О новых изменениях в Конституции Бельгии

(Савицкий П. И.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 6) Текст документа

О НОВЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОНСТИТУЦИИ БЕЛЬГИИ

П. И. САВИЦКИЙ

Савицкий Петр Иванович, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Представлен подробный обзор изменений Конституции Бельгии, внесенных на протяжении последних лет.

Ключевые слова: Бельгия, конституция, изменения, права, дополнения.

About new amendments to the Constitution of Belgium P. I. Savitskiy

Detailed analysis of amendments to the Constitution of Belgium made in the last 20 years is presented in the article.

Key words: amendments, Constitution, Belgium, rights.

Действующая Конституция Бельгии 1994 г. была принята после длительного реформирования Конституции 1831 г. (1970 - 1993 гг.), результатом которого явился переход Бельгии от унитарного государства к федеративному (ст. 1), состоящему из трех сообществ (Французского, Фламандского и Немецкоязычного - ст. 2) и трех регионов (Валлонского, Фламандского и Брюссельского - ст. 3) <1>. -------------------------------- <1> Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. (консолидированный текст) // Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 2001. Т. 1. С. 341 - 380.

По способу изменения Конституция Бельгии является жесткой, однако, несмотря на это, спустя некоторое время в нее стали вноситься изменения. Так, в 1996 г. в Конституцию была включена ст. 118 bis, предоставившая право членам советов, сообществ и регионов в пределах государственных границ свободно пользоваться "всеми видами транспорта, эксплуатируемыми государством или отданными им в концессию". Впрочем, содержание данной статьи аналогично содержанию ст. ст. 66 и 71, закрепляющих такое право за депутатами и сенаторами бельгийского парламента. Кроме того, были несколько измены ст. ст. 6 и 71. В 1997 г. внесены изменения в ст. ст. 41 и 59. Статья 41 дополнена новыми нормами, позволяющими создавать выборные межкоммунальные органы кроме действующих в стране коммунальных советов и определяющими порядок избрания и деятельности этих органов, их полномочия и т. д. Статья 59, значительно расширенная по объему, по-новому регламентирует вопрос о парламентском иммунитете депутатов и сенаторов. Впоследствии были внесены поправки в ст. ст. 8, 103, 125, 151 (1998 г.) и 150 (1999 г.). В ст. 8, регулирующую вопросы гражданства, внесено дополнение, связанное с предоставлением права голоса на выборах в представительные органы: предусмотрена возможность наделения правом участия в выборах в эти органы не только бельгийцев, но и граждан Европейского союза, а также лиц, проживающих в Бельгии, которые не являются выходцами из государства - члена Европейского Союза. Существенной ревизии в 1998 г. подверглись ст. ст. 103 и 125, регулирующие порядок привлечения к ответственности федеральных министров и членов правительства сообществ и регионов. Значительно большие изменения в 1998 г. претерпела ст. 151, входящая в главу "О судебной власти". Эта статья, состоящая из шести параграфов, ощутимо увеличилась в объеме и фактически стала новой по содержанию. Она содержит нормы о правовом положении судей и прокуроров, о создании Высшего совета правосудия, о порядке назначения судей и руководителей отдельных судов и их структурных подразделений. Некоторые изменения, связанные с рассмотрением уголовных дел с участием присяжных, внесены в ст. 150 <2>. -------------------------------- <2> Подробнее об этих изменениях см.: Савицкий П. И. О новеллах в реформировании Конституции Бельгии // Рос. юрид. журн. 2003. N 4. С. 107 - 110.

