Организационные вопросы реабилитации лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом: опыт деятельности специализированных судов по наркотикам США и предложения по его внедрению в Российской Федерации

(Зиновьев В. В., Пенкин С. В.) ("Наркоконтроль", 2010, N 4) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОМАНИЕЙ И АЛКОГОЛИЗМОМ: ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СУДОВ ПО НАРКОТИКАМ США И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО ВНЕДРЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

В. В. ЗИНОВЬЕВ, С. В. ПЕНКИН

Зиновьев В. В., заместитель руководителя Международно-правового департамента ФСКН России - начальник Договорно-правового управления.

Пенкин С. В., начальник отдела договорно-правового управления Международно-правового департамента ФСКН России, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы деятельности в США так называемых наркосудов, в том числе: причины и условия создания таких специализированных судов по преступлениям, совершаемым наркозависимыми, система наркосудов и процедура их деятельности, используемые программы реабилитации наркобольных, финансирование таких программ и деятельность реабилитационных центров, медико-аналитическое обеспечение деятельности наркосудов. На основе изучения деятельности наркосудов делаются предложения по использованию наработанной в США практики.

Ключевые слова: наркоманы, больные наркоманией, наркозависимые, наркосуды, реабилитация наркозависимых, реабилитационные центры для наркозависимых.

The article considers the issues of activity in the USA of so called drug courts including: causes and conditions of creation of such specialized courts on crimes committed by drug dependants; the system of drug courts and procedure of activity thereof; programs for rehabilitation of drug patients; financing such problems and activity of rehabilitation centers; medical-analytics securing activity of drug courts. On the basis of study of activity of drug courts the authors make proposals with regard to the use of the US practice experience in this sphere.

Key words: drug addicts, drug patients, drug dependants, drug courts, rehabilitation of drug dependents, rehabilitation centers for drug dependants.

Одной из основных причин создания специализированных судов по наркотикам (далее также - наркосуды) в США стало резкое увеличение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, произошедшее в середине 80-х годов прошлого века. В этот период времени только в федеральных судах число обвиняемых в данной категории преступлений возросло почти в 2,5 раза. Принятые меры по ужесточению уголовных наказаний оказались неэффективными и привели лишь к перегрузке пенитенциарной системы. Лица, попадавшие в тюрьмы за незначительные преступления, оказывались вовлеченными в орбиту новых правонарушений и через некоторое время становились закоренелыми рецидивистами. В определенных случаях специальные медицинские программы помогали наркоманам выйти из порочного круга преступности, однако примерно в 90% случаев они оказывались неэффективными. Помимо этого обозначилась опасная тенденция приобщения к наркотикам все большего числа молодежи, в том числе из семей, относящихся к так называемому среднему классу, составляющему основу американской экономики. Таким образом, в конце XX в. США объективным образом были поставлены перед необходимостью поиска новых путей борьбы с наркотизацией населения и связанной с ней наркопреступностью, прогрессирующей галопирующими темпами. В этих условиях власти г. Майами (штат Флорида) решились на нетрадиционный на тот период способ борьбы с наркоманией - было решено основную массу наркоманов не отправлять в тюрьму, а реабилитировать и возвращать в общество. Уголовное законодательство в США отнесено к компетенции штатов, в связи с чем власти штата могут принимать подобные решения, внося изменения в законодательство штата. В 1989 г. в Майами впервые в рамках уголовного судопроизводства был выделен судья, который занимался исключительно мелкими (ненасильственными, не направленными против личности) преступлениями, совершаемыми наркоманами. Обвиняемому предлагалось вместо тюремного заключения пройти амбулаторно или стационарно программу реабилитации, направленную на излечение от наркотической зависимости. В случае успешного окончания программы обвинение снималось, дело "замораживалось" и уголовное преследование прекращалось. При этом необходимо отметить, что попытки научной проработки вопросов альтернативных методов борьбы с наркопреступностью предпринимались в США на всем протяжении прошлого столетия. Еще в 20-х годах XX в. специалисты в области правоохранительной деятельности, медицины и психиатрии все чаще озадачивались вопросом: что же является первичным в девиантной связке "наркомания - преступление": болезнь или склонность к криминальному поведению? В результате развернувшейся дискуссии по этому вопросу среди американских криминологов наметились две основные точки зрения. 1. Большинство наркоманов - это члены преступного мира, а наркомания - завершающая фаза их уголовной карьеры, в связи с чем они должны быть объектами жестоких репрессий. 2. Наркоманы - это в первую очередь оступившиеся законопослушные граждане. А болезнь, именуемая наркоманией, толкает их на совершение правонарушений. Вплоть до середины XX в. первое из этих положений было взято в качестве руководства к действию Федеральным бюро по борьбе с наркотиками и другими правоохранительными органами. Однако, как уже отмечалось, агрессивная политика государства по отношению к наркопотребителям имела прямо противоположный ожидаемому эффект. Так, после принятия в 1914 г. Акта Гаррисона наркоманы стали изгоями общества. К концу 1921 г. клиники для наркоманов были закрыты. Наркоманам отказывали в лечении, содержали в тюрьмах или психбольницах. Криминализируя наркоманию, Акт Гаррисона содействовал в широком смысле клеймению наркомании как вида преступной деятельности. Вопреки надеждам, в связи с принятием этого Акта число осужденных за наркопреступления из года в год росло. Наркомания стала неотъемлемым элементом криминальной субкультуры. В результате этого и по сей день в некоторых штатах наркопреступления составляют около 50% от числа всех совершаемых преступлений (например, в структуре преступлений, выявляемых полицией Майами, розничный сбыт наркотиков составляет 40%, а 80% от