Исполнение решения российского суда при выбытии должника в иностранное государство

(Богомолова М. Г.) ("Налоги" (журнал), 2010, N 6) Текст документа

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ РОССИЙСКОГО СУДА ПРИ ВЫБЫТИИ ДОЛЖНИКА В ИНОСТРАННОЕ ГОСУДАРСТВО <*>

М. Г. БОГОМОЛОВА

Богомолова Марина Геннадьевна, начальник отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В статье анализируются правовые вопросы принудительного исполнения обязательств в контексте возможного "выбытия" лица, на которое возложена обязанность по исполнению обязательств, за пределы Российской Федерации. Выводы автора имеют большое значение для развития правоприменительной практики и могут быть использованы в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: исполнительное производство, суд, Федеральная служба судебных приставов, должник.

The article analyses legal issues of compulsory execution of obligations in the context of possible withdrawal of a person who is obliged to execute obligations from the territory of the Russian Federation. The author's conclusions are very important for development of law-application practice and may be used in law-making practice.

Key words: executory procedure, court, Federal Service of Court Marshals, debtor.

В настоящее время процесс принудительного исполнительного производства, а также полномочия судебных приставов-исполнителей, как и в целом Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и их структурных подразделений, регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), который начал действовать с 1 февраля 2008 г. Основанием для возбуждения исполнительного производства является предъявление в одно из подразделений службы судебных приставов исполнительного документа, т. е. документа, на основании которого судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение возлагаемых на граждан и организации обязанностей по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. По общему правилу принудительное исполнение обязательств в отношении юридических лиц осуществляется по их юридическому адресу, адресу их представительств или филиалов либо по местонахождению их имущества. В отношении физических лиц принудительное исполнение осуществляется по их месту жительства, месту пребывания или местонахождению имущества. В качестве общего принципа исполнительного производства с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, законодатель устанавливает принцип национального правового режима. Это означает, что при исполнении судебных актов, актов иных органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на данных лиц распространяются положения Федерального закона "Об исполнительном производстве". В процессе исполнения возникают ситуации, когда должник, не исполнивший свои обязательства, изменяет свое место жительства (место нахождения). Если он перемещается в пределах Российской Федерации, то исполнение продолжается по новому месту нахождения на основании того же Федерального закона. Но что произойдет, если должник выезжает за пределы России? В соответствии с нормами международного права каждое государство обладает суверенитетом. Именно принцип суверенности отличает государство от иных публичных образований и предполагает недопустимость вмешательства одного государства в юрисдикционную деятельность другого государства. В соблюдение принципа суверенитета по общему правилу никакие юрисдикционные акты другого государства не могут непосредственно исполняться на территории Российской Федерации, и, в свою очередь, российские юрисдикционные акты не могут непосредственно исполняться на территории иностранных государств. Вышеупомянутые акты должны сначала пройти процедуру признания и получения разрешения на приведение их в исполнение (процедуру экзекватуры). Признание решения иностранного суда означает подтверждение гражданских и иных прав и обязанностей в такой же мере, что и решение отечественного суда. Международному праву известны различные методы и подходы к исполнению решений иностранных судов. В Российской Федерации решения иностранных судов не пересматриваются по существу, но обязательно выясняется то обстоятельство, что условия, установленные соответствующей конвенцией либо договором, соблюдены. В Италии для исполнения судебного решения требуются проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление непротиворечия акта публичному порядку страны суда и выполнение некоторых иных формальных условий. В Бельгии для осуществления принудительного исполнения необходимо проведение экзекватуры (особой процедуры по приведению в исполнение решений иностранных судов). В таких странах суд после рассмотрения соответствующего ходатайства выносит специальное постановление о разрешении исполнения. Французское законодательство допускает проверку решения иностранного суда по существу в суде Франции в том случае, если оно вынесено против французского гражданина. В Великобритании необходима регистрация решений в особом реестре, которая возможна при наличии ряда условий. На сегодняшний день существуют международные соглашения, предусматривающие возможность принудительного исполнения юрисдикционного акта на территории иного государства. Например, исполнительные документы, выданные арбитражными судами Российской Федерации, не нуждаются в прохождении процедуры признания и подлежат непосредственному исполнению на территории Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г. Причем взыскатель может направить исполнительный лист как в кредитную организацию должника, так и судебным исполнителям Беларуси. Для уточнения порядка и места возбуждения исполнительного производства на территории Республики Беларусь взыскатель может обратиться в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Володарского, д. 8, официальный сайт: www. court. by). По Соглашению о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенному в Киеве в 1992 г., на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) не требуют признания и могут исполняться непосредственно решения хозяйственных судов. Для исполнения решения в рамках данного Соглашения важно правильно подготовить ходатайство об исполнении. К ходатайству необходимо приложить: - должным образом заверенную копию решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство; - официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения; - доказательства извещения другой Стороны о процессе; - исполнительный документ. