Зарубежные концепции организации криминологической профилактики рецидивной преступности

(Уваров И. А.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 6) Текст документа

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ <*>

И. А. УВАРОВ

Уваров Игорь Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент (начальник кафедры антикризисного управления в УИС Академии ФСИН России).

В статье проводится анализ основных криминологических концепций профилактики рецидивной преступности. На основе критического осмысления наиболее используемых концепций определяется приоритет отечественной криминологической профилактики.

Ключевые слова: криминологическая профилактика, пенитенциарная профилактика, рецидивная преступность.

The article analyses basic criminological conceptions of preventive works of recidivist crime. On the basis of critical evaluation of the most frequently used conceptions the author determines the priority of Russian criminological preventive work.

Key words: criminological preventive work, penitentiary preventive work, recidivist crime.

Профилактика преступности вышла из недр криминологии, поэтому многие проблемы, касающиеся исполнения наказаний, нашли отражение в зарубежных концепциях пенитенциарного предупреждения преступности. В развитии профилактик преступлений как самостоятельного раздела криминологии можно выделить два периода: первый (позитивистский) - с последней трети XIX в. по 20-е годы XX в.; второй (современный) - с 30-х годов XX в. по настоящее время. В истории пенологии возникало много школ, создававшихся отдельными авторами, и вряд ли есть смысл перечислять их все. Целесообразно, видимо, упомянуть те из них, которые получили широкое признание, и более подробно остановиться на направлениях, поддержанных большинством специалистов в области криминологической профилактики. По мнению Э. Х. Сатерленда и Д. Р. Кресси, в организации профилактики преступлений можно выделить следующие направления: классическое, картографическое, экономическое, типологическое, социологическое, индивидуального поведения и множественности факторов <1>. -------------------------------- <1> См.: Sutherland E. H., Cressey D. R. Principles of Criminology. 7-th ed., Philadelphia. New-York, 1966. P. 53 - 65.

Таким образом, как отмечает В. Фокс, в организации профилактики преступлений произошел сдвиг от первоначальной идеи защиты общества или благосостояния группы в сторону изучения правонарушения (классическая школа) и личности правонарушителя (позитивистская школа) <2>. -------------------------------- <2> См.: Фокс В. Введение в криминологию; пер. с англ. М., 1985. С. 47.

Для классической школы весьма важными представлялись правовые вопросы, тогда как позитивисты не придавали им значения и основное внимание уделяли вопросам перевоспитания отдельного правонарушителя. В числе других крупных школ, часто упоминаемых специалистами в области криминологической профилактики, можно назвать американскую социологическую школу и школу социальной защиты. Хотя многие специалисты считают их самостоятельными школами, другие склонны полагать, что они продолжают позитивистскую линию в криминологической профилактике <3>. -------------------------------- <3> См.: Мелешко Н. П., Тарло Е. Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран (криминологические проблемы сравнительного правоведения, теории, законодательная и правоприменительная практика). М., 2003.

Однако в целом надо отметить следующее. Известно, что рецидивная преступность по своему происхождению преимущественно постпенитенциарная, т. е. места лишения свободы продуцируют рецидивную преступность <4>. Тюрьма - "фабрика" преступности, считают западные криминологи <5>, поэтому с полным основанием можно выделить пенитенциарную профилактику в качестве неотъемлемого элемента, препятствующего этому. -------------------------------- <4> Многие специалисты относят сюда и пенитенциарную преступность. Такая позиция, по нашему мнению, может быть спорной, прежде всего потому, что наказание в виде лишения свободы в таком случае теряет свой смысл. <5> Нужно отметить, что и отечественные специалисты дают такую же оценку деятельности уголовно-исполнительной системы нашей страны (см., например: Хохряков Г. Ф. Криминология / Отв. ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 80).

Концепция классической школы криминологической профилактики преступлений так называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области предупредительной направленности наказания в виде лишения свободы. Воззрения этой школы были направлены против несуразностей и непоследовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия, в отправление которого судьи вносили свои собственные предубеждения. Результатом были жестокие наказания, свидетельствовавшие не о правом суде, а о мести, зачастую ничего не имея общего с правосудием. Чезаре Беккариа был принципиальным противником жестокости наказания, считая ее далекой от "природы общественного договора", несправедливой. Он высказал сомнения в какой бы то ни было пользе жестоких наказаний. "В те времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, - замечает он, - совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, разбойника" <6>. В условиях своего немилосердного времени Чезаре Беккариа выступил против смертной казни. -------------------------------- <6> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 84 - 85.