В последующие годы внесение в Конституцию изменений продолжилось. Их можно разделить на четыре группы: первая - включение новых положений (разделов и статей), вторая - изменение действующих статей, третья - изменение терминологии, четвертая - отмена некоторых положений Конституции. Следует заметить, что в последнее десятилетие этот процесс происходил почти ежегодно. Ревизии подверглись ст. 147 (2000 г.), ст. 184 (2001 г.), ст. ст. 10 и 157 (2002 г.), ст. 67 (2004 г.), ст. 22 bis (2008 г.). Наибольшее число изменений было внесено в 2005 г.: более чем в 30 статей. Кроме того, в эти годы в Конституции появились новые статьи, например ст. 11 bis (2002 г.), 14 bis (2005 г.), 7 bis и Отдел Ibis (2007 г.). Безусловно, в новых статьях содержатся важные нормы. Так, в Конституцию после Отдела I "О федеративной Бельгии, ее составных частях и ее территории" включен Отдел Ibis под названием "Цели общей политики федеративной Бельгии, сообществ и регионов", который следует за ст. 7 и пока состоит из единственной статьи (ст. 7 bis), которая закрепляет основные цели федеративного государства и его субъектов. Согласно этой статье при осуществлении своих функций федеративное государство, сообщества и регионы преследуют цели долговременного развития в социальной и экономической областях, в области окружающей среды, принимая во внимание солидарность между поколениями. Другая статья (ст. 11 bis), вошедшая в Отдел II "О бельгийцах и их правах", закрепляет конституционные гарантии равенства женщин и мужчин в представительных органах на уровне провинций и коммун, т. е. местных органов. Нормы ст. 11 bis гарантируют женщинам и мужчинам равное осуществление своих прав и свобод и способствуют, в частности, их равному доступу к выборным и публичным мандатам, во-первых, в правительстве федерации и правительствах сообществ; во-вторых, в составе постоянных депутаций провинциальных советов; в-третьих, в коллегии бургомистров и эшевенов; в-четвертых, в советах социальной помощи, постоянных бюро публичных центров социальной помощи; в-пятых, в составе любого иного межмуниципального, межкоммунального или внутрикоммунального территориального органа. Вместе с тем Конституция делает оговорку, что последние положения не применяются при проведении прямых выборов депутатов провинциальных советов, эшевенов, членов советов социальной помощи, постоянных членов бюро публичных центров социальной помощи или членов в составе всякого межпровинциального, межкоммунального или внутрикоммунального органа. Статья 14 bis этого же раздела закрепляет норму об отмене смертной казни, ибо действующая ст. 14 Конституции содержит более общую формулировку: "Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено иначе как в силу закона". В гл. VI "О судебной власти" из ст. 147 исключено положение о том, что Кассационный суд Бельгии "рассматривает дела по существу в случае суда над министрами и членами правительств сообществ и регионов". Расширено содержание ст. 184, входящей в Отдел VI "О государственных вооруженных силах". Если в первоначальном варианте она состояла из одного предложения, в котором было закреплено, что "организация и полномочия жандармерии являются предметом отдельного закона", т. е. речь шла только об одной структуре, то теперь данная статья устанавливает: "Организация и полномочия службы полиции, интегрированной, структурированной в двух уровнях, регулируются законом. Основные составные части статуса членов персонала службы полиции, интегрированной и структурированной в двух уровнях, определяются законом". Кроме того, данная статья содержит переходное положение. Относительно двух уровней, очевидно, имеется в виду федеральный уровень и уровень субъектов федерации. Статья 10 Конституции, провозглашающая равенство бельгийцев перед законом и устанавливающая, что "только они допускаются к занятию гражданских и военных должностей", дополнена положением о том, что в данном вопросе "равенство женщин и мужчин гарантируется". В ст. 157, где речь идет о специальных судах (военных, коммерческих), добавлена норма о том, что военные суды учреждаются во время войны в порядке, предусмотренном абз. 2 § 1 ст. 167 Конституции, и трибуналы по применению наказаний действуют в местах, определенных законом, который "регулирует их организацию, полномочия, порядок назначаемых их членов и продолжительность пребывания последних в должности". В § 1 ст. 67 включено положение о порядке обновления сенаторов бельгийского парламента от советов (региональных парламентов) сообществ, назначенных из своего состава советами Фламандского и Немецкоязычного сообществ. Наконец, включенная в 2000 г. в Конституцию ст. 22 bis, закрепившая право ребенка "на уважение нравственной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности", впоследствии была значительно расширена. В соответствии с новыми нормами данной статьи, во-первых, каждый ребенок имеет право высказываться по любому вопросу, который его касается; его мнение принимается в расчет с учетом его возраста и его здравого суждения, во-вторых, каждый ребенок имеет право получать все, что касается его развития; в-третьих, в любом решении, которое его затрагивает, учитываются прежде всего интересы ребенка. Заключительное положение статьи предусматривает, что "закон, декрет или норма, закрепленные в ст. 134, гарантируют эти права ребенка" <3>. -------------------------------- <3> В Бельгии законы издает федеральный парламент, декреты и нормы - представительные органы субъектов федерации. Подробнее см.: Савицкий П. И. Акты высших государственных органов и органов субъектов федерации в Бельгии (новые тенденции) // Правоведение. 2002. N 5. С. 166 - 176.