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, заключенная в Москве в 1997 г., позволяет производить исполнение решений по административным делам, но только по некоторым видам правонарушений (например, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо под воздействием наркотических средств; за невыполнение законного требования работника милиции об остановке транспортного средства и др.) и только на территории некоторых государств - участников СНГ, ратифицировавших данную Конвенцию (Беларусь, Казахстан, Армения, Таджикистан). Для рассмотрения ходатайства об экзекватуре необходимо наличие международного договора, ратифицированного Государством происхождения судебного решения и Государством его будущего исполнения, имеющего нормы, регулирующие возможность и порядок признания и исполнения решений иностранных судов. В настоящее время Российская Федерация является участником большого количества международных договоров. Среди них имеются соглашения, положения которых затрагивают вопросы принудительного исполнения судебных актов. В первую очередь необходимо назвать: - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г.); - Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в Нью-Йорке в 1958 г.); - Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в Киеве 20 марта 1992 г. государствами - участниками СНГ); - Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в ред. Протокола от 28 марта 1997 г.) (заключена в Минске 22 января 1993 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ)). Российская Федерация является преемником СССР по ряду двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (международные договоры с Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Греческой Республикой, Королевством Испания и др.). Среди заключенных Российской Федерацией международных договоров по указанным вопросам следует также отметить договоры с Аргентинской Республикой, Республиками Беларусь, Молдова, Польша, Латвийской, Литовской Республиками и др. Учитывая особенности исторического развития России, на сегодняшний день наиболее востребованной в сфере трансграничного исполнения судебных решений является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске в 1993 г. между государствами - участниками СНГ (далее - Минская конвенция 1993 г.). Согласно Минской конвенции 1993 г. каждая из Договаривающихся Сторон признает и исполняет вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Для исполнения решения суда на территории государства - участника СНГ необходимо подать ходатайство в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению, приобщив документы, предусмотренные ст. 53 Конвенции. Ходатайство на территорию иностранного государства следует подавать через суд, вынесший решение в первой инстанции. В тех случаях, когда обязанное лицо (должник) выезжает в государство, заключившее с Россией двусторонний договор о правовой помощи по гражданским и семейным делам или являющееся участником международной конвенции, в которой участвуют Россия и государство пребывания должника и которая предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений, никаких дополнительных мер при выезде должника за рубеж не требуется. Истец вправе взыскать долг в судебном порядке на территории Российской Федерации и получить исполнение по вынесенному судебному решению в порядке, предусмотренном договором о правовой помощи или международной конвенцией. Если взыскание на территории России уже производилось (службой судебных приставов, кредитной или иной организацией), можно продолжить взыскание на территории иностранного государства, подав соответствующее ходатайство. Судебный пристав-исполнитель в случае установления (самостоятельно или по сведениям взыскателя) выезда должника на постоянное место жительства в иностранное государство обязан окончить исполнительное производство, возвратить исполнительный документ взыскателю с актом о невозможности взыскания, разъяснив при этом право взыскателя ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства об исполнении решения российского суда и порядок экзекватуры. Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязан выдать взыскателю документ (справку либо постановление) об имеющейся задолженности на момент окончания исполнительного производства, заверенную подписью и гербовой печатью. На практике чаще всего ходатайства о признании решений на территории иностранного государства касаются взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В соответствии с действовавшим до 1996 г. Законом СССР "О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР" лица, выезжающие на постоянное жительство в иностранное государство, должны были представить письменное заявление законных представителей несовершеннолетних детей о том, что те не имеют к ним претензий по предоставлению содержания. Таким образом, происходило нарушение прав получателей алиментов и действующего законодательства, поскольку такое заявление фактически означало отказ от прав на алименты, что противоречит закону и не соответствует интересам получателей алиментов. Действующий Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 118 СК) предусматривает возможность заключения соглашения об уплате алиментов с лицом, выезжающим на постоянное жительство в иностранное государство, в котором стороны вправе предусмотреть любой способ предоставления содержания лицам, имеющим право на получение алиментов. В частности, алименты могут периодически переводиться лицом, находящимся в иностранном государстве, их получателю; единовременно выплачиваться в твердой денежной сумме в момент выезда. Возможно также предоставление в счет алиментов определенного имущества (например, квартиры, дома, земельного участка, ценных бумаг и др.). Соглашение об уплате алиментов может быть заключено между сторонами независимо от того, имеется ли у Российской Федерации с государством, в которое выезжает плательщик алиментов, международный договор о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. При недостижении соглашения суд вправе по иску заинтересованного лица определить размер алиментов в твердой денежной сумме, подлежащей единовременной выплате. Определяя сумму алиментов, а также стоимость имущества, которое может быть передано в счет уплаты алиментов, суд учитывает материальное и семейное положение сторон и другие заслуживающие внимания обстоятельства. При этом сумма алиментов должна быть достаточной, если это позволяет материальное положение плательщика, для обеспечения получателя алиментов средствами к существованию в размере прожиточного минимума. Следует учитывать размер ежемесячного дохода, который может быть получен при помещении единовременно выплаченной суммы в банк или иное кредитное учреждение, а также возможность получения дохода от предоставленного в счет алиментов имущества (например, от сдачи внаем квартиры или дома). Введение в Семейный кодекс Российской Федерации нормы о порядке уплаты алиментов в случае выезда плательщика в другое государство на постоянное жительство обусловлено, с одной стороны, закреплением свободы выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 27) и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации...") и, с другой стороны, необходимостью гарантированного материального обеспечения лиц, нуждающихся в получении алиментов, в случаях выезда за границу на постоянное место жительства лиц, обязанных их содержать. При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации...", вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного Постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы. Однако поскольку указанная мера определена законодательством как "временная", недостаточность средств у обязанного лица, а также отсутствие соглашения сторон об уплате алиментов при выезде лица, обязанного уплачивать алименты, на постоянное место жительства в иностранное государство или судебного решения о взыскании с него алиментов не является обстоятельством, абсолютно препятствующим выезду этого лица за рубеж. Существует Конвенция ООН "О взыскании за границей алиментов" (заключена в г. Нью-Йорке 20 июня 1956 г.), участниками которой являются около 70 государств, однако Россия в ней не участвует. В связи с неучастием Российской Федерации в названной Конвенции, а также в отсутствие двусторонних договоров России об оказании правовой помощи по семейным, гражданским, уголовным и иным делам с такими государствами, как ФРГ, Израиль, Франция, Великобритания, Индия и др., учитывая международно признанный принцип государственного суверенитета, принудительное исполнение решений российских судов на территории указанных государств практически невозможно.

