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. -------------------------------- <2> Российская газета. 28.12.1995. N 247.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <3> положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

На первый взгляд может показаться, что Верховный Суд РФ вторгся в компетенцию Конституционного Суда РФ, который дает толкование Конституции РФ. Тем не менее Конституционный Суд РФ склонился к позиции Верховного Суда РФ, считая, что "по смыслу статьи 15 (часть 4) Конституции РФ, в случае, если обнаруживается, что какая-либо норма противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права или международным договорам Российской Федерации, при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов" <4>. -------------------------------- <4> См.: Тузмухамедов Б. Р. Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Дипломатический вестник. 2000. N 10.

Таким образом, Верховный Суд РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" выявил три составляющие международных договоров РФ, при наличии которых они имеют приоритет над внутренним законодательством РФ и, следовательно, могут рассматриваться как особый источник права. К этим составляющим относятся: - условие о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации; - ратификация международного договора РФ федеральным законом Российской Федерации; - официальное его опубликование. В финансовом праве России международные договоры РФ занимают особое место. Так, норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нашла свое отражение в ст. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации. В ст. 4 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. При этом международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов. В бюджетной сфере Российская Федерация заключает международные договоры: - с иностранными государствами; - с международными организациями; - с иными субъектами международного права. Международные договоры РФ в области бюджетных отношений можно разделить на три группы: К первой группе можно отнести кредитные договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями (п. 2 ст. 98 Бюджетного кодекса РФ). Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) в соответствии со ст. 103 Бюджетного кодекса РФ принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной власти. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 109 Бюджетного кодекса РФ договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по внешним займам подлежат ратификации: - если предусмотренные этими договорами займы или государственные гарантии Российской Федерации не включены соответственно в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации или в программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в соответствии со ст. 108 или ст. 108.1 Бюджетного кодекса РФ и (или) привлекаемые в связи с заимствованиями финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, а предоставляемые гарантии превышают сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США, на весь срок займа или гарантии; - если исполнение таких договоров приводит к превышению верхнего предела государственного внешнего долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; - по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Что касается ст. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей соотношение бюджетного законодательства Российской Федерации и норм международного права, то, как считают отдельные специалисты по финансовому праву, "сама по себе ратификация еще не влечет за собой автоматического прекращения действия норм бюджетного законодательства, противоречащих ратифицированному международному договору. Они утратят силу только после того, как будут отменены Федеральным Собранием при соблюдении установленной законодательной процедуры. Действие этих правил представляется особенно важным в бюджетной сфере. Оно исключает возможность того, чтобы каким-либо международным договором были предусмотрены некие выплаты из средств бюджета и подобные выплаты были начаты до ратификации договора и до внесения в установленном законом порядке соответствующих поправок в утвержденный бюджет" <5>. -------------------------------- <5> См.: Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ. Комментарий к статье 4 / Под ред. проф. А. Н. Козырина // СПС "КонсультантПлюс".

Ко второй группе - договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации или субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта Федерации прошлых лет. В данном случае используется механизм новации долга, то есть соглашения сторон по замене старого долгового обязательства на новое <6> (ст. 105 Бюджетного кодекса РФ). -------------------------------- <6> См.: Арзуманова Л. Л., Артемов Н. М., Ашмарина Е. М. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Комментарий к Главе 14 Бюджетного кодекса РФ / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009.

По словам Ю. А. Крохиной, реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. В составе Международной ассоциации развития образован специальный Фонд для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility Fund) в размере 100 млн. долл. США, который предоставляет странам льготные кредиты для погашения высокого внешнего долга. При этом одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития <7>. -------------------------------- <7> См.: Крохина Ю. А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия // Финансовое право. 2003. N 2.