всех преступлений совершается из-за наркотиков, т. е. наркоманами в целях получения наркотика). Все это стало причиной переосмысления проблем наркотизации населения страны, и в дальнейшем криминологи уделили много внимания исследованию влияния уголовного правосудия на поведение правонарушителя, которое оно пытается изменить. Имеются в виду "приклеивание ярлыка преступника" (стигматизация) и "социальное обучение". Теоретики, практики-криминологи стали заявлять, что арест, следствие, приговор, тюремное заключение, а отсюда и навешивание ярлыка преступника более всего влияют на концепцию собственного "я" и последующее поведение личности. Будучи применима к наркоманам, эта теория подразумевает, что лица, которые не считали бы себя преступниками, будут считать себя таковыми, если к ним относиться как к преступникам. Ярлык преступника может усилить социально-экономическую изоляцию наркомана, который только из-за статуса наркомана уже имеет серьезные проблемы с социальной интеграцией. Второй аспект отрицательных последствий нахождения лица в системе уголовного правосудия касается такого эффекта тюремного заключения, как социальное обучение. Это значит, что заключенный, взаимодействуя и общаясь с другими заключенными, обучается различным видам преступного поведения. Как правило, после тюрьмы поведение лица еще более сфокусировано на преступных ролях, чем до нее. Таким образом, эффект социального обучения еще более укрепляет связь наркомании и преступности. Имеются и экономические трудности тюремного заключения. Так, один заключенный требует для содержания его в тюрьме 15 - 30 тыс. долларов в год, в зависимости от места содержания. Криминологи сделали закономерный вывод, что любая альтернатива тюремному заключению является экономически выгодной. Этим объясняется изменение общественной реакции на потребление наркотиков, поиск путей иного, чем тюремное заключение, воздействия на наркоманов. В этой связи во второй половине XX в. более подробно были исследованы связи наркомании с преступлениями против жизни и здоровья. В результате изучения было установлено, что насильственные преступления представляют собой небольшую долю от общего количества преступлений, совершенных наркоманами. По данным американских ученых, в 1989 г. изученный массив наркопреступников совершил лишь 6 тыс. насильственных преступлений, что составило тогда около 3% от числа всех правонарушений, совершенных наркозависимыми. Все это привело к тому, что от политики войны с наркоманами США в настоящее время перешли к более взвешенной стратегии, обеспечивающей воздействие на два основополагающих феномена рассматриваемого явления - "спрос и предложение наркотических средств". И если на снижение предложения наркотических средств направлены в первую очередь карательные меры воздействия, то борьба со спросом на наркотики осуществляется во многом силами специализированных наркосудов, путем сочетания правоохранительных и терапевтических методов воздействия на правонарушителей. В апреле 1989 г. в Филадельфии была проведена национальная конференция работников судебной системы. Представители судебной системы признали наркоманию в первую очередь тяжелым заболеванием и подчеркнули важность лечения как базового средства сокращения спроса на наркотики и сокращения числа преступлений, связанных с наркоманией. Опыт работы наркосудов в Майами стал широко распространяться в США, и к 2009 г. более половины всех уголовных судов в стране (юрисдикций), а именно 2459, во всех 50 штатах, округе Колумбия, а также в Пуэрто-Рико, на Гуаме и северных Марианских островах, имели специализированных судей по делам, связанным с указанной выше категорией преступлений. Из них почти четверть (482) предназначена для исправления несовершеннолетних наркоманов и 272 - для "семейной терапии". 83 суда функционируют в индейских резервациях. Еще более 200 таких судов находятся в стадии формирования. Наркосуды - это элементы судебной системы США. Решения о создании наркосудов в каждом штате и в каждой юрисдикции принимаются самостоятельно. Отдельных федеральных нормативных актов или актов штата, регламентирующих деятельность наркосудов, не существует. Они работают в рамках общего уголовного судопроизводства, а не как самостоятельная судебная система. То есть наркосудьи - это судьи особой специализации, проходящие, в отличие от обычных судей, междисциплинарную подготовку. Решение о том, кто из судей будет наркосудьей, принимает председатель суда. При этом судья наркосуда вправе рассматривать также другие дела в обычном порядке. Однако на практике, учитывая большую занятость таких судей вопросами судопроизводства, связанными с реабилитацией наркозависимых, в случае выхода обвиняемого из программы, его дело по существу рассматривает, как правило, другой судья. И напротив, обычный суд, рассматривающий дело о мелком сбыте наркотиков, о кражах из автомашин, дорожно-транспортных происшествиях без смертельного исхода и других подобных ненасильственных преступлениях, совершенных наркоманами, по представлению прокурора или по ходатайству стороны защиты (обвиняемого или его защитника) может принять решение о передаче дела в наркосуд. Решение о направлении материалов в наркосуд может быть принято также прокурором на стадии подготовки материалов к судебному рассмотрению. При передаче дела в наркосуд лицо должно признать себя виновным в инкриминируемом преступлении. В дальнейшем в наркосуде собственно преступление не исследуется и не рассматривается, устанавливается только потребность в лечении и выясняется возможность соблюдения условий прохождения программы реабилитации. Наркосуд может отказать в принятии дела и в участии лица в программе. При этом изучается личность обвиняемого и обстоятельства совершенного преступления. Во внимание принимаются сведения из полиции о характеристике личности, о наличии наркотической зависимости. Учитывается также мнение потерпевших, если таковые имеются. При этом процессе принятия решения о направлении обвиняемого в программу для судьи большое значение имеет также мнение прокурора, который оценивает степень общественной опасности конкретного обвиняемого. Мнение прокурора важно для судьи в первую очередь потому, что именно на прокуроре лежит ответственность за то, чтобы наркодилеры под маской наркоманов не уходили от уголовной ответственности, именно прокурор на основе оперативных данных о связях, контактах