Некоторые аспекты реализации международных договоров о правовой помощи по уголовным делам в международном и казахстанском уголовном процессе
(Акпарова Р. Н.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 6) Текст документаНЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В МЕЖДУНАРОДНОМ И КАЗАХСТАНСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Р. Н. АКПАРОВА
Акпарова Разия Нурпеисовна, кандидат юридических наук, доцент, старший советник юстиции, начальник отдела общих проблем прокурорского надзора и международного сотрудничества Института изучения проблем законности и правопорядка, повышения квалификации сотрудников органов прокуратуры Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (Казахстан, Астана).
Рассмотрены проблемы реализации международных договоров о правовой помощи по уголовным делам Республики Казахстан. С учетом практики правоохранительных органов автор предлагает изменения и дополнения к уголовно-процессуальному законодательству Казахстана.
Ключевые слова: правовая помощь по уголовным делам, Казахстан, уголовный процесс, правоохранительные органы.
Some aspects of realization of international agreements about juridical assistance in criminal cases of international and Kazakhstan's criminal process R. N. Akparova
The author raises the questions of realization of international agreements' norms in the Republic of Kazakhstan providing legal assistance in criminal cases in practical activity of law-enforcement organs of Kazakhstan. Also author proposes changes and additions to penal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan.
Key words: international agreement, legal help, criminal cases, Republic of Kazakhstan.
Необходимость взаимодействия правоохранительных органов различных государств вызвана существованием такого направления международного сотрудничества, как борьба с преступностью. Устав ООН <1> в качестве одной из целей Организации в п. 3 ст. 1 называет осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера. Именно в рамках этого взаимодействия государств и происходит борьба с преступностью, непосредственное осуществление и эффективность которой неизбежно предполагает разовые или систематические контакты между специальными правоохранительными органами различных стран. Это обстоятельство обусловило наличие особого правового как международного, так и национального регулирования порядка взаимодействия органов расследования и судов Республики Казахстан с соответствующими учреждениями иностранных государств. -------------------------------- <1> Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост. Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков. М., 1997. С. 13.
Порядок взаимодействия судов, органов расследования Казахстана с компетентными органами иностранных государств впервые регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе РК 1997 г. <2>. В гл. 55 УПК РК обозначены основные положения о порядке взаимодействия органов, ведущих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам. Необходимо отметить, что более подробно данный порядок регламентирован в международных договорах Республики Казахстан об оказании правовой помощи. Кроме того, законодатель обозначил, что в случае возникновения противоречия между нормами международного договора, ратифицированного РК, и уголовно-процессуальным законодательством применяются положения международного договора. -------------------------------- <2> Уголовно-процессуальный кодекс РК. Алматы, 1998. С. 372.
Являясь в соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РК действующим правом, многочисленные договоры Казахстана с иностранными государствами об оказании правовой помощи по различным вопросам гражданского, семейного, уголовного, уголовно-процессуального права также входят в число документов, регламентирующих международное сотрудничество правоохранительных органов по уголовным делам. Анализ практики и правовой базы по этому вопросу показывает, что есть два основных способа взаимодействия правоохранительных органов различных стран. Первый - когда непосредственный контакт осуществляется через дипломатические или консульские каналы. Второй - путем прямого обращения Генеральной прокуратуры РК к соответствующим учреждениям иностранных государств. В каждом случае выбор того или иного способа взаимодействия зависит от наличия специальных международных соглашений с государством, правовая помощь которого требуется. При этом необходимо отметить, что в случае если такие соглашения имеются, то, как правило, в тексте договора прямо предусматривается первый или второй способ взаимодействия. Если же международного соглашения между заинтересованными государствами не принято, то контакт между органами, ведущими борьбу с преступностью, может осуществляться только через дипломатических или консульских представителей. Следует сказать, что полномочия органов, ведущих уголовный процесс, регламентированы не только УПК РК, но и специальными законами. При этом последние содержат только общие, принципиальные положения по обращению этих органов к соответствующим учреждениям иностранных государств за оказанием правовой помощи, а сам порядок международных сношений по правовым вопросам не регламентируют. Так, ст. 2 Закона РК от 21 декабря 1995 г. "О прокуратуре" <3> ограничивается положениями о том, что организация и порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокуроров определяются, помимо Конституции РК, настоящего Закона, законами, международными договорами РК. Вся переписка с центральными органами прокуратуры и юстиции иностранных государств, связанная с выполнением межгосударственных обязательств по договорам об оказании правовой помощи, осуществляется казахстанскими органами, ведущими уголовный процесс, через Генеральную прокуратуру РК. -------------------------------- <3> О прокуратуре: Закон Республики Казахстан // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 24. Ст. 156.