Принципы, рекомендованные Чезаре Беккариа, сводились к следующему: 1) основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей; 2) преступление должно рассматриваться как ущерб для общества; 3) предупреждение преступности значительно важнее наказания, а это означает, что закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность; 4) тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами, и дача показаний против соучастников в расчете на снисхождение есть "публичное удостоверение предательства", а потому она должна быть упразднена; 5) цель наказания - удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть; 6) тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить <7>. -------------------------------- <7> См.: Там же. С. 284, 291.

Воплощение идей классической школы во Французском уголовном кодексе 1791 г. породило свои проблемы. Игнорирование индивидуальных различий и значения конкретных ситуаций требовали такой степени гибкости, которой трудно было достичь. В Кодексе не было, например, раздельной оценки преступлений, совершенных впервые и повторно. Нереалистичен был и принцип назначения наказания исключительно на основе характеристики деяния, без учета того, совершено ли оно несовершеннолетним, умственно неполноценным или иным недееспособным лицом. Такой подход создавал определенные трудности в реализации тех видов наказания, которые назначались преступникам. В Англии наиболее значительной фигурой, оказавшей влияние на реформу пенитенциарного права в направлении восприятия концепций классической школы, был И. Бентам. Его идея о "felicific calculus", т. е. о том, что человек стремится получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала центральной для уголовного права того времени <8>. -------------------------------- <8> См.: Кузнецова Н. Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1974. С. 64.

Таким образом, классическая школа криминологической профилактики преступлений отказалась от господствовавших ранее представлений о сверхъестественных силах и "воле господней" как о началах, определяющих поведение человека, включая и преступное поведение, и заменила все это концепцией свободной воли человека и его умысла. Последующее развитие криминологической профилактики преступлений было основано на идее свободной воли; произошла замена принципов наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленные в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного. Концепции позитивистской школы в криминологической профилактике преступлений. Своим названием позитивистская школа указывает на стремление заменить отвлеченные рассуждения и философствование юридическими выводами и наблюдениями, основанными на серьезных доказательствах. От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к "причинности" преступления. Позитивисты не разделяют идей об индивидуализации ответственности, умысле, свободной воле и развивают мысль о некарательной социальной реакции на преступление. Родоначальник позитивистской школы - Чезаре Ломброзо. Проведенное им исследование физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмах позволило разработать классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Она включала следующие типы: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти, к которым относятся также политические маньяки; 4) случайные преступники <9>. -------------------------------- <9> См.: Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Сост. и предисл. В. С. Овчинский. М., 2004. С. 196.

По данным Чезаре Ломброзо, одна треть заключенных - это лица, обладающие атавистическими чертами, сближающими их с дикарями или даже с животными; другая треть - это пограничный биологический вид и, наконец, последняя треть - это случайные правонарушители, которые, видимо, никогда больше не совершат преступлений <10>. Эти классификации и создавали необходимые условия для оказания пенитенциарного профилактического воздействия. Проблема состояла в том, что Чезаре Ломброзо не видел необходимости в осуществлении такого воздействия в отношении большинства преступников. -------------------------------- <10> См.: Там же. С. 198.

Возможно, это является ключевым моментом в том, что классификация Чезаре Ломброзо не выдержала проверки временем, его объективный подход и научные приемы положили начало применению более строгих методов в криминологической профилактике. Чезаре Ломброзо постоянно подчеркивал необходимость непосредственного изучения индивида и в качестве основного выдвигал предположение о биологической природе характера и поведения человека. В более поздний период он модифицировал свою теорию и развил свои методы исследования, включив в них изучение социальных, экономических факторов и данных об окружении индивида. Но его подход к этим факторам как детерминирующим или казуальным всегда был "объективным" и "позитивистским". Основная мысль Чезаре Ломброзо заключается в том, что причина - это "цепь взаимосвязанных причин" <11>. -------------------------------- <11> Ломброзо Ч. Преступление. М., 1995. С. 103.

Энрико Ферри был одним из учеников Ч. Ломброзо и полагал, что государство должно стать тем основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей. Э. Ферри отвергал моральную ответственность индивида и отказывался от понятия наказания - воздаяния. Это полностью исключало воспитательно-профилактические функции наказания в виде лишения свободы. Преступник направлялся в места отбывания наказания только для того, чтобы "испытать страдания" за причиненное зло <12>. -------------------------------- <12> См.: Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В. С. Овчинский. М., 2005. С. 336.

Профессор Ю. М. Антонян справедливо замечает: "Кто бы ни критиковал Ч. Ломброзо, он должен помнить, что именно Ч. Ломброзо практически первым поставил в центр исследований саму фигуру преступника... Вот почему этому итальянскому врачу, несколько наивному и увлекающемуся, криминология обязана многим" <13>. -------------------------------- <13> Антонян Ю. М. Проблема причин преступного насилия в период восстановления криминологии // Криминологический журнал. 2001. N 1. С. 8.