и образе жизни клиента должен определить, целесообразно ли пытаться лечить конкретного правонарушителя. Но в спорных моментах решающее слово остается за судьей. Программа применяется к лицам, страдающим наркотической зависимостью и совершившим административные правонарушения либо ненасильственные преступления небольшой тяжести (мисдиминор), а при определенных условиях - тяжкие (фелония) преступления. Критерии участия в программе являются практически единственными правилами, закрепленными в нормативных правовых актах. Участие в программе является добровольным, в связи с чем обвиняемый имеет возможность отказаться и понести вместо этого общеустановленное уголовное наказание. Как свидетельствует практика, 80 - 90% обвиняемых, подходящих для программы, принимают решение участвовать в ней. И лишь оставшиеся 10 - 20% выбирают уголовное преследование либо отсеиваются прокурором. (Однако та же практика свидетельствует и о том, что лишь порядка 22% участников программы проходят ее до конца. Остальные возвращаются в систему уголовной юстиции.) В случае согласия обвиняемого на участие в программе наркосудья выносит соответствующее решение, подбирает подходящую программу (амбулаторную или стационарную) и назначает участнику программы куратора из числа сотрудников аппарата суда. В дальнейшем по мере прохождения программы ее участник обязан не покидать без разрешения судьи населенный пункт, являться на все предусмотренные программой мероприятия (групповые и индивидуальные тренинги, консультации и т. д.), дважды в неделю сдавать анализ мочи в лаборатории суда под контролем куратора на предмет выявления содержания в ней следов употребления наркотических веществ и примерно раз в месяц являться к наркосудье лично для мониторинга со стороны суда, насколько успешно проходит реабилитация. При этом в распоряжении наркосудьи имеются как результаты анализов, так и отчеты куратора. Соответственно, на этих заседаниях происходит формальное одобрение либо порицание со стороны суда хода реализации программы. Характерно, что ни положительные анализы мочи наркомана, ни его собственное признание о приеме наркотиков в ходе реабилитации, сделанное лечащему врачу, сотрудникам наркосуда или суду общей юрисдикции, включая суд штата, никогда не будут использованы против него в ходе уголовного преследования. Срок прохождения программы зависит от личности обвиняемого, его успехов в программе и от штата (например, в округе Колумбия стандартная продолжительность программы - 6 месяцев, в Майами - 1 год, а в Нью-Йорке - от 1,5 до 2 лет). В случае успешного завершения программы участник в зависимости от штата либо считается не имеющим судимости (Нью-Йорк, Майами), либо ему серьезно смягчается уголовное наказание (округ Колумбия). При этом во всех случаях его уголовное дело не прекращается, а считается "замороженным" (т. е. приостановленным), поэтому в случае повторного совершения преступления человеку назначается наказание как ранее судимому. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев участники программы в процессе реабилитации "срываются" и эпизодически употребляют наркотики. При этом судья вправе назначить оступившемуся участнику программы наказание, каким может являться денежный штраф, присутствие в течение нескольких дней на заседаниях наркосуда в качестве наблюдателя (с представлением впоследствии отчета наркосудье) либо даже тюремное заключение на срок до двух недель (иногда в удобное для обвиняемого время, чтобы тот не потерял работу или не был исключен из учебного заведения). Самое суровое наказание в наркосуде - это исключение из программы и передача дела в суд общей юрисдикции для назначения уголовного наказания. В этом случае подсудимый будет вынужден заплатить штраф за совершенные в отношении его лечебные и реабилитационные мероприятия в размере, определяемом судьей. Кроме того, наличие судимости будет означать для правонарушителя серьезное поражение в правах в виде ограничений, предусмотренных законодательством США: ему будет отказано в предоставлении кредитов, не примут на бесплатное обучение, лишат стипендии, не предоставят субсидию на приобретение жилья, лишат права управления транспортным средством, если он иностранец или апатрид - откажут в предоставлении гражданства США и выдворят за пределы страны и т. д. Как свидетельствует практика, без должной реабилитации после лечения воздержание от применения наркотиков может оказаться недолговечным, если правонарушители столкнутся с теми же самыми проблемами, которые способствовали возникновению у них наркотической зависимости. Для того чтобы этого не произошло, реабилитационная программа наркосуда на постоянной основе обеспечивает лечение и консультативную помощь, возможности для повышения уровня образования, профессиональную подготовку и трудоустройство, медицинское обслуживание и помощь в решении жилищных вопросов. Решение этих и других проблем берет на себя профессиональная команда психологов, социологов, юристов, а также специалистов иных профилей, работающих в специально созданных управлениях при наркосудах. Структура таких управлений во всех судах одинакова. Это директоры, координаторы, специалисты-эксперты в различных отраслях знаний, проходящие, как и судьи наркосудов, специальную междисциплинарную подготовку. Количество сотрудников таких управлений, например в Майами, составляет около 30 человек. Из руководителей подразделений состоит консультационный совет при наркосуде, который готовит рекомендации судье о способах лечения, реабилитации, необходимости дезинтоксикации, а также определяет адекватные объемы необходимой психологической, психиатрической и медицинской помощи. Отделы по образованию обучают нуждающихся чтению, письму, пользованию библиотекой и компьютером, обеспечивают получение образования по программам школы или колледжа, способствуют дальнейшему трудоустройству. Все это доступно любому участнику программы, мотивированному на излечение. С организационной точки зрения основной фигурой, вокруг которой происходит весь вышеописанный процесс, является наркосудья. Он направляет обвиняемого в совершении уголовного преступления на реабилитацию, назначает все необходимые исследования и анализы, лично рассматривает все текущие отчеты и принимает все ключевые решения. Но судья наркосуда не только контролирует ход исполнения программы. Он работает как психолог, поддерживая реабилитируемого, проявляя