Международно-правовыми актами, регулирующими порядок сношения судебно-следственных органов различных государств, являются, кроме двусторонних договоров об оказании правовой помощи, также многосторонние соглашения по вопросам борьбы с преступностью. Особенность правовой регламентации общественных отношений указанными нормативными актами состоит в том, что они, как правило, устанавливают лишь общие положения об обязанности стран-участниц оказывать взаимное содействие в борьбе с теми или иными видами преступных деяний, а иногда содержат требование о принятии государствами необходимых административных и законодательных мер по обеспечению гарантий правового сотрудничества. Очевидно, что конвенции не только определяют способы оказания правовой помощи, но и предусматривают весь комплекс или отдельные виды международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Это обстоятельство обусловливает закрепление в многосторонних соглашениях такого вида взаимодействия правоохранительных органов разных стран, как получение информации и конкретной помощи через ООН. Например, в разд. V Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, говорится о том, что страны-участницы обязуются посылать Генеральному секретарю ООН копии всех законов, правил и административных распоряжений, издаваемых и вводимых в действие для осуществления борьбы с рабством, работорговлей и преступлениями, сходными с ними. Генеральный секретарь сообщает полученную информацию другим участникам Конвенции <4>. -------------------------------- <4> Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 209.
Взаимное уведомление государств по вопросам правового сотрудничества осуществляется не только в рамках национального законодательства, но и по поводу производства конкретных уголовно-процессуальных действий по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера. Так, ст. 5 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. закрепляет следующее положение: "Государство-участник, в пределах территории которого было совершено одно или несколько преступлений, на борьбу с которыми направлена данная Конвенция, если имеет основания считать, что предполагаемый преступник покинул его территорию, сообщает всем другим заинтересованным государствам либо непосредственно, либо через Генерального секретаря ООН все относящиеся к совершенному деянию факты, а также все имеющиеся в его распоряжении сведения относительно установления личности предполагаемого преступника. В случае же совершения против лица, пользующегося международной защитой, любого из преступлений, предусмотренных данной Конвенцией, каждое государство-участник, располагающее информацией относительно жертвы или обстоятельств совершения преступного деяния, прилагает усилия, чтобы предоставить сведения в условиях, предусмотренных соответствующим законодательством государства, полностью и своевременно государству-участнику, от имени которого лицо осуществляло свои функции" <5>. -------------------------------- <5> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90 - 94.
В случае закрепления в многостороннем международном соглашении возможности взаимодействия правоохранительных органов различных государств действуют внутригосударственные правила сношения казахстанских органов, ведущих уголовный процесс, с соответствующими учреждениями иностранных государств. Например, положения Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. предусматривают, что государства-участники с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем помогают друг другу в проведении кампаний по борьбе с данными видами преступных деяний, в частности немедленно направляют по дипломатическим каналам или через компетентные органы другим заинтересованным сторонам копию любого сообщения <6>. По нашему мнению, с учетом установленного Конституцией РК приоритета норм международного права над национальным можно сделать вывод о том, что в случае необходимости казахстанские органы расследования и суды по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ имеют возможность непосредственно общаться с соответствующими органами иностранного государства, даже если с этой страной Казахстан не имеет договора об оказании правовой помощи. -------------------------------- <6> Международное уголовное право в документах / Сост. М. Б. Кудайбергенов. Алматы, 1999. Т. 2. С. 52.