Фрейдистские концепции получили распространение с начала XX в. под влиянием учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, основателя концепции психоанализа. Суть его теории состоит в том, что человек с рождения биологически обречен на постоянную жестокую борьбу антисоциальных глубинных инстинктов - агрессивных, половых, страха - с моральными установками личности. Эта борьба получила у Фрейда мифологическое наименование "комплекс Эдипа", "комплекс Герострата" и "комплекс Электры". Под влиянием этих комплексов современные психоаналитики называют их "комплексами неполноценности" (лица, не сумевшие удержать свои подсознательные антисоциальные влечения, совершают преступления) <14>. Главной задачей тюремной администрации в этом случае становилась попытка изменить такого рода влечения с тем, чтобы они имели позитивную направленность. -------------------------------- <14> См.: Фрейд 3. О психоанализе: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 176.

Определенный интерес представляет неофрейдистская теория Э. Фромма. В своей книге "Анатомия разрушительного в человеке" он утверждает, что человек не подвластен ни природе, ни обществу; человеком владеют страсти, укорененные в его характере. Одну группу страстей он называет "синдром поддержания жизни" - это любовь, солидарность, справедливость, разум. Другая группа именуется "синдром разрушения жизни" - это алчность, жестокость, садизм, эгоизм и т. д. Поведение каждого человека определяется, по мнению Э. Фромма, различным сочетанием в нем этих синдромов <15>. -------------------------------- <15> См.: Фромм Э. Открытия опровергающие инстинктивность. М., 1994. С. 132.

Э. Фромм, автор концепции "гуманистического психоанализа", отмечает, что злокачественные страсти поощряются неустроенностью социокультурного пространства, которое окружает человека и входит в его внутренний мир. Но создание человеку сносных материальных и жилищных условий не спасает от возможных вспышек его же агрессивности. Выход Э. Фромм видит в самосовершенствовании человека, во внутреннем изменении человеческой личности, в насыщении человеческой души любовью к жизни <16>. -------------------------------- <16> См.: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с нем.; авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М., 1994. С. 188 - 193.

Э. Дюркгейм утверждал, что индивид испытывает влияние "социальных факторов", к которым относятся внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований. При этом он исходил из того, что коллективные наклонности не сводятся к наклонностям индивидов, представляют собой нечто иное, чем сумма взглядов отдельных людей. Так, по его мнению, общественная мораль всегда строже и бескомпромисснее, чем индивидуальная. Мораль общества диктует конкретным людям правила поведения <17>. -------------------------------- <17> См.: Дюркгейм Э. Избранные труды. М., 1994. С. 139.

Социальная дезорганизация выражается в явлении аномии. Этот термин, заимствованный из теологического лексикона, буквально переводится как "безнормативность". Аномия понимается Э. Дюрктеймом как социальный факт, как такое состояние общества, при котором существенно ослабевает сдерживающее действие морали, и общество в течение какого-то времени не способно оказывать ограничивающее воздействие на человека. Общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее. Таким образом, Дюркгейм обнаруживает нормативный по своему характеру феномен - "аномия", являющийся, по его мнению, основной причиной преступности <18>. -------------------------------- <18> См.: Там же. С. 143.

В воздействии на преступность представители этого направления предлагают опираться не на машину подавления, а на системную перестройку основных начал общественной жизни: последовательное увеличение справедливости, честности, доброты, человеколюбия в обществе будет отрицать преступность. На начальном этапе значительную роль будет играть система пресечения преступлений (без карательных мер и связанной с ними стигматизацией). В последующем предполагается возможность эффективного воздействия на преступность без жестких мер. Эту устремленность, по мнению профессора С. М. Иншакова, можно считать выражением идеала гуманизма в теории криминологической профилактики преступлений <19>. К сожалению, в реальной практике полностью воплотить этот идеал пока не удалось никому. Однако многие рекомендации теоретиков профилактического интеракционизма реализованы на практике и дали положительные результаты: в большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде стран модифицировали таким образом, что полного отчуждения преступников от общества не наступает (их отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, они участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование, развивают творческие способности, для широкой публики организуют выставки своих работ и т. п.). Во многих странах возникли общественные движения связи с заключенными и оказания им помощи в период после освобождения из тюрьмы. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран неуклонно снижается, соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы. В ряде стран стало практиковаться неполное заключение, позволяющее заключенному продолжать заниматься своей обычной работой или учебой (в места заключения осужденный обязан являться вечером и в выходные дни). -------------------------------- <19> См.: Иншаков С. М. Криминология. М., 2000. С. 202.

Название документа