Название документа Вопрос: Какой документ, подтверждающий статус дипломатического представительства, должен быть представлен в банк для открытия расчетного счета дипломатическому представительству иностранного государства? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Какой документ, подтверждающий статус дипломатического представительства, должен быть представлен в банк для открытия расчетного счета дипломатическому представительству иностранного государства?

Ответ: Статус посольств и консульств подтверждают документы об аккредитации дипломатического представительства в РФ. Статус иных дипломатических представительств подтверждают письма МИД России с указанием международного договора или решения Правительства РФ, на основании которого такой статус предоставлен.

Обоснование: В настоящее время отсутствуют разъяснения, которые определенно устанавливают состав документов, подтверждающих статус дипломатических представительств, необходимых для открытия в российских банках расчетных счетов дипломатических представительств иностранных государств. Для определения состава документов, подтверждающих статус дипломатического представительства, в рассматриваемом случае возможно использовать по аналогии положения Инструкции о порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре предприятий и организаций (утв. Госкомстатом РФ 22.12.1999 N АС-1-24/6483). Дипломатические и приравненные к ним представительства, в соответствии с п. 3.24 указанной Инструкции, представляют копию письма МИД России (без нотариального удостоверения) с подтверждением статуса представительства, приравненного к дипломатическому, с указанием в нем международного договора или решения Правительства РФ, на основании которого такой статус предоставлен (или документы об аккредитации дипломатического представительства в России). Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для посольств и консульств документами, подтверждающими статус дипломатического представительства, являются документы об их аккредитации в РФ. Статус иных дипломатических представительств подтверждают письма МИД России с указанием международного договора или решения Правительства РФ, на основании которого такой статус предоставлен.

В. Е.Ермакова Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 12.11.2010

Название документа