Казахстан с обретением суверенитета заключил ряд двусторонних договоров с КНР, МНР, КНДР, Киргизией, Узбекистаном, Турцией, Пакистаном, Индией и другими странами. Имеются межправительственные соглашения Казахстана, международные соглашения Генеральной прокуратуры, МВД и других ведомств по вопросам взаимодействия в борьбе с преступностью. Следует отметить, что вопрос о правовой природе и обязательности действия международных договоров Республики Казахстан глубоко не исследован. Поэтому возникла необходимость ознакомиться с исследованиями и публикациями российских ученых. Очевидно, что и среди российских ученых нет единого мнения по поводу правовой регламентации и обязательности действий договоров и соглашений об оказании правовой помощи. Так, В. М. Волженкина считает, что "Федеральный закон "О международных договорах РФ" в части уравнивания международных договоров, заключенных от имени РФ, с международными договорами от имени Правительства РФ и договорами межведомственного характера произвольно расширил полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти, что находится в коллизии с положениями ч. 4 ст. 15, пп. "о" и "к" ст. 71, ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В связи с этим в сфере уголовного судопроизводства при оказании правовой помощи по уголовным делам такие соглашения применяться не должны" <7>. -------------------------------- <7> Волженкина В. М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 6 - 9.
Т. Н. Москалькова и Н. Б. Слюсарь полагают, что договоры, заключенные МВД России с МВД других государств, относятся к категории международных договоров РФ межведомственного характера. Правовой статус этих договоров означает, что они не являются составной частью российской правовой системы и обязательны для исполнения сотрудниками органов внутренних дел России <8>. -------------------------------- <8> Москалькова Т. Н., Слюсарь Н. Б. Сборник соглашений МВД России. М., 1996. С. 4.
Межправительственные, межведомственные соглашения обязательны для исполнения представителями правоохранительных органов, поскольку ст. 2 Закона РК от 30 мая 2005 г. "О международных договорах Республики Казахстан" к международным договорам Республики Казахстан отнесены международные договоры, заключенные не только от ее имени, но и от имени Правительства РК и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК, а также центральных исполнительных органов РК (далее - центральные государственные органы) <9>. -------------------------------- <9> О международных договорах Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 г. // Ведомости Парламента РК. N 10. 2005. Ст. 144.
Несмотря на то что уголовно-процессуальным законодательством РК регламентировано международное сотрудничество судебно-следственных органов, международные договоры (конвенции, соглашения) заняли ведущее место в регулировании их взаимодействия по уголовным делам. Таким образом, необходимо отметить, что изучение практики реализации международных договоров по оказанию правовой помощи по уголовным делам показало, что казахстанский законодатель, как и российский, расширил полномочия центральных государственных органов. Практически всеми международными договорами Республики Казахстан об оказании правовой помощи по уголовным делам установлено, что при исполнении просьб иностранных государств применению подлежит национальное уголовно-процессуальное законодательство запрашиваемой стороны (ч. 2 ст. 525 УПК РК). По нашему мнению, практика применения международных договоров РК, регулирующих уголовное судопроизводство, не допускает противоречий ее уголовно-процессуальному законодательству. Применить нормы национального уголовного процесса при выполнении поручений иностранных государств - обязанность, а не право стран - сторон договора. Заметим, что если просьба о правовой помощи заявлена в форме или содержит процедуру, не предусмотренную законодательством запрашиваемого государства, то она расценивается как противоречащая ее законодательству и отклоняется. В УПК РК обозначено, что при исполнении поручения могут быть применены процессуальные нормы иностранного государства, если это предусмотрено международным договором РК с этим государством. Данный порядок руководства при исполнении ходатайств о правовой помощи предусмотрен как национальным законодательством, так и международными договорами РК о правовой помощи. Представляется, что этот принцип является базовым и в национальных законодательствах государств, с которыми Казахстан не заключил такие договоры. Однако есть примеры международных соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам, когда поручения и просьбы исполняются в соответствии с национальным законодательством. Так, в Соглашении между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой о правовой помощи по уголовным делам и выдаче лиц <10> регламентировано следующее: "Получившая запрос Договаривающаяся Сторона должна выполнить все необходимые процедуры в соответствии с ее национальным законодательством при исполнении поручений, имеющих отношение к запросу о совершении уголовного преступления, которое подпадает под действие пункта 2 статьи 1 <11>, и посланных компетентным органом подавшей запрос Договаривающейся Стороны" (ст. 3). Кроме того, в ст. 29 данного Соглашения обозначено следующее: "Если положениями настоящего раздела не предусмотрено иное в отношении процедуры выдачи и временного взятия под стражу, то применяется только законодательство запрашиваемой Стороны". -------------------------------- <10> Соглашение Республики Казахстан с Турецкой Республикой о правовой помощи по уголовным делам и выдаче лиц от 15 августа 1995 г. // Ведомости Парламента РК. N 8. 1999. Ст. 240. <11> Регламентирует выполнение процессуальных действий, пересылку и вручение документов, передачу вещественных доказательств, направление материалов дела, признание и исполнение решений суда, розыск лиц.