доброжелательную заинтересованность. Общение между судьей и правонарушителем играет в процессе реабилитации решающую роль. При этом для успешной работы наркосуда необходимо, чтобы и другие участники процесса работали сообща, как одна команда. В отличие от традиционной процедуры в процессе работы наркосудов происходит определенная "смена парадигмы", в рамках которой адвокат, выражаясь в фигуральном смысле, делает шаг назад, чтобы судья мог общаться с правонарушителями напрямую, а представитель обвинения занимает примирительную позицию. Все участники считают своей основной задачей возвращение правонарушителя к нормальной жизни. Понимая и правильно оценивая ограниченность силы принуждения для реабилитации наркоманов, наркосудья использует прагматическую стратегию вмешательства, основанную на постоянном развитии отношений между ним и правонарушителем, формируя у последнего серьезную мотивацию к реабилитации. Однако при этом судья понимает, что люди, употребляющие наркотики, эффективнее всего поддаются реабилитационному воздействию именно в кризисной ситуации, например, сразу же после первого ареста и взятия под стражу, т. е. тогда, когда они чувствуют себя загнанными в угол и понимают, что находятся на волосок от тюремного заключения. В связи с этим вмешательство судьи должно быть немедленным и открытым. Это означает, что наркосудьи предписывают участникам реабилитационных программ начать лечение немедленно после завершения слушания их дела в суде. По этой же причине меры надзора и лечения должны приниматься по отношению к правонарушителю сразу и осуществляться систематически, а реакция суда на нарушения программы должна быть сиюминутной и неотвратимой. Только в этом случае у реабилитационной программы появляются шансы на успех. По мнению американских специалистов, без повседневной контролирующей и координирующей роли наркосудьи программа обречена на неудачу. Поэтому успех внедрения программ альтернативного лечения в деятельность судов во многом связан с особым социальным статусом судьи в американской системе правосудия и, соответственно, с его высоким моральным авторитетом в обществе. Программа реабилитации реализуется на базе так называемых терапевтических коммун или центров реабилитации (далее - центр). В зависимости от личности участника программы, степени тяжести совершенного им деяния (или повторности преступления), а также иных заслуживающих внимания обстоятельств реабилитация происходит амбулаторно или стационарно. При амбулаторном режиме участник программы обязан ежедневно являться на групповые и индивидуальные занятия и консультации, своим поведением в повседневной жизни демонстрировать, что он твердо стоит на пути отказа от прежнего образа жизни, при этом ему необходимо иметь место жительства, где исключена возможность контакта с прежним кругом общения, и работу, дающую средства к существованию. Стационарную процедуру реабилитации наиболее наглядно можно продемонстрировать на примере лиц, страдающих героиновой зависимостью (хотя для США данный пример нельзя считать характерным, поскольку основное количество наркоманов употребляют кокаин, крэк или марихуану, а структура наркопреступлений по видам наркотиков, исходя из объема рассмотренных в наркосудах дел, выглядит так: 40% составляют дела, связанные с кокаином, 12% - дела, связанные с ЛСД, 11% - с героином и 37% - с другими наркотиками). Первоначально человек направляется в медицинское учреждение, где осуществляется его детоксикация и оказывается помощь, связанная с так называемой ломкой. Затем стационарно участник программы проживает в центре, где с ним работают преимущественно психологи, основная задача которых состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть наркотическую зависимость. В этих целях проводятся индивидуальные и групповые занятия, на которых участники рассказывают о своих проблемах, о трудностях, которые они не могут преодолеть самостоятельно. В данных занятиях, как правило, принимают участие успешные выпускники программы, которые на собственном примере рассказывают, как преодолеть наркотическую зависимость. Кроме того, в стационаре участников программы загружают несложной работой, помогают освоить какую-либо специальность, окончить школу или колледж, предоставляют возможность заниматься спортом либо творчеством. Согласно общераспространенной точке зрения первые месяц-два участника удерживает в программе исключительно страх оказаться в тюрьме, куда он попадет, если будет исключен из программы за нарушение условий либо сам ее бросит (силой никого оставаться не заставляют). Полностью сознательная мотивация, направленная на лечение, появляется лишь ближе к 6 месяцам пребывания в программе. Исключение из программы по инициативе ее администрации возможно в случае употребления наркотиков, асоциального поведения в отношении других участников (драка и т. д.), а также за сексуальные отношения (такие отношения в период нахождения в стационаре запрещаются). При этом администрация данной программы вправе не принять исключенного участника обратно, даже если наркосудья примет решение дать ему еще один шанс, если, по мнению администрации, исключенный участник является так называемым гнилым яблоком, т. е. крайне негативно влияет на остальных участников программы. В этом случае наркоману придется подыскивать другую программу. Основной целью нахождения в стационаре является помимо оказания лицу психологической помощи еще и изоляция от прежнего окружения, способствовавшего употреблению наркотиков. Контакты с внешним миром на данном этапе исключаются или осуществляются минимально под надзором или с разрешения администрации. При этом нужно иметь в виду, что успех программы во многом зависит от того, какое воспитание наркоманы получили в семье. В неблагополучных семьях подростки настолько десоциализированы, что им приходится вновь поэтапно осваивать все бытовые задачи: уборку помещений, стирку, мытье посуды и т. д. За время участия в программе наркоман поэтапно должен пройти своего рода "карьерную лестницу" путем накопления определенного количества баллов. Для повышения эффективности процесса программа реабилитации разделена на этапы, которые дают возможность наглядно продемонстрировать, как пациент исполняет постановления суда. Так, в нью-йоркском центре реабилитации Horizon House для обвиняемых в совершении фелонии предусмотрены три этапа по четыре месяца, а для