К третьей группе - договоры о реструктуризации и списании долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией (ст. 127 Бюджетного кодекса РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации договор о реструктуризации и (или) списании долга иностранного государства перед Российской Федерацией подлежит ратификации, за исключением реструктуризации и (или) списания этого долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников указанных организаций и клубов, а также за исключением реструктуризации и (или) списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Наряду с бюджетной сферой международные договоры Российской Федерации используются и в налоговой сфере. В ст. 7 Налогового кодекса РФ предусматривается, что в случае если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Международные договоры РФ в области налогообложения заключаются, например, по поводу: - взаимного сотрудничества между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (ст. 102 Налогового кодекса РФ); - операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 Налогового кодекса РФ); - продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации (ст. 150 Налогового кодекса РФ); - определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи (ст. 157 Налогового кодекса РФ); - отменены таможенного контроля и таможенного оформления, ввозимых и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров (ст. ст. 160, 186 Налогового кодекса РФ); - установления налогообложения по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей (ст. 164 Налогового кодекса РФ); - порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов (ст. 165 Налогового кодекса РФ); - особенностей определения доходов отдельных категорий иностранных граждан (ст. 215 Налогового кодекса РФ); - сумм единовременной материальной помощи (ст. 251 Налогового кодекса РФ); - получения дивидендов от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации (ст. 275 Налогового кодекса РФ); - особенностей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом (ст. 310 Налогового кодекса РФ); - постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 Налогового кодекса РФ); - образования постоянного представительства в Российской Федерации (ст. 373 Налогового кодекса РФ). По содержанию международные налоговые договоры (соглашения) Российской Федерации А. В. Толкушкин подразделяет на следующие группы: - соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения, а также уклонение от уплаты налогов на доходы и имущество; - соглашения по вопросам взимания таможенных платежей - таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких организаций; - соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (дипломатическим представительствам, консульским учреждениям), организаций (международных организаций) и лиц (и членам их семей); - соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах (соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми и иными компетентными органами; международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства); - соглашения о стандартизации и унификации систем налогообложения; - комбинированные соглашения - соглашения регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов <8>. -------------------------------- <8> См.: Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо отметить, что особое внимание государства уделяется налоговым договорам (соглашениям) между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В этой связи в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество" <9> одобрено Типовое соглашение <10>, которое служит основой для переговоров при заключении указанных международных соглашений. -------------------------------- <9> Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1078. <10> Необходимо отметить, что типовое соглашение одобрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", признано утратившим силу. Вместе с тем ранее заключенные международные соглашения с учетом данного типового соглашения не подлежат изменению в связи с вновь одобренным Типовым соглашением по меньшей мере шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с момента вступления в силу заключенного Российской Федерации и иностранным государством международного соглашения.

Стоит также сказать, что международные налоговые договоры (соглашения) являются не только важным источником финансового права. Роль и значение международных налоговых договоров в развитии и совершенствовании финансовой деятельности государства трудно переоценить. Наличие и действие международных налоговых договоров, с одной стороны, гарантирует налогоплательщикам недискриминацию, позволяет избежать двойное налогообложение; с другой - для государств обеспечивает возможность взаимных прямых консультаций, обмен информацией, обмен опытом и иных контактов для решения многих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов <11>. -------------------------------- <11> См.: Кобзарь-Фролова М. Н. Роль и значение международных договоров в предупреждении налоговой деликтности // Финансовое право. 2010. N 4. С. 32 - 34.

Рассмотрев международный договор как источник финансового права, можно сделать следующие выводы: 1. Международные договоры РФ могут рассматриваться в качестве особого источника финансового права при условии: содержания в нем финансово-правовых норм; согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации; ратификации этого международного договора федеральным законом РФ (в случаях, предусмотренных в законодательстве РФ); официальное его опубликование. 2. Включение заключенных Российской Федерацией международных договоров в правовую систему страны и придание им особого статуса (имплементированные во внутреннее право) означает, что все органы государства должны руководствоваться не только нормами внутреннего права, но и нормами международного договора. 3. Включение норм международных договоров РФ в систему источников финансового права России, несомненно, изменяет ее структуру и содержание. Международные договоры РФ вносят разнообразие в систему источников финансового права России, превращая ее из суверенно-замкнутой, изолированной, во взаимодействующую с международно-правовой системой.

Название документа