Большинство международных договоров Республики Казахстан об оказании правовой помощи по уголовным делам предусматривают в первую очередь применение национального законодательства. Лишь потом возможно применение законодательства другого государства и только при отсутствии противоречия. Например, Договором между РК и Монголией о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 22 октября 1993 г. <12> регламентировано, что "запрашиваемое учреждение при оказании правовой помощи применяет национальное законодательство своего государства". Далее по тексту Договора предусматривается возможность применения по просьбе запрашивающей стороны процессуальных норм другой договаривающейся стороны, если только это не противоречит национальному законодательству запрашиваемой стороны (ст. 15). Аналогичная процедура исполнения поручений и просьб предусмотрена в двусторонних договорах РК с Китаем, КНДР, Пакистаном. -------------------------------- <12> Договор между Республикой Казахстан и Республикой Монголия о взаимной и правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 22 октября 1993 г. // Международные договоры Республики Казахстан по оказанию правовой помощи: Сб. док. / Сост. Р. Н. Акпарова. Алматы, 2000. С. 160.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что национальные законодательства, а не нормы международных договоров должны быть определяющими в развитии международного сотрудничества и взаимодействия при расследовании уголовных дел. В силу этого эффективность оказания международной правовой помощи при расследовании преступлений должна обеспечиваться проработанным уголовно-процессуальным законодательством Казахстана. УПК РК впервые выделил самостоятельную главу, содержащую нормы, регулирующие взаимодействие органов, ведущих уголовный процесс, с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам, установил центральные органы и определил порядок сношений между данными органами и исполнения поручений. Анализ гл. 55 УПК РК показал, что необходимо регламентировать в ее содержании вопросы международного розыска лиц, подлежащих выдаче; розыска, ареста и конфискации имущества, добытого преступным путем; использования видеосвязи при оказании правовой помощи и т. д. В Модельном уголовно-процессуальном кодексе стран - участниц СНГ <13> уголовно-процессуальный кодекс признается единственным источником регулирования судопроизводства, в него включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которым подчиняются нормы национального УПК (ст. ст. 4, 5, 574 Модельного УПК). Модельный УПК стран - участниц СНГ допускает возможность введения в уголовный процесс любых процедур, предусмотренных международным договором (п. 3 ст. 6). Таким образом, международный договор получает приоритет перед внутригосударственным отраслевым законодательством. Данное положение закреплено в конституциях практически всех стран - участниц СНГ. -------------------------------- <13> Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств - участников СНГ // Приложение к информ. бюл. Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1996. N 10.