обвиняемых в совершении мисдиминора - один этап в четыре месяца и два этапа по два месяца, которые необходимо пройти для успешного завершения программы. По завершении каждого этапа судья в торжественной обстановке вручает реабилитируемому соответствующий сертификат. При этом нарушение программы отнимает часть бонусных баллов и возвращает участника на начало проходимого этапа. В случае успешного прохождения первого этапа нахождения в стационаре участников программы могут начинать навещать родственники (члены семьи). При этом применительно к лицам, не достигшим 25 лет (Флорида), посещение родителями своих детей возможно, только если предварительно родители посещают так называемые групповые семейные консультации с психологами, где им помогают разбираться с проблемами, возникшими в семье, и устранять причины, способствующие употреблению наркотиков. На следующем этапе участнику программы разрешается в выходные дни покидать центр и ездить домой (это не касается несовершеннолетних). На последнем этапе реабилитации участника программы переводят на амбулаторный режим, т. е. он живет дома и посещает по отдельному расписанию занятия в центре. Проживание вне стационара возможно только в том случае, если у участника программы есть жилье, семья (родные - если они есть) и крайне желательна работа. Вышеприведенная последовательность этапов не является обязательной. В ряде случаев (в Майами чаще всего) весь курс реабилитации осуществляется амбулаторно и только при неоднократном нарушении условий программы участник переводится на стационарный режим. После окончания программы суды, используя возможности правоохранительных и иных государственных органов, еще примерно в течение пяти лет отслеживают судьбу выпускника. В случае рецидива, связанного с возобновлением употребления наркотиков и совершения на этом фоне выпускником программы нового ненасильственного преступления небольшой тяжести, лицо повторно может быть направлено наркосудом для прохождения программы. Однако, как показывает опыт, уровень рецидивизма среди лиц, успешно завершивших программу реабилитации в рамках деятельности наркосудов, в среднем составляет около 15%. Даже принимая во внимание относительность данной статистики, обусловленной во многих случаях невозможностью отслеживания дальнейшей судьбы выпускников программ по истечении порядка 5 - 7 лет с момента ее окончания, приведенные цифры значительно ниже уровня рецидивизма среди наркоманов, подвергшихся обычному уголовному преследованию, который составляет порядка 48%. По другим подсчетам, прошедшие через наркосуды лица на 13% реже подвергаются повторному аресту, на 34% - повторному осуждению и на 24% - повторному лишению свободы, чем условно осужденные наркоманы. Помимо этого эксперты утверждают, что система наркосудов позволяет экономить значительные бюджетные средства. Так, стоимость курса реабилитации одного человека составляет около 30 тыс. долл. в год. Это примерно столько же, сколько стоит в США содержание одного человека в тюрьме. Однако при этом происходит сокращение расходов на повторное уголовное преследование в случае рецидива, на повторное лечение, а также на ликвидацию негативных последствий совершаемых правонарушений. При этом, находясь на лечении, пациент, осуществляя трудовую деятельность, самостоятельно оплачивает около 50% его стоимости. По мнению специалистов, таким образом в целом по стране за год сберегается порядка 1 млрд. долл. Центры реабилитации (терапевтические коммуны) являются негосударственными организациями, получившими лицензию на соответствующий вид деятельности и реализующими соответствующие программы на возмездной основе. Так, например, центр реабилитации для лиц, не достигших 25 лет, Here's Help в г. Майами, как и любой другой реабилитационный центр, является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свою деятельность на базе основной лицензии на образовательную деятельность, выдаваемую Департаментом образования и семьи штата Флорида. Все дополнительные виды деятельности, осуществляемые центром, лицензируются отдельно. Типичная процедура лицензирования центров такова, что вновь открывшийся центр при условии соответствия всем лицензионным требованиям сначала получает так называемую пробную лицензию сроком на 1 год. В случае успешного осуществления деятельности в течение первого года центр получает уже основную лицензию также на 1 год с условием ее ежегодного пролонгирования. Лицензионный контроль не носит планового периодического характера, а осуществляется лицензирующим органом в любое нужное для него время. Количество контрольных проверок также ничем не ограничено. Лицензия может быть отозвана в случае нарушений в деятельности центра или предоставлении некорректной финансовой отчетности. Все реабилитационные центры наркозависимых в штате Флорида являются членами профсоюзной организации - Совета реабилитационных центров. При центрах существуют попечительские советы, куда помимо руководства центра входят также представители властей штата и спонсоров (благотворителей). Наличие такой структуры обусловлено тем, что финансирование программ осуществляется за счет самых разнообразных источников. Наиболее типичен следующий перечень источников финансирования: 1) общегосударственные программы финансирования здравоохранения (medi-health и medicare) - поскольку лечение от наркотической зависимости включено в перечень страховых случаев по программам медицинского страхования; 2) специальные гранты за счет бюджетов штатов, выделяемые по определенным правилам; 3) средства благотворительных организаций и спонсоров; 4) личные средства участников программы - не всегда, но в большинстве случаев участие в программе является платным для человека. Разброс платы при этом достаточно велик (от 10 до 100 долларов в неделю) и зависит от штата и от программы (полностью частная или функционирующая при активной государственной поддержке и т. д.). Контроль за целевым расходованием финансовых средств осуществляют как штатные бухгалтеры, так и независимые внешние аудиторы, которые предоставляют отчеты о целевом расходовании средств каждому лицу, давшему деньги (кроме участников программы). В центре есть медицинский пункт, стоматологический кабинет, тренажерный зал, обычные и компьютерные учебные классы, профессиональные студии по интересам. Штатных педагогов в центре нет, все привлекаемые педагоги являются сотрудниками соответствующих