Внесение поправок в большое число статей Конституции касается терминологии, что связано с эволюционным переходом бельгийского унитарного государства в федеративное и длительным периодом становления его субъектов, которые возникли не на базе существовавших административно-территориальных единиц, в частности провинций (они остались до сих пор), а сложились вновь, и их органы со временем подвергались изменениям. Создание сообществ и регионов - это, с одной стороны, результат реформирования унитарного государства, а с другой - следствие разрешения национально-лингвистических и социально-экономических противоречий, возникших в XIX в. и обострившихся после Второй мировой войны. Становление современной системы органов в сообществах и регионах продолжалось достаточно долго. Одна из реформ Конституции закрепила культурно-лингвистические и региональные структуры на территории Бельгии. В соответствии со внесенными в Конституцию 1831 г. поправками в составе Бельгии наряду с провинциями и коммунами были учреждены три культурных сообщества: Французское, Фламандское и Немецкоязычное (ст. 3 ter) и три региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (ст. 107 quater). Новые конституционные нормы предусматривали и образование в указанных единицах соответствующих органов, наделенных конкретной компетенцией. Так, создавались своеобразные органы - советы по делам культуры соответственно Фламандского и Французского культурных сообществ (ст. 59 bis), а также Совет Немецкоязычного культурного сообщества (ст. 59 ter), а в регионах - представительные органы (ст. 107 quater). Впоследствии из ст. 3 ter, где речь шла о трех культурных сообществах, исключено слово "культурный", что изменило характер этих сообществ. Новая редакция § 1 ст. 59 bis уже говорила не о советах по делам культуры, а о советах как представительных органах Французского и Фламандского сообществ. В состав советов Фламандского и Французского сообществ входили депутаты и сенаторы бельгийского парламента, избранные прямыми выборами от соответствующих территорий Фландрии, Валлонии и Брюсселя. Кроме того, в существенно дополненной ст. 59 ter также речь шла о Совете Немецкоязычного сообщества, формируемого из выборных представителей. В соответствии с положениями ст. 59 bis (с поправками 1980 г.), 59 ter (в ред. 1983 г.), относящихся к сообществам, и ст. 107 quarter, касающейся регионов, в каждом сообществе и регионе наряду с Советом был учрежден свой возглавляемый председателем исполнительный орган, избиравшийся из членов Совета. В результате неоднократных изменений конституционных норм о сообществах и регионах в реформированную Конституцию 1994 г. была включена гл. IV "О сообществах и регионах", которая регулирует вопрос о советах и правительствах сообществ и регионов, их полномочиях. Во всех статьях речь идет о советах как представительных органах. Поправки, связанные с изменением терминологии, относящейся главным образом к советам сообществ и регионов, затрагивают прежде всего гл. IV (ст. 115140), те статьи, в которых содержится название представительных органов субъектов федерации - советы сообществ и советы регионов. Изменение терминологии (это касается почти трех десятков статей, 19 из них входят в гл. IV) привело к переименованию советов. Теперь они называются парламентами, и тем самым повышен их статус как высших представительных органов субъектов федерации. Так, если в прежней редакции в § 1 ст. 115 было сказано, что существуют Совет Французского сообщества, Совет Фламандского сообщества, именуемый Фламандским советом, и Совет Немецкоязычного сообщества, то после замены слова "совет" на слово "парламент" эта статья звучит иначе: существуют парламенты Французского, Фламандского и Немецкоязычного сообществ. Подобные терминологические изменения произведены и в других статьях, где употреблялось слово "совет" применительно к названиям представительных органов субъектов Бельгии, в том числе регионов, где они тоже именуются парламентами. Согласно изменениям Конституции в Бельгии парламенты действуют на двух уровнях: федеральном (двухпалатный) и на уровне субъектов федерации (однопалатные). Необходимо отметить, что изменение терминологии коснулось и гл. V "Об Арбитражном суде, предупреждении и урегулировании конфликтов", включенной в Отдел "О властях". Дело в том, что в Бельгии по реформированной Конституции, в отличие от европейских стран, органом конституционного контроля выступает Арбитражный суд (ст. 142). В соответствии с поправкой, внесенной в Конституцию в мае 2007 г., этот суд, как и в большинстве государств Европы, стал называться Конституционным судом, но с теми же функциями, которые ранее были определены Конституцией. Кроме того, в отдельных статьях Конституции сделаны редакционные поправки. Наконец, изменения Конституции связаны с отменой отдельных ее положений, что прежде всего относится к Отделу IX "Вступление в силу и переходные положения". Из этого раздела исключены пп. II, III, IV, V, VI (§ 1, 2, 4 и 5), положения которых действовали в установленный переходный период и по определенным вопросам. Таким образом, в новую Конституцию Бельгии, несмотря на жесткий порядок принятия поправок, в случае необходимости вносятся изменения, востребованные временем <4>. -------------------------------- <4> La Constitution Belge. Texte coordunne du 17 fevrier 1994 // http:// www. senate. be/ doc/ const_fr. html.

Название документа