Наиболее распространенным видом взаимодействия органов расследования и судов Казахстана по уголовным делам является направление поручений за рубеж и их исполнение в соответствии с положениями Минской, Кишиневской конвенций и двусторонних международных договоров РК. Цель правовой помощи состоит в выполнении договаривающимися сторонами согласованных правил в сфере действия уголовных и уголовно-процессуальных норм по уголовным делам. Взаимное добровольное исполнение - обязательное условие. Как уже отмечалось, гл. 55 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан содержит основные положения о порядке взаимодействия органов, ведущих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам. Положения ст. 523 УПК РК являются руководящими для подготовки поручения за рубеж. В данной норме законодатель впервые закрепил, что поручения о производстве следственного действия направляются через Генерального прокурора РК, а судебного действия - через Министра юстиции РК либо их заместителей, либо уполномоченных должностных лиц, которые в необходимых случаях обращаются к посредничеству Министерства иностранных дел РК. При оформлении реквизитов поручения, кроме общеустановленных, необходимо соблюдать правила, предусмотренные соответствующим договором и обусловленные видом поручения. К ним относятся письменная форма, перевод на государственный язык исполняющей стороны, указание нужных сведений, приложение процессуальных и иных документов. Кроме того, суд, прокурор, следователь, дознаватель составляют поручение об оказании правовой помощи по выполнению процессуальных и иных действий на территории другого государства в письменной форме, на соответствующем бланке, подписывают и заверяют гербовой печатью органа, ведущего уголовный процесс. Как правило, поручение об оказании правовой помощи по мотивированному ходатайству соответствующего прокурора, суда направляется Генеральному прокурору, Министру юстиции РК. Генеральный прокурор, Министр юстиции решают вопрос о направлении поручения об оказании правовой помощи компетентному учреждению другого государства. Генеральная прокуратура РК рассматривает обращения по вопросам уголовного преследования, проведения дознания и предварительного следствия, выдачи и перевозки выданных лиц, сообщения о результатах уголовного преследования и всем другим вопросам, связанным с работой органов прокуратуры, внутренних дел, КНБ и в случаях, обозначенных международными договорами. Следует отметить, что решение об уголовном преследовании и о выдаче лиц относится к исключительной компетенции Генерального прокурора РК. Оказание правовой помощи по уголовным делам включает как направление международных следственных поручений за рубеж, так и выполнение аналогичных иностранных ходатайств. Большинство международных договоров РК предусматривают, как уже ранее отмечалось, оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных и иных действий, закрепленных законодательством запрашиваемой страны. В частности, путем вручения, составления и пересылки документов, проведения обысков, выемки, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения приговоров в части гражданского иска и других действий. Некоторые международные договоры предусматривают присутствие иностранных представителей при исполнении поручений представляемых ими стран. Это положение для исполнения стран - участниц СНГ впервые обозначено в Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" <14>. В международных договорах РК данный институт был регламентирован раньше. Так, в ст. 35 Договора между РК и Монголией о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 22 октября 1993 г. говорится о присутствии представителей одной из договаривающихся сторон с согласия другой договаривающейся стороны при выполнении ходатайства об оказании правовой помощи по уголовным делам. Аналогичную норму содержат международные договоры Казахстана с Узбекистаном (ст. 101) <15>, Литвой (ст. 74) <16>, Пакистаном (ст. 34) <17>. -------------------------------- <14> О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.: Закон Республики Казахстан от 10 марта 2004 г. // Ведомости Парламента РК. N 5. 2004. Ст. 24. <15> Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 2 июня 1997 г. // Международные договоры Республики Казахстан по оказанию правовой помощи. С. 91. <16> Договор между Республикой Казахстан и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 22 октября 1993 г. // Ведомости Парламента РК. N 22. 1998. Ст. 297. <17> Договор между Республикой Казахстан и Исламской Республикой Пакистан о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 августа 1995 г. // Там же. Ст. 298.
В апреле 2000 г. Казахстан ратифицировал Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ <18>, подписанный 4 июня 1999 г. в Минске. В данном многостороннем межгосударственном документе обозначено оказание содействия в выявлении, предотвращении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений. -------------------------------- <18> Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ от 4 июня 1999 г. // Международные договоры Республики Казахстан по оказанию правовой помощи. С. 151.
Национальное уголовно-процессуальное законодательство РК также предусматривает институт присутствия представителя иностранного государства. Так, в ч. 4 ст. 525 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан закрепляется присутствие представителя компетентного учреждения другого государства. При этом необходимо разрешение Генерального прокурора РК и регламентация в международном договоре. Однако в УПК РК не установлен порядок допуска представителей договаривающихся сторон к участию в производстве следственных действий. Очевидно, что этот пробел в национальном законодательстве необходимо устранить и внести соответствующее дополнение в УПК РК. По нашему мнению, редакция дополнения может быть следующей: "По предварительному согласованию до начала выполнения ходатайства иностранного государства суд, следователь, прокурор может рассмотреть дополнительную письменную просьбу его представителя о возможности задавать вопросы допрашиваемому участнику уголовного процесса. По результатам рассмотрения ходатайства необходимо вынести мотивированное постановление в случае как положительного, так и отрицательного решения. Дополнительные вопросы представитель задает только через лицо, производящее следствие и суд. Вопросы подлежат включению в протокол допроса. Протокол допроса должен быть переведен на государственный язык страны, откуда прибыл представитель".
Название документа