учреждений образования. Аналогично складывается ситуация с медицинской помощью, оказываемой участникам программы. Сама программа в комплексе не является медицинской. Детоксикация наркомана (в случае необходимости) осуществляется в специализированных медицинских учреждениях, а на базе центра оказывается только самая необходимая медицинская помощь общесоматического профиля, причем зачастую силами привлекаемых, а не штатных медицинских работников. Нахождение в реабилитационном центре Here's Help, как и в любом другом, свободное. За реабилитационной помощью нуждающиеся или их родители могут обратиться и самостоятельно (без суда). В любом случае руководство центра оставляет за собой право выбора - оставить обратившегося или направленного наркосудом пациента или отказать ему в приеме. В любой момент желающий может покинуть центр, но для участников программ наркосудов это означает исключение из программы. Оставшиеся обязаны подчиняться установленному распорядку, который включает в себя обучение по школьному общеобразовательному курсу (занятия ведут обычные учителя, экзамены сдаются по типу ЕГЭ), занятия спортом, выполнение определенных работ по обеспечению центра и получение профессии, отказ от потребления наркотиков и алкоголя, а до 18 лет и от курения. Основной метод работы центра - это трудотерапия, целью которой является привитие реабилитируемым в непрерывном контакте с психологами, воспитателями, педагогами полезных профессиональных навыков, овладение какой-либо профессией. На регулярной основе с воспитанниками центра проводят беседы полицейские, сотрудники других правоохранительных органов. Периодически центр посещает судья наркосуда, чтобы на месте убедиться в эффективности прохождения реабилитационной программы. Полная ежедневная занятость реабилитируемых обеспечивает отчуждение их от субкультуры улицы, сделавшей их преступниками. На первоначальных этапах все контакты с внешним миром полностью исключены. В связи с этим посещение родителями возможно с разрешения руководителя центра, но при этом с обязательным контролем консультанта за ходом беседы. Основной задачей штатных работников центра является обеспечение необходимых условий проживания и обучения участников программы, поддержание дисциплины и контроль за соблюдением установленных правил. Важным условием функционирования подобных программ является также полная конфиденциальность информации, полученной от участника программы в ходе групповых и индивидуальных занятий. Ни при каких условиях данная информация сотрудниками центра не передается ни в полицию, ни в суд. В отношении лиц, не достигших совершеннолетия, данное правило дополнительно подкрепляется общим по всей стране принципом полной конфиденциальности всего, касающегося жизни несовершеннолетних. Особенностью формирования системы наркосудов в США является то, что процесс их становления был обусловлен исключительно негативным развитием наркоситуации в стране и связанной с этим необходимостью поиска новых путей борьбы с наркопреступностью. Иными словами, это был путь "проб и ошибок", не подкрепленный на первоначальном этапе наличием каких-либо административных и правовых "рычагов". Возникнув в результате инициативы, проявленной на низовом уровне, наркосуды некоторое время не представляли собой системы в ее современном понимании. До середины 1990-х гг., несмотря на сходство многих программ наркосудов, для них не существовало никаких стандартов. И только в 1997 г. усилиями Министерства юстиции США и специально созданной Национальной ассоциации профессиональных работников наркосудов, основной задачей которой стало определение основных стандартов и принципов деятельности наркосудов, был подготовлен и опубликован документ "Суды по делам о наркотиках: основные компоненты", в котором описываются 10 нижеследующих компонентов структуры наркосудов (принципов их деятельности). 1. Наличие специальной инфраструктуры, позволяющей объединить терапевтические методы борьбы с наркоманией с судебным преследованием. Руководители программы должны создавать оргкомитет, который иногда называется комитетом ресурсов или консультативным советом. Этот комитет помогает программе заручиться широкой общественной поддержкой. В состав комитета могут входить все члены группы суда по делам о наркотиках наряду с представителями учреждений, занимающихся лечением психических заболеваний, учреждений профессионального обучения, общеобразовательных учреждений, местной школьной системы, местного бизнеса, местных органов власти, религиозных общин и других заинтересованных граждан. Оргкомитет может разрабатывать рекомендации относительно стратегий и процедур, собирать финансовые ресурсы и помогать программе в работе и организации специальных проектов. 2. Отсутствие состязательности процесса. Если в традиционной системе правосудия обвинитель и защитник действуют как состязающиеся стороны, когда обвинитель представляет всю полноту интересов штата, а адвокат защиты - всю полноту интересов клиента, то в наркосуде как обвинитель, так и защитник работают в группе суда по делам о наркотиках, уделяя основное внимание выздоровлению участника программы, наряду с другими работниками суда дают судье рекомендации относительно применения санкций или поощрительных мер, с тем чтобы пробудить у участника программы мотивацию к лечению и социальной реабилитации. 3. Раннее выявление потенциальных клиентов программ реабилитации и незамедлительное вовлечение их в деятельность наркосудов. Научные исследования в этой области показывают, что люди, приступившие к лечению от наркотической зависимости, добиваются большего успеха, если наступление лечения ускоряется каким-либо кризисным моментом, например арестом или слушанием в суде в связи с нарушением требований условного наказания. Как только определяется, что нарушитель соответствует требованиям участия в программе, его вовлекают в программу и отдают под надзор суда. 4. Доступ к широкому спектру медицинских и социальных услуг. Необходимым условием осуществления деятельности наркосудов является возможность непрерывного предоставления услуг, связанных с лечением и реабилитацией правонарушителей, страдающих от наркотической зависимости. Помимо лечения суды по делам о наркотиках должны организовывать для таких правонарушителей консультации, проводимые психиатрами, профессиональное обучение, продолжение образования, предоставление по месту жительства медицинских и иных необходимых услуг. 5. Обязательные регулярные медицинские анализы. Необходимым условием реализации программ является постоянный контроль участников на предмет употребления наркотиков. Для этого очень часто производится взятие анализов в произвольное время. Характерно, что во многих случаях участники программ называют проведение анализов на употребление наркотиков одним из самых важных факторов своего выздоровления. 6. Применение метода "кнута и пряника". Важное значение в процессе реабилитации имеет адекватная ответная реакция наркосудов на поведение участников. Проведение регулярных встреч между судьей и участником дает возможность реагировать на соблюдение или несоблюдение правил и предписаний программы путем применения немедленных санкций или мер поощрения. Подобные формы реагирования имеют целью привить участникам мотивацию для изменения своего поведения и обычно не направлены на наказание. Формы реагирования, не связанные с наказанием и поощрением, могут также включать в себя изменение объемов лечения для участника в результате прогресса в его поведении. 7. Наличие обратной связи между наркосудьей и участником программы. Подобно проведению анализов на употребление алкоголя или наркотиков, взаимодействие между судьей и правонарушителем также часто называется участниками программ наркосудов важным элементом в достижении ими успеха на пути своего исправления. Поскольку судья в течение нескольких месяцев регулярно встречается с участником, между ним и участником устанавливаются особые отношения, не наблюдаемые в обстановке обычных судебных заседаний. 8. Непрерывный мониторинг и оценка эффективности программы по отношению к каждому участнику. Какими бы успешными ни были программы наркосудов, без сбора заслуживающих доверия данных и проведения разносторонней оценки об этом успехе можно будет судить только по отдельным примерам. В рамках программ наркосудов в обязательном порядке осуществляется сбор базовой информации об участниках, включая сведения об их наркологическом лечении, медицинском обслуживании, демографических данных, криминальном прошлом и предъявленных им в настоящее время обвинениях. Консультационные советы при наркосудах должны ставить перед собой четкие цели и задачи, а затем структурировать оценку, чтобы с ее помощью можно было измерять масштабы достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач. Как члены консультационного совета, так и те, кто финансирует реабилитационные программы, должны видеть доказательства их эффективности. 9. Междисциплинарная подготовка специалистов. Поскольку создание наркосудов влечет коренные изменения в системе уголовного судопроизводства и лечении правонарушителей, все сотрудники, участвующие в программах, должны четко понимать задачи, стоящие перед ними. При этом каждый из них должен совершенствовать свои знания в области самых современных научно обоснованных практических методов. Судам по делам о наркотиках следует расширять возможности получения подобного образования, побуждать членов своих групп постоянно повышать общеобразовательный и профессиональный уровень. 10. Межведомственное сотрудничество антинаркотических судов, иных государственных органов, а также общественных организаций. Суд по делам о наркотиках должен устанавливать партнерские отношения с общественностью, которая обеспечивает поддержку их деятельности на местном уровне, тем самым повышая эффективность программы. Представители общественных организаций должны принимать участие в создании всевозможных оргкомитетов, помогающих штатным сотрудникам программ эффективнее использовать имеющиеся на местах ресурсы как в плане трудотерапии пациентов, так и в процессе их постлечебной социализации. Как правило, члены оргкомитетов работают в органах и организациях, обеспечивающих предоставление услуг, необходимых участникам программ. В настоящее время неукоснительное соблюдение описанных требований выступает необходимым условием получения федерального финансирования программ. Возможность выделения финансирования на уровне штата и местных органов власти также в значительной степени зависит от соблюдения наркосудами этих принципов. Проведенный анализ организации деятельности в США по реабилитации лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, позволяет сделать следующий ряд выводов и заключений. 1. Американский опыт, безусловно, представляет интерес как довольно успешный альтернативный способ борьбы с проблемой распространения наркомании, направленный на максимально гуманное отношение со стороны государства и общества к лицам, страдающим данным заболеванием. 2. Судебная и правоохранительная системы США находятся в постоянном поиске новых форм и методов воздействия на потребителей наркотиков. При этом система наркосудов представляет собой довольно гибкую конструкцию, позволяющую адаптировать общие принципы судопроизводства к особенностям законодательства того или иного штата. 3. Конкретные модели антинаркотических судов в различных регионах достаточно отличаются друг от друга по целевой аудитории, структуре, а также по подходам к вопросам судопроизводства и реабилитации ввиду правовых, социальных и иных особенностей разных штатов. Такая значительная дифференциация обусловлена в том числе тем, что процесс создания наркосудов в Соединенных Штатах начинался "снизу", в условиях отсутствия единой идеологии и нормативной правовой базы. Однако, учитывая однообразие принципов функционирования наркосудов, в настоящее время специалисты Национальной ассоциации сотрудников наркосудов активно прорабатывают вопросы стандартизации и унификации их деятельности. 4. Программа реабилитации наркоманов и алкоголиков в США не имеет ярко выраженного отраслевого характера: для успешного функционирования программы необходимы скоординированные усилия уголовного суда в лице наркосудьи (в первую очередь), прокуратуры, полиции, общественных (неправительственных) специализированных организаций, органов здравоохранения и образования. 5. Практика свидетельствует о том, что замена осуждения и отбывания наказания в местах лишения свободы лечением под надзором наркосуда не только позволяет вмешаться в судьбу наркомана и помочь ему освободиться от наркотической зависимости и адаптироваться в обществе, но также позволяет разгрузить правоохранительные органы, суды и учреждения исполнения наказания, сосредоточиться на борьбе с особо опасными преступниками. 6. Излечение наркоманов и освобождение от наркотической зависимости возможно только при наличии желания и устойчивой мотивации, которая может быть стимулирована угрозой применения уголовного наказания в случае исключения из программы реабилитации. 7. Объективное рассмотрение вопроса показывает, что помимо причин гуманитарного характера решающее значение имеют экономические причины, поскольку даже по самым скромным американским оценкам экономический эффект от реабилитации наркомана и возвращения его к нормальному образу жизни вдвое превышает затраты государства на содержание данного лица в тюрьме и на выплату компенсации потерпевшим от совершенного преступления. В связи с этим не случайно Президент США Барак Обама в своем бюджетном послании на 2010 финансовый год запросил у Конгресса США выделение дополнительно около 118 млн. долл. для обеспечения деятельности наркосудов. На основании изложенных выводов, а также принимая во внимание тот факт, что реализуемая сегодня в Российской Федерации новая антинаркотическая политика направлена на дифференциацию подхода к наркопотребителям и наркодилерам, интеграция в правоприменительную практику деятельности системы наркосудов, основанной на замене больным наркоманией реального лишения свободы условным осуждением с прохождением обязательного лечения, может оказаться эффективным инструментом сокращения наркотизации населения России. Однако при этом необходимо учитывать, что отсутствие возможности механической экстраполяции американской модели антинаркотического судопроизводства на российскую почву, обусловленной различиями правовых и судебных систем двух государств, требует серьезнейшей проработки этого вопроса. Это связано, во-первых, с необходимостью изучения общественного мнения по отношению к данной проблеме и описанному выше способу ее решения. Как отмечалось, даже несмотря на 20-летний опыт функционирования наркосудов в США, в настоящее время такие суды созданы только в половине юрисдикций страны. Это обусловлено в том числе и негативным отношением определенной части общества к предоставлению преступнику возможности избежать уголовного наказания. Во-вторых, требует изучения возможность существующей в России инфраструктуры судебной системы, правоохранительных органов, учреждений и органов системы исполнения наказаний, здравоохранения, образования, социального обслуживания, а также соответствующих негосударственных (общественных) организаций осуществлять скоординированные усилия по развитию системы наркосудов, реабилитации наркоманов и, что самое основное, их ресоциализации. Изучение работы данных органов в США показывает, что, несмотря на явный центр данных усилий - наркосудью и его аппарат, все иные государственные и общественные институты скоординированно и заинтересованно действуют в направлении возвращения наркомана к полноценной жизни в обществе. И даже несмотря на высокий уровень организации процесса в США, специалисты наркосудов подчеркивают, что часто сталкиваются с ситуацией, при которой участник программы боится ее успешно закончить, в том числе и потому, что после окончания программы в отсутствие дальнейшей государственной программы его реабилитации и поддержки человек вновь оказывается один на один со всеми своими проблемами (имеют место случаи, когда люди вновь начинали употреблять наркотики за две недели до окончания программы, причем уже явно не из-за зависимости, а от страха начинать вновь самостоятельное, без поддержки, существование). В-третьих, самым проблемным местом внедрения в российскую практику наркосудов является источник финансирования соответствующих мероприятий. Представляется маловероятным, чтобы, несмотря на предполагаемый экономический эффект от реабилитации наркоманов, финансирование программы могло осуществляться за счет перераспределения средств, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний на содержание ее учреждений и органов, поскольку существующая в России сметная модель финансирования государственных бюджетных учреждений (с 1 января 2011 г. - казенных учреждений) не позволяет гибко реагировать на изменение количества обслуживаемого контингента (кроме того, уменьшение финансирования данных учреждений и органов возможно только в том случае, если в настоящее время оно является достаточным). Финансирование данных мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования также затруднительно, поскольку система в настоящее время имеет серьезный дефицит, а кроме того - собственно медицинский компонент является лишь одним из элементов в программе реабилитации наркомана. Таким образом, программы могут быть запущены либо только за счет прямого бюджетного финансирования, либо за счет средств спонсоров (благотворителей). Резюмируя изложенное, при разработке практических концепций внедрения в Российской Федерации системы альтернативного лечения лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, следует учитывать необходимость: 1) внесения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство изменений, направленных на предоставление обвиняемому права в ходе предварительного расследования и рассмотрения дела судом заявлять ходатайство о принятии на себя обязанности пройти курс лечения от наркомании в качестве альтернативы уголовному преследованию; 2) развития сети медицинских наркологических и реабилитационных учреждений, предоставляющих медицинскую и реабилитационную помощь наркоманам по их лечению от наркотической зависимости; 3) развития и поддержки системы негосударственных организаций, оказывающих реабилитационную психологическую помощь лицам, проходящим курс лечения от наркомании; 4) создания органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетами условий для получения наркоманами профессионального образования, а также выделения дополнительных рабочих мест для лиц, проходящих курс лечения от наркомании; 5) изменения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-исполнительных инспекций, с целью обеспечения их деятельности по контролю за прохождением лечения лицами, которым наказание заменено на лечение от наркомании и алкоголизма, а также привлечения к этому контролю профессиональных психологов, представителей общественных организаций и других заинтересованных специалистов; 6) проведения в средствах массовой информации широкой кампании в поддержку внедрения вышеуказанной системы.

Название документа